Программа вступительного экзамена по специальности 10. 02. 21 прикладная и математическая лингвистика Тема Сущность языка - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 1 134.79kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 01. 1 52.52kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 10. 02. 19 «Теория... 1 273.76kb.
Программа для вступительного экзамена в докторантуру по специальности 1 101.84kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 1 40.11kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 1 257.17kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих... 1 100.22kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 01. 1 85.12kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 1 245.69kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 1 306.52kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная... 1 266.27kb.
Аспирант 2 курса Порунцов Владимир Александрович 1 115.76kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа вступительного экзамена по специальности 10. 02. 21 прикладная и математическая - страница №1/1

Программа вступительного экзамена по специальности

10.02.21 – прикладная и математическая лингвистика

Тема 1. Сущность языка

1. Современная теория языка как общественного явления. Коммуникативно-социальная функция языка: язык есть важней­шее средство человеческого общения. Язык и другие средства об­щения.

Выразительно-познавательная и когнитивная функции языка. Роль языка в формировании, выражении и передаче мысли. Соот­ношение понятий "знание" и "значение".

Вторичные функции языка. Язык как память народа и отражение его истории. Язык как материал художественного твор­чества.

2. Два приема изучения языка: прямое наблюдение и метод моделей. Основные принципы лингвистического моделирования.

3. Языкознание и семиотика. Язык как знаковая система осо­бого рода. Вторичные знаковые системы и искусственные языки. Знак-отпечаток, знак-индекс, знак-символ (лингвистический знак).

4. Два подхода к трактовке термина "знак" и построению зна­ковой модели. «Треугольник» Дж. Пирса и Г. Фреге и соссюрианская модель знака. Знак как двусторонняя психическая сущность, которая включает:

1) означаемое, являющееся психическим отражением референ­та (т. е. объекта или ситуации внешнего мира);

2) означающее, т. е. психическое отражение сигнала.

Структура означаемого: денотат, десигнат, коннотат.

Значимость, т. е. положение знака в семиотической системе языка.

Валентность как прогноз на сочетаемость знака с другими знаками в тексте (речи).

Знакообразование (семиозис). Первичный и вторичный семиозис. Отношение языкового знака к пользователям языка (прагма­тика знака).

5. Модель речевой деятельности человека. Схема порождения, передачи и приема речевого сообщения:

1) отправитель (адресант) и приемник (адресат) сообщения, канал связи, метанаблюдатель;

2) референциальная среда и факт (референт);



  1. мотив, побуждающий отправителя к отражению факта и
    формированию сообщения; преобразование мотива в коммуника­тивно-прагматический оператор;

  2. уровни порождения сообщения: денотативный, десигнативный, лексико-грамматический, сенсорный (фонетический или гра­фический);

  3. тезаурус, лингвистическая компетенция, пресуппозиция;

6) зашумленность канала связи, избыточность как средство
борьбы с физическими и психолингвистическими шумами;

  1. прием и два пути расшифровки сообщения;

  2. процесс осмысления и понимания сообщения; функции со­циального и индивидуального знания и речемыслительной дея­тельности человека;

  3. реакции на принятые сообщения (нулевая реакция, дейст­вие, ответ, пополнение тезауруса и лингвистической компетен­ции).

Нейрофизиологические механизмы переработки речевого со­общения: нейрон, нейронная сеть, внутренняя речь.

  1. Стратификация языка и онтогенез речемыслительной дея­тельности (ребенок и язык). План содержания и план выражения.
    Исходные биологические предпосылки формирования материала
    содержания (отражение впечатлений внешнего мира) и материала
    выражения (способность к звукопроизводству, жестикуляции и
    т.п.). Обучение ребенка языку как процесс знакообразования
    (семиозис): кристаллизация форм (структур) содержания и выра­жения. Их заполнение соответствующим материалом, превра­щающимся в оформленную субстанцию содержания или выраже­ния. Односторонние (предзнаковые) сущности (фигуры) формы
    содержания (плерема) и формы выражения (кенема). Внутренняя
    форма (идиоэтническое своеобразие) отдельных языков. Гипотеза
    Потебни — Сепира — У орфа.

  2. Лингвистические антиномии (дихотомии): 1) внутренняя системность языка и внешние факторы, влияющие на его развитие и
    функционирование; 2) язык и речь, понятие речевой деятельности:
    система—норма—узус—речь; 3) парадигматика и синтагматика;
    4) язык и идиолект (проблема коллективного и индивидуального в
    речевой деятельности человека); 5) асимметрия знака; 6) синхро­ния и диахрония.

Рекомендуемая литература

Обязательная

Апресян ЮЛ. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966. С. 24-36, 55-64, 78-119.

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

Мослов Ю.С. Введение в языкознание: 3-е изд. М., 1998. С. 7—32.

Пиотровский Р.Г. Лингвистический автомат и его речемыслительное обоснование: Учебное пособие. Минск, 1999.

Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Яр­цева. 2-е изд. М, 1998.



Дополнительная

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики: Труды по языкозна­нию/ Перевод с французского. М., 1977. С. 40-61, 98-172.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М.( 1966. С. 225—229, 245-253; 2-е изд. М., 1975. С. 8-9, 248-253.

Тема 2. Язык и общество: происхождение языка и закономерности развития языков

1. Язык как историческое явление, связь появления и развития языка с возникновением и развитием человеческого общества. Раз­личные теории происхождения языка: звукоподражательная, меж­дометная, "рабочая" (Л. Нуаре, Г. В. Плеханов), социологическая (Ф. Энгельс), теория семиотического скачка (К. Леви-Сгросс).

2. Использование современных данных по зоопсихологии и палеонтологии, антропологии и антропогенезу для определения географии, хронологии и этапов формирования языка человека. Дриопитек — афарец — homo habilis — архангроп (питекантроп) — неандерталец (палеантроп) — кроманьонец (неоантроп) — совре­менный человек (homo innovatus).

Семиотический скачок при переходе от неандертальца к кро­маньонцу. Биологические предпосылки семиотического скачка и формирования устной речи:



  1. развитие коры головного мозга и специализация полуша­рий, являющаяся условием дифференциации денотата и десигната в означаемом лингвистического знака (свидетельство наскальной
    живописи);

  2. появление в левом полушарии мозга зон Брока и Вернике,
    специализация органов речи. Формирование членораздельной речи
    и отступление языка жестов.

Рекомендуемая литература

Обязательная

Алисова Т.Б., Репина Т.А., Таривердиева М.А. Введение в романскую фи­лологию. М., 1987.

Илъиш Б.А. История английского языка: 4-е изд. Л., 1966. С. 15—19.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания: 2-е изд. Мм 1975. С. 161— 210.

Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Аспент Пресс, 1996.

Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н, Яр­цева. 2-е изд. М., 1998.



Дополнительная

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. Линден Ю. Обезьяна, человек и язык. М., 1984. Уайт Э., Браун Д.М. Первые люди. М., 1978.
Тема 3. Звуковой строй языка (фонетика и фонология)

  1. Фонетика и ее место в материале и субстанции плана выражения. Акустика и физиология речи. Устройство речевого ап­парата.

  2. Классификация звуков речи (фонетическая парадигма звуков).

  3. Фонетическое членение речи (фонетическая синтагматика:
    фраза, синтагма, слог, звук в речевой цепи).

  4. Фонетические процессы (самостоятельная проработка).

  5. Фонология и ее место в структуре (форме) плана выраже­ния. Звук и фонема. Аллофон, архифонема и гиперфонема. Разли­чительные (дифференциальные) признаки фонемы. Оппозиция и
    нейтрализация. Фонема ударения и фонема тона.

  6. Фонологическая система языка и методы ее моделирования.
    Синергетика фонетики и фонологии.

  7. Разные подходы к определению фонемы (ленинградская и
    лондонская фонетические, московская и пражская фонологиче­ские школы, американская дистрибутивная лингвистика). Двухсту­пенчатая теория Ельмслева  Шаумяна: фонема как сигнальный
    "конструкт" (кенема) структуры плана выражения и материально
    реализующий его звукотип (графема), дифферснтор и реализую­щий его различительный признак.

8. Экспериментальная фонетика и ее методы: палатография, рентгенография, использование кимографа и осциллографа. Спек­трографический анализ. Синтез звучащей речи.

9. Народно-хозяйственное и дидактическое использование результатов теоретической фонологии и экспериментальной фонетики.



  1. Ленинградская и московская школы фонетики и фонологии.
    Сильные и слабые позиции фонемы.

  2. Принципы лингвистического моделирования и их реализа­ция на материале фонетики и фонологии.

Рекомендуемая литература

Обязательная

Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966. С. 36-54, 65-77.

Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977. С. 5-77.

ЗпндерЛ.Р. Общая фонетика. Л., 1960. С. 18-33, 80-105, 182.

Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. М., 1977. С. 33—48.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: 3-е изд. М., 1998. С. 33—84.

Пиотровский Р. Г. Моделирование фонологических систем и методы их сравнения. М.; Л., 1966. С. 15—25.

Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Яр­цева. 2-е изд. М., 1998.



Дополнительная

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

Зиндер Л.Р. Введение в языкознание: Сборник задач. М., 1987. С. 9—29.

Матусевич М.И. Современный русский язык. М., 1976. С. 52—60.
Тема 4. Лексикология и семасиология

  1. Словесный знак (слово, словосочетание) как единство зву­ковой (фонемной) или графемной формы и морфемного строения
    (означающего), с одной стороны, и значения (означаемого) — с
    другой.

  2. Лексикология — учение об означающем словесного знака в
    его соотношении с означаемым. Слово в языке (слово, лексема,
    каноническая или исходная форма слова, словоформа) и в речи 
    варианты слова и словоупотребление. Особенности и критерии
    определения границ слова в изучаемом и родном (русском) языках.

Слово графическое, фонетическое, функциональное. Распределе­ние информации в слове.

Корневая морфема и аффиксы. Формальные способы образо­вания словесных знаков: словосложение, словообразование, слово­сочетание. Свободные и фразеологические сочетания слов. Клас­сификация фразеологизмов.

3. Семасиология (семантика) — учение об означаемом знака.
Означаемое словесного знака в языке. Лексическое значение и по­нятие (словесный знак и субстанция содержания). Обобщающая
функция слова. Основные вопросы номинации. Концепт — отли­чительный признак, по которому строится десигнат словесного
знака. Сигнификат и место значения слова (фразеологизма) в семантической системе языка. Денотат и коннотат словесного знака
(см. также в теме 1: модель лингвистического знака). Компонент­ный (семный) состав значения. Мотивированность ("внутренняя
форма") слова и этимология. Прямое и переносное значения, вто­ричный семиозис. Эмоционально-стилистическая окраска слова.

Актуализация словесного знака в речи. Соотношение семанти­ки и прагматики.



  1. Виды асимметрии словесного знака: омонимия и полисе­мия, синонимия, единство означаемого и расчлененность озна­чающего во фразеологических сочетаниях слов. Паронимия (см.
    также: асимметрия знака как лингвистическая антиномия).

  2. Моделирование лексико-семантической системы языка и
    его реализация в тексте. Понятие семантического поля и семанти­ческого пространства. Семантические признаки. Континуальность
    и дискретность в языке.

Стилистическое расслоение словарного состава языка: книж­ная, разговорная, просторечная лексика, диалектизмы, жаргониз­мы, профессиональная и терминологическая лексика.

Терминологическая система и термин, обусловленность значе­ния и формы термина его положением (значимостью) в термино­логической системе.



  1. Антиномия синхронии и диахронии в лексике. Историче­ские изменения словарного состава языка. Архаизмы, историзмы и
    неологизмы. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значений слов и заимствование. Синергетика словарного состава.

  2. Лексикография. Типы словарей. Принципы выделения зна­чений и критерии их расположения в словарях. Статистическая и тезаурусная лексикография, ее использование для оптимизации преподавания языков, в народном хозяйстве и ИПС.


Рекомендуемая литература

Обязательная
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. — М., 1998.

Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 30-97, 184-190.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания: 2-е изд. М., 1975. С. 7-62.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики (пер. с фр. — Б. П. Нарумов). — М. : Логоς, 1998. — XXIX, 236 c.

Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Яр­цева. 2-е изд. М., 1998.
Дополнительная

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М, 1966.
Тема 5. Грамматика

1. Грамматика как сочленение структур (форм) плана выраже­ния и плана содержания. Грамматическое построение языка и его основные единицы: морфемы, слово (внутренняя синтагма), слово­сочетание (внешняя синтагма), предложение, сверхфразовое единство, знаковый характер этих единиц. Морфология, синтаксис и теория словосочетаний как основные части грамматики.

2. Морфема как единство морф и сем. Корень (лексическая
морфема) и грамматическая морфема. Словообразующие и формо­образующие морфемы. Понятие о нулевой морфеме. Синергетика
морфологии.

Основа слова как единство корня и словообразующей морфе­мы. Словоформа как единство основы и формообразующей морфемы. Понятие об аналитической форме применительно к германским и романским языкам.

3. Грамматическая категория. Ее знаковый характер (воплоще­ние грамматического значения в некоторой грамматической
форме). Особенности грамматического значения и его отличие от
лексического значения. Грамматические и понятийные категории.
Различие между грамматическими категориями разных языков.

Способы выражения грамматических значений: флексии (внутренняя и внешняя), супплетивизм, редуплексия, агглютини­рующие аффиксы, служебные слова, порядок слов, ударение, ин­тонация, музыкальный тон. Преимущественное использование от­дельных способов выражения грамматических категорий в изучае­мом, русском (родном) языках.

4. Части речи как синтаксико-семантические классы слов.
Признаки частей речи (семантические, словообразовательные,
морфологические, синтаксические). Система частей речи в изучае­мом языке и в родном (русском). Конверсия или переход слова
(или основы) из одной части речи в другую.


  1. Словосочетание как предмет "малого" синтаксиса. Словосо­четание и предложение. Способы организации словосочетания
    (согласование, примыкание, управление, рамочная конструкция,
    изафет) и их использование в изучаемом и русском (родном) язы­ках. Синергетика словосочетания..

  2. Предложение как основная коммуникативная и структурно-
    синтаксическая единица речи. Предложение и суждение; предло­жение и высказывание. Коммуникативное членение высказывания:
    тема и рема. Построение предложения и элементарные синтакси­ческие связи. Типы предложения по их структуре. Главные и вто­ростепенные члены предложения, предикативная связь.

  3. Синтагматика и парадигматика в грамматике изучаемого и
    русского (родного) языков, члены предложения и части речи.

8. Современные синтаксические теории и моделирование в
синтаксисе (грамматика непосредственно составляющих, трансформационный метод, генеративная грамматика, грамматика зави­симостей). Использование синтаксических моделей в компьютери­зованном преподавании языков и инженерной лингвистике. Си­нергетика синтаксиса.

Рекомендуемая литература

Обязательная

Апресян ЮЛ Идеи и методы современной структурной лингвистики М 1966. С. 149-160, 173-196.

Касевич В.Б. Элементы обшей лингвистики. М., 1977. С. 52—118.

Маслое Ю.С. Введение в языкознание: 3-е изд. М., 1998. С. 125—185.

Реформатский АА. Введение в языкознание. М.; Аспект Пресс, 1996.

Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Яр­цева. 2-е изд. М., 1998.



Дополнительная

Ахманова О.С. Словарь лингвистический терминов. М., 1966. БондаркоА.В. Грамматическое значение и смыс^. д., 1978. С. 142—154.

Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвисти^. м., 1959. Гл. V-IX.
Тема VI. Генеалогическая и типологическая классификации языков

  1. Генеалогическая классификация языков. Признаки генеа­логического родства языков: материальная близость корней, обо­
    значающих ряд жизненно важных понятий, а также слово- и фор­мообразующих морфем, регулярность фонетических и морфолого-
    фонетических соответствий. Сравнительно-исторический метод,
    его реализация на материале индоевропейских языков.

  2. Типологическая классификация языков. Морфологический
    (изолирующие, агглютинирующие, флективные, инкорпорирую­щие языки), формально-синтаксический (аналитические и синтетические языки), информационно-статистический, семантико-
    синтаксический (номинативный, эргативный, посессивный строй
    языков) и коммуникативный (тема-рематические, рема-
    тематические языки) варианты типологической классификации.
    Универсалии. Сопоставительный метод изучения языков.

  3. Развитие основных индоевропейских языков и их групп как
    иллюстрация основных закономерностей развития и формирования, взаимодействия и передвижения языков. Праязык и прароди­на. Попытки локализации индоевропейской прародины и путей
    расселения индоевропейцев. Распадение индоевропейского пра­языка (или единства диалектов) и образование индийской, иран­ской, славянской, балтийской, германской, кельтской, италийской
    и романской, а также других групп языков. Процессы интеграции:
    понятие субстрата и суперстрата (их роль при формировании анг­лийского, испанского, французского, отчасти немецкого, русского
    и других языков). Образование национальных языков и разнообра­зие путей их формирования. Языки народов бывшего СССР в
    постсоветскую эпоху. Английский" язык в современном мире.

  1. Современная лингвистическая карта мира. Индоевропей­ские, урало-алтайские, палеоазиатские, тибето-китайские, семит­ские и кавказские языки.

  2. История возникновения и формирования письма.


Рекомендуемая литература

Касевич В.Б. Элементы обшей лингвистики. М., 1977. С. 136-144.

Леман В.П. Новое в индоевропеистических исследованиях // Вопросы языкознания. 1991. № 4. С. 17-28.

Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Яр­цева. 2-е изд. М., 1998.

200 задач по языкознанию и математике: Сборник задач I-VH традиционных олимпиад по языковедению и математике. М.: Изд-во Мос­ковского ун-та, 1972.
Тема 7. Лингвистические технологии


  1. Социально-коммуникативные, семиотические и информа­ционные аспекты языка в эпоху научно-технической революции.
    Инженерно-математические модели в лингвистике, их использова­ние в народном хозяйстве, а также при оптимизации преподавания
    языка.

  2. Лингвистический автомат и его использование в распозна­вании и синтезе устной речи, для перевода иноязычных текстов и
    в других формах автоматической переработки текстов. Обучающий
    лингвистический автомат.

  3. Автоматические (машинные) словари и их роль в компьюте­ризации преподавания иностранных и родного языка.

Рекомендуемая литература

Пиотровский Р.Г. Лингвистический автомат (в исследовании и непре­рывном обучении): Учебное пособие. СПб., 2000.

Беляева Л. Н. Лингвистические автоматы в современных гуманитарных технологиях. — СПб.: ЛЕМА, 2007. — 130 с.

Беляева Л. Н., Виландеберк А. А., Девель Л. А., Ларченков И. Н., Мол­ча­нова С. В., Нымм В. Р., Петрова-Маслакова Т. Н. Лингвистические ре­сур­сы автоматизированного рабочего места филолога: Коллективная мо­нография. — СПб.: Инфо-да, 2004. — 184 с.
Тема 8. История лингвистических учений и современные пробле­мы

общего языкознания

1. Введение. Когнитивно-отражательная и коммуникативная


функции языка. Знак и коммуникативный процесс.

2. Философия языка и изучение языков в древнем мире:



  1. Египет и Междуречье;

  2. Китай, семиотическая природа иероглифики;

  3. Индия, учение Панини;

  4. Древняя Греция, Платон и его диалог "Кратил...", вклад
    Аристотеля в лекеико-грамматическое описание языков;

  5. Древний Рим.

  1. Языкознание в эпоху средневековья, Возрождения (Дан­
    те А.) и в XVH-XVIII вв.

  2. Становление научного языкознания. Сравнительно-истори­ческий метод. Мемуар Ф. де Соссюра. Индоевропеистика в наши
    дни (см. семинарские занятия).

  3. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта. Неогум-
    больдтианство — неолингвистика (Б. Кроче, К. Фосслер,
    Дж. Бонфанте, Л- Вайсгербер и др.).

  4. Психологическая лингвистика (X. Штейнталь, А. А. Потеб-
    ня). Современная психолингвистика.

  5. Младограмматизм и его последователи в XX в.:

  1. понятие фонетического закона, его географическая и хро­
    нологическая обусловленность;

  2. условия нарушения закона (вторичная, перебивающая ос­
    новной закон закономерность, аналогия, роль грамматической па­
    радигмы);

  3. лингвистическая география.

8. Реакция на младограмматизм:

  1. социолингвистика;

  2. отрицание фонетических законов у Г. Шухардта (концепция
    слова-вещи);

  3. творчество И. А. Бодуэна де Куртенэ.

9. Ф. де Соссюр и его "Курс общей лингвистики", дихотомии
(антиномии) языкознания.

10. Пражская лингвистическая школа. Актуальное членение В. Матезиуса, фонология Н. С. Трубецкого.



  1. Копенгагенская школа в языкознании. Л. Ельмслев и тео­
    рия стратификации.

  2. Фонология и дискуссии о природе фонемы. Ленинградская
    и лондонская (Джоунз) школы. Московская и Пражская школы.
    Американский дескриптивизм. Двухступенчатая теория фонемы
    Ел ьмслева-Шаумяна.

  3. Американская дескриптивная лингвистика (Л. Блумфилд,
    Э. Сепир, Джордж Л. Трейджер, Б. Блок, 3. Харрис и др.). Реак­ция на дескриптивизм Н. Хомского. Грамматика непосредственно
    составляющих, тагменный анализ.

14. Генеративная грамматика Н. Хомского. Трансформация
как метод и как концепция объяснения устройства языка. Транс­формация как интерпретирующий метод (логический синтаксис).

  1. Генеративная семантика. Концепция Ч. Филмора, У. Чейфа; семантический синтаксис, natural grammar.

  2. Современная прагматика.

  1. Лондонская лингвистическая школа. Функционально-
    системное описание языка в рамках концепции М. А, К. Хэллидея
    и в советском языкознании.

  2. Синтаксическая теория (русская традиционная школа,
    концепция Л. Теньера). Грамматика зависимостей на базе синтаг­матической теории.

  1. Языковые аспекты кибернетики (Мельников, с. 218-306).


Рекомендуемая литература

Обязательная

Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1984.

Гумбольдт В. фон. Избранные работы по языкознанию. М., 1984. С. 5— 32, 356-363.

Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. Выи I. М., 1960. С. 264-389.

История лингвистических учений. Л., 1980 (и ел.). (Древний мир, Средневековье).



Леман В.П. Статьи в журналах "Вопросы языкознания". 1987 № 2. С. 17-33; 1991. № 4. С. 5-30.

Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.; Л., 1938. С. 9-415.

Мельников Т.П. Системология и языковые аспекты кибернетики. М., 1978. Гл. 3. С. 218-306.

Общее и индоевропейское языкознание: Обзор литературы (ОИЕЯ). М , 1956. С. 15-54, 83-198.



Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980.

Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М, 1977. С. 269—561.

Хрестоматия по истории языкознания XIX—XX вв. / Сост. В.А. Звегинцев. М., 1956 (и ел.).



Дополнительная

Вельская Г. Встает забытый мир // Знание-сила. 1978. № 4. Долгопольский А Языки и проблема прародины // Знание-сила. 1975. № 6.

Одри Ж. Индоевропейский язык // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 21. М., 1988. С. 24-121.

Чаттерджи СК. Введение в индоарииское языкознание. М., 1977. С. 39—62.

Macczak W. Wieica Babel. Wrocuww-Warszawa-Krakyw, 1999.