Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 221400. 68 «Управление качеством» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 84.44kb.
Программа вступительных испытаний (тестирования) для поступления... 1 468.86kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 540100... 1 129.67kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 051000. 1 261.04kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Гидробиология» 1 49.6kb.
Программа вступительных испытаний направления подготовки магистратуры... 1 30.11kb.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 90.81kb.
Программа проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлению... 1 330.01kb.
Программа вступительных испытаний (тестирования) для поступления... 1 164.64kb.
Программа вступительных испытаний при приеме для обучения в магистратуре... 1 123.04kb.
Программа вступительных испытаний по направлению магистерской подготовки 1 96.12kb.
Самостоятельная работа: 120 час. Итоговый контроль: 8 семестр зачет... 1 110.66kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 221400. - страница №1/1


без имени-2


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Институт Профессиональных Инноваций»




Юридический адрес: г. Москва, просп. Рязанский, д.22, корп.2,

Почтовый адрес: Москва Рязанский проспект д.22, корп.2

тел. 744-84-70,744-84-71

e-mail: inprofin@mail.ru site: www.inprofin.ru

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ___________ А.А. Хуриев

« ____ » _______________20___г.



Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 221400.68 «Управление качеством»

I. Цель и задачи вступительных испытаний

Программа вступительного экзамена составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 221400.68 «Управление качеством», предъявляемыми к уровню подготовки, необходимой для освоения специализированной подготовки магистра, а также с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовленности выпускника по соответствующему направлению подготовки бакалавра.

Данная программа предназначена для подготовки к комплексному вступительному экзамену в магистратуру по программе «Управление качеством».

Целью комплексного вступительного экзамена является установление уровня подготовки поступающего в магистратуру к учебной и научной работе и соответствие его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 221400.68 «Управление качеством».

Задачей вступительного экзамена является выявление базовых знаний у студентов по дисциплинам бакалавриата и эффективное их использование в дальнейшем обучении.

Форма проведения комплексного вступительного экзамена - собеседование проводится в устной форме, где поступающий излагает знания по содержанию дисциплин вступительных испытаний. Для уточнения уровня знаний члены предметной комиссии могут задать дополнительные вопросы, как по содержанию конкурсных дисциплин, так и в рамках выбранной магистерской программы.



II. Структура вступительного экзамена

Содержание программы определяет общие требования к знаниям лиц с высшим образованием, поступающим в магистратуру по направлению 221400.68 «Управление качеством».

Программа содержит вопросы основных дисциплин образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Управление качеством»:


  • Этапы формирования и обеспечения качества продукции.

  • Принципы и содержание стандартов качества.

  • Управление качеством.

  • Защита информации.

  • Основные задачи кадрового менеджмента.

Экзаменационный билет включает три теоретических вопроса, каждый из которых относится к одной из дисциплин, обозначенных в выше приведенном перечне.

III. Содержание вступительного экзамена

Этапы формирования и обеспечения качества продукции

Маркетинг и изучение рынка. Проектирование и разработка продукции. Подготовка производства и разработка процессов. Закупка сырья, материалов, комплектующих изделий. Производство или предоставление услуг. Проверки показателей, характеризующих изделие и технологических процессов. Упаковка и хранение продукции. Реализация и распределение продукции. Монтаж и ввод в эксплуатацию. Техпомощь и обслуживание. Послепродажная деятельность. Утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы. Обеспечение качества на всех этапах организации выпуска продукции. Система управления качеством на предприятии. Руководитель по качеству на предприятии и потребитель. Отдел обеспечения качества; мероприятия, проводимые отделом на предприятии.

Роль метрологии, стандартизации и сертификации в управлении качеством. Методы измерений. Погрешности измерений и их влияние на качество продукции. Обработка результатов измерений. Нормативные основы метрологии. Метрологические службы. Классификация средств измерений. Метрологические характеристики СИ. Нормирование метрологических характеристик СИ. Классы точности СИ. Российские организации по стандартизации. Международные организации по стандартизации. Категории и виды стандартов. Организация деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Сертификация услуг. Методы измерения качества. Показатели качества. Экспертный метод измерения качества.

Роль информационных технологий в управлении качеством. Использование компьютерной техники на предприятии и система качества. Качество программного обеспечения. Оценка программного обеспечения. Информационные технологии и функции подразделений, отвечающих на предприятии за обеспечение качества.

Роль науки в обеспечении качества. Роль и соотношение поисковых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в обеспечении качества промышленных производств и выпускаемой продукции. Роль авторского контроля.

Экономический аспект в обеспечении качества. Эффективность обеспечения качества. Соотношение полезных свойств продукции, нужных потребителю и целесообразными минимальными затратами предприятия-изготовителя – важное условие устойчивого функционирования предприятия на рынке. Уровень затрат на повышение качества продукции в различных отраслях промышленного производства. Соотношение и взаимосвязь различных видов затрат на обеспечение качества продукции.

Предмет и задачи обеспечения качества. Основные понятия, термины и определения. Составляющие категории «качество». Свойства и показатели качества продукции. Виды деятельности в области качества.

Принципы и содержание стандартов качества

Принципы и содержание философии TQM. Связь TQM со стандартами серии ИСО 9000 и ИСО 14000. Интеграция задач TQM с задачами бизнеса и интересами общества (экология, безопасность). Лидерство в обеспечении качества.

Философия и концепции «патриархов качества». Философия и концепции Деменга, Джурана, Кросби и других ученых, создавших идеологию TQM.

Функции управления качеством. Политика в области качества. Планирование качества. Обучение и мотивация персонала. Контроль качества. Информация о качестве. Разработка мероприятий. Реализация мероприятий. Аудит и анализ систем управления качеством. Европейские организации, осуществляющие сертификацию и аудит.

Международные стандарты серии ИСО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Особенности семейства стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Основные принципы менеджмента качества в стандартах ИСО 9000 – 2000 г. Модель процесса менеджмента качества.

Модели менеджмента качества. Принципы и методы модели TQM. Модель Business Excellence. Международные и Российские премии в области качества. Использование различных моделей в деятельности организации (предприятия).



Управление качеством

Система качества как система управления. Разработка стратегии в области качества. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество продукции. Оптимизация по критерию стоимость/прибыль.

Организация службы качества. Приверженность качеству. Задачи и место отдела управления качеством. Механизм координации: цели, структура, процедуры, комитеты, советы.

Системный подход к менеджменту качества. Определения системы. Обеспечение заданных целей. Измерения и определение тенденций улучшения. Описание критериев улучшения и способы их использования. Бенчмаркинг, роль бенчмаркинга.

Подход к менеджменту качества как к процессу. Определения процесса для достижения желаемого результата. Идентификация и измерения входов. Управление процессами. Проекты и программы повышения качества. Качество в маркетинге. Анализ рынков: сегментация продукции и рынка, методы анализа рынков, основные аспекты обследования рынков. План маркетинга: концепция маркетинга и политика в области продукции, цен, рекламы, гарантий и обслуживания. Политика маркетинга. Политика контрактов.

Социальные факторы. Удовлетворенность работников: мотивация, стимулирование, управление людскими ресурсами и измерение удовлетворенности персонала. Общение: обмен информацией, роль и место специалистов по качеству, управление изменениями. Юридические и нормативные факторы. Законодательство: национальное и международное законодательство. Ответственность за некачественную продукцию. Ответственность по контракту, гарантии. Национальные и международные нормативы.

Обучение и подготовка кадров. Анализ потребностей в обучении. Непрерывное обучение. Периодическое повышение квалификации. Разработка учебных планов и программ подготовки кадров.

Современная методология в управлении производством по критериям качества продукции. Принципы статистического подхода к управлению качеством и анализу процессов (SPC). История развития статистических методов от Ф.Тейлора до Д.Тагути. Статистические методы и концепция всеобщего управления на основе качества TQM.

Качество продукции. Показатели качества. Методы определения количественных показателей качества. Классификация показателей качества. Методы определения качества продукции. Виды контрольных замеров. Оценка качества продукции при изготовлении. Применение стандартов на полиграфических предприятиях.

Анализ состояния технологических процессов полиграфического производства. Технология-основа производства. Элементы технологических процессов. Основные технические и технологические процессы изготовления полиграфической продукции. Бальная и потребительская оценка качества продукции.

Основные положения статистики. Законы распределения случайных величин в управлении качеством. Типовые законы распределения и оценивание их параметров. Проверка статистических гипотез о виде распределения и различии сравниваемых совокупностей по выборочным значениям параметров их распределений. Непараметрические критерии. Распределение Пуассона и его применение в задачах качества. Нормальный закон и его применение в задачах качества.

Семь основных инструментов ( методы общего контроля). Семь простых методов обеспечения качества продукции (контрольные листки, гистограммы, стратификация, диаграммы Парето, схемы Исикавы, анализ диаграмм рассеивания). Организация их практического применения ( визуализация данных, их сбор и представление для принятия решений).

Семь новых инструментов. «Новейшие инструменты» - нашли применение при решении проблем, возникающих на этапе проектирования (диаграмма сходства, граф взаимозависимости, древовидная диаграмма, матричный анализ данных, программная таблица принятия решений – PDPC (process decision programme chart ), стреловидная диаграмма (сетевой график). Организация их практического применения

Текущий контроль качества с помощью контрольных карт. Текущий контроль качества. Методы вероятного контроля, виды контрольных карт и область их применения (X-R-карты, карты для числа и доли дефектов, кумулятивные контрольные карты).

Статистический приемочный контроль. Планы контроля. Приемочный контроль продукции по количественным и качественным признакам. Параметры планов и их выбор, понятие о двукратных и многократных планах контроля.

Развертывание функции качества. Технология проектирования технологического процесса, позволяющая преобразовывать пожелания потребителей в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производства.



Защита информации

Основные понятия и определения. Методы и средства информационной безопасности. Анализ угроз безопасности информации. Разновидности типичных источников, рисков и форм атак на информацию в автоматизированных системах обработки информации и управлении. Проблемы защиты информации.

Основные принципы защиты информации в компьютерных системах. Политика информационной безопасности, модели безопасности. Информационные ресурсы и документирование информации. Безопасность информационных ресурсов. Государственные информационные ресурсы. Персональные данные о гражданах. Права на доступ к информации. Вычислительные сети и защита информации. Нормативно-правовая база функционирования систем защиты информации. Компьютерные преступления и особенности их расследования. Промышленный шпионаж и законодательство, правовая защита программного обеспечения авторским правом. Содержание основных документов предприятия по обеспечению защиты компьютерной информации.

Международные и Государственные стандарты по информационной безопасности и их использование в практической деятельности. Законодательная, нормативно-методическая и научная база систем защиты информации. Требования к содержанию нормативно-методических документов по защите информации. Классификация защищенности средств вычислительной техники. Российское законодательство по защите информационных технологий. Политика информационной безопасности. Международные стандарты по защите информации. Стандарты безопасности в Интернете. Содержание основных документов предприятия по обеспечению защиты компьютерной информации в системах управления качеством.

Криптографические модели. Криптосистемы защиты компьютерной информации с симметричными и ассиметричными ключами. Режим простой замены. Режим выработки имитовставки. Блочные и поточные шифры. Методы генерации псевдослучайных последовательностей чисел. Особенности использования отдельных криптографических моделей в системах управления качеством.

Стандартные алгоритмы шифрования. Основные понятия и определения. Шифры перестановки. Шифрующие таблицы. Применение магических квадратов. Концепция криптосистемы с открытым ключом. Криптосистема шифрования данных RSA. Безопасность и быстродействие криптосистемы RSA. Изучение американского стандарта шифрования данных DES. Основные режимы работы алгоритма DES. Отечественный стандарт шифрования данных. Способы реализации криптосистем в области управления качеством.



Основные задачи кадрового менеджмента

Кадровая политика и кадровая стратегия. Структура дисциплины «Управление персоналом», ее место в программе профессиональной подготовке. Определение понятия «трудовые ресурсы». Критерии выделения трудовых ресурсов из общей численности населения. Количественные показатели трудовых ресурсов. Качественный состав трудовых ресурсов. Резервные группы трудовых ресурсов. Виды движения трудовых ресурсов. Балансовый метод планирования трудовых ресурсов. Структура баланса трудовых ресурсов, расчет ресурсной и распределительной части. Сущность, задачи и цели управления персоналом. Персонал как один из основных ресурсов предприятия. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием (организацией). Диагностическая модель управления персоналом. Базовые кадровые технологии предприятий сферы полиграфии и книжного бизнеса. Принципы и методы управления персоналом; система управления персоналом в условиях сложившейся на предприятии организационной структуры. Сбалансированность системы управления персоналом и бизнес-стратегии предприятия.

Технологии поиска, отбора и найма персонала. Система кадрового планирования. Определение потребности в персонале. Кадровые планы и регламенты использования персонала. Нормирование кадровых показателей и процессов. Формирование HR-бюджета. Классификация факторов, влияющих на набор персонала. Найм как равновесие двух подсистем. Основные этапы процесса принятия решения о найме. Определение должности и требований к кандидату на вакантное место. Должностная инструкция, квалификационная карта, карта компетенций. Источники найма. Внешние источники: самопроявившиеся кандидаты, объявления в средствах массовой информации, выезды в учебные заведения, государственные и частные агентства по подбору кадров. Внутренние источники: «портфель» кандидатур, объявления во внутренних средствах информации, кандидатуры, представленные членами трудового коллектива, кандидатуры, представленные руководством. Сравнительная характеристика источников найма, их преимущества и недостатки. Организация рекламной кампании по привлечению кандидатов на вакантные рабочие места. Основные этапы найма персонала. Первичный отбор кандидатов: автобиография, заявление, телефонное интервьюирование, анкетирование. Формирование списка кандидатов. Критерии отбора. Последующий отбор. Типы собеседований. Форма оценки кандидатов. Определение стоимости найма персонала. Составляющие стоимости.

Технологии кадрового делопроизводства и информационное обеспечение управления персоналом. Нормативно-правовая база кадровых решений. Правовые основы взаимоотношений сотрудника и организации. Трудовые споры и порядок их решения. Кадровый документооборот. Анализ кадровой документации, выявления подходов оптимизации кадрового документооборота. Организация информационной логистики. Формирование информационных объектов. Установление структурных связей между информационными объектами. Диагностика управления информацией и информационными процессами. Оптимизация системы информационного обеспечения управления персоналом: повышение качества управленческих решений за счет оперативности, полноты, достоверности информации, исключение случаев потерь информации и неоправданного дублирования, упорядочивание доступа в соответствии с четко определенным регламентом, разделение доступа по работе с информацией, безопасности, уменьшение затрат ресурсов на поддержание информационного обмена. Информационные программные продукты поддержки системы управления персоналом.

.

IV. Критерии оценки

Вопрос вступительного испытания оценивается предметной комиссией по 100 – балльной шкале.



№№

Баллы %

Критерии выставления оценок

1

90% - 100%

Отличное знание рассматриваемого вопроса, с приведением примеров, но возможны небольшие неточности.

2

60% - 80%

Хорошее знание рассматриваемого вопроса, но неполное освещение материала.

3

40% - 50%

Неплохое знание материала, но с заметными ошибками.

4

20% - 30%

Слабое владение материалом, отвечающее минимальным требованиям.

V Вопросы к вступительному экзамену

  1. Философия Деминга, Джурана, Фегенбаума.

  2. Указатель СИ класса точности 2,5 показывает 40 В. Предел измерений – 300 В. Записать наиболее вероятный интервал измерений.

  3. Получен ряд измерений массы (г): 12; 14; 16; 24; 26; 36. Проверьте, не является ли отсчет 36 г промахом.

  4. Контроль, как средство управления качеством.

  5. Философия качества по К.Ишикава.

  6. Получен ряд измерений скорости (м/с). Данные отсчетов представлены ниже. Определить погрешность измерений с доверительной вероятностью 0,9.

    vi

    1,2

    1,3

    1,4

    1,5

    1,6

    mi

    3

    4

    5

    6

    7

  7. Управление качеством на стадии проектирования.

  8. Понятие о всеобщем качестве, эволюция подходов к управлению качеством.

  9. Различные подходы к затратам, связанным с качеством.

  10. Указатель СИ класса точности 1,5 показывает 10 А. Предел измерений – 30 А. Записать наиболее вероятный интервал измерений.

  11. Статистические методы управление качеством.

  12. Диаграмма Ишикавы, основные этапы ее построения.

  13. Управление производственным процессом.

  14. Диаграмма разброса, сущность, область применения.

  15. Управление качеством на стадии входного контроля.

  16. Обязательная и добровольная сертификации. Продукция, подлежащая обязательной сертификации.

  17. Виды контрольных карт и их основные характеристики.

  18. Определить результат перемножения чисел ряда R40: a182∙a213/a54.

  19. Принципы системного управления качеством.

  20. Статистические методы приемочного контроля. Основные понятия и определения.

  21. Нормативно-техническая и нормативно-технологическая документация.

  22. Сертификация продукции. Цели сертификации.

  23. Оценка качества продукции, контроль качества продукции. В чем принципиальное различие?

  24. Процессный подход в управлении качеством.

  25. Каковы цели деятельности ISO ?

  26. Международные стандарты серии ISO 9000.

  27. ГОСТ, Технические условия, что общего, в чем различие.

  28. Принципы добровольной сертификации продукции.

  29. Жизненный цикл продукции. Основные стадии жизненного цикла продукции.

  30. Получен ряд измерений массы (г): 14; 15; 16; 17; 18; 23. Проверьте, не является ли отсчет 23 г промахом.

  31. Современное управление качеством на предприятии (методы, инструменты, рекомендации).

  32. Этапы формирования качества продукции.

  33. Суть концепции непрерывного улучшения качества.

  34. Статистические методы в управлении технологическими процессами.

  35. Обеспечение качества на послепроизводственных этапах.

  36. Условия, выполняемые при выпуске стандартизированной продукции.

  37. Класс и уровень качества, дать определения, привести примеры.

  38. Формы обеспечения качества. История развития.

  39. Политика организации (предприятия) в области качества.

  40. Виды технологической документации. Структура технологических документов.

  41. Подходы к обеспечению качества, реализованные в Японии.

VI. Рекомендуемая литература

  1. Альшанский П.П., Тихомиров А.П., Прокун Р.Г. Самоучитель Office 2010. – СПб., Наука и техника, 2011. – 624с.

  2. Анциферов С.С. Общая теория измерений/Под ред. ак. РАН Н.Н. Евтихиева. – М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 176 с.

  3. Баблюк Е.Б. Основы обеспечения качества: Учебное пособие. - М.: МГУП 2007.- 124с.

  4. Вуколов Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов Statistica и Excel. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 464с.

  5. Глебова, О.В. Оценка бизнеса/Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки 080500.68 "Менеджмент". – Н. Новгород, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2008. - 226 с.

  6. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. - М.: Наука, 2010. – 378с.

  7. Ерохин, Д.В. Маркетинговые исследования./Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 08011 - Маркетинг: в 2-х ч. – Брянск, БГТУ,2009. - 192 с.

  8. Ерохин, Д.В. Маркетинг, практические навыки управления рынком: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 08011 – Маркетинг. - Брянск, БГТУ, 2010 - 308 с.

  9. Ефимов В.В. Статистические методы в управлении качеством продукции: учебное пособие. - М.: КноРус, 2009. - 240 с.

  10. Клячкин В.Н. Статистические методы в управлении качеством: компьютерные технологии: Учебное пособие/ В.Н. Клячкин. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304с.

  11. Коловский Ю.В. Метрология, стандартизация и технические измерения:учебник. -Красноярск, Изд-во СФУ, 2009. - 432 с.;

  12. Курбатова Е.А. Offict Excel 2010. Самоучитель. – М.: «ИД Вильямс», 2010. – 416с.

  13. Логанина, В.И. Статистические методы управления качеством продукции: учебное пособие. – М.: КДУ, 2008. - 241 с.

  14. Мерзликина, Н.В. Управление качеством: учебное пособие. - Красноярск, Изд-во СФУ,2008;210 с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

  15. Нечаев А.В. Информационные технологии в управлении качеством и защита информации, конспект лекций по спец. 220501.65 - Управление качеством. - М..: МГУП, 2010. -160 с.

  16. Позняк Е.С. Метрология, стандартизация и сертификация / Лабораторные работы, ч. П/ Е.С. Позняк, В.П. Рябов – М.: МГУП, 2008. – 88с.

  17. Попова Е.Д., Попов Д.И., Сети ЭВМ и телекоммуникации/ Конспект лекций по спец.: 230102.65, 220201.65. - М.: МГУП, 2009. - 94 с.

  18. Ранеев Г.Г., Тарасенко А.П. Методы и средства измерений/ Учебное пособие для вузов. – М.: ACADEMIA, 2008.- 330с.

  19. Рябов В.П. Метрология, стандартизация и сертификация / Сборник задач/В.П. Рябов, Е.С. Позняк. – М.: МГУП, 2010. – 42с.

  20. Сборник контрольных и методических указаний для студентов IV-го курса заочного отделения, обучающихся по специальности 220501.65 «Управление качеством». – М.: МГУП, 2008. – с. 101-120.

  21. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник / А.Г. Сергеев, Терегеря. _М.: Изд-во Юрайт, 2010.- 820 с.

  22. Сергеев А.Г. Введение в нанометрологию: учеб. пособие по спец. 200501 «Метрология и метрологическое обеспечение» и 220501 «Управление качеством». – Владимир.: Изд-во ВлГУ,2010. - 296 с.;

  23. Сергеев А.Г. Метрология:история, современность, перспективы: учеб. пособие / А.Г. сергеев. – Изд. 2-е. – М.: Логос, 2011. – 384 с.

  24. Синяев В.В. Земляк С.В. Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации, учебник для вузов. - М.: Торговая корпорация "Дашков и К",2007. - 303 с.

  25. Ходак Е.А. Управление бизнес-процессами полиграфического предприятия на основе экономико-математических моделей и методов: монография. - М.: МГУП,2011. - 128 с.

  26. Шаньгин В.Ф. Комплексная защита информации в корпоративных системах: учебное пособие. – М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА, 2010. - 591 с.

  27. Шишмарев В.Ю. Средства измерения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320с.

  28. Штоляков, В.И. Печатные машины: Учебник. - М.: МГУП, 2011. – 324с.