Программа вступительных испытаний (тестирования) для поступления в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных испытаний (тестирования) для поступления... 1 468.86kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Гидробиология» 1 49.6kb.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 90.81kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 540100... 1 129.67kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 051000. 1 261.04kb.
Программа государственной аттестации выпускников по направлению 080500. 2 840.58kb.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 84.44kb.
Программа проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлению... 1 330.01kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... 1 184.86kb.
Программа вступительных испытаний направления подготовки магистратуры... 1 30.11kb.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 134.22kb.
Системы управления охраной труда в организациях 1 546.51kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа вступительных испытаний (тестирования) для поступления в магистратуру по - страница №1/1


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________ В. А. Шамахов

«____»_______2013 г.
ПРОГРАММА

вступительных испытаний (тестирования)

для поступления в магистратуру

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080500.68 «МЕНЕДЖМЕНТ»

МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

«Управление проектами и программами»

Программа обсуждена на заседании кафедры менеджмента

19 марта 2013 г., протокол № 7.

Программу составил _____________________/ В.В. Яновский /


Согласовано

Зам. директора ___________________/Е. А. Китин/


Санкт-Петербург

2013


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «19» марта 2013 г., протокол № 7.

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500.68 «Менеджмент», магистерской программы «Управление проектами и программами» составлена на основе требований последнего поколения государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 080500.62 «Менеджмент».

© СЗИУ РАНХиГС, 2013
Оглавление

Пояснительная записка

Реферативное описание тем

Тема 1. Введение в менеджмент

Тема 2. Научные школы менеджмента

Тема 3. Закономерности управления различными системами

Тема 4. Управление социально-экономическими системами (организациями)

Тема 5. Структуры системы менеджмента

Тема 6. Проектирование организационной структуры

Тема 7. Планирование как функция менеджмента

Тема 8. Прогнозирование деятельности организации

Тема 9. Разработка целей деятельности организации

Тема 10. Человек в системе менеджмента

Тема 11. Мотивация и управление человеческими ресурсами

Тема 12. Роли менеджера

Тема 13. Контроль как функция менеджмента

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

Дополнительная литература

Вопросы к экзамену

Пояснительная записка

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500.68 – «Менеджмент», магистерской программы «Управление проектами и программами» составлена на основе требований последнего поколения государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 080500.62 «Менеджмент».

Программа включает основные разделы менеджмента соответствующие уровню знаний бакалавриата, которые необходимы для последующего освоения дисциплин магистерской программы. При сдаче экзамена, а также в процессе собеседования, поступающие должны показать свою подготовленность к продолжению образования в магистратуре.

Поступающий в магистратуру должен продемонстрировать:



  • понимание основных функций менеджмента, законов функционирования организаций;

  • знание методов принятия управленческих решений, процессов в системах управления, основных методов, концепций менеджмента;

  • понимание особенностей использования различных инструментов менеджмента в деятельности организации.

Поступающий в магистратуру сдает экзамены. Экзаменационные билеты содержат по три вопроса, отражающих основные аспекты менеджмента как науки и сферы практической деятельности.
Реферативное описание тем

Тема 1. Введение в менеджмент

Сущность и процесс менеджмента. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление». Анализ классических и современных подходов к определению сущности менеджмента. Менеджмент как вид деятельности человека. Менеджмент как процесс. Менеджмент как иерархическая организацион­ная структура. Менеджмент как категория людей, занятых уп­равлением. Менеджмент как самостоятельная область знаний.

Место менеджмента в системе управленческих дисциплин. Цели и задачи изучения менеджмента. Значение изучения менеджмента в государственном и муниципальном управлении.

Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Подходы к определению функций менеджмента в современной науке. Формы организации системы менеджмента.

Основные понятия: менеджмент, управление, система управления, процесс управления, механизм управления, цель управления, качество управления, функции менеджмента, планирование, организация, мотивация, контроль.

Тема 2. Научные школы менеджмента

Возникновение основных идей менеджмента в истории. Влияние исторических факторов на эволюцию идей и практики менеджмента.

Формирование классических школ менеджмента. «Одномерные» учения об управлении: научное управление. Сущность и эволюция бихевиористских (поведенческих) представлений об управлении. Роль организационных тео­рий в развитии теории менеджмента. «Синтетические» учения об управлении. Место П. Друкера в создании систематизированного учения об управлении. Ситуационные теории менеджмента. Теория «7-S». Школа использования научных достижений в управлении.

Основные современные модели менеджмента: общее и особенное. Американская модель менеджмента. Японская модель менеджмента. Маркетинговая (инфор­мационная) модель менеджмента.

Основные понятия: школа научного управления, школа человеческих отношений (поведенческих наук), синтетические учения, ситуационные теории, школа использования научных достижений в управлении, японская модель менеджмента.

Тема 3. Закономерности управления различными системами

Основы общей теории систем. Принципы общей теории систем. Организация как закрытая и открытая система. Влияние факторов микросреды и макросреды на управление организацией. Механизмы связи внутренней и внешней среды.

Подсистемы адаптации, достижения целей, интеграции и латентности. Типология организаций в зависимости от их отношений с внешней средой. Механизм интеграции в систему. Социальная структура организации.



Основные понятия: система, закрытая система, открытая система, социальная структура организации.

Тема 4. Управление социально-экономическими системами (организациями)

Организация и ее миссия. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении организацией. Влияние направлений деятельности организации на ее структуру. Классификация организаций. Формы объединения компаний.

Специфика управленческого труда в организации. Типовые операции и процедуры управленческих работ. Категории управленческих кадров. Инди­видуальная, коллегиальная и коллективная деятельность менеджера.



Основные понятия: миссия организации, категории управленческих кадров.
Тема 5. Структуры системы менеджмента

Взаимодействие между системой и ее частью. Выделение основных структурных компонентов организации.

Организационная структура в системе менеджмента. Понятие рациональной бюрократической организации.

Линейная организационная структура. Функциональная организационная структура. Дивизиональная организационная структура. Выбор типа дивизиональной структуры. Дивизионально-продуктовая структура. Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя. Географическая дивизиональная структура. Применение адаптивной (органической) организационной структуры. Проектная организационная структура. Матричная структура организации. Организация конгломератного типа.

Динамическая сетевая организационная структура. Эдхократическая организационная структура (новый тип). Многомерная организационная структура. Организация, ориентированная на рынок. Партисипативная структура. Предпринимательская структура.

Основные понятия: организационная структура, рациональная бюрократия, линейная организационная структура, функциональная организациионная структура, дивизиональная организационная структура, дивизионально-продуктовая структура, дивизиональная структура, ориентированная на потребителя, географическая дивизиональная структура, проектная организационная структура, матричная структура организации, эдхократическая организационная структура.

Тема 6. Проектирование организационной структуры

Основы проектирования организационной структуры. Принципы формирования командной цепочки. Влас­тные полномочия в организационной структуре. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки. Линейные и вспомогательные отделы в организационной структуре. Понятие нормы управляемости.

Этапы организационного проектирования. Принципы разработки оргструктур управления. Оптимизация оргструктуры управления. Признаки оптимальной организационной структуры. Выработка критериев для оценки возможностей организационной структуры управления.

Разработка организационной структуры с учетом особенностей жизненного цикла организации. Анализ ситуации на стадии создания организации. Действия руководителя на различных этапах жизненного цикла организации.

Основные понятия: влас­тные полномочия, специализация в выполнении рабо­чих заданий, командная цепочка, принцип единоначалия, принцип скалярности, подотчетность, централизация, децентрализация, делегирование, норма управляемости.

Тема 7. Планирование как функция менеджмента

Сущность планирования. Принципы планирования. Методы планирования: балансовый и бюджетный. Нормативный метод планирования. Графические методы планирования. Математические методы планирования.

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Целевые комплексные программы. Бизнес-план. Особенности текущих планов.



Основные понятия: плановый комитет, плановая служба, балансовый метод планирования, бюджетный метод планирования, норма, норматив, нормативный метод планирования, математические методы планирования, статистические методы планирования, анализ безубыточности, стратегические планы, целевые комплексные программы, бизнес-план.

Тема 8. Прогнозирование деятельности организации

Понятие и виды прогноза. Принципы прогнозирования. Классификация методов прогнозирования. Количественные методы прогнозирования. Качественные методы прогнозирования.

Практика прогнозирования деятельности организации.



Основные понятия: прогноз, интервальный прогноз, поисковый прогноз, прогнозный сценарий, количественные прогнозы, модели казуального прогнозирования, качественные прогнозы.

Тема 9. Разработка целей деятельности организации

Разработка целей деятельности организации. Функции целей организации. Типы целей в организации. Классификация целей.

Процесс построения дерева целей. Этапы построения дерева целей организации.



Основные понятия: цель, дерево целей.

Тема 10. Человек в системе менеджмента

Организационные отношения в системе менеджмента. Коммуникационный процесс и коммуникативные различия.

Организационная культура. Сильная и слабая культура. Доминирующие культуры и субкультуры. Способы передачи и изменения культуры организации. Многообразие и монокультура.

Управление человеком и управление группой. Личность и индивидуальность. Социально-психологические свойства личности в менеджменте. Влияние консерватизма. Установка и эффект «ожиданий», доминанта. Социофакторы и этика менеджмента.

Психологические особенности управления группой. Структура коммуникаций в группе. Положение человека в группе. Групповые нормы. Классификация групп. Стадии и уровни развития группы в психологической теории коллектива.

Динамические процессы в группе. Феномен группового давления. Групповая сплоченность. Процесс принятия группового решения.

Основные понятия: организационная культура, многообразие рабочей силы, монокультура, групповые нормы.

Тема 11. Мотивация и управление человеческими ресурсами

Феномен мотивации в менеджменте. Мотивационная теория подкрепления.

Иерархия потребностей в теории А. Маслоу. Иерархия мотивов индивидуальной и групповой мотивации В. Зигерта и М.Ланга. Управленческая решетка Роберта Р. Блейка и Джейн С. Моутон. Мотивационная модель Ф. Герцберга. Мотивационная модель Д.Макклелланда. Теория ожиданий В. Врума. Применимость теории ожиданий в практике управления. Теория справедливости. Модель Портера-Лоулера.

Применимость моделей в практике управления. Мотивация снижения текучести управленческих кадров.

Основные понятия: мотив, мотиватор, мотивировка, текучесть кадров.

Тема 12. Роли менеджера

Лидерство и руководство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Руководство: власть и партнерство. Стиль руководства. Границы применимости стилей. Характерные черты стилей руководства. Особенности сильных и слабых руководителей. Деловые качества руководителя.

Модели деятельности руководителей. Модель авторитарного слабого руководителя. Модель либерального слабого руководителя. Модель сильного руководителя. Концепция управления человеческими ресурсами.



Основные понятия: лидерство, влияние, власть, стиль руководства.

Тема 13. Контроль как функция менеджмента

Понятие контроля. Функции контроля в системе управления: проверочная, информационная, диагностическая, прогностическая, коммуникационная, ориентирующая, стимулирующая, корректирующая, защитная. Принципы осуществления контроля.

Виды контроля: по типу осуществления, по видам, по объектам, по субъектам, по интенсивности, по месту осуществления, по целям, по методам, по стадиям. Предварительный, текущий и итоговый контроль. Стратегический и оперативный (административный) контроль. Этапы процесса контроля.



Основные понятия: традиционный контроль, опережающий контроль, летучий контроль, стационарный контроль, стратегический контроль, оперативный контроль.

Список рекомендуемой литературы



Основная литература

  1. Васецкий, А. А. Основы менеджмента: учебное пособие / А. А. Васецкий, А. А. Козырев, Н. А. Тарасов, В. В.Яновский; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Сев. — Зап. акад. гос. службы. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. — 276 с.

  2. Веснин, В. Р. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / В. Р. Веснин; Моск. гос. индустриальный ун-т. — М.: Изд-во МГИУ, 2007. — 319 с.

  3. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд. — М.: Экономистъ, 2008. — 669 с.

  4. Дафт, Р. Менеджмент: учебник / Р. Дафт. — 8-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 799 с.

  5. Дойль, П. Маркетинг менеджмент и стратегии: учебник / П. Дойль, Ф. Штерн; — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 542 с.

  6. Друкер, П. Ф. Энциклопедия менеджмента / П. Ф. Друкер. — М.: Вильямс, 2006. — 421 с.

  7. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник / Э. М. Коротков. — М.: Юрайт, 2010. — 640 с.

  8. Мазур, И. И. Управление проектами: учеб. пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге; под общ. ред. И.И. Мазура. — 4-е изд. — М.: Омега-Л, 2007. — 664 с.

  9. Михненко, П. А. Теория организации : учебник / П. А. Михненко. - М. : Моск. финансово-пром. ун-т "Синергия", 2013. — 333 c.

  10. Одегов, Ю. Г. Мотивация трудовой деятельности / Ю. Г. Одегов, А. А. Федченко, Е. С. Дашкова. — М.:Альфа-Пресс, 2009. — 335 с.



Дополнительная литература

  1. Абчук, В. А. Система управления организацией : учеб. пособие / В. А. Абчук, А. Ф. Борисов, А. В. Воронцов. — М.: Перспектива, 2010. — 335 с.

  2. Баринов, В. А. Организационное проектирование: учебник / В.А. Баринов; Ин-т экономики и финансов «Синергия». — М.: ИНФРА-М, 2010. — 384 с.

  3. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. — М.: Инфра-М, 2010. — 384 с.

  4. Бондарева, А. В. Общий и таможенный менеджмент : учеб. Пособие / А. В. Бондарева, И. Н. Зубченко. - СПб. : Троицкий мост, 2013. — 415 c.

  5. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии : учебник / М. И. Бухалков. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 410 с.

  6. Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие / Л. П. Владимирова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2006. — 399 с.

  7. Глухов, В. В. Менеджмент: учебник / В.В. Глухов. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 600 с.

  8. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент : Экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2012. — 479 c.

  9. Маркин, В. Н. Мотивационный менеджмент : учеб. пособие / В. Н. Маркин. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 86 с.

  10. Менеджмент: учебное пособие / В.В. Лукашевич и др.; под ред. В. В. Лукашевича, Н. И. Астаховой. — М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. — 255 с.

  11. Мескон, М. Х. Основы менеджмента : учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2007. — 665 с.

  12. Одегов, Ю. Г. Аудит и контроллинг персонала: учебник / Ю. Г. Одегов, Т. В. Никонова. — М.: Альфа-Пресс, 2010. — 671 с.

  13. Организация и управление социально-экономическими системами / Л. Л. Алехина, Л. А. Алтынникова, О. В. Рудакова. — СПб.: Инфо-да, 2007. — 273 с.

  14. Основы менеджмента: учебник / под ред. И. В. Бородушко, В.В. Лукашевича. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. — 271 с.

  15. Семенов, А. К. Основы менеджмента : учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. — 7-е изд. — М.: Дашков и К, 2009. — 575 с.

  16. Шейн, Эдгар Х. Организационная культура и лидерство: учебник / Эдгар Шейн. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 330 с.

  17. Юкаева, В. С. Управленческие решения: учебное пособие / В.С. Юкаева. — 4-е изд. — М.: Дашков и Ко, 2009. — 322 с.


Вопросы к экзамену

  1. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

  2. Современные подходы к определению предмета менеджмента.

  3. Функции менеджмента.

  4. Влияние исторических факторов на эволюцию задач менеджмента.

  5. «Одномерные» учения об управлении: научное управление.

  6. Сущность и эволюция бихевиористских представлений об управлении.

  7. Роль организационных тео­рий в развитии теории менеджмента.

  8. «Синтетические» учения об управлении.

  9. Место П. Друкера в создании систематизированного учения об управлении.

  10. Ситуационные теории менеджмента.

  11. Основные принципы теории «7-S».

  12. Американская модель менеджмента. Японская модель менеджмента. Маркетинговая (инфор­мационная) модель менеджмента.

  13. Школа использования научных достижений в управлении.

  14. Специфика управленческого труда в организации. Типовые операции и процедуры управленческих работ.

  15. Категории управленческих кадров. Инди­видуальная, коллегиальная и коллективная деятельность менеджера.

  16. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении организацией.

  17. Влияние направлений деятельности организации на ее структуру.

  18. Классификация организаций. Формы объединения компаний.

  19. Принципы общей теории систем.

  20. Организация как закрытая и открытая система.

  21. Влияние факторов макросреды и микросреды на управление организацией.

  22. Механизмы связи внутренней и внешней среды. Типология организаций в зависимости от их отношений с внешней средой.

  23. Механизм интеграции в систему. Взаимодействие между системой и ее частью.

  24. Выделение основных структурных компонентов организации.

  25. Организационная структура в системе менеджмента.

  26. Понятие рациональной бюрократической организации.

  27. Функциональная организационная структура.

  28. Дивизиональная организационная структура. Выбор типа дивизиональной структуры.

  29. Дивизионально-продуктовая структура.

  30. Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя.

  31. Географическая дивизиональная структура.

  32. Проектная организационная структура.

  33. Матричная структура организации.

  34. Организация конгломератного типа.

  35. Динамическая сетевая организационная структура.

  36. Эдхократическая организационная структура.

  37. Многомерная организационная структура.

  38. Организация, ориентированная на рынок.

  39. Партисипативная структура.

  40. Предпринимательская структура.

  41. Влас­тные полномочия в организационной структуре. Принципы формирования командной цепочки.

  42. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки.

  43. Линейные и вспомогательные отделы в организационной структуре.

  44. Понятие нормы управляемости.

  45. Проектирование организационной структуры. Этапы организационного проектирования. Понятие реинжиниринга.

  46. Принципы разработки оргструктур управления.

  47. Оптимизация оргструктуры управления. Признаки оптимальной организационной структуры.

  48. Выработка критериев для оценки возможностей организационной структуры управления.

  49. Разработка организационной структуры с учетом особенностей жизненного цикла организации.

  50. Действия менеджера на различных этапах жизненного цикла организации.

  51. Организация системы франчайзинга. Виды франчайзинговых систем и соглашений.

  52. Разработка целей деятельности организации. Функции целей организации.

  53. Классификация целей.

  54. Процесс построения дерева целей.

  55. Понятие и виды прогноза. Принципы прогнозирования.

  56. Методы прогнозирования: количественные и качественные.

  57. Сущность и принципы планирования.

  58. Методы планирования: балансовый, бюджетный, нормативный.

  59. Графические и математические методы планирования.

  60. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

  61. Целевые комплексные программы.

  62. Бизнес-планы.

  63. Значение функции мотивации в менеджменте.

  64. Мотивационная теория подкрепления.

  65. Применение в менеджменте иерархии потребностей А. Маслоу.

  66. Иерархия мотивов индивидуальной и групповой мотивации В. Зигерта и М. Ланга.

  67. Управленческая решетка Роберта Р. Блейка и Джейн С. Моутон.

  68. Мотивационная модель Ф. Герцберга.

  69. Мотивационная модель Д. Макклелланда.

  70. Теория ожиданий В. Врума. Применимость теории ожиданий в практике управления.

  71. Теория справедливости.

  72. Модель Л. Портера-Э. Лоурера. Применимость модели в практике управления.

  73. Мотивация снижения текучести управленческих кадров.

  74. Организационные отношения в системе менеджмента.

  75. Коммуникационный процесс и коммуникативные различия. Виды коммуникаций в организации.

  76. Организационная культура. Сильная и слабая культура.

  77. Доминирующие культуры и субкультуры. Многообразие и монокультура в организации.

  78. Способы передачи и изменения культуры организации.

  79. Особенности управления человеком. Социально-психологические свойства личности в менеджменте.

  80. Психологические особенности управления группой.

  81. Структура коммуникаций в группе. Положение человека в группе. Групповые нормы.

  82. Классификация групп. Стадии и уровни развития группы в психологической теории коллектива.

  83. Динамические процессы в группе. Процесс принятия группового решения.

  84. Лидерство и руководство в малых группах. Теории происхождения лидерства.

  85. Стиль руководства. Характерные черты различных стилей руководства. Особенности сильных и слабых руководителей.

  86. Деловые качества руководителя.

  87. Модели деятельности руководителей: авторитарного слабого руководителя, либерального слабого руководителя, сильного руководителя.

  88. Концепция управления человеческими ресурсами.

  89. Контроль как функция менеджмента, его виды. Принципы осуществления контроля.

  90. Функции контроля в системе менеджмента. Этапы процесса контроля.