Программа вступительных испытаний (тестирования) для поступления в магистратуру по направлению подготовки - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных испытаний (тестирования) для поступления... 1 164.64kb.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 84.44kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... 1 184.86kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Гидробиология» 1 49.6kb.
Программа вступительных испытаний направления подготовки магистратуры... 1 30.11kb.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 90.81kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 540100... 1 129.67kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 051000. 1 261.04kb.
Программа проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлению... 1 330.01kb.
Программа вступительных испытаний при приеме для обучения в магистратуре... 1 123.04kb.
Перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам... 1 94.33kb.
Рефераты, курсовые, дипломные работы Сургут 1999 рефера т по истории... 1 56.86kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа вступительных испытаний (тестирования) для поступления в магистратуру по - страница №1/1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственного управления и государственной службы

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________ В. А. Шамахов

«____»_______2013 г.

ПРОГРАММА

вступительных испытаний (тестирования)

для поступления в магистратуру

по направлению подготовки

081100.68. Государственное и муниципальное управление

Магистерская программа «Современное публичное управление»

Программа обсуждена на заседании кафедры

28 февраля 2013 г., протокол № 6.

Заведующий кафедрой ___________________/Е. А. Китин/

Программу составил _____________________/В. П. Гриднев/

Согласовано

Зам. директора ___________________/Е. А. Китин/

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

Программа………………………………………………………………..5

Список рекомендуемых источников и литературы………………..15

Тестовые задания по темам программы…………………………….20

Регламент оценки знаний абитуриентов…………………………….56

Введение
Программа вступительных испытаний содержит требования по уровню знаний абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки 081100.68. Государственное и муниципальное управление Магистерская программа «Современное публичное управление».

Вступительные испытания имеют целью обеспечить поступление в магистратуру наиболее подготовленных и достойных абитуриентов, мотивированных к профессиональной служебной деятельности в качестве государственного гражданского служащего или муниципального служащего.

Программа составлена в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр") от 17 января 2011 г., Уставом РАНХиГС от 12 мая 2012 г.

Главная цель программы – оказать помощь абитуриентам в подготовке к вступительным экзаменам.

Поступающий в магистратуру должен продемонстрировать:

- понимание общественно значимых целей общества и государства;

- стремление служить многонациональному российскому народу;

- применение законодательства, нормативно-правовых процедур в служебной деятельности;

- способность к анализу, организации и планированию в области государственного и муниципального управления и т.д.

Вступительные испытания проводятся в формате письменного тестирования, в результате которого абитуриентам выставляются соответствующие баллы, а также собеседования, в ходе которого выявляется их мотивация.

Программа содержит тестовые задания по 12-ти основным темам, содержание которых охватывает вопросы современного публичного управления.

В программе представлен список рекомендуемых источников и литературы.



Программа

Тема 1. Развитие системы знаний о государственном управлении

Развитие государственно-управленческой теории в прошлом. Теория разделения властей Джона Локка (1632—1704) и Шарль Луи Монтескье (1689—1755). Теория административно-государственного управления Вудро Вильсона (1856-1924) и Франка Дж. Гуднау (1859-1939). Теория рациональной бюрократии Макса Вебера (1864-1920), парадигма эффективности Лютера Гулика (1892-1993).

Теории 1970-1980 гг.: «максимизирующего бюрократа» В. Нисканена (1933), «путь к новому государственному управлению» Г. Д. Фредериксона.

Современные теории государственного управления: демократического и эффективного государственного управления в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, трудах Г. В. Атаманчука (1933), М. Хольцера об управлении качеством и др.

Основные тенденции развития современного государственного управления.

Основные термины: теория, концепция, бюрократия, государственное управление, демократическое государственное управление, качество, управление качеством.
Тема 2. Функции и принципы государственного управления

Сущность функций государственного управления.

Общие функции государственного управления: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, кадровое обеспечение, мотивация, учет и контроль

Специфические функции государственного управления: создание организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества в условиях рыночной экономики, участие в разрешении конфликтных ситуаций.

Вспомогательные функции государственного управления: организационное, информационное, финансовое, материально-техническое и документационное обеспечение управленческого процесса.

Принципы государственного управления, их сущность и содержание.

Общие принципы: системности, объективности, демократизма, законности, федерализма, разделения властей, социальной ориентированности, гуманизма (нравственности), оптимальности, информационной достаточности, стимулирования.

Специальные принципы: иерархичности, оптимального сочетания централизации и децентрализации, единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного (муниципального) управления, конкретности, единства распорядительности, делегирования полномочий, персональной ответственности.



Частные принципы: приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного гражданского служащего, профессионализм и компетентность гражданских служащих, стабильность гражданской службы, доступность информации о гражданской службе, взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Основные термины: функции, функции государственного управления, принципы, принципы государственного управления.

Тема 3. Система государственного управления и ее механизм

Система. Государственное управление. Система государственного управления. Основные структурные элементы механизма государственного управления на федеральном уровне. Орган государственной власти. Полномочия институтов системы государственного управления. Разделение властей в механизме государственного управления. Президент Российской Федерации в системе государственного управления: конституционно-правовой статус, функции и полномочия, принципы, методы и формы деятельности, порядок избрания. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации: конституционно-правовой статус, порядок его формирования, структура, полномочия, взаимоотношения палат в законодательном процессе. Правительство - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации: конституционно-правовой статус, порядок формирования, структура, коллегиальный характер деятельности. Система и структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации: конституционные основы, виды судебных органов, их функции, принципы организации и деятельности судов, место Конституционного суда Российской Федерации в системе государственных органов и его роль в системе «сдержек и противовесов», конституционный контроль. Иные федеральные органы государственной власти с особым статусом и компетенцией: Счетная палата Российской Федерации, ЦИК Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Основные термины: система, система государственного управления, государственный орган, разделение властей, глава государства, парламент, исполнительно-распорядительный орган, суд, иные федеральные органы государственной власти.
Тема 4. Ресурсное обеспечение государственного управления

Понятие, сущность и содержание ресурсного обеспечения государственного управления. Ресурсы – ведущий фактор эффективного государственного управления. Власть – административный ресурс. Материально-финансовые ресурсы. Фонды хозяйствования. Природные ресурсы. Государственные резервы. Политические ресурсы. Ресурсы принудительно-силового характера. Социодемографические ресурсы общества. Интеллектуально-кадровые ресурсы общества. Информационно-коммуникационные ресурсы. Единство материально-правового и процессуально-правового обеспечения государственного управления. Предмет и метод правового регулирования управленческой деятельности в условиях рынка.



Основные термины: обеспечение, ресурсы, ресурсное обеспечение.

Тема 5. Эффективность системы государственного управления

Понятия «эффект», «эффективность». Эффективность государственного управления: правовые критерии, показатели, процедуры.

Российская практика сравнительных оценок качества государственного управления и их использования в процессе управления. Механизм оценки эффективности деятельности органов государственной власти, лиц, замещающих государственные должности и должности гражданской службы. Оценка как результат познания и совершенствования государственного управления. Общественные институты оценки эффективности государственного управления, их действенность.



Основные термины: эффективность, экономическая эффективность, социальная эффективность, социально-экономическая эффективность.
Тема 6. Коррупция в системе государственного управления

Понятия «коррупция», «противодействие коррупции». Коррупция как системная проблема. Коррупция – глобальный феномен. Коррупция – это угроза развитию государственного управления. Причины коррупции и сферы коррупционных проявлений: соблюдение законодательства, финансы и бюджет, лицензирование, распределение социальных услуг и т.д. Уровни коррупции. Бытовая, деловая, административная коррупция. Основные принципы противодействия коррупции. Профилактика коррупции. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции. Реализация антикоррупционной политики в органах государственной власти. Особенности мер по противодействию коррупции в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Планы и программы противодействия коррупции в органах исполнительной власти. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Мониторинг законодательства на предмет антикоррупционности.



Основные термины: коррупция, противодействие коррупции.
Тема 7. Государственная гражданская служба Российской Федерации как публичный социально-правовой институт обеспечения государственного управления

Соотношение государственного управления и государственной гражданской службы. Гражданская служба как публичный социально-правовой институт. Отличие профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих от трудовой деятельности работников. Государственная гражданская служба Российской Федерации, ее принципы и функции в системе государственного управления. Организационные основы гражданской службы и ее особенности. Должности гражданской службы, государственные должности. Классные чины. Квалификационный экзамен. Государственные гарантии на гражданской службе. Управление государственной гражданской службой в Российской Федерации.



Основные термины: государственная гражданская служба Российской Федерации, гражданский служащий, категории и группы должностей гражданской службы, государственные гарантии гражданских служащих.


Тема 8. Кадровое обеспечение государственного управления

Кадры, кадровая политика, государственная кадровая политика, кадровое обеспечение. Приоритетные направления государственной кадровой политики. Принципы кадрового обеспечения органов государственной власти. Институт государственной гражданской службы, его структура и качественные характеристики.

Основные формы и методы подготовки гражданских служащих для системы государственного управления. Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих: профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка. Кадровый резерв на гражданской службе.

Основные термины: кадры, государственная кадровая политика, кадровое обеспечение, принципы кадрового обеспечения, формы и методы подготовки гражданских служащих, дополнительное профессиональное образование.
Тема 9. Система местного самоуправления в Российской Федерации

Сущность местного самоуправления. Принципы и функции местного самоуправления. Органы местного самоуправления и их должностные лица. Представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган – местная администрация, контрольный орган муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования: правовой статус, структура и полномочия. Вопросы местного значения. Муниципальная собственность. Имущественные права муниципального образования. Средства местного бюджета.



Основные термины: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация муниципального образования, контрольный орган муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования.
Тема 10. Муниципальная служба в Российской Федерации

Сущность и правовая основа муниципальной службы. Основные принципы муниципальной службы. Классификация должностей муниципальной службы. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы. Правовое положение (статус) муниципального служащего. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения. Рабочее (служебное) время и время отдыха. Общие принципы оплаты труда муниципального служащего. Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. Стаж муниципальной службы. Поощрение муниципального служащего. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего. Кадровая работа в муниципальном образовании.



Основные термины: муниципальная служба, основные принципы муниципальной службы, муниципальный служащий.


Тема. 11. Взаимодействие систем государственного и муниципального управления

Конституционно-правовая организация властных отношений в Российской Федерации. Разграничение функций каждого из органов публичной власти. Принцип государственных гарантий местного самоуправления. Принцип организационного обособления местного самоуправления. Принцип тесного взаимодействия систем государственного и муниципального управления. Принцип ограниченности, предельности компетенции систем государственного и муниципального управления. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления. Случаи осуществления органами государственной власти исполнительно-распорядительных полномочий в сфере местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации. Участие органов местного самоуправления в осуществлении иных государственных полномочий.



Основные термины: публичная власть, полномочия, государственные полномочия.
Тема 12. Реформирование системы государственного управления в Российской Федерации

Состояние государственного управления в Российской Федерации и его соответствие требованиям управленческой науки. Объективная необходимость приведения системы государственного управления в соответствие с конституционными основами и принципами ее организации. Цели и задачи реформы в современных условиях. Модернизация системы государственного управления. Повышение качества и доступности государственных услуг. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Повышение эффективности деятельности государственных органов.

Институциональные преобразования в системе государственного управления. Развитие системы государственного управления. Комплекс первоочередных задач по оптимизации функционирования системы государственного управления. Внедрение управления по результатам и проектного управления; регламентация и стандартизация государственных услуг (функций); предоставление информации о государственных услугах, оказываемых в электронной форме; организация предоставления государственных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных услуг; оптимизация функций органов исполнительной власти; размещение государственного заказа; противодействие коррупции.

Формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой. Внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы. Повышение эффективности государственной гражданской службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.



Основные термины: реформа, реформирование, результативность профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, методы кадровой работы, государственные услуги.

СПИСОК

рекомендуемых источников и литературы

Источники:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 30 декабря 2008 г.– М.: ИНФРА-М, 2013. – 47 с.

2. О судебной системе Российской Федерации : федеральный конституционный закон Рос. Федерации от 6 января 1997 г. N 1-ФКЗ : по состоянию на 25 декабря 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 1, ст. 1.

3. О Правительстве Российской Федерации : федеральный конституционный закон Рос. Федерации от 17 декабря1997 г. N 2-ФКЗ : по состоянию на 3 декабря 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 51, ст. 5712.

4. О государственном материальном резерве : федеральный закон Рос. Федерации от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ : по состоянию на 28 декабря 2010 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 1, ст. 3.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ : по состоянию на 30 декабря 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. – № 40, ст. 3822.

6. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ : по состоянию на 30 декабря 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2004. – № 31, ст. 3215.

7. О муниципальной службе в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ : по состоянию на 3 декабря 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 10, ст. 1152.

8. О противодействии коррупции : федеральный закон Рос. Федерации от 25 декабря 2008 г. N 723-ФЗ : по состоянию на 29 декабря 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 52, ст. 6228.

9. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 // Собр. законодательства Рос. Федерации.2012.№ 19, ст. 2338.

10. О структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента Рос. Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 : по состоянию на 19 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 22, ст. 2754.

11. Послание Президента Рос. Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 13 декабря.



Основная литература:

1. Анненков, В. И. Государственная служба: организация управленческой деятельности. – М.: КНОРУС, 2010. . –256 с.

2. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2010. – 525 с.

3. Барабашев, А. Г. Образование и тренинг: подготовка для будущего публичного сектора Европы // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2013. № 1. – С 114-122.

4. Барциц, И. Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. . – М.: Изд-во РАГС, 2011. – Т.1. – 464 с. – Т.2. – 488 с.

5. Бойн, Д. А., Джеймс, О., Джон, П., Петровский, Н. Влияет ли качество государственной службы на изменение кадрового состава высших эшелонов власти? (перевод с английского – Э.Г. Зверева) // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2013. № 1. – С 145-170

6. Вест, У. Ф. Поиск теории структуры государственного управления (перевод с английского – Э.Г. Зверева) // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. –№4. –С. 136-159.

7. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 640 с.

8. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учебник. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 620 с.

9. Кабашов, С. Ю. Государственная служба Российской Федерации. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 304 с.

10. Классики теории государственного управления: американская школа. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 800 с.

11. Классики теории государственного управления: управленческие идеи в России. – М.: РОССПЭН, 2008. – 799 с.

12. Клименко, А. В., Клищ, Н. Н. Российский чиновник – задачи на сегодня // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. № 2. – С 23-32.

13. Минченко, О. С. Теория и практика использования экспертизы в рамках реализации контрольно-надзорных функций государства // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. –№4. –С. 20-33

14. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 687 с.

15. Нечипоренко, В. С. Теория и организация государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 330 с.

16. Овчинников, И. И. Муниципальное право Российской федерации: учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 504 с.

17. Охотский, Е. В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс. – М.: МГИМО(У) МИД России, 2008. – 548 с.

18. Система муниципального управления / Под ред. В. Б. Зотова. –Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 717 с.

19. Черепанова, Е. В. Нужен закон о федеральных органах исполнительной власти // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2013. № 1. – С 110-113.

20. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Норма, 2009. – 432 с.

Дополнительная литература:

21. Вебер, М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 644-706.

22. Его же. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. –М.: Прогресс, 1990. – С. 707-735.

23. Ежов, Д. Институт российского президентства: сценарии эволюции // Власть. – 2012. – № 6. – С. 31-34.

24. Кузин, В. И., Зуев, С. Э. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 120 с.

25. Магомедов, К. О. Социология государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 346 с.

26. Мизес, Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, Catallaxy, 1993. 240 с.

27. Его же. Основные черты бюрократического управления // Социология управления: хрестоматия для дистанционного обучения. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2002. С. 52-62.





ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

по темам программы
Тема 1. Развитие системы знаний о государственном управлении

1) Кто является автором теории разделения властей?

А) Г. Гегель;

б) Ш. Монтескье;

в) Дж. Локк;

г) Билл Клинтон.
2) Автором теории административно-государственного управления является:

а) Макс Вебер;

б) Фрэнк Дж. Гуднау;

в) Вудро Вильсон;

г) Фр. Рузвельт.
3) Теорию рациональной бюрократии разработал:

а) Вильям Нисканен;

б) Людвиг фон Мизес;

в) Макс Вебер;

г) Карл Маркс.
4) Автор концепции «максимизирующего бюрократа»:

а) Т. Парсонс;

б) Вильям Нисканен;

в) Ф. Тейлор;

г) В. И. Ленин.
5) Кто из мыслителей разработал теорию управления качеством?

А) Г. Гегель;

б) И. Кант;

в) У. Черчилль;

г) М. Хольцер.
6) Автор теории демократического и эффективного государственного управления:

а) М. Хольцер;

б) Г. В. Атаманчук;

в) А. Меркель;

г) М. Тэтчер.

7) Основные тенденции развития государственного управления:

а) совершенствование правовых форм и методов государственного управления;

б) совершенствование организационных форм и методов государственного управления;

в) рост численности органов государственной власти;

г) передача большого количества затратных полномочий с федерального на региональный уровень.

Тема 2. Функции и принципы государственного управления

1) Функции государственного управления - это:

а) совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей государственного органа;

б) направления деятельности государственного органа по осуществлению своих полномочий;

в) право системы государственного управления принимать организационные управленческие решения;

г) совокупность задач по реализации полномочий.
2) Что общего в функциях государственного управления и функциях государства?

А) они являются властным управляющим воздействием;

б) нацелены на решение важнейших общественных задач и государственных предначертаний;

в) они осуществляют активное и конкретное воздействие на управляемые объекты;

г) объекты воздействия.
3) В чем различия между функциями государственного управления и функциями государства?

А) в субъектах воздействия;

б) в объектах воздействия;

в) в объемах и масштабах воздействия;

г) в назначении, миссии;

д) в активности и конкретном воздействии на объекты.


4) Принципы государственного управления - это:

а) основополагающие начала правового регулирования конкретных отношений;

б) узаконенный обязательный порядок;

в) критерий, эталон;

г) основное правило деятельности;

д) научные положения данного вида государственной деятельности.



5) Принцип федерализма в построении системы государственного управления – это:

а) формирование Правительства Российской Федерации при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) разграничение предметов ведения и полномочий между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) полная подотчетность государственных органов субъектов Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти.


6) Принцип централизации в построении системы государственного управления – это:

а) автономия органов государственной власти в осуществлении полномочий;

б) учреждение всех государственных органов актами федеральных органов государственной власти;

в) подотчетность всех органов государственной власти федеральным органам государственной власти.



7) Функциональный принцип организации системы государственного управления предполагает выделение органов управления:

а) по целям и задачам;

б) для управления отдельными территориальными частями государства;

в) для регулирования отдельных видов связей и отношений.


Тема 3. Система государственного управления и ее механизм

1) Система - это:

а) упорядоченность частей, образующих целостность;

б) любое множество элементов;

в) способ организации власти.


2) Сложная система - это:

а) система, содержащая большое количество и разнообразие элементов и подсистем;

б) система, состоящая из однородных элементов;

в) система, для описания которой недостаточно на данный момент информации.


3) Президент РФ, какую из трех ветвей государственной власти возглавляет?

А) законодательную;

б) исполнительную;

в) судебную;

г) ни одну из них.
4) Каков статус Президента РФ?

А) Государственный гражданский служащий РФ;

б) чиновник;

в) глава государства;

г) лицо, замещающее государственную должность;

д) Верховный Главнокомандующий ВС РФ;

е) государственный орган;

ж) лицо, осуществляющее исполнительную власть.


5) Что не входит в полномочия Президента РФ?

А) назначение Председателя Правительства РФ;

б) назначение глав субъектов РФ;

в) назначение Председателя ЦБ России;

г) назначение Председателя ЦИК России.
6) Президент РФ издает:

а) указы;

б) постановления;

в) распоряжения;

г) исполнительные приказы;

д) инструкции.


7) Возрастной ценз членов Совета Федерации:

а) гражданин РФ, достигший возраста 21 года;

б) гражданин РФ, достигший возраста 25 лет;

в) гражданин РФ, достигший возраста 30 лет.


8) Что не входит в полномочия Совета Федерации?

А) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

б) объявление амнистии;

в) назначение выборов Президента РФ;

г) объявление помилования.

9) Что не относится к ведению Государственной Думы?

А) отрешение Президента РФ от должности;

б) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

в) назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ;

г) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.
10) Какой орган государственной власти назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ?

А) Президент РФ;

б) Совет Федерации;

в) Государственная Дума;

г) Правительство РФ;

д) Следственный комитет РФ.


11) Председателя Правительства РФ назначает:

а) Президент РФ;

б) Совет Федерации;

в) Государственная Дума;

г) Конституционный Суд РФ.

12) Руководит «силовым блоком» Правительства РФ:

а) Правительство РФ;

б) Президент РФ;

в) Председатель Правительства РФ;

г) федеральные министры;

д) Совет безопасности РФ;

е) Государственный Совет РФ.
13) Судьями могут быть граждане РФ, достигшие:

а) 25 лет;

б) 30 лет;

в) 40 лет;

г) 50 лет.
14) Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ назначаются:

а) Президентом РФ;

б) Советом Федерации;

в) Государственной Думой;

г) Государственным Советом РФ.

15) К какой ветви государственной власти относится Прокуратура РФ?

А) законодательная;

б) исполнительная;

в) судебная;

г) ни к какой.
16) Право законодательной инициативы принадлежит:

а) Президенту РФ;

б) Совету Федерации ФС РФ;

в) членам Совета Федерации ФС РФ;

г) Государственной Думе РФ;

д) депутатам ГД РФ;

е) органам исполнительной власти субъектов РФ;

ж) законодательным (представительным) органам субъектов РФ;

з) Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему арбитражному суду РФ.

Тема 4. Ресурсное обеспечение государственного управления

1) Ресурсы органов государственной власти – это:

а) реальные и потенциальные средства, резервы, ценности и блага, которыми располагает и использует государство для реализации своих управленческих целей и задач;

б) средства для использования и удержания государственной власти;

в) основное орудие государственной (политической) власти.


2) Требования к интеллектуально-кадровым ресурсам общества - лицам, претендующим на замещение должности гражданской службы:

а) гражданство Российской Федерации;

б) возраст не моложе 18 лет;

в) наличие высшего образования;

г) наличие высшего профессионального образования;

д) наличие среднего профессионального образования;

е) наличие основного общего образования.

3) Требования к интеллектуально-кадровым ресурсам страны- претендентам на замещение государственной должности (губернаторы, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы…):

а) гражданство Российской Федерации;

б) возраст не моложе 18 лет;

в) гражданин, достигший 21 года;

г) возраст не моложе 30 лет;

д) имеющий высшее образование;

е) имеющий высшее профессиональное образование.

4) Финансовые ресурсы - это:

а) фонды денежных средств аккумуляционного характера;

б) конечные доходы;

в) государственный резерв и др.



5) Административный ресурс – это:

а) ресурс муниципального значения;

б) ресурс регионального значения;

в) ресурс федерального значения;

г) легитимный административный ресурс;

д) страховые фонды государственных предприятий;

е) институциональный ресурс.
6) Государственный резерв – это:

а) запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации;

б) запасы стратегических материалов и товаров;

в) земельные ресурсы;

г) запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

7) Единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации образуют:

а) Федеральное Собрание Российской Федерации;

б) Правительство Российской Федерации;

в) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом;

г) территориальные органы федерального органа исполнительной власти;

д) подведомственные организации федерального органа государственной власти и территориальных органов.





Тема 5. Эффективность системы государственного управления

1) Эффективность – это:

а) действие, результат чего-либо;

б) результат, дающий определенный эффект;

в) то, что измеряется полученным социальным эффектом с учетом вложенных в него материальных и интеллектуально-трудовых затрат.



2). Виды эффективности (назовите):

а)________________________________;

б)________________________________;

в)________________________________;

г)________________________________;

д)________________________________.


3) Критерий эффективностиэто:

а) конкретный признак или совокупность признаков проявления управления, на основе которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений;

б) средство для фиксации достигнутого уровня;

в) описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению цели.


4) Показатель эффективности – это:

а) средство для фиксации достигнутого уровня;

б) описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению цели;

в) признаки, грани и стороны управления, посредством которых определяются качество управления, степень его соответствия потребностям и интересам общества.



5) Критериями эффективности управляющего воздействия органов государственной власти и их должностных лиц в первую очередь являются:

а) степень соответствия полученных результатов полномочиям соответствующих государственных органов и должностных лиц;

б) законность принимаемых решений;

в) реальность управляющего воздействия;

г) экономическая рентабельность управляющего воздействия.
6) Для оценки социальной эффективности системы государственного управления используются следующие методы:

а) отчеты руководителей перед общественностью;

б) митинги;

в) выборы в представительные органы государственной власти;

г) референдумы.
7) Эффективность системы государственного управления в основном зависит от:

а) планирования деятельности органов государственной власти;

б) внедрения методов и приемов менеджмента;

в) профессионализма и компетентности гражданских служащих.


Тема 6. Коррупция в системе государственного управления

1) Считается ли коррупцией получение должностными лицами органов государственной власти следующих подарков:

а) квартира;

б) машина;

в) подарок стоимостью 2000 руб.;

г) подарок стоимостью 2500 руб.;

д) подарок стоимостью 3000 руб.;

е) подарок стоимостью 3500 руб.
2) Факторы, обусловливающие уровень коррупции в государственном органе, включают:

а) влияние квалификации на карьеру;

б) уровень производительности служебной деятельности;

в) уровень технологичности служебной деятельности;

г) нормативную определенность статуса;

д) регламенты функций и процедур;

е) правовую защищенность гражданского служащего;

ж) размер денежного содержания;

з) объем полномочий.
3). Укажите все виды коррупции:

а)________________________________;

б)________________________________;

в)________________________________;

г)________________________________;

д)________________________________.


4) Противодействие коррупции означает:

а) профилактика коррупции;

б) борьба с коррупцией;

в) _____________________________.


5) Определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции:

а) Министерство юстиции Российской Федерации;

б) Генеральная прокуратура Российской Федерации;

в) Президент Российской Федерации;

г) Следственный комитет Российской Федерации;

д) Общественная палата Российской Федерации.



6) Координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в области противодействия коррупции:

а) Президент Российской Федерации;

б) Счетная палата Российской Федерации;

в) Генеральная прокуратура Российской Федерации;

г) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры;

д) Федеральная служба по финансовому мониторингу.


7) Распределяет функции по противодействию коррупции между федеральными органами исполнительной власти:

а) Президент Российской Федерации;

б) Председатель Правительства Российской Федерации;

в) Правительство Российской Федерации;

г) Президиум Правительства Российской Федерации;

д) глава администрации Президента Российской Федерации.



Тема 7. Государственная гражданская служба Российской Федерации как публичный правовой институт обеспечения государственного управления

1) Виды (система) государственной службы Российской Федерации:

а) гражданская;

б) военная;

в) полицейская;

г) правоохранительная;

д) муниципальная.


2) Наниматель гражданского служащего:

а) руководитель государственного органа;

б) Российская Федерация;

в) субъект Российской Федерации;

г) государственный орган;

д) лицо, замещающее государственную должность.


3) Представитель нанимателя гражданского служащего:

а) руководитель государственного органа;

б) Российская Федерация;

в) субъект Российской Федерации;

г) лицо, замещающее государственную должность.
4) Гражданский служащий Российской Федерации:

а) исполняет полномочия…;

б) обеспечивает исполнение полномочий…;

в) выполняет поручения должностных лиц.


5) Гражданский служащий замещает:

а) государственную должность;

б) должность гражданской службы;

в) должность работника;

г) муниципальную должность.
6) Гражданскому служащему присваивается классный чин без сдачи квалификационного экзамена в случае, если с ним заключен:

а) срочный служебный контракт;

б) служебный контракт на неопределенный срок;

в) срочный трудовой договор.


7) Аттестация гражданского служащего проводится:

а) ежегодно,

б) один раз в три года;

в) один раз в пять лет;

г) по мере необходимости.
8) Предельный возраст пребывания на гражданской службе:

а) 50 лет;

б) 55 лет;

в) 60 лет;

г) 65 лет;

д) 70 лет.


Тема 8. Кадровое обеспечение государственного управления

1) Кадровая работа включает в себя:

а) формирование кадрового состава для замещения государственных должностей и должностей гражданской службы;

б) ведение трудовых книжек лиц, замещающих государственные должности и должности гражданской службы;

в) организацию дополнительного образования лиц, замещающих государственные должности и должности гражданской службы;

г) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей лиц, замещающих государственные должности и должности гражданской службы.
2) Гражданские служащие повышают квалификацию:

а) ежегодно;

б) по мере необходимости, но не реже одного раза в три года;

в) по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.


3) Необходимость профессиональной переподготовки гражданского служащего определяет:

а) сам гражданский служащий;

б) представитель нанимателя;

в) руководитель структурного подразделения государственного органа;

г) руководитель органа государственной власти.

4) Гражданский служащий может получать дополнительное профессиональное образование:

а) в государственном органе;

б) в органах государственной власти;

в) в вузах Российской Федерации;

г) за рубежом;

д) в фондах (некоммерческих организациях).


5) Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих утверждается:

а) Президентом Российской Федерации;

б) Федеральным Собранием Российской Федерации;

в) Правительством Российской Федерации;

г) Министерством финансов Российской Федерации;

д) федеральным министром;

е) главой администрации Президента Российской Федерации.
6) Виды дополнительного профессионального образования гражданских служащих:

а) среднее профессиональное образование;

б) высшее профессиональное образование;

в) профессиональная переподготовка;

г) повышение квалификации;

д) ординатура;

е) стажировка;

ж) аспирантура;

з) докторантура.
7) Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется:

а) по результатам конкурса;

б) по результатам аттестации;

в) по результатам собеседования представителя нанимателя с гражданским служащим (гражданином);

г) по ходатайству гражданского служащего (гражданина);

д) по желанию самого государственного гражданского служащего (гражданина).


Тема 9. Система местного самоуправления в Российской Федерации

1) Какие органы МСУ являются обязательными?

А) представительный орган муниципального образования;

б) глава муниципального образования;

в) местная администрация муниципального образования;

г) контрольный орган муниципального образования;

д) избирательная комиссия муниципального образования;

е) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
2) Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, не может быть менее:

а) 7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

б) 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

в) 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

г) 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

д) 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

е) 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек;

ж) 40 человек - при численности населения свыше 1 000 000 человек.


3) Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее:

а) 10 человек;

б) 15 человек;

в) 20 человек;

г) 25 человек.
4) Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения не может быть менее:

а) 10 человек;

б) 15 человек;

в) 20 человек;

г) 35 человек.
5) Сход граждан может созываться:

а) инициативной группой граждан;

б) главой местной администрации;

в) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования;

г) главой муниципального образования;

д) местной администрацией.


6) Проведение схода граждан обеспечивается:

а) главой муниципального образования;

б) главой местной администрации;

в) избирательной комиссией муниципального образования;

г) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
7) Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются:

а) Конституцией РФ;

б) Европейской хартией местного самоуправления;

в) федеральным законом;

г) законом субъекта РФ;

д) уставом муниципального образования.



8). Главой местной администрации является:

а) глава муниципального образования;

б) лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту;

в) лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по трудовому договору;

г) председатель представительного органа муниципального образования;

д) председатель избирательной комиссии муниципального образования.



Тема 10. Муниципальная служба в Российской Федерации

1) Муниципальный служащий может иметь двойное гражданство:

а) да;


б) нет.
2) Муниципальному служащему разрешается заниматься:

а) научной деятельностью;

б) преподавательской деятельностью;

в) предпринимательской деятельностью;

г) творческой деятельностью;

д) иной оплачиваемой деятельностью.


3) Нанимателем для муниципального служащего является:

а) муниципальное образование;

б) глава муниципального образования;

в) глава местной администрации;

г) представительный орган муниципального образования;

д) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.


4) Муниципальный служащий получает денежное содержание, выплачиваемое за счет средств:

а) местного бюджета;

б) регионального бюджета;

в) федерального бюджета.


5) Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с:

а) уставом муниципального образования;

б) реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ;

в) Конституцией (уставами) субъектов РФ;

г) федеральным законом.
6) Какая из нижеперечисленных должностей не является должностью муниципального служащего?

А) глава муниципального образования;

б) глава местной администрации муниципального образования;

в) начальник сектора физической культуры и спорта местной администрации;

г) председатель избирательной комиссии муниципального образования.
7) Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

а) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

б) замещающие должности муниципальной службы менее двух лет;

в) достигшие возраста 60 лет;

г) достигшие возраста 65 лет;

д) беременные женщины;

е) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

ж) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора.


Тема 11. Взаимодействие систем государственного и муниципального управления

1) Взаимодействие систем государственного и муниципального управления означает:

а) систему отношений органов государственной власти и местного самоуправления в процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес;

б) способность и возможность системы государственного управления оказывать определяющее воздействие на систему муниципального управления;

в) иной вариант_______________________________________________.


2) Какие акты осуществляют правовое обеспечение взаимодействия систем государственного и муниципального управления (укажите их)?

А)________________________________________________________;

б)_________________________________________________________;

в)__________________________________________________________;

г)__________________________________________________________.
3) К субъектам Российской Федерации в сфере местного самоуправления относятся следующие предметы ведения:

а) принятие и изменение уставов муниципальных образований;

б) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

в) регулирование основ муниципальной службы;

г) содержание и использование муниципального жилищного фонда.


4) Управленческое взаимодействие определяется следующими направлениями:

а) разработка долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития муниципалитетов;

б) взаимный контроль и надзор;

в) координация условий для выполнения задач, имеющих большое значение для жителей субъекта Федерации и муниципальных образований.


5) Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется следующими актами:

а) указами Президента Российской Федерации;

б) постановлениями Правительства Российской Федерации;

в) федеральными конституционными законами;

г) федеральными законами;

д) Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации;

е) законами субъектов Российской Федерации;

ж) отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.



6) Органы государственной власти в целях контроля за исполнением делегированных полномочий вправе:

а) запрашивать необходимую информацию от органов и должностных лиц местного самоуправления о выполнении переданных полномочий и целевом использовании материальных ресурсов и финансовых средств;

б) производить проверки деятельности органов местного самоуправления;

в) назначать уполномоченных представителей для оперативного контроля за выполнением делегированных полномочий и за целевым использованием выделенных ресурсов;

г) распоряжаться муниципальной собственностью;

д) осуществлять методическую работу и координацию деятельности органов местного самоуправления по вопросам выполнения переданных государственных полномочий.


7) Какой орган государственной власти определяет порядок установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации?

А) Президент Российской Федерации;

б) законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации;

в) Правительство Российской Федерации;

г) министерство финансов Российской Федерации;

д) министерство регионального развития Российской Федерации.



8) Может ли временно субъект Российской Федерации осуществлять отдельные бюджетные полномочия органов местного самоуправления?

А) да;


б) нет.
Тема 12. Реформирование системы государственного управления в Российской Федерации
1) Цель реформирования системы государственного управления:

а) приведение системы в состояние наибольшей результативности и эффективности;

б) развитие гражданского общества и инновационной экономики;

в) преобразование, изменение, переустройство органов государственной власти;

г) менеджеризация системы государственного управления.
2) Принципы реформирования системы государственного управления:

а) ориентация на законы и правила;

б) оценка «результаты - затраты»;

в) конкуренция потребителей услуг;

г) дерегулирование системы;

д) «потребитель всегда прав»;

е) децентрализация системы;

ж) концентрация на производстве услуг;

з) потребительский выбор;

и) административное стимулирование;

к) финансовое стимулирование;

л) хозрасчет.


3) К существенным признакам реформы системы государственного управления относятся:

а) субъективная обусловленность;

б) экономическая детерминация;

в) целесообразность;

г) децентрализация;

д) формализация;

е) легальность;

ж) внесистемность;

з) скоротечность.
4) Реформирование системы государственного управления предполагает:

а) образование федерального органа по управлению гражданской службой;

б) создание Департамента государственной службы;

в) упразднение отдельных органов государственной власти;

г) завершение процесса разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти;

д) исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

е) изменение штатного расписания.
5) Какие необходимо, на Ваш взгляд, провести преобразования в рамках реформирования и развития системы государственного управления? (Напишите).

А)_________________________________________________________;

б)_________________________________________________________;

в)__________________________________________________________;

г)__________________________________________________________.
6) Реформирование системы государственного управления – это преобразование:

а) института президентства;

б) законодательной, исполнительной и судебной власти;

в) органов местного самоуправления;

г) порядка взаимодействий между органами власти.
7) Осуществляет руководство реформированием системы государственного управления:

а) специально образованный государственный орган;

б) Президент Российской Федерации;

в) Председатель Правительства Российской Федерации;

г) Правительство Российской Федерации;

д) Аппарат Правительства Российской Федерации;

е) Администрация Президента Российской Федерации.

РЕГЛАМЕНТ

оценки знаний абитуриентов
Представленные в письменном виде ответы на тестовые вопросы оцениваются приемной комиссией по 100-балльной шкале, за каждый вопрос в отдельности.

За все правильные ответы дается 2 балла, за одну допущенную ошибку – 1 балл, за две ошибки и более – 0 баллов.

Итоговая оценка за вступительный экзамен определяется на основании среднего арифметического балла, в случае неудовлетворительной оценки (набранное количество баллов 60 и ниже) приводит к неудовлетворительному результату в целом за экзамен.


Количественный критерий выставления оценки (баллы)

Качественный критерий выставления экзаменационной оценки




Прописью

Буквой

91-100

Отлично – отличное знание вопроса без ошибок или с незначительными неточностями

А

84-90

Очень хорошо – очень хорошее знание вопроса, но с некоторыми неточностями

В

74-83

Хорошо – в целом хорошее знание вопроса, но с некоторыми ошибками

С

68-73

Удовлетворительно – удовлетворительное знание вопроса с заметными ошибками

Д

61-67

Посредственно посредственное знание вопроса с серьезными ошибками, отвечающее минимальным

требованиям



Е

0-60

Неудовлетворительно неудовлетворительное знание вопроса с грубейшими ошибками

FX