Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки «общая и типологическая лингвистика» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 90.81kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Гидробиология» 1 49.6kb.
Программа вступительных испытаний при приеме для обучения в магистратуре... 1 123.04kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... 1 184.86kb.
Программа вступительных испытаний (тестирования) для поступления... 1 468.86kb.
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление... 2 382.02kb.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 134.22kb.
Программа вступительных испытаний направления подготовки магистратуры... 1 30.11kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 540100... 1 129.67kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 051000. 1 261.04kb.
Программа вступительных испытаний (тестирования) для поступления... 1 164.64kb.
Характеристика высказываний с семантикой антицели в современном русском... 2 468.48kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки - страница №1/1

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"





ПРОГРАММА
вступительных испытаний для поступающих

в магистратуру по направлению подготовки

«ОБЩАЯ И ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА»

Москва-2013


Положение о вступительных испытаниях
I. Форма проведения вступительных испытаний для зачисления на программу подготовки магистра лингвистики

«Общая и типологическая лингвистика»

Программа вступительного собеседования разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Общая и типологическая лингвистика», предъявляемыми к уровню подготовки, необходимой для освоения специализированной программы подготовки магистра.

Правом на участие в конкурсе для обучения пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата, а также лица, имеющие диплом специалиста.

Собеседование в качестве вступительного испытания проводится для тех категорий поступающих, которые имеют дипломы бакалавров или специалистов по следующим направлениям:



  • Русский язык и литература,

  • Русский язык как иностранный,

  • Славянская филология,

  • Романо-германская филология,

  • Классическая филология,

  • Византийская и новогреческая филология,

  • Финно-угорская филология,

  • Восточные языки,

  • Теоретическая и прикладная лингвистика,

  • Компьютерная лингвистика,

  • Теория и практика перевода,

  • Филологическое обеспечение СМИ,

  • Филологическое обеспечение связей с общественностью,

  • Лингвокриминалистика,

  • Теория и практика межкультурной коммуникации,

  • Лингвокультурология.


Специалисты и бакалавры иных направлений образования, наряду с собеседованием, обязаны пройти тест, вопросы которого отражают содержание подготовки бакалавра по лингвистическим направлениям образования.

Срок обучения в магистратуре составляет два года.

Абитуриенты, успешно прошедшие вступительное испытание, но не набравшие проходной балл, могут быть зачислены по договору. 

Абитуриенты, не явившиеся на вступительное испытание в назначенное по расписанию время без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, к дальнейшим вступительным испытаниям не допускаются. 

Зачисление абитуриентов, набравших необходимое количество баллов на вступительных испытаниях, проводится Центральной приемной комиссией МГГУ имени М.А. Шолохова по представлению приемной комиссии филологического факультета. 

Зачисление абитуриентов, поступающих на договорной основе, проводится после оплаты ими обучения в первом семестре. 

Иногородним предоставляется общежитие при наличии свободных мест.
II. Цели и задачи вступительного собеседования

Целью вступительного собеседования является определение потенциальных возможностей абитуриента (личностных и профессиональных), обеспечивающих успешное освоение программы.

Основные задачи собеседования:


  • выяснить мотивы поступления и определить область научно-практических и личных интересов абитуриента;

  • оценить потенциальные возможности абитуриента, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций магистра лингвистики;

  • проверка базовых знаний, предъявляемых к абитуриенту данной программы.


III. Программа вступительного собеседования по магистерской программе «Общая и типологическая лингвистика»

Программа включает следующие модули.



III.1. Общее языкознание

Раздел 1. Предмет и объект лингвистики.

Лингвистика как наука: предмет; объект; методы. Современная лингвистика, ее задачи и место среди других наук. Структура современной лингвистики. Принципы классификации и краткая характеристика ее отраслей. Современные тенденции развития лингвистики: дифференциация и интеграция отраслей.

Раздел 2. Основные понятия современной лингвистики.

Язык и речь. Естественные и искусственные языки. Живые и мертвые языки. Словарь и грамматика. Знаковая природа языка. Язык и другие знаковые системы.

Уровни языка. Синхрония и диахрония. Сравнительно-исторический метод. Основания межъязыковых сравнений: типологическая, генеалогическая и ареальная лингвистика. Основные лингвистические традиции. Основные этапы развития языкознания.

Раздел 3. Фонетика и фонология.

Предмет фонетики. Артикуляционная фонетика: классификация согласных; классификация гласных. Просодия. Основные понятия фонологии.

Раздел 4. Морфология.

Предмет морфологии. Понятие “словоформа”; критерии выделения словоформ. Структура словоформы. Понятия “словоизменительная грамматическая категория”, “граммема”. Понятия “лексема”, “парадигма”. Типы языковых значений. Части речи; основные подходы к выделению частей речи.

Раздел 4. Синтаксис.

Способы представления синтаксической структуры предложения: система зависимостей и система составляющих. Понятие вершины и зависимого. Фразовые категории. Семантические и синтаксические валентности. Актанты и сирконстанты. Семантические роли.

Согласование и управление. Предложение и предикативность. Основные типы полипредикативных конструкций.

Понятие подлежащего. Основные признаки подлежащего в русском языке. Диатеза и залог. Актантная деривация. Коммуникативная организация высказывания. Тема и рема, данное и новое.

Раздел 5. Семантика.

Семантика как наука. Значение в языке и речи: смысл и референт. Тип референции, или денотативный статус. Лексическая семантика. Способы описания семантики слова. Иерархия и системность лексических значений. Полисемия и омонимия. Семантическая структура многозначного слова. Метафора. Метонимия. Парадигматические и синтагматические отношения в лексике. Синонимы и антонимы. Конверсивы. Гиперонимия. Структура значения. Понятия инварианта и прототипа.

Грамматическая и синтаксическая семантика.

Прагматические значения: понятие дейксиса и анафоры. Теория речевых актов. Высказывание и его иллокутивная сила. Перформативы. Классификация речевых актов.

Раздел 6. Лингвистическая типология.

Традиционные типологические классификации языков.

Типология грамматических категорий имени.

Типология грамматических категорий глагола.

Типология простого предложения. Основные типы конструкций: номинативная, эргативная, активная.

Типология порядка слов. Право- и левоветвящиеся языки.

Типология синтаксических (=грамматических) отношений.

Раздел 7. Лингвистика текста и дискурс.

Механизмы межфразовой связи. Основные разновидности средств их языковой реализации.

Предложение как единица языка и как элемент текста. Сверхфразовые единства, принципы их формирования и выделения, основные свойства. Понятие текста.

Основные значения термина «дискурс» в современной лингвистике.

Раздел 8. Социолингвистика.

Языковые контакты как фактор языковой эволюции. Языковые союзы. Пиджины и креольские языки. Одноязычие и многоязычие. Билингвизм и диглоссия.

Понятие языковой политики. Основные направления и принципы языковой политики, осуществлявшейся в нашей стране после 1917 г.

Традиционно выделяемые социальные подсистемы русского языка. Отличие подсистемы от функционального стиля.

Языковые изменения. Факторы языкового развития и механизмы изменения языка.



Коммуникативная компетенция члена речевого коллектива.
V. Рекомендуемая литература


  1. Алпатов В.М. 150 Языков и политика. М., 1997.; 2000 (издание 2-е, дополненное).

  2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: "Языки русской культуры", 1998.

  3. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том I. Лексическая семантика: 2-е изд., исп. и доп. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995.

  4. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995.

  5. Апресян Ю.Д. (ред.) Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Москва - Вена: "Языки русской культуры", Wiener Slavistischer Almanach, Sonderband 60, 2004.

  6. Апресян Ю.Д. (ред.) Языковая картина мира и системная лексикография (отв. ред. Ю. Д. Апресян). М.: "Языки славянских культур", 2006, Предисловие и гл. 1, с.26 -- 74.

  7. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М.: Едиториал УРРС, 2001.

  8. Беликов В.А., Крысин Л.П. Социолингвистика. М., РГГУ, 2001.

  9. Бурлак С.А., Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание. М.: Академия. 2005.

  10. Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев, 1983.

  11. Вахтин Н.Б., Головко Е.В.. Социолингвистика и социология языка. СПб., 2004.

  12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. 6-е изд. М.: ЛКИ, 2008 ("Лингвистическое наследие XX века")

  13. Зализняк А.А. “Русское именное словоизменение” с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры, 2002.

  14. Зализняк А.А., Падучева Е.В. К типологии относительного предложения. / Семиотика и информатика, вып. 35. М., 1997, с. 59-107.

  15. Иванов Вяч. Вс.. Лингвистика третьего тысячелетия. Вопросы к будущему. М., 2004. С. 89-100 (11. Языковая ситуация мира и прогноз на ближайшее будущее).

  16. Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М.: Изд-во МГУ, 1992.

  17. Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. СПб: Алетейя, 2003.

  18. Кинэн Э.Л. К универсальному определению подлежащего / Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XI. М.: Прогресс, 1982, с. 236-276.

  19. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Едиториал УРСС. 2004.

  20. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М.: РГГУ, 2001.

  21. Кронгауз М.А. Семантика. М.: РГГУ. 2001.

  22. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып.7. М., 1975. С. 96-181.

  23. Лабов У. О механизме языковых изменений. Там же. С.320-335.

  24. Лайонз Дж. Лингвистическая семантика: Введение. М.: Языки славянской культуры. 2003.

  25. Лайонс Джон. Язык и лингвистика. Вводный курс. М:УРСС, 2004

  26. Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии //

  27. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.; Воронеж: РАО, 2004. С. 244-255.

  28. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Ярцевой. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002.

  29. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Прогресс, 2003. С.83–90.

  30. Маслов Ю.С. Ведение в языкознание. Изд. 6-е, стер. М.: Академия, фил. фак. СПбГУ, 2007.

  31. Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. I. Москва - Вена: "Языки русской культуры", Wiener Slavistischer Almanach, Sonderband 38/1, Издательская группа "Прогресс", 1997.

  32. Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. II. Москва - Вена: "Языки русской культуры", Wiener Slavistischer Almanach, Sonderband 38/2, 1998.

  33. Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. III. Москва - Вена: "Языки русской культуры", Wiener Slavistischer Almanach, Sonderband 38/3, 2000.

  34. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

  35. Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2003.

  36. Плунгян В.А. Введение в грамматическую семантику: Грамматические значения и грамматические системы языков мира. М.: РГГУ, 2011.

  37. Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001.

  38. Фёдорова Л.Л. Семиотика. М., 2004.

  39. Филиппов К. А. Лингвистика текста: Курс лекций - 2-е изд., исп. и доп. Изд. С.-Петерб. ун-та, 2007.

  40. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М.: Академия. 2005.

  41. Энциклопедия «Кругосвет»: www.krugosvet.ru


Программа утверждена на Совете филологического факультета, протокол № 4 от 27 декабря 2012 г.