страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности - страница №1/1
Программа ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В АСПИРАНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.02.20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание Часть 1: ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ 1. Современная теория языка как био-социального явления. Вторичные функции языка. Язык как память народа и отражение его истории. Язык как материал художественного творчества. 2. Два приема изучения языка. Прямое наблюдение и метод 3. Языкознание и семиотика. Язык как знаковая система особого рода. Вторичные знаковые системы и искусственные языки. Знак-отпечаток, знак-индекс, знак-символ (лингвистический знак). Два подхода к трактовке термина "знак" и построению знаковой модели. Семиотическая модель Пирса-Фреге-Морриса. Неососсюрианская модель знака. Знакообразование (семиозис). Первичный и вторичный семиозис. Прагматика знака. 4. Модель речевой деятельности человека. Схема порождения, 5. Стратификация языка. Онтогенез речемыслительной деятельности (ребенок и язык). Внутренняя форма (идиоэтническое своеобразие) отдельных языков. Гипотеза Потебни-Сепира-Уорфа. 6. Лингвистические антиномии (дихотомии) 7. Язык как историческое явление, связь появления и развития языка с формированием homo sapiens, а затем и с возникновением и развитием человеческого общества. 7.1 Теории происхождения языка. Использование современных данных по зоопсихологии и палеонтологии, антропологии и антропогенезу для определения географии, хронологии и этапов формирования языка человека. Семиотический скачок при переходе от неандертальца к кроманьонцу. Нейрофизиологические и культурно-экономические предпосылки семиотического скачка и формирования устной речи: 7.2. Развитие основных индоевропейских языков и их групп. Праязык и индоевропейская прародина. Основные закономерности развития и формирования, взаимодействия и передвижения германских, романских и славянских языков. Основы лингвистической синергетики. 8. Звуковой строй языка. Фонетика и ее место в материале и субстанции плана выражения. Фонология и ее место в структуре (форме) плана выражения. Фонологическая система языка и методы ее моделирования. 9. Лексикология и семасиологая. Словесный знак (слово, словосочетание). Слово и словосочетание в языке и в речи. Особенности и критерии определения границ слова в изучаемом и родном языках. Формальные способы образования словесных знаков. Свободные и фразеологические сочетания слов. Классификация фразеологизмов. Обобщающая функция словесного знака. Номинация. Компонентный (семный) состав значения. Мотивированность ("внутренняя форма") слова и этимология. Прямое и переносное значения, вторичный семиозис в лексике. Эмоционально-стилистическая окраска слова. Актуализация словесного знака в речи. Асимметрия словесного знака: омонимия и полисемия, синонимия, паронимия. Семантическое поле. Проблема термина и терминологическая система. Лексикография. Типы словарей. Статистическая и тезаурусная лексикография, ее использование для оптимизации преподавания языков и в информатике. 10. Грамматика. Морфема как семиотическое единство морф и сем. Грамматические и понятийные категории. Части речи и члены предложения. Предложение как основная коммуникативная и структурно-синтаксическая единица речи. Предложение и суждение. Коммуникативное членение высказывания: тема (топик) и рема (комментарий). Моделирование в синтаксисе. 12. Типологическая классификации языков. Типологическая классификация языков: морфологический, формально-синтаксический, информационно-статистический, семантико-синтаксический и коммуникативный варианты. Универсалии. 13. Прикладная лингвистика. Инженерная и математическая лингвистика, компьютерная лексикография, экспериментальная фонетика. Их использование в народном хозяйстве и при оптимизации обучения языкам. Лингвистический автомат, обучающий лингвистический автомат. Психолингвистика, нейролингвистика и психиатрическая лингвистика. Изучение детской речи. Филология и текстология. Рекомендуемая литература Обязательная: 1.Пиотровский Р.Г. Лингвистический автомат (в исследовании и непрерывном обучении). Учебное пособие. СПб, 2009 2.Ярцева В.Н. (Гл. редактор). Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998 Дополнительная: 1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной лингвистики. М., 1965 2. Леман В.П. Новое в индоевропеистических исследованиях // Журн. Вопросы языкознания. 1991, № 4, с.17-28 3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987 4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. 4-е изд. М., 1967 (1998) 5. Рождественский Ю.А. и др. Введение в прикладную филологию. Языковая семиотика. М., 1987 6. Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980 Часть 2: ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 1. Становление научного языкознания. Сравнительно-исторический метод. Мемуар Ф. де Соссюра. Индоевропеистика в наши дни:
2. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта. Неогумбольдтианство – неолингвистика (Б.Кроче, К. Фосслер, Дж. Бонфанте, Л.Вайсгербер и др.) 3. Психологическая лингвистика (Х. Штейнталь, А.А. Потебня). Современная психолингвистика. 4. Младограмматизм и его последователи в 20 в.:
5. Реакция на младограмматизм:
6. Ф.де Соссюр и его «Курс общей лингвистики», дихотомии (антиномии) языкознания. 7. Пражская лингвистическая школа. Актуальное членение В. Матезиуса, фонология Н.С. Трубецкого. 8. Копенгагенская школа в языкознании. Л. Ельмслев и теория стратификации. 9. Фонология и дискуссия о природе фонемы. Ленинградская и Лондонская (Джоунс) школы. Московская и Пражская школы. Американский дескриптивизм. Двухступенчатая теория фонемы Ельмслева-Шаумяна. 10. Американская дескриптивная лингвистика (Л. Блумфилд, Э. Сепир, Джорж Л. Трейджер, Б.Блок, З Харрис и др.). Реакция на дескриптивизм Н. Хомского. Грамматика непосредственно составляющих, тагментный анализ. 11. Генеративная грамматика Хомского. Трансформация как метод и как концепция объяснения устройства языка. Трансформация как интерпретирующий метод (логический синтаксис). 12. Генеративная семантика. Концепции Ч. Филмора, У. Чейфа. 13. Современная прагматика. 14. Лондонская лингвистическая школа. Функционально-системное описание языка в рамках концепции М.А.К.Хэллидея и в советском языкознании. 15. Синтаксическая теория (русская традиционная школа, концепция Л.Теньера). Грамматика зависимостей на базе синтагматической теории. 16. Лингвистическая синергетика (исследования Г.Альтмана, Р.Кёлера, Р.Пиотровского). Обязательная: 1. Сб. Зарубежная лингвистика. Пер. с англ., нем. и фр. М.: Прогресс, 1999 2. Пиотровский Р.Г. Лингвистический автомат (в исследовании и непрерывном обучении). Учебное пособие. СПб, 1999 3.Ярцева В.Н. (Гл. редактор). Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998 Дополнительная: 1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М. 1984 2. Гумбольдт В. фон. Избранные работы по языкознанию. М., 1984, с. 5-32, 356-363 3. Леман В.П. Новое в индоевропеистических исследованиях // Журн. Вопросы языкознания. 1991, № 4, с.17-28 4. Общее и индоевропейское языкознание. Обзор литературы. М., 1956, с. 15-54, 83-198 5. Одри Ж. Индоевропейский язык // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 21. М., 1998 с. 24-121 6. Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980 7. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977. с. 269-561 8. Хрестоматия по истории языкознания 19-20 вв. Сост. В.А.Звегинцев. М., 1956 (и сл.) |
|