Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Критерии оценивания вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... 1 40.01kb.
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 1 13.7kb.
Программа для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 1 95.46kb.
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 1 152.8kb.
Программа вступительных экзаменов для поступающих в аспирантуру по... 1 194.63kb.
Программа вступительных экзаменов в 1 125.55kb.
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине в магистратуру... 1 36.92kb.
Программа для вступительных экзаменов по специальности «6М020800... 1 103.91kb.
Программа вступительных испытаний по специальности 01. 04. 02 "Теоретическая... 1 25.01kb.
Примерный перечень тем вступительных рефератов в аспирантуру по специальности 08. 1 28.37kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 1 257.17kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 1 138.93kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности - страница №1/1

Программа ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В АСПИРАНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

10.02.20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

Часть 1: ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

1. Современная теория языка как био-социального явления.
Коммуникативная функция языка. Язык и другие средства общения. Когнитивная функции языка. Роль языка в формировании, выражении и передаче мысли.

Вторичные функции языка. Язык как память народа и отражение его истории. Язык как материал художественного творчества.

2. Два приема изучения языка. Прямое наблюдение и метод
моделей. Основные принципы лингвистического моделирования.

3. Языкознание и семиотика. Язык как знаковая система особого рода. Вторичные знаковые системы и искусственные языки.


Знак-отпечаток, знак-индекс, знак-символ (лингвистический знак).

Два подхода к трактовке термина "знак" и построению знаковой модели. Семиотическая модель Пирса-Фреге-Морриса. Неососсюрианская модель знака. Знакообразование (семиозис). Первичный и вторичный семиозис. Прагматика знака.

4. Модель речевой деятельности человека. Схема порождения,
передачи, приема и обработки речевого сообщения. Нейрофизиологические механизмы переработки речевого сообщения: нейрон, синапсы, нейронная сеть, внутренняя речь.

5. Стратификация языка. Онтогенез речемыслительной деятельности (ребенок и язык). Внутренняя форма (идиоэтническое своеобразие) отдельных языков. Гипотеза Потебни-Сепира-Уорфа.

6. Лингвистические антиномии (дихотомии)

7. Язык как историческое явление, связь появления и развития языка с формированием homo sapiens, а затем и с возникновением и развитием человеческого общества.

7.1 Теории происхождения языка. Использование современных данных по зоопсихологии и палеонтологии, антропологии и антропогенезу для определения географии, хронологии и этапов формирования языка человека. Семиотический скачок при переходе от неандертальца к кроманьонцу. Нейрофизиологические и культурно-экономические предпосылки семиотического скачка и формирования устной речи:

7.2. Развитие основных индоевропейских языков и их групп. Праязык и индоевропейская прародина. Основные закономерности развития и формирования, взаимодействия и передвижения германских, романских и славянских языков. Основы лингвистической синергетики.

8. Звуковой строй языка. Фонетика и ее место в материале и субстанции плана выражения. Фонология и ее место в структуре (форме) плана выражения. Фонологическая система языка и методы ее моделирования.

9. Лексикология и семасиологая. Словесный знак (слово, словосочетание). Слово и словосочетание в языке и в речи. Особенности и критерии определения границ слова в изучаемом и родном языках. Формальные способы образования словесных знаков. Свободные и фразеологические сочетания слов. Классификация фразеологизмов. Обобщающая функция словесного знака. Номинация. Компонентный (семный) состав значения. Мотивированность ("внутренняя форма") слова и этимология. Прямое и переносное значения, вторичный семиозис в лексике. Эмоционально-стилистическая окраска слова. Актуализация словесного знака в речи. Асимметрия словесного знака: омонимия и полисемия, синонимия, паронимия. Семантическое поле. Проблема термина и терминологическая система.

Лексикография. Типы словарей. Статистическая и тезаурусная лексикография, ее использование для оптимизации преподавания языков и в информатике.

10. Грамматика. Морфема как семиотическое единство морф и сем. Грамматические и понятийные категории. Части речи и члены предложения. Предложение как основная коммуникативная и структурно-синтаксическая единица речи. Предложение и суждение. Коммуникативное членение высказывания: тема (топик) и рема (комментарий). Моделирование в синтаксисе.

12. Типологическая классификации языков. Типологическая классификация языков: морфологический, формально-синтаксический, информационно-статистический, семантико-синтаксический и коммуникативный варианты. Универсалии.

13. Прикладная лингвистика. Инженерная и математическая лингвистика, компьютерная лексикография, экспериментальная фонетика. Их использование в народном хозяйстве и при оптимизации обучения языкам. Лингвистический автомат, обучающий лингвистический автомат.

Психолингвистика, нейролингвистика и психиатрическая лингвистика. Изучение детской речи. Филология и текстология.

Рекомендуемая литература

Обязательная:

1.Пиотровский Р.Г. Лингвистический автомат (в исследовании и непрерывном обучении). Учебное пособие. СПб, 2009

2.Ярцева В.Н. (Гл. редактор). Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998

Дополнительная:

1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной лингвистики. М., 1965

2. Леман В.П. Новое в индоевропеистических исследованиях // Журн. Вопросы языкознания. 1991, № 4, с.17-28

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987

4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. 4-е изд. М., 1967 (1998)

5. Рождественский Ю.А. и др. Введение в прикладную филологию. Языковая семиотика. М., 1987

6. Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980

Часть 2: ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

1. Становление научного языкознания. Сравнительно-исторический метод. Мемуар Ф. де Соссюра. Индоевропеистика в наши дни:



  • что такое индоевропейские языки, принципы определения родства

  • лингвистическая непрерывность (субстрат)

  • фонетические и морфологические законы и закономерности

  • восстановление индоевропейских языков.

2. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта. Неогумбольдтианство – неолингвистика (Б.Кроче, К. Фосслер, Дж. Бонфанте, Л.Вайсгербер и др.)

3. Психологическая лингвистика (Х. Штейнталь, А.А. Потебня). Современная психолингвистика.

4. Младограмматизм и его последователи в 20 в.:


  • понятие фонетического закона, его географическая и хронологическая обусловленность

  • условия нарушения закона (вторичная, перебивающая основной закон закономерность, аналогия, роль грамматической парадигмы)

  • лингвистическая география

5. Реакция на младограмматизм:

  • социолингвистика

  • отрицание фонетических законов у Г.Шухардта (концепция слова-вещи)

  • творчество И.А. Бодуэна де Куртенэ.

6. Ф.де Соссюр и его «Курс общей лингвистики», дихотомии (антиномии) языкознания.

7. Пражская лингвистическая школа. Актуальное членение В. Матезиуса, фонология Н.С. Трубецкого.

8. Копенгагенская школа в языкознании. Л. Ельмслев и теория стратификации.

9. Фонология и дискуссия о природе фонемы. Ленинградская и Лондонская (Джоунс) школы. Московская и Пражская школы. Американский дескриптивизм. Двухступенчатая теория фонемы Ельмслева-Шаумяна.

10. Американская дескриптивная лингвистика (Л. Блумфилд, Э. Сепир, Джорж Л. Трейджер, Б.Блок, З Харрис и др.). Реакция на дескриптивизм Н. Хомского. Грамматика непосредственно составляющих, тагментный анализ.

11. Генеративная грамматика Хомского. Трансформация как метод и как концепция объяснения устройства языка. Трансформация как интерпретирующий метод (логический синтаксис).

12. Генеративная семантика. Концепции Ч. Филмора, У. Чейфа.

13. Современная прагматика.

14. Лондонская лингвистическая школа. Функционально-системное описание языка в рамках концепции М.А.К.Хэллидея и в советском языкознании.

15. Синтаксическая теория (русская традиционная школа, концепция Л.Теньера). Грамматика зависимостей на базе синтагматической теории.

16. Лингвистическая синергетика (исследования Г.Альтмана, Р.Кёлера, Р.Пиотровского).
Литература

Обязательная:

1. Сб. Зарубежная лингвистика. Пер. с англ., нем. и фр. М.:

Прогресс, 1999

2. Пиотровский Р.Г. Лингвистический автомат (в исследовании и непрерывном обучении). Учебное пособие. СПб, 1999

3.Ярцева В.Н. (Гл. редактор). Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998


Дополнительная:

1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М. 1984

2. Гумбольдт В. фон. Избранные работы по языкознанию. М.,

1984, с. 5-32, 356-363

3. Леман В.П. Новое в индоевропеистических исследованиях // Журн. Вопросы языкознания. 1991, № 4, с.17-28

4. Общее и индоевропейское языкознание. Обзор литературы. М.,

1956, с. 15-54, 83-198

5. Одри Ж. Индоевропейский язык // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 21. М., 1998 с. 24-121

6. Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980

7. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977. с. 269-561



8. Хрестоматия по истории языкознания 19-20 вв. Сост. В.А.Звегинцев. М., 1956 (и сл.)