Программа учебной дисциплины диалог культур: условия возможности специальность – философская антропология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы по философии для вступительного экзамена в аспирантуру по... 1 40.59kb.
Проблема страдания в философии н. А. Бердяева 2 417.1kb.
Виктор франкл: философское истолкование смысла страдания 1 517.97kb.
«Диалог культур» (В. С. Библер, сю. Курганов) Курганов Сергей Юрьевич 1 97.39kb.
Программа «Философская антропология» 1 101.53kb.
Программа дисциплины «Антропология режимных сообществ» 1 64.75kb.
Программа учебной дисциплины «Магнитная гидродинамика» Специальность... 1 74.75kb.
Программа курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская... 1 74.82kb.
Рабочая программа учебной дисциплины фармакология специальность 060101... 1 237.42kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Фармакология Специальность 060102... 1 252.06kb.
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» 2 335.83kb.
- 1 248.67kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа учебной дисциплины диалог культур: условия возможности специальность – - страница №1/1



Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет философски и политологии

Рассмотрено и рекомендовано:

на заседании кафедры философской антропологии

протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

__________________Б.В.Марков

На заседании методической

комиссии философского факультета

протокол от ______ № ____

Председатель методической комиссии

______________ В.М. Дианова




УТВЕРЖДАЮ

декан факультета философии и политологии


______________ Ю.Н.Солонин


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Диалог культур: условия возможности

специальность – философская антропология
Автор:

доцент, к.филос.н., А.В.Говорунов_____________________

Рецензент:

профессор, д.филос.н. Б.В.Марков________________

Санкт-Петербург

2007 г.




  1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель изучения дисциплины: Рассмотрение чрезвычайно актуальной и важной в культурном, теоретическом и политическом аспекте темы диалога культур, факторов и условий, способствующих этим процесса, а также возможных затруднений и ограничений.

1.2. Задачи курса: Исследование условий и факторов, способствующих и препятствующих становлению диалога культур. Обсуждается проблема возможного предела в понимании культур. Исследуются различные познавательные стратегии в изучении и понимании других культур.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Данный спецкурс соотносится с общим курсами философской антропологии, культурной антропологии и политологии и направлен на более детальное раскрытие методологических и мировоззренческих следствий, связанных с наличием многообразия культур, а также с условиями и затруднениями в осуществлении диалога культур.



1.4. Требования к уровню освоения дисциплины.

После прохождения данного курса студенты должны:



  • Иметь представление об основах межкультурного и междисциплинарного диалога;

  • Иметь представление о современных тенденциях в понимании толерантности;

  • Уметь анализировать исторические прецеденты взаимодействия существенно различных культур;

  • Иметь представление о европейской и отечественной диалогической традиции в философии



  1. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля *


II. Распределение часов курса по темам и видам работ

N

п / п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоя-тельная работа

лекции

семинарские

занятия

1

2

3

4

5

7

1.

Глобализм и мультикультурализм

10

4

2

4

2.

Теоретические основы постановки проблемы взаимопонимания культур

16

4

6

6

3.

Герменевтика культур. Основы и условия возможности понимания

14

4

6

4

4.

Я и Другой

10

4

2

4

5.

Итоги и перспективы исследования диалога культур

4

2



2




Итого:

54

18

16

20

3. Содержание дисциплины

Спецкурс «Диалог культур: условия возможности»


Тема 1: Глобализм и мультикультурализм.

Взаимодействие различных познавательных стратегий в рамках исследования человека. Проблема междисциплинарных исследований. Проект философской антропологии как программа междисциплинарного исследования человека. Условия возможности и пределы взаимопонимания антропологических дисциплин, относящимся к разным мировоззренческим циклам.

Основные черты позиций глобализма и мультикультурализма.

Мировоззренческий выбор культурного развития: магистраль или многообразие.

Проблема толерантности и формы ее постановки. Психологические и культурологические аспекты толерантности. Проблема пределов толерантности.

Гносеологический статус и структура мировоззрений. Мировоззрение как проект.



Семинар:

  1. Толерантность как психологическая проблема. Основные стратегии развития толерантного отношения.

  2. Толерантность во взаимоотношениях различных культурных образований и культур.

  3. Возможно ли существование пределов толерантности? Чего нельзя вытерпеть?

    1. В межличностном общении

    2. Во взаимодействии различных культурных институтов и образований

    3. Во взаимодействии различных культур.


Тема 2: Теоретические основы постановки проблемы взаимопонимания культур.

«Век империй» и теоретические основы изучения культурного многообразия. Базовые теоретические схемы в культурантропологии 19-нач. 20 вв.

Эволюционизм. Представление о едином пути развития всех культур. При этом европейская культура – единственная, которой удалось пройти весь этот путь полностью.

Европейская культура как образец и ориентир культурного развития.

Взаимопознание как основа взаимопонимания. Стратегии познания существенно иных культур. Опыт развития культурной антропологии в европейской науке.

Исследование примеров исследование удачных и неудачных познавательных действий в отношении Другого.



  1. Р.Бенедикт «Хризантема и меч». Гештальт самурая. Культура вины и культура стыда.

  2. А.Нотомб «Страх и трепет».

  3. Э.Саид. Ориентализм. Запад и Восток: обиды и претензии и пути взаимопознания.

Книжная культура. Широкие генерализации. Западный образ Востока и восточный образ Запада.

Активизм Европы в познании Востока. Египетская экспедиция Наполеона и его ученая команда. Ф. де Лессепс. Строительство Суэцкого канала.

Возможен ли симметричный образ Запада на Востоке: оксидентализм vs. ориентализм?

Примеры непонимания: Запретный город Лхасы — аплодисменты при вступлении в город оккупационных войск. Малиновский: охота за головами как регулятор всей социальной жизни.

Культурный релятивизм.
Семинар 1: Обсуждение книги Р.Бенедикт «Хризантема и меч».


  1. Исторический контекст создания работы. Эти воинственные и жестокие фанатики японцы.

  2. Концепция «моделей культуры» Р.Бенедикт.

  3. Познавательная стратегия в познании японской культуры.

  4. Этика гири и гиму.

  5. Гештальт самурая. Быть и казаться.

  6. культуры вины и культуры стыда.

Семинар 2: обсуждение романа А. Нотомб «Страх и трепет».



  1. семиотика культуры: коды культуры.

  2. Культурные коды японской и европейской культуры.

  3. Возможно ли избежать трагических несовпадений в соотношении кодов?

Семинар 3: концепция ориентализма Э.Саида.



  1. Империи и колонии: исторические обиды и поиски примирения.

  2. Ориентализм как совокупность исторически, культурно и политически фундированных практик в познании Востока.

    1. Характерные черты ориентализма: книжность, выборочность репрезентации, активизм Запада.

    2. Имагинативное освоение Востока Западом. Восток как предмет литературы.

    3. Возможно ли адекватное познание Востока?

Самостоятельная работа:



  1. комментированный просмотр и обсуждение в перспективе рассматриваемой проблемы фильма «Харакири».

  2. комментированный просмотр и обсуждение в перспективе рассматриваемой проблемы фильма «Запретный город Лхаса».

  3. просмотр и обсуждение фильма по роману А. Нотомб «Страх и трепет».


Тема 3: Герменевтика культур. Основы и условия возможности понимания.

Адекватное познание.

Основы герменевтики. Г.Гадамер, П.Рикер. предрассудки и мировоззренческие предпосылки.

Переход от монолога к диалогу. Диалогизм как философская традиция.

Религиозная линия: М. Бубер, Э. Левинас.

Литературно-философская традиция: М.М.Бахтин.

Диалогическая традиция в российской философии: В. С. Библер, В. А. Ахутин.

Диалогика и монологика. Причины теоретического монологизма европейской философии.


Семинар 1: Герменевтическая концепция познания.

  1. Борьба с предрассудками и предпонимание.

  2. Как отличить «правильные» предрассудки от «неправильных»?

  3. Структура и позиция герменевтического субъекта познания.

Семинар 2: диалогическая традиция в философии.



  1. Религиозная концепция диалога. Я и Оно, Я и Ты в философии М.Бубера.

  2. Концепция диалога в работа М.М.Бахтина.

    1. Соотношение героя и автора в романах Ф.М.Достоевского

    2. Идея полифонического романа

    3. Соотношение официальной и карнавальной культуры в творчестве Рабле.

    4. Диалог как универсальное отношение.

Самостоятельная работа:


Тема 4: Я и Другой.

Картезианские размышления Э. Гуссерля. От эгологии к интерсубъективности. Условия возможности раскрытия другого Эго. Аналогизирующая апперцепция. Другой как Альтер эго.

Развитие темы Другого в философии и культуре постмодерна. Проблемы развития Мультикультурализм и релятивизация познания.

Герменевтика непонимания.


Семинар :

  1. Условия и категориальные структуры познания Другого в «Картезианских размышлениях» Э.Гуссерля.

  2. Аппрезентация и аналогизирующая апперцепция.

  3. Другой как Альтер эго. Эгология как монадология.

Самостоятельная работа:


Тема 5: Итоги и перспективы исследования диалога культур.

Стратегия Альтер эго и презумпция инаковости.



Компаративные исследования: перекрывающиеся поля и пересекающиеся истории.
Самостоятельная работа:
Примерный список контрольных вопросов:

  1. Основные задачи и трудности междисциплинарных исследований.

  2. Философская антропология как междисциплинарный проект.

  3. Политические и идеологические аспекты толерантности.

  4. Психологические и культурологические аспекты толерантности.

  5. Проблема пределов толерантности.

  6. Гносеологический статус и структура мирововоззрений.

  7. Основные теоретические концепции познания других культур в культурантрпологии.

  8. Эволюционизм и представление о едином магистральном пути развития культур. Эволюционизм и империи.

  9. Познавательная стратегия в работе Р.Бенедикт «Хризантема и меч».

  10. Э.Саид и его книга «Ориентализм». Запад и Восток: опыт сосуществования и взаимного познания.

  11. Герменевтическая концепция познания. Предрассудки, предпонимание и мировоззренческие предпосылки.

  12. Диалогическая традиция в философии. От монолога к диалогу. Условия диалога.

  13. Религиозная философия диалога. М.Бубер, Э.Левинас.

  14. Литературно-философская диалогика: М.М.Бахтин.

  15. Диалогика и монологика: отечественная диалогическая традиция. В.С.Библер и В.А.Ахутин.

  16. Тема Другого в современной философии.

  17. Феноменология Э.Гуссерля о стратегиях познания Другого. Другой как Альтер эго.

  18. Герменевтика непонимания.

  19. Стратегия общечеловеческого и презумпция инаковости.

  20. Компаративные исследования: перекрывающиеся поля и пересекающиеся истории.


Основная литература:

Ахутин А.В. К диалогике культуры // Ахутин А.В. Поворотные времена. СПб.: Наука, 2006.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.

Бенедикт Р. Хризантема и меч. СПб.: Наука, 2005.

Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры. (На путях к гуманитарному разуму). М.: Гнозис, 1991.

Библер В.С. На гранях логики культуры. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.

Гадамер Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.

Говорунов А.В. Пределы толерантности // Толерантность и интолерантность в современном обществе. Материалы междунар. научно-практич. конф. С.-Петербург, 26-28 апреля 2006 г. С. 41-52.

Говорунов А.В. Философская антропология: от человеческого к нечеловеческому // Вестник СПбГУ Сер. 6. 2007 Вып. 1. С. 84-89.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998.

Саид Э. Ориентализм. СПб.: Русский Мiръ, 2006.

Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

Said E. Culture and Imperialism. N.Y., 1993.
Дополнительная литература:

Вальденфельс Б. Мотив чужого. Минск, 1999.

Ищенко Е. Познание Другого – эпистемологические проблемы и социкультурные аппликации // Логос, 2005, № 4 (49). С.156-172.

Нотомб А. Страх и трепет (озноб и оцепенение).