Программа учебно-методического курса - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Книга для ученика. 5 класс. /М., Международная академическая издательская... 1 99.58kb.
Председатель Совета учебно-методического 1 36.25kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 82.43kb.
Учебная программа для высших учебных зведений по специальностям 1-23... 1 213.41kb.
Учебно-методическое объединение по классическому университетскому... 1 153.8kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 408.1kb.
«История войн и военного искусства российских полководцев» 1 110.79kb.
Примерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология... 3 750.34kb.
Учебно-методическим Советом по юридическому образованию Учебно-методического... 1 107.93kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 478.93kb.
Практикум является основой учебно-методического обеспечения дисциплины... 1 242.38kb.
Таинство исповеди 1 32.13kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа учебно-методического курса - страница №1/1

Государственное учреждение

«Региональный центр развития образования»

Оренбургской области

ПРОГРАММА




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КУРСА


«Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период»

Разработчик проекта:


Алятина Анна Геннадьевна, К.И.Н., методист отдела по подготовке и проведению Единого Государственного Экзамена государственного учреждения

«Регионального Центра Развития Образования»

Г. Оренбург – 2007


Пояснительная записка



При поддержке Национального фонда подготовки кадров в рамках проекта «Информатизация системы образования» Компонент В «профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» ELSP/B1/Gr/004 «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» разработана рабочая программа учебно-методического (УМК) «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период».


Программа предоставляет возможность учителям истории осмыслить собственный опыт и соотнести его с достижениями современной краеведческой работы, конкретизировать и активизировать знания о содержании и формах методической работы учителя истории.

Целью обучения является формирование знаний и практических навыков учителя истории для организации обучения в дистанционной форме.

В содержательном отношении программа реализует следующие направления методической деятельности:


  • Обновление содержания постдипломного образования;

  • Инновационные процессы в постдипломном образовании, внедрение развивающих моделей обучения;

  • Диагностика уровня образовательных потребностей и профессионального мастерства преподавателей постдипломного образования, учителей предметников по истории.

Слушатели курсов пополняют свои знания по организации учебного процесса в дистанционной форме для взрослой категории обучающихся, познакомятся с принципиальными подходами к образовательному процессу в дистанционной форме, его достоинствах и проблемах. Программа практикоориентированная, она позволяет слушателям в ходе учебного процесса на собственном примере моделировать непрерывный процесс обучения, направленный на профессиональное развитие личности.

Программа ориентирована на приобретение опыта работы со взрослой категорией обучающихся, используя дистанционные формы обучения.

Программа рассчитана на обучение в дистанционной форме. Программа включена в банк учебных материалов Регионального центра дистанционного обучения Государственного Учреждения «Региональный центр развития образования» Оренбургской области.

УМК «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период» размещен на сайте государственного учреждения «Региональный центр развития образования» (www.orenedu.ru) и доступен как для слушателей курсов, так и для самообразования любого пользователя Интернет-ресурсами.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ ПО ПРОБЛЕМЕ:

«Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период»

Категория слушателей: преподаватели системы постдипломного образования, учителя-предметники по истории.

Форма обучения: дистанционная.

Перечень учебных модулей:

Модуль 1. Театры и кинотеатры Южного Урала в послевоенный период (1945-1953 гг.).

Модуль 2. Музеи в мировой истории.

Модуль 3. Культурно-просветительные учреждения Южного Урала в послевоенный период (1945-1953 гг.).

Координатор программы: Алятина Анна Геннадьевна (Телефон (3532)772534; адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, дом 24, государственное учреждение «Региональный центр развития образования»).

п/п



Наименование разделов и тем.


Всего


часов

В том числе:

Форма


контроля

Лекции


Практические, семинары, тренинги.

Деловые игры и пр.





Вводный урок

1




1

Входной контроль

1.

Театры и кинотеатры Южного Урала в послевоенный период (1945-1953 гг.)

12

9

3

Эссе «Культура и люди»

1.1.

Репертуарная политика и творческая деятельность театров на Южном Урале.

7

5

2




1.2.

Кинотеатры Южного Урала как центры культурно-массовой и просветительной работы в регионе.

5

4

1




2.

Музеи в мировой истории

10

6

4

Защита

проекта

2.1.

Музеи зарубежных стран

4

2

2




2.2.

Известные музеи России

4

2

2




2.3.

Музеи на Южно Урале в послевоенный период

2

2







3.

Культурно-просветительные учреждения Южного Урала в послевоенный период (1945-1953 гг.)

12

8

3

Презентация аспектов

3.1.

Клубы и дома культуры как центры политической, культурно-просветительной и воспитательной работы

4

3

1




3.2.

Роль библиотек в повышении образовательного и культурного уровня населения региона.

7

5

2




3.3.

Обобщающий урок.

1




1







ИТОГО:

35

23

12





Учебная программа

по проблеме:

«Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период»


  1. Введение.

Учебная программа включает в себя перечень разделов и реферативное их описание, наименование видов занятий по каждой теме, время, отведенное на изучение тем. В конце программы представлен список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий.

Программа предоставляет возможность учителям-предметникам осмыслить собственный опыт и соотнести его с достижениями в исторической науке и краеведении.

В содержательном отношении программа реализует следующие методические направления:


  • Направления содержания постдипломного образования;

  • Инновационные процессы в постдипломном образовании, внедрение развивающих моделей обучения, новых технологий;

  • Диагностика уровня образовательных потребностей и профессионального мастерства преподавателей постдипломного образования.

Цель: формирование знаний и практических навыков учителя-предметника по истории для организации обучения в дистанционной форме.

Задачи:

  1. Углубить уровень знаний учителя по истории по проблемам организации дистанционных форм обучения и значимости краеведческой работы. Дать возможность определить пути саморазвития профессиональной деятельности на основе выявленных проблем.

  2. Создать условия для самообразовательной деятельности на основе образовательных электронных ресурсов. Использовать возможность дистанционного общения для обсуждения обозначенных слушателями курсов проблем.

  3. Показать значимость активных форм обучения взрослых (тренинг, деловая игра, форум, чат и пр.).

  4. Содействовать формированию социально-профессиональной зрелости преподавателей постдипломного образования.




  1. Учебные модули.

Модуль 1. Театры и кинотеатры Южного Урала в послевоенный период (1945-1953 гг.).

Репертуарная политика и творческая деятельность театров на Южном Урале. Перевод экономики страны на мирные рельсы. Начало холодной войны. Внутренняя политика советского правительства. Начало идеологической кампании в сфере культуры. Влияние партийных постановлений на театральную жизнь страны и Южного Урала.

Репертуарная политика театров исследуемого региона. Драматические театры. Театры музыкальной комедии. Творческая жизнь театров. Выдающиеся актеры, режиссеры на Южном Урале. Гастрольная деятельность театров. Челябинский театр драмы. Чкаловский областной драматический театр. Курганский драматический театр.



Кинотеатры Южного Урала как центры культурно-массовой и просветительной работы в регионе. Влияние культа личности Сталина на киноискусство послевоенной эпохи. История страны, история кино. Киноискусство первых послевоенных лет в СССР. «Ждановщина». Кто играл Сталина в кино ? Возрождение кинематографии для детей. Детские фильмы на экране в исследуемый период.

Запрещенные фильмы первых послевоенных лет. Что разрешалось смотреть советскому зрителю из трофейного фонда.

Культурно-просветительная работа уральских кинотеатров с 1945 по 1953 гг.

Трудности послевоенного времени, связанные с распространением киноискусства в уральские города и села.

Влияние театральной жизни и киноискусства, на патриотическое воспитание молодежи.
Модуль 2. Музеи в мировой истории.

Музеи зарубежных стран. Исторический музей, Пекин. Музей для слепых, Афины. Музей искусств, Хиросима. Национальный музей воздухоплавания и космонавтики, Вашингтон. Немецкий музей, Мюнхен. Тюильрийский дворец, Париж. Храм Св. Софии, Константинопль. Храм счастья в Риме. Золотой дворец (Нерона), Рим. Датская королевская кунсткамера, Копенгаген.

Известные музеи России. Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Моск. Обл. Военно-морской музей (центральный), Санкт-Петербург. Петербургская кунсткамера. Оружейная палата, Москва. Музей истории Москвы, Москва. Музей истории самодержавия, Петергоф. Истринский краеведческий музей. «Московский Кремль», государственный историко-культурный музей-заповедник.

Музеи на Южном Урале в послевоенный период. Музеи на Южном Урале в послевоенный период (общий обзор). История Оренбургского областного краеведческого музея. История курганских музеев. Челябинский областной краеведческий музей. Кыштымский краеведческий музей. Курганский областной краеведческий музей. Передвижные выставки музеев на Южном Урале. Роль музеев в культурной жизни уральского региона.
Модуль 3. Культурно-просветительные учреждения Южного Урала в послевоенный период (1945-1953 гг.)

Клубы и дома культуры как центры политической, культурно-просветительной и воспитательной работы. Роль культурно-просветительной работы в послевоенной жизни советского общества. Учреждения культуры на Южном Урале как средство проведения досуга трудящихся. Приобщение сельского жителя к культурной жизни. Деятельность южноуральских парков культуры и отдыха. Влияние постановлений ЦК ВКП(б) на духовную атмосферу эпохи.

Роль библиотек в повышении образовательного и культурного уровня населения региона. Влияние постановлений ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» на деятельность библиотек страны. Работа библиотек южноуральского региона в послевоенный период (Культурно-просветительная работа). Деятельность областной библиотеки им. Н.К.Крупской в первые послевоенные годы.

Что читали советские люди в послевоенный период.

Литература для детей.

Запрещенная литература. Почему существовал запрет в период апогея культа личности Сталина?

Влияние СМИ на советских людей эпохи сталинизма. Учреждения культуры как средство патриотического воспитания молодежи.

Обобщающий урок.




  1. Методические рекомендации и пособия по изучению дисциплины:

Программа предусматривает такие формы работы, как самостоятельная деятельность слушателей, обсуждение поставленных проблем в группе слушателей и индивидуально с преподавателем, самодиагностика. Для создания образовательных условий, направленных на развитие краеведческой работы слушателей, программа предусматривает использование эффективных форм и методов организации учебной деятельности: Лекции-диалоги, дистанционное общение, семинары по обмену опытом, самодиагностика, практические занятия с использование Интернет-технологий и реализацией электронных образовательных ресурсов.
В процессе реализации программы предусмотрено применение эвристических, исследовательских и самообразовательных методов.

Слушателям курсов рекомендуется использование следующих электронных образовательных ресурсов:



  1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России: в 2 ч. Ч. 2.: учеб.-метод. Пособие для студ., преподавателей, библиотекарей-практиков/ К.И.Абрамов. М.: Либерея, 2001. 160 с.

  2. Аксенов Ю. Сталинизм: послевоенные утопии и реалии…/ Ю.Аксенов // Трудные вопросы истории. Поиски, размышления. Новый взгляд на события и факты: сб. / под. Ред. В.В. Журавлева. М., 1991.;

  3. Барбакова К. Г. Интеллигенция и власть / К.Г. Барбакова, В.А.Мансуров; отв. Ред. З.Т. Голенкова; А.Н.СССР. Ин-т социологии. М., 1991.;

  4. Баскаков В. противоречивый экран / В.Баскаков. М.: Искусство, 1980.;

  5. Боже В.С. Челябинский областной краеведческий музей. Календарь знаменательных и памятных дат / В.С.Боже. Челябинск, 1998. 172 с.;

  6. Большая Российская энциклопедия: В 30 т./ Председатель науч.-ред. Совета Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л.Кравец.-2006. ил.: карт.;

  7. Большой российский энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003 – 1888 с.: ил.;

  8. Бровченко Г.Н. История советского кино / Г.Н. Бровченко. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.;

  9. Бурлацкий Ф. Глоток свободы: в 2 кн. / Ф. Бурлацкий. М. : РИК «Культура», 1997. Кн. 1. 559 с.; Кн. 2. 464 с.;

  10. Васильченко В.В. История библиотечного дела в СССР /В.В.Васильченко. М.: Сов. Россия, 1958. 216 с.

  11. Виноградов А.П. Деятельность культурно-просветительных учреждений в период восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития социалистического общества (1946-1955) /А.П.Виноградов. Харьков, 1969.;

  12. Вишневская И. Время собирать камни: О левом запретительстве и о многом другом (о роли идеологии и отторжении культурных ценностей) / И.Вишневская // Театр. 1991. № 2. С.121 – 139.;

  13. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культуре и политике. 1917-1953 / под. Ред. А.Н.Яковлева; сост. А.Артизов, О.Наумов. М.: МВД, 1999.

  14. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО), Фонд Р-1249 – Областная библиотека им. Н.К.Крупской;

  15. Громов Е. Сталин. Власть и искусство / Е.Громов. М.: Республика, 1998. 495 с.;

  16. Данилов А.А. СССР в 1945-1953 гг.: Метаморфозы высшей власти / А.А. Данилов // Преподавание истории в школе. 2001. № 8.

  17. Жирнов В. В. Культурное строительство в послевоенной пятилетке /В.Жирнов. М.: Изд-во ВЦСПС: Профиздат, 1947;

  18. Жидков В.С. Культурная политика и театр / В.С. Жидков. М.: ИздАТ, 1995.:

  19. Зезина М.Р. От сталинской диктатуры к «Коллективному руководству» /М.Р.Зезина, Т.А.Сивохина. М.: Изд-во МГУ, 1993.;

  20. Зощенко М.М. «…Писатель с перепуганной душой – это уже потеря квалификации». Письма, выступления, документы / М.М.Зощенко; публ. и комент. Ю.Томашевского // Дружба народов. 1998. № 3. С.168-189.;

  21. Зубкова Е.Ю. Мир мнений советского человека. 1945-1949 годы: По материалам ЦК ВКП(б) /Е.Ю.Зубкова // Отечественная история. 1998. № 3. С.25-39.;

  22. Иеромонах Тихон (Полянский). Путешествие в историю русских монастырей. - М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2002. 336 с.: ил.;

  23. Искендеров А. Очерки новейшей истории советского общества /А. Искендеров // Вопр. Истории. 2002. № 5. С.69-91;

  24. Исключить всякие упоминания… Очерки советской цензуры /Сост. И. Авт. Предисл. Т.М.Горяева. Минск: Старый Свет; М.: Время и место, 1995. 330 с;

  25. История музейного дела в СССР. М.: Культпросветиздат, 1957.;

  26. История и сталинизм: сб. ст. М., 1991.;

  27. История советского драматического театра: в 6 т. М.: Наука, 1966-1971. Т.5. М., 1969. 736 с.; Т. 6. М., 1971. 739 с.;

  28. Кабанов П.И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР в послевоенные годы. 1946-1953 гг. /П.И. Кабанов. М.: Госкультпросветиздат;

  29. Карл Ларс // История страны. История кино /под ред. С.С.Секиринского. М.: Знак, 2004. 496 с.

  30. Кино и современная культура. Л.: ЛГИМиК, 1988. 148 с.;

  31. Константинов Ф.В. Торжество советской идеологии / Ф.В. Константинов // Правда. 1975. 10 апреля.;

  32. Кошмарик Э. Из истории театров Зауралья (Шадринского и Курганского театров) / Э. Кошмарик // Культура Зауралья: Исторический опыт и уроки развития: материалы второй межвуз. Конф. 28 ноября 1966 г. Курган, 1997. 257 с.

  33. Кудрина Т.А. Политика и культура / Т.А. Кудрина, М., 1988;

  34. Культура и идеологическая борьба. М.: Мысль, 19079. 192 с.;

  35. Культурная революция на Урале. Свердловск: Ср. – Урал. Кн. Изд-во, 1966. 310 с.;

  36. Культурная революция в СССР и расцвет социалистической культуры. М., 1951.;

  37. Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. Свердловск: Урал. Гос. Ун-т, 1974. 606 с.;

  38. Левшина И. Любите ли вы кино? / И.Левшина. М.: Искусство, 1978. 254 с.;

  39. Мерцалов А.Н. Сталинизм и освещение прошлого / А.Н. Мерцалов. М., 1991. 447 с. (история и сталинизм).;

  40. Музейное дело в СССР. М. Советская Россия, 1976.;

  41. Музей ты мир. Курган, 2001.;

  42. Москва и Восточная Европа: становление политических режимов советского типа, 1949-1953: Очерки истории/ Т.В.Волокитина, Г.П.Мурашко, А.Ф.Покивайлова; Рос.Акад. Ин-т славяноведения. М.: Росспэн, 2002. 686 с.;

  43. Наточий В.Ф. Силуэты. Хроника Оренбургского театра музыкальной комедии/ В.Ф. Наточий. Оренбург: Оренб. Кн. Изд-во, 2001, 448 с.;

  44. Незнамов М. Старейший российский театр на Урале / М.Незнамов. Чкалов, 1948.;

  45. Оборин А. Из истории Оренбургского театра драмы / А. Оборин // Оренбург: от истории к будущему: материалы и тез. Городской научно-практической конф. Студентов и аспирантов, посвящ. 260-летию г. Оренбурга. Оренбург, 2003. С. 33-34.;

  46. Оренбургская биографическая энциклопедия / авт. Проекта и гл. ред., сост. Л.Н. Большаков. Оренбург: Оренб. Кн. Изд-во; М.: Русская кн., 2000. 336 с.;

  47. Оренбургский областной краеведческий музей: путеводитель. Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1972. 128 с.;

  48. Оренбургский областной краеведческий музей. Оренбург.: Южный Урал, 1994. 24 с.;

  49. Оренбургский театр музыкальной комедии. Оренбург: ИПК «Южный Урал», 1990.;

  50. Очерки истории советской драматургии. 1945-1967. Л.: Искусство, 1968.;

  51. Павлова И. Понимание сталинской эпохи и позиция историка / И.Павлова // Вопросы истории. 2002. № 10.;

  52. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991 /Р.Г.Пихоя. 2-е изд., испр. И доп. Новосибирск: Сиб. Хронограф, 2000. 678 с.;

  53. Подливалов В.В. Развитие культуры Зауралья в 1946-1951 гг. / В.В. Подливалов // Культура Зауралья: прошлое и настоящее: сб. науч. Тр. Курган: Изд-во Курган. Гос. Ун-та, 1998. 195 с.;

  54. Пыжиков А.В. Военные приоритеты мирного времени: Экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг. / А. Пыжиков // Вопр. Экономики. 2001. № 5. С. 134-148.;

  55. Пыжиков А.В. Рождение Рождение сверхждержавы. 1945-1953 годы / А.В. Пыжиков, А.А. Данилов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.;

  56. Пятков В.В. История Южного Урала. Наследие. Ч. 2. / Челяб. Гос. Ун-т; Челяб. Ин-т повышения квалификации раб. Образ.; Челяб. Гор. Ассоциация защиты рос. Культуры. Челябинск, 1995. 84 с.;

  57. Самин Д.К. 100 великих памятников. – М.: Вече, 2001 – 480 с. (100 великих);

  58. Салдаев С. Хранители древностей / С.Салдаев // Оренбургские губернские ведомости. 2002. 14 мая.;

  59. Самсонова Э.А. Курганскому областному краеведческому музею 40 лет / Э.А. Самсонова // Земля курганская: прошлое и настоящее. Краеведческий сборник. Вып. 3. Курган, 1992.;

  60. Театр кукол. Оренбург: ИПК «Южный Урал», 1986.;

  61. Труды Оренбургского областного краеведческого музея. Вып. 2. : материалы науч.-практ. Конф. «Оренбуржье. Век 20». / Адм. Оренб. Обл., Ком. по культуре и искусству. Оренбург: ОГАУ, 2003. 124 с.

  62. Урал в панораме …века / РАН, Урал, отд-ние; гл. ред. В.В.Алексеев. Екатеринбург: СВ-96, 200. 495 с.;

  63. Федорова А.В. История Оренбуржья: краевед. Материалы / А.В.Федорова Мин-во образования РФ; Оренб. Гос. Аграр. Ун-т; каф. Истории Отечества. Оренбург, 2001. 40 с.;

  64. Федченко М.Н. Из истории культурного строительства в Зауралье: материальная база клубных учреждений (1945-1960 гг.) / М.Н.Федченко // Революция 1917 г. и Зауралье (Поиски и проблемы). Курган, 1997.; История и сталинизм: сб. ст. М., 1991.;

  65. Федченко М.Н. Молодежь и театральное искусство Урала (1945-1960) / М.Н.Федченко // Культура Зауралья: прошлое и настоящее: сб. науч. Тр. Вып. 3. Курган: Изд-во Курган. Ун-та, 2000. 177 с.:

  66. Федченко М.Н. Молодежь и художественная самодеятельность: проблемы репертуара (1950-е – начало 60-х гг.) / М.Н.Федченко // Культура Зауралья: прошлое и настоящее: сб.науч. тр. Курган: Изд-во Курган. Ун-та, 1998. 195 с.;

  67. Федченко М.Н. Молодежь Урала и проблемы кинорепертуара (1945 –начало 60-х гг.) / М.Н. Федченко // Культура Зауралья: прошлое и настоящее: сб. науч. Тр. Вып. 4. Курган: Изд-во Курган. Ун-та, 2001. 302 с.;

  68. Хранители и гонители. Драматургия 50-80-х годов в документах из архива ЦК КПРСС // Современная драматургия. 1994. № 3. С. 248-255.;

  69. Хрущев Н.С. Высокое призвание литературы и искусства / Н.С. Хрущев. М.: Правда, 1963.;

  70. Художественная интеллигенция Южного Урала и идеологические кампании второй половины 1940-х годов / В.В.Цитко // Уральские Бирюковские чтения : сб.науч. ст. / С.С.Загребин. Вып. 2.: Из истории Южного Урала и российских регионов. Челябинск, 2004. С. 138-142.;

  71. Челябинский областной краеведческий музей; Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств. Челябинск, 2004. 290 с.;

  72. Южный Урал: историко-культурные проблемы: сб. науч. Тр./ под ред. А.Ф.Федоровой; Оренб. Науч.-исслед. Центр. Истории народов Южного Урала. Оренбург: ДиМур, 1995. 108 с.;

  73. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: «Русское слово – РС», 2003, - 536 стр., ил.; Большая Российская энциклопедия: в 30 т./ Председатель науч. Ред. Совета Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец. – 2006. ил.: карт.