Программа спецкурса Колосова И. А. Москва 2004 Главные цели курса Темы курса Тема Становление феминизма и его влияние на возникновен - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Программа курса «теория вероятностей и математическая статистика»... 3 751.31kb.
Программа мкоу сош №6 элективного курса Директор школы по биологии 1 79.58kb.
Программа по курсу «Методика радиожурналистики» Форма обучения очная... 1 111.24kb.
Курс лекций москва 2006 Цели курса 5 Для кого предназначен этот курс? 25 3011.89kb.
Программа спецкурса «Фауст» Гёте как философское произведение. 1 112.31kb.
Программа дисциплины (Стандарт фтд) II. Содержание курса Темы и разделы... 1 151.21kb.
Программа спецкурса «Методология гуманитарного знания» 1 103.98kb.
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки «Как решать... 1 111.51kb.
Программа дисциплины " Управление брендом " 1 155.32kb.
Программа спецкурса: «Телевизионная журналистика» (10поток) 1 28.97kb.
Название курса 1 46.14kb.
Женский вопрос в Парламенте религий 1 140.96kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа спецкурса Колосова И. А. Москва 2004 Главные цели курса Темы курса Тема - страница №1/1



Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

Философский факультет

Кафедра философии религии и религиоведения




Место феминистской теологии

в современном христианстве
программа спецкурса

Колосова И.А.

МОСКВА

2004


Главные цели курса

Темы курса

Тема 1. Становление феминизма и его влияние на возникновение феминистской теологии.

Тема 2. Предмет, цели и методы феминистской теологии.

Тема 3. Основные направления феминисткой теологии.

Тема 4. Библия в феминистской перспективе.

Тема 5. Положение женщины в церкви из феминистской перспективы.

Тема 6. Символика Божественного, сакрального в феминистской перспективе.

Тема 7. Экофеминизм и «женская спиритуальность».

Тема 8. Феминистская теология и интеррелигиозный диалог.

Тема 9. Мариалогия в католицизме и православии.

Тема 10. Женщина в современной православной мысли.

Темы и краткое содержание




Тема 1.

Становление феминизма и его влияние на возникновение феминистской теологии.

Возникновение феминизма как движения за равные социальные права с мужчинами. Базисные положения основных типов феминизма второй волны, таких как либеральный феминизм, радикальный феминизм, социалистический феминизм, культурный феминизм. Особенность третьей волны феминизма – движение вуманизма афро-американских женщин, mujerista испано-говорящих женщин. Влияние феминистского движения на процесс становления феминистской теологии как относительно самостоятельного направления христианской теологии.



Тема 2.

Предмет, цели и методы феминистской теологии.

Предмет феминисткой теологии и категории "феминного", "маскулинного" в поле религии. Цели феминистской теологии и их зависимость от ее типа. Одна из основных задач феминистских теологий- изучение гендерной иерархии и социальных ролей в дискурсе традиционных верований и стремление к равенству в церкви. Использование феминистскими теологиями концепций постструктурализма, послакановского психоанализа, лингвистической критики значений, теории власти.


Тема 3.

Основные направления феминисткой теологии.

Реформистское направление феминисткой теологии стремится выявить антипатриархальные идеалы, пересматривая заново догматы и основы вероучений своих деноминаций, работают для церкви и внутри церкви. Одним из основных является вопрос о введении женщин в церковную иерархию. Реконструкционистское направление характеризуется интерденоминацинной солидарностью в претворении идей либеральной теологии и сотрудничеством в новом прочтении Библии в женской перспективе. Представители революционной феминистской теологии ограничивают влияние традиционных религий и за идею построения «новой женской спиритуальности».



Тема 4.

Библия в феминистской перспективе.


«Женская» Библия Е.С. Стентон и ее влияние на последующие переводы Библии в феминистской перспективе. Требование феминисток употреблять гендерно нейтральный язык (инклюзивный) при современных переводах Библии. «Вертикальный» (имена Бога) и «горизонтальный» (имена человека) язык Библии. «Герменевтика подозрения» – метод предложенный феминистскими теологами для толкования и переработки текстов Библии. Феминистское понимание библейского канона и боговдохновленности Писания у Ш. Фиоренции и Э. Трайбл. «Герменевтика воспоминания». Специфика интерпретации библейских текстов евро-американскими теологами, латино-америкаскими, испано-говорящими и азиатскими феминистскими теологами.

Тема 5.

Положение женщины в церкви из феминистской перспективы.

История женского рукоположения в разных деноминациях. Статистические данные о женщинах- священницах в евро- американском регионе. Основные положения феминистской критики о распределении власти в религиозных институтах. Реалии теологического образования для женщин. История и современность женского монашества. Взаимоотношения женского монашества и феминизма.



Тема 6.

Символика Божественного, сакрального в феминистской перспективе.

Основные дискутируемые темы в евро- американской феминистской теологии: реконструкция истории Евы, София – Премудрость Божия как феминный аспект Бога, женщины в Ветхом Завете – названные и неназванные, Христос как андрогин, единство мужского и женского в Христе, отношение Христа к женщине, Христос и Магдалина. Мужская и женская Троица.

Зависимость символики и образов описания Бога от рассовой и политической принадлежности авторов.

Тема 7.

Экофеминизм и «женская спиритуальность».

Теология или теАлогия. Основные понятия «Субъективность», «Интуиция», «Телесность», «Спонтанность», «Природная Духовность». Сакрализация женских ценностей (материнства, воспитания, заботы). Теология тела как прославляющяя понятия сексуальности и телесности.

Религиозная практика в феминистском поклонении Богине. Древние культы и специфика женской духовности. Образ женщины как мистического существа, как олицетворение плодородия, как архетип Великой Матери.

Экофеминистская теология о возможностях разрешения глобальных проблем человечества.


Тема 8.

Феминистская теология и интеррелигиозный диалог.

Международные религиозные феминистские организации и их роль в современном секулярном западном обществе. Феминизм в исламе, в иудаизме и в буддизме. Идеи совместного сотрудничества. Роль Верховного Совета Церквей в продвижении идей равенства полов в церковной иерархии. Проблема женского рукоположения и варианты ее решения в разных деноминациях. Католическое феминистское движение как экуменическое. Женская церковь. Понятия межконфессиональной молитвы и причастия в женской перспективе.


Тема 9.

Мариалогия в католицизме и православии.


История именования Богородица к Матери Исуса. Значение Эфесского Вселенского собора для христологии. Литургическое прославление Марии в православии и католицизме. Мария, образ и олицетворение церкви. Материнство Марии внутри церкви в православии и Матерь Церкви в католицизме. «Мариологические» догматы католической церкви: «О Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы», «О Телесном Вознесении Богородицы». Православная мариология в период обновления русской религиозной мысли по трудам В. Соловьева С. Булгакова.

Тема 10.

Женщина в современной православной мысли.


Женщины в антропологии каппадокийских отцов. Образы православных христианок XIX – XX веков: в литературе Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, активистки самиздата, «бабушки» советской церкви, «матушки» и др. Культурные стереотипы в русском православии. Одна из основных идей современной феминистской православной мысли – восстановление института диаконисс. Древние сценарии рукоположения: Правила Святых Апостолов, египетские Апостольские Постановления. Проблема женских даров и виды служения, доступные женщинам в современной церкви. Женщина в христианском образовании.

Женщина в современной православной мысли Греции, Румынии, Болгарии.

Отношение русской православной церкви к женскому экуменическому движению.

Учебно-методическое обеспечение.




Рекомендуемая литература (основная)

Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви. – М., 1998.

Бер-Сижель Э., Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Рукоположение женщин в православной церкви. М., 1998.

Жиль Липовецкий. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности. СПб., Алетейя, 2003.

Мольтманн-Вендель Е. И сотворил Бог мужчину и женщину. // Вопросы философиии, 1991, № 3.

Никонов К.И. Современная христианская антропология. М., 1983.

Основы религиоведения. Учебник. М., 2000.

Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902 – 1998. – М.: Издат-во МФТИ, 1999.

Суковатая В. Религиоведение: гендерный подход. // Высшее образование в России, 2001, № 6.

Anne M.Clifford. Introducing feminist theology. Orbis Books, Maryknoll, New York, 2001.

Daly Mary. Gyn/Ecology. Boston. 1973.

Feminist Theology. A. Loades (ed.). Fortress Press. 1986.

Fiorenza E.S. In memory of her. L., 1983.

Hans Kung. Women in Christianity. Translated by John Bowden. Continuum. London, 2001.

Heine Susanne. Women and Early Christianity. L., 1987.

John Wijngaards. The ordination of women in the Catholic Church. London, 2001.

Kariaki Karidoyanes FitzGerald. Women deacons in the Orthodox Church: called to holiness and ministry. Holy Cross Orthodox Press, Brookline, Massachusetts, 1999.

Lisa Isherwood and Elizabeth Stuart. Introducing body theology. Sheffield Academic Press. Sheffield, 1998.

Phyllis Trible. God and the Rhetorc of Sexuality. SCM Press Ltd. 1992.

Рекомендуемая литература (дополнительная)


Хрестоматия А. Журавского. Христиане и мусульмане: Проблемы диалога. М., 2000

Юлина Н.С. Теология и философия в религиозной мысли США XX века. М., 1986.

Понуждаев Э.А. Основы гендорологии. М., 2003.

Свентицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.



The Modern Theologians. David F. Ford (ed.). Blackwell Publishers. 2000