Программа школа гбооу "Болгарская санаторная школа интернат" направление литература класс 5 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«красноярская санаторная школа интернат» 1 141.69kb.
Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка Уровень рабочей... 2 366.62kb.
Программа проектной деятельности учащихся 9 класса История физики... 1 80.26kb.
Программа образовательного учреждения. Сборник рабочих программ "Школа... 4 680.92kb.
Начальная школа, 1 классы Ноябрь. Музей политической истории. 1 67.71kb.
Программа «Школа России» 1 32.88kb.
Новая школа в твоей жизни. Из опыта преподавания в Воскресной школе 1 68.17kb.
Программа курса " отечественная история" 1 237.03kb.
«Социализация школьника через учебную деятельность в рамках проекта... 1 84.76kb.
Рабочая программа по музыке 1класс ("Школа России") музыка тематическое... 2 564.81kb.
Программа областного профильного палаточного лагеря «зелёная школа»... 1 247.11kb.
«Путишествие по сказкам» в подготовительной группе «Солнышко» мдоу... 1 54.67kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа школа гбооу "Болгарская санаторная школа интернат" направление литература - страница №1/2


Утверждаю
Директор ГБООУ "Болгарская санаторная школа - интернат"

__________В.А.Четанов

Приказ № _49-2_о /д____

от " _28__" 09___2012 г.



Согласовано
Заместитель директора

по УВР ГБООУ "Болгарская санаторная школа - интернат"

___________Т.И.Егорова

"__27_"09___2012___ г.



Рассмотрено на МО

_____________________

_____________________

Протокол № _________

от "20__"09_20_12__ г.
Руководитель МО

___Захарова_И.Г.




Рабочая программа
школа ГБООУ "Болгарская санаторная школа - интернат"

направление _литература_________________

класс_____5_____________

ступень образования основное общее

срок реализации 2012-2013 учебный год

разработана на основе примерной программы общего образования МОиН РФ (РТ) и государственных образовательных стандартов

ФИО учителя _Зуйкова Т.А________________________________

(с указанием категории) ___II кв. категория__________

год разработки 2012

Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.



Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

1

Русские народные сказки.

5

Из древнерусской литературы

1


Из литературы XVIII века.

1

Из литературы XIX века.

28

Из литературы XX века.

21

Из зарубежной литературы.

10

ИТОГО

68


Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.



Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)



Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.



«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.



«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).



Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).



Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).



Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.



«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.



Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.



Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.



Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.



Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.



Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.



Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.


  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

НОРМЫ ОЦЕНКИ УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

1. Ответ оценивается отметкой «5» , если ученик:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;


• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

2. Ответ оценивается отметкой «4», если:

• он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:


• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
• допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

3. Отметка «З» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;


• имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

4. Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;


• обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

5. Отметка «1» ставится в случае, если:

• учащийся отказался от ответа без объяснения причин



Раздел VI. Перечень учебно-методических средств обучения


  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2012.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2006.

  3. Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008.

  4. И.В.Золотарева, Н.В.Егорова.Поурочные разработкипо литературе.М. «ВАКО», 2007.


Раздел V. Учебно-тематическое планирование по русской литературе




Тема урока

№ урока в теме

Тип

Урока


Хар-ка деят-сти уч-ся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата пров.

Примечание


Введение (1ч)



Роль книги в жизни человека и общества.

1

Вводный урок

Слово учителя, беседа, работа с книгой

Знать о роли книги в жизни человека, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебника -хрестоматии

Уметь пользоваться учебником. Развитие навыков ведения дискуссии.



Стр. 5 зад.4

3.09




Устное народное творчество ( 1ч )



Что такое фольклор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

1

комбинированный

Сообщение, беседа, чтение статьи учебника, обсуждение, работа с учебником, мультмедийная презентация

Знать фольклор, жанры фольклора, их отличительные признаки. Уметь определять жанр произведения. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок.

стр. 8 зад.3

5.09




Русские народные сказки (5 ч)



Сказка – вид на-родной прозы. Виды сказок. «Царевна -лягушка». Образ невесты - волшебницы.

1

видео - урок

Слово учителя, беседа, работа с худ. текстом, видео, пересказ

Знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки. Уметь пересказывать сказку, охарактеризовать героев сказки. Развитие воображения и речи уч-ся.

стр.26

зад. 7


10.09






Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».Поэтика народной сказки

2

комбинированный

Слово учителя, беседа, анализ худ.текста

Знать особенности волшебной сказки, героев, отражение в ней народных идеалов. Уметь мотивировать ответ. Развивать воображение и речь уч-ся.

прочитать сказку «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо», пересказ фрагмента

12.09






«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера.

3

урок - беседа

Беседа, чтение, пересказ, работа с худ.текстом, пересказ


Знать жанровые особенности волшебной сказки. Уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты.

стр.38 зад.8

читать сказки стр.39-42



17.09






Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости, добре и зле.

4

урок - беседа

Беседа, чтение, пересказ, работа с худ.текстом,


Знать отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной. Уметь определять вид сказки, опираясь на ее жанровые особенности.

Подготовить рассказ о любимом герое народной сказки по плану. Прочитать самостоятельно 1-2 сказки

19.09






Сочинение. Мой любимый герой русской народной сказки

5

урок развития речи

Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение, работа с мультимедиа –презентацией

Развитость связной речи, знание структуры сочинения, материала сочинения, сформированность орфографических, пунктуационных навыков.

читать стр.46-49

24.09




Из древнерусской литературы(1ч)



«Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

урок – творческое чтение

Слово учителя, чтение, беседа, ответы на вопросы,

работа с различными источниками информации, работа с мультимедиа-презентацией



Знать причины появления письменности у восточных славян и возникновении ДРЛ. Уметь читать произведение ДРЛ.

стр.53-54 отв. на вопросы

инд.сообщения о Ломоносове стр.54 отв. на вопр.



26.09




Из литературы XVIII века(1ч)



М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».

1

комбинированный

Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения, ответы на вопросы

Знать факты из биографии детство, годы учения. Уметь выразительно читать худ.произведение.

Инд. сообщения (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века)

1.10




Из литературы XIX века(28ч)



Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 в.)

1

урок внеклассного чтения

Рассказ учителя, беседа, работа с худ. тестом, с различными источниками информации, сообщение

Знать роды и жанры литературы, особенности басни как литературного жанра. Уметь определять идейно-смысловую нагрузку в баснях.

инд.сообщения о Крылове, читать басни

3.10






И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок». Аллегория. Мораль.

2

урок-экскурсия

Сообщение, работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация, ответы на вопросы

Знать факты биографии Крылова И.А., уметь интерпретировать басню.

стр.60 отв на вопр.

8.10






И.А.Крылов «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Аллегория. Мораль.

3

урок -творческое чтение

Слово учителя, чтение и обсуждение басен, ответы на вопросы


Знать содержание басен Крылова и их моральный аспект. Уметь понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.

стр.62 отв на вопр. Иллюстрировать одну из басен

10.10






Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» - басня о войне

1812 г.


4

урок – инсцениров-ка

Слово учителя, чтение и обсуждение басни, ответы на вопросы, инсценировка


Знать историю создания басни, ее содержание. Уметь выразительно читать по ролям, наизусть. Развивать творческие способности уч-ся.

Сочинить басню (в прозе или стихах), имеющую мораль «Мораль сей басни такова: ученье-свет, а неученье - тьма».

15.10






В.А.Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». Сюжет, герои.

5

комбинированный

Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, анализ и интерпретация произведения

Знать историю создания сказки, отличие литературной сказки от народной. Уметь выразительно читать и составлять план.

стр.80 зад.6

17.10






Баллада В.А. Жуковского «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады

6

комбинированный

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения

Знать особенности жанра баллады, содержание баллады. Уметь кратко пересказать сюжет, давать характеристику героям

инд.сообщения о Пушкине читать стих. «Няне»

22.10






Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».

7

урок-экскурсия

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение

Знать факты биографии Пушкина, стихотворение как поэтизацию образа няни Арины Родионовны.

стр.89-90 читать стр.90 зад.4

24.10






Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

8

комбинированный

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Уметь определять роль Пролога в поэме, работать с художественным текстом. Знать поэтические средства художественной выразительности.

подготовка к зачету.

29.10






Зачет по темам «Фольклор. Древнерусская литература. И.А.Крылов. В.А.Жуковский. А.С.Пушкин»

9

урок-зачет

Инструктаж, инд.работа, работа в парах

Сформированность ЗУН по изученным темам.

стр.91-108 читать

31.10






«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.

10

комбинированный

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Знать содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки. Уметь описывать и характеризовать центральные образы Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности.

Самостоятельно прочитать сказки А.С.Пушкина. Уметь пересказать одну сжато.

12.11






Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна

11

Урок -сравнительный анализ

Беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Знать сюжеты сказок, их отличительные особенности. Уметь проводить сравнительный анализ по заданным параметрам. Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос.

стр.108 зад. 5

читать «Черная курица, или Подземные жители». А.Погорельско-го



14.11






Русская литера-турная сказка.

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.



12

комбинированный

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом, подробный пересках отрывка сказки

Знать содержание и сюжет сказок, уметь подробно пересказать отрывок.

стр. 151 зад.5

читать «Attаleа Princeps» Вс. Гаршина



19.11






Вс.Гаршин «Attаleа Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения

13

комбинированный

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом, пересказ

Знать содержание и сюжет сказок, уметь подробно пересказать отрывок.

стр.63 зад. 8

инд. сообщения о М.Ю. Лермонтове. Читать «Бородино»



21.11






М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

14

урок- портрет

Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом, мультимедиа-презентация

Знать факты биографии поэта, условия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии лирики Лермонтова. Воспитание уважения к великому прошлому России. Уметь определять композицию произведения.

стр.170 зад.8 (наиз)

26.11






Изобразительно-выразительные средства стихотворения «Бородино»

15

урок-мастерская

Анализ худ.текста, беседа

Знать содержание стихотворения, сюжет, героев, их поступки. Уметь находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

инд. сообщения о Гоголе. Читать «Заколдованное место».

28.11






Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.

16

урок-экскурсия

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение

Знать своеобразие первого сборника Гоголя, героев и сюжет повести. Уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя, приводить примеры из текста.


Самостоятельно прочитать 1-2 повести из сборника

3.12






Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор

17

комбинированный

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Знать особенности повести: сочетание реальности и фантастики, трагического и комического.

стр. 185 вопросы и задания. инд. сообщ. о Некрасове. Читать стих. «На Волге»

5.12






Н.А.Некрасов. Слово о писателе. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Эпитет.

18

урок-экскурсия

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение

Знать черты личности поэта, нашедшие отражение в стихотворении. Уметь находить эпитеты и сравнения. Сопоставить стихотворение с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

Читать отрывки из поэмы «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети». Стр.205 отв.на вопр.

10.12






Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос». Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

19

внеклассное чтение

Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения, ответы на вопросы


Знать об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым. Уметь выразительно читать текст. Знать содержание стихотворения. Уметь определять тему и основную мысль худ. текста.

Инд.сообщения об И.С.Тургеневе. Читать «Муму»

12.12






И.С.Тургенев. Слово о писателе. Знакомство с героями.

20

урок- портрет

Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом, мультимедиа-презентация

Знать обстоятельства, объясняющие появление рассказа, историко-культурный контекст рассказа.

рассказать о Герасиме стр.242 вопр.3

17.12






Нравственный облик Герасима. Протест героя против барства




урок-образ

Слово учителя, анализ и интерпретация произведения, анализ образа, ответы на вопросы


Знать сюжет рассказа, отношение героя к Татьяне: его доброту, заботу, великодушие.

стр. 243 зад 7 (разные виды пересказа)

19.12






Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Сочинение.

21

урок развития речи

Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение, работа с мультимедиа -презентацией


Уметь понимать роль портрета и пейзажа в рассказе,

охарактеризовать литературного героя,

сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме, владеть разными видами пересказа..


подготовка к зачету.

24.12






Зачет по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А Некрасова, И.С. Тургенева.

22

урок-зачет

Инструктаж, инд.работа, работа в парах

Сформированность ЗУН по изученным темам.

инд.сообщения об А.А.Фете читать стих. Отв. на вопр. стр246

26.12






А.А.Фет. Слово о писателе. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь»

23

урок-экскурсия

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, выразительное чтение и анализ стихотворения

Уметь работать с разными источниками информации, анализировать стихотворение, выразительно его читать.

отв. на вопросы стр. 247 инд.сообщения о Л.Н.Толстом читать «Кавказский пленник»


14.01






Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

24

урок-портрет

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение

Знать о творческом пути писателя, истории создания рассказа. Уметь работать с текстом художественного произведения. Воспитание толерантности.

отв. на вопросы

стр.277-278




16.01






Жилин и Костылин – два характера, две судьбы

25

урок -сравнение

Беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Знать приемы создания образа. Уметь отбирать материал для сопоставительного анализа.

стр.286 отв.на вопр. инд.сообщения об А.П.Чехове читать «Хирургия»

21.01






А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» - юмористический рассказ

26

урок – киносцена-рий

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение

Уметь читать по ролям, составлять киносценарий по рассказу, знать проблематику рассказа: осмеяние глупости и невежества героев.

стр.290-298 читать стихи, отв.на вопр.

23.01






Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образы природы в русской поэзии XIX века. Лирика Ф.И.Тютчева

27

урок - практикум

Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения, ответы на вопросы


Уметь анализировать лирическое стихотворение. Знать о поэтах. Выразительно читать наизусть стихотворения.

Выучить стихотворение наизусть, нарисовать к нему цветной рисунок, выучить наизусть

28.01






Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н.Майкова, И.З. Сурикова, А.В.Кольцова

28

урок - концерт

Работа в группах, заучивание наизусть,

ответы на вопросы,



творческое чтение


инд.сообщения об И.А. Бунине читать «Косцы». Стр.10 отв. на вопр.

30.01



следующая страница >>