Программа «Развивай-ка» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных экзаменов в 1 125.55kb.
Программа по физике для 10-11 классов 1 395.25kb.
Программа дебатов Карла Поппера возникла как программа, развивающая... 1 108.44kb.
Рабочая программа, программа дисциплины история российско-китайских... 2 505.66kb.
Российская федерация министерство сельского хозяйства 1 386.81kb.
Рабочая программа по музыке 1класс ("Школа России") музыка тематическое... 2 564.81kb.
Программа flex некоммерческая программа обмена для старшеклассников... 1 19.47kb.
Образовательная программа по шахматам (модифицированная программа) 2 744.76kb.
Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной... 1 401.37kb.
Программа «Общее языкознание, социолингвистика и психолингвистика» 1 70.29kb.
Программа вступительного экзамена Направление 035700. 68 Лингвистика... 1 98.2kb.
Книга пятая кто же мы? Две цивилизации 8 2168.53kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа «Развивай-ка» - страница №1/20



Пояснительная записка………………………………………………………………….3

  1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ……………………………………………… 12

  2. Содержание образовательного процесса………………………………… 13

  3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………………… 14

  4. Особенности осуществления образовательного процесса……………… 14

  5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы -.14

ЧАСТЬ 1 (обязательная)

1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ………………………………… 34

1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей-38

1.2.1. Образовательная область «Физическая культура»…………………….39

1.2.2. Образовательная область «Здоровье»………………………………….44

1.2.3. Образовательная область «Социализация» ……………………………47

1.2.4. Образовательная область «Труд»………………………………………50

1.2.5. Образовательная область «Безопасность»……………………………..52

1.2.6. Образовательная область «Познание»………………………………….55

1.2.7. Образовательная область «Коммуникация»……………………………64

1.2.8.Образовательная область «Чтение художественной литературы»…… 69

1.2.9.Образовательная область «Художественное творчество»……………. 72

1.2.10.Образовательная область «Музыка»…………………………………... 75

1.3. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной Программы… …………………………………………………………………………… 77

1.4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ……………………………………………………………………………… 78

ЧАСТЬ2. ( часть формируемая участниками образовательного процесса)

2.1. Программа «Развивай-ка» ( для детей 4-7лет) по развитию познавательных навыков и логического мышления. Авторы- составитель Михайлова А.В., Николаева Г.И., Никифорова Е.В., Мухамедова Р.А. ……………………………… 185

2.2 Программа «Речецветик» (для детей 4-7 лет) по развитию коммуникативных навыков и обучение детей грамоте. Автор –составитель Комарова Н.В . __ 211

2.3.Часть программы разработанная с учетом национально- регионального компонента-219

2.4 Используемая литература 246
Пояснительная записка

1. Общие сведения об учреждении


    1. Представлена характеристика контингента детей, воспитывающихся в ДОУ (количество мест по проекту, количество групп, режим работы ДОУ).

В МБДОУ «Детский сад №30 «Белочка» воспитываются дети от 1.5 до 7 лет. Детский сад открыт 08. 08. 1974 года. По проекту рассчитан на 14 групп, функционирует 13 групп, одно групповое помещение перепрофилировано под спортивный зал, кабинет татарского языка. Детский сад работает с 6.00 до 18.00 ч, при пятидневной рабочей неделе. В данное время ДОУ посещает более 280 детей.

1.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет.

В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) средние антропометрические показатели к четырем годам следующие: мальчики весят 16,3 кг при росте 102,4 см, а девочки весят 15,9 кг при росте 100,7 см. При этом главный показатель нормы - комфорт и хорошее самочувствие ребёнка.


Развитие моторики и становление двигательной активности.

Дети активно двигаются, часто упражняются в ходьбе, беге, прыжках, ползании лазании, катании, бросании и ловле предметов. Движения малышей становятся более разнообразными и координированными. Однако большинство детей четвертого года жизни не в полной мере согласуют движений рук и ног в процессе ходьбы и бега. Дети часто опускают голову и плечи, смотрят себе под ноги, походка остается еще тяжелой. В то же время ходьба становится более уверенной: уменьшаются раскачивания и повороты плеч в сторону шага, свободнее становятся движения рук.

Малыши очень любят ходить и бегать врассыпную, по кругу, за воспитателем, но их бег еще неравномерен, движения рук не энергичны. Дети с удовольствием подпрыгивают на месте, вверх, доставая предмет, подвешенный выше поднятых рук, перепрыгивают из обруча в обруч; продвигаются вперед прыжками, прыгают в длину с места и спрыгивают с небольшой высоты. При этом малыши прыгают тяжело, на всю ступню и неуверенно спрыгивают с высоты (как правило, на прямые ноги).

Дети 3-4 лет в своей самостоятельной деятельности широко используют разные виды ползания: на четвереньках, опираясь на колени и ладони, стyпни и ладони, колени и предплечья. Движения ползания достаточно уверенные. Лазание по лесенке, стремянке, гимнастической стенке требует от детей большого напряжения: они передвигаются достаточно медленно и в произвольном темпе, используя приставной шаг. Упражнения в бросании и ловле мяча, предметов вдаль, в горизонтальную цель, друг другу становятся у детей все более координированными. К четырем годам появляется подготовительная фаза движений бросания: отведение руки вниз, назад ив сторону и т.д. Однако замах рукой еще слабый, между замахом и броском отмечается длительная пауза. У малышей остается неуверенность в бросании и ловле мяча и разных предметов: они напрягают руки и плечи, сжимают крепко пальцы или, наоборот, широко их расставляют. На четвертом году жизни у детей формируются элементарные навыки совместной

игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают все больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазании. Обладая определенным запасом движений, дети еще не способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим процессом. Наряду с этим движения детей постепенно приобретают все более преднамеренный характер. Они уже способны выполнять различные движения по своему усмотрению и по указанию воспитателя. Малыши начинают и заканчивают движение в соответствии с музыкой или по сигналу, ритмично ходят и бегают под музыку.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность.

Это объясняется тем, что накопленный ребенком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания действиям знакомых образов. Дети более сознательно следят за показом движений педагога, стараясь выслушивать все его пояснения. Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей («Кот и мыши», «Поезд», «Наседка и цыплята», «Автомобиль», «Лошадки» и др.).

У детей четвертого года жизни происходит развертывание разных видов деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности за целый день их пребывания в детском саду (по данным шагометрии, 11-12,5 тыс. движений). На занятиях по физической культуре показатели двигательной активности детей 3-4 лет колеблются от 850 до 1370 движений, в зависимости от состояния здоровья, а также индивидуальных возможностей (функциональных и двигательных).

Психическое развитие

Социальная ситуация развития характеризуется увеличивающейся самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим миром. Особое изменение претерпевает общение: ребенок пытается оказывать влияние на взрослого.

На смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит познавательная форма общения, наступает возраст «почемучек». Общение со взрослым постепенно приобретает внеситуативный характер. Главный мотив общения - познание окружающего физического мира. Именно в этом общении со взрослым формируются привычки и эталоны поведения ребенка. Взрослый по-прежнему главный партнер по общению, однако, в этом возрасте начинает усложняться общение детей со сверстниками: совместные действия начинают обсуждаться и согласовываться, но ребенок пока легко меняет сверстников - партнеров по общению, не демонстрируя привязанности к кому-либо из детей.

Появляется сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дети 3-4 лет в сюжетно-ролевых играх подражают взрослым, имитируя предметную деятельность. Поглощены процессом выполнения действий, действия не согласованы, роли сменяются. Игра продолжается, как правило, 10-15 минут. Основные темы взяты из повседневной жизни, знакомой ребенку, - семья, детский сад, сказки, мультфильмы. В первую очередь через игру происходит созревание и развитие новообразований, становление познавательных процессов, личностных качеств ребенка.

Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте, Л.С. Выготский называл nамять. Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы ребенка на четвертом году жизни. Память пока непроизвольная, однако ребенок легко запоминает новые слова, стихи и сказки, которые ему читают, склонен к повторению - любит слушать одни тексты по нескольку раз. У большинства детей в этот период доминирует зрительно-эмоциональная память, реже встречаются дети с развитой слуховой памятью. Постепенно ребенок начинает повторять и осмысливать те сюжеты, которые он услышал или увидел (в мультфильмах, в своем окружении), появляются зачатки произвольности запоминания.

Ощущение и восnриятие постепенно утрачивают аффективный характер, к 4 годам восприятие приобретает черты произвольности - ребенок способен целенаправленно наблюдать, рассматривать, искать, хотя и недолгое время. Возраст 3-4 лет - это возраст формирования сенсорных эталонов - представлений о форме, цветах, размерах, однако сенсорные эталоны пока являются предметными, т. е. существуют в тесной связи с предметом, они не абстрактны.

Активно развивается речь ребенка. Пассивный словарный запас значительно превышает активный - ребенок может хорошо понимать обращенные к нему слова взрослого, но пока не в состоянии полноценно поддержать диалог, ответы его, как правило, односложны, повторяют слова взрослого, речь ситyативна. Постепенно в словаре формируются обобщающие слова, близкие к опытy ребенка, - одежда, игрушки т.д., - и он начинает активно их использовать, согласуя в роде, числе, падеже. Этот возраст является сензитивным для развития речи детей - они легко схватывают слова и речевые обороты, копируют акценты и произношение, поэтому важно, чтобы взрослый в общении с ребенком говорил правильно и красиво. Дети в биэтнических семьях начинают говорить на двух языках, их речевое развитие из-за этого может отставать от детей из моноэтнических семей. В этот период язык, на котором говорит ребенок и его ближайшее окружение (семья), начинает укореняться в психике ребенка как ведущий.


Возрастные особенности детей 4-5 лет.

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуется все физиологические функции и процессы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) средние антропометрические показатели к пяти годам следующие: мальчики весят 18.6 кг при росте 109.0 см, вес девочек составляет 17.9 кг при росте107.9 см.



Развитие моторики и становление двигательной активности

У детей интенсивно развивается моторные функций. Их движения носят преднамеренный и целеустремленный характер. Детям интересно наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявление скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными. Достаточно хорошо освоили разные виды ходьбы. У детей оформляется структура бега, отмечается устойчивая форма полета. Однако беговой шаг остается еще недостаточно равномерным, скорость не высока, отталкивание не сильно, полет короткий. Дальность прыжка еще ограничена слабостью мышц, связок, связок ног, недостаточным умением концентрировать свои усилия.


При метании предмета еще не недостаточно проявляется слитность замаха и броска,но в результате развитий координации движении и глазомера дети приобретают способность регулировать направление полета и силу броска. От 4 до 5 лет у детей формируется навыки ходьбы на лыжах, катания на санках, скольжение на ледяных дорожках, езды на велосипеде и самокате. Дети пытаются соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, стараясь не отставать от впереди идущего, быть ведущим в колонне, ориентироваться в пространстве. На пятом году жизни у детей возникает большая потребность двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение детей является одним из важных стимулов увелечения двигательной активности за счет хорошо освоенных способов действий с использованием разных пособий (под музыкальное сопровождение).

Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил, и достижение определенного результата. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но часто не соразмеряют свой силы, не учитывают реальные возможности. Для большинство детей 4-5 лет характерно не достаточно четкое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено не устойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.

Внимание детей приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они уже способны различать уже разные виды движений, представляют себе их смысл, назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные элементы, выполнять их в соответствий с образцом. Это дает возможность педагогу преступать к процессу обучения техники основных видов движений.

Происходит развертывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности детей за целый день пребывания в ДОУ (по данным шагометрии, от 11 тыс. до 13 тыс. движений). На занятиях по физической культуре разного типа показателей двигательной активности детей 4-5 лет могут колебаться от 1100 до 1700 движений, в зависимости от состояния здоровья, функциональных и двигательных возможностей.



Психическое развитие

Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений с миром взрослых людей, вхождением в мир социальных отношений.

Развивается и совершенствуется общение ребенка со взрослыми, оно все более приобретает личностные формы. Это проявляется в том, что ребенок активно стремится к обсуждению своего поведения, а также поступков и действий других людей ( детей и взрослых) с точки зрения соблюдения ими нравственных норм. В личностном общений ребенок занимает позицию ученика, отказываясь от партнерства. Общение со взрослыми приобретает вне ситуативный характер – ребенок уже способен обсуждать события, ситуации, которые не находятся непосредственно в его поле зрения. Главный мотив общения – познание окружающего физического мира и осознание происходящего.

Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по общению, выделяет наиболее приятных, с его позиции, с сверстников, стремится общаться с ними. Сверстник рассматривается как равное существо, как зеркало собственного познания и оценки при сравнении себя с ними и противопоставлении себя ему. В детской группе появляется динамика: начинают выделяться лидеры, звезды, аутсайдеры. Однако эти социальные нормы пока только осваивается детьми, поэтому они неустойчивы и могут меняться, корректироваться в взрослым. Ребенок активно осваивает социальные пространства – применяет и проверяет предложение взрослым нормы общение со сверстниками.

Развивается сюжетно – ролевая игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Она усложняется по сравнению с игрой малышей 3-4 лет: действия с предметами отодвигается на второй план и дети начинают имитировать отношение между людьми. Сюжеты игр становится более развернутыми и разнообразными. Дети обращаются к общественно - важным темам, в сюжетах которых комбинирует эпизоды сказок и реальной жизни. Появляются гендерные роли: девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики – мужчин. Дети подключают к игре взрослых, разнообразно используют игрушки, подбор которых осуществляется по принципу половой принадлежности: мальчикам машинки и оружие, девочкам – куклы.

Ребенок развивается в разных видах продуктивной деятельности, которые успешно дополняют ведущую деятельность (это конструирование, рисование, аппликация, лепка и т.д.). он способен к выполнению отдельных несложных трудовых поручений и к действиям рядом в коллективе сверстников или в разновозрастной группе под руководством взрослого.

Именно в разнообразной деятельности развивается все познавательные процессы ребенка, в игре, как ведущей деятельности, формируется новообразования возраста и зреет личность.



Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Сначала ребенок осознает цель: припомнить какое либо знакомое стихотворение или сюжет сказки. Запоминание и воспроизведение происходит в естественных условиях развития памяти и зависит от мотивации ребенка. Постепенно складывается долговременная память, и основной ее механизм – связь запоминаемого с эмоциональными переживаниями.

Ощущение и восприятие постепенно утрачивают эффективный характер: начинают постепенно дифференцироваться персептивные и эмоциональные процессы. Восприятие становиться все более осмысленным. Наблюдается новый уровень сенсорного развития – совершенствуются различные виды ощущения, наглядных представлений, повышается острота зрения и цветоразличение. Совершенствуется восприятие сенсорных эталонов, ребенок овладевает персептивными действиями и вычленяет из числа объектов наиболее характерные свойства: геометрические цвета, формы , размеры. Однако сенсорные эталоны остается предметными.

Продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используется формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненными. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картинке, поддержать беседу, задать вопросы и правильно ответить на них. Совершенствуется диалоговая речь. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т.е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятно без непосредственного восприятия этой ситуации. Возраст 4-5 лет – это пик сензитивного периода развитие речи. При условии сформированности произношения родного языка и отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.

Наглядно образное мышление в этом возрасте становится ведущим. Постепенно начинает преодолеваться эгоцентризм детского мышления: ребенок на эмоциональном уровне способен понять эмоциональное состояние другого человека и дифференцировать свои желания от желаний окружающих людей, осваивать социально – приемлемые способы проявление чувств.

Совершенствуется воображение ребенка. К 4-5 годам познавательное воображение становится настолько развитым, что в его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий, постепенно заменить реальные предметы и ситуации – воображаемыми. Аффективное воображение развито так же как и в 3-4года, - ребенок приписывает плохие качества в эмоционально некомфортабельной для него ситуации злым сказочным героям, затем представляет ситуации, которые снимают угрозу с его «Я», активно фантазирует.



Внимание становится произвольным. В 4-5 лет ребенок, если его просит постоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимание при рассмотрении привлекательных объектов, слушаний сказок, выполнение интеллектуально значимых действий (игры головоломки, решение проблемных ситуации, загадки).

Эмоциональная сфера становится более устойчивой. Негативизм, упрямство и агрессивность могут проявляться в основном при неблагоприятных взаимоотношениях с взрослыми или сверстниками.

Основном механизм развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Значения о себе становится все более устойчивым, начинает формироваться самооценка. Ребенок в 4-5 лет оценивает себя все более реалистично, чем в 3- летнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свой успехи. Важным фактором развития личности становится группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, он для него выступает зеркалом: сверстник олицетворяет реально возможнее достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества.

В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ном задачи, ему важно, что он с ней справился и его похвалили, однако ему важен не одноразовый успех, а устойчивость успехов. Ребенку важна успешность и способность взрослого это оценить – тогда формируется позитивное оценивание себя. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности, формируется уровень притязании, внутренняя позиция. Ребенок начинает оценивать себя как хорошего или развивается плохого мальчика (девочку).

В этом возрасте устанавливается иерархия мотивов, формируется произвольность деятельности и поведения. В среднем дошкольном возрасте происходит зарождение важнейшего волевого качества – целеустремленности, причем у детей 5-го года жизни индивидуальная целеустремленность начинает приобретать общественную направленность.



Возрастные особенности детей 5-6 лет.
На шестом году жизни совершенствуется физическое развитие детей: стабилизируются физиологические функции и процессы, укрепляется нервная система. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) средние антропометрические показатели к шести годам следующие: мальчики весят 20,9кг при росте 115,5 см, вес девочек составляет 20,2 кг при росте114,7 см. При этом главный показатель нормы – комфорт и хорошее самочувствие ребёнка.

Развитие моторики и становление двигательной активности

Детям 5-6 лет свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность становится всё более целенаправленной, зависимой от эмоционального состояния и мотивов деятельности. Дети овладевают сложными видами движений и различными способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники.

Во время ходьбы у большинства детей наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг и хорошая ориентировка в пространстве. Бег пятилетнего ребёнка отличается хорошей координацией движений, прямолинейностью, возрастающей равномерностью и стремительностью. К шести годам бег становится правильным: поза непринуждённая, голова приподнята, плечи не разворачиваются, движения рук и ног согласованны. Дети владеют разными способами бега. Они упражняются в разных видах прыжков (в длину с места, в высоту и в длину с разбега, вверх). Значительно улучшается согласованность и энергичность движений рук и ног при отталкивании, увеличивается фаза полёта и дальность прыжка.

Старшие дошкольники владеют всеми способами катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль. Значительно улучшаются навыки владения мечом: свободно его бросают и ловят, передают и перебрасывают друг другу двумя руками, снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. У детей совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой рукой.

На шестом году жизни значительно улучшаются показатели ловкости. Дети овладевают более сложными координационными движениями (прыжки на батуте, ходьба и бег по наклонным бумам), быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений.

Объём двигательной активности детей 5-6 лет за время пребывания в детском саду (с 8.00 до 18.00 часов) колеблется от 13,0 до 14,5 тыс. движений (по шагомеру). Продолжительность двигательной активности детей составляет в среднем 4 часа, интенсивность достигает 50 движений в минуту.



Психическое развитие

Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений сотрудничества со взрослым, попытками влиять на него, активным освоением социального пространства.

Общение ребёнка со взрослым становится всё более разнообразным, постепенно оно всё более приобретает черты личностного – взрослый выступает для ребёнка источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях. Изменяются вопросы детей – они становятся не зависимыми от конкретной ситуации: ребёнок стремится расспрашивать взрослого о его работе, семье, детях, пытается высказывать собственные идеи и суждения. В этот период ребёнок в общении со взрослым особенно нуждается в уважении, дети становятся повышенно обидчивы, если к ним не прислушиваются. Потребность ребёнка в общении со взрослым определяется направленностью на сопереживание и взаимопонимание, его стремлением к общности во взглядах. В поведении это может проявляться в феномене большого количества жалоб: ребёнок жалуется, указывая на сверстника – нарушителя требований взрослого ( при этом он не хочет наказания другого ребёнка, но искренне ждёт от взрослого оценки его поведения, чтобы убедиться в том, что правило есть и оно действует). Жалоба – это просьба подтвердить или опровергнуть правило, форма знакомства с правилами поведения.

Постепенно к 6 годам начинает формироваться круг друзей. Сверстник начинает приобретать индивидуальность в глазах ребёнка 5 -6 лет, становится значимым лицом для общения, превосходя взрослого по многим показателям значимости для общения. Ребёнок начинает воспринимать не только себя, но и сверстника как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение. Для общения важными становятся личностные качества сверстника: внимательность, отзывчивость, уравновешенность, а также объективные условия: частота встреч, одна группа детского сада, одинаковые спортивные занятия и т. Д. Основной результат общения ребёнка со сверстником – это постепенно складывающийся образ самого себя.

В группе детского сада социальные роли детей – лидеры, звёзды, аутсайдеры (изгои) – становятся более устойчивыми, дети пытаются оспаривать эти позиции, но для того, чтобы стать лидером, уже нужно быть хорошим партнёром по играм и общению. Взрослый может повлиять на распределение ролей внутри группы, так как внимание воспитателя – один из критериев выделения детьми и лидера, и аутсайдера (изгоя).

Продолжает совершенствоваться сюжетно – ролевая игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре дети начинают создавать модели разнообразных отношений между людьми. Плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры – дети могут возвращаться к неоконченной игре. Постепенно можно видеть, как ролевая игра начинает соединяться с игрой по правилам. Сюжеты игр совместно строятся и творчески развиваются, большое место начинают занимать игры с общественно значимыми сюжетами, отражающими социальные отношения и иерархию людей. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из окружающей действительности – фильмов, мультфильмов, книг, рассказов взрослых. Игра может длиться от 2-3 часов до нескольких дней.

Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны средства, используемые детьми в игре; в реализации роли большое место начинает занимать развитость речи. В игровых действиях используются предметы-заместители, природные материалы, самодельные игрушки. Ребёнок может играть от 7 до 10 ролей в одной игре, способен совмещать роли.

Активное развитие ребёнка происходит и в других видах продуктивной деятельности (это изобразительная деятельность, конструирование, труд). Начинает развиваться способность к общему коллективному труду, дети могут согласовывать и планировать свои действия.

В активной деятельности развивается личность ребёнка, совершенствуются познавательные процессы и формируются новообразования возраста.

Память. Наблюдается переход от непроизвольного и непосредственного запоминания к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. В 5-6 лет ребёнок может использовать повторение как приём запоминания. По-прежнему легко запоминает эмоционально насыщенные события, которые могут оставаться в долговременной памяти длительное время. В этом возрасте хорошо развиты механическая память и эйдетическая – восстановление в памяти зрительного образа увиденного; постепенно формируется смысловая память. Память объединяется с речью и мышлением и начинает приобретать интеллектуальный характер.

Продолжается сенсорное развитие , совершенствуются различные виды ощущения, восприятия, наглядных представлений. Повышается острота зрения и точность цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса предметов.

Существенные изменения происходят в умении ориентироваться в пространстве – ребёнок выделяет собственное тело, ведущую руку, ориентируется в плане комнаты; пока с трудом формируется ориентировка во времени: от восприятия режимных моментов ребёнок переходит к восприятию дней недели, сезонов, лучше представляет настоящее, почти не ориентируется в будущем.

Продолжается активное освоение речи, увеличивается словарный запас. Ребёнок постепенно становится собеседником взрослого – речь из контекстной (когда ребёнок был в состоянии описать событие без его непосредственного восприятия) переходит в связную (ребёнок указывает главные связи и отношения в ситуации). Последовательное изложение событий, попытки установить между ними связи имеют большое значение для умственного развития детей. Ребёнок использует в речи прилагательные и наречия, характеризующие признаки предметов и отношения людей, слова со сходными значениями. Правильно употребляет части речи. В предложении согласовывает существительные с числительными, прилагательными, учится пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствуется диалоговая и монологическая речь: дети связно и последовательно без помощи взрослого пересказывают литературные произведения, самостоятельно составляют небольшие рассказы о предмете, по картинкам, по плану, истории из личного опыта. Развивается фантазирование. Речь постепенно становится орудием мышления и средством познания.

Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте 5-6 лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно-логического мышления , дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях. Осуществляется постепенный переход от эгоцентризма детского мышления к децентрации – способности принять и понять позицию другого. Формируются действия моделирования: ребёнок способен разложить предмет на эталоны – форму, цвет, величину. Мышление объединяется с речью и памятью, ребёнок становится способным рассуждать.

В воображении ребёнок этого возраста начинает использовать символы, т. е. замещать реальные предметы и ситуации – воображаемыми: образ предмета отделяется от предмета и обозначается словом. В аффективном воображении к 5-6 годам у ребёнка начинают формироваться механизмы психологической защиты, например, появляются проекции – приписывания своих отрицательных поступков другому. Уже к 6 годам ребёнок способен жить в воображаемом мире. Воображение оказывает влияние на все виды деятельности старшего дошкольника, особенно на рисование, конструирование, игру.



Внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость, ребёнок способен концентрировать внимание – удерживать его при рассматривании привлекательных объектов до 15 секунд. Повышается объём внимания, оно становится более опосредованным.

Эмоциональная сфера ребёнка становится более устойчивой, он постепенно осмысливает значение норм в поведении и способен соотносить своё поведение и эмоции с принятыми нормами и правилами; ему свойственны открытость, искренность, впечатлительность, избирательность отношений.

Развитие личности ребёнка происходит в общении, в процессе сравнения себя с другими детьми группы. В зависимости от того, какую позицию – социальную роль играет ребёнок в группе, формируется его самооценка, она становится устойчивой и начинает определять поступки ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте внутренняя организация поведения становится более сложной. Деятельность ребёнка всё более побуждается и направляется уже не отдельными мотивами, а определённым соподчинением мотивов. Иерархия мотивов является психологической основой формирования воли и произвольности поведения. Чрезвычайно важно вырабатывать у детей правильные мотивы поведения, - например, сделать хорошо не для того, чтобы тебя не ругали, а чтобы можно было узнать что-то новое, «открыть».



Возрастные особенности детей 6-7 лет.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма: стабилизируются все физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается двигательная культура. Средние антропометрические показатели к семи годам следующие: мальчики весят 23,0 кг при росте 121,7см., а девочки весят 22,7 кг при росте 121,6см. При этом главный показатель нормы комфорт и хорошее самочувствие ребенка.



Развитие моторики и становление двигательной активности

Движения детей 6-7 лет становятся все более осмысленными, мотивированными и целенаправленными .Старшие дошкольники осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирая разные способы ее решения. В процессе выполнения двигательных заданий проявляют скоростные, скоростно- силовые качества, гибкость, ловкость, выносливость. К семи годам улучшается гибкость, возрастает амплитуда движений, отмечается высокая подвижность суставов за счет эластичности мышц и связок. Значителен прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности, готовы к незначительным статичным нагрузкам. Объем двигательной активности детей 6-7 лет за время пребывания в детском саду (с8.00 до 18.00 часов) колеблется от13 до15,5 тыс. движений (по шагомеру). Продолжительность двигательной активности составляет в среднем 4,5 и более часов, интенсивность достигает 65 движений в минуту.



Психическое развитие

Социальная ситуация развития характеризуется все возрастающей инициативностью и самостоятельностью ребенка в отношениях со взрослыми, его попытками влиять на педагога, родителей и других людей.

Общение со взрослыми приобретает черты внеситуативно – личностного: взрослый начинает восприниматься ребенком как особая, целостная личность источник социальных познаний, эталон поведения. Ребенок интересуется рассуждениями взрослого, описывает ему ситуации, в которых ждет моральной оценки поступков людей. Социальный мир начинает осознаваться и переживаться в общении со взрослым. Таким образом, ребенок приобщается к ценностям общества, прежде всего ценностям близких людей.

Общение со сверстниками также приобретает личностные черты – дети становятся избирательны в общении, выбирают друзей, которых бывает трудно заменить, даже если они не устраивают взрослого. Социальные роли в группе становятся устойчивыми, формируется внутренняя позиция ребенка в социальном взаимодействии, он начинает осознавать себя субъектом в системе социальных отношений. Появляется эмоциональное отношение к нормам поведения, он начинает оценивать себя и других с точки зрения норм, критиковать поступки сверстников и взрослых. У детей формируется позиция самых старших, умелых и опытных в детском саду.

Ведущая деятельность по-прежнему – сюжетно-ролевая игра. В этот период дошкольного детства она достигает пика своего развития. Ролевые взаимодействия детей содержательны и разнообразны, дети легко используют предметы –заменители, могут играть несколько ролей одновременно. Сюжеты строятся в совместном со сверстниками обсуждении, могут творчески развиваться.

Более совершенными становятся результаты продуктивных видов деятельности: в изобразительной деятельности усиливается ориентация на зрительные впечатления, попытки воспроизвести действительный вид предметов; в конструировании дети начинают планировать замысел, совместно обсуждать подчинять ему свои желания. Трудовая деятельность также совершенствуется, дети становятся способны к коллективному труду, понимают план работы, могут его обсудить, способны подчинить свои интересы интересам группы.



Память становится произвольной, ребенок в состоянии при запоминании использовать различные специальные приемы: группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого, повторение и т.д. По-прежнему эмоционально насыщенный материал запоминается лучше и легче включается в долговременную память. Наряду с механической памятью, развивается смысловая, функционирует и эйдетическая память.

Ощущения и восприятие. Ребенок овладевает перцептивными действиями, т.е. вычленяет из объектов наиболее характерные свойства и к 7 годам полностью усваивает сенсорные эталоны – образы чувственных свойств и отношений: геометрические формы и, цвета спектра, музыкальные звуки, фонемы языка. Усложняется ориентировка в пространстве и времени; развитие восприятия все более связывается с развитием речи и наглядно-образного мышления, совершенствованием продуктивной деятельности.

Речь становится объяснительной: ребенок последовательно излагает события, указывает на связи внутри ситуации. Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов и действий. Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов и действий. Дети свободно используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Закрепляется умение согласовывать существительные с другими частями речи. Дети образуют однокоренные слова, превосходную степень прилагательных. Используют предложения разных видов. Формируется культура речевого общения. С помощью выразительных средств дети передают содержание литературных текстов. Совершенствуется умение составлять рассказы по картине, из личного опыта, рассказы творческого характера; дети начинают сочинять небольшие сказки и истории. Речь превращается в особую произвольную деятельность, формируется сознательное отношение, она становится орудием мышления.

Активно развивается словесно-логическое мышление, речь начинает использовать как средство постановки и решения интеллектуальных задач. Детское мышление функционирует на основе принципа системности, в нем представлены все виды и уровни мышления. В этом возрасте полностью преодолевается эгоцентризм детского мышления и появляется обратимость – способность увидеть нечто ( предмет или ситуацию) с точки зрения другого. Речь, мышление и память функционируют все более согласованно. Именно в этом возрасте дети пытаются смыслить такие категории, как «смерть», «жизнь», активно спрашивают взрослых. Это появление первой формы теоритического мышления.



Воображение становится произвольным. Ребенок владеет способами замещения реальных предметов и событий воображаемыми мир, особенно при неблагоприятных обстоятельствах ( тем самым воображение начинает выполнять защитную функцию). На развитие воображения оказывает влияние все виды детской деятельности, в особенности рисование, конструирование, игра, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов и непосредственный жизненный опыт ребенка.

Внимание к 7 годам становится произвольным, что является непременным условием организации учебной деятельности к школе. Повышается объем внимания – оно становится более опосредованным.

Эмоциональный мир ребенка претерпивает изменения: напряженность испытывают дети, которые запаздывают с переходом в школу. Игра вытесняется на второй план деятельностью продуктивной – значимой и оцениваемой взрослыми. У ребенка формируется объективное желание стать школьником. В этот период ребенок постепенно теряет непосредственность, он освоил нормы общественного поведения и пытается им соответствовать – появляется манерничанье, ребенок что то из себя строит, а его душа уже закрыта, - сформировался внутренний мир. Взрослому трудно становится понять состояние семилетнего ребенка – он начинает скрывать свои чувства и эмоции.



Развитие личности ребенка связано с появлением определенной линии поведения – ведущими становятся моральные, общественные мотивы, ребенок может отказаться от интересного ему дела в пользу важного. Возникает соподчинение мотивов: один мотив становится лидером, другие подчиненными. Формируются новые мотивы – желание действовать как взрослый, получать его одобрение и поддержку. Мотивы самоутверждения и самолюбия начинают доминировать в отношениях со сверстниками. Основы самооценки сформированы, появляется самокретичность, внутренняя позиция в общении и деятельности. В различных видах деятельности развивается личность ребенка и его познавательные процессы, формируются новообразования возраста. Умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствия, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказывается от непосредственно возникающих желаний, - всеми этими качествами характеризуется волевое поведение как важнейшее условие готовности ребенка к обучению к школе.

Комплектование групп на 01.09.2012 г.

Таблица 1





Группы в соответствии с возрастом детей.

Наполняемость по нормам

Фактическая наполняемость

1

Подготовительная (татарская) группа (6-7 лет)

20

21

2

Старшая группа (5-6 лет)

20

25

3

Вторая младшая группа ( татарская) (3-4 года)

20

23

4

Старшая группа ( 5-6 лет)

20

24

5

Вторая младшая группа (3-4 года)

20

24

6

Средняя группа (4-5 лет)

20

24

7

Вторая младшая группа (3-4 года)

20

23

8

Старшая группа (5-6 лет)

20

22

9

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

20

25

10

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

20

24

11

Средняя группа (4-5 лет)

20

25

12

Средняя группа (4-5 лет)

20

21

13

Группа раннего возраста(2-3 года)

15

23
    1. следующая страница >>