Программа разработана в соответствии с - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных экзаменов в 1 125.55kb.
Программа по дисциплине «Философия» Москва 2004 1 195.9kb.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы (далее Программа) 2 326.73kb.
Программа разработана в соответствии с: ; Образовательной программой 1 48.72kb.
Программа разработана в соответствии с: стандартом ниу; Образовательной... 2 779.01kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Общая экология... 3 789.25kb.
Рабочая программа дисциплины математика направление подготовки: 270800. 4 593.84kb.
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом... 1 112.9kb.
Программа разработана в соответствии с стандартом ниу вшэ. Цели освоения... 1 145.56kb.
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана... 1 105.77kb.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана... 1 180.77kb.
Наименование дисциплины: «Социология семьи и гендерная социология» 1 148.37kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа разработана в соответствии с - страница №1/1













1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Социология гендерных отношений и социология семьи».

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология» http://www.hse.ru/data/2012/07/26/1257346946/standart-040100-62.pdf ;

  • Образовательной программой НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра для студентов 3 курса



2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Социология гендерных отношений и семьи» являются:


  • определение области исследования гендерной социологии как одной из отраслевых социологий,

  • определение и характеристика основных направлений исследования в рамках данной социологической дисциплины

  • формирование у студентов четких представлений студентов в области теоретической социологии,

  • расширение их знания методологии и развитие навыков аналитической интерпретации гендерных аспектов современного общества.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

основные направления исследований в рамках современной гендерной социологии и социологи семьи;

отличительные черты теоретико-методологических подходов к анализу гендерных аспектов современного общества, используемой в социологическом исследовании;

основные подходы к гендерной структуре общества и ее элементов;

возможности и ограничения социологического анализа гендерных аспектов социальных явлений и процессов.




  • Уметь

анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к социологическому анализу гендерных аспектов социальной реальности;

самостоятельно сформулировать тему эмпирического исследования в рамках области исследования социологии гендерных отношений и семьи;

провести исследование социальных явлений и процессов в гендерной перспективе, с целью определения особенностей социальных феноменом в современном обществе;

работать с литературой и подготовить презентацию по одной из основных тем данной дисциплины.




  • Иметь навыки (приобрести опыт)

сбора эмпирических данных

анализа теоретических источников


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1

Студент дает определения основным понятиям курса, воспроизводит основные положения социологических подходов к изучению гендерных аспектов социальных явлений и процессов

Лекция, анализ литературы на семинарах, выполнение домашних заданий

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.

Выступления на семинарах, выполнение домашних заданий

Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-3

Студент демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять задание

Групповая работа на занятиях

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации

ОК-6

Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к гендерной проблематике, высказывает свою точку зрения

Лекции, чтение материалов к семинару, выполнение домашних заданий

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

Студент исправляет свои работы, рефлексирует свой опыт

Групповая работа, работа над ошибками

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-10

Студент применяет способы анализа и интерпретирует предложенные материалы о гендерной структуре современного общества и его трансформации

Семинарские занятия, работа в группах, домашние задания

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13

Студент владеет способами поиска и переработки информации, что проявляется в форме составления списка источников и материалов, презентации результатов чтения и анализа

Семинарские занятия, домашние задания

Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-14

Студент демонстрирует умение находить материалы в сети Интернет

Семинарские занятия, домашние задания

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

ОК-15

Студент владеет английским языком, достаточным для чтения текстов к семинарским занятиям и работы с литературой на англ.языке при выполнении домашних заданий

Семинарские занятия, выполнение домашних заданий

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

ПК-1

Студент применяет полученные знания о теоретических подходах к социологическому исследованию гендерных аспектов социальной реальности при выполнении заданий

Лекции, семинарские занятия, домашние задания

Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ПК-2

Студент демонстрирует владение методами социологического исследования в ходе анализа гендерных аспектов социальных явлений и процессов

Домашние задания

Умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп

ПК-5

Студент интерпретирует предложенные материалы для анализа (фотографии, документальне фильмы, видеоролики)

Лекции, семинарские занятия, домашние занятия

Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций

ПК-8

Студент демонстриует умение работать/ с теоретическими и эмпирическими материалами

Работа на семинарах, выполнение домашних заданий

Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности

ПК-10

Студент владеет материалом и применяет полученные знания основных социологических теорий для выполнения заданий

Лекции, участие в семинарских занятиях, выполнение домашних заданий

4Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для специализаций 040100.62 «Социология» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Социологическая теория

Социальная структура и социальная стратификация

Социальная теория. Раздел. Введение в социологию и история социологии

Методология и методы социологии

Социология средств массовой коммуникации


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Социология рекламы

Социология молодежи

Социология потребления

Социология политики

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Теоретические подходы к изучению гендера

42

8

8

-

26

2

Социологический анализ гендерных

аспектов социальных явлений и процессов



66

8

8

-

50




Итого:

108

16

16

-

76


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий


Домашнее задание










*

В письменной форме 2-3 стр.
Тематика заданий представлена в п. 9

Итоговый

Зачет











*

В аудитории, в устной форме, 80 минут


6.1Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

  • текущий контроль предполагает устную работу на семинарах, еженедельное представление выполненных заданий и готовность их обсуждать на занятиях, выполнение домашнего задания.

  • итоговый контроль проводится в форме зачета, с учетом оценки по текущему контролю.

  • итоговая оценка определяется по накопительной системе.



6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждения прочитанных текстов, умение ответить на поставленный вопрос к тексту. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: аналитический характер выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, грамотный подбор материалов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная = 0,4·Отекущий; + 0,3·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная, где
Отекущий = 1·Од/з;
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Орезультирующая = 0,5·Озачет + 0,5· Онакопленная
Способ округления оценки: арифметический
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

7Содержание дисциплины


Раздел 1 Теоретические подходы к изучению гендера
Лекция 1. Концептуализация понятия гендера (2 часа).

История возникновение концепта «гендер». Проблематизация пола. Гендер как базовый фактор социальной стратификации. Возникновение термина «гендер» и гендерных исследований. Гендерные исследования и исследования женщин. Роль феминизма как движения и теории. Отечественные гендерные исследования, специфика появления и развития.


Лекция 2. Теоретические основания гендерных исследований: биологический детерминизм (2 часа).

Биология формирует пол. Биолого-эволюционный подход. Теория полового диморфизма Геодокяна. «Анатомия – это судьба». С. Бем «Линзы гендера» - линза биологического эссенциализма.


Лекция 3. Культурный детерминизм (2 часа).

Теоретические основания гендерных исследований: кросс-культурные конструкции гендера. Вариативность в определении гендера. Гендерное разделение труда в контексте разных обществ.


Лекция 4. Конструктивисткая перспектива (2 часа).

Теоретические основания гендерных исследований: социальное конструирование гендера. Биологический и социальный пол: дихотомия и ее преодоление. Теория социального конструирования гендера. Этнометодология Г. Гарфинкеля. Случай Агнес как категоризация и осуществление гендера в повседневности. Драматический интеракционизм И. Гофмана: понятие гендерного дисплея. К. Уэст и Д. Зиммерман: «создание гендера».


Семинар 1. Институционализация гендерных исследований на Западе и в России (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Когда появляется генедрная социология, с чем это связано, чем вызвано?

  • Какие этапы развития и институционализации прошли гендерные исследования на западе и в России?

  • Какими социо-культурными и теоретическими факторами обусловлен интерес к гендерной проблематике социологии?

  • Какова роли феминизма как общественного движения и критической теории в возникновении и развитии поля гендерной социологии?


Основная литература для обсуждения на семинаре:

Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // ОНС. 1999. № 3. С. 177-185.

Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя. 2001. С. 17-48.

Дополнительная литература к семинару:

Абубикирова Н. Что такое «гендер»? // ОНС. 1996. №6.

Тартаковская И. Введение // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С. 9-18
Семинар 2. Биологический детерминизм в понимании гендера (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Какие биологические отличия рассматриваются как основания для гендерной дифференциации?

  • В чем заключается теория полового диморфизма? В чем ее преимущества и недостатки для понимания гендерных различий?

  • Как Вы понимаете выражение З. Фрейда «анатомия — это судьба»?

  • Каким образом биологический детерминизм объясняет разнообразие гендерных моделей поведения?


Основная литература для обсуждения на семинаре:

Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: РОССПЭН. 2004. С. 39-76, 97-103.

Киммел М. Предназначено природой. Биология формирует пол // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 39-80

Дополнительная литература к семинару:

Смелзер Н. Сексуальные роли и неравенство // Социология. М.: Феникс. 1994. С. 328-360

Тартаковская И. Биологические факты и политические интерпретации: «Разделились беспощадно мы на женщин и мужчин…» // Гендер для «чайников». М.: «Звенья». 2006. С. 11-26
Семинар 3. Культурные объяснения гендерных различий (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • В чем заключается вклад антропологов в культурное многообразие маскулинности и фемининности?

  • Как Вы понимаете выражение «Женщиной не рождаются, женщиной становятся»?

  • Сравните точку зрения биологического детерминизма с культурными интерпретациями гендерного многообразия? В чем заключается сходство и различие этих подходов?

  • Проинтерпретируйте исследование племен М. Мид. Каким образом автор/Вы можете объяснить различия в гендерных отношениях между племенами?

  • Какие факторы, кроме культуры, определяют конфигурацию гендерных отношений?


Основная литература для обсуждения на семинаре:

  • Киммел Охватывая мир. Межкультурные конструкции гендера // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 81-112

  • Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в меняющемся мире. М.: РОССПЭН. 2004.

Дополнительная литература к семинару:

Гидденс Э. Гендер и сексуальность // Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. С.152-170.

Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов. Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин. 2000. С. 89-140
Семинар 4. Социальное конструирование гендера (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Что такое социальное конструирование гендера?

  • Положения каких социологических терий инкорпорировал подход социального конструирования гендера?

  • Что включает в себя «гендерный дисплей»?

  • Почему Г. Гарфинкель называл Агнес «этнометодологом- практиком»?

  • Каким образом Агнес избегала ситуаций разоблачения? Каким образом она приобретала гендерную компетентность?

  • Каким образом происходит конструирования гендера в поседневной жизни?

  • Что такое категоризация по гендерному признаку?


Основная литература для обсуждения на семинаре:

Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер. 2007. С. 126-192

Гоффман И. Гендерный дисплей // Введение в гендерные исследования. Часть 2.: Учебное пособие / Под ред. С. Жеребкина. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 306 – 335

Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. N3/4. СС. 171-182.



Дополнительная литература к семинару:

Киммел М. Неравенство и различие. Социальное конструирование гендерных отношений // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 144-178

Лорбер Д. Пол как социальная категория // Thesis. 1996. 6. СС.127-136.

Тартаковская И. Современные направления развития гендерной теории и гендерных исследований // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С.95- 113

Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Труды СПб филиала ИС РАН. 1997. СС. 94 - 124
Раздел 2. Социологический анализ вгендерных аспектов социальных явлений и процессов.
Лекция 1. Публичная сфера и гендерное разделение труда (2 часа).

Понятие публичной сферы. Специфика разделения на публичную и приватную сферы. Вертикальная и горизонтальная сегрегация: «женская» и «мужская» работа. Рынок труда как гендерный институт. Гендерные аспекты технологии. Гендерное наполнение трудовых отношений. Экономическая занятость женщин. Роль профессионализма в утверждении маскулинной идентичности.


Лекция 2. Приватная сфера и гендерные отношения в семье (2 часа).

Семья как объект гендерного анализа. Парсонс: нуклеарная семья, инструментальные и экспрессивные роли. Критика нуклеарной семьи как понятия и института. Гендерная социализация. Семья как объект государственной политики. Современные теории семьи. Социальный институт материнства. Домашняя работа как предмет социологии.


Лекция 3. Мужские исследования (2 часа).

Политические предпосылки возникновения «мужских исследований». Основные теории маскулинности. Различные типы маскулинностей. Поло-ролевой и конструктивистский подходы к изучению маскулинности. Понятие гегемонной маскулинности. «Ответственное отцовство» и кризис маскулинной идентичности.


Лекция 4. Культурные репрезентации гендера (2 часа).

Понятие репрезентации Л. Малви и теория мужского взгляда. Гендер и художественные жанры. Репрезентации женщин в российской художественной культуре. Образы советских мужчин и женщин и их пост-советская трансформация. Мужчины и женщины на страницах массовой периодики. Консьюмеризм как способ конструирования гендерных различий: реклама.


Семинар 1. Гендреные аспекты профессиональной занятости (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Что такое «вертикальная» и «горизонтальная» сегрегация на рынке труда?

  • Мужские и женские профессии: в чем заключается и какими факторами обусловлена специфика?

  • В чем заключается феномен «стеклянного потолка»?

  • «Мамина карьера» и штрафные санкции родительства? В чем заключаются и каким образом их можно нивелировать?

  • Чем отличаются мужские и женские стратегии занятости?


Основная литература для обсуждения на семинаре:

Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Академия. 2001. С. 310 – 331.

Киммел М. Гендерезированное рабочее место // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 274-314.

Дополнительная литература к семинару:

Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ. 2002. С. 299-327.

Хоткина З. Гендерный подход к анализу труда и занятости // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Академия. 2001. С.353 – 378.
Семинар 2. Гендерные аспекты семьи и родительства (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Гендерные роли в нуклеарной семье?

  • Эгалитарные/парнерские семьи: на каких основаниях и каким образом вытраиваются гендерные роли?

  • В чем заключается специфика традиционного родительства?

  • Что определяет современное родительство?

  • В чем заключается гендерный анализ «домашней работы»? Кто и на каких условиях ее выполняет в традиционной и современной семье?

  • Каким образом феминистские исследователи предлагают решить проблему неоплачиваемого домашнего труда? В чем недостатки данного проекта?


Основная литература для обсуждения на семинаре:

Киммел М. Гендерезированная семья // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 181-241.

Тартаковская И. Приватная сфера и гендерные отношения в семье // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С. 189-208.

Дополнительная литература к семинару:

Бенериа Л. Неоплачиваемый труд: в продолжение дискуссии // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ.2002. С.275-298.

Брайнс Дж. Экономическая зависимость, гендер и разделение труда // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ. 2002. С. 328-351.
Семинар 3. Маскулинность как предмет гендерного анализа (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Какие социо-культурные и научные предпосылки послужили толчком к возникновению и институционализации мужских исследований?

  • В чем отличие/сходство мужских исследований с исследованиям женщин, гендерными исследованиями?

  • Каким образом в рамках поло-ролевого подхода и теории социального конструирования гендера анализируется маскулинность? В чем отличие этих теорий?

  • В чем заключается концепция гегемонной маскулинности? В какую гендерную структуру общества она вписана?

  • Опишите феномен «отсутствующего отца». Для какого типа семьи и гендерной социализации он характерен? В чем заключаются негативные последствия данного феномена?

  • Возможен ли проект «ответственного» отцовства?


Основная литература для обсуждения на семинаре:

Кон И. Мужские исследования в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя. 2001. С. 562-605.

Коннелл Р. Маскулинность и глобализация // Введение в гендерные исследования. Ч.II: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 851-880.

Дополнительная литература к семинару:

Гилмор Д. (2001) Загадка мужественности // Введение в гендерные исследования. Ч.II: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, С. 880-905.



Кон И. (2006) Зачем нужны отцы? // «Звезда». № 12, С.124-145.
Семинар 4. Медиа репрезентации гендера (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Какие образы мужественности и женственности представлены в современном российском медиа-дискурсе?

  • Каковы атрибутивные качества нормативной мужественности и женственности?

  • Каким образом они репрезентируются в СМИ?

  • В чем заключается специфика визуальных репрезентаций образов «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»?

  • Составляют ли вербальные и визуальные репрезентации когерентный образ мужественности и женственности?


Основная литература для обсуждения на семинаре:

Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Составители Е. Гапова, А. Усманова. Минск: Пропилеи. 2000. С. 280-287.

Усманова А. Гендерная проблематика в теории культуры // Введение в гендерные исследования. Ч.1.: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С.427-465.

Дополнительная литература к семинару:

Ушакин С. Видимость мужественности // О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С.479-505.

Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003, № 2.

Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине. Идеологическая работа российской телевизионной рекламы // Семья, гендер, культура. Под ред. В. Тишкова. М.: Ин-т этнологии антропологии РАН. 1998.


8Образовательные технологии


В учебной работе используются: лекции, семинары, практические/творческие задания, просмотр фильмов и их обсуждение.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Задание 1. Проанализируйте объявления о вакансиях (в газете, на сайте) Выберите 100 объявлений, разделите их на «мужские», «женские» и гендерно-нейтральные где нет указания на пол работника. Проанализируйте список требования которые предъявляются к исполнителям «мужской» «женской» и гендерно-нейтральнйо работы.

Задание 2. Составьте бюджет свободного времени для мужчины и женщины, имеющих семью. Зафиксируйте виды деятельности и время потраченное на их осуществление. Сравните полученные данные. Проанализируйте различия в использовании свободного времени мужчинами и женщинами.

Задание 3. Выберите 2-3 номера глянцевых журналов для мужчин и женщин. Сделайте анализ рубрик и статей в каждом журнале. Реконструируйте образ мужественности и женственности, представленный в текстах. Проанализируйте визуальные репрезентации мужственности и женственности представленные в журналах. Сравните вербальные и визуальные репрезентации гендера.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

  1. Концептуализация понятия гендер.

  2. Теоретические подходы к изучению гендера.

  3. Культурный детерминизм.

  4. Конструктивисткая перспектива.

  5. Феминизм: идеология, общественное движение, социальная теория.

  6. Феминисткая антропология.

  7. Гендерное измерение публичной сферы.

  8. Гендерное измерение частной жизни: семья и родительство.

  9. Культурные репрезентации гендера.

  10. Мужские исследования.

  11. Советский и постсоветский гендерный проект.

  12. Методы гендерных исследований.

  13. Полоролевой подход в гендерных исследованиях: основные характеристики.

  14. Социалистический и радикальный феминизм: сходства и различия

  15. Возможности и ограничения инструментальной роли мужчины в теории и в современной
    России - Ваше мнение.

  16. Контракт «работающей матери» - поясните концепт.

  17. Период социальных экспериментов в российской семейной политике: дайте
    характеристику.

  18. Социально-конструктивистский подход в гендерных исследованиях: основные принципы.

  19. Либеральный и психоаналитический феминизм: сходства и различия

  20. Основные требования и направления мужских движений в США. По Вашему мнению, возможны ли подобные движения в России?

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


  1. Введение в гендерные исследования. Ч.1.: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. Ч.1., Ч 2.

  2. Киммел М. Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006.

  3. Тартаковская И. Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005.

10.2Основная литература


Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: РОССПЭН. 2004.

Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер. 2007. С. 126-192

Гоффман И. Гендерный дисплей // Введение в гендерные исследования. Часть 2.: Учебное пособие / Под ред. С. Жеребкина. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 306 – 335.

Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. N3/4. СС. 171-182.

Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // ОНС. 1999. № 3. С. 177-185.

Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Составители Е. Гапова, А. Усманова. Минск: Пропилеи. 2000. С. 280-287.

Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Академия. 2001. С. 310 – 331.

Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в меняющемся мире. М.: РОССПЭН. 2004.

Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя. 2001. С. 17-48.

10.3Дополнительная литература


Абубикирова Н. Что такое «гендер»? // ОНС. 1996. №6.

Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ. 2002. С. 299-327.

Бенериа Л. Неоплачиваемый труд: в продолжение дискуссии // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ.2002. С.275-298.

Брайнс Дж. Экономическая зависимость, гендер и разделение труда // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ. 2002. С. 328-351.

Гидденс Э. Гендер и сексуальность // Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. С.152-170.

Гилмор Д. (2001) Загадка мужественности // Введение в гендерные исследования. Ч.II: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, С. 880-905.



Кон И. (2006) Зачем нужны отцы? // «Звезда». № 12, С.124-145.

Лорбер Д. Пол как социальная категория // Thesis. 1996. 6. СС.127-136.

Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов. Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин. 2000. С. 89-140.

Смелзер Н. Сексуальные роли и неравенство // Социология. М.: Феникс. 1994. С. 328-360

Тартаковская И. Биологические факты и политические интерпретации: «Разделились беспощадно мы на женщин и мужчин…» // Гендер для «чайников». М.: «Звенья». 2006. С. 11-26.

Тартаковская И. Современные направления развития гендерной теории и гендерных исследований // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С.95- 113.

Ушакин С. Видимость мужественности // О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С.479-505.

Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Труды СПб филиала ИС РАН. 1997. СС. 94 — 124.

Хоткина З. Гендерный подход к анализу труда и занятости // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Академия. 2001. С.353 – 378.

Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003, № 2.



Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине. Идеологическая работа российской телевизионной рекламы // Семья, гендер, культура. Под ред. В. Тишкова. М.: Ин-т этнологии антропологии РАН. 1998.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для практических занятий или других занятий используется видео аппаратура и проектор (для лекций или семинаров), другие вспомогательные материалы.