Программа. Психология труда как научная - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа. Психология труда как научная - страница №1/1

Программа.

1. Психология труда как научная дисциплина.


· Определение
· История
· Методы
· Концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности
2. Профессиональное самоопределение
Понятие профессии

Психологические факторы выборы

Построение профессионального плана

Профконсультирование, профориентирование

3.Профотбор
Понятие ПВК

Виды, методы, принципы, структура профотбора

4. Профессиональная подготовка
Основные этапы

Профессиональные умения и навыки

Методы и принципы

Оценка профессиональной подготовки

5. Профессиональная адаптация
Психологические факторы

Первичная, вторичная адаптация

Возрастные, гендерные особенности

6. Профессиональная деятельность в экстремальных условиях


Наука о стрессе

Признаки стресса

Экстремальная психология

Психогенные факторы воздействующие на человека в экстремальных условиях

7. Профессиональное долголетие
8. Мотивация в профессиональной деятельности
Определение мотивации, мотива, потребности

Принципы создания и поддержания мотивации со стороны руководителя и объекта деятельности.

Психология труда как научная дисциплина.

1. Определение.


Проф. среда

человек


Психология труда – научная дисциплина, изучающая психологические закономерности формирования и сохранения динамического равновесия в системе человек - профессиональная среда (Дмитриева М.А.).
состояния

физиология Физич.


и соц.
среда
ПВК
способности
предмет
орудие
труда
проф. навыки
знания и умения задачи

Мотивация цель

Система неравновесна, т.к. параметры постоянно изменяются, т.е. её необходимо постоянно уравновешивать.

Психология профессиональной деятельности – наука, изучающая психологические закономерности формирования (становления) и последующего функционирования субъекта профессиональной деятельности (Никифоров).

2. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Вся профессиональная деятельность разбивается на этапы.
Этап профессионального самоопределения (вход в профессию)

Этап профотбора

Этап профподготовки

Этап профадаптации

Регулирование профессиональной деятельности

Выход на пенсию

Каждый этап должен психологически сопровождаться, чтобы человек прошел каждый этап с максимальной эффективностью и с оптимальными нервно-психическими затратами.
Профотбор при поступлении в учебное заведение, а при приеме на работу подбор кадров.
3. Методы.
1. Наблюдение
· Со стороны
· Включенное наблюдение
· Трудовой метод (наблюдатель сам профессионал)
· Самонаблюдение
2. Метод опроса.
· Метод беседы
· Анкетирование
3.Биографический – анализ трудового пути (Рыбников)
4.Экперимент
· Лабораторный
· Полевой
5. Метод самоотчета
6. Метод тестов
· Аппаратурные
· Бланковые
· Компьютерные
Метод анализа документов

Метод обобщения независимых характеристик


4.История развития психологии труда.

«Новый мир» 1999 №2 «Разрушение психотехники»

Рубеж XIX-XX вв.


Менделеев сказал, что при конструировании воздухоплавательных аппаратов необходимо думать не только машине, но и о человеке.
Сеченов говорил об использовании научных данных о человеке для рационализации трудовой деятельности.
1901 г. – очерк «Рабочее движение человека» - рационализации организационной и проекционной деятельности
Ф. Уислоу Тейлор – первая научная концепция организации труда. Исследование характеристик физической среды.
Гуго Мюнстреберг – основатель психотехники.
В.М. Бехтерев. 1927 – первое бюро профконсультации. Сформировал новый подход к организации труда – максимальная эффективность при максимальном сохранении здоровья.
Рыбников Н.А.
Штерн ввел термин «психотехника».
Частев А.К. возглавил центральный институт труда (ЦИТ).
1920 – создан ЦИТ – бурное развитие психотехники
1936 – постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса»
1944 Ананьев Б.Г. создал кафедру психологии на философском факультете.
1966 - 2 факультета психологии в МГУ и ЛГУ.

Психология самоопределения.

Признаки того, что профессия нравится:
интерес

удовлетворение результатом

соотношение между результатом и нервно-психическими затратами для достижения результата.

Переутомление нужно остановить и проанализировать.

Профессия – исторически сложившаяся форма деятельности, необходимая в социальном отношении, для выполнения которой требуется определенный комплекс знаний, навыков, умений, особенностей личности и норм поведения.

Классификация профессий по Климову:


Человек - человек
Человек - знак
Человек – система
Человек – искусство.
Не всякая трудовая деятельность является профессиональной, чтобы она стала профессией, она должна иметь определенные характеристики.
Д. Маркович «Социология труда»
5 характеристик:
1. Представляет собой относительно длительное выполнения
2. Требует специального профессионального образования
3. Выполнение профессиональной деятельности приводит к формированию профессиональных интересов, норм, морали, обычаев
4. Профессиональная деятельность приводит к определенному профессиональному поведению
5. Стремление представителей одной профессии к представителям другой профессии предъявлять особый статус, что ведет к идентификации человека с профессией, к которой он принадлежит.
3,4,5 – приводит к профессиональной деформации личности (Особенно в системе человек-человек).
Термин ввел П. Сорокин (начало XV века).
Профессиональная деформация личности - перенос профессиональных норм в непрофессиональную деятельность.

Выбор профессии – пик 17 лет.

Триада: хочу – сфера склонности
Могу – сфера способности
Надо – социальная необходимость профессии.
На что надо ориентироваться? Хочу, могу + содержание профессии.
- объективный фактор (уровень подготовки, состояние здоровья, информированность о профессии)
- социальный фактор (социальное окружение)
- субъективный фактор (интересы, способы, склонности, темперамент, характер, мотивация)

Интерес


Склонности

Теоретические посылки

Человек хочет попробовать практически

Приобретенные знания

свои интересы
25% ориентированность на мнения других
17% родители
9% мимо проходил
40% основное содержание деятельности

Поведение родителей, которое негативно влияет на выбор профессии и дальнейшую трудовую деятельность:


- когда хотят ребенка определенного пола
- стремится продолжить в ребенке себя
- стремление к компенсации
- реализация сценария «родители вундеркинда»
- стремление к сохранению родительского приоритета любой ценой

Эти 5 сценариев проходят бессознательного.

Результаты:

Ограничение круга будущих профессий

Эмоциональная напрфженность

конфликты

неадекватная самооценка

неадекватный выбор профессий


Профориентация – комплекс социально-экономических психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности и запросам общества в кадрах.

В числе психолого-педагогических задач:
-профинформирование
профконсультирование

В проведении профконсультации: 2 этапа


первичная

вторичная


5 основных мотивов обращения оптантов в профессиональную консультацию:


мотив неопределенный (тяжелая ситуация, т.к. нет профессионального плана, но есть потребность выйти из нее)

мотив альтернативного выбора

мотив подтверждающий

конфликтная ситуация (есть профессиональный план, но есть препятствие)

мотив самопознания

Профессиография – описание и классификация профессий с точки зрения требований, предъявляемых человеку. На основе ПГ составляется профессиограмма – сводка (обощение) знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых человеку.

Профессиограмма включает:
техникоэкономическое описание профессии

организация и условия труда взаимосвязи в коллективе, характеристики физической среды, производственные трудности, режимы труда и отдыха

документация по текучести кадров, статистике несчастных случаев

описание профессиональной детельности, её этапы, задачи

требования специальной подготовки

психологические характеристики


Составление психологического профиля (психограмма – его графическое изображение)

«Психология самореализации личности» Филимоненнко (статья).
«Жизненный путь – самореализация личности с опорой на подсознание»

Когда человек долго занимается не своим делом – противоречие между сознанием и подсознанием (сшибка)


Неудовлетворение, дискомфорт.
Чувственные индикаторы:
1. чувство устойчивого невезени, неудачливости;
2. Тягостная утомительность дел и достижений. Постоянная усталость.
3. Отсутсвие выраженного удовлетворения от достигнутого успеха
4. Чувство дискомфорта, раздражения в ответ на предложение перечислить свои жизненные планы.

3 выхода:


Устроиться и сделать вид, что все в порядке. Уйти в другую деятельность

Принцип страуса

Разрушить прежний мир и пойти в другую профессию

Профотбор.

I. Понятие ПВК.

Под профессионально важными качествами следует понимать отдельные динамические черты личности, отдельные психологические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих псилогических и психомоторных процессов), а также физические качества соответствующие требованиям к человеку какой-либо профессии, способствующие успешному овладению этой профессией (Марищук В.Л.).


Среди ПВК есть качества, которые независимо от профессии значимы:
- ответственность
- самооценка, самоконтроль
Самооценка входит в структуру самосознания. Формируется как средство целесообразного поведения и деятельности. Самооценка деятельности – оценка себя как субъекта деятельности, т.е. определение человеком своих возможностей, реального или потенциального выполнения как будущей, так и настоящей деятельности.

Виды самооценок.


- прогнозтическая – т.е. оценка своих возможностей до начала выполнения деятельности
- корректирующая (промежуточная) – по ходу деятельности
- ретроспективная – оценка результатов деятельности.

Основные компоненты.

1) когнитивный – связан с познавательной стороной. Сравнение результатов своей деятельности либо с внутренним эталоном, либо с результатами других людей. Зависит от гностических способностей человека, от информации относительно оцениваемого параметра
2) эмоционально-мотивационный – связан с отношением субъекта к своим возможностям и результатам деятельности. Зависит от психофизиологических, психологических и социальных факторов.

Основные характеристики самооценки.

1) Уровень СО – относительная высота
2) Адекватность – соответствие результатов деятельности индивида его оценочным суждениям о них.
3) Устойчивость – степень сохранения уровня и адекватности в меняющихся условиях

Коррекция – дело неблагодарное.

II. Профотбор – научно-обоснованный допуск людей к определенному виду профессионального обучения.
Виды:
- медицинские
- образовательные
- психологические
- социальные (возраст, пол, национальность)

1 тип профессий – с абсолютной профпригодностью – предъявляет такие требования, которые может удовлетворить только люди, которые обладают специальными особенностями.


2 тип профессий – может справится практически любой человек, если его обучить.

Принципы психологического отбора:

1. Обоснованность. Практическая целесообразность, социально-экономическая необходимость, наличие специалистов
2. Комплексность – наиболее широкий охват по всей структуре личности.
3. Динамичность – пролонгированный отбор, не только на входе но и по ходу обучения
4. Группировка специальностей
Методы отбора:
1) тестирование: аппаратные
2) методы моделирования

Структура отбора:


1. Определение требований к операторам – анализ профессии – выделение компонента ПВК
2. Методы оценки требуемых качеств
3. Проверка методик на валидность
4. Проведение отбора

Профессиональная подготовка.


Профессиональная подготовка – особый вид деятельности, основанный на усвоении человеком общественного опыта и формирования на этой базе психологической системы деятельности и личности обучаемого в целом.


Профессиональные
знания

Профессиональные умения, навыки

Проф.
адаптация

Оценка профессиональной пригодности

Практическое обучение

Теоретическое


обучение

Можно выделить 3 этапа:

мотивация цель
С помощью чего

Конкретное содержание подлежащее усвоению

учителя

обучающийся



Процесс обучения зависит

как


Формы общения

ИПО
Опыт


Мотивация
Пол
1. инидвидуальное обучение
2. коллективное
3.групповое

возраст

Принципы обучения.

Психолого-педагогические. (Кулисевич)

· Принцип наглядности – устранение вербализма
· Принцип доступности или нарастающей сложности
· Принцип сознательного активного участия
· Принцип системности
· Принцип прочности знаний
· Принцип оперативности знаний – перенос знаний на другие смежные области
· Принцип связи теории с практикой
· Принцип индивидуального подхода
· Принцип научности
2. Принципы технологии профессиональной подготовки.
· Принцип деятельностного понимания профессии
· Принцип научности
· Принцип соответствия конструируемых технологий современным мировым тенденциям развития специфики образования (фундаментализация, индивидуализация, гуманитаризация)
· Принцип непрерывного обновления содержания
· Принцип оптимизации процесса подготовки – достижение цели обучения с минимальными затратами сил обучаемых
· Принцип качественной оценки результатов
· Принцип воспроизводимости процесса обучения и его результата
· Принцип синтеза результатов, полученных в смежных с педагогической областях знания

С психологической точки зрения знания могут выступать в 2-х формах:


- форма наглядных представлений
- в форме понятий (абстракция)

Должна быть сформирована такая система знаний, которая обеспечивает легкий перенос образов в понятия и наоборот. Особо важно при подготовке операторов.

Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной, сознательной регуляции и контроля.

Классификация:


1) перцептивные – автоматизированное, чувственное отражение свойств и характеристик хорошего знакомого неоднократно воспринимаемого ранее предмета. (слюна при виде лимона)
2) интеллектуальные – автоматизированный прием, способ решения ранее встречавшейся задачи. (натаскивание на определенный вид задач). Минимизирует затраты; в экстремальной ситуации могут не работа, т.к. нужно действовать вопреки навыкам.
3) Двигательные – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с целью его преобразования. Самые сложные включают в себя и 1 и 2, или регулируются.
Те которые были сформированы раньше, позже разрушаются.
Умения – 1 промежуточный этап овладения новым способом действия, основанный на каком-то знании.
высший уровень мастерства – способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знания и навыков.

Методы обучения:


Кларк Керр выделил 4 этапа:
Учителя, родители уступают место профессиналным учителям

устное слово заменяется письменным

появление печатного слова

компьютеризация

Основание: характер учебно-познавательной деятельности, с точки зрения источника получения знаний.
словесные – лекция, рассказы и т.д.

наглядные – демонстрации, измерения и т.д.

практические

1… принцип ведения дискуссии Дорошевского: самое главное отсутствие эмоциональности, постоянное наличие решаемой проблемы перед глазами.

Активные методы обучения: Грановская Р.М.

конкретные ситуации – отработка конкретной проблемной ситуации

метод «инцидента»

тренировка чувствительности (СПТ)

мозговой штурм

деловые игры

погружения

Нервно-психические затраты (цена обучения)

Тенденции психофизического состояния а деятельности

Индивидуальные


психологические особенности

Умения, навыки

Итоговые проверки

знания


Что подлежит оценке

Кривые научения – оценка навыко, в виде графика.


Зависит от:
- вид использованного навыка
- методы тренировки
- мотивация
- индивидуальные особенности.

Плато – достигается максимальная эффективность обучения, и сохраняется в течение промежутка времени. По V осуществляется быстрее, чем по безошибочности.


Наиболее типичные ошибки при оценке:
ошибка центральной тенденции

ошибка контраста и подобия

галло эффект

ошибка снисходительности

логическая ошибка

ошибка близости.

Профессиональная адаптация.

Адаптация – приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям.


Адаптация – все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности организма с процессами на клеточном, органном, системном и организменном уровне.
Профессиональная адаптация – процесс становления и восстановления динамического равновесия в системе человек – профессиональная среда.
Различные аспекты адаптации: биологический, физиологический, информационный, экологический, личностные, социально-психологические.
Профессиональная адаптация в 3-х аспектах:
- адаптация индивида к физическим условиям профессиональной среды – психофизиологический аспект (1)
-адаптация к профессиональным задачам и информации – собственно профессиональная адаптация(2)
-адаптация личности к социальной среде – социально-психол-ий (3)

1... к различным состояниям физической среды – температура, влажность и т.д.


Критерии психофизиологической адаптации:
- состояние здоровья
- уровень тревожности
- настроение
- степень утомляемости
- активность поведения

2... Этапы профадаптации:


- первичная – после образовательного учреждения
- стабилизация
- дезадаптация – связана с изменением класса задач, повышения, изменения места работы, болезни
- вторичная адаптация

Критерии профадаптации:


- успешность деятельности
- способность избегать ситуаций, создающих угрозу деятельности
- осуществление деятельности без значительного нарушения здоровья

3... Критерии социальной адаптации


- участие в общественной деятельности и удовлетворение от этого
- межличностное общение: социометрический статус, удовлетворенность собой в деятельности, отношение с руководством

Половые различия:


При первичной – женщины успешней;
При вторичной – мужчины.
Женщины к социально-психологическим факторам среды; а мужчины к деятельности.

Факторы, влияющие на успешность адаптации:

1. субъективные: пол, возраст, личносные особенности
2. средовые: условия среды.

Возрастные особенности: молодые более адаптивны; но более зрелые в силу опыта лучше адаптируются к социальным факторам.

Характеристики, влияющие на адаптацию:

- эмоциональная стабильность


- активность личности
- самооценка, саморегуляция
- интроверсия, экстраверсия
- тревожность
- энергетический потенциал мотивации
- система ценностных ориентации

Мотивация.

Мотивация – побуждение человека к действию.
Мотивация к профессиональной деятельности – процесс такой ориентации потребностных мотивов (стимулов), при которой работник стремится к достижению цели организации.
В основе мотивов – потребности.

Общее принципы создания и поддержания мотивации со стороны руководителя:


- творчество, привлекательность работы
- четкие цели и конечный результат
- целесообразность вовлечения работников в процесс планирования целей и текущих задач
- уважение, доверие, искренность
- признание, благодарность за достигнутые рез-ты
- делигирование ответственности, предоставление права самостоятельно принимать решения
- выявление и устранение факторов затрудняющих выполнение деятельности
- обеспечение продвижения по службе

Обеспечение самооценки:


- умение правильно распоряжаться собственным временем
- умение отделять существенное от второстепенного
- поддержание деловых контактов
- крепкая семья
- друзья
- четкая жизненная позиция, ценностные ориентации
- работа не в ущерб здоровью
- душевная бодрость, не застревание на недугах
- развитие сильных сторон, исправление недостатков
- личный план развития
- смена задач
- главный ответственный за карьеру сам человек
- обратная связь
- самовознаграждение

Опыт Японии:


- система пожизненного найма
- гарантированное продвижение по службе
- коллективное принятие решений
- коллективная ответственность в случае убытка – вычеты с руководящего состава
- формирование поощрения коллективного духа
- демократизм
- деньги не самоцель
- доверие к работнику
- наглядная агитация – плакаты.

Выход на пенсию.

Факторы риска:
1. высокая профессиональная подготовка – чем выше уровень профессиональной подготовки, тем тягостней выход на пенсию.
2. несоответствие между внутренним желанием продолжать работу и рациональным пониманием необходимости прекратить ее – возрастной барьер
3. сочетание тревожно-мнительных черт, тенденции к лидерству, снижение адаптации
4. полное отсутствие психической подготовки к выходу на пенсию – сосредоточенность на работе.

Возраст человека – многомерный подход:


календарный

биологический – жизнеспособность организма, степень изменения во времени, его биологические возможности.

психологический – мера субъективной реальности психологического времени личности

социальный – степень социальной активности и зрелости личности как мера реализации ей социальных установок и программ



духовный