Программа «Психология образования» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Программа кандидатского экзамена научная специальность 19. 00. 1 182.73kb.
Программа дисциплины " психология конфликта" Примерная программа... 1 77.34kb.
Программа промежуточного государственного контроля 1 30.59kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная... 1 266.27kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 18.2kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Программа «психология труда, инженерная психология» 1 117.13kb.
Программа дисциплины «Организационная психология» 1 27.51kb.
Программа дисциплины «Психология личности» 1 29.14kb.
Программа дисциплины «Дифференциальная психология» 1 26.21kb.
Российское образование. Федеральный портал 1 30.94kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа «Психология образования» - страница №1/1

Программа и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки

«Психолого-педагогическое образование» (программа «Психология образования»)
Основное содержание вступительного испытания в магистратуру

Поступающие после профильного образования (педагогическое, психологическое) проходят вступительное испытание в форме собеседования.

Поступающие не с профильным образованием проходят вступительное испытание в виде экзамена.

Цель вступительного испытания - собеседования (экзамена): выявление способности и готовность соискателя к осуществлению образовательной деятельности в рамках магистратуры, представленного уровнем сформированности общенаучных и инструментальных компетенций.

Задачи вступительного испытания - собеседования (экзамена):


  • уровень владения понятийным аппаратом и теоретическими знаниями в области психолого-педагогического знания;

  • уровень владения технологиями диагностики, оценки, коррекции и развития личностных, когнитивных и поведенческих ресурсов человека;

  • уровень владения исследовательским инструментарием, необходимым для разработки и реализации проектов совершенствования (преобразования) объектов социально-образовательной среды.


Содержание собеседования (мотивационное эссе)

Мотивационное эссе готовится соискателем заранее и обсуждается в процессе приемных испытаний. Объем эссе: 4-5 стр. формата А 4 (14-й кегль, Times New Roman, 1,5 интервала). В его содержательной части указывается:



  • причины/мотивы, побудившие соискателя принять решение о продолжении обучения в магистратуре;

  • научные интересы соискателя и научная тема, которую он намерен разрабатывать в ходе обучения в магистратуре: краткая характеристика, обоснование выбора данной темы;

  • круг источников и литературы;

  • сведения о научной работе соискателя во время обучения по специальности (в бакалавриате): участие в заседаниях студенческих научных обществах и конференциях (название, организация, время, место проведения, тема доклада);

  • участие в конкурсах научных работ, конкурсах грантов, олимпиадах, творческих выставках и др. формах научно-исследовательской работы; научные публикации (полные выходные данные).

Содержание экзамена

В содержании экзамена структурно выделяются две взаимосвязанные части. Первая часть предусматривает выявление компетенции соискателя в достаточно широкой области проблем теории современного психолого-педагогического знания, что позволяет оценить его общую психолого-педагогическую культуру и эрудицию. Формулировка вопросов ориентирует поступающего в магистратуру на проблемное изложение и многоплановый анализ материала с позиции социального и психолого-педагогического подходов.

Вопросы первой части экзамена формулируются достаточно объемно, что позволяет абитуриенту в полной мере проявить способность к творческому конструированию ответа.

Вторая часть экзамена ориентирована на выявление мотивации поступающего в магистратуру, на выявление области предстоящего исследования и готовности к его осуществлению.



Вопросы к экзамену в магистратуру:

  1. Психология как наука. Современная психология и ее место в системе наук.

  2. Методы исследования в психологии и их методологическое обоснование.

  3. Теории личности в зарубежной психологии.

  4. Личность и ее структура в работах отечественных психологов.

  5. Структура мотивационной сферы личности(Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., Платонов К.К., Мерлин В.С.)

  6. Категория «самосознание» в психологии. «Я- концепция» как интегральная характеристика самосознания.

  7. Категории «установка», «аттитюд» и «когнитивный диссонанс» в современной психологии.

  8. Самооценка и уровень притязаний личности. Условия изменения уровня притязаний.

  9. Деятельность как психологическая категория. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.

  10. Категория «внимание» в психологии. Основные виды и свойства внимания. Методы и методики их изучения.

  11. Понятие о воле. Механизмы и функции воли. Волевые действия и их структура. Проблема волевой регуляции.

  12. Общая характеристика эмоциональных явлений. Теории эмоций и чувств.

  13. Формы протекания чувств. Виды и качества эмоций и чувств, их функции.

  14. Общее понятие о темпераменте. Характеристика свойств и типов темперамента. Учет их особенностей в учебно-воспитательном процессе.

  15. Учение о характере в психологии. Классификации черт характера. Понятие «акцентуация характера». Диагностическая, коррекционная и профилактическая работа педагога-психолога с акцентуантами.

  16. Предпосылки и условия развития способностей. Формирование способностей в онтогенезе с позиции различных направлений в психологии.

  17. Предпосылки, условия, движущие силы и закономерности психического развития и их учет в педагогическом процессе.

  18. Основные положения теории Выготского Л.С. о культурно-историческом развитии психики и учет этих положений в педагогическом процессе.

  19. Различные концепции психического развития в зарубежной психологии.

  20. Концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже.

  21. Психологические особенности дошкольника.

  22. Психологические особенности младшего школьника и их учет в педагогическом процессе.

  23. Психологические особенности подростка и их учет в педагогическом процессе.

  24. Психологические особенности ранней юности и их учет в педагогическом процессе.

  25. Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение.

  26. Категории «социализация», «воспитание», «развитие». Институты и механизмы социализации.

  27. Личность в группе. Статус и роли личности. Межличностные отношения в группе и методы их изучения.

  28. Внутригрупповое и межгрупповое взаимодействия и особенности их проявления в педагогическом процессе.

  29. Психология малой группы. Школьный класс как малая группа. Социальная оценка и давление социального образца.

  30. Понятие девиантного поведения. Его виды. Профилактика девиантного поведения.

  31. Общее представление о психологическом консультировании. Виды, методы и этапы психологического консультирования.

  32. Система образования на современном этапе.

  33. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.

  34. Педагогика и психология межнационального общения. Национальное своеобразие воспитания.

  35. Личностные качества и способности педагога.

  36. Стили педагогического общения и руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся.

  37. Семья как субъект психолого-педагогического взаимодействия.

  38. Мотивация учебной деятельности. Формирование познавательных мотивов учения.

  39. Психологическая служба образования. Основные аспекты ее деятельности.

  40. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и особенности школьной психодиагностики.


3. Основная литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического

анализа. - [2-е изд.]. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.

3. Брушлинский А.В. Введение в психологию. М, 1996

4.Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. Изд. "Логос" М, 1994



  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. Изд."МГУ" М., 1996.

  2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х Т. Изд."Мир" М., 1996.

  3. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.:Институт психологии РАН, 2005. - 467 с

  4. Крайг Г. Психология развития = Human Development / пер. с англ. Н.

Мальгиной и др. - 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2001. - 988 с.: ил. -(Мастера психологии).

  1. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. В 2-х томах Изд."Педагогика" М., 1989.

  2. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. Ростов - на - Дону, 1997. с.85.

  3. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.

  4. Турусов О.В. Психология в вопросах, задачах, упражнениях. Изд."Самарский ун-т" Самара, 1994.


4. Критерии и система оценки вступительного испытания в магистратуру

Вступительное испытание оценивается по 100 балльной шкале.



Структура оценки

1.Средний балл диплома специалиста (бакалавра)


(максимальная оценка 25 баллов, ее расчет производится по формуле N х5, где N – средний балл диплома);

2.Оценка по программе специалиста (бакалаврского) экзамена

(максимальная оценка 50 баллов, ее расчет производится по формуле X х 5, где X – оценка по пятибалльной шкале);

3.Мотивапционное эссе

(максимальная оценка 25 баллов, ее расчет производится по формуле Yх5, где Y – оценка по пятибалльной шкале);

4.Общая максимальная оценка

100 баллов


85 – 100 баллов. Проблема, заявленная в эссе, раскрывается полно, логично, выдвигаемые положения глубоко теоретически обоснованы, Специалист (бакалавр) обнаруживает отличное знание содержания источников по проблеме, может соотнести теоретические положения с практикой, свободно вступает в диалог по проблеме, владеет комплексом современных технологий социального, социально-педагогического исследования. Собеседование позволяет выявить зрелость оценочных суждений специалиста (бакалавра) в предлагаемых для анализа ситуациях.

70 - 84 балла. Проблема, заявленная в эссе, раскрывается достаточно полно, логично, выдвигаемые положения хорошо теоретически обоснованы. Специалист (бакалавр) обнаруживает знание содержания некоторых источников по проблеме, может соотнести теоретические положения с практикой, однако испытывает затруднения в ответах на проблемные вопросы, владеет некоторыми технологиями психолого-педагогического исследования. Собеседование позволяет выявить некоторые затруднения в оценке предлагаемых для анализа ситуаций.

61 - 69 баллов. Проблема, заявленная в эссе, раскрывается неполно, выдвигаемые положения не имеют глубокого теоретического обоснования. Специалист (бакалавр) обнаруживает некоторое знание содержания источников по проблеме, но затрудняется в соотнесении теоретических положений с практикой, слабо владеет современными технологиями психолого-педагогического исследования. Собеседование позволяет выявить значительные затруднения в оценке предлагаемых для анализа ситуаций.

Менее 60 баллов (неудовлетворительно). Проблема, заявленная в эссе, раскрывается поверхностно. Специалист (бакалавр) обнаруживает неполное знание содержания источников по проблеме, не может соотнести теоретические положения с практикой, не обнаруживает владения современными технологиями психолого-педагогического исследования. Собеседование позволяет выявить значительные затруднения в оценке предлагаемых для анализа ситуаций.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, - 60 баллов.