Программа и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
«Психолого-педагогическое образование» (программа «Психология образования»)
Основное содержание вступительного испытания в магистратуру
Поступающие после профильного образования (педагогическое, психологическое) проходят вступительное испытание в форме собеседования.
Поступающие не с профильным образованием проходят вступительное испытание в виде экзамена.
Цель вступительного испытания - собеседования (экзамена): выявление способности и готовность соискателя к осуществлению образовательной деятельности в рамках магистратуры, представленного уровнем сформированности общенаучных и инструментальных компетенций.
Задачи вступительного испытания - собеседования (экзамена):
-
уровень владения понятийным аппаратом и теоретическими знаниями в области психолого-педагогического знания;
-
уровень владения технологиями диагностики, оценки, коррекции и развития личностных, когнитивных и поведенческих ресурсов человека;
-
уровень владения исследовательским инструментарием, необходимым для разработки и реализации проектов совершенствования (преобразования) объектов социально-образовательной среды.
Содержание собеседования (мотивационное эссе)
Мотивационное эссе готовится соискателем заранее и обсуждается в процессе приемных испытаний. Объем эссе: 4-5 стр. формата А 4 (14-й кегль, Times New Roman, 1,5 интервала). В его содержательной части указывается:
-
причины/мотивы, побудившие соискателя принять решение о продолжении обучения в магистратуре;
-
научные интересы соискателя и научная тема, которую он намерен разрабатывать в ходе обучения в магистратуре: краткая характеристика, обоснование выбора данной темы;
-
круг источников и литературы;
-
сведения о научной работе соискателя во время обучения по специальности (в бакалавриате): участие в заседаниях студенческих научных обществах и конференциях (название, организация, время, место проведения, тема доклада);
-
участие в конкурсах научных работ, конкурсах грантов, олимпиадах, творческих выставках и др. формах научно-исследовательской работы; научные публикации (полные выходные данные).
Содержание экзамена
В содержании экзамена структурно выделяются две взаимосвязанные части. Первая часть предусматривает выявление компетенции соискателя в достаточно широкой области проблем теории современного психолого-педагогического знания, что позволяет оценить его общую психолого-педагогическую культуру и эрудицию. Формулировка вопросов ориентирует поступающего в магистратуру на проблемное изложение и многоплановый анализ материала с позиции социального и психолого-педагогического подходов.
Вопросы первой части экзамена формулируются достаточно объемно, что позволяет абитуриенту в полной мере проявить способность к творческому конструированию ответа.
Вторая часть экзамена ориентирована на выявление мотивации поступающего в магистратуру, на выявление области предстоящего исследования и готовности к его осуществлению.
Вопросы к экзамену в магистратуру:
-
Психология как наука. Современная психология и ее место в системе наук.
-
Методы исследования в психологии и их методологическое обоснование.
-
Теории личности в зарубежной психологии.
-
Личность и ее структура в работах отечественных психологов.
-
Структура мотивационной сферы личности(Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., Платонов К.К., Мерлин В.С.)
-
Категория «самосознание» в психологии. «Я- концепция» как интегральная характеристика самосознания.
-
Категории «установка», «аттитюд» и «когнитивный диссонанс» в современной психологии.
-
Самооценка и уровень притязаний личности. Условия изменения уровня притязаний.
-
Деятельность как психологическая категория. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.
-
Категория «внимание» в психологии. Основные виды и свойства внимания. Методы и методики их изучения.
-
Понятие о воле. Механизмы и функции воли. Волевые действия и их структура. Проблема волевой регуляции.
-
Общая характеристика эмоциональных явлений. Теории эмоций и чувств.
-
Формы протекания чувств. Виды и качества эмоций и чувств, их функции.
-
Общее понятие о темпераменте. Характеристика свойств и типов темперамента. Учет их особенностей в учебно-воспитательном процессе.
-
Учение о характере в психологии. Классификации черт характера. Понятие «акцентуация характера». Диагностическая, коррекционная и профилактическая работа педагога-психолога с акцентуантами.
-
Предпосылки и условия развития способностей. Формирование способностей в онтогенезе с позиции различных направлений в психологии.
-
Предпосылки, условия, движущие силы и закономерности психического развития и их учет в педагогическом процессе.
-
Основные положения теории Выготского Л.С. о культурно-историческом развитии психики и учет этих положений в педагогическом процессе.
-
Различные концепции психического развития в зарубежной психологии.
-
Концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже.
-
Психологические особенности дошкольника.
-
Психологические особенности младшего школьника и их учет в педагогическом процессе.
-
Психологические особенности подростка и их учет в педагогическом процессе.
-
Психологические особенности ранней юности и их учет в педагогическом процессе.
-
Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение.
-
Категории «социализация», «воспитание», «развитие». Институты и механизмы социализации.
-
Личность в группе. Статус и роли личности. Межличностные отношения в группе и методы их изучения.
-
Внутригрупповое и межгрупповое взаимодействия и особенности их проявления в педагогическом процессе.
-
Психология малой группы. Школьный класс как малая группа. Социальная оценка и давление социального образца.
-
Понятие девиантного поведения. Его виды. Профилактика девиантного поведения.
-
Общее представление о психологическом консультировании. Виды, методы и этапы психологического консультирования.
-
Система образования на современном этапе.
-
Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.
-
Педагогика и психология межнационального общения. Национальное своеобразие воспитания.
-
Личностные качества и способности педагога.
-
Стили педагогического общения и руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся.
-
Семья как субъект психолого-педагогического взаимодействия.
-
Мотивация учебной деятельности. Формирование познавательных мотивов учения.
-
Психологическая служба образования. Основные аспекты ее деятельности.
-
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и особенности школьной психодиагностики.
3. Основная литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического
анализа. - [2-е изд.]. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
3. Брушлинский А.В. Введение в психологию. М, 1996
4.Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. Изд. "Логос" М, 1994
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. Изд."МГУ" М., 1996.
-
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х Т. Изд."Мир" М., 1996.
-
Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.:Институт психологии РАН, 2005. - 467 с
-
Крайг Г. Психология развития = Human Development / пер. с англ. Н.
Мальгиной и др. - 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2001. - 988 с.: ил. -(Мастера психологии).
-
Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. В 2-х томах Изд."Педагогика" М., 1989.
-
Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. Ростов - на - Дону, 1997. с.85.
-
Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.
-
Турусов О.В. Психология в вопросах, задачах, упражнениях. Изд."Самарский ун-т" Самара, 1994.
4. Критерии и система оценки вступительного испытания в магистратуру
Вступительное испытание оценивается по 100 балльной шкале.
Структура оценки
1.Средний балл диплома специалиста (бакалавра)
|
(максимальная оценка 25 баллов, ее расчет производится по формуле N х5, где N – средний балл диплома);
|
2.Оценка по программе специалиста (бакалаврского) экзамена
|
(максимальная оценка 50 баллов, ее расчет производится по формуле X х 5, где X – оценка по пятибалльной шкале);
|
3.Мотивапционное эссе
|
(максимальная оценка 25 баллов, ее расчет производится по формуле Yх5, где Y – оценка по пятибалльной шкале);
|
4.Общая максимальная оценка
|
100 баллов
|
85 – 100 баллов. Проблема, заявленная в эссе, раскрывается полно, логично, выдвигаемые положения глубоко теоретически обоснованы, Специалист (бакалавр) обнаруживает отличное знание содержания источников по проблеме, может соотнести теоретические положения с практикой, свободно вступает в диалог по проблеме, владеет комплексом современных технологий социального, социально-педагогического исследования. Собеседование позволяет выявить зрелость оценочных суждений специалиста (бакалавра) в предлагаемых для анализа ситуациях.
70 - 84 балла. Проблема, заявленная в эссе, раскрывается достаточно полно, логично, выдвигаемые положения хорошо теоретически обоснованы. Специалист (бакалавр) обнаруживает знание содержания некоторых источников по проблеме, может соотнести теоретические положения с практикой, однако испытывает затруднения в ответах на проблемные вопросы, владеет некоторыми технологиями психолого-педагогического исследования. Собеседование позволяет выявить некоторые затруднения в оценке предлагаемых для анализа ситуаций.
61 - 69 баллов. Проблема, заявленная в эссе, раскрывается неполно, выдвигаемые положения не имеют глубокого теоретического обоснования. Специалист (бакалавр) обнаруживает некоторое знание содержания источников по проблеме, но затрудняется в соотнесении теоретических положений с практикой, слабо владеет современными технологиями психолого-педагогического исследования. Собеседование позволяет выявить значительные затруднения в оценке предлагаемых для анализа ситуаций.
Менее 60 баллов (неудовлетворительно). Проблема, заявленная в эссе, раскрывается поверхностно. Специалист (бакалавр) обнаруживает неполное знание содержания источников по проблеме, не может соотнести теоретические положения с практикой, не обнаруживает владения современными технологиями психолого-педагогического исследования. Собеседование позволяет выявить значительные затруднения в оценке предлагаемых для анализа ситуаций.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, -
60 баллов.