страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа по социальной психологии для кандидатского экзамена по специальности - страница №1/1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ для кандидатского экзамена по специальности 19.00.05 – социальная психология Утверждена на заседании кафедры психологии человека 28 октября 2009 года, протокол № 5 Зав. Кафедрой _____________Панферов В.Н. РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Развитие проблематики социальной психологи личности. Социальная психология личности как самостоятельная область знания. Социализация: понятие, содержание, механизмы. Основные теоретические подходы к анализу социализации: интеракционистские теории, теории социального научения, психоаналитические теории, когнитивистские теории, гуманистический подход и др. Понимание процесса социализации: социализация как инкультурация, социализация как интернализация, социализация как адаптация, социализация как конструирование реальности. Социализация и детерминация социального поведения личности. Социализация в изменяющемся мире. Социальная идентичность личности. Социально-исторические предпосылки становления проблематики идентичности. Социальные группы как объекты и субъекты социальной идентичности. Смысловая природа социальной идентичности. Механизмы формирования социальной идентичности. Методология исследования социальной идентичности
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ История развития семейных отношений. Семья как предмет психологического исследования. Системные подходы к исследованию семьи. Структурная композиция семейной системы: супружеская, детско-родительская, сиблинговая подсистемы. Психология супружеских отношений. Психологические концепции брака.Типы супружеских отношений в браке: идентификационная и комплементарная модели супружества. Динамика супружеских отношений на протяжении жизненного цикла семьи. Традиционные и альтернативные (квазисемейные) формы брака. Опыт взаимоотношений в родительской семье и его влияние на супружеские взаимоотношения. Развод и его последствия для бывших супругов и детей. Психология детско-родительских отношений. История развития родительского поведения. Психология репродуктивного поведения. Перинатальная психология. Психология материнства: привязанность и формы ее нарушения. Этапы формирования материнского поведения. Психология отцовства. Психологические особенности взаимоотношений родителей и детей с нарушениями физического и психического здоровья. Психология отношения ребенка к родителю. Психологические особенности семей одиноких родителей. Психологические проблемы усыновления: приемные дети, биологические и социальные родители. Психология взаимоотношений в братско-сестринской подсистеме. Сиблинговая позиция и ее влияние на личностное развитие ребенка. Психологические особенности развития детей в многодетных семьях. Психология родственных отношений. Родственный союз и функции родственных отношений в системе семейных отношений. Семейная генеалогия в контексте проблемы семейной идентичности. Восходящая и нисходящая социальные траектории и социо-культурный потенциал семьи как характеристики развития семейной системы в социальной среде.
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Этнический фактор в современном обществе. Этнический парадокс современности. Этническая мобилизация второй половины ХХ века: общие и специфические факторы. Предмет этнопсихологии, ее задачи и методы. Ее история и становление в России и за рубежом. Соотношение психологической антропологии, кросс-культурной психологии и психологии межэтнических отношений. Понятия "этнос", "этническая общность", «культура». Социально-психологическое определение этничности. Социально-психологические теории этничности ХХ века. Функциональная структура этничности: регулятивная, инструментальная, мотивационная, информационная, психологическая функции. Этническое самосознание. Соотношение этнического сознания и самосознания с национальным сознанием и самосознанием. Этническое самосознание и менталитет. Этническое самосознание на индивидуальном и групповом уровне. Этническая самоидентификация. Этническая идентичность, ее типы и трансформации. Динамика этнической идентичности в условиях мобилизации. Функции этнической идентичности. Модальная личность как характеристика психологического своеобразия этнической группы. Психологическое содержание этнической культуры. Психологические измерения культур и культурные синдромы. Межгрупповое восприятие в этнических отношениях: этноцентризм, стереотипизация, социальная каузальная атрибуция. Этнические конфликты. Концепция межэтнической напряженности. Этнические миграции и адаптация к новой культурной среде. Литература
РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Предпосылки возникновения психологии гендерных отношений. Общенаучные предпосылки. Социально-политические и экономические предпосылки. Внутринаучные (собственно психологические) предпосылки: психология половых различий и исследования в социальной психологии. Теоретическое обоснование психологии гендерных отношений как новой области социально-психологического знания: предмет и объект психологии гендерных отношений, базовая методология (социальный конструкционизм), система основных понятий, структура, основные гендерные феномены. Гендерные отношения в системе «группы мужчин/женщин – общество (государство)». Субъекты гендерных отношений макроуровня. Социальные роли мужчин и женщин как членов общества. Специфика проявления гендерных отношений со стороны гендерных групп. Феномен гендерного контракта, как основная форма проявления гендерных отношений на макроуровне. Гендерные представления как детерминанты гендерных отношений в системе «гендерные группы – государство». Гендерные отношения в межгрупповом взаимодействии. Группа мужчин и группа женщин как субъекты гендерных отношений на уровне межгруппового взаимодействия. Феномен андроцентризма как вариант объяснения специфики проявления внутригруппового фаворитизма в группе женщин. Феномен «горизонтальной и вертикальной профессиональной сегрегации». Модели гендерных отношений. Гендерные стереотипы как детерминанты гендерных отношений межгруппового уровня взаимодействия. Гендерные отношения в межличностном взаимодействии. Супружеские отношения как сфера анализа межличностных гендерных отношений. Распределение ролей и статусных позиций в семье как специфика проявлений гендерных отношений в межличностных отношениях. Феномен полоролевой дифференциации в семье. Основные модели гендерных отношений в семье: партнерская и доминантно-зависимая. Гендерные установки как детерминанты межличностных гендерных отношений. Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений. Гендерный контекст самоотношения и специфика его проявления как соотнесение подструктур: «Я как индивидуальность – Я как представитель гендерной группы». Гендерные конфликты и кризисы гендерной идентичности как формы проявления гендерных отношений на внутриличностном уровне. Кризис маскулинности. Кризис фемининности. Гендерная идентичность как детерминанта самоотношения мужчин и женщин. Литература
РАЗДЕЛ 5. ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Отношения между фундаментальной, прикладной и практической социальной психологией. Отличия стратегии деятельности практического социального психолога от деятельности исследователя. Практическая социальная психология и социально-психологическое вмешательство. Общая схема деятельности практической социальной психологии: выявление проблемы - диагноз - анализ - план вмешательства - вмешательство - оценка результатов. Роли практического социального психолога: эксперт, консультант, обучающий (учитель). Основные направления практической социальной психологии: социально-психологическая диагностика, социально-психологическое консультирование, социально-психологическое воздействие (социально-психологический тренинг) Социально-психологическая диагностика как составная и неотъемлемая часть социальной психологии, соединяющая теорию и практику социальной психологии. Предмет социально-психологической диагностики и ее функции. Параметры социально-психологической диагностики. Классификации социально-психологических методик. Социально-психологическое консультирование. Современные направления социально-психологического консультирования: в сфере политических, управленческих, экономических, правовых, семейных отношений. Этапы социально-психологического консультирования. Особенности группового консультирования. Схема исследования группы в психологическом консультировании. Технологии социально-психологического тренинга. Теоретические основания программ СПТ. Содержание, цели, методы СПТ. Принципы СПТ. Условия проведения тренинга. Тренинговая программа и ее составляющие. Обязательные компоненты тренингового модуля: цель, содержание (тема и сюжет), схема позиционирования участников, (распределение ролей, комплектование подгрупп), правила поведения, структура исходов, критерии оценки, ключи анализа, приемы объективации и материализации. Обратная связь. Социальный психолог как Эксперт. Психологическая экспертиза, экспертное заключение. Гуманитарная экспертиза в экстремальных обстоятельствах. Психологическая экспертиза рекламных сообщений. Гуманитарная экспертиза образования.
РАЗДЕЛ 6. ПСИХОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Зарождение и развитие зарубежных и отечественных исследований массовых коммуникаций в социальной психологии. Теоретические подходы к изучению процессов массовых коммуникаций (необихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивизм, социальный конструкционизм). Закономерности общения и взаимодействия в процессе массовой коммуникации (межличностное и массовое общение; вербальное и невербальное общение в массовой коммуникации; барьеры устной, печатной и электронной коммуникации; эффекты восприятия, возникающие в процессе межличностной и массовой коммуникации). Личность в системе массовой коммуникации (СМИ как институт социализации; конструирование социальных стереотипов и предрассудков в процессе массовой коммуникации; конструирование идентичности в процессе массовой коммуникации). Прикладные направления психологии массовых коммуникаций. Психология пропаганды. Психология рекламного воздействия. Реклама как социально-психологическое явление. Закономерности протекания психических процессов и их использование в рекламной деятельности. Методология и методы исследования в психологии массовых коммуникаций. Методы исследования массовых коммуникаций (медиаметрия, контент-анализ, опрос, наблюдения, эксперимент, метод фокус-групп, мета-анализ, дискурс-анализ, интент-анализ). Литература
|
|