Программа по православной культуре 2 класс Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«иконография иисуса христа» 1 117.11kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура... 1 235.76kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) 1 372.94kb.
Месячник православной книги «православная книга: миссия в современном... 1 33.73kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Оркестровый класс» 1 407.5kb.
Экспериментальный проект 1 144.08kb.
Учебно-методический комплекс «Музыкальная культура и искусство Великобритании» 1 139.96kb.
Православная религиозная организация учреждение высшего профессионального... 2 503.19kb.
Православная культура и мир ценностей современного школьника 1 91.26kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы кинезиологии (наименование... 1 282.46kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология (наименование... 2 520.1kb.
85-летнему юбилею Свердловской областной организации вос 1 46.89kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа по православной культуре 2 класс Экспериментальный учебно-методический - страница №1/1

Рабочая программа по православной культуре

2 класс
Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура».

Шевченко Л. Л. 1 –й год обучения

Содержание понятия "православная культура" включает два обязательных уровня знания:



1. Базисный уровень. Это знания духовно-нравственного характера: православное учение о Творце и творении.

2. Культурно-образовательный уровень. Это преломление учения в различные формы общественной, культурной, материальной жизни русского народа в подуровнях: церковнославянский язык, религиозная живопись и иконопись, литература, православное образование, церковная музыка, религиозная философия. Православная культура относится к образовательным областям "Обществознание", "Искусство" и "Филология". Выделение отдельной образовательной области Православная культура" представляется необходимым, так как этот учебный предмет имеет самостоятельный и специфический объект изучения — процесс развития православной культуры и сложную структуру содержания, которая в полном объеме не может быть усвоена в составе других образовательных областей. В содержание этого предмета включаются материалы, изучение которых будет способствовать формированию морального и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе православных традиций и системы ценностей. Предметом изучения являются феномены православной культуры, отраженные в Священном Писании, произведениях искусства (архитектура, живопись, музыка), духовной и светской литературы, источниках краеведения.

Областью научного знания, в котором используется понятие "православная культура", является образование теория и методика духовно-нравственного и эстетического воспитания. Поэтому данное понятие связано с понятиями "эстетическое воспитание" и "нравственное воспитание". Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, обществознание, русская литература, русский язык, мировая художественная культура.



Цели и задачи программы учебного предмета "Православная культура"

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ "Об образовании" и обозначенными в "Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура"", программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:

• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

• Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

• Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.


• Развитие нравственного чувства сопереживания.
• Развитие чувства ответственности за другого человека.
• Развитие чувства благодарения.
• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали. Задачи эстетического воспитания:
• Развитие эстетического восприятия.
• Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.
• Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
• Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.

Педагогическая интерпретация поставленных задач предполагает выделение знаний, умений, навыков, уровней воспитанности, являющихся показателями их реализации. Определение знаний не является сложной проблемой, так как предмет предполагает ознакомление учащихся с основным содержанием христианского вероучения, памятниками православной письменности, изобразительного и музыкального искусства. Объем знаний предопределен культурологическим характером предмета и отражен в "Примерном содержании образования по предмету...".

Определение умений и навыков в предметной области "Православная культура"

Педагогическое решение предполагает создание системы выработки специфических (в соответствии со спецификой предмета) навыков-умений. Их специфика связана с Божественным характером Источника, питающего православную культуру, постижение которого невозможно в рамках светского общего образования. В то же время изучение предмета "Православная культура" в объеме, определенном "Примерным содержанием образования по предмету...", становится достижимым при активизации образно-ассоциативного восприятия учебной информации. Для этого в содержании программы должны быть представлены методические материалы, которые будут его стимулировать. Возможностями активизации образно-ассоциативного восприятия обладают методики эстетического, нравственного воспитания и методики стимулирования навыков художественного творчества, которые могут быть успешно использованы на уроке православной культуры.

Навык формируется повторением. На уроках православной культуры у детей посредством тренировок можно развить навыки общения с объектами православной культуры, видения целенаправленного формирования образа Божиего творения в окружающей жизни, потребность искать его и находить в Священном Писании, в жизни святых, в православных традициях и ценностях, отраженных в произведениях искусства и в окружающей жизни (в православных праздниках, языке богослужения и т.д.). В изображенном, отраженном в природе и произведениях церковного и светского искусства надо научить видеть смысл, для которого была создана определенная форма (изображение, молитва, житие, канон, распев, жанр, украшение, обряд, постройка, праздник и т.п.). Навык общения с высокими образцами православной культуры должен формироваться в непосредственном общении с оригиналом, а при невозможности — с пересказом, репродукцией, видеофильмом. Учебные задачи должны ставиться как практические творческие: понимание образного содержания, создание образа в собственных продуктах творческой деятельности и выражение в них своего отношения.

Умения в области православной культуры предполагают творческое применение полученных знаний в повседневной жизни: например, знания о детстве преп. Сергия Радонежского и семейных взаимоотношениях из житий других святых позволят ребенку развивать у себя умение послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи, умение выполнять свои обязанности по отношению к близким, товарищам и т.п.

Отсюда следуют два вывода:

1. Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры. Это связано с развитием творческого мышления и восприятия. Данные психологов показывают, что у детей есть задатки творческого восприятия. Оно характеризуется взаимосвязью нравственной и эстетической категорий: категория добра сливается с категорией красивого, прекрасного, категория зла — с категорией безобразного. Творческое развитие предполагает движение от образа-чувства к средству выражения: интонации, жанру, стилю, цвету, форме, особенностям языка, обряду, канону. Навыки следует вырабатывать у ребенка в единстве освоения им формы и содержания православного искусства.

2. Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.

Обучение должно быть организовано так, чтобы на начальном этапе у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам современного школьника. Затем эта актуализированная потребность позволит учителю совместно с ребенком сформулировать вопрос: для чего и как создавалась православная культура? И теперь, опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства ее создания, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.

Содержание учебного предмета "Православная культура" призвано обеспечить усвоение школьниками основ социального и культурного опыта, и поэтому оно должно состоять из тех же компонентов, что и весь опыт в целом.

Структуру программы нельзя отделять от ее содержания, методов преподавания, принципов организации материала. Учитель должен всегда помнить о специфике предмета, его культурологическом содержании, о том, что объектом изучения является процесс развития культурного феномена — православной культуры. Восприятие культурных явлений без эмоционально-оценочного отношения, а значит, без увлеченности самим предметом невозможно.



Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности:

Младшие школьники (1—4 классы):

семья; 2) Бог; 3) дружба (любовь); 4) книги (Гарри Поттер, Астрид Линдгрен "Пеппи — Длинный чулок", Дж. Толкиен, Винни Пух); 5) искусство, музыка; 6) материальные блага; 7) театр, кино (компьютер).



Нравственные ценности:

Младший школьный возраст:
1) доброта, любовь; 2) честность.

Дети не принимают:


1) злость; 2) подлость; 3) ложь.

Методический комплект "Православная культура" для 1 года обучения 

Программа учебного предмета "Православная культура"

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с "Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура"" и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач.

В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В каждой четверти рассматриваются новые аспекты основной темы года. В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

1. Связь православной культуры с жизнью современного ребенка.

2. Опора на образно-эмоциональные качества учебного материала.

В соответствии с этим разработаны задачи всех четвертей учебного года:

• Установление личных связей ребенка с православной культурой.

• Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира.

• Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры. Такой подход дает большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Принципами отбора материала для программы , помимо указанных общих для всех классов, приняты:

- принцип нравственной значимости и художественности материала;
- принцип привлекательности и доступности для детей;
- принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).
 
Нельзя торопить ребенка с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с ее глубоким содержанием. Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православную культуру — через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие эстетического (художественного) восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое. Развитие на уроках умения "творить" самостоятельно, создавать красивое постепенно подводит детей к осознанию сложности Божиего мира и разнообразию форм присутствующей в нем красоты. Развитие эстетического восприятия, способности к сопереживанию эстетических чувств в процессе собственного даже самого элементарного творчества закладывает у ребенка основу понимания взаимосвязи красоты и добра в мире, сотворенном по Божиему замыслу.

Чтобы дети полноценно воспринимали православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе рекомендуются произведения, которые дают основу для всестороннего ознакомления детей с различными видами православной культуры. Это религиозная символика и религиозный канон; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; филология; музыкальное искусство. Соответственно с требованиями программы дети должны получить элементарные базовые знания (представления) о православной культуре на основе художественных впечатлений, научиться разбираться в ее разных формах и видах, в различных выразительных средствах. Для этого их восприятие должно содержать эмоциональный и логический компоненты. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать свои эстетические впечатления. Поэтому, знакомя детей с каждой новой темой, учитель прежде всего должен стремиться к тому, чтобы они получили яркое эстетическое впечатление. А затем, объясняя содержание темы, он должен развивать нравственное чувство сопереживания и на этой основе учить детей понимать содержание и язык православной культуры как нерасторжимое единство.

С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах были определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

Непременным условием формирования восприятия детей является применение методов работы, пробуждающих творческую активность. Важно, чтобы на уроках создавалась "поисковая ситуация", при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный и музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус).

Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет "Православная культура" относится к образовательным областям "Обществознание", "Искусство" и "Филология", то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.

Умение видеть красоту Божиего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка, имея Божественную основу, способна откликнуться на отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии развития у него нравственных и эстетических чувств. Материал 1 класса закладывает основу для развития этих способностей.

Таким образом, исходя из особенностей и возможностей детского восприятия православной культуры определяется тематика 1 класса: это годовой круг — календарь основных церковных православных праздников, отразивших христианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и рассмотренных сквозь призму восприятия православного ребенка.

В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления ее постижения.



1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

2. Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.

3. Православная культура как язык выражения осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства — жанров, интонации; религии — через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения. Материал программы 1 класса включает компоненты всех трех направлений и по уровню сложности соответствует возможностям школьников. В 1 классе - это эпизодическое, пропедевтическое изучение. Материал отобран с учетом возрастных ценностных ориентации и психологических особенностей младших школьников, для которых главными ценностями являются семья и любовь. Исходя из этого в качестве ведущих базовых понятий изучаются такие, как Бог-Творец, творение, красота. Они являются интегрирующими при организации основных образовательных элементов содержательных линий, состав которых определен в "Примерном содержании образования по предмету „Православная культура"".

В методическом плане занятия оформляются в виде комбинированных уроков-"путешествий" по историческим вехам православной культуры и сопровождаются в качестве ведущего музыкального рефрена каждого урока музыкой пьесы М.П. Мусоргского "Прогулка" из цикла "Картинки с выставки" (начало, конец урока и переходы внутри урока к разным подтемам и видам деятельности). Кульминационные тематические эпизоды сопровождаются музыкой "Богатырские ворота" из того же цикла.

Структурными методическими элементами описания урока являются: задачи, ход и содержание работы, методы и средства обучения (они указываются в первом уроке и далее специально не выделяются, но включаются в методические разработки уроков).

Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются иллюстрации к урокам (Наглядное пособие "Иллюстрации") и музыкальное сопровождение уроков (Музыкальное пособие "Звуковая палитра"). Оптимальное место их использования в структуре уроков показано в поурочных разработках.

Содержание программы и поурочные разработки предполагают их вариативную творческую разработку учителем при обязательном сохранении инвариантной части: общей сквозной динамики развития ядра содержания программы и сквозных тем всех четвертей и учебного года. Материал, представленный в поурочных разработках, может быть использован либо в полном объеме, либо в сокращении, что определяется индивидуальными возможностями его усвоения учащимися.

Виды деятельности учителя и учащихся на уроке: рисование, пение, ритмические движения, игры, чтение, сочинение сказок и рассказов, лепка, слушание рассказа учителя, обсуждение, уроки на природе, экскурсии, проведение праздников.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.



В ожидании Рождества — самого красивого события зимы

Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире.  Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.



Праздники-радости

Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.



Пасха: цвета и звуки весны

Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека — сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?



Тематическое планирование

уроков православной культуры

2 класс



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Красота божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем


1.

Красота божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

2




2.

Красота в окружающем мире

1



3.

Поиски красивого вокруг себя

1



4.

Красота рукотворная и нерукотворная

1




5.

Бог- Творец красивого мира

1



6.

Сотворение человека

1



7.

Правила жизни, данные людям

1



8.

Как изобразить красивого и доброго человека

1




В ожидании Рождества - самого красивого события зимы


9.

В ожидании Рождества - самого красивого события зимы

2




10.

Как люди покинули рай

1



11.

Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира

1




12.

Добрые и злые люди

1



13.

За что были наказаны люди

1



14.

Как бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария.

1




Праздники- радости


15.

Праздники- радости

1



16.

Чему мы радуемся зимой?

1



17.

Праздник Рождества Христова в храме и нашем доме

2




18.

Зимние радости. Святки.

1



19.

Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения.

1




20.

Праздник Дня защитника Отечества.

1




21.

Радости Масленицы. Прощеное воскресенье.

1




22.

Как люди предали Христа.

1



Пасха: цвета и звуки весны


23.

Пасха: цвета и звуки весны

2



24.

Весенние радости

1



25.

Какого цвета праздник Пасхи?

1



26.

Самый красивый праздник.

1



27.

Праздник Дня Победы

1



28.

Родословие моей семьи

2



29.

Мои обязанности

1



30.

Урок повторения

1



 

Список иллюстраций

I четверть

Общая тема: "Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем"

Урок 1. Красота в звуках, красках, формах окружающего мира

1. И.И. Шишкин. Рожь (фрагмент) .  


2. А.А. Дейнека. Раздолье
3. А.А. Дейнека. Будущие летчики
4. К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня
5. А.А. Пластов. Сенокос (фрагмент)
6. Бартоломео Бимби. Подсолнух
7. Бартоломео Бимби. Виноград
8. Бартоломео Бимби. Цитрусовые
9. Бартоломео Бимби. Ягоды
10. Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж

Уроки 2—3. Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная

11. И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу


12. Н. Пиросманишвили. Белая медведица с медвежатами
13. Н. Пиросманишвили. Косули на водопое
14. Н. Пиросманишвили. Олень
15. Неизвестный художник. Тигр и жирафы
16. А. Дюрер. Заяц
17. А.А. Рылов. В голубом просторе (фрагмент)
18. Пьетро Пери Скаччати. Обезьяна, сойка, аист, попугай
19. И.К. Айвазовский. Морской берег. Прощание
20. И.К. Айвазовский. Вид Одессы в лунную ночь
21. Собор Покрова Божией Матери на Рву (храм Василия Блаженного). Москва. XVI век
22. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Перли. Боголюбово. XII век

Урок 4. Бог — Творец красивого мира

23. И.И. Левитан. Золотая осень


24. Сотворение мира (Бытие I, 1 —19). Фреска. Ярославль
25. Мир Божий. Фотография

Урок 5. Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие

26. Сотворение человека (Бытие II, 15—18). Фреска. Ярославль


27. Создание жены (Бытие II, 21—25). Фреска. Ярославль

Урок 6. Правила жизни, данные Богом в Раю

28. Пахарь. Фреска (фрагмент). Ярославль


29. Древо познания (Бытие П, 15—18; Ш, 1—7). Фреска. Ярославль

Урок 7. Как изобразить доброго и красивого человека?

30. К.С. Петров-Водкин. Петроград 1918 года


31. Преподобный Серафим Саровский. Икона
32. И.П. Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме
33. В.А. Тропинин. Кружевница
34. Л.П. Боровиковский. Архангел Гавриил (фрагмент картины "Благовещение")

II ЧЕТВЕРТЬ

ОБЩАЯ ТЕМА: "В ОЖИДАНИИ РОЖДЕСТВА — САМОГО КРАСИВОГО СОБЫТИЯ ЗИМЫ"

Урок 1. Как Адам и Ева ушли из Рая

35.  Изгнание из Рая (Бытие III, 14—24). Фреска. Ярославль



Урок 2. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира

36. В.М. Васнецов. Аленушка


37. И.К. Айвазовский. Море ночью
38. А.И. Куинджи. На острове Валааме (фрагмент)
39. Ф.А. Васильев. Перед дождем
40. К.Е. Маковский. Дети, бегущие от грозы

Урок 3. Добрые и злые люди

41. Авель (Бытие IV, 1—2). Фреска. Ярославль


42. Каин убивает Авеля (Бытие IV, 3—8). Фреска. Ярославль

Урок 4. За что Бог наказал людей

43. Потоп (Бытие VII, 10—15)


44. И.К. Айвазовский. Бурное море
45. И.К. Айвазовский. Девятый вал
47. Богоматерь Умиление. Икона
48. Благовещение. Икона
49. Ф.П. Решетников. Прибыл на каникулы

III четверть общая тема: "Праздники-радости"

Уроки 1—2. Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово

50. Вифлеем. Базилика Рождества


51. Рождество Христово. Икона
52. Богоматерь Тихвинская. Икона. XIX век
53. В.М. Васнецов. Богоматерь с Младенцем. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
54. В.М. Васнецов. Богоматерь. Эскиз для мозаики русской православной церкви святой Марии Магдалины в Дармштадте
55. В.И. Отмар. Поклонение волхвов. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Урок 3. Зимние радости. Святки

56. 57. В.И. Суриков. Взятие снежного городка (фрагменты)



Урок 4. Праздник Крещения

58. Крещение. Икона


59. И. Тупылев. Крестины
60. В.В. Беляев. Благословение детей. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Урок 5. Праздники  в  нашем доме:  день  рождения, день Ангела

61. Ангел Златые власы. Икона. Конец XII века


62. М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею
63. М.В. Нестеров. Юность преподобного Сергия Радонежского

Уроки 5—6. Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария

46. Неизвестный художник (И.Я. Вишняков и мастера Живописной канцелярии). Рождество Божией Матери



Урок 6. День защитника Отечества

64. В.М. Васнецов. Три богатыря


65. Святой благоверный князь Александр Невский. Икона
66. П.Д. Корин. Александр Невский. Средняя часть триптиха

Урок 7. Масленица. Прощеное воскресенье

67. Б.М. Кустодиев. Масленица (фрагмент)



Уроки 8—9. Как люди предали Христа. Покаяние

68. Симон Ушаков.Тайная вечеря. Икона


69. Распятие. Икона
70. В.М. Васнецов. Распятие. Оригинал мозаики для храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
71. Богоматерь Владимирская. Икона (цветное изображение)
72. Богоматерь Владимирская. Икона (черно-белое изображение)

IV четверть общая тема: "Пасха: цвета и звуки весны"

Урок 1. Праздник Благовещения

73. И.И. Левитан. Март


74. А.К. Саврасов. Грачи прилетели
75. А.Г. Венецианов. На пашне. Весна
76. Благовещение. Икона

Урок 2. Как мы готовимся к празднованию Пасхи

77. В.М.  Васнецов.  Плащаница.  Оригинал Плащаницы Владимирского собора в Киеве



Урок 3. Какого цвета Пасха?

78. Ангел на гробе. Складень (фрагмент)


79. Воскресение Христово. Складень
80. Сошествие во ад. Икона
81. М.В. Нестеров. Сошествие Христа во ад. Эскиз для иконостаса храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
82. Вознесение. Икона
83. Б.М. Кустодиев. Христосование

Урок 4. Праздник Дня Победы

84. Преподобный Сергий Радонежский (фрагмент покрова). XV век


85. И.С. Глазунов. Князь Димитрий Донской
86. 87. И.С. Глазунов. Куликово поле (фрагменты)
88. А.П. Бубнов. Утро на Куликовом поле
89. Великомученик Георгий Победоносец

Урок 5. Родословие моей семьи

90. Родословие Иисуса Христа. Икона


91. А.Е. Егоров. Отдых на пути в Египет
92. С.В. Иванов. Семья
93. А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке
94. С. Славянский. Семейная картина
95. А.А. Пластов. Сенокос (фрагмент)

Урок 6. Мои обязанности

96. Андрей Рублев. Спас. Икона


97. Богоматерь Умиление Белозерская. Икона
98. Евангелие. 1751 год
99. А.Г. Венецианов. Жнецы
100. Ф.П. Решетников. Опять двойка
101. Страница из "Слова похвального на зачатие святого Иоанна Предтечи". XVI век

Музыкальное сопровождение к урокам православной культуры в 1 классе

 

I четверть

 

"Красота Божиего мира: "Наблюдаем, слушаем, изображаем"

   


Урок 1. Красота в звуках, красках, формах окружающего мира

 

Вход в класс (на каждом уроке)



1. М.П. Мусоргский. Цикл "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка" (жанр марша)

2. С.В. Рахманинов. Прелюдия оп. 23, ре мажор (фрагмент)

3. Русская народная песня "Во поле береза стояла"

4. П.И. Чайковский. Четвертая симфония, финал (фрагмент "Во поле береза стояла")

 

Уроки 2—3. Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная

 

5. М.П. Мусоргский. Цикл "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка" (фрагмент)



6. Звуки природы: Птицы (лес). Кукушка. Курица. Буря (ветер) и гром. Лягушка

7. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка", Танец птиц, фрагмент

8. М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила", адажио из 3-го действия

 

Урок 4. Бог — Творец красивого мира

 

9. П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть (фрагмент)



10. Д. Бортнянский. "Сей день, его же сотворил Господь" (фрагмент из Хорового концерта № 9)

 

Урок 5. Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие

 

11. П.И.Чайковский. "Верую" (Литургия Иоанна Златоуста)



12. С. Зубачевский. "Хвали, душе моя, Господа"

13. П.И. Чайковский. Вальс цветов из балета "Щелкунчик"

  

Урок 6. Правила жизни, данные Богом в Раю

 

14. Н. Кедров. "Отче наш"



15. А.К. Лядов. Полонез

16. П.И. Чайковский. Пятая симфония, 2-я часть, анданте кантабиле

 

Урок 7. Как изобразить доброго и красивого человека?

 

17. М.П. Мусоргский. "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка"



18. С.В. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром, 2-я часть

19. С.С. Прокофьев. Токката, оп. 11

  

II четверть

 

"В ожидании Рождества - самого красивого собития зимы"

 

Урок 1. Как Адам и Ева ушли из Рая

 

20. М.П. Мусоргский. "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка"



21. Г.В. Свиридов. Романс

22. Седе Адам. Валаамский распев

 

Урок 2. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира

 

23. П.И. Чайковский. "Октябрь. Осенняя песня" из цикла "Времена года"



24. А.К. Лядов. "Музыкальная шкатулка"

25. "Ныне силы небесные", древний распев (гармонизация Г. Львовского)

 

Урок 3. Добрые и злые люди

 

26. П.И. Чайковский. Четвертая симфония, 2-я часть



27. С.В. Рахманинов. Вокализ

 

Урок 4. За что Бог наказал людей

 

28. М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"



29. А.Н. Скрябин. Этюд

30. П.И. Чайковский. "Господи, помилуй!" (из Литургии Иоанна Златоуста)

 

Уроки 5—6. Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария

 

31. Благовест



32. "Величаем Тя, Пресвятая Дева Богородица"

33. П.И. Чайковский. "Ноябрь. На тройке" из цикла "Времена года"

34. П.И. Чайковский. Увертюра к балету "Щелкунчик"

 

III четверть  "Праздники - радости"

 

Уроки 1—2.Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово

 

35. С.В. Рахманинов. "Слава Богу в вышних" ("Шестопсалмие", "Всенощное бдение"), фрагмент



36. "Рождество Твое", рождественские песнопения

37. Д. Бортнянский. "Слава в вышних Богу"; Хоровой концерт № 6, фрагмент

38. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Ночь перед Рождеством", фрагмент

 

Урок 3. Зимние радости. Святки

 

39. П.И.Чайковский. "Декабрь. Святки" из цикла "Времена года"



 

Урок 4. Праздник Крещения

 

40. П.И. Чайковский. "Январь. У камелька" из цикла "Времена года"



41. П. Чесноков. "Слава... Единородный Сыне"

 

Урок  5.   Праздники  в  нашем доме:  день  рождения, день Ангела

 

42. "Иже добродетелей подвижник", тропарь преподобному Сергию



43. Д. Бортнянский. "Господь, просвещение мое"; Хоровой концерт № 26, фрагмент

  

Урок 6. День защитника Отечества

 

44. А.П. Бородин. Вторая симфония — "Богатырская", 1-я часть, фрагмент



45. С.С. Прокофьев. Кантата "Александр Невский", фрагменты "Битва на Чудском озере" хор "Вставайте, люди русские, на смертный бой", "На Руси родной на Руси большой не бывать врагу"

 

Урок 7. Масленица. Прощеное воскресенье

 

46. П.И. Чайковский. "Февраль. Масленица" из цикла "Времена года"



47. Г.В. Свиридов. "Тройка", "Зимняя дорога"

48. С.В. Рахманинов. "Колокола", поэма для симфонического оркестра, хора и солистов, 1-я часть: "Слышишь, сани мчатся в ряд", фрагмент

 

Уроки 8—9. Как люди предали Христа. Покаяние

 

49. П.И. Ч айковский. Шестая симфония — "Патетическая", 4-я часть



50. А. Львов. "Уне тебе бяше, Иудо"

51. А. Львов. "Вечери Твоея"

52. Ф. Иванов. "Не рыдай мене, мати"

 

IV четверть "Пасха: цвета и звуки весны"

 

Урок 1. Праздник Благовещения

 

53. С.В. Рахманинов. "Весенние воды"



54. П.И.Чайковский. "Апрель. Песня жаворонка" из цикла "Времена года"

55. С.В. Рахманинов. "Богородице Дево, радуйся" ("Всенощное бдение")

 

Урок 2. Как мы готовимся к празднованию Пасхи

 

56. Н. Озеров. Кондак Акафиста Страстям Христовым



 

Урок 3. Какого цвета Пасха?

 

57. Красный Лаврский перезвон



58. "Христос воскресе" (гармонизация П. Турчанинова)

59. П.И. Чайковский. Пятая симфония, финал

  

Урок 4. Праздник Дня Победы

 

60. М.И. Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила"



61. П.И. Чайковский. Шестая симфония, финал

62. "Земле русская", стихиры русским святым

  

Урок 5. Родословие моей семьи

 

63. П.И. Чайковский. Марш солдатиков из балета "Щелкунчик "



  

Урок 6. Мои обязанности

 

64. П.И. Чайковский. "Верую" (Литургия Иоанна Златоуста)



65. П.И.Чайковский. "Март. Подснежник" из цикла "Времена года"

66. М.П. Мусоргский. "Богатырские ворота" из цикла "Картинки с выставки"

 

Литература для учителя начальной школы

 (выбор литературы сделан кратко, №№1-85 касается концептуальных основ предмета).

86. Азбука православного воспитания. — М., 1997.
87. Афанасьева С. Основы христианской культуры: Занятия для детей младшего возраста (5—7 лет). — Калининград, 2001.
88. Артемий Владимиров, священник. Учебник жизни. — М., 2001.
89. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. X—XX вв. / Сост. С.С.Бычков. — М., 1992.
90. Димитрий Конюхов, священник. Школьное православное образование. — М., 1999.
91. Максим Козлов, протоиерей. Детский катехизис: 200 детских вопросов и недетских ответов. — М., 2001.
92. Сергий Коротких, священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий // Материалы для школьных уроков. Ч. 2 (второй год обучения). — Калининград, 2001.
93. Как подготовить праздник Рождества Христова. — Центр "Покров". М., 2001.
94. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева и С. Фомина. — М., 1993.
95. Основы православной культуры. Для детей дошкольного возраста / Сост. О.К. Харитонова. Под ред. протоиерея Виктора Дорофеева. — М., 2002.
96. Осень золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам... (Библиотечка еженедельника "Воскресная школа") — М., 2000.
97. Поселянин Е. Святые вожди земли русской. М.; СПб., 2000.
98. Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. — Кострома, 1998.
99. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. — М., 1987.
100. Преображенский Василий. Традиционное духовное воспитание детей. Уроки православной культуры для самых маленьких. — СПб., 2002.
101. Прекрасный Божий мир / Сост. епископ Ахелойский Евфимий. — М., 1996.
102. Праздник Рождества Христова. — М., 2000.
103. Е. Сосунцов, священник. Первая книга преподавателя Священной истории. — СПб., 1994.
104. Супрун В.И. Православия святые имена. — Волгоград, 1996.
105. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Ч. 1: Педагогика. Школа. Человек. — Клин, 2000.
106. Сурова Л.В. Церковный год. — М., 2000.
107. Тимофей, священник. Пособие по аскетике для современного юношества. — М., 1999.
108. Тимофей, священник. Природоведение: Учебник естествознания для младших классов. — М., 2000.
109. Тарасар Констанция. Наша жизнь с Богом: Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста. — М., 1999.
110. Толковая Библия: Комментарии на все книги Святого Писания / Под ред. А.Н. Лопухина. — М., 2001.
111. Святитель Феофан Затворник. Основы православного воспитания. — Киев, 2002.
112. Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. — М., 1998.
113. Евгений Шестун, священник. Православная педагогика. — Самара, 1999.
114. Евгений Шестун, протоиерей, Огудина Наталья. Православная семья. — Самара, 2001.
115. Школа православного воспитания / Сост. А. Стрижев. — М., 1999.
116. Этические альтернативы. Словарь учителя / Сост. Л.Л. Шевченко. — М., 2002.
117. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. — М., 2001.

 

Литература для учащихся



 

118. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997.


119. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.
120. Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.
121. Киреева Н. История рождественской елочки. — М., 1998.
122. Пасхальный подарок для детей (Библиотечка еженедельника "Воскресная школа"). — М., 2001.
123.Православный мир. — М., 2000.
124. Рассказы о православных святых / Под ред. В. Воскобойникова. — СПб., 1999.
125. Рождественский подарок для детей (Библиотечка еженедельника "Воскресная школа"). — М., 2001.
126. Священное Писание для детей в рассказах. — Калининград, 1996