Программа по литературному чтению Е. А. Ефросининой из умк «Начальная школа XXI века» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Итоговый тест по литературному чтению. 3 класс умк «Начальная школа... 1 29.79kb.
Программа по окружающему миру умк «перспективная начальная школа» 2 706.33kb.
Учебники Русский язык 1 160.87kb.
Викторина по сказкам К. И. Чуковского 15 Педагогическая шкатулка... 5 1586.1kb.
Учебников «Начальная школа XXI века» 1 101.9kb.
Начальная школа, 1 классы Ноябрь. Музей политической истории. 1 67.71kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4058.27kb.
Учебно-методический комплекс (умк) 1-4 классы «Начальная школа. 1 11.3kb.
Конспект урока по литературному чтению Раздел: "Реальный и волшебный... 1 60.32kb.
Программа по литературному чтению 1 класс 1 105.12kb.
Рабочая программа по литературному чтению 2 «Б» класс, учитель первой... 1 291.18kb.
Современная культурно-образовательная среда санкт-петербурга соотношение... 4 1558.66kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа по литературному чтению Е. А. Ефросининой из умк «Начальная школа XXI века» - страница №1/2



Байкова Людмила Анатольевна,

преподаватель филологических дисциплин

ОГБОУ СПО «Рязанский педагогический колледж»


Конспекты уроков по литературному чтению (2-4 классы)

Предисловие
Предлагаемое пособие представляет собой подробные поурочные разработки по литературному чтению для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы. Пособие разработано в соответствии с несколькими альтернативными программами:

программа В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой «Литературное чтение»;

программа по чтению и начальному литературному образованию для 1-4 классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е.В. Бунеевых;

программа по литературному чтению Е.А. Ефросининой из УМК «Начальная школа XXI века».

Кроме того, в пособие включены произведения, предлагаемые в других учебных программах.

В содержание уроков входит игровой материал (викторины, кроссворд, загадки, ребусы, литературная игра), а также тесты, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание произведений живописи.

К каждому конспекту прилагается портрет писателя, произведение которого будут изучать на уроке. Здесь представлены материалы о жизни и творчестве некоторых авторов.

Для активизации познавательной деятельности предлагаются уроки с использованием интерактивных методов обучения: ролевые игры, творческие лаборатории, проблемные ситуации.

В содержании некоторых уроков предусмотрены возможности применения информационно-компьютерных технологий.

Учитель может использовать сценарии уроков полностью или частично, выстраивая этапы уроков в собственный план.


2 класс
Урок чтения во 2-м классе
Тема: А.С. Пушкин. Зимнее утро.

Цели:


  1. Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро».

  2. Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир; развивать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения; развивать память, мышление, воображение.

  3. Воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта; вовлекать детей в состояние сопереживания поэту.

Оборудование: учебник, портрет писателя, репродукции картин о зиме, аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.
Ход урока
I. Оргмомент

Послушайте аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.



Беседа эмоционально-оценочного характера

- Что вы почувствовали в музыке? (Мы почувствовали радость и небольшую грусть одновременно. Музыка напомнила нам о красоте родной природы.)

- Какие картины вы представили себе? (Представили живописные зимние пейзажи, сугробы снега, просторные поля и уснувшие леса, освещенные холодным зимним солнцем.)

Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы будем говорить о зиме, о ее особенностях и красоте, о людях, которые посвящали ей свои произведения.


II. Подготовка к восприятию нового произведения

- Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом А.С. Пушкиным. Он родился в семье дворянина. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Александровны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей поэту множество замечательных русских сказок.

В 12 лет родитель определил сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 г. он был принят на государственную службу. основное время посвящал литературному творчеству.

А.С. Пушкин сразу вошел в отечественную литературу как поэт одной темы – темы России. Стихотворения Пушкина доступны читателю любого возраста, способному сознательно воспринимать поэтическое слово. Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года. Около года назад поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой. В мае 1829 года он сделал ей предложение и, не получив отказа, стал ожидать ответа. Мечтая о будущем счастье, он сочинил это прекрасное стихотворение.



Словарная работа

- Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, которые могут быть непонятны.



Сомкнуты негой взоры – глаза, еще не открывшиеся со сна.

Северная Аврора – утренняя заря.

Вечор – накануне вечером.
III. Первичное чтение стихотворения учителем
IV. Проверка первичного восприятия

- Что вас поразило в стихотворении? (С каким восторгом поэт описывает красоту зимнего утра.)

- Что запомнилось вам больше всего? (Запомнилось то, как поэт описывает бурю.)
V. Повторное чтение

- А теперь возьмите в руки карандаши и, отмечая непонятные вам слова, прочитайте стихотворение вполголоса.
VI. Анализ содержания стихотворения

Словарная работа

- Какие слова показались вам непонятными? (Взоры, мгла, янтарный, иней.)



Взоры – взгляды.

Мгла – темнота, темное пространство.

Янтарный – желтый, золотистый цвет. Есть такой камень – янтарь, он именно такого цвета. Из этого камня делают различные украшения.

Иней – снежные украшения на веточках деревьев.

- Ребята, прочитайте, как поэт описывает зимнее утро в первой строфе?

- Какое настроение было у поэта? (Радостное, бодрое, светлое.)

- А у вас какое возникло настроение? (Скорее хочется насладиться свежестью и изяществом этого чудесного зимнего дня.)

- Как вы думаете, кого поэт называет в стихотворении красавицей? (Свою будущую жену.)

- Какие еще слова обращены здесь к ней? (Друг прелестный, звездою севера явись.)

- Прочитайте следующую строфу. Что описывает здесь поэт? (Он описывает вьюгу.)

- Как изменилось настроение поэта? (Настроение стало мрачным.)

- Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитайте.(Мутном небе, тучи мрачные.)

- Найдите сравнение. (Луна, как бледное пятно…)

- Что сказано о вьюге? (Вьюга злилась.)

- Как вы думаете, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо? (Да.)

- Такое описание вьюги называется олицетворением. Оно состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии.

- Что поэт говорит о красавице? Прочитайте. (И ты печальная сидела…)

- Прочитаем третью строфу. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найдите и прочитайте слова, с помощью которых он описывает утро. (Под голубыми небесами…, Великолепными коврами…, Прозрачный лес… т.д.)

- Прочитаем следующую строфу. Как вы понимаете выражение янтарным блеском озарена? (Освещается солнечными яркими лучами.)

- Как поэт описывает печь? (Весёлым треском трещит затопленная печь.)

- Что такое лежанка? Почему поэту приятно думать у лежанки? (Лежанка – это скамья рядом с печкой. Приятно думать, потому что тепло.)

- Какие мысли его посещают? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях.)

- Читаем последнюю строфу. Что хочет показать поэт своей красавице? (Поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый…)

- Как он называет ее в этой строфе? (Друг милый…)

Словесное рисование

- Прочитайте стихотворение целиком. Представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали в качестве иллюстрации к этому стихотворению.

-Голубое небо, бесконечные заснеженные поля, окраина леса с запушенными инеем деревьями и елочками.

- Одинокую ель, рядом речку, вдалеке лес.

- Как поэт запрягает бурую лошадку, что навестить с любимой знакомые места.

- Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.)

- Посмотрите на репродукции картин великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова. В своих картинах художники смогли полно раскрыть красоту русской зимы, её изящество, пышность и свежесть.

- Ребята, подойдут ли эти картины к стихотворению «Зимнее утро»? (Да, они очень красивые, подходят под описание зимнего утра.)


VII. Подготовка к выразительному чтению

- Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Нужно читать не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова, делать паузы.)

- Правильно. Возьмите карандаш и аккуратно подчеркните слова, которые будем выделять при чтении. Там, где будем делать паузы, поставим знак «/».

(Разбираем все стихотворение).


VIII. Итог урока

- С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор?

- Какие картины рассмотрели?

- Какое музыкальное произведение слушали?


IX. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.


Конспект урока чтения во 2-м классе
Тема: Ф.И. Тютчев. Люблю грозу в начале мая.

Цели урока:



  1. Познакомить с творчеством Ф.И. Тютчева, раскрыть идею и смысл стихотворения.

  2. Совершенствовать навык чтения; учить находить красочные средства изображения; расширять и активизировать словарь детей.

  3. Формировать личностное видение мира, прививать любовь к природе.

Оборудование: учебник «Родная речь», кн. 2, часть I; репродукция картины А.К. Саврасова «Радуга»; грамзапись П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока
I. Оргмомент

(Звучит грамзапись пьесы «Весна» П.И. Чайковского)

1. Беседа эмоционально-оценочного характера

- Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представили себе, пока слушали? (Мы услышали журчанье ручья, пенье птиц, шум дождя и далекие раскаты грома. Мы представили себе яркий солнечный день в лесу. Птички вьют гнезда. По полянке течет ручей. Снег почти стаял. И т.д.)

- Может быть, кто-то узнал пьесу? Это П.И. Чайковский, его музыкальная пьеса «Весна». Вы, конечно, догадывались, что я совсем не случайно поставила сегодня эту запись.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года; будем учиться находить те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива наша природа.
II. Подготовка к восприятию нового произведения

1. Рассказ учителя о поэте и времени его творчества.

- Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Федором Ивановичем Тютчевым. Жил Федор Иванович более ста лет назад. Он очень любил родную природу и воспевал ее в своих произведениях. Однако более двадцати лет Тютчев служил на чужбине. Немецкий и, главным образом, французский становятся языком его службы, его любви, его семьи. Русский же язык был, по выражению

И. Аксакова, «изъят из ежедневного общения». Поэтому «русская речь стала для Тютчева чем-то заветным, он не тратил ее по мелочам бытового общения, а берег нетронутой для своей поэзии». По-русски творилось, как оказалось, главное дело его жизни – стихи. «Стихотворения, присланные из Германии», были написаны по-русски и для России. «Я более всего любил в мире: отечество и поэзию», - говорил Тютчев.

2. Словарная работа.

- Ребята, стихотворение, которое мы будем читать сегодня, называется «Люблю грозу в начале мая». Как вы уже знаете, поэты для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны. Давайте поговорим о некоторых из них.

- Люди Древней Греции верили в богов, которые, как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс – бог дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса, или как его называет Тютчев Зевéса, была Геба – богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия. Напиток наливали в кубок. А поскольку Геба – богиня юности, то и сама любила играть, веселиться, шутить и подшучивать над другими. Зевéсов орёл любимая птица бога, которая во всем ему помогала.

- Боги-люди были исполинами. Что это значит? (Это значит, что они были великанами. Огромными, могучими.)


III. Первичное чтение теста

Цель: создать целостное восприятие текста; дать образец выразительного чтения.


IV.Проверка первичного восприятия

- Что вас в стихотворении удивило? (Как точно поэт описывает первую весеннюю грозу.)

- Что запомнилось больше всего? (Строчки о Гебе.)

- Теперь возьмите карандаши и, отмечая не понятные вам слова, читайте стихотворение вполголоса. (Перлы, гам, шум нагорный, кубок.).
V. Повторное чтение

Цель: совершенствовать навык чтения: вполголоса самостоятельно, вслух по цепочке.



Словарная работа

- Какие слова вам показались непонятными?



Перлы – жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.

Гам – гул, гудение, крик птиц.

Шум нагорный – гул, шум воды в горах.

Кубок – питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности.

- Какой же кубок пролила Геба? (Огромный. Такой, что пошёл очень сильный дождь.)

- Почему кубок «громокипящий»? (Он с громом опрокинулся из рук Гебы. На земле сразу прогремел гром.)
VI. Анализ произведения

Цель: учить видеть красивое в природе; учить находить красочные средства, помогающие рисовать картины природы.

- Прочитайте, как Тютчев описывает гром в первом четверостишии. Но ведь гром – явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто это может делать? А если поэт наделяет этими качествами явления природы, что он таким образом делает? (Он одушевляет явления природы, делает их живыми существами.)

- Как грохочет гром? Найдите ответ и прочитайте.

(Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и игра,

Грохочет в небе голубом.)

- Кто может резвиться и играть? (Ребёнок.)

- Что еще необычного вы заметили в первом четверостишии? (Гром становится героем стихотворения.)

- Правильно у Тютчева гром – разумное, одушевленное, существо, такое же, как и человек.

- Что нам говорит о том, что гроза будет короткой? (Гром грохочет в небе голубом.)

- Да, когда летом бывает гроза, небо темнеет, и вокруг все становится темным. А в мае гроза бывает короткой, мимолетной, поэтому небо не успевает потемнеть. Гроза, как и гром только пробуждают свою силу.

- Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром – маленький ребенок. Какие слова об этом говорят? (Гремят раскаты молодые…)

- Что значит молодые раскаты? (Несильные, короткие)

- Какие слова в этом куплете говорят, что гроза первая майская. (Солнце в небе светит, хотя идет гроза.)

- Какие нити золотит солнце? (Часто на веточках деревьев бывает паутина. После дождя она блестит на солнце и кажется золотой.)

- Да, нити – это золотые солнечные лучи, а перлы – жемчужины, висящие на ниточках.

- Перлы – старое слово, оно и для поэта XIX века уже было старым. Попробуем заменим его другими, близкими словами? Получается что-нибудь?

(Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит.

Повисли жемчужины дождевые,

И солнце нити золотит.)

- Слово жемчужины тоже красочное, но не подходит к стихам, нарушает ритм четверостишия. А слово перлы создает целый поэтический образ, и заменить его нельзя.

- Прочитаем третье четверостишие.

- Как природа встречает весеннюю грозу? (Природа встречает весеннюю грозу с радостью.)

- Докажите. (Все вторит весело громам… Птицы повторяют раскаты грома, их повторяют лес и горы.)

- Какое слово доказывает, что дождь был все-таки сильный? (Поток. С горы бежит поток проворный.)

- Представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (Радость, хочется бегать, запускать в ручье кораблики, играть и петь.)

- Наверное, поэтому Федор Иванович в последнем четверостишии пишет о богине. Как он ее называет? (Ветряная Геба)

- Но разве ветрами повелевает Геба? Ветряная в этом случае у поэта означает легкомысленная, шаловливая. Найдите слово, которое доказывает мои слова. (Слово смеясь.)

- Прочитаем стихотворение целиком. Какой звук повторяется чаще других? (Звук [р] – гроза, гром, грохочет, резвятся, играя, нагорный, пролила. Этот звук – резкий, грохочущий, такой же, как гром.)

- Правильно. Звук [р] также еще и звонкий, он соответствует настроению стихотворения.

- На особую торжественность стихотворения, желание автора возвысить описываемое указывают слова, которые очень редко встречаются в речи и употребляются поэтом специально в этих целях. Найдите эти слова. (Это слова перлы, нагорный, Геба, Зевесова, кубок громокипящий.

- Ребята! Представьте себе, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

(Голубое небо, солнечные лучи, блестящие капли.



Яркую траву, черную землю, солнце.

Федора Ивановича Тютчева, который стоит у окна и смотрит на дождь, лужи, деревья.

Детей, которые после дождя шлепают по лужам и пускают кораблики.

Луг с цветами. Свежую мокрую травку едят маленькие телята.)

- Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.)

Сейчас мы рассмотрим репродукцию картины «Радуга» замечательного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова. В картине художнику удалось поэтично раскрыть красоту омытой дождем деревни, со стоящими на пригорке избами и сараями, с выложенной по склону лесенкой, с ярко протоптанными на зеленой траве тропинками. Мы видим еда заметную фигуру женщины, возвращающейся от реки с ведрами на коромысле. Небо еще затянуто остатками туч, но уже озарено поднявшейся над пригорком радугой. Она гармонично сливается с красками всего пейзажа.

- Подумайте, может ли эта картина проиллюстрировать стихотворение Тютчева? (Может. Эта картина – яркая. На ней нарисована радуга. А радуга бывает после дождя.)

- Что в картине говорит нам о том, что дождик только что закончился? (На улице никого нет. Все спрятались от дождя. Только одна женщина идет с ведрами. Лестница очень мокрая, сырая. На небе есть еще тучки.)

- Как раскрывает красоту омытой дождем деревни художник? (Очень красиво, замечательно, великолепно, превосходно.)

- Можно ли сказать об этой картине, что она поэтична? (Да.)
VII. Подготовка к выразительному чтению

- Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Читать надо не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова. Делать паузы. И т.д.)

- Правильно. Возьмем карандаши т очень аккуратно подчеркнем слова, которые будем выделять при чтении. Там, где мы будем делать паузы, поставим знак: «/». Разберем первую строчку. Какие слова нужно выделить? (Люблю, грозу.)

- Во второй строчке? (Первый гром, чтобы подчеркнуть звук [р].)

- В третьей строчке? (Резвяся и играя, чтобы подчеркнуть, что это добрый гром.)

- В четвертой? (Грохочет.)

- В каком темпе мы будем читать стихотворение? (Читать надо так, как идет дождь или гремит гром, радостно.)

- Теперь расставим паузы:



Люблю грозу в начале мая /,

Когда весенний /, первый гром /,

Как бы резвяся и играя /,

Грохочет в небе голубом //.

- Остальное стихотворение разберите самостоятельно.

- А теперь объявляется конкурс чтецов.


VIII. Итог урока

- С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор?

- Какую картину вы рассматривали? Кто ее написал?

- Какое музыкальное произведение слушали в начале урока?


IX. Задание на дом: выучить стихотворение наизусть.

Конспект урока чтения во 2-ом классе
Тема: К. Д. Ушинский. Утренние лучи.

Цели урока:

1. Познакомить с рассказом К. Д. Ушинского «Утренние лучи»

2. Развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов. Учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу.

3. Воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.

Оборудование: портрет К. Д. Ушинского, выставка книг, иллюстрации к рассказу, книга для чтения, конспект.


Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского педагога и писателя

К. Д. Ушинского, с его рассказом «Утренние лучи».

Но вначале проведем звуковую разминку.

1. Артикуляция звуков

а-у, а-о, ы-и, э-а,; аоуиэ; аиуоэ; ауиоыэ

2. Прочитать слова следующие слова:



протáльник, кáпельник, снегогóн, водолéй, цветéнь, трáвень

3. Работа со скороговоркой:

От топота копыт пыль по полю летит.


II. Проверка домашнего задания

Дома вы читали рассказ писателя В.И. Белова «Весна». Прочитаем его.

Какие «трудовые радости» приносит крестьянину весна? Прочитайте. («В поле, в лесу, на гумне, дома, в хлеву…»)

Назовите весенние заботы крестьян. (Надо вывезти из леса последнее слово, хвою на подстилку скоту, собрать капканы.)

А что делают весной женщины? (Женщины ткут и белят холсты, вытаскивают из погреба и перебирают картошку, проветривают одежду.)

Отличаются ли хлопоты крестьян от современных хлопот современных деревенских жителей? (Да, сейчас в деревнях и селах есть различные сельскохозяйственные машины. И мужчины чинят их, готовят к работе в поле.)

Дома вы готовили пересказ текста. (Пересказывают)
III. Рассказ о писателе

(Учитель показывает портрет.)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) – был благородным человеком и неутомимым тружеником. Долгие годы своей жизни он работал с детьми. Константин Дмитриевич создал ценнейшие научные труды по педагогике и учебники по чтению и русскому языку для детей. Его книги назывались «Детский мир» и «Родное слово». По ним учились многие поколения людей. Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы. Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены его рассказы и сказки для детей. Какие из них вы уже читали? (Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться.)

О чем и ком написаны многие книги Ушинского? (Он писал о животных, о детях и о природе.)

Да, Ушинский советовал приучать ребенка находить занимательное в том, что его «беспрестанно и повсюду окружает». Его очерки о птицах и зверях занимательны и содержат большой познавательный материал.
IV. Первичное чтение рассказа

Откройте учебник на стр. 192. Прочитайте фамилию автора. Найдите заголовок. Прочитайте его. Назовите произведение! (К.Д. Ушинский. «Утренние лучи»)

Понравилось ли вам это произведение?

Образы каких животных вам особенно понравились? (Образы петушка и зайчика.)


V. Повторное чтение рассказа детьми и анализ содержания

Какие слова вам были непонятны? (Привольно, встрепенулся, нашест, кельи и другие.)



Выплыло – вышло, рассылать – разбрасывать лучи, привольно – свободно, встрепенулся – очнулся, обрадовался, выпорхнул – взлетел.

Нашест – это жердь, на которой сидят куры в курятнике.

Кельи – это домики для пчел или ульи.

А теперь, ответим на вопросы.

О каком времени года говорится в рассказе? (В нем говорится о весне.)

Почему ты так думаешь? (Солнышко стало будить землю, а это бывает весной.)

Как начинается рассказ? Прочитайте. (Выплыло на небо красно солнышко.)

Куда попал его первый луч? Прочитайте. (Первый луч полетел и попал в жаворонка.)

Куда попал второй луч? Прочитайте. (Второй луч попал на зайчика.)

Куда попал четвертый луч? Прочитайте. (Четвертый луч попал в улей.)

Куда попал пятый луч? Прочитайте. (В детскую кроватку.)

Какой луч я пропустила? (Третий.)

Куда он попал? Прочитайте. (В курятник.)
VI. Работа с неправильным планом

Внимательно рассмотрите план на доске. Перечитайте текст и скажите, согласны ли вы с моим планом?

Жаворонок → Улей → Заяц → Курятник → Детская кроватка

(Этот план неправильный. Последовательность должна быть такая: жаворонок, заяц, петушок, улей, детская кроватка.)

Учитель исправляет план.

Ребята, рассмотрите иллюстрации в этой книжке. У вас на партах есть такие же иллюстрации. Какую иллюстрацию вы подберете к первому пункту нашего плана? (Ко второму и т.д.) Какая иллюстрация вам понравилась больше всех? Раскрасьте ее.

А теперь прочитайте ту часть рассказа, к которой вы раскрасили иллюстрацию.

Прочитайте задание 3 на стр. 193. Это ласковые слова.



Выплыло, красное солнышко, встрепенулся, гнездышко, серебряную песенку, зайчик, травка, пчелка, окошечко, медок, постельку.

Выпишите себе в тетрадь все ласковые слова.

Проверяем. Вы называете по одному слову, если у вас есть это слово, ставим +, повторяться нельзя, можно только добавлять новые слова.

А теперь ответьте, как же автор относится к природе? (Ласково, бережно, любя, по-доброму.)


VII. Работа по иллюстрации

Посмотрите на иллюстрацию к тексту и найдите в рассказе строчки, которые подходят к ней. (Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе?»)


VIII. Работа над выразительным чтением

А сейчас будем готовиться к выразительному чтению этого произведения. Как же мы будем читать? Какой будет интонация? (Мы будем читать ласково, с чувством любви к каждому герою рассказа, к происходящему.)

В каком абзаце говорится о песенке?

Сколько предложений в этой песенке? (Три.)

Почему автор назвал песенку жаворонка серебряной? (Потому что жаворонок пел звонким, чистым, приятным голоском.)

Прочитайте выразительно 1, 2, 3, предложения песенки.

Прочитайте песенку целиком.

Как солнечный лучик подействовал на зайчика? (Ему стало весело.)

Передайте настроение зайчика при чтении.

Аналогично работают с каждой частью рассказа.

Прочитайте задание 4 на стр. 193.
IX. Работа над вопросами и заданиями для повторения

1. Объясните названия весенних месяцев. (В марте появляются первые проталинки на снегу, начинает капать капель с крыш, поэтому и называют протальником, капельником.



В апреле начинает быстро таять снег, текут многочисленные ручьи, поэтому снегогон и водолей. В лесу появляются первые весенние цветы – подснежники, поэтому апрель еще и цветень.

В мае растет первая зелененькая травка – травень.).

2. Какие весенние приметы ты запомнил? Какие из них ты смог проверить? (Выставляется рама в окне, ручьи бегут, подснежник расцвел, звенит капель и т.д.)

3. Какие народные весенние праздники вы знаете? (8-ое марта, 7 апреля – Благовещение, 1 мая, 9 мая.)

4. Произведения каких поэтов и писателей о весне вы читали? (Произведения Тютчева, Пушкина, Солоухина, Пришвина, Ушинского и других.)

Запишите домашнее задание: стр. 193, ответить на задание № 5
X. Итог урока: С каким писателем мы сегодня познакомились? Какие учебные книги для детей он написал? Как называется рассказ, который мы сегодня читали?


3 класс
Конспект урока чтения в 3-м классе.
Тема: Ю.И. Коваль. Соловьи.

Цели: 1.Познакомить детей с творчеством Ю.И. Коваля.

2. Развивать внимательность, речь, мышление.

3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к литературе.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, конспект.
Ход урока
I. Организация начала урока
II. Проверка домашнего задания

- Ребята, давайте проверим домашнее задание. Что вам нужно было сделать дома? (Нам нужно было научиться читать выразительно текст на стр. 62.)

- Начинаем читать по цепочке.

- Молодцы! А теперь давайте проведём с вами небольшую разминку.

1) тренировка чтения гласных звуков нараспев:

и-э-а-о-у-ы

иэ-иа-ио-иу-иы

эи-эа-эо-эу-эы

ои-оа-оэ-оу-оы

2) тренировка чтения согласных звуков:

пу-по-па-пэ-пи-пы

ту-то-та-тэ-ти-ты

ру-ро-ра-рэ-ри-ры
III. Подготовка к чтению рассказа.

Рассказ учителя об авторе

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Юрия Иосифовича Коваля. Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.

Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.

Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети. (Во время рассказа дети видят портрет писателя, обращаем внимание на выставку книг.)

Сегодня мы познакомимся с его произведением, которое называется «Соловьи». Послушайте.
IV. Первичное чтение, проверка восприятия рассказа

(Читает выразительно учитель.)

- Ребята, вам понравилось это произведение?

- Чем вам понравился рассказ? (В тексте описывается природа.)

- А о чём или о ком говорится в тексте? (В тексте говорится о соловьях, которые сопровождали своим пением главного героя, когда он шёл на рыбалку.)

- Кто главные герои? (Главный герой – автор.)

- Почему так назван рассказ? (Рассказ назван так, потому что в нём говорится о соловьях.)

Словарная работа.

- Ребята, при чтении рассказа вы услышали незнакомые или непонятные слова? Какие это слова? (Почин, язь, соловьиные колена, юлиная стукотня и др.)

- Запишем в словари некоторые слова и их значение:

почин – начало;

язь – рыба из семейства карповых;

Соловьи передают меня из рук в руки, т.е. один другому. Прошёл автор мимо одного соловья, запел другой. И так всю дорогу к озеру.



приозёрный – то есть соловей, который живёт при озере или другими словами – рядом с озером.
V. Повторное чтение рассказа детьми по частям. Анализ содержания

- Прочитаем первую часть рассказа.

- Почему спешит автор рассказа? Прочитайте. («А я бегу – боюсь опоздать на утренний клёв».)

- Что значит утренний клёв? (Утром рыба ловится лучше. Днём, в жару рыба клевать уже не будет.)

- Что слышит Ю.И. по пути к озеру? (Он слышит, как поют в лесу соловьи.)

- Прочитайте, какими словами писатель передаёт пение соловьёв. –

«Пуль, пуль, пуль, пуль!»

«Клы, клы, клы, клы, клы!»

«Плен, плен, плен, плен!»

- А вам когда-нибудь доводилось слышать соловья или пение другой птички? Если да, то расскажите где и когда. (Мне доводилось слышать пение соловья летом у бабушки в деревне. А я слышал пение птички в парке.)

- Похоже описывает пение соловья писатель? (Да.)

- Как вы думаете, как нужно читать те строчки, которые являются звукоподражанием: медленно или быстро? (Быстро. Так как будет больше похоже на пение птиц.)

- Что вам подсказывает в самом тексте, что надо читать звукоподражание быстро? (Восклицательные знаки.)

- Попробуем прочитать этот отрывок выразительно.



Физкультминутка.

Прочитаем вторую часть рассказа.

- Как автор описывает пение соловья, который спрятался в середине ольхи? Прочитайте. («… и летят мне вдогонку соловьиные колена и кольца: пульканье, клыканье, пленьканье, дробь, раскат, колокольца, летний громок, и юлиная стукотня».)

- Как вы понимаете эти строчки? (Писатель пытается передать соловьиную песню.)

- Есть ли такие слова как пульканье, клыканье, пленьканье? (Нет, их придумал автор, чтобы описать соловьиную трель.)

- Да, а выражение «соловьиные колена и кольца» означает переливы, которые издаёт соловей. «Дробь, раскат, колокольца» тоже можно услышать в пении соловья. Как вы это понимаете? (Песенка соловья звучит иногда как дробь и как раскат, т.е. звуки как бы посыпались, раскатились.)

- С чем ещё сравнил писатель соловьиную трель? (С летним громком и юлиной стукотнёй.)

- Почему Ю.И. употребил именно эти слова? (Наверное он хотел показать, что иногда в пении соловья слышится небольшой гром, писатель сказал очень точно – громок. И что-то стучит, как юла, когда она кружится и падает.)

- Как вы думаете, Ю.И. восхищается пением соловьёв? Какие строчки показывают это? Прочитайте. «Да что же это – голова крýгом! Впереди – пульканье, сзади – клыканье!» И т.д.

- Если бы герой не бежал бы всё время, а просто стоял в лесу и слушал соловьёв, впечатление изменилось бы? А почему? (Впечатление изменилось бы. Если главный герой шёл бы медленно, то можно было бы уловить все звуки. А так, возможно, он не услышал всех звуков.)

Прочитаем третью часть рассказа.

- В каком месяце происходит действие рассказа? Найдите в тексте предложение, которое может подсказать это? («А черёмуха цветёт, осыпается на чёрную дорогу… » Черёмуха цветёт в середине мая.)

- Прочитайте, как описывает автор пение приозёрного соловья? («А новый певец, приозёрный уже… »)

- Помогают ли вам слова, придуманные автором, представить пение соловьёв? (Да, помогают.)

- Посмотри, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой? (В каждой паре слова отличаются одной буквой:

пулькает-булькает,

клыкает-клокает,

пленькает-плинькает.)

- Как ты думаешь, зачем писатель пользуется такими парами? (Чтобы лучше передать разнообразные звуки, которые издают при пении соловьи.)

- О каких бусах идёт речь в рассказе? (Это новое сравнение, которое придумал автор, чтобы описать соловьиную трель. Она прозвучала так, как будто по поверхности озера рассыпались бусы.)

- Что тебе лучше помогает представить пение соловья: звукоподражание, которое придумал писатель, или образ рассыпавшихся по поверхности озера бус? (Оба приёма, и звукоподражание, и рассыпавшиеся бусы.)

- Почему, автор так отозвался о соловье: «Так холодом и ошпарит». (Он хотел подчеркнуть своё впечатление от соловьиного пения. Сердце сжимается, как будто от холода.)

- Да, и это впечатление усиливает глагол «ошпарит», так как обычно ошпарить можно чем-то горячим. А здесь глагол употребляется, чтобы подчеркнуть силу воздействия соловьиной трели на писателя.

- Удалась ли рыбалка? (Да, писателю попался большой лещ.)

- Почему вы решили, что лещ – большой? (Ю.И. называет его лещище.)

- А как называет приозёрного соловья автор? Почему? (Хрустальный Горошек. Это ещё одно яркое сравнение.)
VI. Работа над выразительным чтением рассказа

- Прочитаем рассказ ещё раз выразительно. Как вы будете читать звуки, которые издаёт соловей? (Быстро, звонко и певуче.)

- Постарайтесь передать голосом и реакцию автора: то удивление, то восхищение, то радость от того, что удалось услышать такие чарующие соловьиные трели.


VII. Обобщающая беседа

- Как вы думаете, любит ли Ю.И. Коваль природу? (Да, он любит природу и бережно к ней относится.)

- Что навело вас на такие мысли? (Поэтический рассказ, который мы прочитали.)

- С чем сравнивал автор пение соловья? (И с дробью, колокольчиками, раскатом, летним громком, юлиной стукотнёй, и с рассыпавшимися бусами, и с хрустальным горошком.)

- Какое сравнение вам понравилось больше всего?


VIII. Домашнее задание

- Выразительно читать рассказ, ответить на вопросы на стр. 65.


IX. Итог урока

- Скажите, с рассказом какого писателя мы сегодня познакомились?


Конспект урока чтения в 3-ем классе
Тема: Л.Н. Толстой. Акула.

Цели урока:

1. Познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Акула». Учить детей понимать внутренний мир героев.

2. Развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов. Учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу.

3. Воспитывать у детей мужество, отвагу, умение находить выход в сложных ситуациях.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, изображение усадьбы в Ясной Поляне, книга для чтения, конспект, презентация на компьютере (карды из диафильма).


Ход урока
I. Оргмомент
II. Звуковая разминка

1. Артикуляция звуков



а-у, а-о, ы-и, э-а,; аоуиэ; аиуоэ; ауиоыэ

2. Прочитать слова, трудные для произношения: иллюминация, артиллерист

3. Работа со скороговоркой:

Проворонила ворона воронёнка.

- О чём говорится в скороговорке? Какие звуки повторяются?

- Произнесите медленно, затем быстрее.


III. Проверка домашнего задания
IV. Подготовка к восприятию рассказа «Акула»

Сегодня на уроке мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Акула». Посмотрите на портрет писателя. (Портрет вывешивается на доске.)

Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал много разных произведений для взрослых и детей. Свои сочинения он по несколько раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтобы сделать их хорошими. Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен, уважать можно только такого человека, который трудится всю жизнь.

Очень долго Толстой жил в своём имении в Ясной Поляне. (Показать иллюстрацию.) Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые он написал сам. Он проводил с детьми много времени: зимой катался с ними на санках, лыжах и коньках, летом ходил с ребятами в лес.

Для детей Лев Николаевич писал увлекательные рассказы о животных, о различных случаях из жизни, басни и сказки. (Выставка книг.)
V. Чтение рассказа учителем и проверка первичного восприятия

1. Расскажите, что вы пережили во время чтения рассказа. (Тревогу, беспокойство, волнение, переходящее в страх. А в конце рассказа – радость и облегчение.)

2. Кто является главным героем рассказа? (Артиллерист.)
VI. Повторное чтение рассказа по цепочке
VII. Анализ содержания рассказа и словарная работа

1. Где происходили события, описанные в рассказе? (У берегов Африки.)

2. Какая была в тот день погода? Прочитайте.

3. Каким образом мальчикам устроили купальню в море? (В парусе, который матросы спустили в воду и привязали.)



Якорь – металлический крюк, на котором судно, вцепившись в дно, стоит и держится на месте.

Палуба – открытое верхнее помещение на судне.

Парус – кусок грубой толстой ткани, растягиваемый на судах для движения их ветром. (Показать на картинке)

4. Что делали мальчики? Прочитайте.

5. Какая опасность угрожала им? (В море появилась акула.)

6. Почему они её не замечали? (Они плавали наперегонки, увлеклись и ничего не замечали вокруг.)

7. Как вёл себя отец одного мальчика, старый артиллерист, когда акулы ещё не было? Прочитайте.

Акула – морское хищное животное. Как автор называет ещё акулу? (Морское чудовище.)

Артиллерист – военный, стреляющий из пушки.

8. Что сделал артиллерист, когда услышал крик об опасности? Как он выглядел? Прочитайте.

9. Что сделали матросы, чтобы спасти мальчиков? Удачна ли была их попытка? (Матросы спустили лодку и понеслись к мальчикам, но акула была ближе к ребятам)

10. Как отреагировали мальчики, увидев рядом с собой акулу? (Они пронзительно завизжали и поплыли в разные стороны.)

11. Как вы понимаете слова «пронзительный визг», какими словами их можно заменить? (Громкий, резкий крик.)

12. Почему в данной ситуации слова «пронзительный визг» больше подходят? (Они отражают ужас, который охватил мальчиков, а громко кричать можно в любой другой обстановке.)

13. Как подействовал пронзительный визг мальчиков на старого артиллериста? Прочитайте.

Хобот – рычаг, служащий для поворота пушки.

14. Почему артиллерист упал после выстрела? Как вы думаете, что он чувствовал? (Он испугался, что попал в мальчиков.)

Как вы поняли выражение дым застлал глаза? (Из-за дыма ничего не было видно.)

15. Почему автор, говоря о мёртвой акуле, употребил слова жёлтое брюхо, а не живот? (Акула была огромной.)

16. Что значит: колыхалось, каким словом можно заменить? (Качалось.)
VIII. Повторное чтение рассказа и деление его на части. Составление кадров для диафильма.

Прочитайте рассказ ещё раз про себя и скажите, на сколько частей можно его разделить. (На три части.)

Какими словами заканчивается первая часть? («… Не выдавай! Понатужься!»)

Что говорится в ней, как её можно озаглавить? (Купание в море.)

Какие кадры для диафильма нарисуете к этой части?

1. Корабль стоит у берегов Африки в ясный солнечный день.

2. Капитан, стоящий на палубе, командует: «Купаться!»

3. Матросы спускают в воду парус.

4. Старый артиллерист кричит что-то сыну с палубы.

Какими словами заканчивается 2-ая часть? (… и мальчики поплыли в разные стороны.)

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Найдите и прочитайте в рассказе отрывок, подходящий к этой иллюстрации.

Как можно озаглавить эту часть? (Появление акулы.)

Как можно озаглавить третью часть текста? (Спасение мальчиков.)

(План записывается на доске.)


IX. Обобщающая беседа

Толстого интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни. Как много пережил старый артиллерист за короткое купание мальчиков!

1. Опишите, что он чувствовал в момент опасности? (Вначале он оцепенел от ужаса, затем опомнился и действовал решительно, смело и находчиво.)

2. Как мы охарактеризуем артиллериста? (Это сильный, смелый человек, крепко любящий своего сына.)

3. Какие слова в тексте указывают на то, что автор был сам участником событий? (Наш корабль…, на корабле с нами…, мы все…)

4. Что ещё можно сказать о рассказе Толстого? (Он пишет так, что волнение, тревога, страх, радость передаются читателю.)

5. Можно ли рассказ представить как фильм? (Да, здесь есть действие, быстрая смена событий.)

6. Чем запомнится рассказ надолго? (Тем, что в страшную минуту находчивость, сила любви и решительность артиллериста спасают мальчиков.)


X. Отработка выразительного чтения 3-ей части

Просмотрите 3-ю часть и приготовьтесь к выразительному чтению.


XI. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение всего рассказа. Составить (или нарисовать кадры диафильма ко 2-ой части)


XII. Итог урока

Рассказ какого автора читали на уроке?

Что узнали о писателе?

Конспект урока для 3-го класса
Тема: И.А. Крылов. Ворона и Лисица.

Цели:


1. Познакомить с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

2. Развивать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения, навыки анализа басни, мышление, связную речь.

3. Воспитывать стремление к правде, неприятие лести, чувство товарищества.

Оборудование: портрет писателя, материал для викторины, иллюстрации к басне, учебник.


Ход урока
I. Оргмомент
II. Подготовительная работа.

Введение слов, затрудняющих понимание басни



  1. Рассказ учителя об авторе.

  2. Беседа о повадках животных – действующих лицах басни.

  3. Викторина по материалу прочитанных басен.

Учитель раздает заранее подготовленные карточки

На одних написано название басни, на других – крылатые выражения.

Викторина

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»



Лебедь, Щука и Рак. «А воз и нынче там»

Чиж и голубь «Вперед чужой беде не смейся, Голубок»

«сильнее Кошки зверя нет»



Мышь и крыса «совсем без драки

могу попасть в большие забияки»

«Ай, Моська! Знать она сильна,

Слон и Моська что лает на Слона»

«Это зло не так большой руки»

«а проку на волос нет в них»

Мартышка и очки «как ни полезна вещь – цены не зная

ей, невежда про нее свой толк

все к худу клонит»

Зеркало и Обезьяна «Чем кумушек считать, трудиться

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться»


II. Чтение басни учителем при закрытых книгах (можно фонохрестоматию)
III. Проверка восприятия

  1. Что особенно понравилось в басне?

  2. Кто же действующие лица?

  3. О каком маленьком событии рассказывается?


IV. Чтение басни учащимися про себя или сильными учащимися вслух с заданием: поделить басню на три части.
V. Анализ конкретного содержания басни

1)Уточнение структуры и композиции басни.

  1. Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой действия? Прочитайте. Бог послал – случайно где-то достала.

  2. Когда действие достигло своего наивысшего развития? Прочитайте.

  3. Что же является основным в развитии действия? (Льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны кружилась голова.)

  4. Докажите, что лесть Лисицы всё больше и больше возрастала, а Ворона всё больше и больше поддавалась льстивой похвале.

2) Выяснение мотивов действующих лиц, их характерных черт.

  1. Почему Лисица так хвалит Ворону?(Она хочет, чтобы Ворона забылась и заговорила с ней. Тогда сыр упадёт на землю.)

  2. Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такова? Прочитайте.

  3. На ель ворона взгромоздясь… Взгромоздиться – с трудом взобраться на что-либо. Следовательно, Ворона неуклюжа, неповоротлива, медлительна.

  4. Прочитаем строчки о Вороне. Покажите голосом, что автор изображает её с иронией, насмешкой.

  5. Как Крылов описывает появление Лисы? Прочитайте. Что значит пленил? (очаровал)

  6. Что решила сделать Лисица, увидев Ворону с сыром?

  7. Как она решила добиться, чтобы сыр оказался у неё? (Лестью.)

  8. С чего она начала? Прочитайте, как она к дереву подходит?

  9. Как автор называет Лисицу? (Плутовка.) Что он хочет этим сказать? (Что она хитрая и обманщица)

  10. Как она заговорила с Вороной? (Сладко, чуть дыша.)

  11. Прочитайте «сладкие», хвалебные речи Лисицы. Что значит ангельский? (Нежный, приятный.)

-35-

  1. А как восприняла хвалебные речи Лисицы Ворона? (Вещуньина с похвал вскружилась голова…) Что значит вещуньина? Вещунья – приносящая вести; прозвище Вороны. Что значит «вскружилась голова»? (Ворона утратила способность здраво рассуждать.) Что значит от радости в зобу дыханье спёрло? (Перехватило дыханье.)

3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

  1. Какой вы представляете себе Лисицу, читая басню? (Она хитрая, умная, знает, как добиться своего.)

  2. Какова Ворона? (Она глупа, доверчива, любит лесть)

  3. Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лисица умеет льстить)

  4. Какова основная мысль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)

  5. Кого осуждает Крылов в басне? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть.)


VI. Раскрытие аллегории. VII. Анализ морали и аналогия с жизнью

  1. Бывает ли так у людей?

  2. Прочитайте первые четыре строчки басни. Как понимаете смысл выражения «уж столько раз твердили миру»? (Много раз повторяли людям одно и то же.)

  3. Замените другими словами «лесть гнусна» (Незаслуженная похвала отвратительна).

  4. Что значит «да только всё не впрок» (Всё бесполезно).

  5. Что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» (Льстивый человек всегда сумеет привлечь на свою сторону другого человека.)

  6. Как говорит об этом автор? (С сожалением, с горечью.)

  7. Передайте смысл первых четырех строк своими словами.

  8. А теперь сравните, как об этом сказал автор?

  9. Как же мы относимся к таким людям, которые лицемерием, угодничеством, подхалимством добиваются корыстных целей?

  10. Потеряла ли басня значение в наше время?

  11. Чему учит басня? (Быть правдивым.)


VIII. Повторное чтение басни и работа над выразительностью

  1. Как прочитать первые строчки, слова автора? Вспомните, как он об этом говорит? (Убедительно, не спеша, с сожалением, с горечью.)

  2. Вспомните, какой изображена Ворона. Прочитаем о ней ироническим тоном, в замедленном темпе.

  3. Далее темп убыстряется. Покажем голосом чтение хвалебных речей Лисицы. Она говорит одно, а думает другое.

  4. Как Ворона воспринимает речи Лисицы, темп опять замедлить.

  5. Как читать последнюю строчку? Показать голосом рубленное чтение с паузами.


IX. Чтение басни по ролям.

X. Домашнее задание: Учить басню наизусть, составить диафильм (графическое рисование).
XI. Итог урока: Какую басню Крылова читали?

Конспект урока чтения в 3-м классе
следующая страница >>