Похожие работы
|
Программа по биологии для 11 класса построена на принципиально важной содержательной - страница №1/1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Карабашская средняя общеобразовательная школа»
Школьная ул., д. 2, с. Карабаш, Ялуторовский район, Тюменская область, 627039 тел/факс: 94-130 karabash_school@mail.ru
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № _____
от «__» __________ 2012 года
Руководитель МО:_______________
|
Утверждено
на педагогическом совете
Протокол № 1
от «30» августа 2012 года
Руководитель ОУ:
____________Н.С. Максименко
|
Рабочая программа по биологии
для 11 класса на 2012 -2013 учебный год
Составитель: учитель биологии и географии
Максименко Н.С.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе программы авторского коллектива, по руководством И.Н. Пономаревой, «Программа по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной) школе» (2004 г.) и рекомендаций по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 11 класса под ред. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) – 2006 г. Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.
Цель программы: подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Программа по биологии для 11 класса построена на принципиально важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Программа представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного) образования, и с учетом дифференциации содержания биологического образования. Она позволяет школьникам не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей профессии.
Содержание программы позволяет достаточно четко представить образовательный маршрут и его альтернативные варианты изучения биологии в полной средней школе. Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиции разных структурных уровней организации жизни, а также применение приемов сравнения в обучении делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.
Для реализации практической части программы предусмотрены лабораторные практикумы, во время которых учащиеся должны выполнить несколько лабораторных работ и предоставить отчет.
Программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.
УМК:
-
Пономарева И.Н., и др. Программа по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной) школе / Общая биология: Программы: 10-11 классы. - М.:Вентана-Граф, 2010.
-
Бизюкова Т.Н. Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под ред. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) / Завучу на заметку: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Тематическое планирование
Организменный уровень организации жизни (16ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Лабораторная работа.
-
Решение элементарных генетических задач.
-
Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.
-
Изучение признаков вирусных заболеваний растений (на примере культурных растений из гербария и по справочной литературе).
Клеточный уровень организации жизни (8ч)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.
Лабораторная работа.
4.Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня; наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
Молекулярный уровень проявления жизни (9ч)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.
Заключение (1ч)
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на ступени среднего (полного) образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
-
знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;
-
умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;
-
знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
-
умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-
умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
-
умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;
-
владение навыками самообразования и саморазвития;
-
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
-
представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;
-
владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;
-
отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
-
соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
-
проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.
Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (базовый уровень)
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
-
основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, теория гена, эволюционная теория Ч. Дарвина); учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, функциях живого вещества в биосфере); законов (расщепления, независимого наследования Г. Менделя); правил (правило доминирования Г. Менделя); закономерностей изменчивости;
-
особенности биологических процессов: матричное воспроизводство белков; размножение; действие искусственного и естественного отбора; формирование приспособленности; образование видов; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
-
особенности строения биологических объектов: клетки; хромосом; вида и экосистем (структура);
-
причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций.
Уметь (владеть способами деятельности):
-
приводить примеры: наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; значения генетики для развития селекции и медицины;
-
приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, эволюции, используя основные положения биологических теорий; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой;
-
оценивать: последствия влияния мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий;
-
аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения;
-
выявлять: приспособления у организмов к среде обитания; взаимосвязи организмов в экосистеме (на отдельных примерах); мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-
исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.);
-
использовать различные источники (в том числе Интернет, средства массовой информации) для получения необходимой информации о биологических системах и применять ее в собственных исследованиях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в защите окружающей среды и сохранении собственного здоровья):
-
соблюдать и обосновывать меры профилактики вирусных и других заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
-
оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.
Литература для учителя:
-
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
-
Афонькин С. Знай свои гены. – М.: А.В.К., 2001.
-
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
-
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
-
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
-
Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
-
Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
-
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
-
Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
-
Дроздецкая В.С. Медицинская генетика. – СПб: Санкт-Петербургский базовый акушерский колледж, 2001.
-
Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
-
Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
-
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
-
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
-
Ишкина И.Ф. Биология. 10 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.
-
Колтунов Е.В. Основы молекулярной биологии: Учебное пособие. – Ек-г: УрГПУ, 2003.
-
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
-
Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
-
Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
-
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
-
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
-
Рябкова К.А. Развитие органического мира Земли. Учеб. Пособие. – Ек-г: УрГПУ, 1997.
-
Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
-
Рязанова Л.А., Алферова И.П. Учителю о медико-генетическом консультировании. – Челябинск: ЧГПИ «Факел», 1995.
-
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
-
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
-
Скулкин И.М. Введение в биологию. – Ек-г: УрГПУ, 2003.
-
Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
-
Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Литература для учащихся:
-
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
-
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
-
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
-
Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
-
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
-
Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
-
Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
-
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
-
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
-
Полянский
-
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
-
Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
-
Рувинский
-
Слюсарев А.А. Биология. – Киев: Высшэйшая школа, 1987.
-
Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
№ п/п
|
Тема урока
|
Домашнее задание
|
Элементы содержания
|
Оценка результата
|
Требования к уровню подготовки
|
Сроки
|
Организменный уровень жизни (16 часов).
|
1
|
Организменный уровень жизни и его роль в природе.
|
§1
|
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
|
Задания со свободным ответом.
|
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов.
|
1 неделя сентября
|
2
|
Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.
|
§2
|
Организм, особь, фитофторы, сапротрофы, симбионты, паразиты, хищники.
|
Тестовая работа
|
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
|
2 неделя сентября
|
3
|
Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
|
§3
|
Ассимиляция, диссимиляция, аэробное дыхание, анаэробное дыхание.
|
Творческие задания. П. р. №1. Развитие системы органов у животных.
|
Обмен веществ и превращение энергии в организме.
|
3 неделя сентября
|
4
|
Размножение организмов – половое и бесполое.
|
§4
|
Половое, бесполое размножение, первичные половые признаки, вторичные половые признаки.
|
Тестовая работа. П. р. №2. Эволюционное значение бесполого и полового размножения.
|
Размножение организмов – половое и бесполое.
|
4 неделя сентября
|
5
|
Оплодотворение и его значение.
|
§5
|
Наружное оплодотворение, внутреннее оплодотворение. Искусственное оплодотворение.
|
Задания со свободным ответом.
|
Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.
|
1 неделя октября
|
6
|
Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
|
§6
|
Зигота, эмбриональный период развития, дробление, бластула, гаструла, зародышевые листки.
|
Вопросы№1,2,3на стр. 33учебника.
|
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма
|
2 неделя октября
|
7
|
Из истории развития генетики.
|
§7
|
Грегор Мендель, хромосомная теория наследственности, генотип, фенотип.
|
Тестовая работа.
|
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
|
3 неделя октября
|
8
|
Изменчивость признаков организма и её типы.
|
§8
|
Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
|
Л. р. №1. Изменчивость признаков организма и ее типы.
|
Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
|
4 неделя октября
|
9
|
Генетические закономерности наследования, открытые Г.Менделем.
|
§9
|
Моногибридное скрещивание.
|
Л. р. №2Решение генетических задач на моногибридное скрещивание
|
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ.
|
1 неделя ноября
|
10
|
Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов.
|
§10
|
Дигибридное скрещивание.
|
Л. р. №3. Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.
|
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ.
|
2 неделя ноября
|
11
|
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.
|
§11
|
Селекция, искусственный отбор, гибридизация, гетерозис, мутагенез, полиплоидия.
|
Л. р. №4. Происхождение культурных растений.
|
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.
|
3 неделя ноября
|
12
|
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
|
§12
|
Пол, аутосомные, половые хромосомы.
|
Задания со свободным ответом.
|
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
|
4 неделя ноября
|
13
|
Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
|
§13, 14
|
ДНК, РНК, кариотип, мультифакторные заболевания, генные, хромосомные болезни.
|
П.р. № 3. Факторы риска рождения детей с наследственными заболеваниями.
|
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека.
|
1 неделя декабря
|
14
|
Биотехнология, ее достижения. Творчество в жизни человека и общества.
|
§15, 16
|
Биотехнология, генная инженерия, клонирование.
|
Задания со свободным ответом.
|
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
|
2 неделя декабря
|
15
|
Вирусы. Вирусные заболевания.
|
§17
|
Вирус, капсида, вирион, капсомера,
|
Л. р. № 5. Изучение признаков вирусных заболеваний растений (на примере культурных растений из гербария и по справочной литературе).
|
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
|
3 неделя декабря
|
16
|
Обобщение темы: Организменный уровень жизни.
|
|
Основные понятия темы: «Организменный уровень жизни»
|
Контрольная работа по теме: «Организменный уровень жизни».
|
См. выше уроки: 1- 15
|
4 неделя декабря
|
|
Коррекция
|
|
Клеточный уровень жизни (8часов)
Раскрытие свойств живой природы и ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; понимание историзма явлений в природе и знание основных открытий в биологической области.
|
17
|
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.
|
§18
|
Клеточный уровень организации жизни. Развитие знаний о клетке Р.Гук, К.М.Бэр, М. Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов.
|
Творческие задания. Задания со свободным ответом.
|
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
|
2 неделя января
|
18
|
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.
|
§19
|
Первичная клетка, фотосинтез, брожение, аэробный тип обмена веществ.
|
|
Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
|
3 неделя января
|
19
|
Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.
|
§20, 21
|
Биологическая мембрана, плазматическая мембрана. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки
|
Тестовая работа.
|
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
|
4 неделя января
|
20
|
Клеточный цикл.
|
§22
|
Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
|
|
Клеточный цикл жизни клетки.
|
1 неделя февраля
|
21
|
Деление клетки – митоз и мейоз.
|
§23
|
Деление клетки - митоз и мейоз.
|
Л. р. № 6. Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня; наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
|
|
2 неделя февраля
|
22
|
Структура и функции хромосом.
|
§24
|
Структура и функции хромосом. Современные представления о гене и геноме.
|
Тестовая работа
|
|
19.02
|
23
|
История развития науки о клетки. Целесообразность в живой природе
|
§25, 26
|
Значение видового постоянства числа, формы и раз. хромосом в клетках.
|
Семинарское занятие.
|
Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
|
26.02
|
24
|
Обобщение темы: Клеточный уровень жизни. Подведение итогов.
|
|
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей.
|
Контрольная работа.
|
Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
|
5.03
|
|
Коррекция
|
|
Молекулярный уровень жизни (8 часов)
Раскрытие свойств живой природы и ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; понимание историзма явлений в природе и знание основных открытий в биологической области.
|
25
|
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе.
|
§27
|
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
|
|
Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
|
12.03
|
26
|
Основные химические соединения живой материи.
|
§28
|
Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
|
Творческие задания. Задания со свободным ответом.
|
Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке.
|
19.03
|
27
|
Структура и функции нуклеиновых кислот.
|
§29
|
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде.
|
Тестовая работа
|
Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности.
|
2.04
|
28
|
Процессы синтеза в живых клетках. Фотосинтез.
|
§30
|
Фотосинтез как уникальная мол. система процессов создания органических веществ.
|
Творческие задания. Задания со свободным ответом.
|
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Роль фотосинтеза в природе.
|
9.04
|
29
|
Процессы биосинтеза белка. Транскрипция, трансляция.
|
§31
|
Процессы биосинтеза молекул белка.
|
|
Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.
|
16.04
|
30
|
Молекулярные процессы расщепления – энергетический обмен.
|
§32
|
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках.
|
Устная работа, индивидуальная работа.
|
Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
|
23.04
|
31
|
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема
|
§33
|
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде.
|
Творческие задания. Задания со свободным ответом.
|
Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни.
|
30.04
|
32
|
Время экологической культуры.
|
§34
|
Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества.
|
Семинарское занятие.
|
Экологическая культура – важная задача человечества.
|
7.05
|
33
|
Урок обобщения и подведения итогов по теме: Молекулярный уровень жизни.
|
|
|
Контрольная работа
|
|
14.05
|
|
Коррекция
|
|
Заключение (1час)
|
34
|
Структурные уровни организации живой материи.
|
|
Свойства живой природы и ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни;
|
Семинарское занятие.
|
Понимание историзма явлений в природе и знание основных открытий в биологической области.
|
21.05
|
|