Программа наименование дисциплины Химия - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа наименование дисциплины Органическая химия 1 276.07kb.
Программа междисциплинарного вступительного экзамена (наименование... 1 111.52kb.
Кодификатор экзаменационной работы дисциплины «Биоорганическая химия»... 1 146.99kb.
Дисциплины неорганическая и органическая химия общая трудоемкость... 1 61.9kb.
Программа дисциплины «физическая химия» 1 80.79kb.
Направление подготовки 020100 – Химия Профили: Медицинская и фармацевтическая... 1 28.21kb.
Рабочая программа дисциплины «Физико-химическая механика материалов» од. 1 92.35kb.
Программа наименование дисциплины история религии 1 127.58kb.
Российская федерация министерство сельского хозяйства 1 386.81kb.
Приложение 1 к рабочей программе дисциплины «Общая и неорганическая... 1 15.71kb.
Рабочая программа наименование дисциплины: Новые информационные технологии 1 105.75kb.
Связь между волновой и корпускулярной моделями 1 15.88kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа наименование дисциплины Химия - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» имени Ивана Фёдорова

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор по учебной работе

______________Т.В. Маркелова



«_____» ___________2012


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины ____ Химия _________________

(указывается наименование в соответствии с учебным планом)
По направлению подготовки 230400.62 – «Информационные системы и технологии»

(указываются код и наименование направления подготовки)
По профилю подготовки _Информационные технологии в дизайне

(указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП)
Факультет _ФИТИМ____________________________

Кафедра химии

Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Москва — 2012
Разработчики:

_доцент______________ _канд. хим. наук_ __А.М. Шаповалов__

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)




Рецензенты:

Зав. каф. физ. химии МХТИ д-р хим. наук проф. В.Ю. Конюхов

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
проф. кафедры

материало-


ведения МГУП д-р хим. наук А.П. Кондратов

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры химии

(дата) «______» ____________ 201 г, протокол № .


Зав. кафедрой ________________/ В.А. Наумов /
Одобрена Советом факультета ФИТИМ_________________________

(дата) ____________ 201 г, протокол №


Председатель______________/ /

Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент







Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.2.

Гуманитарный, социальный

и экономический цикл













Математический и естественнонаучный цикл

x










Профессиональный цикл











Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля










Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа




Очная


1

2

72

36

18



18



36

зач.

Очно-заочная































Заочная

































1. Цели и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины «Химия» заключается в формировании у студентов диалектико-материалистического мировоззрения и развитии химического мышления, а также в изучении свойств технических материалов и применении этих знаний при изучении специальных дисциплин и в дальнейшей производственной деятельности.

В процессе изучения дисциплины «Химия» закладывается общенаучный и профессиональный фундамент, формируются основные приемы познавательной деятельности, без которых не может обойтись ни один специалист.

Задачи дисциплины:

• овладение основными научными положениями современной химической науки;

• овладение химическими понятиями и законами;

• овладение методами химических исследований и анализа;

• овладение методами химических расчетов;



_____________________________________________________________________________
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Математический, естественнонаучный цикл. Базовая часть» ФГОС по направлению подготовки «Информационные системы и технологии».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе. Существует логическая и содержательно-методи-ческая взаимосвязь дисциплины «Химия» с другими дисциплинами цикла – математикой и физикой. Дисциплина «Химия» служит естественной базой для более глубокого усвоения таких дисциплин как «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», для которых она является предшествующей.

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– владение культурой мышления, способность к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения ОК-1);

– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

– готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

– способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические , технические и программные) (ПК-12;

– готовность использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований (ПК-26).

(указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

– периодический закон и его использование в предсказании свойств элементов и соединений, химические свойства элементов ряда групп периодической системы (в зависимости от направления подготовки), виды химической связи в различных типах соединений, методы описания химических равновесий в растворах электролитов, строение и свойства комплексных соединений, методы математического описания кинетики химических реакций, свойства важнейших классов органических соединений, особенности строения и свойства распространенных классов высокомолекулярных соединений, основные процессы, протекающие в электрохимических системах, процессы коррозии и методы борьбы с коррозией, особые свойства и закономерности поведения дисперсных систем, правила безопасной работы в химических лабораториях.



Уметь:

– проводить расчеты концентрации растворов различных соединений, определять изменение концентраций при протекании химических реакций, определять термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ, проводить очистку веществ в лабораторных условиях, определять основные физические характеристики органических веществ.



Владеть:

– навыками выполнения основных химических лабораторных операций, методами определения рН растворов и определения концентраций в растворах, методами синтеза неорганических и простейших органических соединений.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет ______2_____ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры







1










Аудиторные занятия (всего)

36

36










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)














Семинары (С)














Лабораторные работы (ЛР)

18

18










Самостоятельная работа (всего)

72

72










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)














Расчетно-графические работы














Реферат














Другие виды самостоятельной работы
































Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зач.

зач.










Общая трудоемкость час

зач. ед.


72

72













2

2











5. Содержание дисциплины

5.1.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Тема 1. Строение атома.




2.

Тема 2. Периодический закон Д.И.Менделеева




3.

Тема 3. Химическая связь




4.

Тема 4. Энергетика химических процессов




5.

Тема 5. Химическая кинетика и равновесия в гомогенных системах




6.

Тема 6. Растворы




7.

Тема 7. Коллоидные растворы




8.

Тема 8 Электрохимические процессы




9.

Тема 9 Коррозия металлов




10.

Тема 10 Электролиз и электроосаждение металлов




11.

Тема 11 Химические процессы в полиграфии




(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)
5.1.2.Содержание разделов дисциплины
Введение

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вещество. Виды химических реакций. Связь химии с другими науками. Значение химии в формировании мышления, изучении природы и развитии техники. Химия и проблемы экологии.


Раздел 1. Основы строения вещества

Тема 1. Строение атома

Основные сведения о строении атома. Современное понятие о химическом элементе. Электронные оболочки атомов. Постулаты Бора. Ядерная модель атома. Представление о квантах энергии. Соотношение между энергией и массой. Уравнение Шрёдингера. Понятие о волновых свойствах электрона. Уравнение Де Бройля. Принцип Паули, правило Хунда. s-, p-, d-, f- элементы. Строение электронных оболочек многоэлектронных атомов.



Тема 2. Периодический закон Д.И. Менделеева

Периодический закон и периодическая система элементов. Периодичность изменения химических свойств элементов и связь со строением атомов. Связь свойства элемента со строением атома. Энергия ионизации. Сродство к электрону. Электроотрицательность. Радиусы атомов и ионов.

Окислительно-восстановительные процессы. Степень окисления. Окислительно-восстано-вительные реакции. Составление полуреакций в электронно-ионной форме. Применение окислительно-восстановительных реакций в полиграфии.

Тема 3. Химическая связь

Химическая связь и валентность элементов. Образование молекул из атомов. Основные виды и характеристики химических связей. Основные представления о ковалентной связи. Метод валентных связей. Гибридизация электронных орбиталей. Полярность связей в молекуле. Ионная связь. Строение и свойства простейших молекул.



Раздел 2. Взаимодействия веществ

Тема 4. Энергетика химических процессов

Энергетические эффекты химических реакций. Внутренняя энергия и энтальпия. Первый закон термодинамики. Термохимические законы и уравнения. Стандартное состояние. Закон Гесса. Термохимические расчёты. Второй закон термодинамики. Энтропия. Постулат Планка. Изменение энтропии в химических процессах и при фазовых превращениях. Энтропия как критерий направления самопроизвольных процессов. Энергия Гиббса и энергия Гельмгольца и их изменения в химических процессах. Энергия Гиббса как критерий направления самопроизвольных процессов. Энергия Гиббса и максимальная полезная работа самопроизвольного процесса. Условия химического равновесия. Обратимые и необратимые реакции.



Тема 5. Химическая кинетика и равновесие в гомогенных системах

Гомогенные и гетерогенные системы. Скорость гомогенной химической реакции. Зависимость скорости реакции от концентрации реагентов. Закон действия масс. Порядок реакции. Молекулярность реакции. Кинетические уравнения необратимых реакций различных порядков.

Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Энергия активации. Понятие об активированном комплексе.

Химическое равновесие. Равновесие в гомогенных реакциях. Константа равновесия. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Факторы, влияющие на химическое равновесие.



Тема 6. Растворы

Растворы. Общая классификация растворов. Изменение энтальпии и энтропии при образовании растворов. Способы выражения концентрации растворов.

Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация. Теория Аррениуса. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации и константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда. Диссоциация слабых кислот и оснований.

Сильные электролиты. Активность, Коэффициент активности, Ионная сила растворов. Уравнения Дебая и Киланда. Ионные реакции в растворах.

Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель – рН. Вычисление рН растворов сильных и слабых кислот и оснований. Значение регулирования рН в полиграфии. Буферные растворы и их использование в полиграфии.

Тема 7. Коллоидные растворы

Коллоидные системы. Дисперсность и дисперсные системы. Классификация коллоидных систем. Золи и гели. Мицелла и её строение.



Тема 8. Электрохимические процессы

Электродные потенциалы. Возникновение потенциала на границе раздела фаз металл – электролит. Уравнение Нернста. Потенциалопределяющие реакции. Формальный, стандартный и равновесный потенциалы. Факторы, влияющие на величину равновесного потенциала. Водородный электрод. Потенциалы металлических, газовых и окислительно-восстановительных электродов. Ионоселективные электроды.

Ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с кислотами. Травление металлов в полиграфии.

Гальванические элементы. Полуэлементы. Катодные и анодные процессы в гальванических элементах. Электродвижущая сила (ЭДС) гальванических элементов и её вычисление. Электрохимическая и концентрационная поляризация. Деполяризация электродных процессов.



Тема 9. Коррозия металлов

Основные виды коррозии металлов. Химическая коррозия. Газовая и жидкостная химическая коррозия. Электрохимическая (гальванокоррозия) коррозия. Скорость коррозии и факторы, влияющие на неё. Активаторы и ингибиторы коррозии. Способы защиты металлов от коррозии: метод защитных покрытий, гальванопокрытия, легирование, оксидирование, фосфатирование, протекторная защита, электрозащита.



Тема 10. Электролиз и электроосаждение металлов

Электролиз. Электролиз водных растворов. Анодные и катодные реакции. Последовательность электродных процессов. Вторичные процессы при электролизе. Перенапряжение. Электролиз водных растворов с растворимым и нерастворимым анодом.

Законы Фарадея. Выход по току. Основы гальванического нанесения металлов. Факторы, влияющие на качество металлических покрытий. Применение электролиза в полиграфии. Гальваностегия. Электрохимическое травление металлов.

Тема 11. Химические процессы в полиграфии

Химия в полиграфии. Полиграфические материалы. Химические процессы изготовления печатных форм. Фоторепродукционные процессы. Процессы безэмульсионного и эмульсионного способов травления. Изготовление клише. Травление печатных форм глубокой печати. Краски.

Металлы и их применение в полиграфии. Свойства меди, алюминия, хрома, свинца, цинка и их соединений.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.

Экология

8

9

10

11
















2.

Безопасность жизнедеятельности

7

8

9

10

11














5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин

СРС

Все-го

час.


1.

Тема 1. Строение атома.

2




2




9

13

2.

Тема 2. Периодический закон Д.И.Менделеева

2




2




6

10

3.

Тема 3. Химическая связь

4




4




9

17

4.

Тема 4. Энергетика химических процессов

4




4




6

14

5.

Тема 5. Химическая кинетика и равновесия в гомогенных системах

4




4




6

14

6.

Тема 6. Растворы

4




4




9

17

7.

Тема 7. Коллоидные растворы

4




4




9

17

8.

Тема 8. Электрохимические процессы

4




4




6

14

9.

Тема 9. Коррозия металлов

2




2




6

10

10.

Тема 10. Электролиз и электроосаждение металлов

2




2




6

10

11.

Тема 11. Химические процессы в полиграфии

2




2




4

8


6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)


1.

Тема 1

Свойства оснований

2

2.

Тема 1

Свойства солей

2

3

Тема 1

Окислительно-восстановительные реакции ионов в кислой среде

2

4

Тема 1

Окислительно-восстановительные реакции ионов в кислой среде

2

5

Тема 3

Определение молярной массы эквивалента алюминия

2

6

Тема 4

Определение теплового эффекта реакции нейтрализации сильной кислоты сильным основанием

2

7

Тема 5

Смещение химического равновесия

2

8

Тема 5

Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагентов

2

9

Тема 5

Зависимость скорости химической реакции от температуры

2

10

Тема 6

Приготовление раствора заданной концентрации

2

11

Тема 6

Свойства водных растворов электролитов

2

12

Тема 6

Гидролиз солей и рН

2

13

Тема 8

Химические свойства металлов

2

14

Тема 8

Гальванические элементы

2

15

Тема 9

Коррозия металлов

2

16

Тема 10

Электролиз водных растворов солей

2

17

Тема 11

Свойства алюминия

2

18

Тема 11

Свойства свинца

2

19

Тема 11

Цинк и его свойства

2

20

Тема 11

Свойства меди

2


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)


1.




Не предусмотрены




2.























8. Примерная тематика курсовых работ (проектов)________не предусмотрены

_____________________________________________________________________________

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1) Глинка Н.Л. Общая химия. Уч. Пос. для вузов под ред. А.Н. Ермакова. – Издание 30. – М.:Интеграл-Пресс, 2008.

2) Я.А. Угай Общая и неорганическая химия, – М., Высшая школа, 2000 г.

3) Курс химии под редакцией Г.П.Лучинского, - Л., Высшая школа, 1985 г.

4) Н.Л. Глинка Задачи и упражнения по общей химии: Учебное пособие для нехимических вузов. – Л.; Химия, 1987.

5) Ю.А.Комков, Е.Г.Комкова Химия, лабораторные работы, - М., издательство МГУП, 2002г.
б) дополнительная литература

1) А.Г Стромберг, Д.П. Семченко. Физическая химия. Учебник для вузов. – М.; Высш. школа, 1999.


в) программное обеспечение

Мир химии. Все о химии. http://inchemistry.ru/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsxMTEyNDgzOzQwOTE3OTg7eWFuZGV4LnJ1Omd1YXJhbnRlZQ.

Алхимик. http://www.alhimik.ru/etcet/etcet01.html

____________________________________________________________________________

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________

Химические ресурсы в интернете. http://www.primchem.narod.ru/sites.html.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лабораторные работы выполняются в специализированной лаборатории неорганической и физической химии, оснащённой соответствующими приборами и оборудованием: средствами химического анализа, спектрометрии, рефрактометрии, потенциометрии, аналитическими весами, химическими реагентами и т п. Для тестирования и самостоятельной подготовки используется компьютерный класс.

В учебном процессе используются следующие наглядные пособия и методические материалы:

- слайды и схемы;

- тесты для контроля усвоения материала по дисциплине;

- программы для ЭВМ;

- модели кристаллических решёток типа «ОХ-9»;

- плакаты по курсу «Общая химия»;

- решётки Браве (СКБ МИСиС);

- кинофильмы: «Безопасность работы в химических лабораториях», «Строение атомов и химическая связь», «В камере Вильсона», «Некоторые примеры применения изотопов», «Кристаллическая решётка металлов», «Неметаллы», «Химическая коррозия», «Коррозия металлов», «Защита химической аппаратуры от коррозии», «Соединения кремния»;

- прибор для демонстрации смещения равновесия в газовой системе «ОХ-4».

– лабораторный практикум издательства МГУП, 2002 г.


_____________________________________________________________________________
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Рекомендуемые образовательные технологии - лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, тестирование, защита лабораторных работ, для проведения которых привлекается:



  • использование средств Microsoft Power Point для чтения лекций;

  • использование виртуального лабораторного практикума;

  • использование компьютерных демонстраций на лекциях.

Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации используются программно-дидактические тестовые материалы по соответствующим разделам химии а также тестовые материалы Интернет-экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЕПО).

Для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины проводятся домашние контрольные работы, задачи определяются преподавателем индивидуально для каждого студента.



(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)

_____________________________________________________________________________