Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 25. 03 "Библиотековедение, библиографоведение, книговедение" - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы кандидатского экзамена по специальности 05. 25. 03 «Библиотековедение... 1 17.91kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 1 87.6kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 3 1166.85kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 5 1873.98kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 1 306.52kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 1 65.15kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 22. 1 197.89kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 1 322.21kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 1 95.14kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 1 79.98kb.
Программа кандидатского экзамена Научная специальность 1 199.71kb.
Книга в свете содержания понятий «социальная информация» «семан­тическая... 1 95.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 25. 03 "Библиотековедение - страница №1/1

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности



05.25.03 “Библиотековедение, библиографоведение, книговедение”
Введение

В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: библиотековедение, библиографоведение, книговедение. Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по управлению, вычислительной технике и информатике при участии Московского государственного университета культуры и искусств, Российской государственной библиотеки.



Методологические подходы к рассмотрению библиотековедения, библиографоведения и книговедения как научных дисциплин

1.1. Определение науки. Наука как составная часть культуры, ее отличия от ненауки (псевдонауки, лженауки), практики, веры, искусства; техники и других составных частей культуры. Наука и отрасль знания: общее и различия в этих понятиях. Задачи науки. Институализация и уровни науки. Свойства науки: объективность, упорядоченность, рациональность, проверяемость, интернационалистичность, всеохватность, конвенциональность, унифицированность, преемственность, ускоряемость, импульсивность, диахроничность, беспредельность, непредсказуемость и иные. Функции науки: описательная, гносеологическая, прогностическая.

1.2. Основные признаки науки: наличие предмета, теории, законов. Дополнительные признаки науки. Присутствие этих признаков у библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Сравнительный анализ трактовок библиотековедения, библиографоведения, книговедения как научных дисциплин.

Статус библиотековедения, библиографоведения, книговедения как научной специальности

2.1. Трактовка библиотековедения, библиографоведения и книговедения как отраслей деятельности, отраслей знания и критика этой трактовки. Критика нигилистического отношения к библиотековедению, библиографоведению, книговедению как наукам, а также расширительных трактовок этих научных дисциплин. Факторы, от которых зависит определение их действительного статуса.

2.2. Наличие собственного предмета исследования и самостоятельных теорий у библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Разработка законов, закономерностей, принципов, критериев в библиотековедении, библиографоведении, книговедении, признание их статуса как научных дисциплин. Общее в библиотековедении, библиографоведении, книговедении, позволяющее комплексировать их в единую научную специальность.

Эволюция взглядов на соотношение библиотековедения, библиографоведения и книговедения

3.1. Важность вопроса о соотношении между собой библиотековедения, библиографоведения, книговедения. Объединение вопросов, связанных с историей письменности, производством книги, ее функционированием в обществе и хранением в единую область (XVI в., К. Геснёр; XVII в. – Г.В. Лейбниц, В.Н.Татищев, М.Денис; XIX в. – Г. Пеньо и др. Идентификация библиографии, библиотечного дела и книговедения в понятиях “библиология”, “библиография” и т.п., представление о “книгословии” (В.Г.Анастасевич) как науке наук. Взгляды Ш. Брюне (1780–1867), К.М. Бэра (1792–1876), Ф.К. Лера (1738–1809), В.С. Сопикова (1765–1818) и их развитие другими авторами (Н.М. Лисовским, А.М. Ловягиным, Н.М. Сомовым, Б.С. Боднарским, А.Г. Фоминым, Е.Н. Добржинским, Н.В. Русановым, И.В. Новосадским, А.А. Сидоровым, Е.Л. Немировским, И.Е. Баренбаумом, Н.М. Сикорским, Р.С. Гиляревским и др.).

3.2. Рассмотрение книговедения и библиографии как части библиотековедения (М. Шреттингер, К. Дзяцко, Ф.Эйхлер, А.фон Харнак, Г. Лейдингер и другие зарубежные библиотековеды). Взгляды А.А. Покровского, В.А. Невского и последствия их публикации с обоснованием расширительной трактовки библиотековедения.

3.3. Концепция библиотековедения как части книговедения и библиографии (Р.Фик, А.М. Иоффе, Л.Г. Джахая, Н.А. Сляднева, Е.Л. Немировский, И.Е. Баренбаум и другие авторы). Отражение этой позиции в Классификации литературы в органах государственной регистрационно-учетной библиографии, “Единой системе классификации литературы в книготорговой сети”.

3.4. Концепция относительной автономии библиотековедения, библиографоведения и книговедения (Ю.В. Григорьев, О.С. Чубарьян). Концепция частичного пересечения и взаимодействия библиотековедения, библиографоведения и книговедения (А.И Барсук, О.П. Коршунов, Ю.Н. Столяров и другие авторы).

Библиотековедение, библиографоведение, книговедение в системе наук

4.1. Важность установления места комплекса библиотековедение–библиографоведение – книговедение и каждой из этих дисциплин в системе наук. Фиксирование их места в различных классификационных системах как отражение тех или иных теоретических концепций. Методологическое и теоретическое несовершенство этих классификационных систем.

4.2. Современные представления о библиотековедении, библиографии, книговедении как о составной части науки о документальных коммуникациях, анализ этих представлений, а не как о дисциплинах общественных, педагогических, информационных, филологических, технических, культурологических и т. п. Документ и его разновидности как исходный элемент документальных систем.

4.3. Отнесение класса наук о документально-коммуникационных системах к области наук о социальных коммуникациях. Истоки этой концепции в трудах Д. Дидро (1751), Бутеншона (1802), А. Ампера (1834), П. Отле (1895), А.М. Ловягина (1923), Г. Лейдингера (1928), Р. Клута (1970), Р.С. Гиляревского (1971), О.С. Чубарьяна (1978), А.В. Соколова (1982), О.П. Коршунова (1980-е), Ю.Н. Столярова (1990-е). Место науки о социальных коммуникациях в классе общественных наук (Ю.Н. Столяров, 2002).



Методология библиотековедения, библиографоведения, книговедения

5.1. Значение правильного представления о методологии библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Метод как путь достижения поставленной цели. Метод как отправная точка исследования. Метод как система приемов и правил, с помощью которых достигается объективное познание библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих проблем.

5.2. Вопрос о наличии специальных методов в библиотековедении, библиографоведении, книговедении. Взгляды А.Н. Ванеева, А.Л. Гольдберга, В.С. Крейденко, А.В. Соколова, И.Е. Баренбаума, А.А. Беловицкой, Г.К. Пузикова, А.Я. Черняка, О.П. Коршунова. Существование метода библиотековедения, библиографоведения, книговедения (в собирательном смысле) за пределами каждой из этих дисциплин.

Понятие документа

6.1. Документ, документальный ресурс как собирательные понятия библиотековедения – библиографоведения – книговедения. Трактовка понятия “документ” в зарубежной и отечественной литературе. Взгляды П. Отле и его последователей. Объем понятия “документ”. Онтологический и феноменологический статус понятия документ. Документ в субстанциональном и функциональном смысле. Документ аутентичный и неаутентичный; стационарный и мобильный; синхронный (в том числе отображенный и воспроизведенный) и матричный; дискретный и континуальный; самодостаточный и составной; элементарный и сложный; подлинный и копийный. Классификация документа по семантической, сигнифической, синтаксической и прагматической составляющим. Классификация документа по материальной составляющей. Книга как основной вид документа. Документ на энергетическом носителе. Электронный документ, проблема его дефинирования и классификации.

6.2. Проблема определения понятий “электронный документ”, “электронная книга”, “электронное издание”. Отношение к этим понятиям со стороны библиотековедов, библиографов, книговедов. И.Е. Баренбаум, Р.С. Гиляревский о правомерности исследовать соотношение понятий “книга” и “документ”, осмысливать книговедческие аспекты информационных технологий изготовления и распространения электронной книги. Компьютеризация процессов редактирования, набора, воспроизведения произведения как определяющая тенденция современного документоиздания и документораспространения. “Виртуальный” книжный магазин. Проблема классификации электронных изданий. Место книжных, библиотечных, библиографических ресурсов в общей системе документных ресурсов.

Читатель, пользователь книжной, документной продукции

Пользователь документной продукции – компонент библиотечной, библиографической, книжной деятельности, выполняемая им холистическая функция в этой системе. Приоритеты России в постановке и изучении проблемы читателя. Исследование проблемы читательства в дореволюционной России и в последующие исторические периоды. Н.А.Рубакин — классик библиосоциологии и библиопсихологии. Библиопедагогика.

Социология книги и чтения. Ее развитие во второй половине XX в., основные результаты, задачи. Читатель и гипертекст. Проблемы пользования мультимедиа. Круг основных авторов, исследующих проблемы чтения, пользования документом; круг читателей, пользователей.

Электронная библиотека

8.1. Трансформация книги в электронное издание. Возникновение электронного оффлайнового и онлайнового) документного ресурса. Появление в 1990-х годах электронных библиотек. Электронная библиотека как симбиоз различных подсистем документальных коммуникаций.

8.2. Эволюция и современное состояние разработки концепции электронной библиотеки. Задачи библиотековедения, библиографоведения, книговедения в теоретическом и концептуальном обосновании идеи электронной библиотеки. Вклад Я.Л.Шрайберга, А.И.Земскова в разработку и реализацию концепции электронной библиотеки.

Нормативная база библиотековедения, библиографоведения, книговедения

9.1. Содержание понятия “нормативная база”. Нормативные правовые акты в библиотековедении, библиографоведении, книговедении. Проблемы реализации совершенствования и дальнейшего развития государственного законодательства в библиотечной, библиографической и книжной деятельности. Состояние подзаконной нормативной базы.

9.2. Нормативная терминологическая база. Проблемы совершенствования СИБИД, приведение терминологии СИБИД в соответствие с УСД и международными системами стандартов (в статусе СНГ, ДИН, ИСО).

Организационные проблемы общего значения для библиотековедения, библиографоведения, книговедения

10.1. Организация научно-исследовательской деятельности в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Научно-исследовательские центры. Формы научно-исследовательской деятельности. Подготовка научно-исследовательских и научно-педагогических кадров. Аспирантура. Докторантура. Диссертационные советы.



10.2. Организации, издающие научные произведения и периодические издания по библиотековедению, библиографоведению и книговедению. Научные школы в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения.

Основная литература

  1. Агеев, В.Н. Электронная книга: новое средство социальной коммуникации. - М.: Мир книги, 1997.

  2. Барсук, А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин: методологический очерк. - М.: Книга, 1975.

  3. Гиляревский, Р.С. Информатика и библиотековедение: общие тенденции в развитии и преподавании. - М.: Наука, 1974.

  4. Рубакин, Н.А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. - М.: Книга, 1977.

  5. Сляднева, Н.А. Библиография в системе универсума человеческой деятельности. - М., 1993.

  6. Солтон, Дж. Динамические библиотечно–информационные системы: пер. с англ. - М.: Мир, 1979.

  7. Столяров, Ю.Н. Документный ресурс. - М.: Изд–во Либерея, 2001.

  8. Столяров, Ю.Н. Сущность информации. - М., 2000.

  9. Шамурин, Е.И. Словарь книговедческих терминов. - М.: Совет. Россия, 1958. (Для библиотекарей, библиографов, работников печати и книжной торговли).

  10. Шрайберг, Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей. Главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы. 2–е изд., испр. и доп. / Гос. публ. науч.-техн. б-ка России. - М., 2001.

Дополнительная литература

  1. Банк, Б.В. Изучение читателей в России (XIX в.). - М.: Книга, 1969.

  2. Берков, Н.П. Библиографическая эвристика (теории и методы библиографических разысканий). - М., 1960.

  3. Дерунов, К.Н. Избранное. - М.: Книга, 1972.

  4. История русского читателя. В 3 т. - Л., 1973.

  5. Куфаев, М.Н. Избранное: труды по книговедению и библиографоведению. - М. 1981. - (Труды отечественных книговедов.)