Программа междисциплинарного экзамена по направлению подготовки социология новосибирск 2012 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных испытаний в форме междисциплинарного экзамена... 1 90.76kb.
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного... 1 189.97kb.
Рабочая программа комплексного междисциплинарного вступительного... 1 254.32kb.
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 040200. 2 365.25kb.
Программа вступительных испытаний в форме междисциплинарного экзамена... 1 49.66kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 97.43kb.
Программа дисциплины «Социология общественного мнения» 1 196.59kb.
Программа междисциплинарного государственного экзамена по математике... 1 35.51kb.
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «Социология» 1 201.05kb.
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 106.23kb.
Программа государственного экзамена по направлению подготовки бакалавров... 1 56.52kb.
Вопросы к зачету по курсу «Социология» 1 14.35kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа междисциплинарного экзамена по направлению подготовки социология новосибирск - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

Программа междисциплинарного ЭКЗАМЕНА

по направлению подготовки

СОЦИОЛОГИЯ

Новосибирск 2012


Содержание программы по дисциплинам

Дисциплина «История социология»


Тема 1. Классические концепции французской и немецкой школ социологии.

Понятие о предмете и методе социологии О. Конта. Социальная статика и социальная динамика. Социальный порядок и социальный прогресс в учении О. Конта. «Социологизм» Э. Дюркгейма. Предмет социологии. Правила социологического метода. Концепция социальной солидарности. Аномия.

Формальная социология Ф. Тенниса. Типы общественных форм и отношений: «община» и «общество». Предмет и задачи формальной (чистой) социологии Г. Зиммеля. Понимающая социология М. Вебера. Социальное действие. «Идеальный тип». Типология власти.

Тема 2. Социологические концепции М.М. Ковалевского и П.А. Сорокина.

Плюралистическая концепция М.М. Ковалевского. Солидарность как критерий социального прогресса. Сравнительно-исторический и генетический методы. М.М. Ковалевского и развитие социологического образования. Концепция социокультурной динамики и интегральная теория общества. Соотношение «российского» и «американского» периодов творчества П.А. Сорокина.


Тема 3. Структурный функционализм, системный подход в американской социологии. Теории социального действия и социального обмена.

Европейские предшественники структурно-функционального анализа (Г. Спенсер, Б. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун). Институциональная школа структурно-функционального анализа Т. Парсонса. Теория действия. Социальные системы: типы, характеристики, функции. Функциональный структурализм Р.Мертона. Теории среднего уровня. Аномия. Типы поведения.

Символический интеракционизм Дж. Мида. Теория «социального Я». Теория социального обмена Дж. Хоманса. Постулаты теории обмена. Теория интегративного обмена П. Блау. Структуры обмена. Феноменологическая социология А. Шюца, ее предмет и метод. Концепция «дома». Этнометодология Г. Гарфинкеля. Исследовательские направления в этнометодологии.

Тема 4. Крупнейшие социологи современной Англии, Франции, Германии.

Теория структурации Э.Гидденса. «Новые правила социологического метода». Социология П.Бурдье. Концепция «социальной практики». Теория самореферентных систем Н. Лумана. Понятие «аутопоэйсиса». Социологическая теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Социология знания П. Бергера и Т. Лукмана. Конструирование социальной реальности.


Дисциплина «Общая социология».


Тема 5. Социология как наука.

Объект и предмет социологии, ее основные функции в современном обществе. Общество как объект социологи. Различные трактовки объекта и предмета социологии. Основные функции социологии: познавательная, прогностическая, управленческая, гуманистическая и др.

Структура социологии как научной дисциплины. Макросоциология и микросоциология. Мультипарадигмальная структура: структурный функционализм, теории конфликта, теории социального обмена, символический интеракционизм, феноменология, интегративные парадигмы (теория структурации Э.Гидденса и др.). Уровни социологического знания. Трехуровневая структура социологического знания (Р.Мертон): общесоциологический уровень (теоретическая социология), средний уровень (специальные, частные социологические теории), эмпирический уровень (конкретные социологические исследования).

Социология в системе социально-гуманитарных знаний. Взаимодействие социологии с философией, экономической теорией, историей, политологией и другими науками об обществе.

Метод социологии. Логика социологического исследования. Социологическое исследование: понятие, этапы, виды. Программа и план социологического исследования. Выборочный метод в социологии. Анализ и обработка результатов социологического исследования. Методы социологического исследования: анализ документов, анкетный опрос, интервью, исследовательские беседы, наблюдение, экспертный опрос, социально-психологические, социальный эксперимент.
Тема 6. Общество и мировая система.

Понятие категории «общество» в социологии и его основные характеристики. Различные подходы к пониманию общества в социологии. Общество и природа. Общество и социальные институты. Общество и личность. Общество и культура. Общество как система. Понятие системы в социологии. Структурная композиция общества. Экономическая, политическая, социальная, духовная и другие подсистемы общества как динамической системы. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Качественные характеристики общества: целостность, устойчивость, автономность и самодостаточность, способность к саморегуляции. Марксистская модель общества (К.Маркс). Структурно-функционалистская модель общества (Т.Парсонс).

Типология обществ. Исторические типы обществ: критерии и классификации. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное и современное общество (Ф. Теннис). Формационный подход к типологии общества (К.Маркс). Цивилизационный подход к типологии общества. Восточный и Западный типы общества.

Социальные изменения: основные понятия и концепции. Социальные изменения и социальное развитие. Социальные революции и реформы. Концепции социального прогресса (О.Конт, К.Маркс). Модель техно-социальной эволюции Д.Белла. Модернизация. Система современных обществ: тенденции и перспективы развития. Формирование мировой системы. Мировая система и процессы глобализации. Виртуализация. Место России в мировом сообществе.


Тема 7. Социальные институты общества.

Понятие и функции социальных институтов общества. Специфические функции социальных институтов. Признаки социальных институтов. Явные и латентные функции социальных институтов. Дисфункции социальных институтов. Экономические, политические, семейные, религиозные, образовательные как основные социальные институты в современном обществе. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Институционализация как процесс формирования социальных институтов. Возникновение общественных потребностей как необходимый аспект институционализации. Организационное оформление социального института. Социальные институты как агенты социального изменения и развития. Деформация социальных институтов России в переходный период. Дифференциация и специализация социальных институтов в процессе перехода от традиционного к современному обществу (индустриальному, постиндустиральному).

Характеристика важнейших социальных институтов общества. Семья как социальный институт. Основные концепции социологии семьи конца XIX- начала XX в. Типы семейных структур. Нуклеарная и расширенная семья. Брак как основа семейных отношений. Моногамия, полигамия. Групповой брак. Семейный цикл или жизненный цикл семьи. Типы семейной организации. Функции семьи как социального института. Анализ ролевых отношений в семье. Ролевое согласие и ролевой конфликт. Формы ролевого конфликта. Ослабление семьи как социального института, изменение его социальных функций, ролевых семейных отношений в современном обществе.

Религия как социальный институт. Интегративная и регулятивная функции религии в обществе. Рационализация духовных оснований социальной жизни и изменения роли религии как социального института. Секуляризация и десакрализация. Религия и идеология. Религия в России.

Образование как социальный институт. Важнейшие функции социального института образования. Модернизация и реформирование системы образования в современной России. Проблема качества современного образования.

Социальный институт права. Правовое регулирование социальной жизни. Механизм действия права. Реальное существование права. Компенсирующий механизм права.

Экономические, политические институты и средства массовой информации (СМИ), их роль в обществе: изучение в рамках специализированных социологических теорий (экономической социологии, социологии политики, социологии массовой коммуникации).


Тема 8. Социальные группы и общности.

Виды общностей. Общность и личность. Социальные агрегаты. Этнические общности. Номинальная общность. Массовая общность. Контактные общности. Толпа. Аудитория. Социальные круги.

Социальные группы и их классификация. Специфические признаки социальных групп. Первичные и вторичные; организованные (формальные) и спонтанные (неформальные); референтные группы и группы членства; большие и малые группы. Групповая динамика. Лидерство. Групповое мышление. Конформизм. Малые группы и коллективы. Формы и структура малой группы.

Социальная организация. Различие между социальным институтом и социальной организацией. Признаки (характерные черты) социальной организации. Организационный (кооперативный) эффект организации. Формальные и неформальные организации. Бюрократическая организация как особый вид социальной организации. «Идеальный тип» бюрократической организации М.Вебера. Р.Мертон о дисфункциях («вторичных последствиях», недостатках) бюрократической организации.


Тема 9. Социальная стратификация и мобильность.

Социальная структура общества и социальная стратификация. Социальное неравенство. Проблема социального равенства и социальной справедливости. Теории конфликта и функционализма как противоположные объяснения социального неравенства. М.Вебер и П.А.Сорокин о социальном неравенстве и социальной стратификации. Понятие социального статуса.

Понятие и исторические типы стратификации. Измерение стратификации. Стратификация современного западного общества. Стратификация советского общества. Формирование социальной структуры современного российского общества: факторы, тенденции, проблемы. Предприниматели как новая социальная группа. Маргинальные слои и группы населения. Формирование российского среднего класса. Стратификация современного российского общества.

Понятие и виды социальной мобильности. П.А.Сорокин о социальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Индивидуальная и групповая социальная мобильность. Факторы социальной мобильности. Каналы социальной циркуляции (мобильности). Открытые и закрытые общества.


Тема 10. Личность и общество.

Личность как объект социологического анализа. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Биологический, психологический и социальный уровни личности. Проблема взаимоотношения личности и общества в социологии. Активное взаимодействие личности и социальной среды. Личность как деятельный субъект.

Социализация личности: основные теории и средства осуществления. Понятие социализации личности. Средства социализации и важнейшие факторы: биологические, культурные, социальные, физического окружения. Этапы социализации. Первичная и вторичная социализация. Агенты и институты социализации. Социализация взрослых. Теории социализации личности: Я-теория (Ч.Х. Кули и Дж.Г.Мид), психоаналитические теории (З.Фрейд, Э.Эриксон), когнитивные теории (Ж.Пиаже, Кольберг и др.).

Личность как социальный тип. Проблема типологизации личностей. Социальное поведение как один из основных критериев типологии личности. Модальный, базисный и идеальный (эталонный) типы личности. Типы социальных характеров (Э. Фромм).

Ролевая концепция личности. Социальная роль. Два подхода к пониманию роли: символический интеракционизм и функционализм. Конвенциальные и межличностные роли. Исполнение и принятие роли. Социальный статус и статусный набор. Ролевой набор. Предписанные (аскриптивные) и достигнутые (приобретенные) статусы. Противоречивость статусов. Ролевой конфликт.

Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения. Девиантное и делинквентное поведение. Формы и виды девиантного поведения. Теория аномии Э.Дюркгейма. Основные типы отклоняющегося поведения в концепции Р.Мертона. Социальный контроль и девиация. Способы борьбы с девиантным поведением. Понятие социального контроля. Агенты социального контроля. Социальные нормы и социальные санкции. Общественное мнение как элемент социального контроля. Проблема девиантного поведения в социологическом изучении современного российского общества.


Тема 11. Культура как фактор социальных изменений.

Понятие и функции культуры. Многозначность и многоплановость понятия. Культура и общество. Культура и цивилизация. Соотношение природы и культуры. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Социологическое понимание культуры как регулятивного механизма. Репрезентативная, селективная, трансляционная, социализирующая, коммуникативная и другие функции культуры.

Структура и многообразие культуры. Основные составляющие культуры. Культурные универсалии. Знаки (значения) как элементарные единицы структуры культуры. Язык. Формы социокультурной регуляции. Обычаи. Традиции. Ритуалы. Социальные нормы и ценности как основные формы социокультурной регуляции в современном обществе. Материальная и духовная культура. Культурное многообразие. Культурная интеграция. Субкультуры и контркультуры. Массовая и элитарная культура. Взаимодействие культур. Культурный релятивизм и этноцентризм.

Культурная динамика. Эволюционная (линейная) и циклическая модели. Циклические теории социокультурной динамики Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П. Сорокина, Л. Гумилева и др. Глобализация и современная социокультурная динамика. Россия в мировом социокультурном пространстве.


Тема 12. Социальные взаимодействия и коллективное поведение.

Понятие социального взаимодействия. Формы социального взаимодействия. Социальное поведение. Обмен действиями. Различие между поведением и обменом действиями. Концепция социального действия М.Вебера. Типология социального действия. Проблема социального взаимодействия в различных социологических концепциях (П.А.Сорокин, Дж. Хоманс, Т.Парсонс, Дж. Мид, Г.Блумер). Сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия. Конкуренция и конфликты. Власть как форма социального взаимодействия. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Социальное отношение как форма социального взаимодействия.

Коллективное поведение. Разнообразие моделей коллективного поведения. Слухи. Массовая истерия. Паника. Толпа. Объяснение поведения толпы.

Социальные движения. Понятие «социальное движение». Типология социальных движений. Реформаторские и революционные движения. Молодежные, экологические, религиозные, феминистские, национально-освободительные и другие движения как формы массового поведения. Механизм возникновения социальных движений. Теории социальных движений. Теория относительной депривации. Этапы развития социальных движений. Особенности социальных (общественных) движений в современной России.


Дисциплина «Методология и методика социологического исследования».



Тема 13. Социологическое исследование как отрасль социологической науки.

Понятие социологического исследования, функции социологических исследований. Методологическая роль теории в социологическом исследовании. Понимание социального факта, социальное действие как единицы измерения в социологическом исследовании.

Социальные и социологические исследования: природа, содержание и сущность социального и социологического исследования.

Виды социологических исследований и их классификация по различным признакам. Конкретные, монографические, разовые (точечные), повторные, сплошные, выборочные, панельные, когортные, трендовые и другие исследования и их характеристика. Мониторинг как разновидность повторного исследования.

Этапы проведения исследования и их характеристика.
Тема 14. Программа социологического исследования:

разделы и требования к ее построению.

Понятие программы социологического исследования. Роль программы в исследовательском процессе. Функции программы. Структура программы социологического исследования: основные блоки программы, их характеристика и связи между ними. Соотношение фундаментально-теоретического и эмпирического в программе социологического исследования.

Общие требования, предъявляемые к программе социологического исследования. Основные разделы программы социологического исследования и их характеристика.

Формулировка проблемы, определение целей, задач, объекта и предмета социологического исследования. Логико-методологический анализ понятий. Теоретическая интерпретация понятий. Переменные в социологическом исследовании и их понимание. Теоретическая модель исследования.

Операционализация концептуальных понятий. Эмпирическая интерпретация переменных. Социальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании Построение эмпирической модели исследования, ее сущность и функции.

Определение гипотезы социологического исследования. Логика гипотетического рассуждения. Требования к формулированию гипотезы. Роль гипотезы в социологическом исследовании. Виды гипотез в зависимости от уровня интерпретируемых понятий и их характеристика.


Тема 15. Выборка в социологическом исследовании: сущность, типы и виды.

Основные понятия выборочного метода: генеральная совокупность, выборочная совокупность, единица наблюдения (отбора), репрезентативность выборки, репрезентативность исследования. Значение выборки в исследовании. Правила определения выборки. Проблема надежности (обоснованности) и репрезентативности. Понятие ошибки выборки. Виды ошибок.

Простые и сложные выборки и их виды. Многоступенчатая, комбинированная, статификационная, кластерная выборки и их характеристика. Методы отбора, используемые при различных видах выборок. Неслучайные выборки, их виды и характеристика.
Тема 16. Количественный и качественный подходы к сбору

социологической информации.

Количественные методы в социологическом исследовании, их виды и общая характеристика. Опросные и неопросные методы.

Качественные методы в социологическом исследовании и их общая характеристика. Особенности методологии качественного исследования, его познавательные возможности. Виды качественного исследования: этнографические, исторические, история семьи, история жизни человека от детства к взрослению, исследования случая (case study) и т.д., суть, методы и источники информации.

Сравнительный анализ количественного и качественного подхода.


Тема 17. Методы сбора социологической информации.

Сущность метода анализа документов. Основное назначение и области применения метода анализа документов в социологии. Понятие документа. Классификации документов. Особенности, достоинства и недостатки метода анализа документов в социальном познании. Типы задач решаемых методом анализа документов. Проблема достоверности документальной информации. Этапы и процедуры анализа документов. Типичные ошибки анализа документов в социологическом исследовании.

Опрос как основной метод сбора социологической информации и его разновидности. Определение и сущность социологического опроса. Достоинства и недостатки опросных методов в целом. Виды опросов и их характеристика. Технические средства опросов. Вопрос как основная составляющая опроса. Классификация вопросов и их характеристика. Познавательные возможности вопросов разных типов: их плюсы и минусы (недостатки и ограничения разных типов вопросов, проблема достоверности разных типов вопросов). Использование различных типов вопросов на разных стадиях исследования. Типы задач, требующие разных видов вопросов. Основные правила формулировки вопросов.

Анкетирование в социологическом исследовании. Анкета как инструмент социологического исследования. Логика построения анкеты. Правила композиции. Базисная часть анкеты и обслуживающие разделы. Основные требования к оформлению анкеты. Технические приемы, используемые в анкете. Анализ качества анкеты. Логический контроль анкеты. Ошибки анкетера и контроль поля.

Интервью в социологическом исследовании, его особенности, возможности и ограничения, классификация, характеристика отдельных видов. Преимущества и недостатки метода. Трудности применения интервью в социологическом исследовании. Подготовка и подбор интервьюеров. «Эффект интервьюера». Фокус-группа: характеристика и сфера применение. История возникновения и применения метода, сущность метода, типы решаемых задач, достоинства и недостатки метода, процедура и инструментарий.

Наблюдение в социологии. Виды наблюдений. Преимущества и недостатки наблюдения. Процедура проведения наблюдений: основные этапы и инструментарий (карточки, протоколы, дневники, инструкции). Типы ролей наблюдателя. Подготовка наблюдателей. Пути повышения надежности наблюдений. Типичные ошибки в проведении социологического наблюдения.



Социальный эксперимент, его специфика в социологических исследованиях, его возможности и границы применения. Сущность социального эксперимента. Методология и методика эксперимента. Понятие чистоты эксперимента. Виды экспериментов. Ошибки и трудности в эксперименте.

Дисциплина «Социология организаций».


Тема 18. Организация как объект изучения социологии организаций.

Феномен организованности в природе и обществе. Понятие организации. Естественная организация. Целевая организация. Социальная функция организации. Роль организаций в современном мире. Основания для построения типологии организаций: правовая форма, форма собственности, отраслевая принадлежность и пр.

Структура организации: понятие, компоненты, способы формирования. Структурные компоненты организации (социальная структура, цели, технология, персонал). Структура как средство воспроизводства социальных отношений. Разделение труда и специализация трудовых функций. Дифференциация и интеграция. Департаментализация. Способы департаментализации: по цели, по процессу, по географии, по типу продуктовых рынков. Степень централизации организационных структур.

Формальная организация как способ распределения властных отношений. Формально-ролевая структура. Статус. Формальный авторитет. Виды формальных организационных структур: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры. Гибкие структуры.


Тема 19. Цели, организационные технологии и управление

персоналом в организации

Понятие цели. Единство целей, ресурсов и средств целедостижения. Функции целей организации. Носители целей: общество, система, группа, индивид. Типология целей в организации: цели-задания, цели системы, цели-ориентации. Цель и формирование организационной структуры. Древо целей. Метод построения дерева целей.

Технология как структурообразующий фактор организации. Типы технологий по Дж. Вудворд и Дж. Томпсону и др. Технологическая структура. Взаимоотношения технико-технологической и социальной структур. Организация как социотехническая система.

Структура управления персоналом в организации. Задачи и функции службы управления персоналом. Работа с персоналом в организации. Оценка потребности в персонале. Профессиональная пропаганда. Реклама. Профессиональная ориентация. Подбор и расстановка персонала. Адаптация работников на предприятии. Комплексная профессионально-психологическая оценка членов организации.



Тема 20. Группа в организации. Особенности групповой деятельности. Конфликты в организации.

Определение социальной группы. Цели группы. Характеристики социальной группы (групповая сплоченность, интенсивность процессов дезинтеграции, дух кооперации). Типология групп в организации. Стадии развития группы. Поведение членов социальной группы. Социальные роли в группах. Особенности групповой деятельности.

Конфликтологический подход в социологии (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, У. Мастенбрук и др.). Понятие конфликта. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов в организации. Основные стадии протекания конфликта. Стратегии выхода из конфликтной ситуации. Управление конфликтом в организации.

Дисциплина «Социология управления».


Тема 21. Социология управления как научно-методологическая основа социального управления.

Социология управления как междисциплинарное знание. Уровни социологии управления. Понятие социального управления, его содержание на разных уровнях управления. Основная функция социального управления.

Социальная организация как социальная система. Понятие социальной организации. Социальные свойства организации. Социальная среда организации. Индивид и подразделения в организации. Основные системообразующие качества социальной организации. Социотехнические системы.

Формальные, внеформальные и неформальные организации. Особенности формальных организаций. Бюрократия как основной тип управления формальной организацией. Вклад М.Вебера в развитие формальных организаций. Структура неформальной организации. Источники внеформальной самоорганизации. Неформальные организации, их особенности.

Понятие, формы проявления организационной патологии. Причины организационной патологии, её разновидности. Организационная патология как нарушение управляемости организации. Инновации как фактор преодоления организационной патологии. Основные признаки инновации в области организации и управления.

Понятие коллектива, его классификация по различным критериям. Уровни объединения работников в коллективы. Основные функции трудовых коллективов. Структура коллектива.

Личность и малые группы в организации. Аппарат управления как социальная группа. Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности, общении.

Тема 22. Организационная культура.

Организационная культура и ее основные элементы. Культура как базовое понятие науки управления. Широкое и узкое толкование термина. Носители организационной культуры. Формы проявления организационной культуры.

Организационная культура как система. Элементы и их характеристика. Типология организационной культуры, основные факторы, лежащие в основе отдельных типов культуры. Типология организационной культуры Г. Хофштеде, Р. Куинну, Ч. Хэнди, К. Камерон. Методика диагностики и развития организационной культуры. Сильные и слабые культуры.

Понятие субкультуры и ее виды. Диагностика культуры – важнейший этап оценки ее состояния. Оценка организационной культуры. Параметры оценки культуры организации.

Управление организационной культурой. Формирование основных элементов, ее сохранение и воспроизводство. Средства достижения. Роль руководителя в формировании, сохранении и воспроизводстве организационной культуры. Способы управления.


Тема 23. Власть.

Понятия «власть» и «властные отношения». Социально-психологическая природа власти. Подходы М.Вебера, Т.Парсонса и других ученых к определению данных понятий. Мотивационная основа феномена власти. Структурное понимание термина «власть». Основные формы власти.

Властные отношения как важный аспект функционирования социальной организации. Власть и лидерство. Компоненты социальной власти. Лидерство как психологический феномен. Стили руководства, их виды и характеристика. Отношения в социальной организации - предмет труда руководителя. Социальные роли руководителя организации. Эффективность руководства, критерии её оценки.

Тема 24. Управление как социально-гуманитарная технология.
Понятие социально-гуманитарной технологии, её основная функция.

Понятие и виды социально-гуманитарной технологии управления.

Кадровая политика: принципы и методы отбора кадров. Показатели оценки кадровой политики.

Основные задачи формирования профессиональных качеств работника. Роль необходимости и значения подготовки и переподготовки персонала в современных условиях. Обеспечение подготовки, повышения квалификации и социальной мобильности сотрудников.

Мотивация поведения личности в организации. Мотив, понятие, виды мотивов и их функции. Основные составляющие мотивационного процесса: потребности, интересы, ценности и ценностные ориентации. Их роль в мотивационном процессе.

Роль стимулирования труда в создании механизма активизации трудовой деятельности. Виды стимулов и их классификация, функции стимулирования, требования к организации стимулирования.

Управление конфликтами. Конфликт: понятие, элементы, стадии развития. Основные причины конфликтов. Классификация конфликтов по различным признакам. Основные способы разрешения конфликтов.



Развитие коммуникаций и обратной связи. Понятие, процесс коммуникации, коммуникационные стили. Роль обратной связи для эффективного управления.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Список вопросов для подготовки к экзамену.


  1. Возникновение и развитие классической социологии.

  2. Объект и предмет социологии, ее функции и значение в современном обществе.

  3. Структура социологии как науки.

  4. Место и роль социологии в системе социогуманитарных наук.

  5. Становление российской социологии.

  6. Основные направления российской социологии.

  7. Советская социология и институционализация социологии в современной России.

  8. Социология О. Конта, его роль в социологии.

  9. Социология Г.Спенсера, его роль в социологии.

  10. Роль Э. Дюркгейма в становлении и развитии социологии.

  11. Роль М.Вебера в становлении классической социологии.

  12. Роль К. Маркса и Ф.Энгельса в формирование социологической науки.

  13. Метод социологии: понятие и особенности современной методологии исследования социальных процессов и явлений.

  14. Подготовка исследовательской программы эмпирического исследования.

  15. Методы сбора первичной социологической информации.

  16. Понятие общества и его основные характеристики.

  17. Типология обществ.

  18. Общество как социальная система.

  19. Социальные изменения. Социальные революции и реформы.

  20. Социальный прогресс. Теории общественного развития: К. Маркс, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм.

  21. Циклические теории общественного развития: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

  22. Глобализация современного мира. Мировая система.

  23. Теория модернизации. Модернизационные процессы в России.

  24. Понятие и функции социальных институтов.

  25. Институционализация как процесс формирования социальных институтов. Факторы изменения социальных институтов.

  26. Характеристика основных социальных институтов, их роль в современном обществе.

  27. Средства массовой информации и образование как важнейшие социальные институты современного общества.

  28. Многообразие социальных общностей.

  29. Социальные группы и их классификация.

  30. Понятие и виды социальных организаций.

  31. Идеальный тип бюрократической организации М. Вебера: эффективность и недостатки.

  32. Социальное неравенство и социальная стратификация.

  33. Основные теории социальной стратификации.

  34. Понятие, характеристика и роль социальной мобильности.

  35. Социальная стратификация современного западного общества.

  36. Социальная стратификация советского общества.

  37. Социальная стратификация современного российского общества.

  38. Личность как объект социологического анализа.

  39. Понятие и общая характеристика процесса социализации личности.

  40. Основные теории социализации личности.

  41. Проблема типологизации личностей.

  42. Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения. Девиантное и делинквентное поведение личности.

  43. Понятие и типология социального взаимодействия.

  44. Формы социальных взаимодействий, социальные конфликты.

  45. Типология социальных движений.

  46. Понятие, структура и функции культуры.

  47. Материальная и духовная культура, субкультура и контркультура.

  48. Культурная динамика в теориях отечественных и зарубежных социологов.

  49. Глобализация и современная социокультурная динамика.

  50. Социокультурная ситуация в современной России.

  51. Понятие и функции социологического исследования.

  52. Классификация социологических исследований по различным признакам и их характеристика.

  53. Характеристика этапов проведения исследования.

  54. Программа социологического исследования, ее функции и роль в исследовательском процессе.

  55. Характеристика основных блоков программы социологического исследования.

  56. Формулировка проблемы, определение целей и задач исследования.

  57. Операционализация понятий и интерпретация переменных.

  58. Гипотезы социологического исследования, ее роль и логика гипотетического рассуждения. Требования к формулированию гипотезы и их характеристика.

  59. Виды гипотез в зависимости от различных оснований.

  60. Характеристика понятий: «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «единица наблюдения (отбора)», «репрезентативность».

  61. Типы отбора и виды выборки.

  62. Количественные методы в социологическом исследовании, их виды и общая характеристика. Опросные и неопросные методы.

  63. Качест­венные методы в социологическом исследовании и их характеристика

Виды качественных исследований и общий порядок действий.


  1. Сущность метода анализа документов. Типы задач решаемых методом анализа документов.

  2. Опрос как основной метод сбора социологической информации и его разновидности. Достоинства и недостатки опросных методов в целом.

  3. Вопрос как основная составляющая опроса. Классификация вопросов и их характеристика.

Основные правила формулировки вопросов. Трудные, сложные, наводящие и деликатные вопросы.


  1. Анкетирование как основной вид опроса: достоинства и недостатки. Этапы анкетирования.

  2. Интервью: его особенности, возможности и ограничения. Преимущества и недостатки метода.

  3. Наблюдение в социологии. Специфика социологического наблюдения. Ограничения метода наблюдения в социологии. Преимущества и недостатки наблюдения.

Сущность социального эксперимента. Методология и методика эксперимента. Логическая структура эксперимента.

Организация как объект изучения социологии организаций.

Структура организации: понятие, компоненты, способы формирования.

Цели и целеполагание в организации. Древо целей.

Социология управления как научно-методологическая основа социального управления.

Организационная культура и ее основные элементы.

Управление организационной культурой. Формирование основных элементов, ее сохранение и воспроизводство.

Властные отношения как важный аспект функционирования социальной организации. Власть и лидерство. Компоненты социальной власти.

Понятие и виды социально-гуманитарной технологии управления.

Список основной и дополнительной литературы

Основная литература


  1. Добреньков В.И. Социология: учебник для вузов по специальностям социологии / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М: ИНФРА-М, 2010.-623с. (МОРФ)

  2. Волков Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков; под общ. ред. В.И. Добренькова. – 6-е изд., стер.- Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 571с. (МОРФ)

  3. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И.Кравченко. – М.: Проспект, 2008. – 533с.

  4. Социология : учебник / [В.Н. Лавриненко и др.] ; науч. ред. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 480с.

  5. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2009. – 912 с. (МОРФ)

Дополнительная литература

  1. Бабосов, Е. М. Практикум по социологии : учеб. пособие для вузов / Е. М. Бабосов. – Минск : ТетраСистемс, 2003. – 411 с.

  2. Бельский, В. Ю. Социология : учебник / В. Ю. Бельский, А. А. Беляев, Д. Г. Лощаков. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 303 с. (МОРФ)

  3. Булыгина, А. А. Социология : портреты и теории западных и российских социологов : учеб. пособие / Булыгина А. А. ; НГАЭиУ. – Новосибирск : [Изд-во НГАЭиУ], 2004. – 208 с.

  4. Кравченко, А. И. Социология : хрестоматия для высш. шк. / А. И. Кравченко. – [2-е изд.]. – М. : Акад. Проект, 2004. – 735 с.

  5. Осадчая, Г. И. Социология социальной сферы : учеб. пособие для вузов по спец. 020300 «Социология» / Г. И. Осадчая ; Моск. гос. социал. ун-т М-ва труда и социал. развития РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический Проект, 2003. – 334 с. (УМО)

  6. Социология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2005. – 447 с. (МОРФ)

  7. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. – 3-е изд. – М. : Гардарики, 2005. – 510 с. (МОРФ)

  8. Социология : учеб. для вузов по дисциплине «Социология» / под ред. Д. В. Иванова. – М. : Высш. образование, 2005. – 325 с.

  9. Социология : учеб. пособие / [М. В. Удальцова, Т. В. Попкова, А. А. Булыгина и др] ; отв. ред. М. В. Удальцова ; НГАЭиУ. – Новосибирск : [Изд-во НГАЭиУ], 2001. – 195 с.

  10. Фененко, Ю. В. Социология : учебник / Ю. В. Фененко ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) М-ва иностран. дел Рос. Федерации. – М. : Проспект, 2007. – 232 с.

  11. Штомпка, П. Социология : анализ современного общества : [учебник] / П. Штомпка ; пер. с пол. С. М. Червонной. – М. : Логос, 2008. – 655 с.

  12. Готово ли российское общество к модернизации? / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. – М.: Весь Мир, 2010. – 343 с.

  13. Добреньков В.И. Социологическое образование в России: монография / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, Д.А. Гутнов. - М.: Акад. проект: Alma Mater, 2009.

  14. Россия на новом переломе: страхи и тревоги : [монография] / [М. К. Горшков и др.] ; под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. – М. : Альфа-М, 2009. – 158 с.

  15. Россия реформирующаяся: Ежегодник -2010. Выпуск 9. – М.: Новый Хронограф, 2010. – 368 с.

  16. Тощенко Ж.Т. Цивилизация. Опыт социологического анализа /Ж.Т. Тощенко // Философские науки. – 2010. - №11. – С.5-16.

  17. Тихонов А.В. Отечественная социология: проблемы выхода из состояния преднауки и перспективы ее развития / А.В. Тихонов // Социологические исследования. – 2011. - №6. – С.3-13.

  18. Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. – 2010. - №3. – С. 183-206.

Интернет-ресурсы


  1. Библиотека учебной и научной литературы Русского гуманитарного интернет-университета http://www.i-u.ru

  2. Библитека Гумер – гуманитарные науки http://www. gumer.info

  3. Научная электронная библиотека eLIBRARY http://elibrary.ru

  4. Научно-образовательный социологический ресурс http://www.sociology.net.ru

  5. Социологическая библиотека http://socnet.narod.ru/library/main.htm

  6. Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library

  7. Базы данных ИНИОН http://www.inion.ru/product/db.htm

  8. Библиотека образовательного портала «AUDITORIUM» http://www.auditorium.ru

  9. Библиотека образовательного портала «Экономика Социология Менеджмент» http://ecsocman.edu.ru

  10. Библиотека федерального портала «Российское образование» http://www.edu.ru

  11. Библиотека ФОМ Клуба http://club.fom.ru

  12. Виртуальная библиотека ГПНТБ http://www.vlibrary.ru

  13. Журнал «Социологические исследования (СоцИс) http://socis.isras.ru

  14. Научно-образовательный социологический ресурс http://www.sociology.net.ru

  15. Портал «Гуманитарное образование» www.humanities.edu.ru

  16. Публичная интернет-библиотека http://www.public.ru

  17. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru  

  18. Электронный журнал «Экономическая социология» http://www.ecsoc.msses.ru