Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 156.62kb.
Программа повышения квалификации старших вожатых Разработчик программы... 1 320.39kb.
Программа учебного курса курсов повышения квалификации «Инженерно-геодезические... 1 46.37kb.
Курсы повышения квалификации по работе с детьми-инвалидами в Мурманском... 1 77.75kb.
Модули повышения квалификации учителей и руководителей оу, рекомендованные... 1 50.3kb.
Семинаре по теме: «Организация работы операторов образовательных... 1 94.27kb.
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по... 2 519.77kb.
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения... 1 70.47kb.
Курсы повышения квалификации для ит-преподавателей вузов: повышение... 1 104.28kb.
Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей 1 83.48kb.
Предмет: специальное (коррекционное) образование Количество часов 1 44.57kb.
Музей истории Углича 1 213.78kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама - страница №1/1




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

И.Г. Саетов
Исламоведение


Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама

Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве образовательной программы повышения квалификации по истории и культуре ислама




Казань, 2012 г.

УДК 297.17

ББК 86.3

C 14



Рецензент:

Алмазова Л.И.. к.ф.н., сотрудник отдела истории общественной мысли и ислмоведения ИИ им. Ш.Марджани АНТ.
З 24 Саетов И.Г. Исламоведение /Программа модуля по курсу повышения квалификации по истории и культуре ислама (9-11 июля 2012 г.) – Казань, 2012 – 21 с.

Аннотация: В учебной программе отражены основные положения классического исламоведения. Программа содержит введение, основную часть, представляющую собой темы лекций, списки основной и рекомендованной источников и литературы по лекциям. Курс предназначен для повышения квалификации преподавателей, аспирантов и студентов, а также для всех, интересующихся вопросами ислама. Программа подготовлена для модуля курса повышения квалификации по истории и культуре ислама, лектор - один из ведущих исламоведов России, профессор МГУ Светлана Кириллина.

© Саетов И.Г., 2012

© Казанский федеральный (поволжский) университет, 2012

Содержание программы:


  1. Цели освоения курса.

  2. Место курса.

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса «Исламоведение».

  4. Структура и конспект лекций курса «Исламоведение».

  5. Образовательные технологии.

  6. Оценочные средства для аттестации по итогам освоения курса.

  7. Учебно-методическое обеспечение курса «Исламоведение».

  8. Материально-техническое обеспечение курса.


1. Цели освоения курса

Целью освоения дисциплины «Исламоведение» является знакомство слушателей с классическим исламоведением в рамках таких тем как генезис ислама, суфизм, вакфы и других аспектов самой молодой арваамической религии. Знание истории и культуры раннего ислама является необходимым для преподавания любых исламоведческих дисциплин. Лектор – один из ведущих исламоведов России, профессор МГУ Светлана Кириллина.


2. Место курса

«Исламоведение» тесно связано с такими дисциплинами как «История ислама», «Введение в регионоведение (мусульманские страны)», «Исламский фактор в международных отношениях», «Международные кризисы в 20-21 веке», «Региональная безопасность (исламский фактор)», «Арабо-мусульманская философия», «Культурно-религиозные традиции стран Востока», «Введение в историю суфизма», «Мусульманское право», «Диалог цивилизаций и ислам» и другие. Для вникания в суть предмета слушатели должны обладать знаниями по истории ислама, разбираться в основных исторических подходах, знать географию Ближнего и Среднего Востока.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса ИПТСИМ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  1. Знать основную литературу и авторов, занимающихся исламоведением, основные подходы к изучению ислама,

  2. Получить необходимую информацию о функционировании мировой религии, представители которой представляют в нынешнее время значительную диаспору в странах Запада, и являются коренными жителями России,

  3. Владеть профессиональной лексикой, понятийным аппаратом исламоведческих исследований, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы,

  4. Владеть информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны, пониманием роли ислама в становлении и функционировании общественных институтов, умением учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для мусульман,

  5. Выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в мусульманских странах.



4. Структура и конспект лекций курса «Исламоведение».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 18 часов.


Лекция 1. Исламоведение (Основы средневекового ислама) как университетский лекционный курс

Предмет и задачи лекционного курса. Ислам – третья и самая молодая мировая религия. Карта современного «мусульманского мира»: регионы распространения ислама, численность и этническая принадлежность его приверженцев. Критерии принадлежности к духовному миру ислама. Фактор преемственности в становлении и развитии исламского социокультурного комплекса. Многоликие региональные проявления мусульманской религии и общеисламские принципы, духовные ориентиры и ценности, объединяющие мусульман и отличающие ислам как идеологическую систему от других религий. Интеграционный потенциал ислама и его культурно-цивилизационная функция. Действенность «исламского фактора» в мировой политике. Ислам в постсоветском пространстве.


Лекция 2. Проблема происхождения и генезиса раннего ислама

История толкования исторической и социокультурной сущности исламской религии. Оценка ислама на Западе в средневековую эпоху. Возникновение научного исламоведения в XIX в. Проблема религиозных взаимовлияний в исламоведческой литературе. Европоцентризм как основа поисков внеисламских корней третьей мировой религии: ислам как «образец всеобъемлющего синкретизма» и «арабская адаптация библейского монотеизма» («христианская версия» происхождения ислама и версия «иудейской доминанты» в мусульманской религии). Становление отечественной историографии по проблеме: «торгово-капиталистическая», «земледельческая», «бедуинская» теории происхождения ислама; «ислам как идеология раннефеодального общества» и «ислам как продукт рабовладельческих отношений в Аравии». Интенсификация фундаментальных исламоведческих исследований в мировой науке на современном этапе. Подход к исламу как к продукту культурного развития аравийского общества, впитавшего в себя многообразные традиции ближневосточного цивилизационного массива. Теория «культурного синтеза».

Социально-экономические и политические отношения в Аравии накануне зарождения ислама1. Идейно-политические факторы складывания исламского вероучения. Этнополитические процессы на Аравийском полуострове. Ислам как закономерный этап эволюции религиозного сознания населения Аравии. Полиформная религиозная ситуация в эпоху джахилийи (язычества). Древняя политеистическая традиция в Аравии – последнем бастионе семитского язычества. Идолопоклонство, тотемизм, фетишизм, астральные культы. Постепенное сложение общеаравийского пантеона божеств. Служители храмов и идолов, их социальный статус. Роль прорицателей – кахинов в религиозной жизни Аравии. Усиление позиций Мекки и ее святилища Каабы в качестве главного идеологического центра Западной Аравии. Племя курайш, его привилегированное положение. Ранние тенденции перехода к единобожию: «йеменский монотеизм» в Южной Аравии. Поиски объединительной идеологии. Исконно аравийское духовное течение – ханифизм; монотеистические идеалы ханифов как один из источников мусульманского вероучения. Аравия на стыке религиозных потоков: христианство и иудаизм на Аравийском полуострове, главные пути их проникновения и основные центры; зороастризм. Древнейшие мифологические представления, адаптированные впоследствии исламом.

Культурные достижения аравийцев до ислама. Уровень развития материальной культуры. Завоевания в письменной культуре: от первых протоарабских надписей до сложения алфавитного письма. Высокоразвитая устная традиция: формы сакрального языка, поэтического языка (койне), обиходно-бытового языка межплеменного общения. Роль ораторского искусства и искусства стихосложения в культуре Аравии. Этноисторические представления аравийцев.

Основные вехи биографии Мухаммада (р. в 570 г.): легенды и исторические реконструкции. Источники по теме и степень их достоверности.

Начало религиозной проповеди в Мекке (610 – 622 гг.).

Детство и отрочество Мухаммада. Образ жизни и социокультурный фон. Род и семья. Абу Талиб. Участие в торговых предприятиях и женитьба на Хадидже. Духовные искания будущего пророка. Знакомство с содержательной стороной монотеистических учений. Подготовка к пророческой миссии. Первое откровение. Побудительные мотивы, обусловившие откровения Мухаммада. Доисламские языческие представления, определившие практику получения пророческих откровений. Усвоение социально-политического опыта общественно значимых аравийских персоналий – ханифов, провидцев и прорицателей – кахинов, племенных ораторов – хатыбов, племенных вождей – сайидов, третейских судей – хакимов, поэтов – ша‘иров. Переход от тайной к публичной проповеди нового вероучения. Формирование общины мусульман в Мекке. Содержание первоначальных проповедей Мухаммада: их оригинальные арабские черты и трансформировавшиеся в аравийской языческой среде элементы христианской и иудейской догматики. Мухаммад и его учение в восприятии современников. Успехи исламского вероучения среди жителей Мекки, недовольство мекканской верхушки и его причины. Гонения мусульман. Заключение Мухаммадом союза с жителями Ясриба. Значимость присущего исламу интегративного импульса.

Мединская община Мухаммада и победа ислама в Аравии (622 – 632 гг.).

Переселение Мухаммада и его сподвижников (сахаба) в Ясриб (Медину) – хиджра и ее причины. Взаимоотношения между мухаджирами и ансарами. Формирование общины и начало сложения мусульманской обрядности и догматики. Противостояние Мекки и Медины и ее исход. Первая вооруженная экспедиция мусульман против мекканцев (623 г.). Начало борьбы между Меккой и Мединой. Битва при Бадре (624 г.) и ее последствия. Разгром мусульман при горе Ухуд (625 г.). Зарождение исламской государственности: мединская община – умма как прообраз мусульманского общества и государства. Осада Медины мекканской армией и ее неудача (626г.). Попытка Мухаммада совершить паломничество в Мекку. Худайбийское перемирие (628 г.) и его пропагандистское значение. Нарушение перемирия мекканцами. Поход мусульман на Мекку и взятие города (630 г.). Распространение ислама в Аравии. Сопротивление «лжепророков». Кончина Мухаммада (632 г.) и проблемы преемства власти в мусульманской общине. Историческая роль Мухаммада. Личность Пророка в интерпретации мусульманской традиции, религиоведов и историков разных поколений.
Лекция 3. Коран и коранистика

Традиционная мусульманская концепция коранических открове-ний. История создания и «канонизации» текста Корана. Первые опыты составления Корана. Кодекс первого свода. Османова редакция. Идейно-политическая борьба, связанная с редакцией Корана. Последующая унификация коранического текста: устранение разночтений и разнописаний. Рецитация Корана (‘ильм аль-кыра’а): варианты чтений.

Текст Корана: структура, состав, общая характеристика содержания. Легенды, притчи, эпические сказания, элементы полемики. Основы вероучения, догматики и культово-обрядовой практики. Коран как «арабский судебник». Коранические сюжеты и образы, восходящие к библейскому кругу. Коран как историко-литературный памятник, отражающий развитие традиционных форм религиозной жизни Ближнего Востока. Социальная этика Корана. Неполнота раскрытия определенных тем в Коране.

Принцип расположения сур: «мекканские» и «мединские». Проблема названия сур. Хронология текста, ее условный характер (традиционная схема и датировка, закрепленная мусульманскими экзегетами; версии и детальные хронологии современных исследовате-лей).

Коран как исторический источник. Отражение в Коране идейно-политических, экономических, социальных и этических реалий эпохи. Аравийские коранические предания и сюжеты, их реальная историческая основа. Коран как литературный памятник и его уникальный характер. Коран и аравийская доисламская словесность. Язык Корана: стилистика, рифмованная ораторская проза – садж‘, «диалоговый» характер фрагментов текста (запись живой речи Пророка). Развитие научной полемики вокруг характера языка Корана. Язык Корана – мекканский вариант межплеменного поэтического койне аравитян.

Кораническая экзегетика – тафсир и наиболее известные произведения этого жанра. Тафсиры ат-Табари (838–923), ат-Туси (ум. в 1067 г.), аз-Замахшари (1074–1143), аль-Байдави (ум. между 1282–1316 гг.), ар-Рази (ум. в 1209 г.), Джаляль ад-Дина аль-Махалли (ум. в 1459 г.) и Джаляль ад-Дина ас-Суюти (ум. в 1505 г.) («Тафсир аль-Джалялайн»). Мусульманская реформаторская экзегетика рубежа XIX – XX вв. «Тафсир аль-Манар» Мухаммада Абдо и Рашида Риды. Структура тафсиров. Европейская традиция научного исследования тафсиров. Тафсир как историко-филологический и законоведческий комментарий и та’виль как символико-аллегорическое толкование коранического текста: различия подходов. «Наука рецитации Корана» (‘ильм аль-кира’а); «наука об отменяющем и отмененном айятах» (‘ильм ан-насих ва-ль-мансух); жанр асбаб ан-нузуль (причины ниспослания), труды, посвященные превосходству (фадль) и достоинствам (фадаиль) Корана.

История печатных изданий Корана. От раннелатинских переводов к современным научно-критическим переводам на европейские языки (Р.Белл, Р.Блашер, Р.Парет, А.Арберри).
Лекция 4. Коран в фокусе российского исламоведения: традиции и современность

История переводов Корана в России. Работа над кораническим текстом в современном мусульманском мире. Основополагающие направления в научном исследовании Корана. Использование новейших компьютерных методик. Справочная литература по Корану: конкордансы, энциклопедии, словари, указатели, библиографические справочники.


Лекция 5. Суфийские институты – ханака, такийа, завийа, тарика

Особенности и характерные черты практического (прагматического) суфизма. Тасаввуф как «массовая религия ислама» (Р. Никольсон). Становление организационных форм исламского мистицизма. Первичные формы организации – суфийские обители, или странноприимные дома и их роль в качестве своеобразных школ мусульманского мистицизма. Их разновидности (ханака, такийя, завия): складывание и развитие в конкретных географических и хронологических границах, механизм функционирования. Совпадение их значения и функций на определенных исторических этапах как основа синонимического толкования этих терминов.

Суфийские братства – турук как системный институт в мусульман-ском обществе, представляющий собой единство метода, доктрины, правил и формальной организации. Зарождение суфийских братств (конец XII в.): первые инициационные объединения суфиев – сухравардийя, кадирийя, рифаийя. Сложение в лоне хорасанской, месопотамской, мавераннахрской и магрибинской мистических традиций 12 основных (усуль) суфийских братств (XII – XIV вв.). Их многочисленные ветви, оформившиеся в самостоятельные братства. Превращение Египта в центр образования турук после захвата Ирака монголами. Распространение суфийских братств по всему мусульманскому миру (от Черной Африки до Филиппин, от Балкан до Эфиопии и от Средней Азии до Индии). Миссионерская деятельность су-фийских братств. Социальная и политическая роль тасаввуфа. Постепенное сближение адептов суфизма и носителей «официальной» исламской доктрины. «Официальные» духовные институты и разветвленные суфийские структуры как неотъемлемые части единого исламского социокультурного феномена. Представители мусульманской духовной элиты в суфийской системе.

Внутренняя структура и иерархия суфийских объединений. Система наставничества: взаимосвязь «наставник (шейх, муршид, пир) – ученик (мурид)» – ядро дервишского братства. Институт «наместников и эмиссаров» (халифа, мукаддам) и «заместителей» (наиб). «Профессиональные» суфии и «мирские» члены братств, их обязанности. Цепь духовной инициации, посвящения и приобщения к божественной благодати (сильсиля). Суфизм как специфическая религиозная практика, предполагающая жесткую самодисциплину и следование четко заданной психотехнике. Культово-обрядовый комплекс тасаввуфа. Суфийское радение – зикр как «сердцевина» религиозной практики, его виды и психологический механизм. Обряды инициации и посвящения. Участие дервишских братств в праздновании маулидов. Ритуальные и догматические различия между суфийскими братствами. Экономические основы турук, каналы финансирования.

Суфийские братства в культуре и обществе мусульманских стран в средневековье и новое время. Дискуссии в мировом исламоведении по проблеме «упадка суфизма и его институтов». Роль тасаввуфа в обще-ственно-политическом развитии современного мусульманского Востока.
Лекция 6. Культ святых в исламе

Культ «святых» и его связь с тасаввуфом. Сохранение под оболочкой мусульманского культа «святых» реликтов побежденных исламом религий и архаичных религиозных представлений. «Святость» и «святые» в исламе, условность этих терминов. Изначальное непризнание нормативным исламом существования «святых» и отсутствие процедуры их «канонизации». Роль мусульманских теоретиков в формулировании концепции святости (вилайя). Полемика по вопросу о соотношении святости и пророчества (нубувва).

Незримая иерархия живых суфийских «святых» и ее варианты. Су-ществование обширного пантеона «святых», объявленных Божьими из-бранниками после смерти. Вера в благодетельную силу (барака) и сверхъестественные деяния мусульманских «святых» (карамат). Культ священных захоронений (кабр [мн.ч. кубур], дарих [адриха], машхад [машахид], макам, мазар, даргах). Паломничество к усыпальницам мусульманских «святых» (зияра). Роль гробницы «святого», служившей ритуальным, культурным, социальным и экономическим целям обширного социума. Формирование ритуалов зияры под влиянием местных религиозных верований в странах, завоеванных арабами. Основные особенности зияры: преемственность мест поклонения, восприятие ритуалов доисламских культов, большое разнообразие обрядов, существенно варьирующихся от одной мусульманской страны к другой. Феномен «межконфессиональных святынь», посещаемых с религиозной целью паломниками различных вероисповеданий. Отношение к культу «святых» представителей «официального» ислама. Почитание в исламе священных атрибутов и реликвий. Тесное переплете-ние в сознании мусульман веры в «святых» с магическими суевериями. Связь магии и астрологии с верой в чудодейственную силу талисманов и амулетов, считавшихся оберегом, лекарством и вместилищем магической силы «святого».

Причины возрастания роли культа «святых» в мусульманском мире и активность суфиев и дервишских братств по его распространению. «Избыточность» культа аулия, его обмирщение и профанация. Культ «святых» как особое явление в духовном наследии современных стран распространения мусульманской религии, его устойчивость к историческим переменам, социальным катаклизмам и новым геополитическим реалиям.


Лекция 7. Вакф как основополагающий институт ислама

Источники и виды вакфа. Религиозное обоснование вакфов. История появления и распространения. Количество учредителей. Ограничения на имущество вакфа.


Лекция 8. Традиционная система образования в мусульманском мире и ее институты

Что говорит ислам о получении знаний? Виды знаний. Появление образовательных учреждений. 988 год – учреждение Аль-Азхара. Усложнение фикха и тем, самым обучения ему. Низамуль-мульк и его медресе. Иснады и иджазы.


Лекция 9. Мечеть – символ мусульманской идентичности и исламских ценностей.

Мечеть Пророка – элементы, функции. Типы мечетей. Количество мечетей на душу населения.


5. Образовательные технологии

Лекционный тип занятия в программе курса занимает 100% от общего числа аудиторных занятий. На лекциях применяются инновационные технологии – показы слайдов по темам, поиск и показ карт, фотографий, иллюстраций. Слушателям до лекции рассылаются ридеры и хэндауты – материалы для предварительного чтения. На лекциях слушатели могут задавать вопросы по ходу занятий.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, аттестации по итогам освоения курса
Основным типом аттестации является тест. Примеры вопросов для теста:

1) Кто первый принял ислам после Пророка Мухаммада:

а) Али

б) Хадиджа



в) Абу Бакр

г) Зейд бин Хариса


2) В каком городе впервые появилась полноправная мусульманская община, связанная с другими договором:

а) Мекка


б) Медина

в) Таиф


г) Шам
3) Коран был составлен в виде единой книги при:

а) Халифе Абу Бакре

б) Пророке Мухаммаде

в) Халифе Умаре

г) Халифе Усмане
4) Сколько раз Пророк Мухаммад совершил хадж:

а) Один


б) Два

в) Не успел совершить

г) Три
5) В каком году впервые Коран был переведен на русский язык?

а) 1552 г.

б) 1716 г.

в) 1778 г.



г) 1805 г.

7. Учебно-методическое обеспечение курса «Исламоведение».
Лекция 1. Исламоведение (Основы средневекового ислама) как университетский лекционный курс
Программы по курсу «Исламоведение»:



  1. Ислам в странах зарубежной Азии и Африки. Программа курса. Восточный факультет Ленинградского Государственного Университета. Ленинград, 1988.

  2. Ислам в странах зарубежной Азии и Африки. Программа курса. Восточный факультет Ленинградского Государственного Университета. Ленинград, 1988.

  3. Программа спецкурса «Исламоведение» (для студентов восточных факультетов университетов) // Народы Азии и Африки, М., 1989, № 3, с. 106-116; № 4, с. 107-116; № 5, с. 112-122. Составители: С. М. Прозоров (общая редакция, Разделы I, V, VI), Д. В. Ермаков (Раздел IV), А. Д. Кныш (Разделы VII, IX), М. Б. Пиотровский (Раздел II), Е. А. Резван (Раздел III), Л. Р. Сюкияйнен (Раздел VIII). Данная программа воспроизведена как «Введение в исламоведение. Программа спецкурса для студентов восточных факультетов университетов» в сборнике работ: Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004. С. 71-89.

  4. Прозоров С.М. Классическое исламоведение (введение в исламоведение). Программа спецкурса лекций для студентов Восточного факультета СПбГУ. СПб.: Восточный факультет СПбГУ, 2009.

  5. Халидов А.Б. Программа спецкурса Исламоведение. Казань: Казанский государственный университет, 2001.

  6. Кириллина С.А. Программа лекционного курса «Исламоведение». М.: Издательский центр Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова, 2000. Программа лекционного курса «Исламоведение». Социальная структура и этно-конфессиональные проблемы стран Востока // Сборник программ спецкурсов, читаемых в ИСАА при МГУ им. М.В.Ломоносова. 2-ое изд., стереотипное. М.: Гуманитарий, 2001.

  7. Кириллина С.А. Программа лекционного курса «Основы средневекового ислама» // История и религиоведение Ближнего и Среднего Востока. Сборник учебно-методических материалов. 3-е изд., расширенное и дополненное. М.: Издательский центр ИСАА при МГУ, 2002.


Лекция 2. Проблема происхождения и генезиса раннего ислама


  1. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.

  2. Большаков О.Г. История Халифата. Т. 1. Ислам в Аравии 570–633. М., 1989.

  3. Грязневич П.А. Проблемы изучения истории возникновения ислама// Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 5-18.

  4. Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V – VII вв. М., 1981.

  5. Пиотровский М.Б. О природе власти Мухаммада // Государственная власть и общественно-политическая структура в арабских странах: история и современность. М., 1984. С. 3-14.

  6. Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии VII в. // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 19-27.

  7. Почта Ю.М. Революционная Россия и мусульманский мир (советское исламоведение в 20–30-е годы) // Восток, 1993, № 4.

  8. Уотт У.М. Мухаммед в Мекке. Пер. с англ. М., 2006.

  9. Уотт У.М. Мухаммед в Медине. Пер. с англ. М., 2007.


Лекция 3. Коран и коранистика


  1. Ислам. Энциклопедический словарь. М.,1991.

  2. Бартольд В.В. [О Мухаммеде] // Бартольд В.В. Собрание сочинений. Т. 6. М., 1966. С. 630-647.

  3. Пиотровский М.Б. «Поход слона» на Мекку (Коран и историческая действительность) // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 28-35.

  4. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

  5. Резван Е.А. Коран и доисламская культура (проблема методики изучения) // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 44-58.

  6. Резван Е.А. Коран и его мир. М., 2001.

  7. Резван Е. А. Коран и его толкования (тексты, переводы, комментарии). СПб., 2002.

  8. Резван Е.А. Коран и коранистика // Ислам. Историографические очерки. М., 1991. С. 7-84.

  9. Резван Е.А. Этические представления и этикет в Коране // Этикет у народов Передней Азии. М., 1988. С. 38-59.

  10. Хрестоматия по исламу (Разделы 1 – Мухаммад и начало ислама – и 2 – Коран и его толкования). М., 1994.


Лекция 4. Коран в фокусе российского исламоведения: традиции и современность


  1. Коран: различные переводы – Д.Н. Богуславского, М.-Н.О. Османова, Г.С. Саблукова, И.Ю. Крачковского, Э.Р. Кулиева, Б.Я. Шидфар, Т.А. Шумовского и др.

  2. Алиев А.А. Коран в России: Источник знаний или объект мифотворчества? М., 2004.

  3. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России // Бартольд В.В. Соч. в 9-ти т. Т. 9. Работы по истории востоковедения. М., 1977.

  4. Валеев Р.М. Из истории казанского востоковедения середины – второй половины XIX в.: Гордий Семенович Саблуков – тюрколог и исламовед. Казань, 1993.

  5. Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. М.; СПб., 2006.

  6. Грязневич П.А. Коран в России (изучение, переводы и издания) // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 76-82.

  7. Гурницкий К.И. Агафангел Ефимович Крымский. М., 1980.

  8. Долинина А.А. Невольник долга. СПб., 1994.

  9. Лебедев В.В. Учись читать Коран по-арабски. Ч. 1–3. 3-е изд. М., 2007.

  10. Резван Е.А. Коран и его мир. М., 2001.


Лекция 5. Суфийские институты – ханака, такийа, завийа, тарика


  1. Кныш А.Д. Суфизм // Ислам. Историографические очерки. М., 1991. С. 109-207.

  2. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. М.; Спб., 2004.

  3. Мец А. Мусульманский ренессанс. Пер. с нем. М., 1966.

  4. Стародуб Т.Х. Средневековая архитектура, связанная с суфизмом: ханака, завия, такия // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 1989. С. 268-278.

  5. Стародуб Т.Х. Рибат и ханака. Термин и архитектурный тип // Культурные ценности. Cultural Values: Международный ежегодник. 2002–2003. Спб., 2004. С. 89–101.

  6. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. М., 1989.

  7. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. М., 1999.


Лекция 6. Культ святых в исламе


  1. Гольдциэр И. Культ святых в исламе. М., 1938.

  2. Мец А. Мусульманский ренессанс. Пер. с нем. М., 1966.

  3. Суворова А.А. Мусульманские святые Южной Азии XI – XV веков. М., 1999.

  4. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. М., 1989.


Лекция 7. Вакф как основополагающий институт ислама



  1. Ацамба Ф.М. Вакфы Османского Египта в XVI – начале XIX в. (законодательные основы и условия функционирования) // Meyeriana. Сборник статей, посвященный 70-летию М.С. Мейера. Т. I. М., 2006. С. 47-72.

  2. Мейер М.С. Роль вакфов в развитии городов Османской империи в XV – XVII вв. // Общество и государство на Балканах в средние века. Калинин, 1980. С. 4-21.

  3. Шлыков П.В. Вакфы в Турции: трансформация традиционного института. М., 2011.

  4. Baer G. The Waqf as a Prop for the Social System (Sixteenth-Twentieth Centuries) // Islamic Law and Society, vol. 4, no. 3, 1997. P. 264-297.

  5. Deguilhem R. (ed.). Le waqf dans l’espace islamique:outil de povoir socio-politique. Damas, 1995.

  6. Deguilhem R. Understanding Waqf in the Islamic and Eastern Christian World // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение, № 4, 2005.

  7. Gerber H. State, Society and Law in Islam. Albany, 1994.

  8. Raymond A. Grandes villes arabes à l’époque ottomane. Paris, 1985.



Лекция 8. Традиционная система образования в мусульманском мире и ее институты


  1. Кириллина С.А. Османский Египет XVIII века в системе религиозного знания арабо-мусульманского мира // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение, 1998, № 4. С. 42-61.

  2. Кириллина С.А. Сбережение и передача знаний в мире ислама: система высшего образования в Османском Египте XVIII столетия // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение, 2004, № 4.

  3. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе М., 1978.

  4. Berkey J. The Transmission of Knowledge in Medieval Cairo. A Social History of Islamic Education. Princeton, New Jersey, 1992.

  5. Gaudefroy-Demombynes M. Muslim Institutions. Transl. from the French. London, 1968.

  6. Eickelman D. F. The Art of Memory: Islamic Education and its Social Reproduction // Comparative Studies in Society and History, vol. 20, 1978.

  7. Heyworth-Dunne J. An Introduction to the History of Education in Modern Egypt. London, 1938.

  8. Makdisi G. The Rise of Сolleges. Institutions of Learning in Islam and the West. Edinburgh, 1981 и другие его работы.

  9. Messick B. The Calligraphic State: Textual Domination and History in a Muslim Society. Berkeley, 1993.

  10. Pedersen J. [Makdisi G.]. Madrasa // Encyclopedia of Islam. CD-ROM edition, 11 vols., Leiden, 2003. Vol. 5. P. 1123.


Лекция 9. Мечеть – символ мусульманской идентичности и исламских ценностей


  1. Стародуб Т.Х. Исламский мир. Художественная культура VII – XVII веков. Архитектура. Изображение. Орнамент. Каллиграфия. М., 2010.

  2. Стародуб Т.Х. Мечеть. Термин и архитектурный тип // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2006, № 4, с. 54–73.

  3. Стародуб Т.Х. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004.

  4. Bloom J.; Blair Sh. Islamic Arts. London, 1997 и последующие переиздания.

  5. Bloom J.; Blair Sh. The Art and Architecture of Islam, 1250–1800. New Haven; London, 1994 и последующие переиздания.

  6. Creswell K.A.C. A Short Account of Early Muslim Architecture. Harmondsworth, Middlesex, 1958 и последующие переиздания.

  7. Ettinghausen R.; Grabar O.; Jenkins-Madina M. Islamic Art and Architecture 650–1250. New Haven; London, 2001.

  8. Frishman M.; Khan, Hasan-Uddin (eds.). The Mosque. History, Architectural Development & Regional Diversity. London, 1994.

  9. Hillenbrand R. Islamic Art and Architecture. London ,1999.

  10. Irwin R. Islamic Art. London, 1997.

в) Интернет-источники



  • http://www.islam-portal.ru/ «Исламский портал» при Российском исламском университете.

  • http://darulfikr.ru/ Исламский образовательный портал.

  • http://umma.ru Сайт имама Шамиля Аляутдинова.

  • http://tanzil.net Навигатор по Корану с переводами на многие языки.



8. Материально-техническое обеспечение курса.

Проектор, экран, видеокамера, ноутбук, микрофон, динамики, диктофон.

1 Проблематика, связанная с функционированием Аравии как социоэкономического организма, состоянием общественных отношений на Аравийском полуострове и его статусом в ближневосточной политике IV – VI вв., детально освещается в курсе «История арабов в средневековье» и в общем лекционном курсе «История стран Азии и Африки в средние века» [см. соответствующие программы].