Программа курса по выбору для учащихся 9 класса Путешествие в страну Орфографию - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Краткое содержание проекта Проект по математике для учащихся 6-го... 1 83.65kb.
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки «Как решать... 1 111.51kb.
Программа «Путешествие по стране Геометрия» 1 104.65kb.
Программа элективного курса по алгебре 1 136.32kb.
Программа элективного курса по физике «Человек и электромагнетизм» 1 69.29kb.
Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов 1 174.55kb.
Элективный курс «Химия в промышленности» 3 924.49kb.
Программа элективного курса для учащихся 9 класса в предпрофильной... 1 336.97kb.
Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Физика основа... 2 494.16kb.
Рабочая программа по предмету география Для 8 класса индивидуальное... 1 379kb.
Пояснительная записка программа элективного курса «По следам Докучаева» 1 232.19kb.
Книга Брайан Олдисс об Александре Солженицыне 1 7.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа курса по выбору для учащихся 9 класса Путешествие в страну Орфографию - страница №1/5

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

основная общеобразовательная школа с.Тюли

Программа курса по выбору

для учащихся 9 класса


Путешествие в страну Орфографию

(трудные случаи правописания)


Составитель:

Зятькова Любовь Семеновна, учитель русского языка и литературы,

1-ая кв. категория


Рецензент:

Косинцева Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и уралистики Югорского государственного университета


Программа рассмотрена на заседании методического совета,

протокол № 1 от 01.09.2009г.
Программа утверждена на заседании педагогического совета общеобразовательного учреждения,

протокол № 102 от 10.09.2009г.

2009г.

c.Тюли

Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………………стр. 3

2. Учебно-тематический план………………………………….…………...стр.11

3. Содержание программы…………………………………...…………..…стр.13

4. Этапы педагогического контроля………………………...…………...…стр.15

5. Литература…………………………………………………….………..…стр.18

6. Организация учебного процесса:

6.1. Приложение №1. Мой путь к успеху….………………………..стр.20

6.2. Поурочные разработки занятий:

Урок №1. Орфография как система правил русского правописания……стр.24

Уроки №2-3. Правописание приставок…………………………………....стр.30

Урок №4. Правописание безударных гласных в корне слова..………....стр.47

Урок №5. Правописание корней с чередованием гласных………………стр.51

Урок №6. Правописание согласных в корнях слов………………………стр.56

Урок №7. Употребление ъ, ь……………………………………………….стр.61

Урок №8. Употребление ь после шипящих в разных частях речи………стр.69

Уроки №9-10. Слитные, раздельные и дефисные написания слов………стр.78

Урок №11. Правописание н, нн в разных частях речи……………….…..стр.98

Урок №12. Правописание о-ё после шипящих……………………….…стр.104

Урок №13. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, наречий, причастий…………………………………………..…стр.111

Урок №14. Правописание окончаний…………………………………....стр.120

Урок №15. Не с разными частями речи………………………………….стр.126

Урок №16. Правописание производных предлогов, союзов, частиц….стр.137

Урок №17. Итоговое тестирование………………………………………стр.143

6.3. Приложение №2.Творческие работы учащихся………………стр.149

6.4. Приложение №3. Диск. Презентации………………………....стр.151

6.5. Приложение №4. Экспертиза (рецензия на рукопись)……….стр.152

6.6. Приложение №5. Рецензия на программу………………..…...стр.154

6.7. Приложение №6. Справка……………………………………...стр.157




  1. Пояснительная записка

Учебно - методический комплекс курса по выбору «Путешествие в страну Орфографию (трудные случаи правописания)» разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом полного среднего образования. Комплекс включает программу курса, учебно-тематический план, методические рекомендации для педагога по ее реализации в условиях школы, конспекты уроков, презентации и предназначен для учащихся 9 класса, незаменим при сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Данный курс поможет учащимся восполнить пробелы в знаниях по определенной теме, повысить коммуникативную компетентность, активизировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, подготовит психологически к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Может быть использован всеми, кто интересуется вопросами культуры устной и письменной речи.



Цель и задачи курса
Учебная программа курса «Путешествие в страну Орфографию (трудные случаи правописания)» составлена в соответствии с государственным стандартом образования, определяющим требования и содержащим рекомендации по обучению русскому языку в основной школе. Программа акцентирует внимание на развитии реальных навыков владения языком как важнейшим коммуникативным средством, обуславливающим успешное взаимодействие в служебной и частной жизни.

Основная цель курса формирование речевой компетенции и орфографической грамотности учащихся.

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:


  1. Обучающие расширение познаний учащихся по определенным темам, изученным ранее.

  2. Развивающие развитие умения применять теоретические знания на практике, активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи, научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.

  3. Воспитывающие воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни, интереса к предмету, осознания необходимости изучения орфографии как основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.

  4. Практические – овладение навыками пользования различными словарями и другой справочной литературой для решения орфографических задач, применение изученного материала на практике.

Структура курса
Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов учебного времени (по одному часу в неделю) в 9 классе и построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно только в том случае, если опираться на те знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке. Учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся, учитель может изменять последовательность изучения материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Этот курс может служить основой для курсов по выбору в 11-м классе.

Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами, таблицами по орфографии, разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, этимологическим анализом слов.

Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью словообразовательного образца.

Таким образом, курс по углублению и систематизации знаний орфографических правил поможет учащимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что является для девятиклассников особенно актуальным в связи с предстоящей государственной итоговой аттестацией по русскому языку. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области. Использование средств ИКТ позволяет наглядно представить материал, создать условия для повышения мотивации учащихся, обеспечить стабильное качество знаний, экономить учебное время. Практическую пользу будут иметь школьники, которые хотят быть успешными в сфере профессиональной деятельности, требующей знания русского языка. Изучение курса поможет учащимся получить опыт работы на уровне повышенных требований.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Изучение орфографии в разрезе данного курса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения.
Система мотивации и стимулирования учащихся предусматривает поощрение по результатам работы и проведение диагностической работы. Основная задача учителя на этапе мотивации - привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса. Мотивация проходит по принципу: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай действовать самому – я научусь». Учебный материал конструируется так, чтобы заинтересовать учащихся.

Новизна программы – формирование компетентной личности. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Школа, выполняя заказ общества, должна вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная познавательная  деятельность каждого учащегося, предполагающая:


  • чёткое осознание им, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;

  • умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;

  • умение находить необходимую информацию не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах города, страны, всего мира, сети Интернет.

Технология блочно-модульного обучения
В 9 классе орфография в структуре школьного курса не выделена в качестве самостоятельного раздела. Это приводит к угасанию орфографических умений и знаний и осложняет процесс обучения грамотному письму. Поэтому при организации повторения, обобщения, систематизации изученного, подготовке к ЕГЭ использование блочной системы подачи орфографических знаний через обобщенно-сопоставительные правила на завершающем этапе изучения русского языка является необходимостью.

Осмысление и прочное усвоение знаний, формирование навыков и умений связано с изучением материала в системе, с осознанием его частей как единого целого и как совокупности взаимосвязанных фактов – грамматических признаков, понятий, правил, условий, действий по их применению. Поэтому особый интерес должна представлять форма систематизации и обобщения пройденного на основе выявления внутренних связей, существующих в языке между его единицами. Результатом такой систематизации являются блоки обобщенно-сопоставительных правил, которые позволяют сформировать у школьников представление о русском правописании как о стройной, логически обоснованной, доступной для осознания и усвоения системе.

Применение технологии блочно-модульного обучения позволяет:


  • осуществлять дифференцированный подход в обучении;

  • использовать различные виды деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);

  • способствовать накоплению материала к выпускным экзаменам;

  • подготовить учащихся к ЕГЭ;

  • повысить уровень обученности учащихся и мотивацию к изучению русского языка.

Методика позволяет обеспечивать реализацию принципа дифференциации, что предполагает возможность выбора со стороны учащихся заданий и форм обучения, а это поможет школьнику добиться успеха.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения обученности учащихся заключается в возможности:



  • сокращения количества правил до необходимого минимума;

  • логического осмысления связи норм правописания;

  • доведения алгоритма действия по правилу до автоматизма;

  • высвобождения учебного времени для формирования коммуникативной, культурологической компетенции учащихся.

Теоретической базой опыта являются:

  • концепция укрупнения дидактических единиц в педагогике, психологии, методике преподавания;

  • труды Б.П. Эрдниева «Укрупнение дидактических единиц как технология обучения»;

  • психолого-педагогическая теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий Гальперина А.Я.

Блочное обучение – это не сиюминутное достижение успеха, это интересный и необходимый для ученика материал, рассчитанный на систематизацию, обобщение изученного в 9 классе.

Новизной данного опыта является отбор оптимального варианта обобщенно-сопоставительного правила, алгоритма его поэтапного усвоения, использование разработанного дидактического, контрольно-измерительного материала, способствующего успешному усвоению правила.

Технология опыта:


  • диагностика имеющихся знаний;

  • теория через обобщенно-сопоставительное правило;

  • алгоритмизация действий учащихся;

  • тренировочные, контрольные задания;

  • анализ, ликвидация пробелов (обращение ко всему блоку или его отдельному звену) – индивидуально.

Технология блочного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок комплексного применения знаний;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • комбинированный урок;

  • учетно-контрольный урок;

  • урок коррекции.

В результате использования технологии блочно-модульного обучения повышаются:

  • уровень знаний по предмету;

  • качество сдачи ЕГЭ;

  • конкурентоспособность знаний при подготовке к поступлению в вузы.



Для получения устойчивых положительных результатов необходимо:

  • владеть технологией структурирования учебного материала и его схематизацией;

  • обращаться к работе с блоком правил по сходным опознавательным признакам в 59 классах;

  • выработать алгоритм действий для поэтапного усвоения правила;

  • неоднократно обращаться к правилу на различных уровнях изучения языка.

Блочная подача материала позволит актуализировать полученные знания, вводить новые источники информации, усложнять приемы познавательной деятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам.

Плюсы технологии блочно-модульного обучения

Преимущества работы по технологии блочно-модульного обучения состоят в том, что осуществляются:



  • дифференцированный подход в обучении;

  • возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);

  • накопление материала к выпускному сочинению;

  • подготовка к ЕГЭ;

  • повышение уровня обученности учащихся;

  • повышение мотивации в изучении русского языка.

Такая технология  помогает развивать общеучебные умения и навыки:

  • навык внимательного чтения;

  • умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;

  • умение вычленять противоречия;

  • умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;

  • исследовательские умения;

  • умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре,  вести полемику;

  • навыки работы со словарем, справочником и другими источниками информации;

  • умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;

  • умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Для предотвращения усталости и утомляемости, повышения мотивации к учебной деятельности применяется здоровьесберегающее обучение. Это достигается через учет особенностей класса; возможностей учащихся; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; применение наглядности. Теоретический материал дается блоками, а спрашивается по способностям.

Для внедрения здоровьесберегающих технологий на занятиях используются различные методы и приемы:



  • построение урока с учетом работоспособности;

  • своевременное чередование смены деятельности на уроке;

  • создание ситуации успеха;

  • опорные конспекты;

  • схемы;

  • алгоритмы правил;

  • творческие задания;

  • тестовые задания с выбором ответа, тесты на поиск ошибок.

Отличительные особенности курса:

  • системность;

  • целостность;

  • научность;

  • доступность;

  • регулярное повторение;

  • воспитывающее, развивающее обучение;

  • создание успеха в обучении;

  • оптимальное психическое напряжение;

  • максимальное участие учеников в учебном процессе;

  • ориентация на зону ближайшего развития.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;

  • доступность;

  • последовательность, системность изложения материала;

  • преемственность и перспективность;

  • связь теории с практикой;

  • наглядность;

  • целостность.

Средства достижения цели

Для реализации программы предлагается использовать различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения.

Программа предусматривает применение разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрение стремления находить свой способ работы, создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу.

На занятиях курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ, организационно - деятельностная игра, презентация, соревнование и др.

При обсуждении теоретических вопросов используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, проблемно-поисковые задания, лингвистические игры, индивидуальные задания.

Важным считаю один из принципов развивающего обучения принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия может осуществляться на любом этапе занятия и направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Важно выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с применяемыми другими учащимися.

Для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи, поэтому дидактическим материалом уроков являются тексты мастеров художественного слова. Курс базируется на межпредметных связях с литературой, историей, биологией, на реализации личностно-ориентированного подхода, суть и основа которого остается прежней: требование индивидуального подхода к ученику.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащийся должен:
Знать:


  • основные понятия, определения, правила по орфографии, алгоритмы написания суффиксов существительных, прилагательных, наречий, причастий, приставок пре- и при-, частиц не и ни, слитных, дефисных и раздельных написаний, алгоритмы написания трудных орфограмм.

Уметь:

  • грамотно писать доклад, реферат и другие документы;

  • использовать средства русского языка (лексика, грамматика, фонетика) в соответствии с содержанием и коммуникативными задачами.

Иметь навыки:

владения языком как важнейшим коммуникативным средством, обуславливающим успешное взаимодействие и взаимопонимание как в служебной, так и в частной жизни.



Обоснование отбора содержания в последовательности его изучения

Предлагая данную программу, я считаю, что занятия по ее реализации следует проводить для учащихся 9 класса, потому что знания важны не сами по себе, а лишь тогда, когда они реализованы в конкретных умениях: проанализировать, обозначить, систематизировать, аргументировать, применить в конкретной ситуации. Чем больше умений приобретет ребенок в школе, тем легче ему будет ориентироваться в непростых современных социальных условиях.

Система оценивания
Особенность программы: деятельность учащихся оценивается по принципу: «зачёт» / «незачёт».

Одна из актуальнейших задач современной методики – организация постоянного учета знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся.


Основные принципы контроля:

  • целенаправленность;

  • систематичность;

  • объективность.

Контроль уровня сформированности ЗУН по освоению курса осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ);

  3. итоговый (проводится в форме тестирования).

Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, анкетирование, тестирование. Важно использовать оценку промежуточных достижений как инструмент положительной мотивации, а также своевременной коррекции деятельности как учащихся, так и учителя. Проверка уровня знаний по орфографии осуществляется с помощью тестовых заданий. Тестирование позволяет учителю осуществлять необходимую обратную связь, которая обеспечивает управление учебным процессом и способствует повышению эффективности обучения русскому языку.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (тест), так и портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных творческих работ (рефераты, доклады, сочинения).

Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.

Итоговый тест проверяет, достиг ли ученик обязательного уровня усвоения материала. За каждое задание выставляется один балл. Сумма баллов равна числу выполненных заданий.

К каждой зачетной работе дается таблица, указывающая общую сумму баллов, которую должен набрать ученик, чтобы получить зачет.

Лучшие работы учащихся можно оформить в виде школьной публикации и в дальнейшем использовать как на занятиях курса, так и при разработке справочника для следующих поколений, изучающих этот курс.

Используется рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся.




  1. Учебно-тематический план





Тема, виды деятельности

Количество часов

Теория

Практика

Всего




Орфография

4

13

17

1

Орфография как система правил русского правописания

(лекция, беседа с учащимися, выступления учащихся с сообщениями на лингвистическую тему)



0,4

0,6

1

2-3

Правописание приставок

( лекция с элементами беседы, практикум, выполнение тренировочных тестовых заданий, повторение приставочного способа образования слов)



1

1

2

4

Правописание безударных гласных в коре слова

(беседа, выполнение тренировочных упражнений, работа с орфографическим словарём)






1

1

5

Правописание корней с чередованием гласных (лекция, составление таблицы, тренировочные тестовые упражнения)

0,4

0,6

1

6

Правописание согласных в корнях слов (лекция, практикум, работа с орфографическим словарем, повторение фонетического разбора слов)

0,3

0,7

1

7

Употребление ь, ъ

0,25

0,75

1

8

Употребление ь после шипящих в разных частях речи

0,25

0,75

1

9-10

Слитные, раздельные и дефисные написания слов

(лекция, работа по составлению опорных схем, практикум, сообщения учащихся, работа со словарём «Слитно или раздельно»)



0,5

1,5

2


11

Правописание н, нн в разных частях речи (лекция, работа по составлению опорных схем, повторение суффиксального способа образования слов, практикум)

0,3

0,7

1

12

Правописание о-ё после шипящих

0,3

0,7

1

13

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий

0,3

0,7

1

14

Правописание окончаний.

(практикум, повторение морфологического разбора слов, работа с орфографическим и словообразовательным словарями, выполнение тренировочных упражнений)







1

1

15

Слитное и раздельное на писание не с разными частями речи (практикум, сообщения учащихся, выполнение тренировочных тестовых заданий)




1

1

16

Правописание производных предлогов, союзов, частиц




1

1

17

Итоговое тестирование




1

1

3. Содержание программы

Орфография 17 часов

Тема 1. Орфография как система правил русского правописания

Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания.



Тема 2-3. Правописание приставок

Приставки на з- и с-. Приставки пре- и при-. Фонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками. Ы и и после приставок.



Тема 4. Правописание безударных гласных в корне слова

Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Правописание словарных слов заимствованного происхождения.

Анализ слов, имеющих этимологическую связь, но разное значение в современном русском языке. Орфографический анализ текста.

Тема 5. Правописание корней с чередованием гласных

Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир- и др.(зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). Орфографический анализ текста.



Тема 6. Правописание согласных в корне слова

Звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенные, чередующиеся. Проверяемые и непроверяемые. Орфографический анализ текста.



Тема 7. Употребление ь, ъ

История букв ь, ъ. ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный ь, ъ. Употребление ь в числительных. Тся и ться в глаголах.

Орфографический анализ текста.
Тема 8. Употребление ь после шипящих в разных частях речи
Употребление ь после шипящих в конце слова. Орфографический анализ текста.

Тема 9-10. Слитные, раздельные и дефисные написания слов
Система правил слитных, дефисных и раздельных написаний существительных, прилагательных. Правописание предлогов и наречий. Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

Тема 11. Правописание н, нн в разных частях речи

Написание суффиксов н, нн в разных частях речи. Правописание н, нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. Орфографический анализ текста.



Тема 12. Правописание о-ё после шипящих

Орфограммы о-ё после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание и-ы после ц.



Тема 13. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий

Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.



Тема 14. Правописание окончаний

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.



Тема 15. Не с разными частями речи

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.



Тема 16. Правописание производных предлогов, союзов, частиц

Частицы не и ни, их различение на письме. Производные предлоги, их происхождение и правописание. Употребление производных предлогов.



Тема 17. Итоговое тестирование

  1. Этапы педагогического контроля

Тема занятия

Форма контроля

Практический выход

Тема1. Орфография как система правил русского правописания

Сочинение – рассуждение, устный опрос

Сочинение

Тема 2-3.

Правописание приставок



Самостоятельная работа, составление опорного конспекта, тестирование

Составление орфографического и толкового словарика «Слова с иноязычными приставками», научная статья

Тема 4. Правописание безударные гласных в корне слова

Самостоятельная работа, тестирование

Карточка «Безударные гласные» (творческая работа)




Тема 5. Правописание корней с чередованием гласных



Самостоятельная работа, тестирование

Доклад «Этимология на службе орфографии»



Тема 6. Правописание согласных в корнях слов

Самостоятельная работа, диктант с продолжением

Доклад «Из истории русской графики»

Тема 7. Употребление ь, ъ



Самостоятельная работа, тест

Карточка «ь после шипящих в разных частях речи» (творческая работа)


Тема 8. Употребление ь после шипящих в разных частях речи

Составление опорного конспекта, тестирование, самостоятельная работа




Тема 9-10. Слитные, раздельные и дефисные написания слов

Самостоятельная работа, составление опорного конспекта, алгоритма, изложение с продолжением




Тема 11. Правописание н, нн в разных частях речи



Самостоятельная работа, составление опорных схем, тестирование




Тема 12. Правописание о-ё после шипящих



Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма

Разноуровневые карточки

Тема 13. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий

Самостоятельная работа, составление опорных схем, тестирование

Презентация «Правописание суффиксов в разных частях речи»


Тема 14. Правописание окончаний

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма, тестирование

Диктант

Тема 15. Не с разными частями речи


Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма, тестирование

Сочинение – рассуждение по пословице



Тема 16. Правописание производных предлогов, союзов, частиц


Самостоятельная работа, составление опорных схем

Карточки (творческая работа)

Тема 17. Итоговое тестирование

Тест


Итоговое тестирование



  1. Литература для учителя:

1. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. - М., 2001.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.

4. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. - М., 2009.

5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

6. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997.

7. Лукина Я.В., Степанова Л.В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: Златоуст, 2001.

8. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.

9. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.

11. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.

12. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. - М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2009.

13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

14. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично».- Ростов н/Д, 1998.

15. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.

16. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.

17. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 9 класса (пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.


Литература для учащихся:
1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.

2. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.

3. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.

5. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

6. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». - Ростов Н/Д, 1998.



Обязательная литература для учащихся:
1. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. - М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2009.

2. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.

3. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.

4. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 9 класса (пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.



Интернет - ресурсы

http://mousosh192005.narod.ru/pril1.ppt (Презентация. Правописание приставок)

http://ruslit.ioso.ru/vowel.htm (тестирование компьютерное)

Презентация. Безударные гласные в корне слова



http://www.brave-on-ege.ru/oi.php (Тестирование. о-ё после шипящих с самопроверкой)
Материально-техническое оснащение:

Ноутбук


Библиотека

Учебный кабинет

Раздаточный материал


  1. Организация учебного процесса.

Мой путь к успеху

Я представляю рукопись – рабочий материал, результат поисков и размышлений о том, с помощью каких средств и методов зажечь огонек жажды знаний у девятиклассников при организации уроков обобщения и повторения по самым трудным темам за курс 5-8 классов. Попытаюсь представить своеобразный творческий отчет. Предлагаю материалы, среди которых есть тексты, способствующие созданию непринужденной обстановки, но в то же время предельно насыщенные орфограммами.

В разработках уроков представляю элементы разноуровневой технологии обучения, при которой каждый ученик сознательно выбирает задание по своим возможностям. Думаю, что при выполнении таких заданий нужно исходить из следующего:


  • каждому ученику должен быть предоставлен выбор уровня сложности;

  • работа с разноуровневыми заданиями не должна быть стихийной. На каждого ученика завожу папку (файл), в которой храню все его работы в течение года.

Предлагаю систему работы, основанной на блочной подаче материала. Как показывает практика, многие девятиклассники не имеют целостного представления о системе русской орфографии. Причина – разрозненность сведений, представленных в обычных школьных учебниках. При блочной системе преподавания ученик сразу знакомится со всеми сферами применения изучаемого правила, что способствует более осознанному написанию.

Систему заданий строю по принципу «снежного кома». Опыт показывает, что если в течение месяца не вспоминать с учащимися какое-либо из изученных орфографических правил, то большая часть класса забывает о его существовании.

Работа с этимологическим словарем, использование занимательности способствует повышению интереса учащихся.

Остановлюсь на проблеме экономии времени на уроке. Практика показывает, что следует исходить из следующих положений:



  • не нужно допускать простого переписывания упражнений, благодаря которому теряется интерес к предмету;

  • в течение урока необходимо предложить учащимся несколько видов работ;

  • рекомендуется давать задания типа «Вставьте букву», «Найдите ошибку» (экземпляры распечатываю на каждого ребенка);

  • экономии времени способствуют тесты.

Поурочное планирование включает обширный теоретический материал, большое количество заданий и упражнений для практической отработки основных базовых умений, а также задания повышенного уровня сложности.

При разработке уроков руководствовалась тем, что логика построения каждого урока должна ориентироваться на достижение конкретного результата, поэтому для каждого урока указала цели и задачи, в которых этот конечный результат сформулирован.

Представляю все уроки курса по выбору «Путешествие в страну Орфографию (трудные случаи правописания)». Планирование составлено на 17 учебных часов.

При работе учитель может использовать как полный план проведения уроков, так и отдельные задания.

Попытаюсь показать некоторые этапы (фазы) работы на занятиях.

Фаза индукции. На этом этапе создаю эмоциональный настрой и включаю подсознание детей. В качестве индуктора могут выступать слово, фраза, предмет, звук, рисунок, текст – все, что может разбудить чувство, вызвать поток воспоминаний. Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.

Приведу примеры использования ряда упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Например, прошу ребят ответить на ряд вопросов и записать не менее 6 ответов на вопросы:

– Что случится, если я буду писать грамотно?

– Что случится, если я не буду писать грамотно?

Созданию ситуации успеха помогают приёмы:


  • “Я знаю, что…”

  • Оратор” (за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо)

  • Автор” (… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?)

  • … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

  • … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

  • Фантазёр”. На доске записана тема урока.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

– Вот видите, как важно…..

Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это достигается через признание личности подростка с опорой на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)


  • Кумир”

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

  • Профи”

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Рефлексия - очень важный момент работы, когда ученики говорят о своих чувствах, возникающих в процессе работы. На этом этапе ученики сообщают, чему они сегодня научились на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно».

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» (плюс) записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» (минус) записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» (интересно) учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.


В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.



1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент», в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Надеюсь, что данная рукопись поможет в непростой, но интересной и нужной работе, подскажет неожиданные решения наболевших поблеем, ведь, как сказал знаменитый Конфуций, «только тот, кто способен в старом открывать новое, достоин называться учителем».



Урок № 1

Тема урока: Введение. Цели, задачи курса «Путешествие в страну Орфографию (трудные случаи правописания)». Орфография как система правил русского правописания.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Пословица.

Цель: познакомить с целями, задачами, структурой курса «Путешествие в страну Орфографию (трудные случаи правописания)»

Задачи:

Образовательная: дать представление об орфографии как системе правил русского правописания и ее роли в жизни каждого человека, повторить опознавательные признаки орфограмм.

Развивающая: развивать творческие способности, умение переносить знания в новую ситуацию.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своему труду, интерес и любовь к русскому языку.
Оборудование: компьютер, презентация, анимация персонажей. ( http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/9/9d05d909-5a84-11da-8cd6-0800200c9a66/object_11.swf ).

I.Организационный момент

Задача: организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы

Знакомство с целями, задачами, структурой курса « Путешествие в страну Орфографию (трудные случаи правописания)».

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок – это не просто слова;

Эти слова – всему голова.


Основная цель курса - формирование речевой компетенции, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи курса:


  1. Расширение познания по определенным темам, изученным ранее.

  2. Развитие умения применять теоретические знания на практике,
    активизировать внимание на собственную письменную речь, научиться самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.

  3. Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни, интереса к предмету, осознания необходимости изучения орфографии как основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.


II. Актуализация ЗУН

Задача: актуализировать опорные знания

1.Беседа

  • Что такое грамота?

Грамота (от греческого grammata – «чтение и письмо», формы множественного числа от ramma- «буква, запись») – это умение читать и писать.

В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык».



  • Объясните выделенные словосочетания.

Когда говорят грамотный человек, то всем понятно, что речь идет о человеке, умеющем читать и писать, но как понять грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертеж, грамотный ученик?

(Грамотный инженер – «обладающий необходимыми сведениями, знаниями в определенной области», грамотное сочинение – «не содержащее грамматических и стилистических ошибок», грамотный чертеж –«выполненный со знанием дела», грамотный ученик – «умеющий грамматически правильно говорить и писать»).



  • Что такое орфография?

Однажды забрели в наш язык два греческих корня: орфо, что означает «правильно», и графо – «пишу». Соединились эти корни, и получилась орфография. В переводе на русский язык оно означает «правописание».

  • Для чего нужно изучать орфографию?

Сколько хлопот с орфографией, сколько ее учить! И ведь что обидно: придумали ее взро­слые, а учить приходится детям!

А что будет, если обойтись без нее? Просто так: написал, как слышишь, — и тебя поймут. Ведь когда слышат, понимают.

Это произошло в сказочном лесу, где жили герои хорошо знакомой вам сказки: мальчик по имени Кристофер Робин, медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, Кролик, Сова и другие. Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел записку.

Ну и озадачен был Кролик! Он пошел к Сове, чтобы разобраться вместе с ней в этой за­писке. Но Сова тоже была озадачена и встревожена. Ей почему-то показалось, что что-то случилось с носом Кристофера Робина. Оба они стали беспокоиться. Где он сейчас? В каком он положении?

В конце концов Сова подумала, что Кристофер Робин ушел куда-то с каким-то Щасвирнусом. Они долго гадали, какой это Щасвирнус: пятнистый или травоядный? Они волновались и раздумывали, а Кристофер Робин тем временем учился. "Он "обалдевает" знаниями",- сообщил ослик Иа-Иа.

Следующая записка мальчика выглядела по-другому.

И никаких недоразумений больше не было.

Когда такое происходит в сказочном лесу, большой беды нет. Ведь в сказках все кончается хорошо. А что бы получилось, если бы люди так писали в обычном городе?

Один ученый попытался представить себе, что из этого может выйти. А выходит вот что. В таком городе люди тратят гораздо больше времени и сил, чтобы прочесть газеты, книги, вывески. Скорая медицинская помощь опаздывает к больным, потому что очень долго pазбирает адрес, и больной получает лекарство с опозданием. Работникам уголовного розыска трудно задержать преступника: пока прочитаешь описание его примет, преступник успевает скрыться. Так что невесело в этом городе: преступность выше, медицинская помощь хуже, люди узнают меньше интересного, потому что им труднее читать. Они, конечно, сэкономили в детстве много времени, не изучая орфографию, но ничего хорошего из этого не вышло.



Вывод: изучать орфографию необходимо.

Научиться думать без языка нельзя, потому что мысли облекаются в словесную форму. М.Горький писал: «Слово- одежда всех фактов,всех мыслей.» Чем больше знаешь слов, тем богаче, образнее, точнее и глубже наша мысль и наша речь.

Письмо - один из видов человеческого общения.

Все пишущие надеются на то, что их будут читать. А чтобы общение в письменной форме происходило легче, необходимо сохранять единый графический облик одних и тех же слов, тогда при чтении мы не будем «расшифровывать» слова.

Писать грамотно - это заботиться о своем будущем читателе. Культурный человек не может быть безграмотным.


  • Что такое орфографическая зоркость?

Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.

Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чем-то эти люди похожи... на настоящих грибников.

Давайте вспомним, как собирают грибы. "Грибная удачливость" у всех разная. Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва покрыты грибами, у других корзины полны с верхом и оттягивают руки.

Эта "грибная удачливость" зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество останется незамеченным. Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли. Они тоже соберут не много грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И находят их легко и быстро. "Грибное счастье" им улыбается.

Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать "грибные места" для ошибок. Сей­час мы придумаем для таких мест название. Место, где может возникнуть пожар, говорят, называют "огнеопасным". О месте, где может произойти взрыв, говорят, что оно "взрывоопасное". Теперь подумайте, как назвать место, где может возникнуть ошибка? Правильно! Это "ошибкоопасное" место.

Чтобы видеть "ошибкоопасные" места, надо понимать, почему они возникают. Для этого нужно узнать у фонемы ее тайну.

III. Формирование новых ЗУН

Задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме


  • Что такое орфограмма?

  • Анимация диалог персонажей

Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. Одни написания в словах являются орфограммами, а другие - нет, например: столб, ведро.

Орфограммы в слове можно найти по опознавательным признакам.



  • Опознавательные признаки орфограмм

Тип орфограммы

Опознавательные признаки

Буквы: гласные

безударность,

шипящие и ц перед гласными



согласные

конец слова,

стечение согласных,

Н перед окончанием и суффиксом


ъ и ь


мягкие согласные,

шипящие на конце слова,

звук [й] после согласных и перед гласными,

[ца] на конце глаголов




большие

начало предложения или теста,

наличие собственных имен и собственных наименований,



дефис

сложные слова,

приставки кое-, в-, по-,

суффиксы - нибудь, -то, -либо,

частицы - то, -ка



Слитные и раздельные написания \пробел\

Не, ни, бы, же; предлоги;

Черточка

Конец строки

Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами.

Орфограммы-буквы

Орфограммы-дефисы, пробелы, черточки

во всех частях слова:

приехал, разделить,

расти, ложка,

сучок, земляной,

поле, пашет


между частями слова:

кое-как, еле-еле, темно-зеленый;

между словами:

принеси-ка, в одиночку;

между слогами:

во-да, за-был





  • Памятка

Как научиться грамотно писать

1. Нужно научиться чувствовать ударение, не чувствуя ударения, нельзя обнаружить безударную гласную.

2. Нужно научиться выделять морфемы, иначе не будешь знать, какое правило нужно применить.

3. Нужно научиться определять часть речи, без этого невозможно применить правило.

4. Нужно научиться различать смысловые особенности слов, иначе можно ошибиться в подборе проверочного слова.

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!


  • Прочитайте. Какую роль в письменном общении играет почерк?

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

-Будь другом, напиши письмо. А то я не умею…

-Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.-

Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.

-Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

-Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня мое письмо никто не разберет.

(В.Гончаров)


  • Объясните пословицу

ПИСАТЬ-ТО ПИШУ, А ЧИТАТЬ В ЛАВОЧКУ НОШУ.

IV.Закрепление ЗУН

  • Сочинение-рассуждение

Задача: развитие творческих способностей, выявление уровня знаний учащихся.
Темы:

  1. Обязательно ли нужно быть грамотным?

  2. Почему нужно быть зорким?

  3. Зачем нужно знать пунктуацию и орфографию?

  4. Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского "Слово о словах" и напишите сочинение-рассуждение «Для чего нужно быть грамотным?»


"...Вспоминается мне малень­кий, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечест­венной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрелка и странная надпись: "Оптека". Я и еще несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ру­гали чудака, который такую над­пись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за уг­лом, на улицах городка, по кото­рым свистели фашистские пули? Если там и верно "аптека" - дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все это нам было очень нужно. Если же "оптика" - так ни очки, ни фотоаппараты нас в этот момент не инте­ресовали. "И как только грамотный человек может такое написать?" - ворчал майор.



V. Подведение итогов урока

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

- Что нового вы узнали на уроке?

- Над чем заставил задуматься вас урок?

- Какие цели для себя поставили?



VI. Домашнее задание

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Доработать сочинение.



VII. Рефлексия

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Упражнение «Плюс-минус - интересно».

П (понравилось)

М (не понравилось)

И (интересно)



















Урок № 2
Тема урока: Правописание приставок
Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них.

В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

(К.И.Чуковский)

Цель: совершенствование навыка правильного написания слов с трудными приставками.

Задачи:

Образовательные: обобщить и углубить знания о правописании приставок, повторить группы приставок, правописание слов с трудноопределяемым значением приставок пре- и при-.

Развивающие: совершенствовать умение правильно писать гласные и согласные в приставках, различать на письме приставки пре- и при, формировать орфографическую зоркость, обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках.

Воспитательные: работать над устойчивостью внимания учащихся.

Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, творческая работа (мини-рассказ).

Оборудование урока: Презентация. Нефёдова О.Н. Интерактивные таблицы по русскому языку 4 часть


I. Организационный момент

Задача: организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы

II. Проверка домашнего задания

Задача: установление правильности выполнения задания всеми учащимися

Сочинение-рассуждение



III. Актуализация.

Задача: актуализировать опорные знания


  • Угадай фразеологизм. (Прикусить язык, зарубить на носу). На какие правила вы видите примеры?

Самостоятельное формулирование темы урока.

Наша цель - обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

– Вот видите, как важно…



  • Беседа о приставках

Каждая часть слова имеет свою смыслиночку. Для русского языка самые большие возможности представляет образование новых слов с помощью приставок. Например: бегать – добегать – забегать - отбегать и т.д.

Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, придают порой словам разговорную окраску.

В русском языке существует много приставок. Попробуйте их вспомнить и написать, никуда не подглядывая. Заодно проверите свою память. Если вам придет в голову больше сорока приставок, можете считать, что у вас превосходная память. Если приставок тридцать - тоже неплохо, ну а если меньше - не огорчайтесь, ведь знать и вспоминать - не одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью, только они почему-то не очень захотели у вас «вспоминаться». Вам необходимо тренировать свою память, больше учить наизусть стихотворений.
IV.Обобщение и систематизация ЗУН

Задача: углубить знания о правописании приставок.


  • Работа с обобщающей таблицей. Составление опоры.

Продолжим разговор о приставке

- Какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при-, пре-)

- Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).

Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с-. Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка (например, отдать[ аддат’]).

А вот приставки на з-, с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).

С точки зрения орфографии все приставки в русском языке делятся на три основные группы:


      1) приставки, которые всегда пишутся одинаково;
      2) приставки, написание которых определяется особенностями произношения слова (местом ударения или качеством следующего за данной приставкой звука);
      3) приставки пре- и при-, правописание которых зависит от их значения.

Приставки, не изменяющиеся на письме

      Гласные и согласные в приставках в- (во-), вы-, до-, за-, над- (надо-), не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про-, с- (со-), су-, у- пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения, например: встать, отдать, продумать, предстать, сбивчивый, обсуждение.

Приставки, оканчивающиеся на ()

       В приставках на () в соответствии с произношением перед звонкими согласными пишется з, перед глухими - с:

из- (ис-)

изгиб — истекать

раз- (рас-)

разделить — расписать

без- (бес-)

безжалостный — бессердечный

воз- (воc-)

возразить — воскликнуть

вз- (вс-)

взгорок — вскормить

низ- (нис-)

низвергать — нисходить

чрез- (черес)

чрезмерный — чересчур


  • Словарная работа    

Запомните: в приставках раз- (рас-) - роз- (рос-) под ударением пишется О, без ударения - А: розвальни — развалить; роспись — расписка; исключение: розыскной

Приставки пре-, при-

Приставка пре- имеет следующие значения:
      1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;
      2) синонимичность приставке пере-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).
      Приставка при- обозначает:
      1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;
      2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;
      3) пространственную близость: приморский, приусадебный;
      4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;
      5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, npuобрести, прикарманить.
       Словарная работа

Запомните: некоторые слова с приставками пре- и при- различаются по значению. Сравните:

предать (друга) — выдать (ср. предатель)
      придать (значение) — добавить
      претворить (в жизнь) — воплотить
      притворить (дверь) — прикрыть
      презирать (врага) — ненавидеть
      призреть (сироту) — приютить
      пребывать (в городе) — находиться
      прибыть (в город) — приехать
      преступить (закон) — нарушить
      приступить (к делу) — начать
      Во многих случаях приставки пре-, при- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.
     Словарная работа

 Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.


V. Закрепление ЗУН

Задача: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала по теме, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

  • Задания Приставки

(Приставки на з - с. Даны варианты заданий. Учащиеся сами выбирают виды упражнений)

Упражнение №1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.(1б)

      П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.



Упражнение № 2. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите. (1 б).

      Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);


      раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);
      воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);
      из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Упражнение№ 3. Составьте словосочетания или предложения с данными словами. (1б)

      Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.



Упражнение №4. Мозговая атака.

Сколько приставок в данных словах? (2б)



Водопровод, мясоперерабатывающий, переподготовка, предопределение, перерасчет.

  • Дифференцированная работа. Работа по каточкам.

Тема: «Буквы з - с на конце приставок»

(5 б)


  1. Найдите лишнее слово:

  1. низкий, низвергать, ниспадать;

  2. расчет, растут, раздать;

  3. сжать, здание, здравница;

  4. воззвание, восстание, восток.

  5. воззвание, восстание, восток.





Тема: «Буквы з - с на конце приставок»

(4б)


Выпишите слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове они стоят.
Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет, расстилается по земле, съезжает далеко, рассчитывать вовремя, испечь пирог, сделать хорошо, бесшумный мотор.



Тема: «Буквы з - с на конце приставок»

(3б)


Вставьте буквы, графически объясните их написание.
Во..глас, ра..писание, бе..шумный, ра..жигать, ис..кусить, ра..пилить, и..лучать, в..дыхать, в..крикнул, ..бежать.

  • Игра «Одним словом» (1б)

Отсутствие порядка – беспорядок
Соленая вода для засолки овощей – рассол
Время перед восходом солнца – рассвет
Полное поражение противника – разгром

Расплата – наказание за зло


Разлука – расставание с кем-либо
Раскаяние – сожаление, признание в совершенной ошибке
Бесчестье – поругание чести, оскорбление

  • «Магический квадрат» (4б)
следующая страница >>