Программа курса «Новые направления в психологии» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «Методика преподавания психологии» 1 127.59kb.
Учебная программа курса. Рабочая программа курса. Лекция История... 10 4516.27kb.
Программа курса «Психоистория» 1 105.79kb.
К. И. Алексеев (ип рггу) 1 43.21kb.
Программа дисциплины тфкп (второй семестр 2-го курса) для направления... 1 154.18kb.
Программа дисциплины Основы организационной психологии для направления... 1 179.77kb.
Программа курса «Современные психодинамические теории личности» 1 101.39kb.
Программа курса «Математические методы в психологии» 1 52.55kb.
Программа курса для направления 230200. 68 «Информационные системы. 1 103.84kb.
Программа курса лекций и семинарских занятий по общей психологии... 1 128.68kb.
Светлова Наталья Васильевна, кандидат психологических наук, кафедра... 2 620.65kb.
Для всех, кто интересуется вопросами трансперсональной психологии 1 190kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа курса «Новые направления в психологии» - страница №1/1

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Кафедра общей психологии и психологии личности

ПРОГРАММА КУРСА



«Новые направления в психологии»
Семестр VI

Утверждаю

Проректор по учебной работе

(Декан)____________________

«____» ____________________



Общее количество часов (трудоемкость) часов

в том числе



  1. лекции часов

  1. практические занятия нет

  1. семинарские занятия нет





Отчетности:

  1. экзамен VI семестр



Разработчик программы: ассистент кафедры общей психологии и психологии личности Коряков Ярослав Игоревич.







I. Введение
Трансперсональная психология является наиболее молодым из глобальных психологических направлений («четвертая сила», пользуясь терминологией А. Маслоу – наряду с экспериментальной, клинической и гуманистической), оформившимся как академическая дисциплина лишь около 40 лет назад. В то же время недавнее время возникновения обусловило и максимальную интегральность этого подхода, использующего достижения всех психологических дисциплин. Трансперсональный проект является фундаментальным проектом в истории человечества (Майков, Козлов, 2004), он тесно связан с современными глобальными проблемами и цивилизационными процессами.

1. Цель дисциплины. Цель данного курса – познакомить студентов с базовыми понятиями трансперсональной психологии, методологическими особенностями, интегративными теориями развития и их практическим применением.

2. Задачи дисциплины. Среди задач данного курса можно указать следующие:

- ознакомить с историей и методологией трансперсональной психологии

- описать подходы к изучению измененных состояний сознания

- создать представление о возможностях использования ИСС и связанных с ним методологических и клинических проблемах

- описать некоторые основные формы трансперсональных переживаний и их значимость в субъективном опыте индивида

- сформулировать основные положения расширенной в рамках трансперсональной психологии теории развития

- развить представления о динамике психического развития

- ознакомить с основными нарушениями в развитии и соответствующими терапевтическими модальностями

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Поскольку одна из основных особенностей трансперсональной психологии – ее высокая интегративность, изучение предмета требует освоения большинства общепрофессиональных курсов. Базовыми для данной дисциплинами являются «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Клиническая психология», «Консультативная психология», «Основы психокоррекционной работы». Часть материала перекликается с содержанием курса «Основы психотерапии». Освоение дисциплины полезно в рамках курса «Методологические основы психологии». Изученный материал находит применение в специальных курсах «Психодинамические теории личности» и «Практикум по трансперсональной психологии».

4. Требования к уровню освоения содержания курса. В результате освоения материала курса студенты должны продемонстрировать

- знание исторического развития и характерных особенностей трансперсональной психологии

- представление о системном подходе к измененным состояниям сознания, задачах их изучения и соответствующих проблемах методологии

- общее представление о медитативном процессе, его формах, психологических и физиологических эффектах

- знание клинических проблем, связанных с медитацией (трансперсональными практиками в целом), и их происхождении в нарушениях личностного развития

- представление о трансперсональном значении и психологических эффектах осознаваемых сновидений

- знание психологического значения шаманского опыта и состояний сознания

- общее представление о разновидностях и особенностях энтеогенных препаратов, опасностях их употребления

- знание классификации и значения переживаний в ИСС по Грофу

- знание основных определений и процесса развития в теории Уилбера

- представление о стадиях развития в теории сепарации-индивидуации Малер

- знание основных форм психологических нарушений в процессе развития

- знание терапевтических модальностей в соответствии с уровнями психопатологии


II. CОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. Предпосылки возникновения и история развития трансперсональной

психологии. Интеграция и синтез психологических школ в ТП.


  1. Эволюция психологии. Инструментальная и проблемная ориентации. Трансперсональные переживания. Трансперсональные дисциплины. Важность трансперсонального видения. Особенности трансперсональной психологии и методологические проблемы.



II. Разнообразие трансперсонального опыта и его изучение.


  1. Системные подходы к сознанию.

Изучение измененных состояний сознания. Картография сознания.

Сложность определения и изучения сознания.

Обычные и измененные состояния сознания. Методология изучения.

Системный подход. Дискретные состояния сознания и их изменения при варьировании подсистем. Стабилизирующие и разрушающие силы. Наведение дискретных измененных состояний сознания. Значение изучения ИСС.




  1. Изучение медитативного опыта. Психологические, физиологические,

терапевтические эффекты медитации.
Медитации - каталитические техники трансперсонального развития.

Особенности медитативных дисциплин. Типы медитативных дисциплин: медитативная концентрация и медитативный инсайт (осознание).

Эффекты медитации - психологические, физиологические, терапевтические.

Психотерапевтический потенциал медитации.




  1. Клинические особенности медитации в западной культуре. Дезидентификация Я-структуры при медитации. Процесс развития личности. Проблемы, связанные с медитацией при психотической психопатологии, пограничной личностной организации и нарциссистических расстройствах. Влияние социально-культурных факторов.




  1. Изучение люцидных (осознаваемых) сновидений.

История современного изучения осознаваемых сновидений. Психологические и физиологические функции состояний «медленного» и «парадоксального» сна.

Трансперсональное значение осознаваемых сновидений. Возможность "непрерывного осознания" - во сне так же, как во время бодрствования. Контролируемые сновидения и состояние "свидетельствования" во сне. Техники обучения осознаваемым сновидениям.


  1. Изучение шаманического опыта и состояний сознания.

Шаманизм как практика произвольного вхождения в измененное состояние сознания, переживаемое как «путешествие в другие миры и взаимодействие с иными сущностями». Изучение шаманских состояний сознания.

Универсальность шаманического опыта. Психология ранних форм духовности. Смерть и трансформация личности. Социальные аспекты шаманских переживаний. Шаманизм как система познания. Шаманизм как основа экологического мировоззрения. Техника шаманского путешествия.


  1. Исследование воздействия психофармакологических факторов.

История применения галлюциногенных препаратов. Их творческий, терапевтический, религиозный потенциал. Проблемы и опасности, связанные с применением психоделиков. Основные виды и формы энтеогенных препаратов. Современные исследования.




  1. Изучение С. Грофом переживаний в сеансах ЛСД-терапии.

Абстрактно-эстетические переживания. Психодинамические переживания. СКО – системы конденсированного опыта. Перинатальные переживания. БПМ – базовые перинатальные матрицы. Трансперсональные переживания. Расширение переживаний в рамках «объективной» реальности. Расширение переживаний за пределы «объективной» реальности.


III. Теории психологического развития в трансперсональной психологии.


  1. Трансперсональные измерения развития. Спектр трансперсонального развития.

Развитие личности в течение всей жизни. Индивидуальные и социальные силы, способствующие и препятствующие развитию.

Формации психики, базовые структуры, переходные структуры, Я-система.


  1. Базовые структуры - уровни развития - сенсорифизический, фантазмо-эмоциональный, репрезентирующий, уровень правила/роли, формально-рефлексивный, визионерно-логический, психический, тонкий, каузальный, «предельный уровень».




  1. Переходные структуры. Я-потребности, структуры само-идентичности, морального чувства. Базовые функции Я-системы: идентификация, организация, воля, защита, метаболизм, навигация. Общая картина развития. Процессы интеграции и дифференциации. Их патология.



  1. Психодинамические теории раннего развития.

Теория сепарации-индивидуации М.Малер. Фазы раннего развития: аутистическая, симбиотическая фаза, фаза сепарации-индивидуации (подфазы дифференциации, практики, воссоединения, консолидации и эмоционального постоянства объекта).



Уровни развития объектных отношений. Картина развития трех первых уровней. Достижение постоянства объектов на соответствующих уровнях. Стадии развития Я по О. Кернбергу. Общая структура развития на всех уровнях.
Проблемы развития. Спектр психопатологий.


  1. Доперсональные психопатологии. Первый уровень – аутистические психозы, симбиотические инфантильные психозы, большая часть взрослой шизофрении, депрессивные психозы. Второй уровень – нарциссистическое расстройство личности, пограничное расстройство личности. Третий уровень - пограничный невроз, психоневрозы.




  1. Персональные (личностные) психопатологии. Четвертый уровень – ролевые и когнитивно-сценарные патологии. Пятый уровень – неврозы идентичности. Шестой уровень – экзистенциальная патология.




  1. Трансперсональные психопатологии. «Психические» расстройства – спонтанные, психозоподобные эпизоды, психопатологии начального периода практики созерцания. Тонкие расстройства – неудача интеграции-идентификации, псевдонирвана, псевдопостижение. Каузальные расстройства – неудача дифференциации проявленного – непроявленного, неудача интеграции проявленного – непроявленного.




  1. Поиск целостности: трансперсональные терапии. Спектр терапий.

Терапевтические модальности: 1) Физиологическое вмешательство, 2) Техники выстраивания структуры, 3) Раскрывающие техники, 4) Когнитивно-сценарный анализ, 5) Интроспекция, 6) Экзистенциальная терапия, 7) «Путь Йогов» – терапевтические модальности для психического уровня патологий, 8) «Путь Святых» – терапевтические модальности для тонкого уровня патологий, 9) «Путь Мудрых» – терапевтические модальности для каузального уровня патологий.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ


№ п/п

Тема, раздел

Учебный план, часов







Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Итого по темам







лекции

практические







1

Предпосылки возникновения и история развития трансперсональной психологии

2







2

2

Системные подходы к сознанию

2







2

3

Изучение медитативного опыта


2







2

4

Клинические особенности медитации

2







2

5

Изучение люцидных (осознаваемых) сновидений


2




1

3

6

Изучение шаманического опыта и состояний сознания


3







3

7

Исследование воздействия психофармакологических факторов

2







2

8

Изучение С. Грофом переживаний в сеансах ЛСД-терапии


3







3

9

Трансперсональные измерения развития, базовые структуры


2







2

10

Переходные структуры, Я-система, общая картина развития


2







2

11

Психодинамические теории раннего развития


2




1

3

12

Доперсональные психопатологии


3




1

4

13

Персональные ( личностные ) психопатологии


2




1

3

14

Трансперсональные психопатологии


2







2

15

Терапевтические модальности

3




2

5




Всего

34







40



IV. Форма итогового контроля

Экзамен