страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа курса «Новые направления в психологии» - страница №1/1
Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный университет им. А.М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности ПРОГРАММА КУРСА «Новые направления в психологии» Семестр VI Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан)____________________ «____» ____________________ Общее количество часов (трудоемкость) часов в том числе
Отчетности:
Разработчик программы: ассистент кафедры общей психологии и психологии личности Коряков Ярослав Игоревич. I. Введение Трансперсональная психология является наиболее молодым из глобальных психологических направлений («четвертая сила», пользуясь терминологией А. Маслоу – наряду с экспериментальной, клинической и гуманистической), оформившимся как академическая дисциплина лишь около 40 лет назад. В то же время недавнее время возникновения обусловило и максимальную интегральность этого подхода, использующего достижения всех психологических дисциплин. Трансперсональный проект является фундаментальным проектом в истории человечества (Майков, Козлов, 2004), он тесно связан с современными глобальными проблемами и цивилизационными процессами. 1. Цель дисциплины. Цель данного курса – познакомить студентов с базовыми понятиями трансперсональной психологии, методологическими особенностями, интегративными теориями развития и их практическим применением. 2. Задачи дисциплины. Среди задач данного курса можно указать следующие: - ознакомить с историей и методологией трансперсональной психологии - описать подходы к изучению измененных состояний сознания - создать представление о возможностях использования ИСС и связанных с ним методологических и клинических проблемах - описать некоторые основные формы трансперсональных переживаний и их значимость в субъективном опыте индивида - сформулировать основные положения расширенной в рамках трансперсональной психологии теории развития - развить представления о динамике психического развития - ознакомить с основными нарушениями в развитии и соответствующими терапевтическими модальностями 3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Поскольку одна из основных особенностей трансперсональной психологии – ее высокая интегративность, изучение предмета требует освоения большинства общепрофессиональных курсов. Базовыми для данной дисциплинами являются «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Клиническая психология», «Консультативная психология», «Основы психокоррекционной работы». Часть материала перекликается с содержанием курса «Основы психотерапии». Освоение дисциплины полезно в рамках курса «Методологические основы психологии». Изученный материал находит применение в специальных курсах «Психодинамические теории личности» и «Практикум по трансперсональной психологии». 4. Требования к уровню освоения содержания курса. В результате освоения материала курса студенты должны продемонстрировать - знание исторического развития и характерных особенностей трансперсональной психологии - представление о системном подходе к измененным состояниям сознания, задачах их изучения и соответствующих проблемах методологии - общее представление о медитативном процессе, его формах, психологических и физиологических эффектах - знание клинических проблем, связанных с медитацией (трансперсональными практиками в целом), и их происхождении в нарушениях личностного развития - представление о трансперсональном значении и психологических эффектах осознаваемых сновидений - знание психологического значения шаманского опыта и состояний сознания - общее представление о разновидностях и особенностях энтеогенных препаратов, опасностях их употребления - знание классификации и значения переживаний в ИСС по Грофу - знание основных определений и процесса развития в теории Уилбера - представление о стадиях развития в теории сепарации-индивидуации Малер - знание основных форм психологических нарушений в процессе развития - знание терапевтических модальностей в соответствии с уровнями психопатологии II. CОДЕРЖАНИЕ КУРСА I. Предпосылки возникновения и история развития трансперсональной психологии. Интеграция и синтез психологических школ в ТП.
II. Разнообразие трансперсонального опыта и его изучение.
Изучение измененных состояний сознания. Картография сознания. Сложность определения и изучения сознания. Обычные и измененные состояния сознания. Методология изучения. Системный подход. Дискретные состояния сознания и их изменения при варьировании подсистем. Стабилизирующие и разрушающие силы. Наведение дискретных измененных состояний сознания. Значение изучения ИСС.
терапевтические эффекты медитации. Медитации - каталитические техники трансперсонального развития. Особенности медитативных дисциплин. Типы медитативных дисциплин: медитативная концентрация и медитативный инсайт (осознание). Эффекты медитации - психологические, физиологические, терапевтические. Психотерапевтический потенциал медитации.
История современного изучения осознаваемых сновидений. Психологические и физиологические функции состояний «медленного» и «парадоксального» сна. Трансперсональное значение осознаваемых сновидений. Возможность "непрерывного осознания" - во сне так же, как во время бодрствования. Контролируемые сновидения и состояние "свидетельствования" во сне. Техники обучения осознаваемым сновидениям.
Шаманизм как практика произвольного вхождения в измененное состояние сознания, переживаемое как «путешествие в другие миры и взаимодействие с иными сущностями». Изучение шаманских состояний сознания. Универсальность шаманического опыта. Психология ранних форм духовности. Смерть и трансформация личности. Социальные аспекты шаманских переживаний. Шаманизм как система познания. Шаманизм как основа экологического мировоззрения. Техника шаманского путешествия.
История применения галлюциногенных препаратов. Их творческий, терапевтический, религиозный потенциал. Проблемы и опасности, связанные с применением психоделиков. Основные виды и формы энтеогенных препаратов. Современные исследования.
Абстрактно-эстетические переживания. Психодинамические переживания. СКО – системы конденсированного опыта. Перинатальные переживания. БПМ – базовые перинатальные матрицы. Трансперсональные переживания. Расширение переживаний в рамках «объективной» реальности. Расширение переживаний за пределы «объективной» реальности. III. Теории психологического развития в трансперсональной психологии.
Развитие личности в течение всей жизни. Индивидуальные и социальные силы, способствующие и препятствующие развитию. Формации психики, базовые структуры, переходные структуры, Я-система.
Теория сепарации-индивидуации М.Малер. Фазы раннего развития: аутистическая, симбиотическая фаза, фаза сепарации-индивидуации (подфазы дифференциации, практики, воссоединения, консолидации и эмоционального постоянства объекта). Уровни развития объектных отношений. Картина развития трех первых уровней. Достижение постоянства объектов на соответствующих уровнях. Стадии развития Я по О. Кернбергу. Общая структура развития на всех уровнях. Проблемы развития. Спектр психопатологий.
Терапевтические модальности: 1) Физиологическое вмешательство, 2) Техники выстраивания структуры, 3) Раскрывающие техники, 4) Когнитивно-сценарный анализ, 5) Интроспекция, 6) Экзистенциальная терапия, 7) «Путь Йогов» – терапевтические модальности для психического уровня патологий, 8) «Путь Святых» – терапевтические модальности для тонкого уровня патологий, 9) «Путь Мудрых» – терапевтические модальности для каузального уровня патологий. III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля Экзамен |
|