страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа курса «Концепции современного естествознания» - страница №1/1
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Программа курса «Концепции современного естествознания» для студентов первого курса факультета Политологии Москва 2008 Оборотная сторона титульного листа Программу курса разработал Сергеев Виктор Михайлович, д.и.н., профессор © Сергеев В.М. © МГИМО (У) МИД России Курс «Концепции современного естествознания» является одной из дисциплин, преподаваемых на первом курсе факультета Политологии МГИМО (у) МИД России. Основной задачей данной дисциплины является формирование, на примере достижений естественных наук, представления о том, что такое научное знание, что такое научная методология и чем знание , полученное с помощью научной методологии, отличается от знаний повседневности и от экспертного знания. В рамках данного курса рассматриваются основные этапы развития естественных наук, прежде всего физики и биологии и анализируется взаимовлияние в эволюции фундаментального научного знания и развития новых методологических подходов к порождению научного знания и философских подходов к его интерпретации. Особое внимание обращается на новейшие результаты в истории и методологии науки, демонстрирующие роль социальных аспектов организации науки в процессе формирования научного знания, на важность изучения науки как социального института и преодоление «методологического индивидуализма» в интерпретации процессов порождения научного знания В рамках курса «Концепции современного естествознания» рассматриваются основные направления исследований в области истории и методологии науки развивавшимися как отечественными так и зарубежными исследователями, в частности Т.Куном, И. Лакатосом, Дж. Холтоном, К. Поппером, П. Феерабендом. М. Фуко, И. Рожанским, В. Зубовым и др. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции) В процессе освоения курса студенты должны изучить современные представления об основных направления развития исследований в области истории и методологии науки, изучить ряд классических и современных работ, посвящённых этой тематике, а также получить представление об использованных в этих работах методах и достигнутых результатах, понимать возможность использования различных методологических стратегий в разработке новых областей научного знания, и получить представление о возможностях использования новых идей в области методологии науки для использования в передовых, пограничных областях социального знания, там где активно применяются некоторые идеи и результаты естественных наук. В курсе большое внимание уделяется выработке студентами самостоятельного взгляда на методологию науки, обращается внимание на необходимость глубокого и основательного сбора и изучения первичных материалов и источников, необходимых для выполнения исследования. 1.3. Критерии оценки знаний и компетенций. Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Раздел 2. Содержание курса 2.1. Организационно-методические данные курса.
2. 2. Тематический план курса «Концепции современного естествознания»
2.3. Содержание курса. Лекция 1. Общий обзор структуры курса. Различие между знанием повседневности и научным знанием. Наблюдение: методологический анализ Наука как инструмент получения «истинного» знания и как социальный институт. Особая роль естествознания в совершенствовании научной методологии. Номотетические и идеографические знания. Наблюдение как стартовая позиция для формирования научного знания. Историческая роль астрономии в формировании науки как особой сферы социальной деятельности. Практическая роль астрономии: мореходство, определение времени сезонных сельскохозяйственных работ. Лекция 2. Философская онтология и научная теория. Теория и наблюдение. Идея эксперимента. Галилей и рождение классической механики. Формирование натурфилософии в период античности. Холизм (Парменид). Атомизм (Демокрит). Структуры идей. Эйдосы Платона. Теория как совокупность логически связанных концептов, интерпретирующих наблюдения. Физика Фалеса и математика Пифагора. Мир как гармония чисел. Аристотель, его физика и логика. Эксперимент как работа со специально выделенным фрагментом реальности, «приготовленным» на основе теории. Различия между экспериментом и наблюдением. Воспроизводимость эксперимента. Необходимость исключения побочных влияний, не включённых в теорию факторов. Становление экспериментальной науки в Европе раннего Модерн. Кеплер и Коперник. Френсис Бэкон и Галилей. Классическая механика. Лекция 3. Проблема истины и проблема метода. Эмпиризм и рационализм. Декарт Локк и Лейбниц. Методологический индивидуализм и проблема истины. Природа и разум. Рене Декарт. Роль сомнения и проблема очевидности знания. Конфликт между эмпиризмом и рационализмом. Спор между Локком и Лейбницем. Разум как «чистая доска» и проблема предустановленного знания. Лекция 4. Проблема априорного знания. Идея конвенциональности научного знания. И. Кант и А. Пуанкарэ. Иммануил Кант. Пространство и время как априорные формы знания Аналитические суждения и синтетические суждения априори. Конвенционализм А. Пуанкарэ. Свободная игра теоретическими конструкциями. Проблема креативности в естественных науках. Адамар. Теория относительности. Искривление пространства. Клиффорд. А. Эйнштейн и А. Пуанкарэ. Лекция 5 Природа и наблюдатель. Квантовая механика. Принцип неопределенности и Принцип дополнительности. Невозможность неразрушающего наблюдения. Квантовая механика. Вернер Гайзенберг и «принцип неопределённости». Нильс Бер и «принцип дополнительности». Расширенное понимание «принципа дополнительности»: история культуры и социальные науки. Лекция 6. Проблема факта. Верификация и фальсификация в процессе формирования научного знания. Л. Витгенштейн и К. Поппер. Операционализация эксперимента. Бриджмен. Позитивизм и неопозитивизм. «Венская школа». Ранний Витгенштейн. Принцип фальсификации как способ отделения научного знания от ненаучного. Лекция 7. Неустранимость роли социальных структур в становлении научного знания. Научные революции и научные парадигмы. Т. Кун. Идея «исследовательских программ». Роль исходных концептов в построении научной теории. И. Лакатос. «Методологический анархизм». П. Феерабенд. Падение популярности «методологического индивидуализма» в истории науки. Наука как социальная структура. Научные революции: предпарадигмальная и парадигмальная фазы развития науки. «Нормальная наука» как разрешение головоломок в рамках заданной парадигмы. «Исследовательские программы» и научная парадигма: два способа осмысления роли социальных структур в формировании научного знания. И. Лакатос. Ограничения точного знания ясностью определения исходных концптов. Социальная относительность научного знания. Пол Фейерабенд. Концепция «конца науки». Дж. Хорган. Лекция 8 Революции в биологических исследованиях XIX-XX веков. Теория эволюции, морфогенез и молекулярная биология. Идеи экологии и этологии. Биоценоз и эволюция. Сообщества социальных животных. Биологическая революция 19 века: теория эволюции и генетика Менделя. Морфогенез и биология развития. Споры между виталистами и механицистами. Г. Дриш и А. Гурвич. Биологические организаторы. К. Уоддингтон и А. Кёстлер. Молекулярная биология. Молекулярная генетика. Крик и Уотсон. Перенесение идей молекулярной генетики в теорию культуры. «Мемы» Дж. Доукинса и Д. Хофштадтера. Идея биоценоза и её роль в эволюционной теории. Технологический прогресс и проблема экологии. Открытие социальности животных сообществ. Роль социальной агрессии в эволюции. К. Лоренц. Использование идей этологии животных для объяснения некоторых аспектов социального поведения человека. Д. Моррис. Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса. 3.1.Критерии оценки знаний Оценки за разные виды работы выставляются исходя из следующих критериев: В процессе освоения курса студенты должны изучить современные представления о научном знании и методологии науки, ряд классических и современных работ, посвящённых этой тематике, Студенты должны научиться сравнивать различные методологические подходы, понимать сравнительные преимущества и ограничения в применении каждого из них к конкретным проблемам и по окончанию изучения курса подойти к возможности начала самостоятельных исследований в данной области. В курсе большое внимание уделяется выработке студентами самостоятельного взгляда на методологию научных исследований, обращается внимание на необходимость глубокого и основательного сбора и изучения первичных материалов и источников, необходимых для выполнения исследования. Оценки за разные виды работы выставляются исходя из следующих критериев:
3.2. – 3.3. Примерные темы эссе и вопросов для подготовки к экзамену 1. Наука как инструмент получения «истинного» знания и как социальный институт. 2.Особая роль естествознания в совершенствовании научной методологии. 3.Номотетические и идеографические знания. 4.Наблюдение как стартовая позиция для формирования научного знания. 5.Историческая роль астрономии в формировании науки как особой сферы социальной деятельности. 6.Формирование натурфилософии в период античности. 7. Идея структуры. Эйдосы Платона. 8.Теория как совокупность логически связанных концептов, интерпретирующих наблюдения. 9.Физика Фалеса и математика Пифагора. Мир как гармония чисел. 10.Аристотель, его физика и логика. 11.Эксперимент как работа со специально выделенным фрагментом реальности, «приготовленным» на основе теории. 12.Различия между экспериментом и наблюдением.
14.Становление экспериментальной науки в Европе раннего Модерн. Кеплер и Каперник. Френсис Бэкон и Галилей.
3.4.Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы Лекция 1 Б.Л. Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. М., 1959 М. Фуко. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб, 1994 Гл. 3, 5, 9 Г. Риккерт. Границы естественно-научного образования понятий. Спб, 1997 Г. 2,3, стр. 158-255 И.Д. Рожанский. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979 Ч.1 стр. 65-114 Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955 стр. 100-128 Платон Сочинения Т.1 М., 1968 Диалог «Мэнон» стр. 367-413 Б.Л. Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. М., 1959 стр. 115-143 В.П. Зубов Аристотель. М., 2000 стр. 75-192 В.М. Сергеев. Пределы рациональности. М., 1999 стр. 5-12 Дж. Холтон. Тематический анализ науки. М., 1981 Гл. 2 стр. 46-72 М. Вертгеймер. Продуктивное мышление. М., 1987 стр. 238-247 В. Виндельбанд. История новой философии. Т.1 Спб 1902 стр.130-150,196-212,352-390 Лекция 4 И. Кант. Собрание сочинений. М., 1967 Т. 4 Пролегомены. А. Пуанкарэ. О науке. М., 1990 Наука и гипотеза. Стр. 3-196 Ж. Адамар. Исследование психологи процесса изобретения в области математики. М., 1970 В. Гайзенберг. Физика и философия. Часть и целое. М., 1990 стр. 7-130 Н. Бор. Избранные труды. Т. 2 М., 1971 Дискуссия с Эйнштейном по проблеме теории познания в атомной физике. Стр. 399-433 Н. Бор. Избранные труды. Т. 2 М., 1971 Предисловие и введение к сборнику «Атомная физика и человеческое познание» стр. 515-517 Лекция 6 Л. Витгенштейн. Философские работы. М., 1994 Логико-философский трактат. Стр1-74. Ф. Франк. Философия науки. М., 1960 стр. 41-116, 154-159 И. Лакатос. Доказательство и опровержение. М., 1967 П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М., 1986 Против методологического принуждения. Стр. 125-282 Кузин Б.С. О принципе поля в биологии.// Вопросы философии. 1992. № 5. С.148-1643. Дж. Уотсон. Двойная спираль. М., 2001 Дж. Доукинс. Эгоистичный ген. М., 1993 К. Уоддингтон. Основные биологические концепции.// в сб. На пути к теоретической биологии. М., 1970 Э. Майр. Популяции, виды и эволюция. М., 1974 Гл. 4,5 Д. Моррис. Голая обезьяна. М., 2003 Р. Шовен. От пчелы до гориллы. М., 1965 К. Лоренц. Агрессия. М., 1994 |
|