Программа курса «История Московской области. История Каширского района» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины: отечественная история (гсэ. Ф. 1 374.48kb.
Программа курса «История экономических учений» 2 424.09kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 126.38kb.
Cv александра Викторовна Бекасова 1 66.1kb.
«История создания гербов города Фурманова и Фурмановского муниципального... 1 152.58kb.
Программа V московской областной научно-практической конференции... 1 103.65kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 2 767.29kb.
Примерный перечень вопросов по курсу «История педагогики и образования»... 1 24.66kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 07. 1 347.56kb.
Рабочая программа по истории России XIX начало XX вв. М.: «Глобус»-2009. 3 727.94kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 109.91kb.
Городской межшкольный краеведческий 3 401.47kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа курса «История Московской области. История Каширского района» - страница №1/1

Комитет по образованию администрации Каширского района.

МОУ « Топкановская средняя общеобразовательная школа»


Программа курса «История Московской области.

История Каширского района»

8-9 классы

Разработчик программы: Яцкина

Галина Васильевна.

Топканово

2007



Пояснительная записка.

Программа отражает содержание курса исторического краеведения. Курс рассчитан на изучение истории Московской области и Каширского района в 8-9-х классах, всего 64 часа при нагрузке 1 час в неделю. Из них 34 часа отводится на изучение истории области и района с древнейших времен до к. 19 века и 34 часа – на изучение истории 20 века. Программой предусмотрено 52 урока на изучение теоретического материала, 7 уроков на повторение, обобщение и контроль знаний, 5 уроков на проведение экскурсий, встреч, работу со экспонатами школьного краеведческого уголка ( музея).

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ и Московской области. Программа обеспечивает выполнение важнейших задач курса отечественной истории и рассчитана на расширение и дополнение содержательной части уроков отечественной истории базисного учебного плана в рамках первого концерна. В некоторых случаях представляется целесообразным объединенное изучение ряда тем из курсов истории Московской области и истории Каширского района.

В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная. Через краеведческий материал учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурой, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени.



Важнейшие задачи курса:
-формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей, приобщение к национальным традициям за счет приближения основных исторических событий к истории Московской области и Каширского района;

- воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей малой родине, чувства гордости за ее достижения ;

-развивать у учащихся способности рассматривать события и явления местного уровня в контексте отечественной истории; дать конкретизированное представление о месте и роли Московского края в отечественной истории;

-научить учащихся вести поиск информации в исторических источниках, анализировать , устанавливать причинно-следственные связи, побуждать у учащихся желание проводить поисковую работу по истории края, села, школы, семьи, развивать творческие способности учащихся.

В результате изучения данного курса учащиеся должны

знать памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических ,государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки .



Требования к уровню усвоения дисциплины.

1. Знать важнейшие события, хронологические рамки, последовательность расположения во времени событий, происходивших на территории Московской области и Каширского района.


2.Соотносить единичные, местные события и исторические факты и события Российской истории.
3.Сравнивать исторические события края и России, определять в них общее и различное. Давать оценку событиям и их значению для истории края.
4.Определять роль историко - географической среды обитания людей на территории области и района.
5.Уметь ориентироваться по карте Московской области и Каширского района. Знать историческую географию края.
6.Называть места, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий края, уметь рассказывать о них.
7.Описывать условия и образ жизни, занятия людей, особенности быта в разные исторические эпохи.
8.Объяснять цели, результат, значение деятельности известных людей и участников событий в области и районе.
9.Называть памятники и произведения художественной и церковной культуры края, уметь рассказывать о них.
10. Проводить поиск и оформление информационных источников по истории края, вещественных исторических источников, уметь составлять паспорт находки.
11.Знать основные понятия, связанные с историей края и уметь работать с ними.
12.Уметь составлять свою родословную.

Учебно- методическое обеспечение программы:

Учебники:



  1. Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История Московской области. Москва. МГОУ. 2005.

  2. Дудов В.Ф. История Каширского края. Учебное пособие для учащихся 8-го класса. М. Мособлполитграф. 1997.




  1. Дудов В.Ф. История Каширского края. Учебное пособие для учащихся 9-го класса. М. Мособлполитграф. 1997.



Методическое пособие:
Сухов В.В. Морозов А.Ю. и др. История Московской области. Методическое пособие для учителя. Москва. МГОУ.2005.

Программы, на основании которых создана программа данного курса:
1. Программа курса «История Московской области».

Авторы: Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. (на основе программы Осиповой Т.В. и Семенова В.В.) М., 2005.

2. Программа курса « Краеведение. 8-9 классы» Автор: Дудов В.Ф. Кашира.2003. ( Рекомендовано экспертным советом при Комитете по образованию администрации Каширского района).
Карты:
1. Карта Каширского района и г. Кашира. ЗАО Ресурс плюс 2003.

2. Карта Московской области. 2004.


Литература
Рекомендуемая литература для учащихся:

1.Иванов Ю. Г. Памятные места Подмосковья. Смоленск, 2005.

2.Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М.,1997. 3.Островская В.Н.Древняя земля Подмосковья. М., 2004.

4.Самохин Е.В. Очерки о Кашире. Коломна.2003.

5.Смирнов В.А. Смирнова Л.И. Каширский район с древнейших времен. Очерки краеведов. М., 1998.

Рекомендуемая литература для учителя:


  1. Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Коробов Н.М.Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры 16-19 веков. М., 1955.

  2. Глушкова В.Г.Монастыри Подмосковья. М., 2005.

  3. Глушкова В.Г. Подмосковье, Культура, история, география. М., 2005.

  4. Гладир П.Н., Смирнов В.А.и др.Кашира - щит Москвы. Коломна.2001.

  5. Города Подмосковья: в 3-х книгах.М.,1979- 1981.

  6. Каширский край. Археология. Кашира. Краеведческий музей. Вып. 1 и 2. 2002, 2006.

  7. Каширянам, павшим в боях за Родину. Защитникам Каширы. Памятники, обелиски, мемориальные доски. Краткий справочник. Кашира.1997.

  8. Кашира- город фронтовой. Кашира.1991

  9. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997.

  10. Московская область: Ежегодный справочник. Вып. 1. М., 2004.

  11. Московская область. История. Культура. Экономика. М., 2005.Москва и Московская область в Великой Отечественной войне.1941-1945. Краткая хроника. М., Московский рабочий.1986.

  12. Островская В.Н.Древняя земля Подмосковья. М., 2004.

  13. Поспелов Е.М. Топонимический словарь Московской области. М., 2001.

  14. Разумовский Ф.В. На берегах Оки. М., Искусство. 1988.

  15. Смирнов В.А. Каширский район с древнейших времен. Очерки краеведов. М.,1998.

  16. Фролов А.И. усадьбы Подмосковья. М., 2003.


Учебно- тематический план.
8 класс (34 часа)


урока

Тема урока

Кол-во

часов

1.


2.
3.

4.

5.



6.

7.
8.


9.
10.

11.
12.

13.

14.


15.

16.


17.

18.


19.
20.
21.

22.


23.

24.


25.

26.


27.

28.

29.

30.


31.
32.

33-34.



Введение. Исторический путь Московского края.

Тема 1. Московский край в древности.
Первобытно-общинный строй на территории Московского края.

Эпоха камня на территории Каширского района.

Племена дъяковской культуры: Каширское городище.

Расселение славян в Московском крае.

Вятичи: родоплеменная организация, занятия, политические связи.
Тема 2.Московский край в средние века.
Московский край в период феодальной раздробленности.

Московский край во время монголо-татарского нашествия.

Кашира- форпост на южных рубежах Московского княжества.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти 15 века.

Московский край во 2-ой половине 15- 16 в.в.

Каширский край в 15-16 в.в.

Московский край в период Великой смуты.

Московский край в 17 веке.

Кашира в 17 веке. Строительство крепости на правом берегу р. Оки.


Повторительно-обобщающий урок: История Московского края с древнейших времен до к. 17 в.

Тема 3. Подмосковье в 18 веке.
Реформы управления и создание Московской губернии.

Судьбы городов Подмосковья. Гербы городов. Герб Каширы.

Подмосковные усадьбы. Усадебная культура Каширского края.

Художественная культура, литература 18 в.


Тема 4.Московский край в 19 веке.

Отечественная война 1812 года на территории края.

Каширяне – участники войны.

Каширяне – декабристы.

Развитие промышленности Подмосковья в 19 веке.

Развитие сельского хозяйства Подмосковья в 19 веке.

Реформы управления в 19 в. и Московская губерния.

Образование, художественная культура, литература, архитектура Каширского края в 19 веке. Каширские храмы.



Повторительно-обобщающий урок: Подмосковье в 18-19 веке.
Тема5. История своего села.

История села Топканово.

История школы.

Моя семья (составление родословной).


Итоговый урок. Выполнение повторительно-обобщающих заданий по истории Московской области с древнейших времен до к. 19 века.
Уроки- экскурсии.


1

5

10


1

4



6

1

3


1

2





9 класс (34 часа)



урока

Тема урока

Кол-во

часов

1.
2.


3- 4.

5.
6-7.


8-9.
10.
11-12.

13-14.
15.

16.

17.


18.

19.


20-21.
22.

23-24.
25.


26.

27.
28.


29.

30-31.


32-34.


Тема 6.Московский край с н.20 в. и до к.30-х г.

Социально-экономическое и политическое развитие Московского края в н.20 века.

Общественное и народное движение на территории края в н.20 века.

Подмосковье в период революций 1917 года и гражданской войны.

Московский край в 20-30-е годы. От губернии к области.

Промышленность Московского края в 1920-1930-е годы. История строительства Каширской ГРЭС.

Сельское хозяйство Московского края в 1920-

1930-е годы. Коллективизация в Каширском районе.

Общественно- политическая и социальная жизнь края в 1920-1930-е годы.

Культура и быт населения края в 1920-1930-е годы.


Тема 7. Подмосковье в период Великой Отечественной войны.

Московская битва (оборонительный этап, контрнаступление).


Кашира – город фронтовой.

Трудовые будни каширян в годы войны.

Каширяне в боях за Родину. Каширяне –герои

Советского Союза.


Повторительно-обобщающий урок: Подмосковье в 1-ой пол. 20 века.
Тема 8.Подмосковье во 2-ой пол. 20 века.

Московская область в послевоенное десятилетие. Восстановление разрушенного хозяйства области и района.

Развитие промышленности края. Наукограды

Подмосковья.

Социально- экономическое развитие края в 60-80-е годы 20 века.

Проблемы развития сельского хозяйства области и района. История совхоза «Растовцы».

Перемены 1990-х годов. Социально- экономический кризис. Политическая борьба.

Культура Подмосковья во 2-ой пол. 20-го века.

Новые тенденции в развитии культуры, возрождение духовности, промыслов.

Повторительно - обобщающий урок: Подмосковье во 2-ой пол. 20-го века.


Тема 9. Московская область в н. 21 века.

Московская область в начале 21 века: успехи и трудности.

Каширский район на рубеже веков.

Повторение и контроль знаний.

Итоговое обобщение и повторение.

Уроки-экскурсии.


12

5

1



8

1


2

2

3




Содержание тем курса.
Введение (1 час).
Особенности Московского края и его роль в истории России. История края как часть отечественной истории. Основные источники по истории края.
Тема 1. Московский край в древности (5 часов).
Первобытнообщинный строй на территории области и района.

Эпоха камня: палеолит, мезолит, неолит. Следы пребывания первобытного человека на территории края, археологические находки и памятники. Неолитические стоянки. Фатьяновская культура, ее особенности.

Дьяковская культура, фино-угры, расселение, орудия труда, занятия. Каширское городище.

Славянская колонизация, причины ее мирного характера. Родоплеменная организация славянского населения и ее эволюция. Хозяйственное развитие края.

Вятичи. Древние города на территории района и области. Политические и культурные связи. Вятичи на территории Каширского района.
Тема 2. Московский край в средние века (10часов).
Московский край в составе единого Древнерусского государства и в период политической раздробленности. Успехи в развитии хозяйства, появление городов. Причины ожесточенных феодальных войн за преобладание в крае.

Монголо- татарское нашествие. Сопротивление завоевателям, его масштабы на территории края. Установление ордынского ига.

Основание Каширы. Кашира - форпост на южных рубежах Московского княжества.

Каширская крепость, каширская засечная полоса.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Первые московские князья, их первые шаги по территориальному расширению Московского княжества. Роль монастырей. Причины успеха Москвы.

Образование удельных княжеств. Междоусобная война. Причины победы центральной власти. Культурное значение уделов.

Хозяйственный подъем в к.15в., первой половине 16 в. и спад во второй половине 16 в., причины этих явлений. Опричнина. Набеги крымских татар и борьба с ними.
Каширский край в 15-16 в.в. Кашира- военный, административный, торгово- ремесленный центр.

Смутное время на территории Московского края. Борьба с интервентами и их пособниками, патриотический подъем.

Хозяйственное и политическое развитие края в 17 веке. Раскол русской православной церкви. Новый Иерусалим и Гуслица.

Социально-экономическое развитие Каширского края в 17 веке. Перенесение города на правый берег реки Оки.


Повторительно-обобщающий урок: История Московского края с древнейших времен до к. 17 в.(1 час).

Тема 3. Подмосковье в 18 веке (4 часа).

Административные преобразования Петра I и Екатерины II. Образование Московской губернии. Хозяйственное и общественно – политическое развитие Московской губернии и Каширского края. Торгово-ремесленное население города.

Судьбы городов. Причины быстрого развития одних городов и упадка других. Гербы городов. Герб города Каширы.

Усадебная жизнь в Подмосковье. Наиболее знаменитые усадьбы. Причины всплеска усадебного строительства. Усадебная культура Каширского края.

Художественная культура, литература края 18 в.
Тема 4. Московский край в 19 веке (6 часов).

Московский край в 1812 году. Бородинская битва. Тарутинский маневр. Действия партизан. Каширяне- герои отечественной войны 1812 г. . Каширяне- декабристы.

Промышленное развитие Подмосковья в 19- н. 20 века. Отрасли и районы – лидеры. Династии предпринимателей. Причинны успехов промышленности.

Сельское хозяйство края в 19-н. 20 в.в. Освобождение крестьян. Развитие помещичьего и крестьянского хозяйства в пореформенный период. Трудности развития, их причины и попытки решения. Столыпинская аграрная реформа на территории края.

Реформы управления в 19 в. и Московская губерния. Образование Московского губернского и Каширского уездного земств. Роль земства в общественной и культурной жизни края. Распространение либеральных настроений среди земцев, причины этого явления.

Общественное и народное движения на территории края. Морозовская стачка.

Культура и быт края в 19 веке. Образование, художественная культура, литература, архитектура. Каширские храмы.
Повторительно-обобщающий урок: Подмосковье в 18-19 веке(1 час).
Тема 5. История своего села (3 часа).
История села Топканово: прошлое, настоящее, перспективы развития. Знатные люди села. Земляки- ветераны войны.

История Топкановской школы. Род дворян Давыдовских – основателей школы.

История семьи. Составление учащимися родословной.
Итоговый урок (1 час).

Выполнение повторительно- обобщающих заданий по истории Московской области и Каширского района.


Уроки- экскурсии (2 часа).
Тема 6. Московский край с н. 20в. и до к. 30-х г. 20 века.

( 12 часов).

Социально- экономическое и политическое развитие Московского края в н. 20 века. Торгово- промышленное развитие Каширы и уезда.

Общественное и народное движение на территории края в н. 20 века. Революционные события 1905-1907 гг. Политическая ситуация в уезде в период революции.

Подмосковье в период революций 1917 года. Установление советской власти в области и уезде. Участие каширян в событиях Гражданской войны.

Московский край в 1920-1930 гг. Административные преобразования:

от губернии к области.

Промышленное развитие края. Индустриализация. Создание государственного сектора экономики. История строительства Каширской ГРЭС.

Сельское хозяйство Московского края в 1920- 1930- е годы. Коллективизация в области и районе. Проведение сплошной коллективизации. Репрессивные действия власти по отношению к зажиточным крестьянам.

Общественно- политическая и социальная жизнь края, здравоохранение.

Создание и деятельность молодежных организаций в уезде.

Культура и быт населения. Образование. Городская культура, народные театры. Деятели искусства. Каширская художественная резьба.
Тема 7. Подмосковье в период Великой Отечественной войны (5 часов).
События 1941 года на территории области и района. Московская битва:

оборонительный этап, контрнаступление. Мобилизация сил для отпора врагу. Героизм тружеников тыла. Партизанское движение на территории края. Причины успеха контрнаступления.

Боевые действия на подступах к Кашире. Кашира- город фронтовой.

Трудовые будни каширян, героический труд земляков. Помощь жителей и школьников фронту.

Каширяне в боях за Родину. Каширяне - герои Советского Союза.
Повторительно – обобщающий урок: Подмосковье в 1-ой пол. 20 века (1 час).
Тема 8: Подмосковье во 2-ой пол. 20 века (8 часов).
Развитие московской области в послевоенные десятилетия. Восстановление разрушенного хозяйства области и района.

Развитие промышленности края. Роль ВПК. Наукограды Подмосковья.

Социально- экономическое развитие края в 60- 80 –е годы 20 века.

Рост промышленного потенциала. Транспорт и связь, жилищное строительство. Бытовое и культурное обслуживание населения.

Проблемы и трудности в развитии сельского хозяйства области и района. Поиски путей решения проблем.

История совхоза « Растовцы». АО « Растовцы».

Перемены 1990-х годов. Социально- экономический кризис. Борьба за выживание. Экологические проблемы области и района.

Политическая жизнь Подмосковья. Формирование органов местного самоуправления.

Культура Подмосковья во 2-ой пол. 20 века. Новые тенденции в развитии культуры. Возрождение духовных ценностей, промыслов.

Восстановление каширских храмов.


Повторительно - обобщающий урок: Подмосковье во 2-ой пол. 20-го век (1 час).


Тема 9: Московская область в н. 21 века (2 часа).
Московская область в начале 21 века: успехи и трудности.

Каширский район на рубеже веков. Изменение качества жизни различных социальных слоев населения. Проблемы развития своего села.


Повторение и контроль знаний. Итоговое обобщение и повторение ( 2 часа).

Уроки- экскурсии (3 часа).