страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа курса: «Инженерная психологи и эргономика» - страница №1/1
Университет Российской Академии Образования (г.Дубна) Программа курса: «Инженерная психологи и эргономика» Автор и составитель программы: старший преподаватель Г.С. Чуприкова Длительность курса – 20 аудиторной нагрузки Количество часов в неделю – 2 часа Место курса в учебном плане: Шестой семестр. Обязательный курс Базовыми являются курсы «Введение в специальность», «Общая психология», «Социальная психология», «Антропология», «Психология труда», «Математические методы в психологии» Условия, необходимые для изучения курса – минимум знаний в области выше указанных дисциплин. Аннотация курса: Цели курса: Целью дисциплины является ознакомление слушателей с понятиями, структурой и ключевыми проблемами современной инженерной психологии и эргономики Задачи. Задачами изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными принципами и понятиями инженерной психологии и эргономики, специфике работы человека-оператора в системе «человек-среда-машина», методами инженерной психологии и эргономики, особенностях работы психолога в области инженерной психологии и эргономике. В процессе изучения дисциплины студенты должны: Иметь представление: об особенностях работы человека-оператора в системе «человек-среда-машина», системе принятии и обработки информации в автоматизированных системах управления, об анализе трудовой деятельности в инженерной психологии, специфике индивидуальной и групповой деятельности операторов, основах эргономического построения рабочего пространства. Знать: методы, применяемы в инженерной психологии и эргономике, особенности приема и обработки информации в автоматизированных системах, особенности и причины возникновения ошибок и ошибочных действий на предприятии, отличительные характеристики работы человека-оператора в индивидуальной и групповой деятельности и др. Уметь: применять элементарные знания, полученные за время прочтения курса, к осмыслению и пониманию психологических закономерностей работы человека-оператора системе «человек-среда-машина». Содержание курса: Раздел 1. Введение в инженерную психологию и эргономику. Тема 1. Место инженерной психологии в ряду других дисциплин.Инженерная психология и эргономика как область знаний, отрасль науки и профессия. 1. Причины возникновения инженерной психологии и эргономики. 2. Предмет и задачи инженерной психологии и эргономики. 3.Содержание инженерной психологии. 4. Основные понятия инженерной психологии и эргономики. Представления о человеке-операторе в СЧМ. 5. Место инженерной психологии и эргономики в системе научного знания. Развитие наук о трудовой деятельности. 1. История развития инженерной психологии и эргономики. Основные теоретические подходы. 2. Методологические принципы инженерной психологии. 3. Основные методы изучения деятельности человека-оператора: общая характеристика, классификация, особенности применения на практике, требования, использование системы методов при анализе деятельности операторов в СЧМ. 1. Психофизиологические процессы при приеме и обработки информации (анализаторы человека, характеристики анализаторов, общие требования к сигналам-раздражителям, адресованных к оператору). 2. Основные факторы, влияющие на четкость восприятии и передачи информации в системе ЧСМ.
2. Память в системе СЧМ. Общие понятия. Виды и механизмы памяти. Иррелевантность информации. Особенности функционирования памяти в привычной привычных и непривычных условиях СЧМ. 3. Мышление в системе СЧМ. Оперативное мышление. Основные функции оперативного мышления: решение задач, планирование, декодирование. Структура мыслительного процесса принятия решения. Роль образа в оперативном мышлении. 4.Особенности учета информации. 5. Отличительные особенности переработки информации человеком и вычислительной машиной.
СЧМ. Факторы эффективного приема и обработки информации. Системы кодирования и декодирования информации. Доминирующие признаки при отображении информации. 2. Средства отображения информации: понятия, виды, требования. 1. Понятие деятельности. Деятельность оператора, основные цели, задачи, компоненты.
деятельности оператора. Тема 7. Перцептивный опыт оператора. 1. Перцептивный опыт оператора: понятие, характеристика, структура перцептивного опыта оператора. 2. Субъективный опыт. Свойства перцептивного мира. Способы описания перцептивного мира. Перцептивный мир, действие и структура опыта. 3. Концептуальная и информационная модели.
примеры методов расчета надежности оператора, психофизиологические основы обеспечения надежности работы человека-оператора в СЧМ.
Тема 9. Специфика индивидуально и групповой деятельности операторов в системе СЧМ 1. Индивидуальная и групповая деятельность 2. Групповая деятельность в системе СЧМ. 3. Структура деятельности и обеспечение эффективности трудового процесса в системе СЧМ. 4. Проблемы психологической совместимости операторов. 5. Особенности подбора и обучения операторов: методы, профессиональные навыки, моделирование системы СЧМ.
Тема 11. Методы исследования эргономичности рабочего пространства 1. Методы исследования эргономичности рабочего пространства: понятие, виды, психологическое особенности, формы применения.
Формы контроля В качестве промежуточного контроля предполагается проведение контрольных работ. Форма итогового контроля – зачет. Задачи для промежуточного контроля (могут являться альтернативой зачетной работы): 1. Особенности приема и обработки информации человеком-оператором. 2. Психологическая модель деятельности оператора 3. Роль психолога в организации трудового процесса. 4. Модель принятия командных решений в системе «Человек – среда-машина». 5. Причины профессиональных ошибок. 6. Оценка рабочего места с точки зрения инженерной психологии и эргономики. 7. Эргономика рабочего пространства психолога 8. Роль эмоциональной атмосферы, профессиональных ожиданий и ценностных ориентаций операторов в его работе. 1. Предмет, задачи, основные области знаний инженерной психологии и эргономики. 2. Место инженерной психологии и эргономики в системе научного знания. 3. Основные представления о человеке-операторе с СЧМ 4. Методологические принципы инженерной психологии. 5. Основные методы изучения деятельности человека-оператора. 6. Основные требования к применению методов инженерной психологии. 7. Роль анализатор при приеме и обработке информации 8. Основные факторы, влияющие на четкость восприятии и передачи информации в системе ЧСМ. 9. Ощущения и восприятия в системе СЧМ. 10. Память в системе СЧМ. 11. Мышление в системе СЧМ. 12. Факторы эффективного приема и обработки информации. 13. Системы кодирования и декодирования информации 14. Средства отображения информации. 15. Деятельность оператора: понятие, основные цели, задачи, компоненты 16. Классификация видов операторской деятельности. 17. Критерии оценки деятельности оператора 18. Ошибка и ошибочное действие: понятия, отличительные характеристик, необходимость изучения. 19. Надежность деятельности человека-оператора. 20. Классификация ошибок и ошибочных действий. 21. Индивидуальная и групповая деятельность 22. Структура деятельности и обеспечение эффективности трудового процесса в системе СЧМ. 23. Особенности подбора и обучения операторов. 24. Понятие об эргономике. Психологическая и техническая составляющие эргономики. 25. Современные представления об эргономике в психологии. 26. Критерии эргономической оценки. 27. Методы исследования эргономичности рабочего пространства. 28. Правила учета антропометрических данных при расчетах эргономических параметров рабочего места. 29. Методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы и положения сидя. Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Методологические проблемы эргономики, 1974 2. Инженерная психология: теория, методология, практические применения. Под ред. Б.Ф.Ломова, В.Ф. Рубахина. – М., 1977 3. Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии. – М.: Высшая школа, 1986 4. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2001 5. Человек и техника. Очерки по инженерной психологии. Под ред. Б.Ф.Ломова. – М.: Советское радио, 1966 Дополнительная литература: 1. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. – М.: ИП РАН, 1998 2. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. – М., 1975 3. Котик М.А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. – Таллин: Валгус, 1974 4. Крылов А.А. Методология исследования по инженерной психологии. Ч.1,2. – Л.: Лениздат, 1974 5. Ломов Б.Ф., Венда В.Ф. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. – М.: Наука, 1981 6. Малопурин И.И. Инженерная психология: Учебное пособие. – М., 1976 7. Практикум по инженерной психологии и эргономике. Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, 20034. 8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2004 9. Психология труда и инженерная психология. Под ред. А.А. Крылова. – М., 1979 10. Сейдлер Д., Бономо П., Руководство по эргономике. – М.., 2000 11. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда. – М.: Наука, 1992 12. Справочник по инженерной психологии. Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Машиностроение, 1982 13. Хрестоматия по инженерной психологии. Под ред. Б.А.Душкова. – М.: Высшая школа, 1991 |
|