Программа курса для аспирантов (40 часов) Тема I. Методология социального познания (8 часов) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «Информатика» 1 285.95kb.
Программа дисциплины «Методология социального познания» 1 160.63kb.
Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю) 2 392.64kb.
Программа дисциплины " Технологии экстремального программирования"... 1 139.73kb.
Дисциплина: теория алгоритмов Количество часов 1 84.87kb.
Программа по математике для 6 класса для основной общеобразовательной... 1 669.7kb.
Тематическое планирование по литературе в 10 классе, 136 часов, Р/Р... 1 418.56kb.
Современные проблемы физики рабочая программа 2 353.6kb.
Программа элективного курса по алгебре 1 136.32kb.
№ урока Тема урока Количество часов по разделу к-во часов по теме... 1 143.33kb.
Рабочая программа рассчитана на 85 часов, 2,5 недельных часов в течение... 1 280.6kb.
Проблема власти в классической психиатрии: постструктуралистский... 1 203.75kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа курса для аспирантов (40 часов) Тема I. Методология социального познания - страница №1/1


Философия и история науки

Методология социальных и гуманитарных наук

Программа курса для аспирантов

(40 часов)

Тема I. Методология социального познания (8 часов)


Картезианский идеал науки и социальная физика: от нового времени к современности. Соотношение знания и понимания в гуманитарных науках.

Роль и значение превращенных форм в анализе социальной реальности (К. Маркс).

Социальная реальность и объективные мыслительные структуры. Идеология и утопия. (К. Манхайм).

Идеальная типология М. Вебера.

Значение теории в общественных науках. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия. Мыслительные конструкты социальных наук. (А. Шюц).

Тема II. Методология гуманитарных наук (12 часов)

1. Классическая и современная философия истории

Классическая философия истории: Гегель, Маркс, Ф. Ницше, Марбургская школа.

История как текст: переживание, понимание и истолкование в исторической науке. Герменевтика как метод общественных наук (В. Дильтей, Х.-Г.Гадамер).

Англо-американская критическая философия истории ХХ века (Гемпель, У. Дрей, А. Данто). Постмодернистская модель философии истории (Х.Уайт, Ф.Анкерсмит).


2. Философия истории в России.

Историософские идеи древнерусской мысли. Славянофилы и западники о исторических путях развития России и Запада. Циклические модели истории (И.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев). Образ истории в русской метафизике XIX-XX вв. (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С.Л.Франк).


Тема III. Антропология как наука о человеке в обществе (8 часов)

Метаантропология М. Шелера. Немецкая антропологическая школа о природе человека (Х. Плеснер, А. Гелен). Социальная антропология об основаниях культуры и истории (О.Больнов, Э.Ротхакер, М.Ландманн, Х.-Э. Хенгстенберг). Антропология о фундаментальных характеристиках человеческого существования. Основополагающие феномены человеческого бытия


Тема IV. Психоанализ как метод познания личности. (4 часов)
Бессознательное, его открытие, методы изучения человека, влияние на гуманитарные науки. Психоанализ и культура (З. Фрейд. А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм). Бессознательное как язык (Ж. Лакан). Постмодернистская критика психоанализа.
Тема V. Структурализм и постструктурализм как методы анализа гуманитарных наук. (4 часа)

Постструктурализм и его истоки. Критика идентичности (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.Деррида). Постструктуралистский анализ социальных отношений. Исчезновение социального (Ж.Делез, Ж.Бодрийяр, Джеймисон). Симулякр и проблема свободы.



Литература:

основная

Адлер А. Наука жить. Киев. 1997.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М, 2000.

Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. М., Прогресс, 1978.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998.

Герменевтика и ее проблемы // Контекст: Литературно-теоретические исследования. М.,1989; М.,1990; М.,1991 (три выпуска).

Данилевский И.Я. Россия и Европа. М., 1990.

Данто А. Аналитическая философия истории. М., 2002.

Дильтей В. Собр. соч. Т. 1. Введение в науки о духе. М., 2002.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

Люббе Г. Что значит: “Этому можно дать только историческое объяснение”? // THESIS, 1994, № 4, с. 214.

А.А.Михайлов. Современная философская герменевтика. Минск, 1986.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.,1996.

Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995.

Русская историософия. Онтология. М., 2006.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; Археология знания. Киев, 1996.

Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.

Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Юнгер Ф.Г. Язык и мышление. СПб., 2005
Bubner R, Kramer K, Wiel R. (Hg.), Hermeneutik und Dialektik, Bd.1-2, Fr./M, 1976.

Dray W. Laws and Explanation in History. L., 1957,

Hermeneutics and Modern Philosophy, N.Y, 1986.

P.Szondi. Einführung in die literarische Hermeneutik, Fr./M, 1975.

Texthermeneutik : Aktualität, Geschichte, Kritik. Paderborn, 1979.

Toulmin S. Cosmopolis. L. 1989



учебники и учебные пособия

Тексты на сайте.

Философия. Учебник. (под редакцией Губина В.Д., Сидориной Т.Ю.) М.: Гардарики. 2007 (главы Философия истории, Философская антропология, Философская герменевтика, Классический и современный психоанализ, Постмодернизм)

Губин В.Д., Стрелков В.И. Власть истории. Очерки по истории философии истории. Курс лекций. М.: РГГУ. 2007.


Вопросы.


  1. Соотношение знания и понимания в гуманитарных науках.

  2. Неокантианская модель исторического познания (В. Виндельбанд, Г. Риккерт)

  3. Идеальная типология М. Вебера.

  4. Роль и значение превращенных форм в анализе социальной реальности. Объективные мыслительные структуры (К. Маркс, К. Манхейм).

  5. Повседневность и социальное знание (А. Шюц)

  6. Основные модели исторического процесса в философии истории XIX в. (Г.В. Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше)

  7. Основные модели исторического процесса в философии истории XX в (О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс)

  8. Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П.)

  9. Трактовки исторического метода в аналитической философии истории.

  10. История как текст. Проблема переживания, понимания, истолкования (В. Дильтей, Х.Г. Гадамер)

  11. Философская и культурная антропология 20 века о природе человека (М.Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротхакер, М. Ландман, Х.-Э. Хенстенберг)

  12. Основные отношения человека: к себе, Другому, к обществу. Проблема Я, Ты, Оно и Мы.

  13. М.Шелер: пять концепций человека в истории.

  14. Метафизические и социальные аспекты человеческого существования.

  15. Фундаментальные характеристики человеческого существования.

  16. Основополагающие феномены человеческого бытия (любовь, творчество, счастье).

  17. Основополагающие феномены человеческого бытия (труд и игра, вера, смерть, творчество и т.д.)

  18. Модели человека в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг)

  19. Модели человека в психоанализе (А. Адлер, Э. Фромм, Ж. Лакан, Ф. Гваттари, Ж. Делез).

  20. Постструктурализм, влияние его идей на методологию социогуманитарного знания. Критика платонизма. Нарратив и метанарратив. Знание и власть. Смерть автора. Проблема симулякра.