Похожие работы
|
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «художники умельцы» - страница №2/5
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству
с использованием нетрадиционных художественно-графических техник.
(старшая группа 6-7 лет)
№ п/п
|
Тема
|
Нетрадиционная техника
|
Программное содержание
|
Оборудование
|
Октябрь
|
1
|
Лепка
«Дымковский индюк».
|
|
Обобщить и расширить знания детей о дымковской игрушке. Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку.
|
Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.
|
2
|
Рисование
«Как у
чудо – индюка
все расписаны бока».
|
Рисование пальчиками,
«тычком», ватными палочками.
|
Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам.
|
Таблицы с элементами дымковской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, кисти, «тычки», ватные палочки.
|
3
|
Лепка «Филимоновские красавицы».
|
|
Обобщить знакомство детей о фолимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству.
|
Филимоновские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.
|
4
|
Рисование «Филимоновский хоровод».
|
Перышко.
|
Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновскои росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.
|
Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, перышко.
|
Ноябрь
|
5
|
Лепка
«Полкан-кентавр».
|
|
Обобщить знакомство детей о каргопольских игрушках Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – Полкана - кентавра, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.
|
Каргопольские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.
|
6
|
Рисование «Могучий
Полкан-богатырь».
|
Рисование пальчиками,
«тычком», ватными палочками.
|
Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.
|
Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, ватные палочки, кисти, «тычок».
|
7
|
Знакомство с разнообразием русской матрешки. Экскурсия в мини-музей детского сада.
|
|
Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки.
|
Выставка матрешек из разных городов России. Иллюстрации и детские книги с изображением матрешек
|
8
|
Рисование
«Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки»
|
Печатки, «тычки»
|
Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус.
|
Матрешки из разных городов России. Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки».
|
Декабрь
|
9
|
Рисование
«Русские красавицы всем нам очень нравятся»
(роспись 2-х сторонних матрёшек).
|
Рисование пальчиками, печать по трафарету, воздушные фломастеры, ватные палочки, «тычки».
|
Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу, использовать нетрадиционную технику. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.
|
Таблицы с элементами росписей матрешек (семеновской, полхов-майданской, загорской), модели двусторонних матрешек, краска гуашь, ватные палочки, кисти, «тычок», трафареты, воздушные фломастеры.
|
10
|
Знакомство с русским народным костюмом.
Экскурсия на фотовыставку в Русскую горенку детского сада.
|
|
Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.
|
Русский народный костюм. Иллюстрации и фотографии с русским народной одеждой.
|
11
|
Рисование
«Оденем Ваню и Маню в русский костюм»
|
Цветной клей.
|
Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования – цветным клеем.
|
Иллюстрации с изображением русского костюма (пособие «Русский народный костюм», детали костюмов для росписи, цветной клей.
|
12
|
Рисование
«День рождения Ушастика» (роспись посуды).
|
Ватные палочки, «тычки», цветной клей.
|
Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из более сложных элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, «тычком», правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
|
Баночки из-под кремов, в виде старинной посуды, покрашенные под фон хохломских изделий, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей.
|
Январь.
|
13
|
Рисование
«Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).
|
Ватные палочки, «тычки», цветной клей.
|
На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.
|
Бумажные силуэты лепестков цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей.
|
14
|
Рисование
«Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа).
|
Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками, печать по трафарету, воздушные фломастеры, набрызг.
|
Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с Городецкой росписью, для украшения Городецким узором новых изделий. Учить рисовать новые элементы росписи – Розан, Городецкого коня и птицу. Согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора; продолжать формирование навыков совместной работы.
|
У воспитателя картонная ширма в виде одной-двух комнат и две-три небольшие куклы, картонная мебель: стулья, кресла, стол, диван, кровати и др.., с прикрепленными к ним бумажными частями, которые будут расписываться узорами. Таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, фломастеры, кисти, ватные палочки, «тычки», трафареты, воздушные фломастеры, зубные щетки, стеки.
|
15
|
Лепка
«Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа).
|
|
Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться.
|
Гжельский сервиз. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.
|
16
|
Рисование «Расцветай Гжель васильковая» (роспись чайного сервиза).
|
Ватные палочки, «тычки»,
|
Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи.
|
Побеленные детские изделия, Таблицы с элементами гжельской росписи, краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки»,
|
Февраль
|
17
|
Искусство Жостова.
Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.
|
|
Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства. Учить выполнять элементы жостовской росписи и составлять несложные композиции.
|
Выставка изделий жостова. Видеофильм «Жостовская красота». Бумажные трафареты разной формы черного, красного, желтого, синего цветов; краска гуашь, мягкие кисти.
|
18
|
Рисование «Жостовские подносы»
|
Рисование пальчиками.
|
Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками.
|
Подносы из папье-маше черного, красного, желтого, синего цветов. Таблицы с элементами росписи. Темперные краски, кисти, вода.
|
19
|
Рисование
«Шаль всем на диво - нарядна, красива» (коллективная работа)
|
Холодный батик.
|
Закрепить знание детей о средствах выразительности декоративного украшения павловопосодских шалей. Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей.
|
Павловопосадские шали и платки. Ткань размером 100*100 см по краю с бахромой, белого и красного цвета, краски для росписи методом батика, кольцо для закрепления ткани, кисти.
|
20
|
Знакомство с богородской резной деревянной игрушкой. Экскурсия на выставку в мини-музей детского сада.
|
|
Познакомить детей с новым промыслом – богородскими резными игрушками. Познакомить с особенностями их изготовления, своеобразием композиции.
|
Выставка богородских резных игрушек. Альбомы с иллюстрациями игрушек.
|
Март
|
21
|
Лепка «Богородский медведь».
|
|
Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность.
|
Богородские игрушки. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.
|
22
|
Рисование
«Богородские игрушки»
(графика)
|
|
Продолжать знакомить детей с богородской резной деревянной игрушкой. Учить рисовать богородскую игрушку графическим способом, стараясь передать движение и строение персонажей. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Уважение к их труду.
|
Богородские игрушки. Бумага, простые карандаши.
|
23
|
Знакомство с вологодскими кружевами. Экскурсия в Русскую горенку детского сада.
|
Ватные палочки, «тычок»
|
Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе.
|
Кружевные изделия вологодских мастериц; репродукция картины В. Тропинина «Кружевница». Видеофильм «Вологодские кружева», Сказка «Семь Катерин». Таблица с элементами кружев. Бумага черного цвета размером 20*30 см., краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».
|
24
|
Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои»
|
Черно-белый граттаж.
|
Продолжать знакомить детей с народным промыслом «кружевоплетение»; показать красоту кружевных изделий вологодских мастериц.. Учить украшать узором изделия из трафаретов. Учить сочетать плотные части узора с легкой воздушной сеткой. Использовать в работе нетрадиционную технику рисования – черно-белый граттаж.
|
Таблица с элементами кружевоплетения. Силуэты одежды черного цвета, палочки для техники граттажа, салфетки.
|
Апрель
|
25
|
Рисование «Праздничная скатерть»
|
Рисование нитками разной фактуры, клейкая бумага.
|
Закреплять знания о народном промысле «Кружевоплетение»; учить составлять узор на клейкой бумагу разной формы (круг, квадрат, полоса), передавая элементы узора, особенности рисунка. Учить аккуратно, «плести» кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки, насноски, плетешок и т.д.) используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.
|
Кружевные изделия вологодских мастериц. Таблица с элементами кружевоплетения, нитки разной фактуры, клейкая бумага, салфетки.
|
26
|
Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды».
|
Цветной граттаж
|
Обобщить знания детей о народных промыслах родного края. Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений в использовании нетрадиционных техник для самостоятельного украшения одежды); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка).
|
Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом народов ханты и манси. Трафареты одежды, палочки для работы техникой цветного граттажа..
|
27
|
Лепка
«Родные мотивы».
|
|
Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), а также чум, ханты и манси в национальной одежде по замыслу; развивать умение лепить человека в движении (идущего на лыжах, управляющего оленьей упряжкой). Воспитывать любовь к родному краю.
|
Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.
|
28
|
Рисование
по замыслу.
|
Все знакомые техники.
|
Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя различные нетрадиционные техники рисования. Развивать творческие способности детей.
|
Изделия народных промыслов. Различные трафареты, таблицы с элементами росписей, краски, кисти, «тычки», ватные палочки и т.п..
|
Типы занятий по
декоративно-прикладному искусству
Структура проведения занятия
по декоративно-прикладному искусству
Занятие
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:
-
Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
-
Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
-
Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
-
Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
-
Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
-
Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
-
Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе;
-
Использует несколько нетрадиционных техник;
• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
• Оригинальность.
Диагностические критерии технических навыков и умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству:
-
Способность рисования по замыслу;
-
Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для
получения разных цветов и оттенков;
-
Отсутствие изобразительных штампов;
-
Уровень воображения, фантазии;
-
Использование в работе разных способов лепки.
Воздействие занятий кружка «Художники-умельцы» на развитие ребенка и его творческих способностей
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Этапы развития навыков декоративного рисования.
Репродуктивный этап.
-
Знакомство со знаками и их значением.
-
Расшифровка знаков в целостной композиции.
-
Составление узора из отдельных знаков.
-
В свободное от занятий время – дидактические игры, декоративные загадки и т.п.
Конгвитивный этап.
-
Тематические занятия.
-
Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, образцов и т.п.
-
Домашние задания.
Виды орнамента
1. Растительный
2. Геометрический
3. Зоомоцный
Способы работы с кистью
-
Концом кисти;
-
Всем ворсом;
-
Постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом;
-
Прикладывание;
-
Примакивание;
-
Гладью;
-
Нетрадиционные;
-
Тычок.
Правила рисования краской.
-
Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
-
При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
-
При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
-
Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
-
При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
-
Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
-
Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Правила рисования карандашом.
-
Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.
-
Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
-
линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
-
Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
-
Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда- обратно.
-
Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда- обратно.
-
При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
-
При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
-
Закрашивать рисунок без просветов.
-
закрашивая рисунок. Нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее.
Этапы работы с глиной.
I этап
Изделие вылепливается и высушивается;
II этап
Высушенное изделие тщательно оправляется (заглаживается) влажной салфеткой;
III этап
Оправленное изделие обжигается, грунтуется, расписывается.
Основные способы лепки.
1. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.
2. Пластический способ – лепка из целевого куска глины.
3. Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов.
4. Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т.д.).
5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины.
6. Способ выбирания глины стекой.
При присоединении частей изделия используются приёмы: прижать, примазать, вдавить, загладить.
Последовательность лепки народных глиняных игрушек
Последовательность лепки гжельской собачки.
-
Скатывание шарика.
-
Превращение шарика в толстую лепёшку.
-
Наметить головку путём легкого нажатия пальцами на глину.
-
С противоположной стороны намечаем туловище и хвост.
-
Под головкой одним движением пальца намечаем лапы.
-
С двух сторон головы вытягиваем ушки и нос собачки.
-
Вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши.
8 Осматриваем фигурку. Мокрыми пальцами сглаживаем неровности на поверхности фигурки
Последовательность лепки гжельской кошечки.
-
Скатывание шарика.
-
Скатывание лепёшки с выделением головы.
-
Вытягивание лапок.
-
Вытягивание хвоста и ушей.
-
Подворачивание хвоста и его плотная примазка к туловищу.
-
Уточнение деталей.
Последовательность лепки Полкана - кентавра
(каргопольская игрушка).
-
Выполнить верхнюю часть туловища (торс) и плоскую голову на толстой шее.
-
Лепить туловище коня.
-
Торс соединить с туловищем коня, а потом прилепить руки, головной убор и другие предметы, сопровождающие игрушку.
Последовательность лепки каргопольской барышни.
-
Сначала слепить туловище с головой (торс).
-
Насадить торс на юбку-колокол, слепленную отдельно.
-
Закрепить на заготовке руки, головной убор, придать положение рукам и дать ей в них чашку, коромысло, каравай хлеба. Фигурка барыни приземистая, крепкая.
-
Роспись. Кофта расписывается в яркий кирпично-красный, жёлтый цвет, передник обязательно белый, с узором, юбка - более тёмная (кирпичного, темно-зелёного, синего, чёрного цвета). Головной убор - в тон кофты или юбки.
Последовательность лепки дымковской барышни.
1. Приступая к выполнению барышни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку или ступку (широкий у основания пустотелый корпус), всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок.
-
Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею.
-
На шее укрепляют шарик - голову.
-
К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно сгибают и складывают на талии.
Последовательность лепки дымковского коня.
1. Начинают лепку с большой колбаски, надрезают её с двух сторон. Формируют
ноги коню.
-
Налепляют на заготовку туловища голову и шею.
-
Делают конусообразные уши и крученым жгутом - гриву и хвост.
-
Конь готов. Можно посадить на коня всадника - и готова новая игрушка.
Последовательность лепки дымковского индюка.
1. Основу игрушки лепим в форме овала, формируем ноги.
-
Выполняем хвост. Из большого комка глины катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см. Примазываем хвост-лепёшку к туловищу.
-
Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху (как делали руки барышне).
-
Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.
-
Оформляем оборками крылья и хвост.
Последовательность лепки Птицы- Сирина (каргопольская игрушка).
-
Исходная форма – удлиненный овоид или широкий цилиндр.
-
Концы полученной формы неравномерно загибаем вверх: для шеи повыше, для хвоста пониже.
-
Легким движением формируем ноги.
-
Шею слегка изгибаем, формируем на ней головку – слегка оттягиваем и закругляем. Вытягиваем клюв, формируем хвост.
-
Вытягиваем крылья и украшения для головы.
Последовательность лепки филимоновской птички.
1. Берем кусок глины.
2. Лепим два глиняных шарика: один (побольше) для туловища, другой – для подставки.
3. Раскатываем колбаску, сгибаем ее.
4. Вылепляем голову, клюв, бородку, гребешок. Соединяем с подставкой.
Последовательность лепки коргопольского медведя пластическим способом.
-
Раскатываем глину в форме овоида.
-
С помощью стеки нижний край делим пополам для лепки лап.
-
Вытягиваем лапы и формируем голову.
-
Выделяем мелкие детали (хвост и уши).
-
Придаем заглаживаем фигурку.
Последовательность лепки каргопольского коня пластическим способом.
-
Заготавливаем цилиндрик шириной с ладонь.
-
Затем начинаем постепенно изгибать заготовку под прямым углом.
-
Короткая вертикальная часть превратиться в голову коня и шею.
-
Более длинную часть изгибаем дугой – это туловище фигурки.
-
Стекой делаем глубокие надрезы с двух сторон туловища.
-
Из надрезов формируем передние, задние ноги коня и хвост.
-
Вытягиваем голову и гриву. Формируем ушки.
-
Готовую фигурку сушим и расписываем темперными красками.
Последовательность конструирования и раскрашивания дымковской барышни – франтихи.
-
Вырезать детали барышни по контуру.
-
Раскрасить две половинки верхней части.
-
Отделить линией шляпу и закрасить переднюю и заднюю ее части, нарисовать волосы и части лица: брови – тонкие дужки, глаза – черные точки, рот - красная точка, щеки – небольшие красные кружки.
-
Простым карандашом разделить половинку круга на четыре части – провести линии от центра к краю круга и нарисовать в каждой части кольца нижнего ряда, потом на линиях нарисовать кольца второго ряда меньшей величины.
-
Дорисовать мелкие детали украшения юбки.
-
Намазать клеем незакрашенную половину круга и свернуть так, чтобы закрыть ее узорчатой половиной. Обжать верхушку конуса.
-
Намазать клеем верхнюю часть игрушки и прикрепить ее (от талии) на обжатую часть конуса.
Как получить шарообразную, цилиндрическую форму и преобразовать их.
Как получить шарообразную форму.
-
Раскатать кусочек глины круговыми движениями;
-
Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности;
-
Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев; при таком способе
получаются очень маленькие шарики.
Как получить цилиндрическую форму.
-
Раскатать кусочек пластилина (глины) в ладонях продольными движениями туда - обратно;
-
Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;
-
Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.
Как преобразовать форму шара.
-
Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в овоид или эллипс;
-
Оттянуть с одной стороны;
-
Раскатать и при необходимости согнуть;
-
Сплющить между ладонями в диск;
-
Раскатать в конус;
-
Сплющить с одной стороны в полусферу;
-
Сделать углубление пальцами или карандашом.
Как преобразовать форму цилиндра.
-
Свернуть в кольцо;
-
Скрутить в спираль;
-
Сплющить с ленту;
-
Раскатать в конус;
-
Свить или сплести 2-3 колбаски.
Нетрадиционные
художественно-графические техники
используемые на кружке «Художники-умельцы»
-
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
-
Оттиск печатками из картофеля.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
-
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
-
Оттиск печатками из ластика.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатку.
5. Печать по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
6. Воздушные фломастеры.
Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу, точка, фактура.
Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.
Способ получения изображения: Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.
7. Оттиск пробкой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и пробка.
8. Черно-белый граттаж.
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
9. Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см.).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Перышко.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, перышко, обернутое ниткой так, чтобы остался только мягкий кончик для рисования.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на перышко и прорисовывает нужные элементы. Для изменения цвета меняется мисочка и перышко.
11. Рисование нитками.
Средства выразительности: линия, штрих.
Материалы: бумага клейкая, разной фактуры нитки, тесьма, шнур, ножницы.
Способ получения изображения: ребенок берет клейкую бумагу клейкой стороной вверх, отстригаем нужного размера нитки, тесьму, шнур и узором приклеивает их на клейкую бумагу.
12. Рисование цветным клеем.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: клей ПВА разводится темперными красками в разной пропорции, в зависимости от нужного насыщения цвета.
Способ получения изображения: ребенок берет тюбик цветного клея и рисует, путем выдавливания из тюбика клея, осуществляя задумку.
13. Холодный батик.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: краска гуашь, кисти, кольцо для закрепления ткани, можно вместо кольца завязать ткань узелком.
Способ получения изображения: ребенок берет ткань в нужном месте (там, где будет располагаться элемент), и продевает ее в кольцо. Кистью набирает краску и красит ткань, которая находиться в противоположной стороне от маленького «хвостика». Затем достает ткань из кольца, разглаживает и прокрашивает нужные места ткани.
Легенды и сказки для знакомства детей
с русским декоративно-прикладным искусством.
Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»
(знакомство со знаками народных орнаментов)
I вариант. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.
Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.
Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.
Солнышко, ведрышко!
Выгляни в окошечко.
Твои детки плачут,
Помощи просят.
Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика».
Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.
Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.
Сказка о богатыре Иване.
(знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)
II вариант. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.
Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского.
Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.
Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.
Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.
Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых…
Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям.
После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.
следующая страница >>
|