Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «художники умельцы» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по искусству «Изобразительному искусству» для 5-го класса... 1 94.59kb.
Программа кружка «Издательское дело. Пк» 1 72.34kb.
Д. К. Самин 100 великих художников 23 7007.74kb.
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса учитель Сыркина... 1 104.52kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов... 2 1138kb.
Программа кружка «Шахматы» Общая характеристика кружка. Кружок «Шахматы»... 1 158.99kb.
Рабочая программа кружка «Ритмика» Программа адаптирована к условиям... 1 254.31kb.
Рабочая программа кружка «Актёрское мастерство» 1 72.39kb.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 5 класса мбоу «Красноярская... 1 210.53kb.
Рабочая программа «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека» 3 530.38kb.
Образовательная программа математического кружка «Юный математик» 2 379.88kb.
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства 1 209.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «художники умельцы» - страница №2/5



Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству

с использованием нетрадиционных художественно-графических техник.

(старшая группа 6-7 лет)


п/п

Тема


Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

Октябрь


1

Лепка

«Дымковский индюк».






Обобщить и расширить знания детей о дымковской игрушке. Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку.


Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

2

Рисование

«Как у


чудо – индюка

все расписаны бока».



Рисование пальчиками,

«тычком», ватными палочками.



Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам.

Таблицы с элементами дымковской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, кисти, «тычки», ватные палочки.

3

Лепка «Филимоновские красавицы».




Обобщить знакомство детей о фолимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству.

Филимоновские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

4

Рисование «Филимоновский хоровод».

Перышко.

Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновскои росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, перышко.

Ноябрь


5

Лепка

«Полкан-кентавр».






Обобщить знакомство детей о каргопольских игрушках Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – Полкана - кентавра, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.



Каргопольские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

6

Рисование «Могучий

Полкан-богатырь».



Рисование пальчиками,

«тычком», ватными палочками.



Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.



Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, ватные палочки, кисти, «тычок».

7

Знакомство с разнообразием русской матрешки. Экскурсия в мини-музей детского сада.




Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки.

Выставка матрешек из разных городов России. Иллюстрации и детские книги с изображением матрешек

8

Рисование

«Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки»



Печатки, «тычки»

Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус.

Матрешки из разных городов России. Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки».



Декабрь


9

Рисование

«Русские красавицы всем нам очень нравятся»

(роспись 2-х сторонних матрёшек).


Рисование пальчиками, печать по трафарету, воздушные фломастеры, ватные палочки, «тычки».

Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу, использовать нетрадиционную технику. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.



Таблицы с элементами росписей матрешек (семеновской, полхов-майданской, загорской), модели двусторонних матрешек, краска гуашь, ватные палочки, кисти, «тычок», трафареты, воздушные фломастеры.

10

Знакомство с русским народным костюмом.

Экскурсия на фотовыставку в Русскую горенку детского сада.






Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

Русский народный костюм. Иллюстрации и фотографии с русским народной одеждой.

11

Рисование

«Оденем Ваню и Маню в русский костюм»



Цветной клей.

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования – цветным клеем.



Иллюстрации с изображением русского костюма (пособие «Русский народный костюм», детали костюмов для росписи, цветной клей.

12

Рисование

«День рождения Ушастика» (роспись посуды).



Ватные палочки, «тычки», цветной клей.

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из более сложных элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, «тычком», правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.


Баночки из-под кремов, в виде старинной посуды, покрашенные под фон хохломских изделий, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей.


Январь.


13

Рисование

«Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).



Ватные палочки, «тычки», цветной клей.

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

Бумажные силуэты лепестков цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей.

14

Рисование

«Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа).



Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками, печать по трафарету, воздушные фломастеры, набрызг.

Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с Городецкой росписью, для украшения Городецким узором новых изделий. Учить рисовать новые элементы росписи – Розан, Городецкого коня и птицу. Согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора; продолжать формирование навыков совместной работы.

У воспитателя картонная ширма в виде одной-двух комнат и две-три небольшие куклы, картонная мебель: стулья, кресла, стол, диван, кровати и др.., с прикрепленными к ним бумажными частями, которые будут расписываться узорами. Таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, фломастеры, кисти, ватные палочки, «тычки», трафареты, воздушные фломастеры, зубные щетки, стеки.

15

Лепка

«Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа).






Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться.


Гжельский сервиз. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

16

Рисование «Расцветай Гжель васильковая» (роспись чайного сервиза).

Ватные палочки, «тычки»,

Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи.


Побеленные детские изделия, Таблицы с элементами гжельской росписи, краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки»,

Февраль


17

Искусство Жостова.

Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.






Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства. Учить выполнять элементы жостовской росписи и составлять несложные композиции.

Выставка изделий жостова. Видеофильм «Жостовская красота». Бумажные трафареты разной формы черного, красного, желтого, синего цветов; краска гуашь, мягкие кисти.


18

Рисование «Жостовские подносы»


Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками.


Подносы из папье-маше черного, красного, желтого, синего цветов. Таблицы с элементами росписи. Темперные краски, кисти, вода.

19

Рисование

«Шаль всем на диво - нарядна, красива» (коллективная работа)



Холодный батик.

Закрепить знание детей о средствах выразительности декоративного украшения павловопосодских шалей. Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей.

Павловопосадские шали и платки. Ткань размером 100*100 см по краю с бахромой, белого и красного цвета, краски для росписи методом батика, кольцо для закрепления ткани, кисти.


20

Знакомство с богородской резной деревянной игрушкой. Экскурсия на выставку в мини-музей детского сада.




Познакомить детей с новым промыслом – богородскими резными игрушками. Познакомить с особенностями их изготовления, своеобразием композиции.

Выставка богородских резных игрушек. Альбомы с иллюстрациями игрушек.

Март


21

Лепка «Богородский медведь».




Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность.


Богородские игрушки. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

22

Рисование

«Богородские игрушки»



(графика)




Продолжать знакомить детей с богородской резной деревянной игрушкой. Учить рисовать богородскую игрушку графическим способом, стараясь передать движение и строение персонажей. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Уважение к их труду.



Богородские игрушки. Бумага, простые карандаши.

23

Знакомство с вологодскими кружевами. Экскурсия в Русскую горенку детского сада.

Ватные палочки, «тычок»

Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе.

Кружевные изделия вологодских мастериц; репродукция картины В. Тропинина «Кружевница». Видеофильм «Вологодские кружева», Сказка «Семь Катерин». Таблица с элементами кружев. Бумага черного цвета размером 20*30 см., краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».


24

Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои»

Черно-белый граттаж.

Продолжать знакомить детей с народным промыслом «кружевоплетение»; показать красоту кружевных изделий вологодских мастериц.. Учить украшать узором изделия из трафаретов. Учить сочетать плотные части узора с легкой воздушной сеткой. Использовать в работе нетрадиционную технику рисования – черно-белый граттаж.



Таблица с элементами кружевоплетения. Силуэты одежды черного цвета, палочки для техники граттажа, салфетки.

Апрель


25

Рисование «Праздничная скатерть»


Рисование нитками разной фактуры, клейкая бумага.

Закреплять знания о народном промысле «Кружевоплетение»; учить составлять узор на клейкой бумагу разной формы (круг, квадрат, полоса), передавая элементы узора, особенности рисунка. Учить аккуратно, «плести» кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки, насноски, плетешок и т.д.) используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.


Кружевные изделия вологодских мастериц. Таблица с элементами кружевоплетения, нитки разной фактуры, клейкая бумага, салфетки.

26

Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды».

Цветной граттаж

Обобщить знания детей о народных промыслах родного края. Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений в использовании нетрадиционных техник для самостоятельного украшения одежды); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка).


Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом народов ханты и манси. Трафареты одежды, палочки для работы техникой цветного граттажа..

27

Лепка

«Родные мотивы».






Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), а также чум, ханты и манси в национальной одежде по замыслу; развивать умение лепить человека в движении (идущего на лыжах, управляющего оленьей упряжкой). Воспитывать любовь к родному краю.


Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

28

Рисование

по замыслу.



Все знакомые техники.

Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя различные нетрадиционные техники рисования. Развивать творческие способности детей.

Изделия народных промыслов. Различные трафареты, таблицы с элементами росписей, краски, кисти, «тычки», ватные палочки и т.п..

Типы занятий по

декоративно-прикладному искусству




Структура проведения занятия

по декоративно-прикладному искусству

Занятие








Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:


  • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

  • Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

  • Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

  • Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);

  • Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

  • Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

  • Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе;

  • Использует несколько нетрадиционных техник;

• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;

• Оригинальность.


Диагностические критерии технических навыков и умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству:


  • Способность рисования по замыслу;

  • Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для
    получения разных цветов и оттенков;

  • Отсутствие изобразительных штампов;

  • Уровень воображения, фантазии;

  • Использование в работе разных способов лепки.


Воздействие занятий кружка «Художники-умельцы» на развитие ребенка и его творческих способностей





























МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Этапы развития навыков декоративного рисования.

Репродуктивный этап.


  • Знакомство со знаками и их значением.

  • Расшифровка знаков в целостной композиции.

  • Составление узора из отдельных знаков.

  • В свободное от занятий время – дидактические игры, декоративные загадки и т.п.


Конгвитивный этап.


  • Тематические занятия.

  • Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, образцов и т.п.

  • Домашние задания.


Виды орнамента

1. Растительный

2. Геометрический

3. Зоомоцный


Способы работы с кистью


  1. Концом кисти;

  2. Всем ворсом;

  3. Постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом;

  4. Прикладывание;

  5. Примакивание;

  6. Гладью;

  7. Нетрадиционные;

  8. Тычок.


Правила рисования краской.


  1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

  2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

  3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

  4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.

  5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).

  6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

  7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Правила рисования карандашом.


  1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.

  2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

  3. линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

  4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

  5. Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда- обратно.

  6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда- обратно.

  7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

  8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

  9. Закрашивать рисунок без просветов.

  10. закрашивая рисунок. Нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее.


Этапы работы с глиной.
I этап

Изделие вылепливается и высушивается;


II этап

Высушенное изделие тщательно оправляется (заглаживается) влажной салфеткой;


III этап

Оправленное изделие обжигается, грунтуется, расписывается.


Основные способы лепки.
1. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.
2. Пластический способ – лепка из целевого куска глины.
3. Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов.
4. Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т.д.).
5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины.
6. Способ выбирания глины стекой.
При присоединении частей изделия используются приёмы: прижать, примазать, вдавить, загладить.


Последовательность лепки народных глиняных игрушек

Последовательность лепки гжельской собачки.

  1. Скатывание шарика.

  2. Превращение шарика в толстую лепёшку.

  3. Наметить головку путём легкого нажатия пальцами на глину.

  4. С противоположной стороны намечаем туловище и хвост.

  5. Под головкой одним движением пальца намечаем лапы.

  6. С двух сторон головы вытягиваем ушки и нос собачки.

  7. Вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши.

8 Осматриваем фигурку. Мокрыми пальцами сглаживаем неровности на поверхности фигурки
Последовательность лепки гжельской кошечки.

  1. Скатывание шарика.

  2. Скатывание лепёшки с выделением головы.

  3. Вытягивание лапок.

  4. Вытягивание хвоста и ушей.

  5. Подворачивание хвоста и его плотная примазка к туловищу.

  6. Уточнение деталей.


Последовательность лепки Полкана - кентавра

(каргопольская игрушка).

  1. Выполнить верхнюю часть туловища (торс) и плоскую голову на толстой шее.

  2. Лепить туловище коня.

  3. Торс соединить с туловищем коня, а потом прилепить руки, головной убор и другие предметы, сопровождающие игрушку.


Последовательность лепки каргопольской барышни.

  1. Сначала слепить туловище с головой (торс).

  2. Насадить торс на юбку-колокол, слепленную отдельно.

  3. Закрепить на заготовке руки, головной убор, придать положение рукам и дать ей в них чашку, коромысло, каравай хлеба. Фигурка барыни приземистая, крепкая.

  4. Роспись. Кофта расписывается в яркий кирпично-красный, жёлтый цвет, передник обязательно белый, с узором, юбка - более тёмная (кирпичного, темно-зелёного, синего, чёрного цвета). Головной убор - в тон кофты или юбки.


Последовательность лепки дымковской барышни.
1. Приступая к выполнению барышни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку или ступку (широкий у основания пустотелый корпус), всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок.

  1. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею.

  2. На шее укрепляют шарик - голову.

  3. К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно сгибают и складывают на талии.



Последовательность лепки дымковского коня.

1. Начинают лепку с большой колбаски, надрезают её с двух сторон. Формируют

ноги коню.


  1. Налепляют на заготовку туловища голову и шею.

  2. Делают конусообразные уши и крученым жгутом - гриву и хвост.

  3. Конь готов. Можно посадить на коня всадника - и готова новая игрушка.


Последовательность лепки дымковского индюка.

1. Основу игрушки лепим в форме овала, формируем ноги.



  1. Выполняем хвост. Из большого комка глины катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см. Примазываем хвост-лепёшку к туловищу.

  2. Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху (как делали руки барышне).

  3. Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

  4. Оформляем оборками крылья и хвост.


Последовательность лепки Птицы- Сирина (каргопольская игрушка).

  1. Исходная форма – удлиненный овоид или широкий цилиндр.

  2. Концы полученной формы неравномерно загибаем вверх: для шеи повыше, для хвоста пониже.

  3. Легким движением формируем ноги.

  4. Шею слегка изгибаем, формируем на ней головку – слегка оттягиваем и закругляем. Вытягиваем клюв, формируем хвост.

  5. Вытягиваем крылья и украшения для головы.


Последовательность лепки филимоновской птички.

1. Берем кусок глины.

2. Лепим два глиняных шарика: один (побольше) для туловища, другой – для подставки.

3. Раскатываем колбаску, сгибаем ее.



4. Вылепляем голову, клюв, бородку, гребешок. Соединяем с подставкой.
Последовательность лепки коргопольского медведя пластическим способом.

  1. Раскатываем глину в форме овоида.

  2. С помощью стеки нижний край делим пополам для лепки лап.

  3. Вытягиваем лапы и формируем голову.

  4. Выделяем мелкие детали (хвост и уши).

  5. Придаем заглаживаем фигурку.


Последовательность лепки каргопольского коня пластическим способом.

  1. Заготавливаем цилиндрик шириной с ладонь.

  2. Затем начинаем постепенно изгибать заготовку под прямым углом.

  3. Короткая вертикальная часть превратиться в голову коня и шею.

  4. Более длинную часть изгибаем дугой – это туловище фигурки.

  5. Стекой делаем глубокие надрезы с двух сторон туловища.

  6. Из надрезов формируем передние, задние ноги коня и хвост.

  7. Вытягиваем голову и гриву. Формируем ушки.

  8. Готовую фигурку сушим и расписываем темперными красками.


Последовательность конструирования и раскрашивания дымковской барышни – франтихи.


  1. Вырезать детали барышни по контуру.

  2. Раскрасить две половинки верхней части.

  3. Отделить линией шляпу и закрасить переднюю и заднюю ее части, нарисовать волосы и части лица: брови – тонкие дужки, глаза – черные точки, рот - красная точка, щеки – небольшие красные кружки.

  4. Простым карандашом разделить половинку круга на четыре части – провести линии от центра к краю круга и нарисовать в каждой части кольца нижнего ряда, потом на линиях нарисовать кольца второго ряда меньшей величины.

  5. Дорисовать мелкие детали украшения юбки.

  6. Намазать клеем незакрашенную половину круга и свернуть так, чтобы закрыть ее узорчатой половиной. Обжать верхушку конуса.

  7. Намазать клеем верхнюю часть игрушки и прикрепить ее (от талии) на обжатую часть конуса.


Как получить шарообразную, цилиндрическую форму и преобразовать их.
Как получить шарообразную форму.


  1. Раскатать кусочек глины круговыми движениями;

  2. Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности;

  3. Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев; при таком способе
    получаются очень маленькие шарики.


Как получить цилиндрическую форму.


  1. Раскатать кусочек пластилина (глины) в ладонях продольными движениями туда - обратно;

  2. Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;

  3. Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.


Как преобразовать форму шара.


  1. Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в овоид или эллипс;

  2. Оттянуть с одной стороны;

  3. Раскатать и при необходимости согнуть;

  4. Сплющить между ладонями в диск;

  5. Раскатать в конус;

  6. Сплющить с одной стороны в полусферу;

  7. Сделать углубление пальцами или карандашом.


Как преобразовать форму цилиндра.


  1. Свернуть в кольцо;

  2. Скрутить в спираль;

  3. Сплющить с ленту;

  4. Раскатать в конус;

  5. Свить или сплести 2-3 колбаски.



Нетрадиционные

художественно-графические техники

используемые на кружке «Художники-умельцы»


  1. Рисование пальчиками.


Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


  1. Оттиск печатками из картофеля.


Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.


  1. Оттиск поролоном.


Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.


  1. Оттиск печатками из ластика.


Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатку.
5. Печать по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
6. Воздушные фломастеры.
Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу, точка, фактура.

Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.

Способ получения изображения: Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.
7. Оттиск пробкой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и пробка.
8. Черно-белый граттаж.

(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
9. Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см.).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Перышко.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, перышко, обернутое ниткой так, чтобы остался только мягкий кончик для рисования.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на перышко и прорисовывает нужные элементы. Для изменения цвета меняется мисочка и перышко.
11. Рисование нитками.
Средства выразительности: линия, штрих.

Материалы: бумага клейкая, разной фактуры нитки, тесьма, шнур, ножницы.

Способ получения изображения: ребенок берет клейкую бумагу клейкой стороной вверх, отстригаем нужного размера нитки, тесьму, шнур и узором приклеивает их на клейкую бумагу.
12. Рисование цветным клеем.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: клей ПВА разводится темперными красками в разной пропорции, в зависимости от нужного насыщения цвета.

Способ получения изображения: ребенок берет тюбик цветного клея и рисует, путем выдавливания из тюбика клея, осуществляя задумку.
13. Холодный батик.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: краска гуашь, кисти, кольцо для закрепления ткани, можно вместо кольца завязать ткань узелком.

Способ получения изображения: ребенок берет ткань в нужном месте (там, где будет располагаться элемент), и продевает ее в кольцо. Кистью набирает краску и красит ткань, которая находиться в противоположной стороне от маленького «хвостика». Затем достает ткань из кольца, разглаживает и прокрашивает нужные места ткани.

Легенды и сказки для знакомства детей

с русским декоративно-прикладным искусством.
Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»

(знакомство со знаками народных орнаментов)
I вариант. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.

Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.

Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.

Солнышко, ведрышко!

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

Помощи просят.

Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика».

Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.

Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.
Сказка о богатыре Иване.

(знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)
II вариант. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.

Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского.

Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.

Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.

Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.

Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых…

Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям.

После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.

  следующая страница >>