Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «художники умельцы» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по искусству «Изобразительному искусству» для 5-го класса... 1 94.59kb.
Программа кружка «Издательское дело. Пк» 1 72.34kb.
Д. К. Самин 100 великих художников 23 7007.74kb.
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса учитель Сыркина... 1 104.52kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов... 2 1138kb.
Программа кружка «Шахматы» Общая характеристика кружка. Кружок «Шахматы»... 1 158.99kb.
Рабочая программа кружка «Ритмика» Программа адаптирована к условиям... 1 254.31kb.
Рабочая программа кружка «Актёрское мастерство» 1 72.39kb.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 5 класса мбоу «Красноярская... 1 210.53kb.
Рабочая программа «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека» 3 530.38kb.
Образовательная программа математического кружка «Юный математик» 2 379.88kb.
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства 1 209.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «художники умельцы» - страница №1/5



Российская Федерация

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Тюменская область, Советский район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

ПРОГРАММА КРУЖКА

по декоративно-прикладному искусству
«ХУДОЖНИКИ - УМЕЛЬЦЫ»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Ермолаева Нина Васильевна

п. Таёжный

2004 год


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Е.А. Русских, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебно-воспитательной работе филиала РГСУ г. Советский.

И.С. Телегина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры МДиНО ГОУ ВПО «Нижневартовского государственного гуманитарного университета».

АВТОР РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ: Н.В.Ермолаева


ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «ХУДОЖНИКИ-УМЕЛЬЦЫ» (для детей старшего дошкольного возраста)


Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 2 года. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка 4




  1. Учебный план 8




  1. Учебно-тематический план 9

Содержание работы:




  1. Перспективный план работы (5-6 лет) 11




  1. Перспективный план работы (6-7 лет) 19




  1. Методическое обеспечение 30

7. Легенды, сказки 38


8. Беседы с детьми и художественное слово о промыслах 44


  1. Библиографический список 83

Приложение к программе:




  1. Конспекты занятий 85

11. Дидактические игры 98


12. Физминутки 99
13. Педагогическое обследование 103

Пояснительная записка
«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения и является попыткой обновления содержания изобразительной деятельности по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.



Новизной и отличительной особенностью программы «Художники-умельцы» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.



Целью программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы:

  • Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

  • Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;

  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;

  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

  • Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);

  • На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.

Направления работы:

  1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.

  2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся группой один раз в неделю. В год проводится 27 - 28 занятий.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.

  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Этапы работы:

Весь образовательный процесс делится на два этапа:



I этапПодготовительный.

Задачи:


  • Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

  • Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

  • Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.

  • Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи:


  • Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.

  • Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.

  • Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

  • Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

  • Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск вкладыша «Сделай сам», семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.



Ожидаемый результат:

Старшая группа:

  • Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

  • Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

  • Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

  • Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;

  • Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.

  • Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Подготовительная группа:

  • Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

  • Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;

  • Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.

  • Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

  • Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;

  • Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

  • Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ:

  • посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:

  • формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки в детском саду и за его пределами, создание Большой книги «Ярмарка народных промыслов».

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным и декоративно-прикладным искусством.

Программа прошла апробацию и в детском саду. Большой интерес детей к народной культуре, и в частности к русскому народному искусству, желании самостоятельно создавать декоративные изделия, побудили организовать в детском саду кружок по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы».


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Ласточка»

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая МДОУ д/с «Ласточка»

_______________Н. Н. Васильева

Решение педагогического совета

От «04» сентября 2008 г.

Учебный план

Кружка по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы»

по теме: «Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство»



п/п




Название темы


Старшая группа


Общее кол-во занятий


Подготовительная группа



Общее кол-во занятий


Теория

Практика

Теория

Практика

1

Знакомство с народными промыслами

(включая прорисовку элементов росписи)




11



11


5



5

2

Самостоятельное создание детьми декоративных

изделий:
Рисование
Лепка




17


13
4

17





23


17
6

23


ИТОГО В ГОД

11

17

28

5

23

28

Полный курс обучения
















56

Длительность одного занятия в старшей группе кружка 20-25 минут

В подготовительной группе 25-30 минут

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая МДОУ д/с «Ласточка»

_______________Н. Н. Васильева

Решение педагогического совета

От «04» сентября 2008 г.

Учебно-тематический план

Кружка по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы»

по теме: «Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство»



п/п




Название темы


Старшая группа




Общее кол-во занятий


Подготовительная группа



Общее кол-во занятий


Теория

Практика

Теория

Практика

1

Знакомство с работой кружка «Художники-умельцы»

1




1










2

Народное искусство

1




1










3

«Дымковская сказочная страна»

1

2

3




2

2

4

«Чудо филимоновских свистулькек»

1

2

3




2

2

5

«Каргопольские игрушки»

1

2

3




2

2

6

«Знакомтесь, русская матрешка»

1

2

3

1

2

3

7

«Богородская резная игрушка»










1

2

3


8

«Жостовский букет»











1

1

2

9

«Веселый Городец»

1

2

3




1

1

10

«Сине-голубое чудо Гжели»

1

2

3




2

2

11

«Золотая Хохлома»

1

2

3




2

2

12

«Красота вологодских кружев»










1

2

3

13

«Плат узорный»



1

1

2




1

2

14

«Русский народный костюм»










1

1

1

15

Народные промыслы родного края



1

2

3




2

2


ИТОГО В ГОД

11

17

28

5

23

28

Полный курс обучения




56

Длительность одного занятия в старшей группе кружка 20-25 минут

В подготовительной группе 25-30 минут


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству

с использованием нетрадиционных художественно-графических техник

(старшая группа 5-6 лет)


п/п

Тема


Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

1

Знакомство с работой кружка

«Художники - умельцы».






Познакомить детей с особенностями работы кружка «Художники-умельцы». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.

Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.

2

Путешествие по народным промыслам

Экскурсия в Русскую горенку детского сада.






Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, городецкие, гжельские, хохломские изделия, павлово-посадские платки и шали. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки». Видеокассета с записью русских народных промыслов. Аудиокассета с записью русских народных мелодий.

3

Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.



Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы. Силуэтное моделирование «Дымковские барышни». Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, «тычки».


4

Рисование + конструирование.

«Барышни-франтихи».



Рисование тычком, ватными палочками.

Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус.

У воспитателя 2-3 дымковские барышни и выкройки игрушки – двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. У детей такие же выкройки из плотной бумаги (нужно предусмотреть различные положения рук куклы – в стороны, подняты и др.), таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, «тычки», клей ПВА, скрепки, простой карандаш.

Ноябрь


5

Рисование + конструировании.

«Изготовим дымковских артистов для настольного театра»

(коллективная работа).


Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. Закреплять умение пользоваться в работе «тычки».

Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона: кони, козлики, свинья, корова, всадники, собачки, медведь – гармонист, балалаечники; плотная белая бумага, таблицы с элементами дымковской росписи, простые карандаши, ножницы, краска гуашь, фломастеры, клей ПВА; мягкие кисти, печатки «тычки»; дымковские игрушки и иллюстрации.

6

Филимоновские свистульки.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.


Ватные палочки, перышко.

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки» Видеофильм. Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.


7

Лепка «Филимоновские олени и коровки»




Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

Филимоновские барышки – игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

8

Рисование «Филимоновский табунок».

Ватные палочки, перышко

Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Филимоновские олени и коровки – игрушки, иллюстрации, окрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, мягкие кисти , перышко, баночки с водой, салфетки.


Декабрь


9

Каргопольские легенды.

Рассказ об истории промысла..

Экскурсия в мини-музей детского сада.


Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.

Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» Видеофильм. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.

10

Лепка

«Волшебная Птица-Сирин».







Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).


Каргопольские игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

11

Рисование

«Сказочная птица».



Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками

Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.


12

Золотая Хохлома.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.


Ватные палочки, «тычки».

Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

Январь


13

Рисование

«Шарфики для козлят»



Ватные палочки, «тычки».

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком».

Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.. бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки». Игрушка козы и козлят.

14

Рисование

«Украсим теремок для зверей»

(коллективная работа).


Ватные палочки, «тычки».

Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Большой теремок на стене из бумаги, игрушки животных – мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. Бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки».


15

Веселый Городец.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.


Рисование пальчиками, «тычком»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.

Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».



16

Рисование

«Сарафан для Матрешки»



Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. трафареты матрешек, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон.



Февраль

17

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).

Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства.. трафареты разделочных кухонных досок, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон.

18

Сине-белое чудо Гжели.

Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.






Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

19

Лепка «Гжельские фигурки».


Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный способ.

Гжельские изделия и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.


20

Рисование «Роспись фигурок».

Ватные палочки, «тычки».

Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства и сувениры. Таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

Март

21

Русская матрешка.

Экскурсия в мини-музей детского сада.






Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Силуэтное моделирование «Матрешки», краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

22

Лепка «Все они матрёшеньки,

все они милашеньки...»



Ватные палочки, «тычки».

Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из целого куска глины. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.

Игрушки матрешки и иллюстрации с изображением матрешек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

23

Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».

Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками.

Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.

Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Окрашенные детские изделия. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки».



24

Павлово-Посадские платки и шали.

Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.






Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Выставка Павлово-Посадских платков и шалей. Видеофильм «Плат узорный». Бумага зеленого, черного, вишневого цветов размером 50*50 см, краска гуашь, мягкие кисти, салфетки.


Апрель


25

Рисование

«Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа).



Батик холодный, «тычки».

Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика.

Павлово-Посадские платки и шали. Ткань размером 100*100 см., краска гуашь, кольца для закрепки ткани, «тычки», кисти.

26

Народные промыслы родного края. Экскурсия на выставку в поселковую библиотеку.




Расширять представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить рисовать орнаменты местного промысла. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.


Выставка народного декоративно-прикладного искусства местных мастеров, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом народов ханты и манси.

27

Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды».

Штампы, печатки.

Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов, использовав при работе нетрадиционную технику рисования штампами и печатками. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом народов ханты и манси. Трафареты одежды, штампы и печатки из картофеля, пробок, ластика.

28

Рисование

«Украшаем сумочку хантыйским узором»



Цветной клей.

Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя нетрадиционную технику рисования цветным клеем. Развивать творческие способности детей.


Изделия народных промыслов родного края. Различные трафареты, таблицы с элементами росписей, цветной клей.
следующая страница >>