Программа «Историческое образование» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительного испытания по биологии для поступающих на... 1 103.68kb.
7 класс задание Историческое понятие 1 56.61kb.
Программа элективного курса для учащихся 9 класса в предпрофильной... 1 336.97kb.
Программа вступительного испытания магистров по направлению подготовки... 1 137.48kb.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования... 1 40.3kb.
Гражданское образование, образование в области прав человека и этико-правовое... 1 22.57kb.
Приказ № от 2012г. Рабочая программа педагога покатаева Оксана Викторовна... 1 258.94kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) История бухгалтерского учета... 1 329.43kb.
Концепция непрерывного образования кгу 1 84.34kb.
Направления подготовки Бакалавриат 050100 «Педагогическое образование»... 1 26.39kb.
Программа вступительного испытания по педагогика начального образования... 1 58.29kb.
В поисках новой опознавательной системы «свой чужой» 1 520.19kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа «Историческое образование» - страница №1/1



ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

НА МАГИСТЕРСКУЮ ПРОГРАММУ

«ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Пояснительная записка

Программа вступительного испытания в магистратуру составлена в соответствии с требованиями, устанавливаемыми ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (магистерская программа «Историческое образование»).


Целью вступительного испытания является определение готовности выпускника (бакалавра/специалиста) к продолжению обучения в магистратуре, выявление уровня его профессиональных компетенций, а также степени сформированности методического мышления, необходимого для успешной работы в школе и вузе.
Форма вступительного испытания и его процедура.

Вступительное испытание состоит из междисциплинарного экзамена по «Истории и теории и методики обучения истории» и состоит из трех вопросов. Вступительное испытание проводится в один этап, для подготовки к ответу абитуриенту предоставляется время не менее 60 минут. Ответ студента на вступительном экзамене заслушивается экзаменационной комиссией и оценивается на закрытом заседании по пятибалльной системе.


Критерии оценки уровня подготовки экзаменуемого.

При определении требований к поступающим в магистратуру предлагается руководствоваться следующим:



  • абитуриент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного (учебного) материала, освоивший основную профессиональную образовательную программу, знакомый с основной и дополнительной литературой, рекомендованной программой, а также понимающий взаимосвязь основных понятий дисциплин и проявивший творческие способности в изложении и использовании программного (учебного) материала, оценивается на «отлично»;

  • абитуриент, обнаруживший полное знание программного (учебного) материала, освоивший основную литературу, рекомендованную в программе, а также продемонстрировавший систематический характер знаний по направлению подготовки и способный к их самостоятельному пополнению и обновлению, оценивается на «хорошо»;

  • абитуриент, обнаруживший знание основного программного (учебного) материала в объеме, необходимом для обучения по магистерской программе, ознакомленный с основной литературой, рекомендованной программой, оценивается на «удовлетворительно»;

  • абитуриент, обнаруживший пробелы в знаниях основного программного (учебного) материала, допустивший принципиальные ошибки в процессе собеседования, оценивается на «неудовлетворительно».



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Часть 1. Основные тенденции развития истории зарубежных стран

Древний Восток и античный мир. Рождение европейской средневековой цивилизации.

Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Экономическое и политическое развитие Западной Европы в XI – XV вв. Культура средневекового Запада. Арабский халифат и особенности классической исламской цивилизации.

Европа в начале Нового времени. Государство и общество в XVII в. Эпоха Просвещения. Революции в Европе в XVIII в.

Эпоха наполеоновских войн. Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Революции и реформы в Европе. Колониальная экспансия в странах Азии и Африки. Основные тенденции социально-экономического развития ведущих стран Европы и США на рубеже XIX – ХХ вв. Революция Мэйдзи: опыт модернизации традиционного восточного общества.

Запад и Восток в начале ХХ столетия. Первая мировая война: причины, цели сторон, основные этапы и последствия.

Мир в межвоенный период. Версальско-Вашингтонская система. Этатизм на Западе (на примере «Нового курса» Рузвельта в США). Формирование фашистских режимов.

Вторая мировая война: предпосылки, основные этапы, итоги. Формирование и особенности деятельности антигитлеровской коалиции.

Международные отношения и мировое политическое развитие периода «холодной войны» (вторая половина 40-х – конец 80-х гг. ХХ в.). Причины, характер и основные этапы Ближневосточного конфликта. Основные этапы социально-экономического и политического развития КНР.

Научно-техническая революция и ее социально-экономические последствия. Страны Европы и Америки в эпоху «постиндустриального общества».

Основные проблемы развития международных отношений в 1990-е – начале 2000-х гг.
Часть 2. Основные тенденции развития истории России

Восточные славяне во второй половине I тыс. и возникновение Древнерусского государства. Внутренняя и внешняя политика первых Рюриковичей. Принятие христианства. Древняя Русь в XI – первой трети XIII в. Культура Древней Руси в X – XIII вв. Причины и последствия перехода к удельному периоду. Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XIII в. Формирование и развитие единого Российского государства в конце XIII – XVII веков. Реформы Избранной Рады. Опричнина. Внешняя политика Ивана Грозного. Россия в конце XVI – начале XVII в. Борис Годунов. «Смутное время» в России. Социально-экономическое и политическое развитие в XVII в. Алексей Михайлович Романов. Церковный раскол, его сущность и значение. Внешняя политика России в XVII в. Русская культура в XIV – XVII вв.

Российское государство в XVIII в. Реформы Петра Великого: предпосылки, сущность, значение. Внешняя политика Петра. Эпоха «дворцовых переворотов» в России. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины Великой. Внешняя политика России во второй половине ХVIII в. Российская империя в XIX в. Александр I: попытки реформ, внешняя политика и Отечественная война 1812 г. Движение декабристов. Основные направления внутренней и внешней политики Николая I. Великие реформы Александра II: предпосылки, сущность и значение. Внешняя политика России во второй половине ХIХ в. Александр III и его политика. Демографическое и социально-экономическое развитие России на рубеже ХIХ – ХХ вв.

Россия в начале XX в. Нарастание общественно-политического кризиса в стране. Первая российская революция. Складывание основ российского парламентаризма. Обострение международных отношений на рубеже ХIХ – ХХ вв. Реформы П. А. Столыпина: сущность, итоги, значение. Россия в Первой мировой войне.

События Февраля 1917 г. в России. Октябрьская революция и установление советской власти. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма»: причины, сущность, последствия.

Советское государство в 20–30-е гг. ХХ в. НЭП: предпосылки, сущность, основные направления, противоречия, итоги. Образование СССР. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства: цели, сущность, реализация, итоги, достоинства и недостатки. Общественно-политическая жизнь страны и внешняя политика советского государства в 1920 – 1930-х гг.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны: основные этапы, итоги и уроки. Общественно-политическая жизнь СССР и международные отношения в 1945 – 1953 гг. «Холодная война».

СССР в начале 1950-х – середине 1980-х гг.: от «оттепели» к «застою». Попытки реформирования советского общества в 1953 – 1964 гг. Основные направления внешней политики.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Внешняя политика: от «разрядки» к усилению гонки вооружений. СССР и социалистические страны Европы. Запад во второй половине XX века. Общественно-политическое развитие Запада в 40 – 60-х гг. Научно-техническая революция и общество в 70 – 80-х гг. ХХ в.

СССР в период перестройки. Распад Союза ССР. Становление новой российской государственности. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современной России (1992 – 2010 гг.).


Часть 3. Теория и методика обучения истории

Понятие «методика» в современной педагогической науке. Предмет методики преподавания истории как наук. Ее связь с другими науками.

Преподавание истории в дореволюционной России. Школьное историческое образование в советский период. Актуальные проблемы и тенденции развития исторического образования на современном этапе. Национально-региональный компонент в содержании исторического образования.

Цели и структура современного школьного исторического образования. Современные подходы к определению целей исторического образования.

Проблема изучения познавательных возможностей учащихся в методике обучения истории.

Содержание современного школьного исторического образования. Характеристика моделей школьных курсов. Различные подходы, принципы и варианты изучения истории

Понятие о методах обучения в дидактике. Проблема методов обучения истории и их классификация.

Программно-методическое обеспечение учебного процесса. Учебно-методические комплексы по истории. Учебный план, тематическое и поурочное планирование.

Современные школьные учебники по истории. Методические приемы работы с учебником на уроках истории.

Проблема классификации средств обучения истории в методической науке. Наглядность в обучении истории. Исторические источники, их классификация, приемы работы с ними. Художественная литература на уроках истории.

Методика формирования понятий в школьных курсах истории. Формирование хронологических знаний и умений в школьных курсах истории. Изучение личностей в курсах истории.

Урок как основная форма обучения истории. Формы, типы и виды учебных занятий по истории. Структурные компоненты урока и варианты их сочетания. Нетрадиционные формы проведения уроков по истории.

Функции и этапы подготовки учителя к преподаванию истории. План и конспект урока. Дидактический и методический анализы урока истории.

Функции, объекты и формы проверки результатов обучения истории. ЕГЭ по истории.

Современные технологии в преподавании истории в школе.

Задачи, содержание и формы проведения внеклассной работы по истории. Краеведческая работа в условиях современных общеобразовательных учреждений.


Рекомендуемая литература:

Часть 1.

  1. Васильев, Л. С. История Востока. Учебник для студентов вузов : В 2 т. / Л. С. Васильев. – М.: Высшая школа, 2008. – Т. 1. – 511 с.; Т. 2. – 574 с.

  2. История средних веков. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «История» / под ред. С. П. Карпова. – М. : Изд-во МГУ, 2005 – Т. 1 – 678 с.; Т. 2 – 428 с.

  3. История древнего Востока : учебник / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Академия, 2008. – 462 с.

  4. История древней Греции : учебник для вузов. / под ред. В. И. Кузищина. - М. : Академия, 2008. – 399 с.

  5. История древнего Рима : учебник / под ред. В. И. Кузищина. – М. : Академия, 2008. – 382 с.

  6. Коновалова, И. Г. Средневековый Восток : учеб пособие / И. Г. Коновалова. – М. : АСТ; Астрель, 2008. – 494 с.

  7. Новая история стран Европы и Америки. учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности "История" / под ред. И. М. Кривогуза. – М. : Высшая школа, 2005. – 909 с.

  8. Новая история стран Азии и Африки XVI-XIX вв. : учебник : В 3 ч. / под ред. А. М. Родригеса. – М. : ВЛАДОС, 2004. – Ч.1. – 400 с.; Ч.2. – 463 с.; Ч.3. - 512 с.

  9. Пономарев, М. В. История стран Европы и Америки в Новейшее время: учебник / М. В. Пономарев. – М. : Проспект, 2009. – 407 с.

  10. Родригес, А. М. История стран Азии и Африки в новейшее время : учебник / А. М. Родригес. – М. : Проспект, 2010. – 512 с.

  11. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). Курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 349 с.



Часть 2.

  1. История России с древнейших времен до 1861 г. : учеб. для вузов / под ред. Н.И. Павленко. – М. : Высш.шк., 2007. – 559 с.

  2. История России с древнейших времен до конца XVII в.: учеб. пособие / под ред. Л. В. Милова. – М. : ЭКСМО, 2009. – 768 с.

  3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов : в 2 т. Т. 1. / Под ред. А.Н. Сахарова – М. : Проспект, 2008. – 540 с.

  4. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. : в 2 т. Т.2. / под ред. А. Н. Сахарова. – М. : Проспект, 2008. – 720 с.

  5. Новейшая отечественная история : ХХ – начало XXI века. В 2 кн. Кн. 1 : учеб. для вузов : в 2 т. / А. И. Вдовин, Э. М. Щагин, Д. О. Чураков. – М. : Владос, 2008. – 655 с.

  6. Новейшая отечественная история : ХХ – начало XXI века. В 2 кн. Кн. 2 : учеб. для вузов : в 2 т. / А. И. Вдовин, Э. М. Щагин, Д. О. Чураков. – М. : Владос, 2008. – 560 с.

  7. Семин В. П. Русская история : проблемы и спорные вопросы: учебное пособие для вузов / В. П. Семин. – М. : Академический Проект, 2007. – 350 с.

  8. Шестаков, В. А. Новейшая история России : учеб. для вузов / В. А. Шестаков. – М. : АСТ, 2008. – 520 с.

  9. Россия в мировой истории : учебник для вузов / под ред.В. С. Порохни. – М. : Логос, 2008. – 550 с.

  10. Семеникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций : учеб. пособие для вузов / Л. И. Семеникова. – Брянск : Брянское кн. изд-во, 2006. – 350 с.

  11. Яковец, Ю. В. История цивилизаций : учеб. пособие для вузов / Ю. В. Яковец. – М. : Владос, 2007. – 400 с.


Часть 3.

  1. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е. Е. вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. : Владос, 2005. – 384 с.

  2. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Изд. Центр «Академия», 2008. – 576 с.

  3. Борытко, Н. М. Педагогика : учеб. пособие / Н. М. Борытко. – М. : Академия, 2007. – 496 с.

  4. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие / В. В. Краевский. – М. : Академия, 2008. – 352 с.

  5. Кроль, В. М. Педагогика : учеб. пособие / В. М. Кроль. – М. : Высшая школа, 2008. – 316 с.

  6. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие / В. В. Сериков. – М. : Академия, 2008. – 254 с.

  7. Степанищев, А. Т. Методика преподавания и изучения истории : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / А. Т. Степанищев. – М. : Владос, 2002. – Ч.1. – 304 с.; Ч. 2. – 208 с.

  8. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе : уроки истории нового поколения / В. В. Шоган. – Ростов н/Д, 2005. – 124 с.