Программа интегрированного курса по формированию здорового образа жизни - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа интегрированного курса по формированию здорового образа жизни - страница №1/1







Программа интегрированного курса

по формированию здорового образа жизни

(биология, психология, физкультура)














«Идеал воспитания – это сочетание ума мудреца с силой атлета».

Ж.Ж. Руссо



«»



«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности».

Н. Амосов



652210 Кемеровская область,

Тисульский район, п.г.т. Тисуль.

Ул. Коммунистическая, 6

Тел. 2 – 37 - 92

Управление образования администрации Кемеровской области

МОУ Тисульская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида


Утверждаю:

Директор школы- интерната

_______________Л.А..Грабузова

«_____»______________2008 г.


Тайны нашего организма
Программа интегрированного курса

по формированию здорового образа жизни

(биология, психология, физкультура)
Для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида


Автор-составитель

Кривенкова

Ольга Александровна

Принято:

на педсовете

протокол №____

«____»__________2008 г

Тисуль 2008
Автор – составитель

О.А. Кривенкова, учитель биологии и географии МОУ Тисульская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида


Рецензент

Е.А. Червова, методист УО Администрации Тисульского района

Данный интегрированный курс призван помочь учащимся специальных (коррекционных) школ VIII вида расширить свои представления о здоровом образе жизни, приемах его сохранения и укрепления.

В курсе «Тайны нашего организма» школьники получат ответы на вопросы по истории медицины, происхождения названий органов тела человека, познакомятся со значением сна, памяти, эмоций в жизни человека.

Большое место отведено профилактике наркомании, ВИЧ – инфекции, сексуальной культуре.

В программу включены комплексы лечебной физкультуры, коррекционные упражнения, тесты, анкеты, игры, тренинги, конспекты занятий по некоторым разделам.

Курс рассчитан на учащихся 8 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, но может быть использован в качестве факультатива, уроков здоровья, внеклассных мероприятий, на уроках биологии в 9 классе.

Данная программа может быть интересна учителям биологии, физкультуры, классным руководителям, родителям.
3

Содержание
Содержание……………………………………………………………… ………………... 3
Пояснительная записка……………………...………………………………..……………… 5
Учебно-тематический план…………………………………………..................................... ..9
Календарно-тематическое планирование………….………………………………………………………………………11
Список литературы..………………………………………………….................................... 13
Словарь использованных терминов………………………………………………………….......................................... 14
Приложения:
Дидактический материал и методические рекомендации

к разделам курса………………………………………………. ….............................. 16 - 95

Приложения к разделу «Здоровье в ваших руках»: ………………………………………….

  1. Конспект занятия «Проблема здоровья в жизни современного человека.

Образ жизни человека разных эпох».

  1. Физкультурно – оздоровительные системы (краткий обзор).

  2. Тест по оценке образа жизни.

  3. Анкета «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»

  4. Тест «Что вы знаете о своем здоровье?»


Приложения к разделу «История анатомии: правда и вымысел»:

  1. Конспект занятия «Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакия и клятва Гиппократа».

  2. Конспект занятия «Что у человека внутри?»

  3. Материал для учителя:

«Откуда эти названия?»,

«Забавные анатомические термины»,

Современная медицина на службе человека.
Приложения к разделу «В человеке все должно быть прекрасно…»:


  1. Средние данные физического развития подростков в зависимости от возраста.

  2. Тест «Проверь свой уровень физической активности».

  3. Комплекс упражнений для улучшения осанки.


Приложения к разделу «Пока дышу – надеюсь».

  1. Дыхательная гимнастика.

  2. Примерный комплекс лечебной гимнастики при эмфиземе легких, бронхите, хронической пневмонии.


Приложения к разделу «Что такое «вредные привычки»?:

  1. Анкета «Определение отношения к алкоголю».

  2. Анкета для определения осведомленности о вреде курения.

  3. Советы для тех, кто решил бросить курить.

4
Приложение к разделу «Питание и здоровье»:

  1. Тест «Правильно ли вы питаетесь?»


Приложения к разделу «Иммунитет и иммунопрофилактика»:

  1. Краткий конспект лекций: «Что такое иммунитет?»,

«Что ты знаешь о ВИЧ – инфекции? Наркомания – путь в никуда»

  1. Тест «Что ты знаешь о ВИЧ?»

  2. Игры и упражнения по теме «Профилактика ВИЧ – инфекции».


Приложения к разделу «Шум и здоровье»:

21. Конспект занятия «Чего боятся уши?»



Приложения к разделу «Как управлять своими эмоциями?»:

  1. Тест «Прояви сочувствие».

  2. Методика «Приятно – неприятно».

  3. Разработка занятия «Эмоции в жизни человека».

  4. Разработка занятия «Как научиться управлять своими эмоциями?»


Приложения к разделу «В здоровом теле – здоровый сон»

  1. Упражнения и рекомендации для улучшения сна.


Приложения к разделу «Где хранится память?»

  1. Конспект занятия «Виды памяти, или у кого память лучше?».

  2. Конспект занятия «Как тренировать память?»


Приложения к разделу «Основы сексуальной грамотности»:

29. Материал для учителя.


Приложения к разделу «Смех и здоровье»:

30. Разработка КВН «Смех - дело серьезное» - Итоговое занятие.

5

Пояснительная записка
Процесс обучения школьников в области здоровья длительный и систематический. Формирование навыков гигиенической культуры и здорового образа жизни вменяется в обязанности каждого учителя и воспитателя и, прежде всего, преподавателя биологии.

Особенно актуальным является тема здоровья в специальной (коррекционной) школе VIII вида, где практически каждый школьник наряду с психическими отклонениями имеет не одно, а несколько соматических заболеваний. В силу специфики семей (неблагополучных, асоциальных, малообеспеченных), многие дети не знакомы с элементарными навыками гигиены, не способны владеть своими эмоциями и т. д.

Многие из них только к началу обучения в школе знакомятся с правилами здорового образа жизни, овладевают элементарными представлениями о строении и функциях своего организма, потребностях организма в продуктах питания и их влиянии на организм. Получают информацию о разрушительном влиянии на организм человека алкоголя и никотина, путях распространения некоторых инфекционных заболеваний.



Основной причиной введения данной программы является то, что в 9 классе специальной (коррекционной) школы заканчивается изучение биологии. Но многие актуальные темы остаются открытыми. Заканчивая курс «Человек и его здоровье», учащиеся не могут четко определить, что значит понятие «здоровый образ жизни», не знают основные компоненты здорового образа жизни. В программе учебника 9 класса специальной (коррекционной) школы даны поверхностные знания об иммунитете, отсутствуют вопросы профилактики наркозависимости, ВИЧ – инфекции. Один час на изучение темы «Размножение» не позволяет познакомить школьников с профилактикой венерических заболеваний (ИППП), дать элементарные сексуальные знания, показать влияние алкоголя, наркотических веществ на здоровье будущей матери. А ведь именно эти темы стали сегодня, к сожалению, самыми злободневными.

Необходимо отметить, что эмоциональное развитие умственно отсталых школьников относится к числу наиболее актуальных вопросов коррекционной педагогики и психологии. Преодоление эмоционального недоразвития является важным условием их адаптации в обществе. Неумение сознавать собственные эмоции и управлять ими делает ребенка беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины, может стать причиной преступления.

Невозможность понимать и оценивать эмоции других людей создает серьезные сложности в общении и взаимопонимании со сверстниками, родителями, другими взрослыми.

Проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения. Необходимо помочь ребенку освоить те практические умения, которые помогут ему спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия.

Данная программа является связующим звеном, позволяющим обучающимся, опираясь на полученные ранее знания, подготовиться к более глубокому и серьезному изучению своего организма и факторов, влияющих на его здоровье.

Целью данного курса является:


  • Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, обучение школьников бережному отношению к собственному здоровью, приемам его сохранения и укрепления, создание установки на здоровый образ жизни.


Для этого необходимо решить следующие задачи:
6

  • Познакомить обучающихся с новейшими достижениями в области медицины;

  • Помочь овладеть навыками здорового образа жизни, саморегуляции и управления стрессом;

  • Систематизировать знания обучающихся по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, заболеваний, передающихся половым путем;

  • Развивать познавательную активность, умение делать собственные выводы по проблеме;

  • Обучить элементарным приемам коррекции и профилактики отклонений в развитии;

  • Повысить правовую компетентность в вопросах здоровья.


Отличительные особенности программы

Особенностью курса является то, что его изучение связано с такими дисциплинами, как «Психология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Социально – бытовая ориентировка», то есть, является интегрированным.

Это позволяет полнее раскрыть некоторые аспекты при его изучении. Сделать не только теоретическим, но и практическим.



Одна из особенностей данного курса – индивидуальная исследовательская деятельность обучающихся. Каждый ребенок сможет самостоятельно с помощью системы тестов оценить свой уровень здоровья, возможные отклонения здоровья. На занятиях используются следующие тесты и анкеты:

  • Тест по оценке образа жизни;

  • Анкета по оценке соматического здоровья;

  • Анкета «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»;

  • Тест «Правильно ли вы питаетесь?»;

  • Тест «Что ты знаешь о СПИДе?» и другие.

Разумное сочетание интеллектуальной деятельности учащихся с элементами занимательности позволит сделать занятия интересными, живыми, запоминающимися.

Темы занятий представлены вопросами, ответить на которые предстоит учащимся в ходе изучения нового материала.

В программе прослеживаются основные вопросы, изучаемые в 9 классе специальной (коррекционной) школы по биологии, но вместе с этим, данная программа не дублирует содержание школьного учебника.



Данный курс может быть использован как самостоятельный в качестве факультатива, уроков здоровья, внеклассных мероприятий, или выборочно на уроках биологии, в качестве классных часов и т.п.
Структура интегрированного курса «Тайны нашего организма»

Программа состоит из 14 основных разделов, общее количество часов – 34.

Программа интегрированного курса «Тайны нашего организма» построена по трем направлениям.

Первое направление – это гигиена общественной и личной жизни человека. Речь здесь идет о проблеме здоровья в жизни современного человека, образе жизни человека разных эпох, систематизируются знания обучающихся о составных компонентах здорового образа жизни.

Второе направление – проблемы многосторонней и разнообразной профилактики. Тематика данного направления связана с вопросами предупреждения различных заболеваний. Большое внимание уделяется химическому составу продуктов, биологическим добавкам, вызывающим различные заболевания. Выявляются причины

7

стрессов, бессонницы, нарушения осанки, заболеваний органов дыхания и др. Большое место отведено половому просвещению и воспитанию, что, несомненно, является частью профилактики ВИЧ – инфекции и инфекций, передающихся половым путем. Этой проблеме посвящены темы занятий: «Иммунитет и иммунопрофилактика», «Что такое инфекционные болезни?», «Основы сексуальной грамотности». Определенное место отведено профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании.



Третье направление – коррекционное. Программа включает разнообразные упражнения, методики, игры, тренинги для коррекции различных нарушений здоровья. (Упражнения и тренинги для улучшения сна, упражнения для улучшения памяти, дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики и приемы лечения (в домашних условиях) простудных заболеваний, комплексы лечебной физкультуры, советы народной медицины по уходу за кожей, памятки для тех, кто хочет бросить курить, рецепты правильного питания и др.

Программа включает теоретический и практический курсы.



Теоретический курс – это углубленное изучение базовых знаний о строении, функциях, здоровье человека. В курсе «Тайны нашего организма» будут раскрыты и объяснены названия некоторых органов и частей нашего тела, учащиеся познакомятся с величайшими врачами древнего мира и новейшими достижениями науки.

Практический курс позволяет дополнить полученные теоретические знания. Практические занятия включены в каждую тему курса и составляют большую его половину.

В приложении представлен словарь использованных терминов, включающий основные термины и понятия, используемые в курсе изучения данной программы, даны подробные поурочные разработки некоторых занятий, в качестве дополнительного материала ко всем разделам курса прилагаются анкеты, тесты, ролевые игры, информация для учителя.


Возрастные особенности обучающихся

Программа рассчитана на обучение школьников 8 или 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Использование данного курса в 8 классе может иметь пропедевтическое значение при изучении биологии человека. Изучение данного курса в 9 классе может дополнить и расширить представления обучающихся о биологии человека, не дублируя учебник. Дозирование информации в соответствии с подготовленностью и возрастом обучающихся позволяет использовать данный курс практически для всех школьников, начиная с предпубертатного возраста (10 -11 лет) и до окончания школы.


Формы и режим занятий

Программой предусмотрено проведение занятий 1 раз в неделю, 34 занятия в год. Количество детей в группе – 10-12 человек.

Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение экскурсий, практических занятий и др.

При прохождении темы «Чем мы дышим?», занятия проводятся на улице, при проведении комплексов спортивных упражнений – в спортивном зале или на улице.


Приемы и методы
При проведении занятий используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы и методы для более глубокого и эмоционального усвоения знаний:

  1. Наглядные – показ видеофильмов, таблиц, коллекций и т. д.

8


  1. Словесные – рассказ, объяснение, беседа, лекция, чтение стихов, афоризмов о здоровье, прослушивание музыкальных произведений по данной тематике, дискуссии.

  2. Практические - диагностические тесты, вопросы викторин, решение кроссвордов, ролевые игры, психогимнастические упражнения, несложные опыты и наблюдения, аутотренинги, разучивание комплекса упражнений для коррекции и профилактики различных отклонений, составление памяток, листовок, плакатов по профилактике вредных привычек.

На занятиях могут быть использованы: плакаты, таблицы, фотографии, рисунки, памятки о здоровом образе жизни.

Упражнения и задания построены таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно.

В обучении применяются теле и видеоаппаратура, магнитофон, спортивные тренажеры, мячи и другое необходимое спортивное и медицинское оборудование.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате изучения курса обучающиеся должны:


  • Знать, что здоровье – это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать;

  • Понимать значение спорта и физкультуры для организма;

  • Владеть основами знаний о телосложении, функциях основных органов, индивидуальных особенностях строения и развития организма;

  • Быть знакомыми с симптомами основных инфекционных заболеваний и мерами их профилактики;

  • Изучить терминологию, связанную с проблемой здоровья, в том числе ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем.


Обучающиеся должны усвоить:

  • Правила безопасного поведения, в том числе и сексуального;

  • Методы изучения своего организма;

  • Способы коррекции отклонения в здоровье;

  • Принципы здорового образа жизни;

  • Современную правовую базу по социально значимым болезням;

Проверка результатов обучения проводится в виде тестов, анкет, ролевых игр, собеседований по каждому разделу. Последнее занятие курса – итоговое. В форме КВН «Смех – дело серьезное», учащиеся систематизируют и обобщат знания, полученные при изучении данного курса.


Условия реализации программы
Для реализации программы не требуется дополнительного оборудования (кроме заявленного ранее), дополнительной материальной базы.

Для проведения занятий может быть использована классная комната, спортивный зал, некоторые занятия рекомендуется проводить на открытом воздухе.

Необходимо наличие методической литературы, указанной в списке. Желательны при проведении занятий консультации специалистов: школьного врача или медицинской сестры, учителя физкультуры, ОБЖ, психолога.

Содержание программы



п/п




Наименование разделов

Количество часов




Всего

Лек -ции

Прак-

тика

Формы контроля




I.

II.


III.

IV.
V.

VI.


VII.
VIII.

IX.
X.
XI.

XII.


XIII.

XIV.


Здоровье в ваших руках

(3часа)

1. Проблема здоровья в жизни современного человека. Образ жизни человека разных эпох.

2. Основные физкультурно – оздоровительные системы

3. Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?



История анатомии: правда и вымысел (4часа)

4. Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакия и клятва Гиппократа.

5. Что у человека внутри?

6.Откуда эти названия?

7.Успехи современной медицины на службе человека.

В человеке все должно быть прекрасно… (3 часа)

8.Красота и гармония человеческого тела. Определение пропорций своего тела.

9. Определение физического развития подростка и уровня его физической активности.

10.Как сформировать правильную осанку?



Пока дышу – надеюсь (2 часа)

11. Зачем мы дышим?

12. Профилактика заболеваний органов дыхания. Что такое дыхательная гимнастика?
Что такое «вредные привычки»?

(2 часа)

13. Какие привычки называют вредными?

14. Как влияют алкоголь и курение на работу внутренних органов?
Питание и здоровье (3 часа)

15. Что значит «рациональное питание?». Друзья - витамины

16. О пользе и вреде пищевых добавок. Определение запрещенных добавок в продуктах питания.

17. Профилактика желудочно – кишечных заболеваний



Кожа – как лепестки розы (2часа)

18. Кожа – показатель здоровья. Выяснение моющих свойств мыла. Косметика для юных.

19. Человек меняет кожу.
Иммунитет и иммунопрофилактика

(3часа)

20. Что такое иммунитет? Основные инфекционные болезни человека.

21. Что ты знаешь о ВИЧ? Наркомания - путь в никуда.

22. Это должен знать каждый. Правовые документы по социально-значимым болезням.



23. Шум и здоровье (1час)

«Чего боятся уши?»



Как управлять своими эмоциями? (2часа)

24. Эмоции в жизни человека.

25. Как научиться управлять своими эмоциями?
В здоровом теле – здоровый сон (3часа)

26. Что такое сон?

27. Бывают ли сны без сна?

28. Образ жизни и бессонница.



Где хранится память? (2часа)

29. Виды памяти, или у кого память лучше?

30. Как тренировать память?

Основы сексуальной грамотности (3часа)

31. Что такое «слабый пол?». Девушка – будущая мать. Особенности женского организма.

32. «За» и «против» раннего начала половой жизни.

33. Что такое ИППП? Профилактика венерических заболеваний. Влияние алкоголя и наркотических веществ на организм будущего ребенка.



34. Смех и здоровье (1час)

КВН «Смех – дело серьезное» - Итоговое занятие



Итого:


3
1

1
1
4


1
1

1

1


3
1

1

1


2

1

1



2

1
1


3
1

1
1


2
1
1
3
1
1
1

1
2
1

1

3


1

1

1



2

1
1


3
1

1
1



1

34

1
-

1
-


4
1
1

1

1




-

-

-
1

1

-



1

1
-



2
1

-
1

1
-
1
2
1
-
1

1
-

-
-


2
1

1

-



-

-
-


2
1

-
1



1

18

2
1

-
1
-




1
1

1

1


1

-

1

1



-
1

1
-

1
-



1
1
-
1
-
1
-

-
2
1

1

1


-

-

1



2

1
1


1
-

1
-

-

16



Анкета

Тест

Собеседова -ние
Практическая работа

Тест
Экскурсия

Собеседова –

ние

Тест

Практическая работа
Практическая работа

Составление памятки

Собеседова -ние

Анкета

Ролевая игра

Собеседова -ние

Анкета

Ролевая игра

Собеседова -ние
Тест

Практическая работа

Собеседова -ние

Ролевая игра

КВН



11

Учебно-тематический план




п/п



Тема занятия


Кол-во

часов

Дата

Примеча-

ние

план

факт

план

факт




I.

II.


III.

IV.
V.

VI.


VII.
VIII.

IX.
X.
XI.


XII.


XIII.

XIV.


Здоровье в ваших руках

(3часа)

1. Проблема здоровья в жизни современного человека. Образ жизни человека разных эпох.

2. Основные физкультурно – оздоровительные системы

3. Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?



История анатомии: правда и вымысел (4часа)

4. Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакия и клятва Гиппократа.

5. Что у человека внутри?

6.Откуда эти названия?

7.Успехи современной медицины на службе человека.

В человеке все должно быть прекрасно… (3 часа)

8.Красота и гармония человеческого тела. Определение пропорций своего тела.

9. Определение физического развития подростка и уровня его физической активности.

10.Как сформировать правильную осанку?



Пока дышу – надеюсь (2 часа)

11. Зачем мы дышим?

12. Профилактика заболеваний органов дыхания. Что такое дыхательная гимнастика?
Что такое «вредные привычки»?

(2 часа)

13. Какие привычки называют вредными?

14. Как влияют алкоголь и курение на работу внутренних органов?
Питание и здоровье (3 часа)

15. Что значит «рациональное питание?». Друзья - витамины

16. О пользе и вреде пищевых добавок. Определение запрещенных добавок в продуктах питания.

17. Профилактика желудочно – кишечных заболеваний



Кожа – как лепестки розы (2часа)

18. Кожа – показатель здоровья. Выяснение моющих свойств мыла. Косметика для юных.

19. Человек меняет кожу.
Иммунитет и иммунопрофилактика

(3часа)

20. Что такое иммунитет? Основные инфекционные болезни человека.

21. Что ты знаешь о ВИЧ? Наркомания - путь в никуда.

22. Это должен знать каждый. Правовые документы по социально-значимым болезням.



23. Шум и здоровье (1час)

«Чего боятся уши?»



Как управлять своими эмоциями? (2часа)

24. Эмоции в жизни человека.

25. Как научиться управлять своими эмоциями?
В здоровом теле – здоровый сон (3часа)

26. Что такое сон?

27. Бывают ли сны без сна?

28. Образ жизни и бессонница.



Где хранится память? (2часа)

29. Виды памяти, или у кого память лучше?

30. Как тренировать память?

Основы сексуальной грамотности (3часа)

31. Что такое «слабый пол?». Девушка – будущая мать. Особенности женского организма.

32. «За» и «против» раннего начала половой жизни.

33. Что такое ИППП? Профилактика венерических заболеваний. Влияние алкоголя и наркотических веществ на организм будущего ребенка.



34. Смех и здоровье (1час)

КВН «Смех – дело серьезное» - Итоговое занятие



Итого:


1
1
1


1

1



1

1

1



1

1
1
1


1

1


1
1

1

1



1

1
1
1

1

1

1



1

1

1


1

1


1
1

1


1
34













11

Содержание программы


Раздел 1.

Здоровье в ваших руках (3часа)

Задачи раздела:

  • В увлекательной форме познакомить учащихся с проблемами здоровья в жизни современного человека;

  • Выяснить, что значит «жить правильно»;

Рассказать об основных правилах здорового образа жизни;

  • Подвести к выводу о том, что здоровье человека в его собственных руках.

Образ жизни человека разных эпох. Основные физкультурно – оздоровительные системы. Правила здоровья. Компоненты здорового образа жизни.

Формы занятий: Лекции, беседы, заполнение анкет, тестов, выполнение физических упражнений
Раздел 2.

История анатомии: правда и вымысел (4часа)

Задачи раздела:

  • Раскрыть некоторые тайны изучения медицины, связанные с выдающимися врачами древности;

  • Дать общее представление об органах и системах человеческого организма;

  • Познакомить школьников с происхождением некоторых анатомических, физиологических и гигиенических терминов, помочь уяснить их значение;

  • Рассказать об основных достижениях современной медицины, выдающихся врачах нашего времени.

Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакия , Гиппократ, Гален, Авиценна.

Органы и системы органов, организм человека. Происхождение названий биологических терминов. Успехи современной медицины. Н.И. Пирогов. И.П. Павлов.



Формы занятий: лекции, беседы, заполнение чайнвордов, кроссвордов.
Раздел 3.

В человеке все должно быть прекрасно… (3 часа)

Задачи раздела:

  • Рассказать об основных пропорциях тела человека;

  • Выяснить особенности строения и пропорциональность своей фигуры (рост, масса, окружность груди в состоянии дыхательной паузы, определение осанки в положении стоя и при ходьбе, определение положения седьмого шейного позвонка);

  • Сравнить полученные данные со средними результатами развития подростков;

  • Проверить свой уровень физической активности;

  • Познакомить с упражнениями для коррекции недостатков фигуры (искривление позвоночника, плоскостопие, сутулость).

Красота и гармония человеческого тела. Определение пропорций своего тела. Определение физического развития подростка и уровня его физической активности.

Формирование правильной осанки.



Формы занятий: беседа, рассказ, просмотр видеофильма, разучивание комплекса упражнений, тест.

12

Раздел 4.



Пока дышу – надеюсь (2 часа)

Задачи раздела:

  • Дать первоначальные сведения о строении дыхательной системы человека;

  • Рассказать о значении дыхания в жизни человека;

  • Познакомить с мерами профилактики ОРЗ, бронхита, пневмонии, туберкулеза;

  • Обосновать положительное влияние занятий спортом и физическим трудом на органы дыхания.

Воздух, которым мы дышим. Проблема загрязнения воздуха. Профилактика заболеваний органов дыхания. Дыхательная гимнастика.

Формы занятий: выполнение комплекса дыхательной гимнастики, знакомство с лечебной физкультурой, экскурсия.
Раздел 5.

Что такое «вредные привычки»? (2 часа)

Задачи раздела:

  • Выяснить осведомленность школьников о самых распространенных вредных привычках человека;

  • Определить их отношение к алкоголю, курению, употреблению наркотических веществ;

  • Разъяснить влияние вредных привычек на организм человека.

Гиподинамия, длительный просмотр телевизионных передач, недостаточное время сна, переедание, в том числе сладкого, употребление крепкого кофе, недостаточное пребывание на свежем воздухе, алкоголь, курение, наркотики.

Влияние алкоголя и курения на работу внутренних органов.



Формы занятий: тесты, анкеты, просмотр видеофильмов, беседа.
Раздел 6.

Питание и здоровье (3 часа)

Задачи раздела:

  • Раскрыть значение пищи для нормальной работы организма;

  • Разъяснить понятия «рациональное питание, «витамины», «пищевые добавки»;

  • В ходе выполнения практической работы выяснить состав продуктов питания;

  • Обосновать соблюдение правил гигиены питания для профилактики желудочно-кишечных и зубных заболеваний.

«Рациональное питание». Витамины. Пищевые добавки, эмульгаторы. Содержание запрещенных пищевых добавок в продуктах питания. Профилактика желудочно – кишечных заболеваний.

Формы занятий: практическая работа, беседа, рассказ.
Раздел 7

Кожа – как лепестки розы (2часа)

Задачи раздела:

  • Сформировать элементарное представление о строении кожи и ее функциях;

13


  • Познакомить с методами ухода за кожей лица и тела, ногтями, волосами;

  • Научить приемам закаливания кожи.

.Кожа – показатель здоровья. Строение кожи. Выяснение моющих свойств мыла. Косметика для юных. Гигиена кожи. Гигиена одежды и обуви.

Формы занятий: практическая работа, беседа.
Раздел 8.

Иммунитет и иммунопрофилактика (3часа)

Задачи раздела:

  • Познакомить обучающихся с основными инфекционными заболеваниями человека и их причинами;

  • Раскрыть значение защитных свойств организма;

  • Сформировать понятия: иммунитет, лечебные сыворотки, вакцина, прививка;

  • Дать определение ВИЧ – инфекции, СПИДа;

  • С помощью ролевых игр показать возможные пути заражения ВИЧ – инфекцией (СПИДом);

  • Показать роль наркомании в процессе заражения человека ВИЧ – инфекцией (СПИДом).

Правовые документы по социально-значимым болезням.

Формы занятий: ролевые игры, лекция, беседа, тесты, анкеты.
Раздел 9.

Шум и здоровье (1час)

Задачи раздела:

  • Сформировать знания о значении слуха в жизни человека;

  • Выяснить возможные причины нарушения слуха.

Ухо – орган слуха, порог слышимости, гигиена органа слуха. Шум и продолжительность жизни.

Формы занятий: практическая работа, беседа.
Раздел 10.

Как управлять своими эмоциями? (2часа)

Задачи раздела:

Научить школьников:

  • осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния;

  • видеть и понимать эмоции, эмоциональные состояния и чувства других людей;

  • соотносить свои эмоции с эмоциями других;

  • произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.

Эмоции в жизни человека. Гнев, страх, ненависть, радость и другие эмоции. Умение управлять эмоциями.

Формы занятий: тест, анкета. Ролевые игры, тренинги, психогимнастика.
Раздел 11.

В здоровом теле – здоровый сон (3часа)

Задачи раздела:

14


  • Разъяснить природу сна и сновидений, изменений, происходящих в организме во время сна;

  • Доказать необходимость выполнения правил, предупреждающих нарушение сна.

Что такое сон? Бывают ли сны без сна? Образ жизни и бессонница.

Формы занятий: беседа, практикум.
Раздел 12.

Где хранится память? (2часа)

Задачи раздела:

  • Подготовить учащихся к восприятию нового понятия «память»;

  • Познакомить со значением памяти в жизни человека и разными видами памяти;

  • Провести исследование развития различных видов своей памяти и выявить её преобладающий тип;

  • Научить приемам, помогающим развитию и коррекции памяти.

Виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Определение ведущего типа памяти.

Как тренировать память?



Формы занятий: диагностические методики, беседа, развивающие игры.
Раздел 13.

Основы сексуальной грамотности (3часа)

Задачи раздела:

  • Познакомить обучающихся с отличительными особенностями женского организма;

  • Показать вред раннего начала половой жизни; влияние алкоголя и наркотических веществ на организм будущего ребенка;

  • Сформировать понятие «инфекции, передающиеся половым путем»;

  • Рассказать о профилактике венерических заболеваний.

Что такое «слабый пол?». Девушка – будущая мать. Особенности женского организма. «За» и «против» раннего начала половой жизни. Что такое ИППП? Профилактика венерических заболеваний. Влияние алкоголя и наркотических веществ на организм будущего ребенка.
Раздел 14.

Смех и здоровье (1час)

Задачи раздела:

  • Выяснить влияние положительных эмоций, чувства юмора на здоровье человека;

  • Обобщить и систематизировать знания интегрированного курса.

КВН «Смех – дело серьезное» - Итоговое занятие.

15

Список литературы


Литература для учителя


  1. Голубева Л.А, Баранова Н.В, Знай и живи. – Кемерово: КРИПК и ПРО, 2006.- 86 с.

  2. Знак вопроса. Подписная научно-популярная серия. – М.: «Знание», 1994, №№ 1,2.

  3. Иванова Т.А, Справочник по биологии для школьников и абитуриентов.- М.: АСТ, 2000.

  4. Казин Э.М, Свиридова И.А, Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. – Кемерово, КРИПК и ПРО, 2006. – 213 с.

  5. Ковалько В.И, Поурочные разработки по физкультуре. 5 – 9 классы. Универсальное издание. – М.: «ВАКО», 2005. – 400 с.

  6. Ласси Н., Красота, здоровье и обаяние женщины. – СПб.: Энергоатомиздат, 1993. – 159 с.

  7. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А, Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья. – М.: «ВАКО», 2005. – 208 с.

  8. Организация мероприятий по профилактике наркомании /Комитет по делам семьи, детства и молодежи Администрации г. Санкт – Петербурга. Центр профилактики наркомании. – СПб., 1988.

  9. Правовое положение ВИЧ – инфицированных // шаги (Сборник) – М., 2003. – С 6-11.

  10. Проведение обучающих семинаров – тренингов по наркомании и ВИЧ/СПИДу: руководство для сотрудников интернатов и детских домов. – М., 2002.

  11. Резникова В.З. Сивоглазов В.И, Биология. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя. – М.: «ГЕНЖЕР», 1998. – 135 с.

  12. Сонин Н.И., Сапин М.Р, Биология. Человек. – М.: ДРОФА, 2005. – 215 с.

  13. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: «Первое сентября», 2000.

  14. Якубович М.А, Преснова О.В, Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2006.- 287 с.


Литература для учащихся


  1. Винтовкина И.С., Девочке – подростку. - М.: «Медицина», 1982. - 47 с.

  2. Зверев И.Д, Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: «Просвещение», 1989.

  3. Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта, 2003.

  4. Элиот Д, Гинг К, Детская энциклопедия. – М.: «Росмэн», 1994.

  5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Медицина. – М.: «Издательство АСТ», 2001. – 479 с.

16

Словарь использованных терминов




  1. Антитела (от греч. «анти» - против) – большие белково-углеводные молекулы специфического строения, обнаруживаемые в крови и других жидкостях организма, обладающие способностью избирательно связывать болезнетворные микробы. Нейтрализуют вредное воздействие микроорганизмов и вирусов.

  2. Ативирусный – направленный против вируса, ослабляющий или убивающий его. Антивирусные препараты используются в лечении ВИЧ – инфекций.

  3. Аполлон – хранитель путешественников и мореплавателей, бог солнца и бог войны, защитник искусства, открыл людям врачевание т сам слыл искусным целителем.

  4. Асклепий (Эскулап) - сын Аполлона, покровительствовал лекарям, занимался врачеванием. По преданию, он излечивал буквально все болезни, даже самые безнадежные.

  5. Бытовой контакт – контакт, происходящий случайно, в быту (прикосновение, пользование одной посудой, сидение рядом и т.д.), ВИЧ не передается при бытовых контактах

  6. ВИЧ – заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, с длительным периодом бессимптомного носительства, заканчивающееся смертью.

  7. Вирус (лат.) – яд.

  8. Внутривенная инъекция – введение лекарства непосредственно в кровоток через вену с помощью шприца (Внутривенное введение наркотиков).

  9. Гемофилия – наследственное заболевание, характеризующееся резко сниженной свертываемостью крови, что чревато опасностью сильных трудноостановимых кровотечений.

  10. Гигиея – богиня здоровья. дочь Асклепия, «гигиенос» - здоровый, целебный, приносящий здоровье.

  11. Гиппократ – древнегреческий врач, досконально изучивший медицину своего времени, сформулировал основные принципы лечения.

  12. Гиподинамия – состояние, связанное с пониженной физической активностью, может привести к различным нарушениям функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения).

  13. ИППП – инфекции, передающиеся половым путем (венерические заболевания).

  14. Дистресс – эмоциональное состояние, проявляющееся как невыносимое напряжение. Это состояние может сопровождаться целым комплексом отрицательных эмоций.

  15. Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

  16. Иммунная система – система организма, которая обеспечивает защиту от болезнетворных микробов, простейших и паразитов.

  17. Иммунитет – (лат. «иммунитас» - освобождение от чего-либо) – способность организма защищаться от генетически чужеродных веществ. Иммунитет осуществляется при участии антител.

  18. Лейкоциты – «белые клетки крови», которые играют важную роль в борьбе с инфекционными болезнями.

  19. Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.

  20. Осанка – привычное непринужденное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении.

  21. Панакия – всецелительница, (панацея от всех болезней).

17

  1. Поведение высокого риска - привычки и стереотипы поведения, увеличивающие шансы подвергнуться риску заражения ВИЧ (незащищенные половые акты. Использование грязных игл). Не существует групп риска, есть высокорискованное поведение.

  2. Половые свойства – характер, телосложение, физиологические и морфологические различия мужчин и женщин; эти различия могут быть вовсе не связаны с репродуктивной функцией.

  3. Презерватив – профилактическое средство из резины или латекса.

  4. Пубертатный – относящийся к возрасту полового созревания.

  5. Сексология – наука, изучающая половую жизнь в ее физиологическом, психологическом и социальном аспектах.

  6. Скелет – греческое «скелетос» – высохшее, мумифицированное.

  7. Созависимость – это процесс преодоления проблемы, которую испытывает близкий человек, закрепленная патологическая реакция на длительно проявляющийся стресс.

  8. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита, старое название ВИЧ – инфекции. Конечная стадия проявления болезни. На этой стадии человек умирает. Её продолжительность не более 3 лет. Причина СПИДа – заражение вирусом, называемом ВИЧ.

  9. Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях. С помощью стресса организм мобилизует себя на самозащиту, на приспособление к новой ситуации.

  10. Токсикомания – представляет собой болезнь, проявляющуюся подобной же психической и физической зависимостью от веществ, не включенных в официальный список наркотиков (ЛВНД). Содержатся в препаратах бытовой химии: красителях, растворителях, клее, бензине. Признаки: галлюцинации, неадекватное поведение, нарушение координации движений.

  11. Шум – Беспорядочная совокупность звуков, не имеющих ритма и периодических колебаний; при этом звуки, в отличие от музыкальных, часто изменяются по силе и частоте.

  12. Эпидемиология – раздел медицины, изучающий пути распространения и механизмы передачи инфекционных заболеваний, и способы борьбы с ними.