Программа элективного курса по литературе «Драма как род литературы. Русский драматический театр» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа элективного курса по литературе «Драма как род литературы. Русский драматический - страница №1/1




«____________________»

на заседании НМС

МОУ «Гимназия № 4

им. А. С. Пушкина»

протокол № 4 от 26.01.2006 г.

______________ Н.Б.Антоничева

« ___ » ____________ 200__ г.


«____________________»

Директор МОУ «Гимназия № 4

им. А. С. Пушкина»

______________ Л.И.Урусова

«___» ___________ 200__ г.

МОУ «Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина»

г. Йошкар-Олы

Программа

элективного курса по литературе

«Драма как род литературы.

Русский драматический театр»

(11 класс, 18 часов)


г. Йошкар-Ола

2006 г.

Автор программы: Рязанова С.Л., учитель русского языка

и литературы высшей категории МОУ «Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина» г.Йошкар-Олы, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РМЭ.


Рецензент: Литвиненко А.А., доцент кафедры литературы ГОУ ВПО «МГПИ им. Н.К.Крупской», кандидат педагогических наук.
Научный консультант: Уракова Н.А., методист учебно- методического управления ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования»
Программа обсуждена на заседании учебно-методического управления ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования» 30 января 2006 года.
Пояснительная записка
Элективный курс «Драма как род литературы. Русский драматический театр» предназначен для профильного гуманитарного класса. Данная тема в базовых программах рассматривается недостаточно, к тому же изучение этой темы происходит в течение нескольких лет (7-11 классы), что не позволяет школьникам самостоятельно обобщить материал, нужный для поступления в вузы на гуманитарные факультеты и сдачи ЕГЭ по литературе.

Данный курс позволит школьникам изучить данную тему на новом, более высоком качественном уровне.

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в программах базового и профильного обучения: знакомит с историей русского театра и его развитием начиная с ХVIII века по ХХ век. Расширению кругозора и формированию интереса к истории культуры способствует знакомство с судьбами ведущих актеров, исполнявших главные роли в пьесах русских драматургов (Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, А.П.Чехова, М.Горького, М.Булгакова и др.). Вызовет интерес и история конкретного русского театра, занимающего достойное место в общественной и культурной жизни страны, например: Малого театра, Московского Художественного театра, Александринского театра, театра Мейерхольда.

Следует также отметить, что данный курс способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, развивает их коммуникативные возможности, предполагает широкое использование методов активного обучения: работа над рефератами, участие в проектной деятельности, знакомство с текстами пьес в исполнении выдающихся актеров русского театра (для этого используются грамзаписи, DVD, видеокассеты). Кроме того, школьники имеют возможность посетить местный драмтеатр и познакомиться с постановками изучаемых произведений на сцене и игрой местных актеров. К активным методам обучения следует отнести и уроки актерского мастерства, которые может провести как сам учитель, так и актер театра, приглашенный на 2-3 урока. На этих занятиях школьники сами примут участие в постановке некоторых фрагментов драматических произведений.

Все это необходимо при работе с одаренными детьми, которые принимают участие в олимпиадах, творческих конкурсах и собираются связать свою дальнейшую жизнь с литературой и искусством.

Следует обратить серьезное внимание на уроки актерского мастерства, так как они помогут абсолютно всем учащимся (и тем, кто посещает данный курс только для того, чтобы расширить свой кругозор и получить интересную информацию по данному курсу) правильно, грамотно и красиво говорить, логично выражать свои мысли. Научат их держаться на сцене перед публикой, что является просто необходимым в наше время, когда человек должен быть всесторонне развитой и конкурентоспособной личностью. А это уже немало для успеха в жизни и деятельности каждого человека.

Подраздел «Теория литературы и искусства» предполагает знакомство с теоретическими понятиями, без которых невозможен серьезный разговор по данному курсу.

Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знанием базовых курсов (творчество русских драматургов с ХVIII по ХХ вв.), поэтому данный элективный курс следует отнести к курсам, цель (задача) которых – углубление и расширение знаний по предмету, входящему в базисный учебный план школы с углубленным изучением отдельного раздела основного курса.

Курс носит интегрированный характер, рассчитан на 18 часов и разделен на темы. Содержание каждой темы курса включает в себя коллективную, индивидуальную и проектную деятельность школьников, а также обеспечивает контроль знаний учащихся.

Примечание. Готовятся программы следующих двух курсов: «Лирика как род литературы», «Эпос как род литературы».


Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным проведение вводного занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, а самое главное – с формами и видами работы.

Также целесообразно обсудить темы самостоятельных и коллективных работ (в том числе и проектной деятельности), выступлений на семинарах, формы представления материала и критериях их оценивания.

Активные методы обучения предполагают предварительную подготовку методического и технического обеспечения курса, а также информированность о репертуаре местного драмтеатра. Особая задача: договориться с работниками театра (или родителями) о проведении уроков актерского мастерства.

Техническое обеспечение курса.

Компьютер, мультимедиа проектор, электронные слайд-программы иллюстраций по темам; MP-3 аудиокнига - DVD диски из серии «Библиотека школьника», содержащие фрагменты драматических произведений в исполнении актеров театра; мультимедийные диски «Хрестоматия по русской литературе» - (22 000 страниц полных текстов всех произведений по школьной программе с 5 по 11 класс, включая биографии и портреты писателей); видеокассеты с записями спектаклей русских драматургов и др.

Учебно-тематический план.


№ п/п

Название тем курса



кол-во часов

В том числе на

вид контроля



лекции

практические

семинары

1.

Вводное занятие. Цели и задачи курса, формы деятельности и контроля. Выявление исходного уровня знаний по проблеме.

1




1




тестирование

2.

Тема 1. Драма как род литературы и ее жанровое своеобразие: трагедия, комедия, драма, водевиль, фарс, мелодрама.

Теория. Роды литературы, жанры. Театр, спектакль, амплуа.

2

1




1

Участие в семинаре.

Защита мультимедиа проектов.

Работа с энциклопедическими словарями и составление индивидуальных словарей.


3.

Тема 2. Русская драма и театр. История русского театра и его место в общественной и культурной жизни страны.

Теория. Условность как особый вид художественного обобщения в искусстве театра.

2

1




1

Участие в семинаре.

Защита мультимедиа проектов.

Подготовка материалов к составлению видеоряда для «визуального словаря».


4.

Тема 3. Русский театр эпохи классицизма, его особенности. Деятельность Д.И.Фонвизина, комедии «Бригадир», «Недоросль» на русской сцене. Актеры, исполнявшие главные роли в спектаклях.

Теория. Классицизм. Композиция, сюжет, конфликт. Резонер. Монолог. Диалог. Ремарка. Реплика.

2

1

1




Беседа. Урок актерского мастерства.

Участие в спектакле. Чтение фрагментов пьесы по ролям и составление диалога по проблематике пьесы «Недоросль».



5.

Тема 4. Русский театр и русская драма первой половины ХIХ века.

Утверждение эстетики и реализма в театре и драматургии. А.С.Грибоедов комедия «Горе от ума». Н.В. Гоголь «Ревизор».


Теория. Реализм. Внесценические персонажи. Ремарка. Реплика.


1

1







Беседа. Участие в спектакле. Урок актерского мастерства.

Чтение фрагментов пьесы по ролям.



6.

Тема 5. Деятельность А.Н.Островского и создание русского национального театра. Малый театр – Дом Островского. Драмы Островского «Гроза» и «Бесприданница». Ведущие актеры.
Теория. Пафос. Средства выразительности. Художественный прием.

2

1

1




Беседа. Участие в спектакле. Урок актерского мастерства.

7.

Тема 6. Реалистическое направление в русском театре конца ХIХ - начала ХХ вв.

В.И. Немирович-Данченко, К.С.Станиславский и Московский Художественный театр. А.П.Чехов, М.Горький – их место в истории театра. Пьесы А.П.Чехова «Чайка», «Вишневый сад», пьеса М.Горького «На дне».


Теория. Режиссерский театр, «подводное течение», подтекст.


2




2




Защита мультимедийных проектов




8.

Тема 7. Театр В.Э.Мейерхольда – театр новой драмы. Символический театр и «Мистерия-буфф» В.Маяковского. Сатирические пьесы В.Маяковского «Клоп» и «Баня».
Теория. Образ-символ, сатира, ирония, юмор, сарказм, сценическое пространство.

2




2




Защита мультимедийных проектов

9.

Тема 8. Развитие драмы в 50-70-е годы. Театр Е.Вахтангова и Г.Товстоногова.
Теория. Новый герой.

1

1







Беседа

10.

Тема 9. Современный театр, его особенности. Драматургия 60-80-х годов. В.Розов «В добрый час»,

«В поисках радости»,

А.Арбузов «Иркутская история», «Сказки старого Арбата»,

Л.Зорин «Варшавская мелодия», А.Володин «Старшая сестра».

В драматургии 70-х годов самым значительным явлением стали пьесы А.Вампилова «Старший сын», «Утиная охота» и др., их особенности.
Теория. Полифония, «драма случая».


2







2

Рефераты. Написание рецензий о просмотренных спектаклях.

11.

Тема 10. «Русский театр ХХI века. Традиции и новаторство».


1

1







Реферат. Подведение итогов, обмен мнениями. Предполагается посещение местного драматического театра.

Итого:

18

7

7

4







  1. Содержание вводного занятия:

На вводном занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, а самое главное – с формами и видами работы. Обсуждаются темы самостоятельных и коллективных работ (в том числе и проектной деятельности), выступлений на семинарах, формы представления материала и критерии их оценивания.


2. Содержание занятия:

«Драма как род литературы и ее жанровое своеобразие»

(Тема 1) 2 часа.


I. На лекции учащиеся получают основные знания по данному вопросу, знакомятся с теоретическим материалом: работают над понятиями: трагедия, комедия, драма, водевиль, фарс, мелодрама.

Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме.


II. На семинарском занятии учащиеся рассматривают конкретные жанры данного вида литературы.
Защита проектов: «Трагедия», Комедия», «Драма».

Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися, видеозаписи фрагментов спектаклей.


Литература:

    • Комплект пособий, обеспечивающих литературное образование в 5-11 классах общеобразовательных учреждений на основе государственного стандарта под редакцией А.К.Кутузова. – М.: Дрофа, 1999(и другие издания).

    • Комплект книг для 5-9 классов, обеспечивающий преподавание по авторской программе литературного образования. Для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. Под редакцией М.Б.Ладыгина. М.: Дрофа, 2005 (1998, 2001).

    • Лебедев Ю.В. Русская литература ХIХ века. 10 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. 2-е издание. –М.: Просвещение, 2001.

    • Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – 4-е издание, стереотипное- М.: Дрофа, 2002.

    • Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б. Есин и др. – 2-е издание – М.: Дрофа, 1999.

    • Русская литература ХХ века. 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под редакцией В.П.Журавлева. –М.: Просвещение, 2002.

3. Содержание занятия:

«Русская драма и театр.

История русского театра и его место в общественной

и культурной жизни страны»

Тема 2 ( 2 часа)


I. На лекции учащиеся получают основные знания по данному вопросу, знакомятся с теоретическим материалом; работают над понятиями: классицизм, романтизм, модернизм, трагическое, комическое.
II. На семинарском занятии учащиеся защищают проекты:

  1. «Что было до театра: хоровод, русская пляска, скоморохи, вертеп, театр Петрушки, раёк, балаган».

  2. «Первые русские театры: Театр при царе Алексее Михайловиче. Федор Волков и первый государственный русский театр».

  3. «Частные театры. Усадьба «Кусково». Воздушный театр. Комическая опера. Театр на Царицыном лугу. Эрмитажный театр в Петербурге. Большой каменный театр в Петербурге. «Крепостной» театр в имении «Останкино»».

  4. «Театр ХIХ века в России. Театр в Архангельском. Романтический театр. Александринский театр. Большой (Петровский) театр в Москве. Театр сада «Эрмитаж»».

Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися, видеозаписи фрагментов спектаклей.
Литература:

История русского драматического театра. В 7 томах. – М., 1977


4. Содержание занятия:

«Русский театр эпохи классицизма, его особенности».

Деятельность Д.И.Фонвизина и его комедии

«Бригадир», «Недоросль» на русской сцене.

Актеры, исполнявшие главные роли в спектаклях.

Тема 3 (2 часа)


I. На лекции учащиеся знакомятся с историей театра ХVIII века и новым художественным направлением – классицизмом, с творчеством первого драматурга, разработавшего каноны русской классицистической трагедии, Александра Петровича Сумарокова. (Трагедии «Хореев», «Гамлет», Дмитрий самозванец»). С творческим опытом М. Ломоносова, М. Хераскова, И.Я.Княжина, с деятельностью Д.И.Фонвизина.

Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме.




  1. На практическом занятии учащиеся знакомятся с записями спектаклей в исполнении мастеров сцены, самостоятельно разыгрывают сцены из комедий Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Техническое обеспечение лекции: видеомагнитофон, проектор, видеозаписи фрагментов спектаклей.
Литература:

    • Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина // Собрание сочинений: В 8 т. – М.: 1959. – т.8. – с.264

    • Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. –М.: Л., 1961.

    • Рассадин Ст. Фонвизин. –М., 1980.

    • Стричек А. Денис Фонвизин. Россия эпохи Просвещения. – М., 1994.

    • Фонвизин в русской критике. М., 1958.




  1. Содержание занятия:

«Русский театр и русская драма первой половины ХIХ века».

Борьба классицизма и реализма.

А.С.Грибоедов и его комедия «Горе от ума».

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор».

Тема 4 (1 час)


I. На лекции учащиеся повторяют материал, изученный ранее на уроках литературы, и знакомятся с новым.

Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, видеозаписи фрагментов спектаклей.


Литература:

    • Боголепов П.К. Изучение комедии Гоголя «Ревизор», М., 1958.

    • Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. А.С.Грибоедов, «Горе от ума». Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. М., 1989.

    • Войтоловская Э. Комедия Ревизор». Комментарий. Л., 1971.

    • Гуковский Г.А. Реализия Гоголя. –М., 1959.

    • Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.

    • Машинский С.А. Художественный мир Гоголя.- М., 1971.

    • Пиксанов Н.К. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» М., 1988.

    • Пиксанов Н.К. Творческая история «Горе от ума», - 2-е издание – М., 1971.

    • Фомичев С.А. Комедия Грибоедова «Горе от ума». Комментарий: Книга для учителя. – М., 1983




  1. Содержание занятия:

«Деятельность А.Н.Островского и создание русского национального театра. Малый театр – Дом Островского.

Драмы Островского «Гроза» и «Бесприданница».

Ведущие актеры».

Тема 5 (2 часа)


I. На занятии учащиеся повторяют материал, изученный ранее на уроках литературы, и знакомятся с новым.

Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме.


II. Практическом занятии учащиеся знакомятся с видеозаписями спектаклей в исполнении мастеров сцены, самостоятельно разыгрывают сцены из драмы «Гроза», «Бесприданница».

Техническое обеспечение лекции: видеомагнитофон, проектор, видеозаписи фрагментов спектаклей.


Литература:

    • А.Н.Островский и А.П.Чехов и литературный процесс ХIХ-ХХ вв. –М., 2003.

    • Вайль П., Генис А. Мещанская трагедия. Островский /Родная речь. Уроки изящной словесности. –М., 1991. с.102-109.

    • Журавлева А.И., Макеев М.С., Александр Николаевич Островский. М., 1997 главы «Народная трагедия «Гроза»» (с. 35-55)

    • Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. –М., 1986.

    • Журавлева А.И. Островский – комедиограф. –М., 1981.

    • Костелянц Б.О. «Бесприданница» А.Н. Островского.- Л., 1982.

    • Лакшин В.Я. Театр А.Н. Островского. М., 1985. Главы «Размышления у памятника» и «Что такое Самодур?» (с. 3-13);

    • Лотман Л.М. Островский и русская драматургия его времени. –Л., 1961.

    • Островский А.Н. Театр и жизнь. Избранные пьесы. М., 1995.

    • Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1967. Глава «Человек и его имя» (с. 196-216)



  1. Содержание занятия:

«Реалистическое направление в русском театре.

Конец ХIХ – начало ХХ вв.»

Тема 6 (2 часа)


I. На семинарском занятии учащиеся защищают проекты:

  1. «Московский художественный театр и его первые драматурги»,

  2. «К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко и Московский Художественный театр. А.П.Чехов, М. Горький – их место в истории театра».

Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися, видеозаписи фрагментов спектаклей.
Литература:

    • Бялик Б.А. Горький – драматург. – М., 1977.

    • Колобаева Л.А. Позиция автора в пьесе «На дне» // Концепция личности в русской литературе рубежа ХIХ-ХХ вв. –М., 1990.

    • Паперный З.С. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили А.П.Чехова. –М., 1982.

    • Скафатымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» Чехова; к вопросу о принципах построения пьес Чехова//Скафатымов А.П. Нравственные искания русских писателей. –М., 1972.

    • Чехов и театр. Письма. Фельетоны. Современники о Чехове-драматурге. М., 1961

    • Юзовский Ю. «На дне» М.Горького. Идеи и образы. –М., 1968.

    • Юзовский Ю. Советские актеры в горьковских ролях. –М., 1964.




  1. Содержание занятия:

«Театр В.Э. Мейерхольда – театр новой драмы».

Тема 7 (2 часа)


I. На лекции учащиеся получают основные знания по данному вопросу, знакомятся с теоретическим материалом: работают над понятиями: символ, сатира, ирония, юмор, сарказм.
II. На практическом занятии учащиеся защищают проекты:

  1. «В.Э.Мейерхольд и спектакль «Маскарад» М.Ю.Лермонтова – последний спектакль уходящей эпохи»,

  2. «Символический театр и «Мистерия – буфф» В. Маяковского»,

  3. «Сатирические пьесы В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися.
Литература:

    • Михайлов А. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых. – М., 1990.

    • Никольская Л.Н. Человек и время в художественной концепции В.Маяковского. –Львов., 1983.




  1. Содержание занятия:

«Развитие драмы в 50-70-е годы.

Театр Е.Вахтангова и Г.Товстоногова».

Тема 8 (1 час)


I. На занятии учащиеся получают основные знания по данному вопросу, знакомятся с теоретическим: новый герой.

Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися.


Литература:

    • Герасимова К.М., Чернявская О.Г.. Мастера русской и советской сцены. Москва «Русский язык», 1990.

    • История русского драматического театра. В 7 томах. – М., 1977

    • Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – 4-е издание, стереотипное- М.: Дрофа, 2002.

    • Русские богини: И страсть, и муки, и любовь /составитель М.Раевская. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2005. (Знак судьбы).

    • Русская литература ХХ века. 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под редакцией В.П.Журавлева. –М.: Просвещение, 2002.

    • Русская литература ХХ века. 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под редакцией В.В.Агеносова. –М.: Дрофа, 1997.




  1. Содержание занятия:

«Современный театр, его особенности»

Тема 9 (1 час)


I. На семинарском занятии учащиеся выступают с рефератами: «В.Розов «В добрый час», «В поисках радости», «А.Арбузов «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», Л.Зорин «Варшавская мелодия», А.Володин «Старшая сестра», «Утиная охота».

Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися, видеозаписи спектаклей.


Литература:

  1. Гончарова-Грабовская С.Я. Комедия в русской драматургии 1980-1990 годов. Мн., 1999.

  2. Нефагина Г.Л., Гончарова-Грабовская С.Я. Современная драматургия (1980-90-е годы). Мн., 1994.




  1. Содержание занятия:

«Русский театр ХХI века.

Традиции и новаторство»

Тема 10 (1 час)


На последнем занятии учащиеся выступают с рефератом. Подводятся итоги, происходит обмен мнениями. Предполагается посещение местного драматического театра.

Литература:



    • Гаевская М.Ю. Пелагея Стрепетова. Роковой талант. –М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2005. (Знак судьбы).

    • Герасимова К.М., Чернявская О.Г.. Мастера русской и советской сцены. Москва «Русский язык», 1990.

    • Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. -2-е издание, стереотипное. –М.: Дрофа, 2000.

    • Комплект пособий, обеспечивающих литературное образование в 5-11 классах общеобразовательных учреждений на основе государственного стандарта под редакцией А.К.Кутузова. – М.: Дрофа, 1999(и другие издания).

    • Комплект книг для 5-9 классов, обеспечивающий преподавание по авторской программе литературного образования. Для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. Под редакцией М.Б.Ладыгина. М.: Дрофа, 2005 (1998, 2001).

    • Лебедев Ю.В. Русская литература ХIХ века. 10 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. 2-е издание. –М.: Просвещение, 2001.

    • Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – 4-е издание, стереотипное- М.: Дрофа, 2002.

    • Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б. Есин и др. – 2-е издание – М.: Дрофа, 1999.

    • Русская литература ХХ века. 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под редакцией В.П.Журавлева. –М.: Просвещение, 2002.

    • Русская литература ХХ века. 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под редакцией В.В.Агеносова. –М.: Дрофа, 1997.

    • Русские богини: И страсть, и муки, и любовь /составитель М.Раевская. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2005. (Знак судьбы).


Предполагаемые результаты
Результаты должны быть положительными, так как данный курс был уже апробирован, хотя и не в полном объеме, в 2002-2003, 2003-2004 и 2004-2005 учебных годах и дал хорошие результаты.

Итоги ЕГЭ по литературе:

2002-2003 уч.год - ср.балл 4,8

2003-2004 уч.год - ср.балл 4,6

2004-2005 уч.год - ср.балл 5,0

Средний балл ЕГЭ по литературе за 2002-2005 гг. - 78,8.

Выпускники гимназии № 4 им. А. С. Пушкина успешно написали сочинение, поступая на гуманитарные факультеты различных вузов страны и в медицинские вузы, где требуется хорошая подготовка по литературе.

Темы проектных работ и рефератов:




  1. «Трагедия»,

  2. «Комедия»,

  3. «Драма»,

  4. «Что было до театра: хоровод, русская пляска, скоморохи, вертеп, театр Петрушки, раёк, балаган».

  5. «Первые русские театры»: Театр при царе Алексее Михайловиче. Федор Волков и первый государственный русский театр.

  6. «Частные театры. Усадьба «Кусково». Воздушный театр. Комическая опера. Театр на Царицыном лугу. Эрмитажный театр в Петербурге. Большой каменный театр в Петербурге. «Крепостной» театр в имении «Останкино»».

  7. «Театр ХIХ века в России. Театр в Архангельском. Романтический театр. Александринский театр. Большой (Петровский) театр в Москве. Театр сада «Эрмитаж»».

  8. «Творчество первого драматурга Александра Петровича Сумарокова. (Трагедии «Хореев», «Гамлет», Дмитрий самозванец»)».

  9. «Творческий опыт М. Ломоносова, М. Хераскова, И.Я. Княжина, Д.И.Фонвизина».

  10. «История создания и смысл названия комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»».

  11. «Положительный идеал Д.И.Фонвизина в комедии «Недоросль»».

  12. «История создания драмы А.Н. Островского «Гроза». Сюжет, композиция, конфликт. Система персонажей. Символика в драме».

  13. «Московский художественный театр и его первые драматурги».

  14. «К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко и Московский Художественный театр».

  15. «А.П.Чехов, М. Горький – их место в истории Московского Художественного театра»».

  16. «В.Э.Мейерхольд и спектакль «Маскарад» М.Ю.Лермонтова – последний спектакль уходящей эпохи».

  17. «Символический театр и «Мистерия – буфф» В. Маяковского».

  18. «Сатирические пьесы В.Маяковского «Клоп» и «Баня» на сцене театра В.Э.Мейерхольда».

  19. «Драматургия 60-80 годов. В.Розов «В добрый час», «В поисках радости»».

  20. «Драматургия 60-80 годов. А.Арбузов «Иркутская история», «Сказки старого Арбата»».

  21. «Драматургия 60-80 годов. Л.Зорин «Варшавская мелодия»».

  22. «Драматургия 60-80 годов. А.Володин «Старшая сестра», «Утиная охота»».

  23. «Русский театр ХХI века. Традиции и новаторство».