Программа экзамена кандидатского минимума - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа экзамена кандидатского минимума 1 205.65kb.
Программа экзамена кандидатского минимума 1 70.82kb.
Программа экзамена кандидатского минимума 1 65.75kb.
Программа экзамена кандидатского минимума 1 170.79kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 3 1166.85kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 5 1873.98kb.
Программа кандидатского экзамена Научная специальность 1 199.71kb.
Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума 1 109.7kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 1 87.6kb.
Требования к экзамену кандидатского минимума по философии 1 121.66kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая... 1 250.82kb.
Учебник для студентов высших архитектурно-строительных учебных заведений. 1 121.33kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа экзамена кандидатского минимума - страница №1/1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(ВГУЭС)

Кафедра Дизайна
ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА

модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)



по научной специальности

17.00.06




Техническая эстетика и дизайн










для аспирантов всех форм обучения

1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ДИЗАЙН

  1. Предмет и задачи технической эстетики. Место среди других наук. Основные

понятия и категории.

  1. Современные определения дизайна. Понимание дизайна как целостной системы.

Основные виды дизайна: графический, промышленный, средовой и т.д.

  1. Объекты дизайн-проектирования. Типология сфер деятельности.

  2. Место дизайна в системе культуры. Дизайн и архитектура. Дизайн и изобразительное искусство. Дизайн и прикладное искусство.

  3. Дизайн-деятельность как закономерный продукт развития человеческой культуры (культурологический подход). Связь продукта дизайнерской деятельности с традиционным предметным миром материальной культуры (на примере развития дизайна Японии, Скандинавии и Италии).


2. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

  1. Роль и значение труда дизайнера в современном обществе.

  2. Влияние промышленной революции на развитие дизайна и архитектуры в ХIХ веке. Деятельность Джона Рескина и ее значение для развития изобразительных искусств и архитектуры в Европе в конце ХIХ века. Движение за обновление искусств и ремесел, причины его возникновения и значение.

  3. Основные стилистические особенности модерна. Значение теоретических и практических работ Готфрида Земпера. Идеи Гезамкунстверка в работах европейских дизайнеров. Особенности развития венской школы архитектуры и дизайна. Региональные течения модерна. Югендстиль. Влияние региональных школ европейского модерна на архитектуру Владивостока. Основные направления русского модерна.

  4. Значение Всероссийских художественно-промышленных выставок. Основные учебные заведения по подготовке кадров для художественной промышленности в России. Роль кружков Абрамцево и Талашкино в формировании отечественного дизайна. Деятельность объединения «Мир искусства».

  5. Основные отличия американской школы архитектуры и дизайна от европейской. Чикагская школа.

  6. Особенности развития дизайна в Германии в начале ХХ века, цели и задачи Германского Веркбунда. Цели и задачи Баухауза, основные направления деятельности, организация обучения.

  7. Концепция производственного искусства. Работы Родченко и Степановой.

  8. Лидеры Современного Движения. Их влияние на развитие архитектуры и дизайна в середине ХХ века. Развитие концепции “Дом - машина для жилья”. Дизайнерские работы Ле Корбюзье.

  9. Скандинавская школа дизайна. Немецкая Ульмская школа дизайна. Деятельность Макса Билля и Мальдонадо. Итальянский дизайн.

  10. Поп-культура и поп-дизайн 60-х годов. Радикальный дизайн. Анти-дизайн.

  11. Изобразительный язык постмодернизма.

  12. Дизайн на рубеже тысячелетий.


3. МЕТОДОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

  1. Дизайн-деятельность как система. Значение методологического знания в дизайне. Типы методик. Структура проектной деятельности.

  2. Категории проектной деятельности. Проектный образ. Композиционное формообразование и художественное моделирование. Функция объекта дизайна. Морфология и пространственная структура объекта дизайна. Технологическая форма объекта.

  3. Процесс дизайн-проектирования. Этапы проектирования. Цель проекта. Художественно-образное проектирование. Проектные исследования и их место в дизайн-процессе. Критика и оценка проекта. Методы оценки.

  4. Средства дизайна. Средства и приемы формообразования. Композиционное и функциональное формообразование. Проектно-графическое моделирование, его особенности, техника, типы. Макетирование и его функции. Средства графического дизайна.


4. ПРОЦЕССЫ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИСКУССТВАХ

  1. Социально-экономические и культурно-исторические предпосылки возникновения дизайна в XIX веке.

  2. Деятельность Д.Рескина и У.Мориса. Первая промышленная выставка как важнейший этап в развитии европейского дизайна.

  3. Теоретические концепции Г. Земпера, Ф. Рело и др., их значение для становления эстетических идеалов в дизайне.

  4. Промышленные выставки XIX - начала XX вв. в Европе и Америке и их роль в развитии дизайна.

  5. Первые профессиональные организации дизайнеров. Г.Ван Вельде, П.Беренс и др.
    Мировой экономический кризис 1929 года. Деятельность американских дизайнеров и коммерческий дизайн.

  6. "Общество промышленных художников" и "Американский институт дизайнеров Чикаго".

  7. Советский дизайн. Конструктивизм и его вклад в развитие мирового дизайна. Дизайн 30-40-х гг., специфика его развития.

  8. Особенности развития дизайна после второй мировой войны. Европа, США, Япония.

  9. Советы технической эстетики в Англии, Франции, Германии, США и др. Деятельность международных организаций ЙКСИД и ИКОГРАДА. Выдающиеся представители западного дизайна.

  10. Советский дизайн в послевоенный период» Директивные документы, определяющие развитие технической эстетики в СССР.

  11. Организация ВНИИТЭ, его цели и задачи. Союз Дизайнеров СССР. Художественное конструирование и промышленность, первые специализированные художественно - конструкторские бюро. Участие в международных выставках.

  12. Современное состояние дизайна в промышленно развитых странах. Вопросы экологии. Интернациональное и национальное в дизайне. Региональные школы дизайна. Япония, Италия, Скандинавскийе страны. Перспективы развития дизайна.


5. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ

1.Классификация видов графического дизайна.

2. Промышленная графика в среде коммуникативного дизайна. Семиотика: пиктограммы, символы и индексы.

3. Историография знаковой системы. Древнейшие графические символы.

4. Товарные знаки Х1Х-ХХвека: изобразительные, словесные, объёмные, комбинированные.

5. Инденсификация. Фирменный стиль и дизайн. Составляющие фирменного стиля «Брендинг».

6. Использование цвета в фирменном стиле. Цвет как коммуникативный инструмент фирменного стиля. Психология цветового восприятия.

7. Комплексное представление фирменного стиля. Основные носители фирменного стиля.


ЛИТЕРАТУРА
Основная литература

  1. Заенчик В.М. Учеб.для вузов. – М.: Академия, 2006. – 314. Основы творческо-конструкторской деятельности. Предметная среда и дизайн.

  2. Иванова В.Я. Учеб.пособин. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. Основы эстетики потребительских товаров.

  3. Норманн Дональд А. The Design of everyday of things. M.;СПб.;Киев: Вильямс, 2006. Дизайн привычных вещей.

  4. Ковешникова Н.А. Учеб. пособие для студ.арх. и диз. спец.- М.: Омега-Л, 2007.-224с. Дизайн: история и теория.

  5. Калиничева М.М., Решетова М.В.- М.: Академический проект; Культура, 2012.-356с. Техническая эстетика и дизайн: словарь.

  6. С. М. Михайлов. История дизайна: учебное пособие для обучения бакалавров направления 521700 "Архитектура" и спец. 290200 "Дизайн архитектур. среды" : в 2 т.. Т. 2. : Дизайн индустриального и постиндустриального общества. – М. : Союз Дизайнеров России, 2004. – 396 с.

  7. А. Н. Лаврентьев. История дизайна: учебное пособие для студ. вузов. – М. : Гардарики, 2008. – 303 с.

  8. В. Ф. Рунге. История дизайна, науки и техники: учебное пособие для студ. архитектурных и дизайнер. спец. : в 2 кн. – М. : Архитектура-С, 2006. – 368 с.

  9. В.Т. Шимко. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход). – М.: Архитектура-С, 2009.

  10. М.Ф. Уткин, В.Т. Шимко, Г.Е. Пялль, Е.В. Никитина, А.В. Гаврюшкин. Архитектурно-дизайнерское проектирование жилой среды. Городская застройка. – М.: Архитектура-С, 2010.

  11. Н.А. Ковешникова. Дизайн: история и теория: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2008.

  12. И.А. Розенсон. Основы теории дизайна. – СПб.: Питер, 2012.

  13. В.Ф. Рунге., Ю.П. Матусевич. Эргономика в дизайне среды. – М.: Архитектура-С, 2007.

  14. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре; пер. с англ. И. Д. Голыбиной. – М.: АРТ-РОДНИК, 2007. – 256 с.

  15. Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ - начала XXI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 488 с.

  16. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. – М.: Азбука-классика, 2008. – 480 с.

  17. Р. Хембри; пер. с англ. А.В. Банкрашкова. Самый полный справочник. Графический дизайн. — М.: Астрель, 2008. — 192 с.: ил.

  18. Актуальный дизайн. Логотип. CAPSULE; под ред. А. Крыловой. — М.: РИП-Холдинг, 2008. — 192 с.: ил.

  19. М. Белянинова. Как сделать большую компанию стильной во всем // Как. — 2008. — № 1–2. С. 210-213.

  20. Т. Самара. Структура дизайна. Стильное руководство: пер. с англ. — М.: РИП-Холдинг, 2008. — 272 с.: ил.

  21. R. Klanten, A. Mollard. Los logos compass. — Berlin: Gestagen. — 2010.

  22. Г.Б.Минервин, В.Т.Шимко, А.В.Ефимов и др. Под общ. ред. Г.Б.Минервина и В.Т.Шимко. – М.:»Архитектура-С», 2004. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник.

  23. Тимоти Самар. – М.: Рип Холдинг, 2008. Структура дизайна. Стильное руководство

  24. Лесняк В.И. – М.: ИндексМаркет, 2011. – 416. Графический дизайн (основы профессии)

  25. Элис Туэмлоу. – М.:ООО «Издательство Астрель», 2006, - 256с. Графический дизайн: фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи.


Дополнительная литература


  1. Гарри Ранд – М.: АРТ-РОДНИК, 2010. -197с. Хундертвассер.

  2. Жердев Е.В. – М.: Архитектура – С, 2010. Метафора в дизайне: Учеб. Пособие.

  3. Н. А. Ковешникова. Дизайн: история и теория: учебное пособие для вузов. – М. : Омега-Л, 2005. – 224 с.

  4. В. Аронов и др. 100 дизайнеров Запада. – М.: ВНИИТЭ, 1994.

  5. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. – М.: Сов. Художник, 1990.

  6. Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. – М.: Стройиздат, 1990.

  7. Гидион З. Пространство, время, архитектура. – М.: Стройиздат, 1984.

  8. Г.Б. Минервин. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды. – М.: Архитектура-С, 2004.

  9. В.Т. Шимко. Основы дизайна и средовое проектирование. – М.: Архитектура-С, 2004.

  10. А.А. Грашин. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды: Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2004

  11. В.С. Моисеев. Креативное мышление в дизайне. – Мн.: БГАИ, 2006.

  12. М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. Технология творческого мышления. – Минск: Харвест: АСТ, 2000.

  13. В.Л. Глазычев. Дизайн как он есть. – 2-е изд. – М.: Европа, 2006. – 320 с.

  14. А.Я. Малкин. Эволюция дизайна на Дальнем Востоке России (80-90-е гг. ХХ столетия): Монография. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004.

  15. Устюгова Е.Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. 2-е изд. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2006. – 260 с.

  16. В.Г.Власов. Стили в искусстве: Словарь художественных направлений и стилей, т. 1. – СПб.: Лита, 1998. – 672 с.

  17. Лосев А.Ф. Теория художественного стиля.– Киев, 1994.

  18. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. – СПб., 1996.

  19. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры, тт. 1,2. – СПб., 2003.

  20. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. – М.: Стройиздат, 1985.

  21. Сюзанна А. Стерноу. Арт Нуво. Дух прекрасной эпохи. – М.: Белфакс, 1997. 128 с.

  22. Малинина Т. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. – М.: Пинакотека, 2005. – 304 с.

  23. Козловский И. Культура постмодерна. – М., 1997.

  24. Art Now. Vol 3. – Издательство Taschen, 2008.

  25. Ю. Сокольников. Товарные знаки и логотипы: энциклопедическое издание. — М.: Издательский дом «ТиГра», 2003. — 276 с.: ил.

  26. В.П. Устин. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие: 2-е изд. — М.: Астрель, 2006. 240 с.: ил.

  27. О. Пуртова. Визуализация архитектуры корпоративного бренда. // Identity. — 2006. — № 7. С. 4–110.

  28. Т. Стоун, С. Адамс, Н. Мориока. Дизайн цвета: практикум: пер. с англ. — М.: РИП-Холдинг, 2006. — 240 с.: ил.

  29. В. Кричевский. Типографика в терминах и образах. — М.: Слово, 2000. — 158 с.: ил.

  30. D. Carter. The little book of creativity. New York: Harper Design International. — 2004.

  31. R. Walton. Design rules for letterheads. — New York: Harper Design International. — 2004.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ресурс]. Центральный коллектор библиотек «Бибком». – М.: ООО «Агентство «Книга-Сервис», 2011. Режим доступа: http://rucont.ru/.

  2. ЭБС znanium.com [Электронный ресурс]. Научно-издательский центр «Инфра-М». – М.: ООО «Инфра-М», 2011.

Режим доступа: http://www.znanium.com/.

  1. Электронная библиотека BOOK.ru [Электронный ресурс]/ ЭБС BOOK.ru. – М.: Компания «КноРус», 2010.

Режим доступа: http://www.book.ru/.

  1. Междисциплинарная база данных ProQuest Research Library [Электронный ресурс]/ ProQuest. – USA: ProQuest LLC., 2007.

Режим доступа: http://proquest.com/.

  1. ИНТЕГРУМ™Профи [Электронный ресурс]/База данных ИНТЕГРУМ. – М.: «Интегрум-Техно», 2007.

Режим доступа: http://aclient.integrum.ru/.

  1. ЭБС «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2001.

Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/.

  1. Электронная библиотечная система eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. – М.: ООО «РУНЭБ», 2000.

Режим доступа: http://aclient.integrum.ru/.

  1. Справочно-библиографическая система EBSCOhost [Электронный ресурс]. – USA: EBSCO Industries, Inc., 2000.

Режим доступа: http://web.ebscohost.com/.

  1. Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. – М.: Российская государственная библиотека, 1997.

Режим доступа: http://diss.rsl.ru/.

  1. Электронные ресурсы Универсальных баз данных East View [Электронный ресурс]. – USA: East View Information Services, Inc.,1989.

Режим доступа: http://dlib.eastview.com/.