Программа "экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов севера до 2011 года" - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера 1 247.89kb.
Научно-методический журнал для учителей, педагогов образовательных... 3 1448.34kb.
Научно-методический журнал для учителей, педагогов образовательных... 4 1316.63kb.
Сценарии развития коренных малочисленных народов севера: методологический... 1 286.81kb.
Рабочая программа дисциплины защита коренных народов в международном... 1 318.65kb.
Исторический опыт защиты прав коренных малочисленных народов россии*... 1 98.21kb.
Программа индиско резюме 1 220.42kb.
Социально-экономическое развитие россии в XVIII в. Крестьянская война... 1 89.53kb.
Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня... 1 412.93kb.
1. Создание казанской губернии. Экономическое развитие казанской... 1 220.98kb.
Программа 28 ноября 2011 года, Понедельник, день первый 8: 00-10: 00 1 91.74kb.
Рабочая программа дисциплины защита коренных народов в международном... 1 318.65kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа "экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов севера - страница №1/2

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2011 ГОДА"

Паспорт программы


Наименование программы

 

федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года"

Основание для разработки Программы

 

постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1099 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года"

Государственный заказчик Программы




Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации

Основной разработчик Программы




научный центр совершенствования управления экономикой государственного унитарного предприятия "Институт микроэкономики" при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации

Основные цели Программы




  • создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на принципах самообеспечения на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, духовного и национально-культурного развития, повышения уровня образования, профессиональной подготовки, обеспечения здоровья;







  • воссоздание традиционного хозяйственного уклада коренных малочисленных народов Севера и комплексное развитие хозяйственно-экономической структуры в районах их проживания при сохранении экологического баланса;







  • Социальная реабилитация, национально-культурное развитие и повышение роли этих народов в экономических и социальных процессах;







  • Повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, создание системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, отвечающих удовлетворению их жизненно важных потребностей;







  • Активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, восстановление торговых, финансовых и хозяйственных связей и интеграция в региональную экономику

Основные задачи Программы




  • Развитие сырьевой и производственно-технологической базы традиционных отраслей хозяйствования и отраслей по переработке сырья и продукции, переход на инновационный путь развития;







  • создание факторий и развитие факторийных форм торговли и товарообмена;







  • обеспечение транспортной доступности территорий проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, развитие современных экологически безопасных видов транспорта;







  • снижение ресурсной зависимости от завоза топлива и нефтепродуктов, преимущественное использование нетрадиционных источников энергии;







  • повышение образовательного и профессионального уровня и обеспечение занятости этих народов;







  • обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;







  • развитие финансово-кредитной, инвестиционной и информационной инфраструктуры районов их проживания;







  • увеличение доходной части бюджетов и повышение эффективности использования собственности региональных и местных органов государственной власти в инвестиционных целях;







  • реформирование и повышение эффективности механизма государственной поддержки

Сроки и этапы реализации Программы




2002 - 2011 годы:
I этап - 2002-2003 годы;
II этап - 2004-2008 годы;
III этап - 2009-2011 годы

Перечень основных мероприятий




  • развитие оленеводства, традиционных отраслей, промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера, комплексная переработка продукции этих отраслей и сохранение природной среды и ресурсного потенциала районов проживания этих народов;







  • создание факторий и развитие факторийных форм торговли и товарообмена и развитие рыночной инфраструктуры;







  • развитие социальной инфраструктуры, системы здравоохранения и сферы услуг;







  • духовное и национально-культурное развитие, совершенствование системы образования и повышение роли коренных малочисленных народов Севера в экономических и социальных процессах;







  • энергообеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера и развитие коммуникаций

Исполнители основных мероприятий




Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, объединения коренных малочисленных народов Севера, Союз оленеводов России и другие организации

Объёмы и источники финансирования, направления расходов




всего по Программе в 2002-2011 годы - 2744,32 млн. рублей,
в том числе:
федеральный бюджет - 979,82 млн. рублей;
бюджеты субъектов Российской Федерации - 1366,56 млн. рублей;
внебюджетные источники - 397,94 млн. рублей.
Из них:
капитальные вложения - 2278,44 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 10,54 млн. рублей;
прочие текущие расходы - 455,33 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы




повышение уровня жизни коренных малочисленных народов Севера, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости, повышение уровня образования, профессиональной подготовки, развитие культуры и международного сотрудничества, повышение конкурентоспособности и товарного выхода продукции местного производства на основе развития традиционных, сопряженных и новых отраслей, восстановление природных ресурсов, развитие инновационного потенциала, снижение ресурсной зависимости территорий проживания коренных малочисленных народов Севера, повышение доходности региональных и местных бюджетов, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в региональную экономику

Контроль за исполнением Программы




Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, другие федеральные органы исполнительной власти по соответствующим направлениям реализации Программы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание проблемы

Коренные малочисленные народы Севера (далее именуются - коренные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", ст.1, п.6).

В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 коренных народов общей численностью около 200 тыс. человек, что составляет менее 2 процентов от общей численности населения Севера.

Коренные народы традиционно являются кочевыми, полукочевыми и сельскими жителями (около 75 процентов этого населения проживает в сельской местности).

В 50-70-е годы государственная поддержка охватывала практически все стороны жизнедеятельности коренных народов. За этот период была создана экономическая основа и система сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования, у 26 коренных народов появилась письменность, развивалась сфера образования и культуры.

Вместе с тем в эти годы были допущены серьёзные ошибки, связанные с переводом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, нарушением системы традиционного воспитания детей, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением коренных народов в более крупные населенные пункты.

Негативные процессы в социально-экономическом развитии этих народов крайне усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к разрушению хозяйственных основ их жизнедеятельности и катастрофическому снижению уровня жизни.

Для улучшения социально-экономических условий жизни коренных народов была принята государственная программа развития экономики и культуры этих народов в 1991-1995 годах. В ходе ее реализации были введены в эксплуатацию 419,2 тыс.кв. метров жилья, больницы на 407 мест, школы на 3 тыс. мест, созданы 52 оленеводческих хозяйства и другие объекты. Однако основные цели указанной программы не были достигнуты из-за ее ограниченного финансирования.

Её продолжением стала федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года".

Предварительные итоги выполнения этой программы показывают, что ее реализация сдерживает кризисные явления в экономике и социальной сфере коренных народов.

Вместе с тем в условиях жесткого дефицита бюджетных средств реализовать в полном объёме все запланированные в программе мероприятия не удалось. Несмотря на предпринимаемые усилия, не произошло коренного перелома в экономическом развитии, улучшении уровня и условий жизни коренных народов.

К важнейшим хозяйственным проблемам, требующим безотлагательного решения, относится, прежде всего, развитие традиционных отраслей хозяйствования (оленеводства, охотничьего и морского зверобойного промыслов, рыболовства и др.), которые не выдерживают рыночной конкуренции и переживают глубокий кризис. Из-за отсутствия предприятий по комплексной переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйства и роста тарифов на транспортные услуги значительная часть продукции традиционных отраслей и промыслов не доставляется в места потребления и не может быть реализована.

Убыточной стала даже некогда рентабельная отрасль - оленеводство, рассматривавшаяся ранее как одна из самых доходных. Практически уничтожено племенное ядро оленьего стада, поголовье оленей по сравнению с 1990 годом сократилось почти вдвое.

Перспективы развития оленеводства связаны с восстановлением поголовья, организацией повсеместной переработки и увеличением объема мясной продукции, а также с использованием пантового и ферментно-эндокринного сырья, которое после переработки будет использоваться в производстве биостимуляторов, биологически активных веществ и новых лекарственных препаратов.

В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел. В настоящее время добыча морского зверя ведется в незначительных объемах. Основной резерв повышения товарности морского зверобойного промысла (за исключением китообразных) составляет переработка первичного сырья для обеспечения коренных народов продовольствием, получение ценного жирового сырья для использования в медицинской и парфюмерной промышленности, а также организация глубокой переработки ферментно-эндокринного сырья.

Клеточное звероводство также находится в состоянии острого кризиса, связанного в основном с нехваткой и резким подорожанием кормов и падением цен на продукцию звероводства.

Снижается промысел полевой пушнины, прежде всего из-за истощения ресурсов угодий, ухудшения экономических условий и снижения материальной заинтересованности охотников, а также несовершенства организации промысла.

За последние годы улов рыбы в районах проживания коренных народов сократился почти вдвое, что в основном связано с несоблюдением требований рыболовства и отсутствием рынка сбыта. В частности, огромный ущерб рыболовству наносит загрязнение водоёмов промышленными стоками. Качество поставляемого рыбного сырья низкое, рыбопродукция во многих местах не имеет товарного вида. В то же время много ценной рыбы портится, не доходя до потребителя. В связи с этим необходимо обновление материально-технической базы и внедрение новых технологий охлаждения, вакуумирования, глубокой переработки рыбного сырья. В крайне неудовлетворительном состоянии находится малый рыбопромысловый флот.

В результате промышленного освоения Севера нарушился экологический баланс территорий проживания коренных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение её отходами нефтяных и газовых промыслов. Из-за эксплуатации транспортных средств разрушается растительный покров тундры, и сокращаются площади выпаса оленей. В связи с ухудшением экологической ситуации уменьшаются запасы рыбы и морепродуктов, пушного и морского зверя. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов.

Кризисное состояние традиционных отраслей хозяйства приводит к обострению социальных проблем.

В последние годы наблюдается резкое снижение занятости коренных народов и, как следствие, уровня их жизни. Их денежные доходы в 2-3 раза ниже среднероссийского показателя и на 25-30 процентов меньше, чем в среднем по регионам их проживания. Размер пенсии составляет 26 процентов прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Возрастает иждивенческая нагрузка на работников. Абсолютное большинство коренных народов живет за чертой бедности.

Ухудшаются жилищные и социально-бытовые условия жизни коренных народов. Многие семьи практически не имеют жилья. Жилищный фонд в селах в основном ветхий и в большинстве без водоснабжения, канализации и инженерных сетей. Особую актуальность для коренных народов представляет создание нормальных условий жизни на маршрутах кочевок и строительство передвижного жилья.

Происходит неуклонное ухудшение состояния здоровья коренных народов. Средняя продолжительность жизни коренных народов крайне низкая. До пенсионного возраста доживает только 8,5 процента этих народов. Показатели заболеваемости в 1,5 раза выше среднероссийских. Наблюдается значительный рост таких заболеваний как туберкулез, вирусный гепатит, кожные, паразитарные заболевания. При этом в районах проживания коренных народов снижается численность врачей и среднего медицинского персонала. В среднем на 10 тыс. человек населения приходится 30 врачей и 11 человек среднего медицинского персонала. Сокращается число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, не хватает женских и детских консультаций. Значительная часть учреждений медицинского обслуживания требует капитального ремонта, обеспечения минимальным количеством лекарственных препаратов, оснащения современным медицинским оборудованием.

Первоочередной мерой для выхода из создавшегося положения является создание действенной системы медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания коренных народов путем формирования, оснащения оборудованием и лекарственными препаратами экспедиционных медицинских отрядов и передвижных медицинских бригад для профилактики, диагностики и лечения на местах.

Наблюдается снижение уровня общего и профессионально-технического образования коренных народов. Почти 48 процентов представителей этих народов имеют только начальное и неполное среднее образование, 17 процентов не имеют даже начального образования.

Существующая сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает потребности коренных народов в образовании. Практически во всех районах проживания этих народов сокращается количество дневных общеобразовательных школ. Школы испытывают недостаток педагогических кадров, не укомплектованы учебной и учебно-методической литературой, пособиями для внеклассного чтения, особенно на языках коренных народов, слабо оснащены современными техническими средствами обучения. Особой проблемой является обучение родному языку, который в школах изучают (в целом по регионам Севера) не более 50 процентов учащихся. Увеличилось количество школ, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, не решена проблема создания малокомплектных школ. Ежегодно сокращается сеть дошкольных учреждений.

В ряде районов проживания коренных народов отсутствуют средние специальные учебные заведения с ориентацией на подготовку специалистов для традиционных отраслей хозяйствования и промыслов. Нуждается в дополнительной проработке вопрос о предоставлении этим народам возможностей для получения высшего образования.

Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, обычаев и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных народов. Уменьшается сеть культурно-просветительных учреждений, в том числе передвижных. Около 30 процентов клубных учреждений и 20 процентов библиотек требуют капитального ремонта, а десятая их часть находится в аварийном состоянии.

Требуются меры государственной поддержки средств массовой информации, осуществляющих свою деятельность на языках коренных народов.

Обостряющиеся проблемы коренных народов показывают, что назрела необходимость реформирования и адаптации механизма их государственной поддержки к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении этих проблем.

Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. # 198, предусматривает создание условий для саморазвития и самообеспечения коренных народов в районах их проживания, в том числе поддержку традиционных отраслей хозяйствования и промыслов, продвижение их продукции на рынки сбыта, организацию системы факторийной торговли и товарообмена, получение компенсаций при разработке природно-сырьевых ресурсов на территориях их традиционной хозяйственной деятельности, развитие организационно-правовых форм местного самоуправления.

На основе указанной Концепции разработана настоящая Программа.


следующая страница >>