Программа экологического воспитания - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теория экологического воспитания. Сущность экологического воспитания 1 74.8kb.
Моу «Гимназия №1 г. Майского» Кабардино-Балкарской Республики 1 83.01kb.
Вопросы экологического образования и воспитания студенческой молодежи... 1 53.81kb.
Отчет о работе школьного экологического объединения 1 29.03kb.
Программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба» 2 694.61kb.
Программа воспитания и социализации Цель и задачи воспитания и социализации... 1 70.05kb.
Список вопросов для подготовки к экзамену Связь экологического туризма... 1 27.4kb.
Конспект лекций по курсу «Экология» (для студентов и слушателей заочной... 7 906.45kb.
Программа четвертого Невского международного экологического конгресса... 1 164.96kb.
Рабочая программа составлена на основе 1 104.73kb.
Результаты XXI городских экологических чтений Секция «юный эколог»... 1 20.29kb.
Программа воспитания и социализации Цель и задачи воспитания и социализации... 1 70.05kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа экологического воспитания - страница №1/1


МБОУ СОШ № 53. Образовательная программа

МБОУ СОШ № 53. Образовательная программа


ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Концепция Государственных стандартов общего образования нового поколения, построенная на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, содержит в себе основополагающие принципы, необходимые для конструирования новой, социально-проблемной, культуро-центрированной модели школьного экологического образования.
1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЦЕЛИ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Цели общего экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР) формулируются на метапредметном, личностном и предметном уровне в соответствии со стратегической направленностью школьного экологического образования как этапа непрерывного экологического образования личности.
1.1. Стратегической направленностью общего экологического образования является:
• социализация обучаемых – вхождение в мир экологической культуры; развитие экологической составляющей духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры, культуры учебы и труда; социального поведения личности; культуры здоровья и быта; оценки своих возможностей и осознания своего места в созидании социальных отношений общества устойчивого развития;
• ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, признание ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; приобретение опыта решения нравственных противоречий экологического сознания в модельных ситуациях;
• приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели;
• воспитание экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям; гражданственности; готовности к соблюдению экологической законности, социальному партнерству, социальной толерантности, восприятию окружающего мира с разных точек зрения, соблюдению демократических форм принятия согласованных действий по комплексному решению социальных и экологических проблем; негативного отношения к любым формам неравенства - экономического, расового, гендерного, возрастного, образовательного – как источников неустойчивого развитии;
• формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, неопределенном будущем за счет развития способности к творчеству, освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, способности к сотрудничеству, совместным действиям в новых ситуациях, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; участвовать в планировании социального развития территории своего проживания, предвидеть возможные экологические риски своих действий, действовать предосторожно;
• накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды, качества жизни.
1.2. Общая цель ЭОУР :
- формирование у обучающихся экологического мышления на основе экосистемной познавательной модели и экологического сознания на основе личного и совместного опыта рефлексивно-оценочной и эколого-проектной деятельности, ориентированной на ценности устойчивого развития – как условие становления экологической культуры гражданина.
Общую цель ЭО предлагаем функционально разделять с учетом возможностей ее достижения средствами инвариантного и вариативного компонентов базисного образовательного плана (БОПа).
Цель ЭО в инвариатном компоненте - формирование у обучающихся экосистемной познавательной модели и мотивации к практическим действиям на основе ценностей УР.
Цель ЭО в вариативном компоненте образования – формирование опыта творческого применения экосистемной познавательной модели и ценностных ориентаций на УР для участия в совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности в образовательной среде школы и внеобразовательной среде местного социума.
1.3. Требования к результатам общего ЭО представлены в виде личностных, метапредметных и предметных компонентов.
Личностностные результаты экологического образования – предполагают способность и готовность учащихся
- к самоопределению в области экологической этики, ценностей УР, экономного потребления природных ресурсов, качества окружающей социоприродной среды, здоровья человека, безопасности жизни, поликультурного опыта рационального природопользования;
- смыслообразованию (установление связи между мотивом и планируемым результатом намеченной деятельности),
- нравственно-этическому оцениванию последствий своих действий на основе ценностного отношения к экологическому качеству окружающей социоприродной среды, здоровью человека, безопасности жизни; к правовым и этическим нормам, регулирующим взаимодействие человека и общества с природой, поликультурному опыту рационального природопользования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по экологическому образованию являются в познавательной сфере:

представления


• о закономерностях, теориях, моделях экологических взаимодействий в системе «человек – общество – природа», об экологической культуре как составляющей мировой культуры, культуры народов России, ее структуре, объяснение ее роли в современном мире для выбора обществом путей устойчивого/неустойчивого развития;

умения


• формулировать экологические проблемы, анализировать их причины, прогнозировать варианты развития и их последствий; объяснять роль научно-технологического прогресса, включая планирование личного участия;

• раскрывать содержание понятий экологическая культура; экологический, нравственный и правовой императив; экологическая безопасность; экологический риск, рефлексия и самооценка;


• выделять систему «объект-среда», описывать ее экологические факторы, выявлять экологические противоречия; анализировать их причины с точки зрения связи экологических, экономических и социальных процессов; оценивать экологический риск; давать его прогноз; проектировать вероятные пути контроля; организовывать экологический мониторинг; принимать решение о направлении действия, руководствуясь экологическим, нравственным и правовым императивами и принципом предосторожности;
в сфере коммуникаций -
• действовать в условиях социального партнерства, работать в команде, сотрудничать; принимать коллективные решения;
• распределять обязанности в группе, в команде; осуществлять взаимоконтроль; само- и взаимооценку;

• осуществлять экологическое просвещение в своем окружении, убеждать окружающих в важности и неизбежности действий в интересах устойчивого развития с привлечением знаний естественных и гуманитарных наук, технологии, права и морали, искусства, литературы, истории и обществознания, эколого-культурных традиций разных народов, традиционных религий, философской мысли;

• высказывать суждения и аргументировать свою точку зрения по вопросам экологической культуры и устойчивого развития; быть терпимым и восприимчивым к конструктивной критике, спокойно реагировать на разнообразие точек зрения, предлагать свою точку зрения, отличную от обсуждаемой;

в рефлексивно-оценочной сфере:


• составлять оценочные суждения о последствиях деятельности человека в окружающей социоприродной среде, исходя из экологических, нравственных и правовых императивов;
• проводить самоанализ и самооценку своих действий на основе экологической этики;
• называть основные принципы экологической этики, примеры их действия, анализировать психологические противоречия, возникающие при их применении;
в области правовой сферы:
• называть экологические права, экологические обязанности гражданина РФ;
• обосновывать (аргументировать) значимость законопослушности для становления общества устойчивого развития;
• при аргументации своей позиции ссылаться на основы экологического законодательства РФ, нормативные предписания и запреты экологического характера, факты последствий экологических правонарушений;
в эмоционально-эстетической сфере:
• иметь потребность в развитии эстетических качеств среды, ее гармоничности;
• оценивать объекты живой природы с эстетической точки зрения, связывая ее с категориями здоровья, экологической безопасности, нравственными оценками поведения человека в природной среде;

в сфере трудовой деятельности -

• называть правила экологически безопасного поведения в окружающей среде;

• выполнять действия по экологически ориентированному проектированию и организации деятельности (действий, поведения) на основе принципа предосторожности; в целях опережающего предупреждения ее негативных последствий, снижения вероятного экологического риска; контролировать и оценивать результаты такой деятельности;

в сфере креативной деятельности:

• действовать в ситуации неопределенности, отсутствия социального аналога решения проблемы; мыслить самостоятельно, критически, вероятностно, инициативно, творчески, переносить академические знания в жизненную ситуацию и применять их.

Метапредметные результаты

Способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Они отражают способность и готовность учащихся решать учебные задачи по:

• ориентации в современных экологических противоречиях, в мире экологических ценностей;

• поиску необходимой информации, описанию, узнаванию, выдвижению гипотез, объяснению, моделированию, исследованию, структурированию знаний в области экологических проблем и путей их решения;

• прогнозированию и оценке экологических последствий деятельности для состояния окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития местного сообщества.

3. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


С учетом изложенного, выделяем следующие содержательные линии экологического образования:
«Учусь экологически мыслить» (экология социоприродных систем)
«Учусь управлять собой» (экологическая этика).
«Учусь действовать» (экологическая культура и личная повестка на XXI век).
Каждая из выделенных содержательных линий носит интегративный, междисциплинарный характер, преемственно реализуется в инвариантном и вариативном компонентах, на основе системы ключевых задач.
В разделе «Учусь экологически мыслить», не дублируя содержание базовых учебных предметов, содержатся сведения об экологии как интегрированной области научного знания об экологических связях в системе «человек – общество – природа». Рассматривается экосистемная познавательная модель изучения систем «объект – среда» разной природы, как вариант системного анализа. Раскрывается роль экологии в развитии современного естественнонаучного и гуманитарного знания, моделировании вариантов устойчивого / неустойчивого развития общества. Рассматриваются понятия: опережающее развитие, предосторожность, качество окружающей среды, качество жизни человека, биосферосовместимость и др.
Организуется деятельность обучающихся по освоению экосистемной познавательной модели, как последовательности учебных задач по выделению в окружающем мире системы «объект – среда», ее экологических факторов, экологических противоречий, экологических рисков, принятию решения о способах действий и поведения. Создаются ситуации учебно-проектного типа по формированию опыта применения экосистемной познавательной модели для изучения систем разной природы.
Содержание раздела «Учусь управлять собой» базируется на идее академика Н.Н. Моисеева о том, что научиться управлять природой можно, только научившись управлять собой. Приводятся сведения об экологической этике, ее принципах. Рассматриваются противоречия экологического сознания, с которыми сталкивается каждый человек в жизни, примеры их решения. Организуется деятельность по развитию рефлексивно-оценочных действий. Дается информация об экологическом праве, экологических правонарушениях и их последствиях. Готовность к самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов рассматривается как проявление социального взросления, гражданственности, законопослушности.
Раздел «Учусь действовать, или моя экологическая культура» формирует представления об экологической культуре общества как сквозном векторе культуры человечества, как способе и результате адаптации и организации жизнедеятельности людей во взаимодействии с природой. Организуется рефлексивная оценка эколого-культурного опыта решения экологических проблем и оценка личных возможностей обучающихся по участию в их решении. Выполняются экологические проекты.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Педагогическим средством решения ключевых задач ЭО является организация ситуаций – учебного (инвариантно), учебно-проектного и социально-проектного типов (вариативно). В них целенаправленно создаются условия для учебного и социального позиционирования, апробирования позиции «взрослости», разных форм коммуникаций и взаимодействия, формирования жизненных установок, накопления опыта практических экологически ориентированных действий в окружающей среде.
Учащиеся вовлекаются в интерактивные формы деятельности, экологический мониторинг, экологический практикум, экологический проект, ролевую игру, дискуссию, полемику, эколого-психологический тренинг, микроисследования (с использованием естественнонаучных, социологических, исторических, лингвистических, искусствоведческих методов познания). Применение ситуационного подхода позволяет создать условия для усвоения культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями, обеспечивает актуализацию индивидуального жизненного опыта учащихся, что повышает личностную значимость обучения. Такие преимущества ситуационного обучения позволили ЮНЕСКО рекомендовать его ведущим средством образования в интересах устойчивого развития. Жизненные экологические ситуации узнаваемы детьми, затрагивают их непосредственные интересы и потребности. Они усиливают формирование мотива к их познанию, развивают опыт личной оценки, творческий поиск вариантов решения, включая ценностный выбор и личное участие в практической экологонаправленной деятельности. Непредсказуемость ситуаций, в которых выученные алгоритмы действия в готовом виде неприменимы, каждый раз ставит учащегося перед необходимостью их новой комбинации, модификации, разноцелевого использования.
Наиболее адекватной формой организации непрерывного экологического образования в школе может выступать его пунктирно-модульная модель. Ее целесообразно представить в виде сквозной «Программы экологического образования и просвещения в школе» (для учащихся и их родителей). Она должна войти в перечень программ ФГОС воспитательной направленности. В части экологического образования учащихся она реализуется через сочетание системы ключевых задач, четко скоординированных и преемственно реализуемых через:
- реализацию программ внеурочной деятельности.