страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа для поступающих на образовательные программы докторантуры по направлению - страница №1/1
ПРОГРАММА для поступающих на образовательные программы докторантуры по направлению «Филология», «Литературоведение» I. Содержание основных тем 1. Теория художественного текста. . Становление теории текста. Многоаспектность изучения текста. Художественный текст как объект семиотики и эстетики Эстетическая природа литературы (Тюпа). Эстетическая природа литературы: Модусы художественности (Тюпа). Искусство слова как эмоциональная рефлексия (Тюпа). Коммуникативная природа литературы: Стратегии художественного письма (Тюпа). Коммуникативная природа литературы: Парадигмы художественности (Тюпа). Семиотическая природа литературы: Структура художественного текста (Лотман, Тюпа). Семиотическая природа литературы: Искусство слова как вторичная знаковая система (Лотман, Тюпа). Художественный текст и типология текстов. Текст и его восприятие. Текст художественный и нехудожественный. Художественный текст в его связях с иными формами искусства. Художественный текст как объект филологии. Литературоведческое понятие текста. Принципы филологического анализа текста. Аналитическая философия как методология исследования художественного текста Аналитическая философия как методология изучения текста. Логический позитивизм – ранняя форма аналитической философии. Принципы аналитической философии. К. Г. Юнг. Ю.Н. Тынянов и «Проблема стихотворного языка»: принципы внутренней организации текстов и развитие литературного процесса Специфика поэзии как особого вида искусства. Специфические черты смысла слов в зависимости от стиховой конструкции. Ритм как конструктивный фактор поэзии. Функциональные различия ритма стиха и ритма прозы. Явление тесноты ряда. Метафора и сравнение. Ю. М. Лотман и структуральная поэтика. Особенность структурного изучения. Математические методы в литературоведении и их роль для развития теории художественного текста. Структурально-семиотическая методология подхода Ю.М. Лотмана к анализу текста. Текст и его функции. Смыслопорождение как творческая функция художественного текста. Специфика художественных текстов в семиотико-эстетической интерпретации Ю.М. Лотмана. Интертекстуальность и текст в постмодернистских концепциях западного литературоведения. Текст и интертекст. Влияние интертекстуальности на литературу постмодернизма. Обусловленность интертекстуальности литературой постмодернизма. Ю. Кристева: тезис о диалоге между текстами («диалог с цитируемым автором») и эволюция от интертекстуальности к транспозиции. Р. Барт и понятие культурного кода. Ж. Женетт и «Палимпсесты: Литература во второй степени»: классификация взаимодействия текстов. Постструктурализм, деконструктивизм и постмодернизм: осмысление всего «неструктурного» в структуре текста Ж. Деррида: «деструкция-реконструкция» текста. Ж. Деррида и М. Хайдеггер. М. Фуко: безумие и власть. Ж. Делез: проблема бесструктурности «желания». Теория художественного текста в русском литературоведении на рубеже ХХ-ХХI веков Рецептивная эстетика. Концепция художественного текста в исторической поэтике (С. Бройтман). Концепция художественного текста в теоретической поэтике: от трудов А. Потебник к работам Н. Тамарченко. Концепция художественного текста с позиций нарратологии (В. Тюпа). Специфика, состав и структура художественного текста Поэзия и проза как типы художественного текста. Состав и специфика художественного текста. Философия вымысла Проблемы композиции художественного текста. Игровая природа художественного текста. Единицы художественного текста. Текст как семантико-структурное единство. Структура художественного текста, тема и стиль. Понятие «текстов в тексте» (Ю.М. Лотман). Значение и смысл. Глубина прочтения текста. Семантические и коммуникативные категории текста Единицы художественного текста. Текст как семантико-структурное единство. Структура художественного текста, тема и стиль. Понятие «текстов в тексте» (Ю.М. Лотман). Значение и смысл. Глубина прочтения текста. Теория литературного метатекста Концепции метатекста в современном литературоведении. Теоретические основания анализа нарративного дискурса с метатекстовым компонентом. Вторичность метатекста и его референтное поле. Метатекст и претекст. Метатекст как поле коммуникативных отношений. Соотношение нарративного и анарративного в метатексте. 2, 3 Актуальные проблемы литературоведения. Новые направления русского литературоведения. Особенности современного этапа развития литературоведения. Металитературоведение, его состав и задачи. Проблема структуры русского литературоведения: современного и новейшего. Русское литературоведение ХХ века. Школы и направления. Историческая поэтика: историзм и проблема периодизации литературы. Проблема периодизации литературы: история вопроса и его современное состояние. Идеи циклизма. Историческая поэтика о периодизации литературы. Эпохи дорефлективного традиционализма, риторическая и нетрадиционалистская.Герменевтика: проблема творческой индивидуальности писателя, многоаспектное понимание контекста Герменевтика и ее методы. «Горизонт» текста и «горизонт» интерпретатора. М.Бахтин и предпосылки становления герменевтики. Методология герменевтики. Структуральная поэтика и семиотика. Формальная школа и ее роль для становления и развития структуральной поэтики и семиотики. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. Деконструктивизм и постструктурализм. Мифологическая школа. Современное русское ритуально-мифологическое литературоведение. Мифологическое направление в новейшем русском литературоведении. Мифологический метод В.Н. Топорова при изучении литературы. И.П.Смирнов и мифологически метод изучения поэзии. Текстология. Предмет текстологии, основные понятия и специфика текстологии ХХ века. Комплексный подход к изучению текста, понятие контекста. Научная биография писателя как один из исследовательских аспектов текстологии. История текста, его диахроническое изучение, связь текстологии с категорией историзма. Творческая история произведения. Текстология и теоретические вопросы литературоведения. «Загадки» текстологии ХХ века.Русское литературоведение ХХ века. Проблемы теории. Основные направления в теории литературоведения ХХ века. Проблема текста, контекста и метатекста в литературоведении. Художественная структура. Выраженность художественного текста. Литературоведческая биография и формы комментирования художественного текста. Метод деконструкции, проблема интертекстуальности в литературоведении. Литература в ряду других языков культуры.Новейшее русское литературоведение. Школы и направления. Историческая поэтика С. Бройтмана. Теоретическая поэтика. Н. Тамарченко. Особенность интерпретации теории литературы в учебном пособии Н. Тамарченко. Импровизационность стиля. Тамарченко – интерпретатор М. Бахтина. Вопросы русского классического романа в трудах Н. Тамарченко. Предмет изучения и способ видения. Нарратология. И.В. Тюпа. От поэтики к риторике. Коммуникативные стратегии. Категория события. Интрига. Конфигурация эпизодов. Картина мира. Точка зрения. Голос. Жанровая идентификация. Основные направления в теории новейшего литературоведения Неоструктурализм и мотивный анализ на современном этапе. Мифопоэтика и неомифопоэтика: современная теория и практика. Этимологизация и археопоэтика. Микросемантический анализ текста. Интермедиальный анализ. Генеративная поэтика Неофрейдизм и деконструкция. Современный литературоведческий позитивизм. Необиографический метод. Литературная компаративистика. Предмет и метод литературной компаративистики. Разграничение понятий литературная компаративистика и сравнительно-исторический метод. Внешние и внутренние контактные связи. Интертекстуальность в литературе постмодернизма и понятие внутренних контактных связей. I Основная литература:
Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. Библиотека Гумер- Литературоведение.Интертекстуальные связи в художественном тексте. СПб., 1993Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996.Электронная версия А.В. Волковой - www.slovesnik.ru
Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. М., 2001Тюпа И.В. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). Серия «Лекции в Твери». Тверь, 2001Тюпа И.В. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). Тверь. 2002Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов. М., 2000. Ч. 1., п. 1.Юнг К.-Г. Четыре архетипа. СПб., 1997.II. Дополнительная литература:
Бройтман С.Н. Интуиция целого (о стиле научных работ Н.Д. Тамарченко). Тверь, 2001
|
|