Похожие работы
|
Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств - страница №3/3
III класс
Для учащихся 7 - 11 лет.
-
Подбор по слуху и игра двумя руками (в 2-х тональностях) детских песенок.
Например: Васильев-Буглай Д. «Осенняя песенка»; русская народная песня «Как на тоненький ледок»; Филиппенко А. «Цыплята»; Савельев Б. «Неприятность эту мы переживем».
-
Подбор мотивов и небольших фраз (с простым аккомпанементом в левой руке) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.
-
Транспонирование по нотам пьес или одноголосных мелодий, изложенных в пределах позиции руки в 1-2-х тональностях.
Например: русская народная песня «Я на горку шла»; Черни К.-Гермер Г. (I тетрадь) Этюды №№ 1-4; Литвак М. Хрестоматия для трубы: «Вечер», «Гора», «Дрозд», «У окна».
-
Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого класса детской музыкальной школы;
-
Чтение с листа ритмических структур примерно следующей сложности:
1.
2.
3.
-
Пение песен под собственное сопровождение (двумя руками), применяя в аккомпанементе различные варианты фактур.
Например: Пожлаков С. «Розовый слон»; Струве Г. «Рыжий пес»; Попатенко Т. «Котенок и щенок».
-
Игра гармонических цифровок в 1-2-х тональностях (правой рукой – аккорды в основном виде или их обращения, левой – основной тон) примерно следующей сложности:
I – I 6 – IV – II 7 – II 6 – V – I 6
Em64 – B –Em64 – Am6 – D – G6 – C – Am – B – Em6
-
Игра кадансовых оборотов в мажоре и миноре в знакомых тональностях:
К 64 – D – T; T – S – K 64 – D – T.
-
*Игра произведений для фортепиано в четыре руки.
-
*Сочинение и игра собственных гармонических цепочек (6-8 аккордов), вокальная импровизация на их основе.
-
Игра (отдельно) D7, II7, II6 (в 1-2-х тональностях), септаккордов от белых клавиш;
-
*Сочинение небольших пьес в форме периода;
-
Самостоятельная работа (с консультацией преподавателя) над репертуаром домашнего музицирования.
Для учащихся 7 - 11 лет (повышенный уровень).
-
Подбор по слуху и транспонирование (в 2-х тональностях) песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мультфильмов и др.
Например: Савельев Б. «Настоящий друг»; белорусская народная песня «Перепелочка»; Усачев А. «Веселая мышка»; Струве Г. «Рыжий пес».
-
*Подбор небольших мелодий, фраз (двумя руками) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.
-
Транспонирование по нотам пьес.
Например: Черни К.-Гермер Г. Этюды №№ 1-6 из I тетради; Брилль И. «Регби»; Питерсон О. Exercise № 1, 4; Питерсон О. Minuet №№ 4, 9; Литвак М. Хрестоматия для трубы: «Робик» (аккомпанемент).
-
Чтение с листа ритмических структур примерно следующей сложности:
1.
2.
3.
4.
5. Ритмические упражнения.
-
Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого, второго классов детской музыкальной школы. Зрительно определять (до проигрывания текста) повторяющиеся фразы, части, секвенции, определять тип поступенного движения, тип арпеджио, тип фактуры и т. д.
-
Развитие навыка чтения на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности подготовительного и первого класса детской музыкальной школы.
-
*Игра произведений для фортепиано в четыре руки.
-
Игра (отдельно) D7, II7 с обращениями (в 2-х тональностях), 2-3-х нонаккордов с альтерированными ступенями.
-
Игра несложных аккомпанементов (по выбору преподавателя) из репертуара первого, второго классов инструментальных отделений детской музыкальной школы, несложных романсов, песен русских и зарубежных композиторов.
Например: Глинка М. «Признание»; Даргомыжский А. «Юноша и дева»; Алябьев А. «Прощание с соловьем»; Моцарт В. «Тоска по весне».
-
Игра гармонических схем (в 1-2-х тональностях с применением фактурных вариантов) примерно следующей сложности:
-
C – C6 – C65 – F – Dm7 – Dm7-5 – G43 – C
-
G – G2 – C6 – C64 – Am-52 – Am-534 – G64 – D2 – G6
-
Em – B65 – Em – E7 – Am64 – Em – D7 – G64 – E7 – Am64 – Em – F – B65 – Em
-
Am – Dm64 – Em-9 – Am – A7 – Dm – G9 – C – F9 – Dm64 – E43 – Am6
На данном этапе обучения допускается игра некоторых аккордов в основном виде.
-
Игра секвенций, построенных на оборотах:
V 6 – V – I 7 – I; D 7 – T; Ум 7 – Т; II 7 – D 43 – T.
-
*Игра кадансовых оборотов с проходящими хроматическими звуками.
Например:
1.
2.
-
Игра расширенных кадансовых оборотов в знакомых тональностях (в мажоре и миноре), прерванных кадансов в заданном ритмическом рисунке или используя варианты фактуры.
Например:
I – IV – V – I – II6 – К64 – V7 – I
I6 – III – II7 – IV-3 – К64 – V2 – Т6
I – IV64 – II2 – V6 – V65 – VI6
-
Пение песен под собственное сопровождение (фактурный вариант аккомпанемента, соответствующий характеру произведения).
Например: Шаинский В. «Песенка мамонтенка», «Песенка крокодила Гены»; Чичков Ю. «Родная песенка», «Мой щенок»; Крылатов Е. «Это знает всякий».
-
*Импровизация (на звуках Т, S, D функций с мелодическим заполнением) или сочинение (учитывая индивидуальные возможности ученика) легких пьес различных жанров в форме периода, гармонических цепочек, подголосков к мелодиям выученных песен.
-
Самостоятельная работа (с консультацией преподавателя) над репертуаром домашнего музицирования (4-6 произведений).
Для учащихся 9 - 13 лет.
-
Подбор по слуху и транспонирование (в 1-2 тональностях) песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мультфильмов и др.
Например: Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»; неаполитанская песня «Санта Лючия»; русская народная песня «Тонкая рябина»; Блантер М. «Катюша»; Савельев Б. «Настоящий друг».
-
*Подбор (двумя руками) мотивов, небольших фраз после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.
-
*Транспонирование по нотам.
Например: Черни К.-Гермер Г. Этюды №№ 1-6 из I тетради; Фогель М. «Веселые каникулы».
-
Транспонирование по нотам детских песен (с выписанными карандашом буквенными обозначениями аккордов в новой тональности).
-
Чтение с листа ритмических структур примерно следующей сложности:
1.
2.
3. Ритмические упражнения.
-
Чтение с листа пьес из репертуара первого, второго классов детской музыкальной школы.
-
Развитие навыка чтения на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого класса детской музыкальной школы.
-
*Знакомство с несложными аккомпанементами (по выбору) для освоения первоначальных концертмейстерских навыков.
-
Игра гармонических цепочек (различные фактурные варианты, доступные учащемуся).
Например:
G – D6 – G – E7 – Am64 – D7 – G64 – G6 – Am6 – Am6-5 – G64 – D7 – G
Em – B65 – Em – E7 – Am64 – Em – D7 – G64 – E7 – Am64 – Em – F – B65 – Em
Допускается игра аккордов в основном виде.
-
Игра расширенных кадансовых оборотов (в мажоре и миноре), прерванных кадансов в заданном ритмическом рисунке или используя варианты фактуры.
Например:
Т 6 – III – II 7 – IV -3 – К 64 – V 2 – Т
I64 – IV6 – V7 – VI – IV – IV-3 – К64 – V7 – I
-
Игра (отдельно) нонаккордов (3-4), II7, D7 с обращениями (в знакомых тональностях), аккорды с альтерированными ступенями (I+5, IV-3, II6-5, II7-5);
-
Игра секвенций, построенных на оборотах: D7 → T; D7 → VI (в 1-2-х тональностях); V6 – V – I7 – I; *IV7 – V2 – III7 – IV2 – II7 – III2 – I7 – II2 –V6 – I.
-
Пение песен под собственное сопровождение (фактурный вариант аккомпанемента, соответствующий характеру произведения).
Например: Шаинский В. «По секрету всему свету»; Чичков Ю. «Родная песенка»; Крылатов Е. «Это знает всякий»; Таривердиев М. «Маленький принц».
-
*Импровизация (вокальная или ритмическая) на основе собственных сочиненных гармонических сеток;
-
*Сочинение небольших произведений в жанрах, доступных учащемуся.
-
*Игра ансамблевых произведений для одного или двух фортепиано в 4 руки.
-
Самостоятельная работа (с консультацией преподавателя) над репертуаром домашнего музицирования.
IV класс
Для учащихся 7 - 11 лет.
-
Подбор по слуху и игра в 2-х тональностях детских песен или мелодий из кинофильмов (и др.).
Например: Гладков Г. «Песня друзей» из м/ф «Бременские музыканты»; Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»; Крылатов Е. «Ласточка»; Усачев А. «Веселая мышка».
-
Транспонирование пьес (этюдов) в легком изложении.
Например: Литвак М. Хрестоматия для трубы: «Робик» (партия аккомпанемента); Ганон Ш. Упражнения (по выбору); Бриль И. «Рэгби», Шмитц М. «Солнечный день»; Кёхлер Л. «Игрушка».
-
Игра гармонических цепочек в 2-х тональностях примерно следующей сложности:
1) C – Am – F – Dm – E7 – Am;
2) V7 – VI – IV – K64 – V7 – I .
-
Игра секвенций Ум7 → Т, D7 → T (2-3 звена).
-
Игра (отдельно) обращений D7, аккордов (по выбору) от 2-3 различных звуков. C6, Cm6, C-5, C+5, C+7, C9, C-9, Cm7-5
-
*Игра произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки.
-
Чтение с листа пьес репертуарной сложности второго класса детской музыкальной школы.
-
Развитие навыка чтения с листа на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого класса детской музыкальной школы.
-
До проигрывания текста зрительно определить повторяющиеся фразы, части, секвенции и т.д.
-
Чтение с листа ритмических структур примерно следующей сложности:
1.
2.
3.
-
*Игра несложных аккомпанементов (по выбору преподавателя) из репертуара первого, второго классов инструментальных отделений детской музыкальной школы, несложных романсов и песен русских и зарубежных композиторов.
Например: Бах И. «За рекою старый дом»; Глинка М. «Признание»; Даргомыжский А. «Юноша и дева».
-
Пение песен под собственное сопровождение, применяя варианты фактур и современные ритмы (при помощи преподавателя).
Например: Крылатов Е. «Крылатые качели»; французская народная песня «Танец утят»; итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок»; Марченко Л. «Бегемот».
-
*Сочинение и импровизация в жанрах, доступных учащемуся;
-
Самостоятельная работа над репертуаром домашнего музицирования.
Для учащихся 7 - 11 лет (повышенный уровень).
-
Подбор по слуху и транспонирование (в 2 тональности) детских, народных, эстрадных песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мюзиклов и др.
Например: Webber A. Музыка из мюзикла «Призрак оперы»; Зацепин А. «Песенка о медведях»; итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок»; Крылатов Е. «Лесной олень»; Гладков Г. «Песенка Львенка и Черепахи».
-
*Транспонирование в другие тональности выученных по нотам песен (с предварительной записью гармонической цифровки в новой тональности).
Напрмер: Паулс Р. «Сонная песенка»; Шаинский В. «Чунга-чанга»; неаполитанская народная песня «Санта Лючия».
-
Транспонирование по нотам в ближайшие тональности произведений.
Например: Шмитц М. «Солнечный день», «Сладкая конфета»; Питерсон О. Exercise № 6, Minuet № 12; Черни К.-Гермер Г. Этюды (по выбору) из I тетради.
-
Чтение с листа ритмических структур классического и джазового направления.
Например:
1.
2.
3.
4.
5. Ритмические упражнения.
-
Чтение с листа произведений репертуарной сложности второго, третьего классов детской музыкальной школы.
-
Развитие навыка чтения на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого, второго классов детской музыкальной школы.
-
Игра гармонических цепочек (в 2-х тональностях с применением фактурных вариантов) примерно следующей сложности:
G – D 65 – G – B 43 – Em – Am 43 – D 7 – D 2 – G 6
D64 – A7 – D64 – B2 – Em6 – A2 – D6 – F#7 – B64 – G2 – C6 – Am65 – G64 – D7– G64
-
Игра модуляций через Ум.7 и D новой тональности (трезвучие основной тональности играть в мелодическом положении примы, терции и квинты).
Т – Ум 7 – D – T
новая тональность
-
Игра секвенций и кадансовых оборотов примерно следующей сложности (в мажоре и миноре):
Т 6 – DD 7 – D 43 – T; DD 9 – D 65 – T 6;
I7 – IV7 – VII7 – III7 – VI7 – II7 – V7 – I7 («золотая секвенция»).
-
*Игра произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки.
-
*Игра аккомпанементов (по выбору преподавателя) из репертуара 1-го, 2-го и 3-го классов учащихся инструментальных отделений детской музыкальной школы, несложных романсов русских и зарубежных композиторов, народных песен.
Например: Бах И. «За рекою старый дом»; Капуа Э. .«Мое солнышко»; польская народная песня «Висла»; Даргомыжский А. «Мне грустно»; Моцарт В. Песни по выбору преподавателя; Шуберт Ф. «Серенада».
-
Пение песен под собственный аккомпанемент, применяя различные фактурные варианты сопровождения, усложняя их (с помощью преподавателя) современными ритмами.
Например: Маккартни П., Леннон Дж. «Мишель»; Марченко Л. «Старая кукла»; Паулс Р. «Кашалотик»; английская народная песня «Зеленые рукава»; Цветков И. «Золушка»; Крылатов Е. «Колокола».
-
Сочинение собственных гармонических цепочек на основе знаний и опыта, приобретенных при гармоническом анализе разучиваемых произведений. Желательно включить следующие гармонические обороты (по выбору):
VII – VII – I (в мажоре) ход «Битлз»;
I – VII – VI – V (в миноре) фригийский оборот;
I – VI – IV – V – I (терцовый ход).
-
*Сочинение небольших произведений в жанрах, предпочитаемых учащимся.
-
*Сочинение мелодии на заданный бас, ее гармонизация и игра фактурными моделями в разных стилях и жанрах, доступных учащемуся.
Репертуар домашнего музицирования должен состоять из наиболее понравившихся произведений (5-8), изучаемых в течение последних 2-3-х лет.
Для учащихся 9 - 13 лет.
-
Подбор по слуху и транспонирование (в 1-2 тональности) песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мюзиклов и др.
Например: Webber A. Музыка из мюзикла «Призрак оперы»; Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»; Зацепин А. «Песенка о медведях».
-
*Подбор (двумя руками) небольших фраз, секвенционных оборотов и т.д. после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.
-
Транспонирование по нотам пьес.
Например: Питерсон О. Exercise №№ 1, 4, 6. Minuet №№ 4, 9, 12.
-
*Транспонирование по нотам детских песен (с выписанными карандашом буквенными обозначениями аккордов в новой тональности).
-
Чтение с листа ритмических структур примерно следующей сложности:
1.
2.
3.
4. Ритмические упражнения.
-
Чтение с листа пьес из репертуара второго, третьего классов детской музыкальной школы.
-
Развитие навыка чтения с листа на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого, второго классов детской музыкальной школы.
-
*Игра несложных аккомпанементов (по выбору преподавателя) из репертуара второго и третьего классов других отделений ДМШ, несложных романсов, песен русских и зарубежных композиторов.
Например: Глинка М. «Я здесь, Инезилья»; Шишкин М. «Живет моя отрада»; английская народная песня «Зеленые рукава»; Моцарт В. Песни по выбору преподавателя.
-
*Игра ансамблевых произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки.
-
Игра гармонических схем (в 1-2-х тональностях с применением фактурных вариантов) примерно следующей сложности:
-
С6 – Em7 – Dm65 – G2 – C6 – E7 – Am64 – Dm7 – Dm7-5 – G43 – C
-
F+7 – F – Dm7 – G2 – C9 – C64 – F+7 – F – Dm7 – G43 – C
-
Игра секвенций, кадансовых и гармонических оборотов в мажоре и миноре:
Например: DD 7 – D 43 – T; Т 6 – DD 7 – D 43 – T; II 6 – DD 56 – K 64 – D 7 – VI.
-
Пение песен под собственный аккомпанемент, применяя различные фактурные варианты сопровождения, усложняя их (с помощью преподавателя) современными ритмами.
Например: Крылатов Е. «Лесной олень»; Цветков И. «Золушка»; Дунаевский М. «Ах, этот вечер»; Маккартни П., Леннон Дж. «Мишель», «Вчера»; Паулс Р. «Кашалотик»; Марченко Л. «Старая кукла», «Бегемот»; Киргизова Е., Коржаков А. «Тула – земля моя!»
-
*Сочинение собственных гармонических цепочек на основе знаний и опыта, приобретенных при гармоническом анализе разучиваемых произведений. Желательно включить следующие гармонические обороты (по выбору):
VII – VII – I (в мажоре) ход «Битлз»;
I – VII – VI – V (в миноре) фригийский оборот;
I – VI – IV – V – I (терцовый ход).
-
*Сочинение небольших произведений в жанрах, предпочитаемых учащимся.
Репертуар домашнего музицирования должен состоять из наиболее понравившихся произведений, изучаемых в течение двух последних лет (6-8).
V класс
Для учащихся 7 - 11 лет.
-
Подбор по слуху или исполнение знакомых песен в новой тональности.
Например: Паулс Р. «Кашалотик»; Семенов В. «Пингвин»; Купревич В. «Пингвины»; Webber A. «Memory» из мюзикла «Кошки».
-
Транспонирование пьес (этюдов) в легком изложении.
Например: Гедике А. Этюды (по выбору); Шмитц М. «Сладкая конфета»; Варламов А. «На заре ты ее не буди» (аккомпанемент); Даргомыжский А. «Мне грустно» (аккомпанемент).
-
*Игра гармонических цифровок примерно следующей сложности:
C 6 – Em 7 – Dm 65 – G 2 – C 6 – E 7 – Am 64 –Dm 7 – Dm 7-5 – G 43 – C
F9 – F – Dm7 – G2 – Em7 – Em – Dm7 – G43 – C
Или игра гармонических цифровок за второй - четвертый классы в новых тональностях.
-
Игра (отдельно) D7 с обращениями (в 2-4-х тональностях).
-
Модуляция в знакомые тональности через Ум7 и D7 новой тональности:
Т – Ум 7 – D – T
новая тональность
-
Игра гармонических секвенций с использованием какой-либо модели фактуры (в правой руке – аккорды, в левой – основной тон трезвучия).
Например:
1) Dm – G – C – F – B – Es – A7 – Dm;
2) A 6 – A 56 – Dm – D 2 – G 6 – G 56 – C – C 2 – F 6 – F 56 – B – B 2 и т.д.
-
Чтение с листа пьес репертуарной сложности второго, третьего классов детской музыкальной школы.
-
Развитие навыка чтения с листа на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого, второго классов детской музыкальной школы.
-
*Игра произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки.
-
*Игра несложных аккомпанементов (по выбору преподавателя) из репертуара второго, третьего классов инструментальных отделений детской музыкальной школы, несложных романсов и песен русских и зарубежных композиторов.
Например: Глинка М. «Не искушай меня без нужды»; Даргомыжский А. «Влюблен я, дева-красота»; Моцарт В. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»; французская народная песня «Пастушка».
-
Пение песен под собственное сопровождение, постепенно усложняя фактуру и гармонию аккомпанемента, применяя приобретенные знания и навыки.
Например: Дунаевский М. «Цветные сны»; Кудряшов А. «Лягушки-музыканты»; Крылатов Е. «Колокола»; Ефимов Т. «Помогите кенгуру»; Марченко Л. «Старая кукла».
-
*Импровизация и сочинение мелодий, небольших пьес, гармонических сеток, секвенций (по выбору) на основе приобретенных знаний.
Репертуар домашнего музицирования должен состоять из любимых произведений, включая собственные сочинения, любого жанра и стиля (5-8), которые были освоены учащимся за последние два, три года.
Для учащихся 7 - 11 лет (повышенный уровень).
-
Подбор по слуху любых музыкальных произведений (песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мюзиклов, опер, оперетт, популярных классических произведений и т.д.).
Например: Рыбников А. Музыка из мюзикла «Юнона и Авось»; Маккартни П., Леннон Дж. «Вчера»; Уебстер П., Мандел Дж. «Тень твоей улыбки»; Дунаевский М. «33 коровы»; музыка из кинофильмов: «Служебный роман», «Чародеи», «Шербурские зонтики» и др.
-
*Транспонирование в знакомые тональности выученных по нотам песен (с предварительной записью гармонической сетки) из репертуара третьего, четвертого классов предмета «Музицирование».
-
Транспонирование по нотам произведений репертуарной сложности второго класса детской музыкальной школы (по выбору преподавателя).
-
Чтение с листа ритмических структур (по выбору преподавателя).
-
Чтение с листа произведений репертуарной сложности третьего, четвертого классов детской музыкальной школы.
-
*Игра гармонических схем в новых тональностях, разучиваемых ранее в третьем, четвертом классах с введением альтерированных тонов (II-57, DVII7, DD-5, D-9, D+9), проходящих хроматических и вспомогательных звуков (исходя из индивидуальных способностей учащихся).
-
Игра секвенций примерно следующей сложности:
II (III)7 - V (VII)7 – I (III)7 – IV (VII)7 – VII 7 – III 7 – VI 7 – II 7 – V 7 – I 7;
II(III)7 – II7 в положении терцового тона, V(VII)7 – V7 в положении септимы.
В данной секвенции можно чередовать полную (II 7, I 7, VII 7 и т.д.) и неполную (V 7, IV 7, III 7 и т.д.) форму аккордов.
-
Игра секвенций, кадансовых оборотов, модуляций из репертуара третьего, четвертого классов предмета «Музицирование».
-
*Игра произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки (восемь рук).
-
*Игра аккомпанементов из репертуара третьего, четвертого классов учащихся инструментальных отделений детской музыкальной школы, романсов русских и зарубежных композиторов, народных песен.
Например: Варламов А. «На заре ты ее не буди»; Векерлен Ж. «Приди поскорее, весна»; Куртис Э. «Вернись в Сорренто»; Кюи Ц. «Царскосельская статуя»; русская народная песня «Вижу чудное приволье».
-
Пение песен под собственный аккомпанемент. Используя различные фактурные варианты сопровождения, постепенно усложнять их с помощью преподавателя современными ритмами.
Например: Крылатов Е. «Крылатые качели»; Марченко Л. «Бегемот», «Мальчик-хулиганчик»; Френкель Я. «Журавли»; Купревич В. «Пингвины»; Киргизова Е., Коржаков А. «Тула – земля моя!»; Лепин А. «Песенка о хорошем настроении», Митяев О. «Как здорово».
-
*Создание собственных аранжировок: гармонизация выученных ранее во втором-четвертом классах песен с использованием побочных доминант, альтераций, хроматизмов, проходящих ступеней, задержаний. Чтобы освоить подобный навык гармонизации, необходимо:
-
Проставить функции, пользуясь буквенными обозначениями.
-
Сыграть мелодию с гармонией по записанной схеме, используя побочные доминанты, нонаккорды.
-
На последнем этапе работы использовать задержания, усложненные аккорды (с альтерированными терцовым и квинтовым тонами, септимой и т.д.), проходящие ступени, органный пункт и т.д.
-
*Сочинение небольших произведений в жанрах, предпочитаемых учеником.
Репертуар домашнего музицирования должен состоять из наиболее понравившихся произведений (8-10), изучаемых учащимся в течение последних двух-трех лет.
Для учащихся 9 - 13 лет.
-
Подбор по слуху любых музыкальных произведений.
Например: Рыбников А. Музыка из мюзикла «Юнона и Авось»; Дунаевский М. Музыка из мюзикла «д`Артаньян и три мушкетера»; Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»; Намин С. «Мы желаем счастья вам!»; музыка из кинофильмов: «Гардемарины, вперед!», «Служебный роман», «Чародеи», «Берегись автомобиля», «Шербурские зонтики» и др.
-
*Транспонирование в знакомые тональности выученных по нотам песен (с предварительной записью гармонической сетки) из репертуара третьего, четвертого классов предмета «Музицирование».
-
Транспонирование по нотам произведений репертуарной сложности второго класса детской музыкальной школы.
-
Чтение с листа произведений репертуарной сложности второго-четвертого классов детской музыкальной школы.
-
Игра гармонических схем в новых тональностях, разучиваемых ранее в третьем, четвертом классах с введением альтерированных тонов II-57, DD-5, D-9, D+9 (исходя из индивидуальных способностей учащихся).
-
Игра секвенций, примерно следующей сложности:
I 7 – IV 7 – VII 7 – III 7 – VI 7 – II 7 – V 7 – I 7
-
Игра отдельно нонаккордов (4-5) с альтерированными ступенями; II7, D7 с обращениями (в новой тональности); DD7 с альтерированными ступенями с разрешением; Ум7 с разрешением.
-
Чтение с листа ритмических структур (по выбору преподавателя).
-
*Игра аккомпанементов из репертуара второго-четвертого классов учащихся инструментальных отделений детской музыкальной школы, романсов, песен русских и зарубежных композиторов (по выбору преподавателя).
Например: Варламов А. «На заре ты ее не буди»; Капуа Э. «Мое солнышко»; Шишкин М. «Ночь светла»; Глинка М. «Не искушай»; Григ Э. «Песня Сольвейг»; Шопен Ф. «Желание».
-
*Игра произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки (шесть, восемь рук).
-
Пение песен под собственный аккомпанемент. Используя различные фактурные варианты сопровождения, постепенно усложнять их с помощью преподавателя современными ритмами.
Например: Уэбстер П., Мандел Дж. «Твоей улыбки тень»; Абаза В. «Утро туманное»; Дунаевский М. «Цветные сны»; Френкель Я. «Журавли»; Крылатов Е. «Крылатые качели»; Туликов С. «Тульская оборонная»; Мокроусов Б. «Одинокая гармонь»; Лепин А. «Песенка о хорошем настроении»; Пахмутова А. «Надежда»; Минков М. «Старый рояль»; Webber A. «Memory» из мюзикла «Кошки».
-
*Создание собственных аранжировок: гармонизация выученных ранее (в первом-четвертом классах) песен с использованием побочных доминант, альтерации, хроматизмов, проходящих ступеней, задержаний. Чтобы освоить подобный навык гармонизации, необходимо:
1. Проставить функции, пользуясь буквенными обозначениями.
2. Сыграть мелодию с гармонией по записанной схеме, используя побочные доминанты, нонаккорды.
3. На последнем этапе работы использовать задержания, усложненные аккорды (с альтерированными терцовым и квинтовым тонами, септимой), проходящие ступени, органный пункт и т.д.
-
*Сочинение небольших произведений в жанрах, предпочитаемых учащимся.
-
*Или сочинение собственных гармонических цепочек на основе знаний, полученных на занятиях по предмету «Музицирование»;
Репертуар домашнего музицирования должен состоять из наиболее понравившихся произведений (6 – 8), изучаемых учащимся в течение последних двух - трех лет.
* Тема по выбору преподавателя.
Примерный репертуарНЫЙ СПИСОК
Ввиду отсутствия комплексного методического пособия по предмету «Музицирование», репертуарный список состоит из сборников авторов, которые уже завоевали популярность среди педагогов и содержат наиболее эффективные в педагогическом отношении пьесы и упражнения. Разумеется, этот репертуар можно и нужно дополнять другими произведениями по усмотрению педагога.
I, II, III классы
-
Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс ДМШ. М.: «Музыка», 1992.
-
Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс ДМШ. М.: «Музыка», 1992.
-
Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста. М.: «Музыка», 1992.
-
Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. М.: «Советский композитор», 1981.
-
Барсукова С. Азбука игры на фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.
-
Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
-
Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 2. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
-
Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 3. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
-
Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
-
Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 2. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
-
Батагова А., Орлова Е. Пособие по чтению нот с листа для фортепиано. Вып. 1. М.: «Советский композитор», 1976.
-
Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. М.: «Кифара», 2002.
-
Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради I, II, III. СПб.: «Композитор», 1999.
-
Веселова А. (Проект и составление) Учитель, ученик, рояль. Пособие для начинающих играть и петь. СПб.: «Союз художников», 2002.
-
Глушенко М. Волшебный мир фортепиано. Тетрадь 1. СПб.: «Композитор», 2003.
-
Глушенко М. Волшебный мир фортепиано. Тетрадь 2. СПб.: «Композитор», 2003.
-
Игнатьев В., Игнатьева Л. Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста. Л.: «Советский композитор», 1986.
-
Катанский А. В. Учусь играть джаз на фортепиано. М.: Изд-во В. Катанского, 2006.
-
Королькова И. Крохе-музыканту. Ч. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
-
Королькова И. Крохе-музыканту. Ч. 2. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
-
Красильников И. М., Кузьмичева Т. А. Произведения для клавишного синтезатора. М.: М.: «Владос», 2004.
-
Красильников И. М., Алемская А. А., Клип Ю. Л. Школа игры на синтезаторе. М.: «Владос», 2005.
-
Лещинкая И., Пороцкий В. Малыш за роялем. – М.: «Советский композитор», 1989.
-
Литвак М. И. Хрестоматия для трубы. 1-5 класс. Псков, 2000.
-
Литовко Ю. Музыкальный букварь. Для начинающих пианистов. СПб.: «Союз художников», 2002.
-
Мануков Р., Манукова М. Лестница познания фортепиано. Репертуарный сборник для ДМШ. Выпуск первый: для 1-2 классов ДМШ. Тетрадь четвертая. Ансамбли и аккомпанемент. М.: «Крипто-логос», 1994.
-
Майлз Джон С. Азбука игры на фортепиано. М.: «Махаон», 1998.
-
Милич Б. Маленькому пианисту. М.: «Кифара», 1996.
-
Николаев А. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. М.: «Музыка», 1991.
-
Перминова М. Волшебный рояль. Сказочная школа игры на фортепиано. Щекино: ГМРИП «Левша», 1995.
-
Печковская М. Букварь музыкальной грамоты. М.: МПО.1996.
-
Поливода Б., Сластененко В. Школа игры на фортепиано. 110 новых пьес. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
-
Пилипенко Л. Азбука ритмов. М.: Изд. В. Катанского, 2004.
-
Симонова Т. Скороговорки для фортепиано. СПб.: «Композитор», 2002.
-
Симонова Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста. СПб.: «Композитор», 2002.
-
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь I. М.: «Крипто-логос», 1992.
-
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь II. М.: «Крипто-логос», 1992.
-
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь III. М.: «Крипто-логос», 1992.
-
Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетрадь X. Издание четвертое, исправленное и дополненное. М., 1993
-
Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетрадь XII. Издание четвертое, исправленное и дополненное. М., 1993.
-
Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетрадь XIII. Вып. 1. Издание четвертое, исправленное и дополненное. М., 1993.
-
Соколов М. Маленький пианист. М.: «Музыка»,1991.
-
Тахтарова Н. Сборник пьес для фортепиано. Подготовительное отделение ДМШ. Саратов: «Лицей», 1998.
-
Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. Ч. 1. М.: «Советский композитор», 1990.
-
Тургенева Э. Музыкальная поляна. Пособие для начинающих играть на фортепиано. Части I, II. М.: «Владос, 2002.
-
Цыганова Г. Альбом ученика-пианиста: Учебно-методическое пособие. Подготовительный класс. Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.
-
Цыганова Г. Юному музыканту-пианисту. 1, 2 классы. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
-
Шмитц М. MINI JAZZ. 50 легких пьес для фортепиано. Тетрадь 1. М.: «Классика – XXI», 2004.
-
Шмитц М. MINI JAZZ. 21 легкая пьеса для фортепиано в 4 руки. Тетрадь 2. М.: «Классика – XXI», 2004.
-
Шмитц М. MINI JAZZ. 13 легких пьес для фортепиано в 6 рук. Тетрадь 3. М.: «Классика – XXI», 2004.
-
Шмитц М. MINI ROCK. 53 легкие пьесы для фортепиано. Тетрадь 1. М.: «Классика – XXI», 2004.
-
Шмитц М. MINI ROCK. 19 легких пьес для фортепиано в 4 руки. Тетрадь 2. М.: «Классика – XXI», 2004.
-
Шмитц М. MINI ROCK. 17 легких пьес для фортепиано в 6 рук. Тетрадь 3. М.: «Классика – XXI», 2004.
-
Яковлева Т. Легкие пьесы для чтения с листа (для фортепиано в четыре руки). М.: «Советский композитор», 1975.
IV, V классы
-
Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста. М.: «Музыка», 1992.
-
Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 3-4 классы. Вып. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
-
Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 3-4 классы. Вып. 2. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
-
Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 3-4 классы. Вып. 3. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
-
Барсукова С. Этюды для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 1. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
-
Барсукова С. Этюды для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 2. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
-
Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 3. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
-
Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 4. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
-
Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 5. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
-
Бойко И. Джазовые акварели. М.: «Музыка», 1997.
-
Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. М.: «Кифара», 2002.
-
Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради III, IV, V. СПб.: «Композитор», 2000.
-
Брянская Ф. Пособие по чтению с листа на фортепиано. Ч. II. Л.: «Музыка», 1969.
-
Веселова А. Учитель, ученик, рояль. Пособие для начинающих играть и петь. СПб.: «Союз художников», 2002.
-
Гитлиц В. Пособие по чтению нот с листа (V – VII классы ДМШ). М.: «Музыка», 1967.
-
Катанский А. В. Учусь играть джаз на фортепиано. М.: Изд-во В. Катанского, 2006.
-
Красильников И. М., Кузьмичева Т. А. Произведения для клавишного синтезатора. М.: «Владос», 2004.
-
Красильников И. М., Алемская А. А., Клип И. Л. Школа игры на синтезаторе. М.: «Владос», 2005.
-
Лещинская И., Пороцкий В. Малыш за роялем. М.: «Советский композитор»,1989.
-
Литвак М. Хрестоматия для трубы. 1-5 классы. Псков, 2000.
-
Маевский Ю. Музыкальные забавы. Вып. 1. СПб.: «Композитор», 2002.
-
Маевский Ю. Музыкальные забавы. Вып. 2. СПб.: «Композитор», 2002.
-
Металлиди Ж. Музыкальный сюрприз: Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов («Иду, гляжу по сторонам», «Любимые сказки», «Дом с колокольчиком», «Лесная музыка»). СПб.: «Композитор»,1994-2002.
-
Нестерова С. Смешные этюды для маленьких пианистов. СПб.: «Композитор», 2002.
-
Николаев А. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. М.: «Музыка», 1991.
-
Питерсон О. Джаз для юных пианистов. I, II тетради. М.: «Гарант», 1994.
-
Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетради II, III, VI, IX, X – XVI, XVIII, XIX. М., 1994-2003.
-
Симонова Т. Чудесные клавиши. СПб.: «Композитор», 2002.
-
Соколов М. Маленький пианист. М.: «Музыка», 1991.
-
Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. Ч. 2. М.: «Советский композитор», 1988.
-
Цыганова Г. Юному музыканту-пианисту. 3 класс. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
-
Цыганова Г. Юному музыканту-пианисту. 4 класс. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
-
Шмитц М. MINI JAZZ. Тетради 1-3. М.: «Классика – XXI», 2004.
-
Шмитц М. MINI ROCK. Тетрадь 1-3. М.: «Классика – XXI», 2004.
Список учебно-методической и музыкальной литературы
для развития вокально-аккомпаниаторских навыков
-
Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. Музыкальные примеры для пения с сопровождением для учащихся 1-7-х классов ДМШ. М.: «Советский композитор», 1990.
-
Драмбян А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.: «Музыка», 1970.
-
Ермолаев П. И. Веселые песенки для малышей. СПб.: «Литера», 2006.
-
Зебряк Т. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома (1-7 классы). М.: «Кифара», 1998.
-
Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. Переиздание. М.: «Советский композитор», 1989.
-
Крупа-Шушарина С. Необычные песенки для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
-
Крупа-Шушарина С. Сборник песен для детей и юношества. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
-
Любимые детские песни: Для голоса с аккомпанементом. Мн.: «Харвест», 2004.
-
Мамаева Э. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии. СПб.«Нота», 2003.
-
Марченко Л. Детские песни о разном. Вып. 1-3. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002, 2003.
-
Музыкальные сборники (песенники). М.:«Дрофа», 2001-2003.
-
Пилипенко Л. Постановка слуха. Распевка на уроках сольфеджио. М.: Изд. В. Катанского, 2006.
-
Соколов А. Серия сборников «Обучение с увлечением». М.: «Мелограф», 1999.
-
«Сиреневый туман». Песенник. Любимые мелодии и романсы для голоса и гитары. СПб.: «Композитор», 2002.
-
Такун Ф., Шершунов А. Песенник «Рисунки на асфальте». М.: «Современная музыка», 2002.
-
Такун Ф., Шершунов А. Песенник «Розовый слон». М.: «Современная музыка», 2002.
-
Фридом О. Веселая карусель. 50 детских песен. Вып. 1. М.: «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2003.
-
Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.: «МГИ», 1963.
-
Чистяков В. На детской эстрадной танцевальной волне. СПб.: «Композитор», 2004.
-
Сборники романсов и песен А. Варламова, А. Гурилева, М. Глинки, А. Алябьева, П. Булахова, А. Даргомыжского, Н. Титова, В. Моцарта, Ф. Шуберта и др.
-
Хрестоматия балалаечника (1-3 классы ДМШ). Составитель В. Глейхман. М.: «Музыка», 1985.
-
Хрестоматия балалаечника (4-5 классы ДМШ). Составитель В. Глейхман. М.: «Музыка», 1984.
-
Хрестоматия балалаечника (4-5 классы ДМШ). Составление В. Зажигина и С. Щегловитова. М.: «Музыка», 1986.
-
Хрестоматия для балалайки. 5 класс ДМШ. Составление В. Авксентьева, Б. Авксентьева. М.: «ГМИ», 1961.
-
Хрестоматия педагогического репертуара для балалайки (III и IV классы ДМШ). Сост. Б., В., Е. Аксентьевы. М.: «ГМИ», 1962.
-
Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра) (1-2 классы ДМШ). Вып. 3. Сост. А. Александрова. М.: «Музыка», 1979.
-
Хрестоматия для трехструнной домры (1-2 класс). Сост. А. Лачинова. М.: «ГМИ», 1960.
-
Хрестоматия домриста (трехструнная домра). 3-5 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. А. Александрова. М.: «Музыка», 1972.
-
Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки и фортепиано (1-2 классы ДМШ). Вып. 1. Пьесы. М.: «ГМИ», 1960.
-
Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. Сост. Ю. Уткин. М.: «Музыка», 1991.
-
Пьесы и произведения крупной формы для скрипки и фортепиано. Средние и старшие классы ДМШ. М.: «Музыка», 1991.
-
Хрестоматия для флейты (1-2 класс ДМШ). Пьесы. Сост. Ю. Должиков. М.: «Музыка», 1984.
-
Платонов Н. Школа игры на флейте. Сост. Ю. Должиков. М.: «Музыка», 1988.
Перечень рекомендуемых средств обучения
Дидактический материал: карточки с интервалами, карточки с ритмическими схемами, карточки с «орнаментами», карточки с музыкальными играми-тестами, секвенциями, гармоническими оборотами, цепочками, карточки с обозначениями аккордов (С+5, Dm7-5, F9 и т.д.).
Технические средства: детские музыкальные инструменты, клавишный синтезатор (например, фирмы «Yamaha» различных моделей, серии PSR) аудио- и видеозаписи, грампластинки, CD, МР3 с выступлениями выдающихся исполнителей (инструменталистов и вокалистов) различных стилевых направлений (классика, эстрада, джаз). Аудио и видеозаписи постановок мюзиклов, рок-опер, концертов современных эстрадных и джазовых коллективов и солистов. Фонограммы («минус») современных эстрадных песен, аранжировки популярных мелодий (народных эстрадных, джазовых, классических).
Рекомендуемая литература
-
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Издание 3. М.: «Музыка», 1981.
-
Алексеева Л., Тютюнникова Т. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М.: «АСТ», 1998.
-
Баренбойм Л. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. Л.: «Советский композитор», 1989.
-
Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: «Каро», 2004.
-
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. Учебн. пособие. Ред. Ю. Н. Холопова. М.: «Советский композитор», 1987.
-
Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Методические материалы. М., 1971.
-
Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии (в 6-ти тетрадях). СПб.: «Композитор», 1996, 1997.
-
Верхолаз Р. Вопросы методики чтения нот с листа. Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
-
Галич В. «О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах». Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М.: «Музыка», 1976.
-
Гитлиц В. О чтении с листа. Памятка педагогу в «Пособии по чтению нот с листа» (V - VII классы ДМШ). М.: «Музыка», 1967.
-
Ивэнс Ли. Ритмы джаза в игре на фортепиано. Основы синкопирования и полиритмии. Киев: «Музична Украіна», 1986.
-
Кешишева А. «Воспитание музыкально-пропагандистских навыков у учащихся ДМШ» // Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. В.Натансон, В.Руденко. М.: «Музыка», 1981.
-
Куус И. «Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащегося» // Вопросы методики начального музыкального образования». Ред. В. Натансон, В. Руденко. М.: Музыка», 1981.
-
Макаровская Ф. «Творческое музицирование как метод музыкального воспитания» // Вопросы методики начального музыкального образования». Ред. В. Натансон, В. Руденко. М.: Музыка», 1981.
-
Максимов С. Упражнения по гармонии на фортепиано. Ч. I. М.: «Музыка», 1968.
-
Мейлих Е. У истоков музицирования. «Музыка – детям». Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып. 3. Л.: «Музыка», 1976.
-
Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Методические рекомендации. М., 2003.
-
Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006.
-
Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: «АСТ», 2001.
-
Соловьева Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии. М.: «Советский композитор, 1989.
-
Цыпин Г. Формирование музыкально-ритмического чувства у юного пианиста. «Музыкальное воспитание в школе». Сост. О. Апраксина. Вып. 9. М.: «Музыка», 1974.
-
Чугунов Ю. Гармония в джазе. М.: «Советский композитор», 1985.
-
Шавкунов И. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. СПб.: «Композитор», 2001.
-
Шатковский И. Развитие музыкального слуха. М.: «Музыка», 1996.
-
Balassa P. Tamás Jazz-zongora iskola. 1961 by Editio Musica, Budapest.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………..
|
3
|
Учебно-тематические планы ……………………………………………………............
|
7, 8
|
Содержание программы ………………………………………………………………….
|
8
|
Методические рекомендации ……………………………………………………...........
|
12
|
Годовые требования по классам ………………………………………………………..
|
34
|
Примерные требования для контрольных уроков …………………………………...
|
42
|
Содержание программы по годам обучения ………………………………………….
|
44
|
Примерный репертуарный список ………………………………………………………
|
70
|
Список учебно-методической и музыкальной литературы для развития
вокально-аккомпаниаторских навыков …………………………………………………
|
75
|
Рекомендуемая литература ……………………………………………………………..
|
78
|
<< предыдущая страница
|