Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств 5-летний срок обучения Москва 2008 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Серова Галина Егоровна моу дод «Детская школа искусств №10» 1 119.68kb.
Министерство культуры краснодарского края приказ 1 171.19kb.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений... 1 75.22kb.
Характеристика детских музыкальных инструментов и их роль в музыкальном... 1 68.57kb.
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей... 1 130.49kb.
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей... 1 116.54kb.
Березовская Василиса Алексеевна 1 39.95kb.
Руководство и проведение слета осуществляет 1 30.09kb.
Пояснительная записка настоящая программа по литературе для 7 класса... 1 492.16kb.
Конкурс проводится по 2- м номинациям: «деревянные духовые инструменты»... 1 98.94kb.
Пластилин в детских руках 1 72.72kb.
Ищу союза… (из опыта взаимодействия искусств в речевом развитии и... 1 268.81kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств - страница №3/3


III класс
Для учащихся 7 - 11 лет.

  • Подбор по слуху и игра двумя руками (в 2-х тональностях) детских песенок.

Например: Васильев-Буглай Д. «Осенняя песенка»; русская народная песня «Как на тоненький ледок»; Филиппенко А. «Цыплята»; Савельев Б. «Неприятность эту мы переживем».

    • Подбор мотивов и небольших фраз (с простым аккомпанементом в левой руке) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.

    • Транспонирование по нотам пьес или одноголосных мелодий, изложенных в пределах позиции руки в 1-2-х тональностях.

Например: русская народная песня «Я на горку шла»; Черни К.-Гермер Г. (I тетрадь) Этюды №№ 1-4; Литвак М. Хрестоматия для трубы: «Вечер», «Гора», «Дрозд», «У окна».

  • Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого класса детской музыкальной школы;



  • Чтение с листа ритмических структур примерно следующей сложности:


1.

2.


3.


  • Пение песен под собственное сопровождение (двумя руками), применяя в аккомпанементе различные варианты фактур.

Например: Пожлаков С. «Розовый слон»; Струве Г. «Рыжий пес»; Попатенко Т. «Котенок и щенок».

  • Игра гармонических цифровок в 1-2-х тональностях (правой рукой – аккорды в основном виде или их обращения, левой – основной тон) примерно следующей сложности:

I – I6 – IV – II7 – II6 – V – I6

Em64 – B –Em64 – Am6 – D – G6 – C – Am – B – Em6



  • Игра кадансовых оборотов в мажоре и миноре в знакомых тональностях:

К64 – D – T; T – S – K64 – D – T.

  • *Игра произведений для фортепиано в четыре руки.

  • *Сочинение и игра собственных гармонических цепочек (6-8 аккордов), вокальная импровизация на их основе.

  • Игра (отдельно) D7, II7, II6 (в 1-2-х тональностях), септаккордов от белых клавиш;

  • *Сочинение небольших пьес в форме периода;

  • Самостоятельная работа (с консультацией преподавателя) над репертуаром домашнего музицирования.



Для учащихся 7 - 11 лет (повышенный уровень).

  • Подбор по слуху и транспонирование (в 2-х тональностях) песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мультфильмов и др.

Например: Савельев Б. «Настоящий друг»; белорусская народная песня «Перепелочка»; Усачев А. «Веселая мышка»; Струве Г. «Рыжий пес».

    • *Подбор небольших мелодий, фраз (двумя руками) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.

    • Транспонирование по нотам пьес.

Например: Черни К.-Гермер Г. Этюды №№ 1-6 из I тетради; Брилль И. «Регби»; Питерсон О. Exercise № 1, 4; Питерсон О. Minuet №№ 4, 9; Литвак М. Хрестоматия для трубы: «Робик» (аккомпанемент).

  • Чтение с листа ритмических структур примерно следующей сложности:


1.

2.



3.

4.
5. Ритмические упражнения.



  • Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого, второго классов детской музыкальной школы. Зрительно определять (до проигрывания текста) повторяющиеся фразы, части, секвенции, определять тип поступенного движения, тип арпеджио, тип фактуры и т. д.

  • Развитие навыка чтения на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности подготовительного и первого класса детской музыкальной школы.

  • *Игра произведений для фортепиано в четыре руки.

  • Игра (отдельно) D7, II7 с обращениями (в 2-х тональностях), 2-3-х нонаккордов с альтерированными ступенями.

  • Игра несложных аккомпанементов (по выбору преподавателя) из репертуара первого, второго классов инструментальных отделений детской музыкальной школы, несложных романсов, песен русских и зарубежных композиторов.

Например: Глинка М. «Признание»; Даргомыжский А. «Юноша и дева»; Алябьев А. «Прощание с соловьем»; Моцарт В. «Тоска по весне».

  • Игра гармонических схем (в 1-2-х тональностях с применением фактурных вариантов) примерно следующей сложности:

  1. C – C6 – C65 – F – Dm7 – Dm7-5 – G43 – C

  2. G – G2 – C6 – C64 – Am-52 – Am-534 – G64 – D2 – G6

  3. Em – B65 – Em – E7 – Am64 – Em – D7 – G64 – E7 – Am64 – Em – F – B65 – Em

  4. Am – Dm64 – Em-9 – Am – A7 – Dm – G9 – C – F9 – Dm64 – E43 – Am6

На данном этапе обучения допускается игра некоторых аккордов в основном виде.

  • Игра секвенций, построенных на оборотах:

V6 – V – I7 – I; D7 – T; Ум7 – Т; II7 – D43 – T.

  • *Игра кадансовых оборотов с проходящими хроматическими звуками.


Например:

1.

2.



  • Игра расширенных кадансовых оборотов в знакомых тональностях (в мажоре и миноре), прерванных кадансов в заданном ритмическом рисунке или используя варианты фактуры.

Например:

I – IV – V – I – II6 – К64 – V7 – I



I6 – III – II7 – IV-3 – К64 – V2 – Т6



I – IV64 – II2 – V6 – V65 – VI6





  • Пение песен под собственное сопровождение (фактурный вариант аккомпанемента, соответствующий характеру произведения).

Например: Шаинский В. «Песенка мамонтенка», «Песенка крокодила Гены»; Чичков Ю. «Родная песенка», «Мой щенок»; Крылатов Е. «Это знает всякий».

  • *Импровизация (на звуках Т, S, D функций с мелодическим заполнением) или сочинение (учитывая индивидуальные возможности ученика) легких пьес различных жанров в форме периода, гармонических цепочек, подголосков к мелодиям выученных песен.

  • Самостоятельная работа (с консультацией преподавателя) над репертуаром домашнего музицирования (4-6 произведений).


Для учащихся 9 - 13 лет.

    • Подбор по слуху и транспонирование (в 1-2 тональностях) песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мультфильмов и др.

Например: Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»; неаполитанская песня «Санта Лючия»; русская народная песня «Тонкая рябина»; Блантер М. «Катюша»; Савельев Б. «Настоящий друг».

  • *Подбор (двумя руками) мотивов, небольших фраз после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.



  • *Транспонирование по нотам.

Например: Черни К.-Гермер Г. Этюды №№ 1-6 из I тетради; Фогель М. «Веселые каникулы».

    • Транспонирование по нотам детских песен (с выписанными карандашом буквенными обозначениями аккордов в новой тональности).

    • Чтение с листа ритмических структур примерно следующей сложности:

1.

2.



3. Ритмические упражнения.

  • Чтение с листа пьес из репертуара первого, второго классов детской музыкальной школы.

  • Развитие навыка чтения на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого класса детской музыкальной школы.

  • *Знакомство с несложными аккомпанементами (по выбору) для освоения первоначальных концертмейстерских навыков.

  • Игра гармонических цепочек (различные фактурные варианты, доступные учащемуся).

Например:

G – D6 – G – E7 – Am64 – D7 – G64 – G6 – Am6 – Am6-5 – G64 – D7G

Em – B65 – Em – E7 – Am64 – Em – D7 – G64 – E7 – Am64 – Em – F – B65 – Em

Допускается игра аккордов в основном виде.



  • Игра расширенных кадансовых оборотов (в мажоре и миноре), прерванных кадансов в заданном ритмическом рисунке или используя варианты фактуры.

Например:

Т6 – III – II7 – IV-3 – К64 – V2 – Т

I64 – IV6 – V7 – VI – IV – IV-3 – К64 – V7 – I







  • Игра (отдельно) нонаккордов (3-4), II7, D7 с обращениями (в знакомых тональностях), аккорды с альтерированными ступенями (I+5, IV-3, II6-5, II7-5);

  • Игра секвенций, построенных на оборотах: D7 → T; D7 → VI (в 1-2-х тональностях); V6 – V – I7 – I; *IV7 – V2 – III7 – IV2 – II7 – III2 – I7 – II2 –V6 – I.

  • Пение песен под собственное сопровождение (фактурный вариант аккомпанемента, соответствующий характеру произведения).

Например: Шаинский В. «По секрету всему свету»; Чичков Ю. «Родная песенка»; Крылатов Е. «Это знает всякий»; Таривердиев М. «Маленький принц».

  • *Импровизация (вокальная или ритмическая) на основе собственных сочиненных гармонических сеток;

  • *Сочинение небольших произведений в жанрах, доступных учащемуся.

  • *Игра ансамблевых произведений для одного или двух фортепиано в 4 руки.

  • Самостоятельная работа (с консультацией преподавателя) над репертуаром домашнего музицирования.


IV класс
Для учащихся 7 - 11 лет.

  • Подбор по слуху и игра в 2-х тональностях детских песен или мелодий из кинофильмов (и др.).

Например: Гладков Г. «Песня друзей» из м/ф «Бременские музыканты»; Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»; Крылатов Е. «Ласточка»; Усачев А. «Веселая мышка».

  • Транспонирование пьес (этюдов) в легком изложении.

Например: Литвак М. Хрестоматия для трубы: «Робик» (партия аккомпанемента); Ганон Ш. Упражнения (по выбору); Бриль И. «Рэгби», Шмитц М. «Солнечный день»; Кёхлер Л. «Игрушка».

    • Игра гармонических цепочек в 2-х тональностях примерно следующей сложности:

1) C – Am – F – Dm – E7 – Am;

2) V7 – VI – IV – K64 – V7 – I .



  • Игра секвенций Ум7 → Т, D7 → T (2-3 звена).

  • Игра (отдельно) обращений D7, аккордов (по выбору) от 2-3 различных звуков. C6, Cm6, C-5, C+5, C+7, C9, C-9, Cm7-5

    • *Игра произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки.

  • Чтение с листа пьес репертуарной сложности второго класса детской музыкальной школы.

  • Развитие навыка чтения с листа на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого класса детской музыкальной школы.

    • До проигрывания текста зрительно определить повторяющиеся фразы, части, секвенции и т.д.

    • Чтение с листа ритмических структур примерно следующей сложности:



1.

2.



3.


  • *Игра несложных аккомпанементов (по выбору преподавателя) из репертуара первого, второго классов инструментальных отделений детской музыкальной школы, несложных романсов и песен русских и зарубежных композиторов.

Например: Бах И. «За рекою старый дом»; Глинка М. «Признание»; Даргомыжский А. «Юноша и дева».

    • Пение песен под собственное сопровождение, применяя варианты фактур и современные ритмы (при помощи преподавателя).

Например: Крылатов Е. «Крылатые качели»; французская народная песня «Танец утят»; итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок»; Марченко Л. «Бегемот».

  • *Сочинение и импровизация в жанрах, доступных учащемуся;

  • Самостоятельная работа над репертуаром домашнего музицирования.

Для учащихся 7 - 11 лет (повышенный уровень).

    • Подбор по слуху и транспонирование (в 2 тональности) детских, народных, эстрадных песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мюзиклов и др.

Например: Webber A. Музыка из мюзикла «Призрак оперы»; Зацепин А. «Песенка о медведях»; итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок»; Крылатов Е. «Лесной олень»; Гладков Г. «Песенка Львенка и Черепахи».

  • *Транспонирование в другие тональности выученных по нотам песен (с предварительной записью гармонической цифровки в новой тональности).

Напрмер: Паулс Р. «Сонная песенка»; Шаинский В. «Чунга-чанга»; неаполитанская народная песня «Санта Лючия».

    • Транспонирование по нотам в ближайшие тональности произведений.

Например: Шмитц М. «Солнечный день», «Сладкая конфета»; Питерсон О. Exercise № 6, Minuet № 12; Черни К.-Гермер Г. Этюды (по выбору) из I тетради.

  • Чтение с листа ритмических структур классического и джазового направления.

Например:

1.



2.


3.



4.
5. Ритмические упражнения.



    • Чтение с листа произведений репертуарной сложности второго, третьего классов детской музыкальной школы.

  • Развитие навыка чтения на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого, второго классов детской музыкальной школы.

  • Игра гармонических цепочек (в 2-х тональностях с применением фактурных вариантов) примерно следующей сложности:

G – D65 – G – B43 – Em – Am43 – D7 – D2 – G6

D64 – A7 – D64 – B2 – Em6 – A2 – D6 – F#7 – B64 – G2 – C6 – Am65 – G64 – D7– G64



  • Игра модуляций через Ум.7 и D новой тональности (трезвучие основной тональности играть в мелодическом положении примы, терции и квинты).

Т – Ум7 – D – T

новая тональность

  • Игра секвенций и кадансовых оборотов примерно следующей сложности (в мажоре и миноре):

Т6 – DD7 – D43 – T; DD9 – D65 – T6;

I7 – IV7 – VII7 – III7 – VI7 – II7 – V7 – I7 («золотая секвенция»).



  • *Игра произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки.

  • *Игра аккомпанементов (по выбору преподавателя) из репертуара 1-го, 2-го и 3-го классов учащихся инструментальных отделений детской музыкальной школы, несложных романсов русских и зарубежных композиторов, народных песен.

Например: Бах И. «За рекою старый дом»; Капуа Э. .«Мое солнышко»; польская народная песня «Висла»; Даргомыжский А. «Мне грустно»; Моцарт В. Песни по выбору преподавателя; Шуберт Ф. «Серенада».

  • Пение песен под собственный аккомпанемент, применяя различные фактурные варианты сопровождения, усложняя их (с помощью преподавателя) современными ритмами.

Например: Маккартни П., Леннон Дж. «Мишель»; Марченко Л. «Старая кукла»; Паулс Р. «Кашалотик»; английская народная песня «Зеленые рукава»; Цветков И. «Золушка»; Крылатов Е. «Колокола».

    • Сочинение собственных гармонических цепочек на основе знаний и опыта, приобретенных при гармоническом анализе разучиваемых произведений. Желательно включить следующие гармонические обороты (по выбору):

VII – VII – I (в мажоре) ход «Битлз»;

I – VII – VI – V (в миноре) фригийский оборот;

I – VI – IV – V – I (терцовый ход).


  • *Сочинение небольших произведений в жанрах, предпочитаемых учащимся.

  • *Сочинение мелодии на заданный бас, ее гармонизация и игра фактурными моделями в разных стилях и жанрах, доступных учащемуся.

Репертуар домашнего музицирования должен состоять из наиболее понравившихся произведений (5-8), изучаемых в течение последних 2-3-х лет.
Для учащихся 9 - 13 лет.

  • Подбор по слуху и транспонирование (в 1-2 тональности) песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мюзиклов и др.

Например: Webber A. Музыка из мюзикла «Призрак оперы»; Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»; Зацепин А. «Песенка о медведях».

    • *Подбор (двумя руками) небольших фраз, секвенционных оборотов и т.д. после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.

  • Транспонирование по нотам пьес.

Например: Питерсон О. Exercise №№ 1, 4, 6. Minuet №№ 4, 9, 12.

    • *Транспонирование по нотам детских песен (с выписанными карандашом буквенными обозначениями аккордов в новой тональности).

    • Чтение с листа ритмических структур примерно следующей сложности:

1.


2.

3.

4. Ритмические упражнения.




  • Чтение с листа пьес из репертуара второго, третьего классов детской музыкальной школы.

  • Развитие навыка чтения с листа на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого, второго классов детской музыкальной школы.

  • *Игра несложных аккомпанементов (по выбору преподавателя) из репертуара второго и третьего классов других отделений ДМШ, несложных романсов, песен русских и зарубежных композиторов.

Например: Глинка М. «Я здесь, Инезилья»; Шишкин М. «Живет моя отрада»; английская народная песня «Зеленые рукава»; Моцарт В. Песни по выбору преподавателя.

  • *Игра ансамблевых произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки.

  • Игра гармонических схем (в 1-2-х тональностях с применением фактурных вариантов) примерно следующей сложности:

  1. С6 – Em7 – Dm65 – G2 – C6 – E7 – Am64 – Dm7 – Dm7-5 – G43 – C

  2. F+7 – F – Dm7 – G2 – C9 – C64 – F+7 – F – Dm7 – G43 – C

  • Игра секвенций, кадансовых и гармонических оборотов в мажоре и миноре:

Например: DD7 – D43 – T; Т6 – DD7 – D43 – T; II6 – DD56 – K64 – D7 – VI.

  • Пение песен под собственный аккомпанемент, применяя различные фактурные варианты сопровождения, усложняя их (с помощью преподавателя) современными ритмами.

Например: Крылатов Е. «Лесной олень»; Цветков И. «Золушка»; Дунаевский М. «Ах, этот вечер»; Маккартни П., Леннон Дж. «Мишель», «Вчера»; Паулс Р. «Кашалотик»; Марченко Л. «Старая кукла», «Бегемот»; Киргизова Е., Коржаков А. «Тула – земля моя!»

  • *Сочинение собственных гармонических цепочек на основе знаний и опыта, приобретенных при гармоническом анализе разучиваемых произведений. Желательно включить следующие гармонические обороты (по выбору):

VII – VII – I (в мажоре) ход «Битлз»;

I – VII – VI – V (в миноре) фригийский оборот;

I – VI – IV – V – I (терцовый ход).


  • *Сочинение небольших произведений в жанрах, предпочитаемых учащимся.

Репертуар домашнего музицирования должен состоять из наиболее понравившихся произведений, изучаемых в течение двух последних лет (6-8).
V класс
Для учащихся 7 - 11 лет.

  • Подбор по слуху или исполнение знакомых песен в новой тональности.

Например: Паулс Р. «Кашалотик»; Семенов В. «Пингвин»; Купревич В. «Пингвины»; Webber A. «Memory» из мюзикла «Кошки».

  • Транспонирование пьес (этюдов) в легком изложении.

Например: Гедике А. Этюды (по выбору); Шмитц М. «Сладкая конфета»; Варламов А. «На заре ты ее не буди» (аккомпанемент); Даргомыжский А. «Мне грустно» (аккомпанемент).

  • *Игра гармонических цифровок примерно следующей сложности:

C6 – Em7 – Dm65 – G2 – C6 – E7 – Am64 –Dm7 – Dm7-5 – G43 – C

F9 – F – Dm7 – G2 – Em7 – Em – Dm7 – G43 – C

Или игра гармонических цифровок за второй - четвертый классы в новых тональностях.


  • Игра (отдельно) D7 с обращениями (в 2-4-х тональностях).

  • Модуляция в знакомые тональности через Ум7 и D7 новой тональности:

Т – Ум7 – D – T

новая тональность


  • Игра гармонических секвенций с использованием какой-либо модели фактуры (в правой руке – аккорды, в левой – основной тон трезвучия).

Например:

1) Dm – G – C – F – B – Es – A7 – Dm;



2) A6 – A56 – Dm – D2 – G6 – G56 – C – C2 – F6 – F56 – B – B 2 и т.д.

  • Чтение с листа пьес репертуарной сложности второго, третьего классов детской музыкальной школы.

  • Развитие навыка чтения с листа на один такт вперед. Чтение с листа пьес репертуарной сложности первого, второго классов детской музыкальной школы.

  • *Игра произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки.

  • *Игра несложных аккомпанементов (по выбору преподавателя) из репертуара второго, третьего классов инструментальных отделений детской музыкальной школы, несложных романсов и песен русских и зарубежных композиторов.

Например: Глинка М. «Не искушай меня без нужды»; Даргомыжский А. «Влюблен я, дева-красота»; Моцарт В. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»; французская народная песня «Пастушка».

  • Пение песен под собственное сопровождение, постепенно усложняя фактуру и гармонию аккомпанемента, применяя приобретенные знания и навыки.

Например: Дунаевский М. «Цветные сны»; Кудряшов А. «Лягушки-музыканты»; Крылатов Е. «Колокола»; Ефимов Т. «Помогите кенгуру»; Марченко Л. «Старая кукла».

  • *Импровизация и сочинение мелодий, небольших пьес, гармонических сеток, секвенций (по выбору) на основе приобретенных знаний.

Репертуар домашнего музицирования должен состоять из любимых произведений, включая собственные сочинения, любого жанра и стиля (5-8), которые были освоены учащимся за последние два, три года.

Для учащихся 7 - 11 лет (повышенный уровень).

  • Подбор по слуху любых музыкальных произведений (песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мюзиклов, опер, оперетт, популярных классических произведений и т.д.).

Например: Рыбников А. Музыка из мюзикла «Юнона и Авось»; Маккартни П., Леннон Дж. «Вчера»; Уебстер П., Мандел Дж. «Тень твоей улыбки»; Дунаевский М. «33 коровы»; музыка из кинофильмов: «Служебный роман», «Чародеи», «Шербурские зонтики» и др.

  • *Транспонирование в знакомые тональности выученных по нотам песен (с предварительной записью гармонической сетки) из репертуара третьего, четвертого классов предмета «Музицирование».

  • Транспонирование по нотам произведений репертуарной сложности второго класса детской музыкальной школы (по выбору преподавателя).

  • Чтение с листа ритмических структур (по выбору преподавателя).

  • Чтение с листа произведений репертуарной сложности третьего, четвертого классов детской музыкальной школы.

  • *Игра гармонических схем в новых тональностях, разучиваемых ранее в третьем, четвертом классах с введением альтерированных тонов (II-57, DVII7, DD-5, D-9, D+9), проходящих хроматических и вспомогательных звуков (исходя из индивидуальных способностей учащихся).

  • Игра секвенций примерно следующей сложности:

II(III)7 - V(VII)7 – I(III)7 – IV(VII)7 – VII7 – III7 – VI7 – II7 – V7 – I7;

II(III)7 – II7 в положении терцового тона, V(VII)7 – V7 в положении септимы.



В данной секвенции можно чередовать полную (II7, I7, VII7 и т.д.) и неполную (V7, IV7, III7 и т.д.) форму аккордов.

  • Игра секвенций, кадансовых оборотов, модуляций из репертуара третьего, четвертого классов предмета «Музицирование».

  • *Игра произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки (восемь рук).

  • *Игра аккомпанементов из репертуара третьего, четвертого классов учащихся инструментальных отделений детской музыкальной школы, романсов русских и зарубежных композиторов, народных песен.

Например: Варламов А. «На заре ты ее не буди»; Векерлен Ж. «Приди поскорее, весна»; Куртис Э. «Вернись в Сорренто»; Кюи Ц. «Царскосельская статуя»; русская народная песня «Вижу чудное приволье».

  • Пение песен под собственный аккомпанемент. Используя различные фактурные варианты сопровождения, постепенно усложнять их с помощью преподавателя современными ритмами.

Например: Крылатов Е. «Крылатые качели»; Марченко Л. «Бегемот», «Мальчик-хулиганчик»; Френкель Я. «Журавли»; Купревич В. «Пингвины»; Киргизова Е., Коржаков А. «Тула – земля моя!»; Лепин А. «Песенка о хорошем настроении», Митяев О. «Как здорово».

  • *Создание собственных аранжировок: гармонизация выученных ранее во втором-четвертом классах песен с использованием побочных доминант, альтераций, хроматизмов, проходящих ступеней, задержаний. Чтобы освоить подобный навык гармонизации, необходимо:

  1. Проставить функции, пользуясь буквенными обозначениями.

  2. Сыграть мелодию с гармонией по записанной схеме, используя побочные доминанты, нонаккорды.

  3. На последнем этапе работы использовать задержания, усложненные аккорды (с альтерированными терцовым и квинтовым тонами, септимой и т.д.), проходящие ступени, органный пункт и т.д.

    • *Сочинение небольших произведений в жанрах, предпочитаемых учеником.

Репертуар домашнего музицирования должен состоять из наиболее понравившихся произведений (8-10), изучаемых учащимся в течение последних двух-трех лет.
Для учащихся 9 - 13 лет.

  • Подбор по слуху любых музыкальных произведений.

Например: Рыбников А. Музыка из мюзикла «Юнона и Авось»; Дунаевский М. Музыка из мюзикла «д`Артаньян и три мушкетера»; Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»; Намин С. «Мы желаем счастья вам!»; музыка из кинофильмов: «Гардемарины, вперед!», «Служебный роман», «Чародеи», «Берегись автомобиля», «Шербурские зонтики» и др.

    • *Транспонирование в знакомые тональности выученных по нотам песен (с предварительной записью гармонической сетки) из репертуара третьего, четвертого классов предмета «Музицирование».

    • Транспонирование по нотам произведений репертуарной сложности второго класса детской музыкальной школы.

  • Чтение с листа произведений репертуарной сложности второго-четвертого классов детской музыкальной школы.

  • Игра гармонических схем в новых тональностях, разучиваемых ранее в третьем, четвертом классах с введением альтерированных тонов II-57, DD-5, D-9, D+9 (исходя из индивидуальных способностей учащихся).

  • Игра секвенций, примерно следующей сложности:

I7 – IV7 – VII7 – III7 – VI7 – II7 – V7 – I7

  • Игра отдельно нонаккордов (4-5) с альтерированными ступенями; II7, D7 с обращениями (в новой тональности); DD7 с альтерированными ступенями с разрешением; Ум7 с разрешением.

  • Чтение с листа ритмических структур (по выбору преподавателя).

  • *Игра аккомпанементов из репертуара второго-четвертого классов учащихся инструментальных отделений детской музыкальной школы, романсов, песен русских и зарубежных композиторов (по выбору преподавателя).

Например: Варламов А. «На заре ты ее не буди»; Капуа Э. «Мое солнышко»; Шишкин М. «Ночь светла»; Глинка М. «Не искушай»; Григ Э. «Песня Сольвейг»; Шопен Ф. «Желание».

  • *Игра произведений для одного или двух фортепиано в четыре руки (шесть, восемь рук).

    • Пение песен под собственный аккомпанемент. Используя различные фактурные варианты сопровождения, постепенно усложнять их с помощью преподавателя современными ритмами.

Например: Уэбстер П., Мандел Дж. «Твоей улыбки тень»; Абаза В. «Утро туманное»; Дунаевский М. «Цветные сны»; Френкель Я. «Журавли»; Крылатов Е. «Крылатые качели»; Туликов С. «Тульская оборонная»; Мокроусов Б. «Одинокая гармонь»; Лепин А. «Песенка о хорошем настроении»; Пахмутова А. «Надежда»; Минков М. «Старый рояль»; Webber A. «Memory» из мюзикла «Кошки».

  • *Создание собственных аранжировок: гармонизация выученных ранее (в первом-четвертом классах) песен с использованием побочных доминант, альтерации, хроматизмов, проходящих ступеней, задержаний. Чтобы освоить подобный навык гармонизации, необходимо:

1. Проставить функции, пользуясь буквенными обозначениями.

2. Сыграть мелодию с гармонией по записанной схеме, используя побочные доминанты, нонаккорды.



3. На последнем этапе работы использовать задержания, усложненные аккорды (с альтерированными терцовым и квинтовым тонами, септимой), проходящие ступени, органный пункт и т.д.

  • *Сочинение небольших произведений в жанрах, предпочитаемых учащимся.

  • *Или сочинение собственных гармонических цепочек на основе знаний, полученных на занятиях по предмету «Музицирование»;

Репертуар домашнего музицирования должен состоять из наиболее понравившихся произведений (6 – 8), изучаемых учащимся в течение последних двух - трех лет.
* Тема по выбору преподавателя.

Примерный репертуарНЫЙ СПИСОК
Ввиду отсутствия комплексного методического пособия по предмету «Музицирование», репертуарный список состоит из сборников авторов, которые уже завоевали популярность среди педагогов и содержат наиболее эффективные в педагогическом отношении пьесы и упражнения. Разумеется, этот репертуар можно и нужно дополнять другими произведениями по усмотрению педагога.
I, II, III классы


  1. Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс ДМШ. М.: «Музыка», 1992.

  2. Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс ДМШ. М.: «Музыка», 1992.

  3. Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста. М.: «Музыка», 1992.

  4. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. М.: «Советский композитор», 1981.

  5. Барсукова С. Азбука игры на фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.

  6. Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

  7. Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 2. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

  8. Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 3. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

  9. Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

  10. Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 2. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

  11. Батагова А., Орлова Е. Пособие по чтению нот с листа для фортепиано. Вып. 1. М.: «Советский композитор», 1976.

  12. Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. М.: «Кифара», 2002.

  13. Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради I, II, III. СПб.: «Композитор», 1999.

  14. Веселова А. (Проект и составление) Учитель, ученик, рояль. Пособие для начинающих играть и петь. СПб.: «Союз художников», 2002.

  15. Глушенко М. Волшебный мир фортепиано. Тетрадь 1. СПб.: «Композитор», 2003.

  16. Глушенко М. Волшебный мир фортепиано. Тетрадь 2. СПб.: «Композитор», 2003.

  17. Игнатьев В., Игнатьева Л. Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста. Л.: «Советский композитор», 1986.

  18. Катанский А. В. Учусь играть джаз на фортепиано. М.: Изд-во В. Катанского, 2006.

  19. Королькова И. Крохе-музыканту. Ч. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

  20. Королькова И. Крохе-музыканту. Ч. 2. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

  21. Красильников И. М., Кузьмичева Т. А. Произведения для клавишного синтезатора. М.: М.: «Владос», 2004.

  22. Красильников И. М., Алемская А. А., Клип Ю. Л. Школа игры на синтезаторе. М.: «Владос», 2005.

  23. Лещинкая И., Пороцкий В. Малыш за роялем. – М.: «Советский композитор», 1989.

  24. Литвак М. И. Хрестоматия для трубы. 1-5 класс. Псков, 2000.

  25. Литовко Ю. Музыкальный букварь. Для начинающих пианистов. СПб.: «Союз художников», 2002.

  26. Мануков Р., Манукова М. Лестница познания фортепиано. Репертуарный сборник для ДМШ. Выпуск первый: для 1-2 классов ДМШ. Тетрадь четвертая. Ансамбли и аккомпанемент. М.: «Крипто-логос», 1994.

  27. Майлз Джон С. Азбука игры на фортепиано. М.: «Махаон», 1998.

  28. Милич Б. Маленькому пианисту. М.: «Кифара», 1996.

  29. Николаев А. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. М.: «Музыка», 1991.

  30. Перминова М. Волшебный рояль. Сказочная школа игры на фортепиано. Щекино: ГМРИП «Левша», 1995.

  31. Печковская М. Букварь музыкальной грамоты. М.: МПО.1996.

  32. Поливода Б., Сластененко В. Школа игры на фортепиано. 110 новых пьес. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

  33. Пилипенко Л. Азбука ритмов. М.: Изд. В. Катанского, 2004.

  34. Симонова Т. Скороговорки для фортепиано. СПб.: «Композитор», 2002.

  35. Симонова Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста. СПб.: «Композитор», 2002.

  36. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь I. М.: «Крипто-логос», 1992.

  37. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь II. М.: «Крипто-логос», 1992.

  38. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь III. М.: «Крипто-логос», 1992.

  39. Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетрадь X. Издание четвертое, исправленное и дополненное. М., 1993

  40. Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетрадь XII. Издание четвертое, исправленное и дополненное. М., 1993.

  41. Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетрадь XIII. Вып. 1. Издание четвертое, исправленное и дополненное. М., 1993.

  42. Соколов М. Маленький пианист. М.: «Музыка»,1991.

  43. Тахтарова Н. Сборник пьес для фортепиано. Подготовительное отделение ДМШ. Саратов: «Лицей», 1998.

  44. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. Ч. 1. М.: «Советский композитор», 1990.

  45. Тургенева Э. Музыкальная поляна. Пособие для начинающих играть на фортепиано. Части I, II. М.: «Владос, 2002.

  46. Цыганова Г. Альбом ученика-пианиста: Учебно-методическое пособие. Подготовительный класс. Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.

  47. Цыганова Г. Юному музыканту-пианисту. 1, 2 классы. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

  48. Шмитц М. MINI JAZZ. 50 легких пьес для фортепиано. Тетрадь 1. М.: «Классика – XXI», 2004.

  49. Шмитц М. MINI JAZZ. 21 легкая пьеса для фортепиано в 4 руки. Тетрадь 2. М.: «Классика – XXI», 2004.

  50. Шмитц М. MINI JAZZ. 13 легких пьес для фортепиано в 6 рук. Тетрадь 3. М.: «Классика – XXI», 2004.

  51. Шмитц М. MINI ROCK. 53 легкие пьесы для фортепиано. Тетрадь 1. М.: «Классика – XXI», 2004.

  52. Шмитц М. MINI ROCK. 19 легких пьес для фортепиано в 4 руки. Тетрадь 2. М.: «Классика – XXI», 2004.

  53. Шмитц М. MINI ROCK. 17 легких пьес для фортепиано в 6 рук. Тетрадь 3. М.: «Классика – XXI», 2004.

  54. Яковлева Т. Легкие пьесы для чтения с листа (для фортепиано в четыре руки). М.: «Советский композитор», 1975.


IV, V классы


  1. Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста. М.: «Музыка», 1992.

  2. Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 3-4 классы. Вып. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

  3. Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 3-4 классы. Вып. 2. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

  4. Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 3-4 классы. Вып. 3. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

  5. Барсукова С. Этюды для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 1. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

  6. Барсукова С. Этюды для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 2. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

  7. Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 3. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

  8. Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 4. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

  9. Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 5. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

  10. Бойко И. Джазовые акварели. М.: «Музыка», 1997.

  11. Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. М.: «Кифара», 2002.

  12. Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради III, IV, V. СПб.: «Композитор», 2000.

  13. Брянская Ф. Пособие по чтению с листа на фортепиано. Ч. II. Л.: «Музыка», 1969.

  14. Веселова А. Учитель, ученик, рояль. Пособие для начинающих играть и петь. СПб.: «Союз художников», 2002.

  15. Гитлиц В. Пособие по чтению нот с листа (V – VII классы ДМШ). М.: «Музыка», 1967.

  16. Катанский А. В. Учусь играть джаз на фортепиано. М.: Изд-во В. Катанского, 2006.

  17. Красильников И. М., Кузьмичева Т. А. Произведения для клавишного синтезатора. М.: «Владос», 2004.

  18. Красильников И. М., Алемская А. А., Клип И. Л. Школа игры на синтезаторе. М.: «Владос», 2005.

  19. Лещинская И., Пороцкий В. Малыш за роялем. М.: «Советский композитор»,1989.

  20. Литвак М. Хрестоматия для трубы. 1-5 классы. Псков, 2000.

  21. Маевский Ю. Музыкальные забавы. Вып. 1. СПб.: «Композитор», 2002.

  22. Маевский Ю. Музыкальные забавы. Вып. 2. СПб.: «Композитор», 2002.

  23. Металлиди Ж. Музыкальный сюрприз: Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов («Иду, гляжу по сторонам», «Любимые сказки», «Дом с колокольчиком», «Лесная музыка»). СПб.: «Композитор»,1994-2002.

  24. Нестерова С. Смешные этюды для маленьких пианистов. СПб.: «Композитор», 2002.

  25. Николаев А. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. М.: «Музыка», 1991.

  26. Питерсон О. Джаз для юных пианистов. I, II тетради. М.: «Гарант», 1994.

  27. Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетради II, III, VI, IX, X – XVI, XVIII, XIX. М., 1994-2003.

  28. Симонова Т. Чудесные клавиши. СПб.: «Композитор», 2002.

  29. Соколов М. Маленький пианист. М.: «Музыка», 1991.

  30. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. Ч. 2. М.: «Советский композитор», 1988.

  31. Цыганова Г. Юному музыканту-пианисту. 3 класс. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

  32. Цыганова Г. Юному музыканту-пианисту. 4 класс. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

  33. Шмитц М. MINI JAZZ. Тетради 1-3. М.: «Классика – XXI», 2004.

  34. Шмитц М. MINI ROCK. Тетрадь 1-3. М.: «Классика – XXI», 2004.


Список учебно-методической и музыкальной литературы

для развития вокально-аккомпаниаторских навыков


  1. Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. Музыкальные примеры для пения с сопровождением для учащихся 1-7-х классов ДМШ. М.: «Советский композитор», 1990.

  2. Драмбян А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.: «Музыка», 1970.

  3. Ермолаев П. И. Веселые песенки для малышей. СПб.: «Литера», 2006.

  4. Зебряк Т. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома (1-7 классы). М.: «Кифара», 1998.

  5. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. Переиздание. М.: «Советский композитор», 1989.

  6. Крупа-Шушарина С. Необычные песенки для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.

  7. Крупа-Шушарина С. Сборник песен для детей и юношества. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.

  8. Любимые детские песни: Для голоса с аккомпанементом. Мн.: «Харвест», 2004.

  9. Мамаева Э. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии. СПб.«Нота», 2003.

  10. Марченко Л. Детские песни о разном. Вып. 1-3. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002, 2003.

  11. Музыкальные сборники (песенники). М.:«Дрофа», 2001-2003.

  12. Пилипенко Л. Постановка слуха. Распевка на уроках сольфеджио. М.: Изд. В. Катанского, 2006.

  13. Соколов А. Серия сборников «Обучение с увлечением». М.: «Мелограф», 1999.

  14. «Сиреневый туман». Песенник. Любимые мелодии и романсы для голоса и гитары. СПб.: «Композитор», 2002.

  15. Такун Ф., Шершунов А. Песенник «Рисунки на асфальте». М.: «Современная музыка», 2002.

  16. Такун Ф., Шершунов А. Песенник «Розовый слон». М.: «Современная музыка», 2002.

  17. Фридом О. Веселая карусель. 50 детских песен. Вып. 1. М.: «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2003.

  18. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.: «МГИ», 1963.

  19. Чистяков В. На детской эстрадной танцевальной волне. СПб.: «Композитор», 2004.

  20. Сборники романсов и песен А. Варламова, А. Гурилева, М. Глинки, А. Алябьева, П. Булахова, А. Даргомыжского, Н. Титова, В. Моцарта, Ф. Шуберта и др.

  21. Хрестоматия балалаечника (1-3 классы ДМШ). Составитель В. Глейхман. М.: «Музыка», 1985.

  22. Хрестоматия балалаечника (4-5 классы ДМШ). Составитель В. Глейхман. М.: «Музыка», 1984.

  23. Хрестоматия балалаечника (4-5 классы ДМШ). Составление В. Зажигина и С. Щегловитова. М.: «Музыка», 1986.

  24. Хрестоматия для балалайки. 5 класс ДМШ. Составление В. Авксентьева, Б. Авксентьева. М.: «ГМИ», 1961.

  25. Хрестоматия педагогического репертуара для балалайки (III и IV классы ДМШ). Сост. Б., В., Е. Аксентьевы. М.: «ГМИ», 1962.

  26. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра) (1-2 классы ДМШ). Вып. 3. Сост. А. Александрова. М.: «Музыка», 1979.

  27. Хрестоматия для трехструнной домры (1-2 класс). Сост. А. Лачинова. М.: «ГМИ», 1960.

  28. Хрестоматия домриста (трехструнная домра). 3-5 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. А. Александрова. М.: «Музыка», 1972.

  29. Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки и фортепиано (1-2 классы ДМШ). Вып. 1. Пьесы. М.: «ГМИ», 1960.

  30. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. Сост. Ю. Уткин. М.: «Музыка», 1991.

  31. Пьесы и произведения крупной формы для скрипки и фортепиано. Средние и старшие классы ДМШ. М.: «Музыка», 1991.

  32. Хрестоматия для флейты (1-2 класс ДМШ). Пьесы. Сост. Ю. Должиков. М.: «Музыка», 1984.

  33. Платонов Н. Школа игры на флейте. Сост. Ю. Должиков. М.: «Музыка», 1988.


Перечень рекомендуемых средств обучения

Дидактический материал: карточки с интервалами, карточки с ритмическими схемами, карточки с «орнаментами», карточки с музыкальными играми-тестами, секвенциями, гармоническими оборотами, цепочками, карточки с обозначениями аккордов (С+5, Dm7-5, F9 и т.д.).



Технические средства: детские музыкальные инструменты, клавишный синтезатор (например, фирмы «Yamaha» различных моделей, серии PSR) аудио- и видеозаписи, грампластинки, CD, МР3 с выступлениями выдающихся исполнителей (инструменталистов и вокалистов) различных стилевых направлений (классика, эстрада, джаз). Аудио и видеозаписи постановок мюзиклов, рок-опер, концертов современных эстрадных и джазовых коллективов и солистов. Фонограммы («минус») современных эстрадных песен, аранжировки популярных мелодий (народных эстрадных, джазовых, классических).

Рекомендуемая литература


  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Издание 3. М.: «Музыка», 1981.

  2. Алексеева Л., Тютюнникова Т. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М.: «АСТ», 1998.

  3. Баренбойм Л. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. Л.: «Советский композитор», 1989.

  4. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: «Каро», 2004.

  5. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. Учебн. пособие. Ред. Ю. Н. Холопова. М.: «Советский композитор», 1987.

  6. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Методические материалы. М., 1971.

  7. Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии (в 6-ти тетрадях). СПб.: «Композитор», 1996, 1997.

  8. Верхолаз Р. Вопросы методики чтения нот с листа. Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1960.

  9. Галич В. «О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах». Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М.: «Музыка», 1976.

  10. Гитлиц В. О чтении с листа. Памятка педагогу в «Пособии по чтению нот с листа» (V - VII классы ДМШ). М.: «Музыка», 1967.

  11. Ивэнс Ли. Ритмы джаза в игре на фортепиано. Основы синкопирования и полиритмии. Киев: «Музична Украіна», 1986.

  12. Кешишева А. «Воспитание музыкально-пропагандистских навыков у учащихся ДМШ» // Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. В.Натансон, В.Руденко. М.: «Музыка», 1981.

  13. Куус И. «Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащегося» // Вопросы методики начального музыкального образования». Ред. В. Натансон, В. Руденко. М.: Музыка», 1981.

  14. Макаровская Ф. «Творческое музицирование как метод музыкального воспитания» // Вопросы методики начального музыкального образования». Ред. В. Натансон, В. Руденко. М.: Музыка», 1981.

  15. Максимов С. Упражнения по гармонии на фортепиано. Ч. I. М.: «Музыка», 1968.

  16. Мейлих Е. У истоков музицирования. «Музыка – детям». Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып. 3. Л.: «Музыка», 1976.

  17. Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Методические рекомендации. М., 2003.

  18. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006.

  19. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: «АСТ», 2001.

  20. Соловьева Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии. М.: «Советский композитор, 1989.

  21. Цыпин Г. Формирование музыкально-ритмического чувства у юного пианиста. «Музыкальное воспитание в школе». Сост. О. Апраксина. Вып. 9. М.: «Музыка», 1974.

  22. Чугунов Ю. Гармония в джазе. М.: «Советский композитор», 1985.

  23. Шавкунов И. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. СПб.: «Композитор», 2001.

  24. Шатковский И. Развитие музыкального слуха. М.: «Музыка», 1996.

  25. Balassa P. Tamás Jazz-zongora iskola. 1961 by Editio Musica, Budapest.

Содержание




Пояснительная записка …………………………………………………………………..

3


Учебно-тематические планы ……………………………………………………............

7, 8


Содержание программы ………………………………………………………………….

8


Методические рекомендации ……………………………………………………...........

12


Годовые требования по классам ………………………………………………………..

34


Примерные требования для контрольных уроков …………………………………...

42


Содержание программы по годам обучения ………………………………………….

44


Примерный репертуарный список ………………………………………………………

70


Список учебно-методической и музыкальной литературы для развития

вокально-аккомпаниаторских навыков …………………………………………………


75


Рекомендуемая литература ……………………………………………………………..

78



1 См. стр. 32

<< предыдущая страница