Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств 5-летний срок обучения Москва 2008 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Серова Галина Егоровна моу дод «Детская школа искусств №10» 1 119.68kb.
Министерство культуры краснодарского края приказ 1 171.19kb.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений... 1 75.22kb.
Характеристика детских музыкальных инструментов и их роль в музыкальном... 1 68.57kb.
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей... 1 116.54kb.
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей... 1 130.49kb.
Березовская Василиса Алексеевна 1 39.95kb.
Руководство и проведение слета осуществляет 1 30.09kb.
Пояснительная записка настоящая программа по литературе для 7 класса... 1 492.16kb.
Конкурс проводится по 2- м номинациям: «деревянные духовые инструменты»... 1 98.94kb.
Пластилин в детских руках 1 72.72kb.
Ищу союза… (из опыта взаимодействия искусств в речевом развитии и... 1 268.81kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств - страница №2/3


Пение и аккомпанемент (самоаккомпанемент)

Первое, что нужно сделать педагогу – создать для ребенка психологически комфортную атмосферу, раскрепостить его, придать уверенность в своих силах. На начальном этапе обучения песни нужно подбирать так, чтобы мелодическая линия была поступенной – либо снизу вверх (в удобной для пения тесситуре), либо сверху вниз (если у ребенка высокий голос). Песенные мелодии подбираются разнообразные по характеру и жанровым признакам для освоения учеником различных вариантов фактурного аккомпанемента. Для освоения учеником навыка пения песен под собственное сопровождение необходимо следующее:



  1. сыграть мелодию, спеть ее;

  2. проанализировать мелодию: определить структуру, тональный план (по аккомпанементу), выявить отклонения:

  3. исполнить (сыграть и спеть) мелодию с аккомпанементом гармонического вида. Мелодия исполняется правой рукой, гармоническое сопровождение левой (как вариант - разложенные трезвучия и их обращения);

  4. исполнить мелодию с аккомпанементом фактурного вида, соответствующим его характеру (исполнение аккомпанемента двумя руками, основанного только на гармонической сетке и исполнение мелодии голосом).

Для работы над «самоаккомпанементом» можно брать мелодии, которые ученик подбирал по слуху и транспонировал.

Некоторые варианты фактурного аккомпанемента

(возможны изменения, исходя из индивидуальных способностей ученика)




1.

2.


3.

4.


5.

6.

Фактурный вид сопровождения постепенно усложняйте, используя изученные ритмические рисунки – триоли, синкопы, пунктирный ритм, размер 6/8 .





7.
8.


9.


10.

11.

При освоении длительностей попробуйте опираться сначала на равные длительности. «Саму школу, сами занятия с ребенком мы начинаем… с воспитания чувства временной упорядочности…» (Л.А.Баренбойм)

1. пр. р.

лев. р.



2. пр. р.


лев. р.


3. пр. р.


лев. р.
4. пр.р.
лев. р.

«Орнаменты» с трехстрочной записью можно рассматривать как партитуру. Партию метронома ( и т. д.) исполняет преподаватель на фортепиано или на синтезаторе, подобрав несложный стиль аккомпанемента (паттерн). Ученик или ученики могут исполнять свою партию хлопками, ударом ладошки или карандаша по столу, на детских музыкальных инструментах.




5.


6.


Затем порядок знакомства ученика с новыми длительностями может быть любым. Важно, чтобы обучение было поэлементным (по такому принципу осваивается фигурное катание, художественная гимнастика, бальные танцы и др.). Дети осваивают элементы, из которых складываются те или иные композиции. Естественно, что поэлементное обучение должно идти параллельно с поэтапным (от простого к сложному).

Ритмические упражнения

(можно использовать как ритмическую основу сопровождения)

1.

2.


3.


4.


5.

6.

7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.



14.


15.


16.
Помимо умения аккомпанировать, самоаккомпанемент дает осознанное ощущение соподчиненности музыкального материала и помогает работе над двухручными пьесами гомофонного склада. Пение мелодии под собственный аккомпанемент Г.Г.Нейгауз рекомендовал в процессе работы над кантиленой.

Предмет «Музицирование» включает знакомство и освоение несложных аккомпанементов для скрипки, домры, флейты и др., а также для вокальных произведений. Умение аккомпанировать не только расширяет возможности музицирования в быту, но и позволяет познакомиться с вокальным дыханием, фразировкой, с тембрами и выразительными ресурсами различных музыкальных инструментов, обогащает слуховой и исполнительский опыт, музыкальную эрудицию.
Импровизация (варьирование) и сочинение

Элементы импровизации должны присутствовать на занятиях с самого первого урока практически в любом виде деятельности (в работе над метроритмом, интонированием, подбором по слуху, исполнением и т. д.). Изменяя музыкальную ткань, ребенок осуществляет творческий выбор и приходит к активному овладению музыкальным материалом. Сначала можно дробить крупные длительности (например, в аккомпанементе) на более мелкие, немного изменять мелодию – сочинять к ней подголоски или создавать простейшую двухголосную фактуру, усложнять или упрощать ритмический рисунок. Позднее необходимо научиться менять фактуру сопровождения, изменять или добавлять фигурации, украшения и т. д. Прежде чем приступить к собственно импровизации, полезно предложить ученику устно «поимпровизировать» на сказочную тему, затем усложнить задание, добавив к импровизации раскачивание на прямых ногах в выбранном темпе. Следующим заданием будет сочинение композиций атонального и (позднее) тонального характера. Здесь важно включить ребенка в творческий процесс поиска способов передачи эмоционально-образного языка. По мере накопления слуховых представлений и выработке чувства внутренней ритмической пульсации (см. ритмические упражнения в «Методических рекомендациях» Т.И.Смирновой) при сочинении композиций полезно использовать стихотворные тексты.

Следующий этап в овладении навыком импровизации – сочинение мелодии (вокальной, затем инструментальной), используя гармоническую сетку любой разучиваемой пьесы. Важно объяснить ученику, каким образом можно составить гармонические сетки, использовать фактурные модели и соотносить мелодию с аккомпанементом. В дальнейшем необходимо обязательно анализировать текст музыкального произведения с позиции сочинения мелодии, метроритма, типа фактуры, подголосков.
Домашнее музицирование

Из всех изучаемых с преподавателем произведений (включая собственные сочинения) ученик выбирает наиболее понравившиеся ему и доучивает их самостоятельно. Преподаватель должен постоянно консультировать ученика и контролировать его в данной самостоятельной работе. Нельзя забывать, что в программе обучения, кроме классического репертуара, который формирует грамотного музыканта, должен присутствовать и социально значимый репертуар, т.е. современный музыкальный материал (музыка из кинофильмов и т.п.), востребованный в окружении учащегося. Домашнее музицирование способствует созданию атмосферы любви к искусству в своей семье и у своих сверстников, формирует у ученика чувство ответственности и способности к саморазвитию.



Годовые требования по классам
В течение каждого учебного года преподаватель работает с учеником по освоению комплекса различных видов деятельности, который включает предмет «Музицирование».

Звездочка (*) указывает на некоторые элементы комплекса, которые по усмотрению преподавателя можно «проходить» в качестве ознакомления, исходя из индивидуальных способностей ученика (см. Примерные требования для контрольных уроков, контроль и учет успеваемости).




I класс


Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

(повышенный уровень)

Музицирование

для учащихся 9 - 13 лет

  • подбор по слуху и транспонирование (в 1-2 тональности) несложных мелодий или попевок (в пределах пятипальцевой позиции), начинающихся с I (III, V) ступени одной рукой в ансамбле с педагогом;

  • отрабатывание ритмических блоков, чтение с листа ритмических структур;

  • игра несложных кадансовых оборотов;

  • чтение с листа на основе «графического видения» текста (когда уже закончен донотный период обучения) мелодий поступенного движения;

  • игра в ансамбле;

  • пение детских песенок под собственный аккомпанемент;

  • импровизация любого плана (устная сюжетная, ритмическая, атональная);

  • самостоятельная работа над любым понравившимся видом музыкальной деятельности.




  • подбор по слуху и транспонирование в 2 тональности детских песенок и пьес;

  • подбор небольших попевок (4-6 звуков после двух-трехкратного проигрывания преподавателем;

  • отрабатывание ритмических блоков.

  • чтение с листа мелодий поступенного движения двумя руками (в левой – основной тон, остинатный бас, квинта и т. д.);

  • чтение с листа ритмических групп классического (*и джазового) направления;

  • игра (в тесном расположении) несложных кадансовых оборотов;

  • игра в ансамбле;

  • игра трезвучий главных ступеней лада (I, IV, V) (в 2-х тональностях)

  • пение детских песенок под собственный аккомпанемент;

  • импровизация любого плана (устная сюжетная, ритмическая, атональная);

  • самостоятельная работа над любым понравившимся видом музыкальной деятельности.

  • подбор по слуху и транспонирование (в 1-2 тональности) несложных песен и мелодий;

  • *подбор небольших попевок (4-6 звуков) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем;

  • транспонирование по нотам несложных пьес (в пределах пятипальцевой позиции) или выученных произведений (можно в ансамбле с преподавателем);

  • отрабатывание ритмических «блоков», чтение с листа ритмических структур;

  • чтение с листа на основе «графического видения» текста мелодий поступенного движения;

  • игра в ансамбле;

  • игра (в тесном расположении) трезвучий (*с обращениями), несложных кадансовых оборотов;

  • пение детских песен под собственный аккомпанемент;

  • импровизация любого плана (устная сюжетная, ритмическая, атональная);

  • самостоятельная работа над любым понравившимся видом музыкальной деятельности.


II класс


Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

(повышенный уровень)

Музицирование

для учащихся 9 - 13 лет

  • подбор по слуху несложных песен с простым аккомпанементом и игра их в 1-2-х тональностях;

  • подбор небольших попевок (двумя руками) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем;

  • транспонирование по нотам в ближайшие тональности пьес, позволяющих не менять позицию рук или транспонирование выученных по нотам песен в соседние, удобные для пения тональности (с предварительной записью гармонической цепочки);

  • отрабатывание ритмических «блоков», чтение с листа ритмических структур;

  • чтение с листа (двумя руками) несложных пьес;

  • развитие навыка чтения на один такт вперед;

  • *игра в ансамбле;

  • игра (отдельно) обращений трезвучий (в 2-х тональностях), септаккордов от белых клавиш, D7 (в 2-х тональностях);

  • игра гармонических цепочек (6-10 аккордов), кадансовых оборотов, секвенций (2 звена);

  • пение песен под собственное сопровождение;




  • *импровизация атонального (или тонального) характера на заданный художественный образ или сочинение небольших попевок, мелодий (можно на стихотворный текст);

  • самостоятельная работа над наиболее понравившимися произведениями (консультируясь с преподавателем).




  • подбор по слуху несложных песен с простым аккомпанементом и игра их в 2-х тональностях;

  • транспонирование выученных по нотам песен в соседние, удобные для пения тональности (с предварительной записью гармонической цепочки или цифровки);

  • *подбор по слуху попевок (6-10 звуков) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем;

  • транспонирование по нотам в ближайшие тональности пьес, позволяющих не менять позицию рук;

  • отрабатывание ритмических блоков;

  • чтение с листа ритмических структур классического и джазового направления;

  • чтение с листа пьес двумя руками (развитие навыка чтения на один такт вперед);

  • игра (в тесном расположении) несложных кадансовых оборотов (обычный каданс, *расширенный каданс), секвенций;

  • игра гармонических схем (в 1-2-х тональностях);



  • игра трезвучий (и их обращений) и септаккордов от всех ступеней лада (в 1-2-х тональностях);

  • игра (отдельно) аккордов С+5, D7, II7-5, Ум7;

  • пение песен под собственное сопровождение;

  • игра в ансамбле;

  • импровизация (вокальная, ритмическая, атональная или тональная) и сочинение песен на любимые стихи, небольших попевок или мелодий;

  • самостоятельная работа над наиболее понравившимися произведениями (консультируясь с преподавателем).

  • подбор по слуху и транспонирование (в 1-2 тональности) несложных песен с простейшим аккомпанементом;

  • подбор по слуху попевок (4-6 звуков) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем;

  • транспонирование по нотам в ближайшие тональности простых пьес (или одноголосных мелодий), позволяющих не менять позицию руки;

  • игра в ансамбле с преподавателем несложных произведений для фортепиано в 4 руки;

  • чтение с листа пьес из репертуара подготовительного отделения ДМШ. Развитие навыка чтения на один такт вперед;

  • отрабатывание ритмических блоков, чтение с листа ритмических структур;

  • пение детских песенок под собственный аккомпанемент (фактурные варианты, доступные ученику);

  • игра гармонических оборотов, цифровок;

  • игра (отдельно) обращений трезвучий главных ступеней лада (I, IV, V);


  • импровизация атонального (или тонального) характера на заданный художественный образ или иллюстрирующая любимые стихотворения или сказки;

  • самостоятельная работа над любым понравившимся видом музыкальной деятельности.





III класс


Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

(повышенный уровень)

Музицирование

для учащихся 9 - 13 лет

  • подбор по слуху песен с простым аккомпанементом и транспонирование их в ближайшие тональности;

  • подбор мотивов и небольших фраз после двух-трехкратного проигрывания преподавателем;

  • транспонирование по нотам пьес (или мелодий), изложенных в пределах позиции руки в 1-2-х тональностях с сохранением аппликатуры оригинала;

  • чтение с листа пьес репертуарной сложности первого класса ДМШ;

  • отрабатывание ритмических блоков, чтение с листа ритмических структур;

  • игра в ансамбле;

  • пение песен под собственное сопровождение, которое исполняется двумя руками и строится на гармонической основе (мелодия исполняется голосом). Преподаватель помогает ученику разнообразить варианты фактуры современными ритмами;

  • игра гармонических оборотов и цепочек (правой рукой аккорды или их обращения, левой рукой основной тон аккорда), несложных секвенций;

  • *игра (отдельно) D7, II7, II6 (в 1-2-х тональностях), септаккордов от белых клавиш;

  • сочинение собственных гармонических сеток на основе знаний и опыта, приобретенных при гармоническом анализе изучаемых пьес, игра этих схем или сочинение вокальных импровизаций на их основе;

  • *сочинение небольших пьес в жанрах, предпочитаемых учеником, учитывая его индивидуальные возможности;

  • включение наиболее полюбившихся произведений различных направлений (классического, джазового, эстрадного) в репертуар для домашнего музицирования.

  • подбор по слуху песен с простым аккомпанементом и игра в 2-х тональностях;

  • подбор по слуху мелодий (в форме периода) с простейшим аккомпанементом (в виде основного тона аккорда, квинты или главных трезвучий);

  • *транспонирование выученных по нотам песен в соседние, удобные для пения тональности (на секунду вверх и вниз, с предварительной записью гармонической сетки);

  • транспонирование по нотам в ближайшие тональности несложных пьес;

  • чтение с листа ритмических структур классического и джазового направления;

  • чтение с листа (с предварительным анализом) пьес из репертуара первого, второго классов ДМШ;

  • чтение с листа пьес (в наиболее легком изложении), развитие навыка чтения на один такт вперед;

  • игра кадансовых оборотов, секвенций, гармонических схем в 2-3-х тональностях;

  • игра (отдельно) D7, II7 с обращениями (в 2-х тональностях), 2-3-х нонаккордов, в том числе с альтерированными ступенями (от белых клавиш);

  • *игра в ансамбле;

  • знакомство с несложными аккомпанементами для овладения навыками концертмейстерской игры;

  • импровизация (ритмическая, тональная) или сочинение (собственных гармонических сеток, небольших пьес);

  • самостоятельный разбор и работа над наиболее полюбившимися произведениями различных направлений. Преподаватель выборочно проверяет состояние данного репертуара и корректирует его исполнение.




  • подбор по слуху песен с простым аккомпанементом и транспонирование их в ближайшие тональности (1-2 тональности);

  • *подбор (двумя руками) мотивов, небольших фраз после двух-трехкратного проигрывания преподавателем;

  • транспонирование по нотам в ближайшие тональности несложных пьес или выученных по нотам песен (с предварительной записью гармонической сетки);

  • чтение с листа ритмических структур;

  • чтение с листа двумя руками несложных пьес;

  • развитие навыка чтения на один такт вперед;

  • *игра в ансамбле;

  • игра кадансовых оборотов, секвенций, гармонических цепочек с отклонениями в тональности II, IV ступеней (в 1-2-х тональностях);

  • игра (отдельно) нонаккордов (3-4), II7, D7 с обращениями (в знакомых тональностях), аккордов с альтерированными ступенями (I+5, IV-3, II6-5, II7-5);

  • знакомство с несложными аккомпанементами для овладения навыкам концертмейстерской игры;

  • сочинение собственных гармонических сеток на основе знаний и опыта, приобретенных при гармоническом анализе изучаемых пьес;

  • *импровизация (вокальная, ритмическая, тональная – по выбору);

  • *сочинение небольших пьес в жанрах, предпочитаемых учеником, учитывая его индивидуальные возможности;

  • самостоятельный разбор и работа над наиболее полюбившимися произведениями различных направлений (классического, джазового, эстрадного). Преподаватель выборочно проверяет состояние данного репертуара и корректирует его исполнение.

IV класс


Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

(повышенный уровень)

Музицирование

для учащихся 9 - 13 лет

  • подбор песен по слуху и их исполнение с аккомпанементом, построенном на выбранной или сочиненной фактурной модели;

  • транспонирование по нотам пьес (этюдов) в легком изложении (*в правой руке мелодия, в левой – сопровождение). Перед началом транспонирования следует сделать гармонический анализ пьесы в данной тональности, после чего подписать названия аккордов (буквенное обозначение) в новой тональности;

  • игра гармонических цепочек в знакомых тональностях с отклонениями в тональность субдоминанты или тональность VI ступени в различном фактурном изложении аккордов;

  • *игра секвенций на основе Ум7 и D7;

  • *игра секвенций из эстрадного или джазового репертуара (по 2-4 такта);

  • *игра (отдельно) следующих аккордов (от 2-3 различных звуков) C6, Сm6, С-5, С+5, С+7, С9, С-9, Сm7-5, обращений D7;

  • *игра в ансамбле;

  • пение песен под собственное сопровождение;

  • чтение с листа несложных пьес;

  • чтение с листа ритмических структур;

  • знакомство с несложными аккомпанементами для овладения навыками концертмейстерской игры (следование за солирующей партией, транспонирование);

  • сочинение инструментальных «фантазий» на основе составленных гармонических цепочек и их исполнение с использованием фактурных моделей. При их составлении необходимо учитывать ранее пройденный материал (отклонения в тональности IV и VI ступеней);

  • *сочинение небольших произведений в жанрах и стилях, выбранных учащимся;

  • самостоятельное доучивание после разбора с преподавателем нескольких произведений различных направлений (классического, джазового или эстрадного).

  • повторение наиболее понравившихся произведений из репертуара за прошедшие 2 года.

  • подбор песен по слуху и их исполнение с аккомпанементом, построенном на выбранной фактурной модели (в 2-х тональностях);

  • *транспонирование выученных по нотам песен в соседние, удобные для пения тональности, с предварительной записью гармонической сетки;

  • транспонирование по нотам в ближайшие тональности несложных пьес;

  • чтение с листа ритмических структур классического и джазового направлений;

  • чтение с листа (с предварительным анализом) произведений, репертуарной сложности 2-го класса ДМШ;

  • чтение с листа (развитие навыка чтения с листа на один такт вперед) пьес, репертуарной сложности первого, второго классов ДМШ;

  • игра двумя руками гармонических цифровок с отклонениями, модуляциями в тональности IV, V, II ступеней, кадансовых оборотов (расширенный, прерванный), секвенций в знакомых тональностях;




  • игра (отдельно) «золотой секвенции»;

  • пение песен под собственное сопровождение;

  • *игра в ансамбле;

  • *игра несложных аккомпанементов (по выбору) для вокалистов, балалайки, скрипки, виолончели, флейты, кларнета и т.д.;

  • *импровизация (ритмическая, вокальная, инструментальная) или сочинение (мелодий с использованием стихов, гармонических цепочек, небольших пьес);

  • самостоятельное доучивание произведений, разобранных с преподавателем, и включение их в репертуар «домашнего музицирования».

  • готовность ученика сыграть любое произведение из списка «домашнего музицирования», составленного в течение последних 2-х лет обучения;

  • игра (отдельно) ходов с пониженными VI, III, II ступенями, хода «Битлз», терцовых ходов, фригийского оборота (в миноре), DD (в 1-2-х тональностях).

  • подбор песен или мелодий из кинофильмов, спектаклей и т.д., их исполнение с аккомпанементом, построенном на выбранной или сочиненной фактурной модели (в 2-х тональностях);

  • *транспонирование выученных по нотам песен в соседние, удобные для пения тональности;

  • транспонирование по нотам пьес, этюдов в легком изложении;

  • чтение с листа ритмических структур классического и джазового направлений;

  • чтение с листа (с предварительным анализом) произведений, репертуарной сложности первого второго классов ДМШ;

  • игра двумя руками гармонических схем, кадансовых оборотов, секвенций в знакомых тональностях в различном фактурном изложении аккордов;

  • игра (отдельно) DD7 с разрешением (в 2-х тональностях), хода «Битлз», ходов с пониженными VI, III, II ступенями, терцовых ходов, фригийского оборота (в миноре) (1 тональность);



  • чтение с листа (развитие навыка чтения с листа на один такт вперед) пьес подготовительного или первого класса ДМШ.

  • *игра в ансамбле;

  • пение песен под собственное сопровождение;

  • *игра несложных аккомпанементов (по выбору) для вокалистов, балалайки, скрипки, флейты, кларнета и т.д.;

  • *сочинение инструментальных «фантазий» на основе составленных гармонических цепочек и их исполнение с использованием фактурных моделей;

  • самостоятельное доучивание произведений, разобранных с преподавателем, и включение их в репертуар «домашнего музицирования».

  • готовность ученика сыграть любое произведение из списка «домашнего музицирования», составленного в течение последних 2-3-х лет обучения.





V класс


Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

(повышенный уровень)

Музицирование

для учащихся 9 - 13 лет

  • исполнение знакомых песен отечественной и/или зарубежной эстрады, народных песен, используя приобретенные навыки игры аккомпанемента;

  • транспонирование по нотам пьес в легком изложении. При транспонировании опираться на предварительный гармонический анализ пьесы и на навыки, приобретенные благодаря «графическому восприятию нотного текста», игре секвенций и гармонических схем;

  • игра гармонических оборотов и цепочек в знакомых тональностях с отклонениями в тональность IV,VI ступеней. *Модуляции в тональность V ступени или любую тональность через Ум7;

  • чтение с листа несложных пьес;

  • игра секвенций;

  • игра в ансамбле;

  • пение песен под собственное сопровождение;

  • *разучивание несложных аккомпанементов по нотам для аккомпанирования солистам;

  • продолжение работы по развитию навыков гармонизации мелодии и пению под свой аккомпанемент;




  • *в импровизации и сочинении продолжать развитие ранее приобретенных навыков;

  • самостоятельно, но под контролем преподавателя, выучить несколько наиболее понравившихся произведений, «держать в руках» репертуар домашнего музицирования последних 3-х лет.




  • подбор по слуху песен, мелодий из кинофильмов и их исполнение с аккомпанементом, построенном на выбранной фактурной модели (в 1-2-х тональностях);

  • *транспонирование выученных по нотам песен в соседние, удобные для пения тональности, с предварительной записью гармонической цифровки;

  • транспонирование по нотам песен в легком изложении, опираясь на предварительный гармонический анализ и навыки, приобретенные благодаря «графическому восприятию» нотного текста, игре секвенций, гармонических схем;

  • чтение с листа (с предварительным анализом) произведений репертуарной сложности третьего класса ДМШ;

  • игра двумя руками ранее пройденных гармонических цепочек во вновь изучаемых тональностях;

  • игра гармонических цепочек, составленных самостоятельно из знакомых гармонических оборотов, «ходов», секвенций;

  • пение песен под собственное сопровождение;

  • *игра в ансамбле;

  • *игра аккомпанементов (по выбору) для вокалистов, балалайки, скрипки, виолончели, флейты, кларнета и т.д.;

  • *импровизация, сочинение, аранжировка;

  • работа над произведениями для домашнего музицирования.




  • исполнение песен, выученных ранее в третьем, четвертом классах в 1-2-х новых тональностях, используя приобретенные навыки игры аккомпанемента; или подбор новых песен, мелодий из кинофильмов и их исполнение (в 1-2-х тональностях) с аккомпанементом, построенном на выбранной или сочиненной фактурной модели;

  • транспонирование по нотам пьес в легком изложении, опираясь на предварительный гармонический анализ пьесы и на навыки, приобретенные благодаря «графическому восприятию» нотного текста, игре секвенций, кадансов, гармонических схем;

  • чтение с листа (с предварительным анализом) произведений репертуарной сложности второго, третьего классов ДМШ;

  • игра двумя руками ранее пройденных гармонических схем в новых тональностях или игра новых гармонических схем, секвенций, кадансовых оборотов;

  • игра (отдельно) нонаккордов (4-5) с альтерированными ступенями, II7, D7 с обращениями (в новой тональности), DD7 с альтерированными ступенями с разрешением, Ум7 с разрешением;

  • *игра в ансамбле;

  • *игра несложных аккомпанементов (по выбору) для вокалистов, балалайки, скрипки, флейты и т.д.;

  • пение песен под собственное сопровождение;

  • *импровизация или сочинение;

  • работа над произведениями для домашнего музицирования.

* Тема по выбору преподавателя.


Примерные требования для контрольных уроков

1-й вариант

I полугодие (контрольный урок).

  • Чтение с листа.

  • Исполнение подобранных по слуху песен (1-2) в 2-х тональностях (или в пройденных тональностях).

  • Транспонирование по нотам.

  • Игра аккомпанемента (1 произведение).

  • Импровизация любого плана.

II полугодие (контрольный урок).

  • Игра гармонических схем, секвенций, кадансовых оборотов.

  • Чтение с листа ритмических схем (1-3).

  • Исполнение песен под собственный аккомпанемент (1-3 произведения).

  • Игра в ансамбле (1 произведение).

    • Исполнение собственных сочинений (по выбору).

    • Участие в классном или в общешкольном концерте с использованием произведений из списка «домашнее музицирование».


2-й вариант

I полугодие (контрольный урок).

  • Чтение с листа ритмических схем (1-3).

  • Чтение с листа музыкальных произведений.

  • Транспонирование по нотам.

  • Пение песен (1-3) под собственный аккомпанемент.

  • Участие в школьном и классном конкурсе, концерте, другом мероприятии.

II полугодие (контрольный урок).

    • Игра гармонических схем, секвенций, кадансовых оборотов.

    • Исполнение подобранных по слуху (1-2) песен, их игра в 2-х тональностях.

    • Игра в ансамбле (1 произведение).

    • Игра аккомпанемента (1 произведение).

    • Импровизация (любого плана) или игра собственных сочинений.

    • Игра произведений (1-2 по выбору) из списка «домашнее музицирование».


3-й вариант

Любое другое распределение по полугодиям вышеперечисленных навыков для выступления на контрольных уроках (см. Контроль и учет успеваемости).



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
I класс

Для работы над чистотой интонирования можно взять песни, которые ученик подбирал по слуху.

Импровизация любого плана (устная сюжетная, ритмическая, атональная), строящаяся на эмоционально-образном соответствии персонажам и действиям, происходящим в сказках, с использованием регистров, темпов, нюансировки, диссонансовых и консонансовых созвучий.

Самостоятельная работа ученика над любым понравившимся видом музыкальной деятельности.



Для учащихся 7 - 11 лет.

  • Подбор по слуху и транспонирование детских песенок.

Например: Эрнесакс Г. «Прозвенел звонок», «Едет, едет паровоз»; русская народная песня «Во поле береза стояла» и другие.

  • Подбор (одной рукой) небольших попевок (4-6 звуков) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.

  • Чтение с листа пьес из сборников для подготовительного отделения ДМШ (можно в ансамбле с педагогом).

  • Чтение с листа ритмических структур, выписанных на карточках.

Например:


















  • Игра двумя руками (в тесном расположении) несложных кадансов (в 1-2-х тональностях): Т – S – T; T – D – T; T – S – D – T.

  • Игра произведений для фортепиано в 4 руки (в ансамбле с преподавателем).

  • Пение детских песенок под собственный аккомпанемент (в виде основного тона или терции и квинты, взятыми одной (двумя) рукой, или аккомпанемент преподавателя).

Например: русская народная песня «Как пошли наши подружки»; Качурбина М. «Мишка с куклой пляшут полечку»; украинская народная песня «Веселые гуси».
Для учащихся 7 - 11 лет (повышенный уровень).

  • Подбор по слуху и транспонирование (в 2 тональности) одной или двумя руками детских песенок.

Например: Эрнесакс Г. «Едет, едет паровоз»; Качурбина М. «Мишка с куклой пляшут полечку»; Филлипенко А. «Веселый музыкант»; русская народная песня «Во поле береза стояла».

  • Чтение с листа ритмических структур, выписанных на карточках:


1.
2.

3.


  • *Подбор небольших попевок (4-6 звуков) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.

  • Чтение с листа мелодий по сборникам «Сольфеджио» для первого и второго классов. Развитие навыка чтения на один такт вперед.

  • Чтение с листа двумя руками пьес репертуарной сложности подготовительного класса ДМШ.

  • Игра гармонических оборотов, цепочек (в 1-2-х тональностях).

Например: I – I6 – IV– IV6 – V – I; IV – IV64 – I – I64 – V – I.

Схемы можно играть двумя способами:

1-й способ. Трезвучие или его обращение распределить между руками.

2-й способ. В левой руке играть основной тон, в правой – трезвучие или его обращение.



  • Игра несложных кадансовых оборотов (в мажоре или в миноре).

Например: I –V – I; I – IV – I; I – IV – V – I; * T6 – IV53 – V64 – T6.

  • *Игра в ансамбле с преподавателем произведений для фортепиано в 4 руки.

  • Пение песенок под собственный аккомпанемент (фактурный вариант, доступный ребенку на данном этапе обучения).

Например: Красев М. «Елочка»; украинская народная песня «Веселые гуси»; русская народная песня «Песенка про козлика».
Для учащихся 9 - 13 лет.

  • Подбор по слуху и транспонирование (в 1-2 тональности) несложных песен и мелодий.

Например: Красев М. «Прозвенел звонок», «Елочка»; украинская народная песня «Веселые гуси»; русская народная песня «Калинка» (припев).

  • Подбор небольших попевок (4-6 звуков) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.

  • Транспонирование по нотам репертуарной сложности подготовительного класса ДМШ (можно в ансамбле с педагогом).

  • Чтение с листа ритмических структур, выписанных на карточках:


1.

2.


3.


  • *Игра (отдельно) трезвучий главных ступеней лада с обращениями (в 1-2-х тональностях).

  • Игра двумя руками (в тесном расположении) несложных кадансов (в 1-2-х тональностях):

Т – S – T или Т – S46 – T;

T – D – T или T6 – D46 – T;

T – S – D – T или T6 – S – D46 – T6;

Левая рука играет основной тон аккорда, правая – обращения.



  • Чтение с листа (с предварительным анализом) пьес из сборников для подготовительного или первого классов ДМШ.

  • Игра в ансамбле с преподавателем произведений для фортепиано в 4 руки.

  • Пение песенок под собственный аккомпанемент (фактурный вариант, доступный ребенку на данном этапе обучения).

Например: Паулс Р. «Колыбельная»; Синявский П. «Лягушенция».
II класс
Для учащихся 7 - 11 лет.

  • Подбор по слуху и транспонирование (в 1-2-х тональностях) детских песенок.

Например: Красев М. «Елочка»; русская народная песня «Коровушка»; Филиппенко А. «Веселый музыкант».

  • Подбор (одной рукой) и транспонирование небольших попевок (6-8 звуков) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.

  • Транспонирование в ближайшие тональности простых пьес (или одноголосных мелодий), позволяющих не менять позицию руки.

Например: Гнесина Е. «Песня», 2 этюда; Лещинская Ф. «Маляр».

  • Игра в ансамбле с преподавателем несложных произведений для фортепиано в четыре руки.

  • Чтение с листа пьес репертуарной сложности подготовительного отделения детской музыкальной школы. Развитие навыка чтения с листа на один такт вперед на простейших пьесах (мелодия должна быть выписана на одной строчке нотоносца).

  • Чтение с листа ритмических структур, выписанных на карточках.

Например:

1.

2.



3.


  • Пение детских песенок под собственный аккомпанемент (фактурные варианты, доступные ученику).

Например: Паулс Р. «Колыбельная»; русская народная песня «Песенка про козлика».

  • Игра гармонических оборотов (1-2), цифровок в двух тональностях каждой рукой отдельно или двумя руками (в левой руке – основной тон). Запись гармонических схем буквенными обозначениями тональностей предпочтительнее.

  1. C – Am – F – G – C;

  2. Am – Dm – E – Am;

  3. (тональность С) I – III – II – V – I;

  • *Импровизация тонального или атонального характера на выбранное учащимся эмоциональное настроение или иллюстрирующая собственные сказки.

  • *Сочинение небольших попевок или мелодий.

  • Самостоятельная работа над наиболее понравившимся видом музыкальной деятельности.


Для учащихся 7 - 11 лет (повышенный уровень).

  • Подбор по слуху и игра двумя руками (в 1-2-х тональностях) детских песен.

Например: Васильев-Буглай Д. «Осенняя песенка»; Иорданский М. «Голубые санки»; русская народная песня «Ходила младешенька по борочку»; Шаинский В. «Песенка про кузнечика».

  • *Подбор небольших попевок (двумя руками) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем

  • Чтение с листа ритмических структур примерно следующей сложности:


1


2.

3.

4.



5. Ритмические упражнения.1

  • Чтение с листа пьес репертуарной сложности подготовительного и первого классов детской музыкальной школы.

  • *Игра в ансамбле с преподавателем произведений для фортепиано в четыре руки.

  • Игра гармонических схем в двух вариантах:

  1. каждой рукой отдельно,

  2. правой рукой аккорды или их обращения, левой – основной тон аккорда.

Например:

  1. (в мажоре) I – I6 – IV – II7 – II-57 – V64 – I

  2. (в мажоре и миноре) I – IV64 – II – V64 – I

  3. (в миноре) Т – Т6 – S – S6­4 – II7 – D64 – Т

  • Игра кадансовых оборотов (в мажоре и миноре) заданным ритмическим рисунком: К64 – D – Т; S – К64 – D – T; *I – VI – II – V7 – I.

  • Игра секвенций (2 звена), построенных на оборотах: D7 → T; Ум.7 → Т.

  • Игра отдельно трезвучий и их обращений, септаккордов от всех ступеней лада (в 1-2-х тональностях), аккордов С+5, D7, II7-5, Ум7.

  • Пение песен под собственное сопровождение, применяя простые фактурные варианты аккомпанемента (в характере вальса, польки, песни (арпеджированный аккомпанемент).

Например: Филиппенко А. «Цыплята»; Попатенко Т. «Котенок и щенок»; Кабалевский Д. «Наш край»; Шаинский В. «Песенка Чебурашки»; Савельев Б. «Неприятность эту мы переживем»; Спадавеккиа А. «Добрый жук»; Паулс Р. «Колыбельная»; Синявский П. «Лягушенция».

  • *Импровизация тонального или атонального характера на заданное (или выбранное учащимся) эмоциональное настроение или иллюстрирующая собственные сказки.

  • *Сочинение попевок, мелодий и их гармонизация с использованием приобретенных знаний.

  • Самостоятельная работа над наиболее понравившимися произведениями (консультируясь с преподавателем).


Для учащихся 9 - 11 лет.

  • Подбор по слуху и транспонирование (в 1-2-х тональностях) детских песен или несложных мелодий из кинофильмов, спектаклей, популярных классических произведений и т.д.

Например: Моцарт В. Симфония № 40, I часть (фрагмент); Попатенко Т. «Котенок и щенок»,

  • Подбор небольших попевок (двумя руками) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.

  • Транспонирование по нотам в ближайшие тональности мелодий, пьес, следующей примерной сложности:

Например: Литвак М. Хрестоматия для трубы: «Дрозд», «У окна», «Маленький марш»; Гнесина Е. «Песня», 2 этюда; Лещинская Ф. «Маляр».



  • Чтение с листа ритмических структур.

Например:


1.


2.

3. Ритмические упражнения.



  • Чтение с листа двумя руками пьес репертуарной сложности первого класса детской музыкальной школы.

  • Развитие навыка чтения нот с листа на один такт вперед. Чтение с листа пьес подготовительного класса или несложных пьес репертуарной сложности первого класса детской музыкальной школы.

  • *Игра произведений для фортепиано в четыре руки.

  • Игра гармонических цепочек в 1-2-х тональностях (в левой руке – основной тон, в правой – трезвучия или их обращения).

Например: C – C6 – F – Dm – G64 – C6 ; Am64 – Dm­6 – E7F – Dm – E7 – Am.

  • *Игра кадансовых оборотов с проходящими хроматическими звуками.

Например:




  • Игра кадансовых оборотов (расширенного, прерванного): I – V – II – V – I;

V – VI – IV – К64 – V – I.

  • Игра секвенций (2 звена), построенных на оборотах: D7 → T; D7 → VI.



  • Пение песен под собственное сопровождение (фактурный вариант аккомпанемента, соответствующий характеру произведения).

Например: Спадавеккиа А. «Добрый жук»; Книппер Л. «Почему медведь зимой спит»; Струве Г. «Рыжий пес».

    • *Импровизация (вокальная, ритмическая, тональная – по выбору);

    • *Сочинение небольших пьес в жанрах, предпочитаемых учеником, учитывая его индивидуальные возможности.

    • Самостоятельная работа (с консультацией преподавателя) над репертуаром домашнего музицирования.

    • Чтение с листа ритмических структур.

<< предыдущая страница   следующая страница >>