Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств 5-летний срок обучения Москва 2008 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Серова Галина Егоровна моу дод «Детская школа искусств №10» 1 119.68kb.
Министерство культуры краснодарского края приказ 1 171.19kb.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений... 1 75.22kb.
Характеристика детских музыкальных инструментов и их роль в музыкальном... 1 68.57kb.
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей... 1 116.54kb.
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей... 1 130.49kb.
Березовская Василиса Алексеевна 1 39.95kb.
Руководство и проведение слета осуществляет 1 30.09kb.
Пояснительная записка настоящая программа по литературе для 7 класса... 1 492.16kb.
Конкурс проводится по 2- м номинациям: «деревянные духовые инструменты»... 1 98.94kb.
Пластилин в детских руках 1 72.72kb.
Ищу союза… (из опыта взаимодействия искусств в речевом развитии и... 1 268.81kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств - страница №1/3



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

МуЗИЦИРОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ПРИМЕРНАЯ ВАРИАТИВНАЯ программа

для детских музыкальных школ

и музыкальных отделений детских школ искусств


5-летний срок обучения

Москва 2008




ОДОБРЕНА

Научно-методическим центром

по художественному образованию




Директор: И.Е.Домогацкая





Составитель: Е.А.Проняева


преподаватель Детской школы искусств № 1 г. Тулы







Рецензент: В.А.Салахидинова


преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных

Редакторы: С.Ф.Максимова

О.Н.Литвинова






Программа является победителем Всероссийского конкурса на лучшие образовательные программы для детских школ искусств 2006 года.

Пояснительная записка
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Стала очевидной возрастающая роль развивающих моделей обучения, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению в системе детских музыкальных школ и детских школ искусств. Направленность музыкального обучения на концертное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей, дающих целостное представление о музыкальном искусстве, тормозит и профессиональное музыкальное становление учащихся, и развитие навыков любительского музицирования. Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования – это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания образования. Данная программа использует развивающую модель обучения, обеспечивает активную деятельность детей в сфере искусства, способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

Целью программы является создание необходимых условий для реализации индивидуального подхода в процессе обучения, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка, в том числе, обладающего способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области искусств.

Главной задачей программы является приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Учебный процесс по предмету «Музицирование» построен так, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни учащегося как во время обучения (в школе, ССУЗе и т.д.), так и после окончания школы. Содержание предмета «Музицирование» не противоречит требованиям и задачам профессионального музыкального воспитания, поскольку основу профессиональной деятельности как раз и составляют способности к различным видам музицирования, хороший музыкальный вкус, умение рассказывать о музыке и увлекать ею слушателей.

Направленность данной программы определяется задачами общего художественно-эстетического воспитания учащихся и задачами ранней профессиональной ориентации. В связи с этим предложены три варианта реализации программы: 5 лет обучения для учащихся с 7 до 11 лет (1-5 классы 7-летнего курса обучения), 5 лет обучения для учащихся с 7 до 11 лет – повышенный уровень – (1-5 классы 7-летнего курса обучения) и 5-летний курс обучения для учащихся с 9 до 13 лет.




Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

(повышенный уровень)

Музицирование

для учащихся 9 - 13 лет

В 1-ом и 2-ом классах занятия индивидуальные по 0,5 урока. В 3-ем*, 4-ом и 5-ом классах занятия индивидуальные по 0,5 урока в неделю. Продолжительность урока – 45 минут. Общее количество часов – 90.

В 1-ом классе занятия индивидуальные по 0,5 урока в неделю. Со 2-го* по 5-й класс занятия индивидуальные по 1 уроку в неделю. Продолжительность урока – 45 минут. Общее количество часов – 162.

С 1-го по 5-й класс* занятия индивидуальные по 0,5 урока в неделю. Продолжительность урока – 45 минут. Общее количество часов – 90.


*) С 3-го класса возможны групповые занятия (от 2-х человек), если в рамках предмета по выбору ученик выбирает «Игру в ансамбле». Это даст возможность сэкономить время при объяснении учащимся музыкально-теоретических понятий и сделать более интенсивной и интересной их творческую практику.

*) Со 2-го класса возможны групповые занятия (от 2-х человек), если в рамках предмета по выбору ученик выбирает «Игру в ансамбле». Это даст возможность сэкономить время при объяснении учащимся музыкально-теоретических понятий и сделать более интенсивной и интересной их творческую практику.

*) Со 2-го класса возможны групповые занятия (от 2-х человек), если в рамках предмета по выбору ученик выбирает «Игру в ансамбле». Это даст возможность сэкономить время при объяснении учащимся музыкально-теоретических понятий и сделать более интенсивной и интересной их творческую практику.



Цели и задачи обучения

  • Приобщение ученика к различным видам музыкального творчества (подбору по слуху, импровизации, сочинению, самоаккомпанементу).

  • Развитие внутреннего слуха как фундамента творческой деятельности учащегося.

  • Воспитание и развитие метроритмического чувства.

  • Развитие ладогармонического мышления.

  • Формирование навыков чтения с листа, способствующих быстрому и грамотному разбору текста.

  • Развитие таких личностных качеств как воображение, увлеченность, активность, трудолюбие, инициативность, самостоятельность.

  • Осознание учащимся ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих.


Итоговые требования

Предмет «Музицирование» формирует и развивает разносторонние музыкальные способности и интересы. Окончив курс обучения, ученик должен:




Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

(повышенный уровень)

Музицирование

для учащихся 9 - 13 лет

  • читать с листа музыкальные произведения различной стилевой направленности (классические, джазовые, эстрадные);

  • подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом, используя различные варианты фактуры;

  • музицировать (импровизировать и сочинять в силу своих способностей) в простых жанрах;

  • иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий;

  • иметь хороший музыкальный вкус, любить и понимать музыку;

  • уметь аккомпанировать и петь под собственный аккомпанемент;

  • уметь рассказывать о музыкальных произведениях и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы.




  • свободно читать с листа музыкальные произведения различной стилевой направленности (классические, джазовые, эстрадные);

  • подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом, используя различные варианты фактуры;

  • уметь самостоятельно гармонизовать мелодию, применяя знания и навыки, приобретенные в процессе обучения;

  • свободно играть гармонические схемы в различных тональностях, применяя различные варианты фактуры;

  • музицировать (импровизировать и сочинять в силу своих способностей) в простых жанрах;

  • иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий и самостоятельно его расширять;

  • иметь хороший музыкальный вкус, любить и понимать музыку;

  • уметь аккомпанировать и петь под собственный аккомпанемент;

  • уметь рассказывать о музыкальных произведениях и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы.

  • читать с листа музыкальные произведения различной стилевой направленности (классические, джазовые, эстрадные);

  • подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом, используя различные варианты фактуры;

    • играть гармонические схемы в различных тональностях, применяя различные варианты фактуры;

  • музицировать (импровизировать и сочинять в силу своих способностей) в простых жанрах;

  • иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий и самостоятельно его расширять;

  • иметь хороший музыкальный вкус, любить и понимать музыку;

  • уметь аккомпанировать и петь под собственный аккомпанемент;

  • уметь рассказывать о музыкальных произведениях и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы.






Контроль и учет успеваемости

Начиная с 1-го класса, успеваемость учащихся учитывается в форме контрольных уроков, классных мероприятий (например, конкурсы на лучшее исполнение музыкального «орнамента», на лучшую оригинальную аранжировку песни, «юный композитор»), школьных концертах и т. д. (2 раза в год). При вынесении итоговой оценки (в конце учебного года) необходимо учитывать продвижение учащегося и соотносить качественный уровень выполнения программных требований с индивидуальными способностями ученика.



Критерии программных требований

  1. Оптимальное соотношение индивидуальных особенностей развития учащегося и предлагаемого к изучению материала.

  2. Общемузыкальные знания и навыки игры на инструменте:

  • знакомство с музыкальными произведениями различной стилевой ориентации (классической, джазовой, эстрадной);

  • развитие гармонического и мелодического слуха как плодотворной основы для достижения положительных результатов в обучении;

  • формирование внутреннего чувства ритма;

  • свобода игрового аппарата;

  • развитие образного мышления;

  • развитие мотивации к обучению и самообучению;

  • умение поддержать беседу о музыке.

  1. Стабильность и выразительность исполнения.

  2. Культура сценического поведения.



Учебно-тематический план по предмету «Музицирование»

для учащихся 7 - 11 лет

Повышенный уровень




п/п

Наименование тем

и разделов


Количество уроков

Форма контроля

и учет успеваемости

I класс

II класс

III класс

IV класс

V класс

1.

Введение.

Предмет «Музицирование»

Игра (подбор) по слуху и

транспонирование



5,5

10

9

11

10

Контрольный урок, классные мероприятия, школьные концерты, конкурсы, фестивали и др.

2.

Игра в ансамбле

4

7

6

5

6

3.

Чтение с листа

5,5

10

12

12

13

4.

Пение и аккомпанемент

(самоаккомпанемент)



2

5

5

4

4

5.

Импровизация и сочинение

1

4

4

4

3




Количество уроков за год

18

36

36

36

36

Всего: 162


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по предмету «Музицирование»

для учащихся 7 - 11 лет и 9 - 13 лет




п/п

Наименование тем

и

разделов

Количество уроков

Форма контроля

и учет успеваемости

I класс

II класс

III класс

IV класс

V класс

1.

Введение.

Предмет «Музицирование»

Игра (подбор) по слуху и транспонирование


5,5

5,5

6

6

6

Контрольный урок, классные мероприятия, школьные концерты, конкурсы, фестивали и др.

2.

Игра в ансамбле

4

4

2

2

2

3.

Чтение с листа

5,5

5,5

5

5,5

6

4.

Пение и аккомпанемент (самоаккомпанемент)

2

2

3

3

2,5

5.

Импровизация

(варьирование и сочинение)



1

1

2

1,5

1,5




Количество уроков за год

18

18

18

18

18

Всего: 90 уч.ч.


Содержание программы
Введение.

«Музицирование» включает в себя освоение комплекса различных видов музыкальной деятельности, что ведет их к взаимному обогащению и развитию:



  • игра песен по любым песенным сборникам (мелодия выписана в правой руке, в левой – буквенное обозначение аккордов);

  • структурный и гармонический анализ каждой новой пьесы;

  • освоение различных видов аккомпанемента.


1. Игра (подбор) по слуху и транспонирование


Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

Музицирование

для уч-ся 7 - 11 лет

(повышенный уровень)

Музицирование

для учащихся 9 - 13 лет

  • Подбор по слуху и транспонирование детских песен или попевок одной рукой (в ансамбле с педагогом), затем двумя руками.

  • Игра гармонических цепочек, построенных на основных функциях лада с обращениями аккордов (или без обращений).

  • Игра трезвучий и их обращений четырехголосно двумя руками в тесном, затем широком расположении.

  • Игра гармонических оборотов Ум7 → Т, D7 → Т в разных тональностях.

  • Заучивание произведений наизусть методом подбора.

  • Транспонирование по нотам мелодии (одной рукой), затем музыкального фрагмента или небольшого произведения (двумя руками).

  • Эстрадные и джазовые секвенции по 2-4 такта в знакомых тональностях.




  • Подбор по слуху и транспонирование попевок и детских песен; знакомство с музыкальными произведениями отечественной и зарубежной эстрады (песни, музыка из кинофильмов, мультфильмов и т. д.), сочинениями джазовой литературы.

  • Построение в тональностях до 3-х знаков включительно различных видов аккордов: трезвучий с обращениями (включая увеличенное трезвучие, уменьшенное трезвучие, тонику с секстой), септаккордов с обращениями (включая септаккорды с пониженной квинтой, повышенной септимой), нонаккордов.

  • Игра трезвучий с обращениями и септаккордов с обращениями в тесном, затем широком расположении в разнообразном фактурном изложении сопровождения (тип аккомпанемента: гармоническая поддержка, чередование баса и аккорда, аккордовая пульсация, гармонические фигурации, смешанный тип).

  • Игра гармонических цепочек в разнообразном фактурном изложении сопровождения.

  • Заучивание произведений наизусть методом подбора.

  • Транспонирование мелодий с поступенным движением в пределах пятипальцевой позиции в 3-х, 4-х тональностях (сначала правой рукой, затем двумя руками). Выход за пределы пятипальцевой позиции (подмена пальцев, перенос рук, «графическое восприятие» интервалов и аккордов, элементы гаммообразных последовательностей).

  • Подбор по слуху и транспонирование (попевок, песен, мелодий из кинофильмов, спектаклей, мюзиклов и т.д.) одной рукой в ансамбле с педагогом, затем двумя руками.

    • Игра гармонических сеток (включающих обращения трезвучий, септаккордов с альтерированными тонами, нонаккордов) двумя руками в тесном, широком или смешанном расположении в разнообразном фактурном изложении.

    • Игра гармонических оборотов и секвенций в разных тональностях.

    • Заучивание произведений наизусть методом подбора.

    • Транспонирование по нотам мелодии (одной рукой), затем музыкального фрагмента или небольшого произведения (двумя руками).

    • Эстрадные и джазовые секвенции по 2-4 такта в знакомых тональностях.






Игра в ансамбле

Для учащихся 7 - 11 лет. Повышенный уровень.

  • Игра в ансамбле простых обработок детских песен, произведений классической, джазовой и современной музыки.

  • Чтение с листа (в том числе и нотного текста, изложенного в виде партитуры), импровизация, подбор по слуху в ансамбле.

  • Аккомпанирование учащимся вокального, струнного, духового или народного отделений.


Для учащихся 7 - 11 лет и 9 - 13 лет.

  • Игра в ансамбле с преподавателем простых обработок детских песен, произведений популярной классической и современной музыки.

  • Игра в ансамбле с другим учащимся произведений для фортепиано в 4 руки.

  • Чтение с листа, импровизация, подбор по слуху в ансамбле.

  • Аккомпанирование учащимся вокального, струнного, духового или народного отделений ДМШ, ДШИ.


Чтение с листа. Формирование и развитие навыков чтения с листа

  • Восприятие нотного текста.

  • Воспроизведение нотного текста.

  • Способность предвосхищать, предугадывать развертывание музыкального текста.

  • Установка на неожиданное.

  • Упрощение нотного текста.


Пение и аккомпанемент

  • Работа над чистотой интонирования.

  • Знакомство с несложными аккомпанементами (произведения для скрипки, домры, флейты, балалайки и т. д., вокальными произведениями).

  • Знакомство с вокальным дыханием, фразировкой, тембрами различных музыкальных инструментов.


Импровизация (варьирование) и сочинение

  • Ритмическое, мелодическое, фактурное варьирование.

  • Вокальные импровизации.

  • Сочинение композиций атонального и тонального характера.

  • Сочинение ритмических, мелодических композиций на стихотворный текст.

  • Составление собственных гармонических сеток (на основе приобретенных навыков) и их игра с использованием различных фактурных моделей сопровождения.



Домашнее музицирование

Самостоятельная работа учащегося над расширением репертуара для домашнего музицирования и участия в досуговых мероприятиях.



МетодическИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто будет заниматься музыкой комплексно: одновременно и теорией, и исполнительством, и композицией. Эти три вида музыкальной деятельности в старые добрые времена были связаны между собой так, что каждый музыкант был «един в трех лицах»: и теоретик, и композитор, и исполнитель. Однако, начиная с середины 19 века, произошло разделение труда: одни стали главным образом сочинять, другие – исполнять, третьи – анализировать. Такое положение вещей пагубно отразилось на воспитании юных музыкантов, поскольку одно из главных предназначений сферы дополнительного образования – предоставить детям возможность творить, созидать, развиваться, формировать свою индивидуальность.

Содержание данной программы опирается на методику комплексного интенсивного музыкального воспитания, в которой нашли отражение достижения прогрессивной музыкальной педагогики XX века. В России еще в 20-е годы Борис Владимирович Астафьев и Болеслав Леопольдович Яворский заложили основы системы музыкального воспитания, неотъемлемой частью которой явилось детское творчество как путь к наиболее естественному овладению музыкальной речью. Аналогичные педагогические принципы вызревали и в других странах. Широкую популярность получили, в частности, музыкально-педагогические системы Карла Орфа (Германия), Белы Бартока и Золтана Кодая (Венгрия), труды известных педагогов Мориса Мартено (Франция), Мюррея Шафера (Канада), опыт японской и других школ музыкального воспитания.

Предлагаемая методика обучения обеспечивает разностороннее, гармоничное музыкальное развитие ребенка, фундаментом которого является воспитание слухового восприятия. Единый курс обучения охватывает все направления –исполнительство, теорию, творчество. В области исполнительства приобретается умение не только выучить и сыграть пьесу, но и самостоятельно разобраться в ней, понять ее строение, определить аппликатуру и т.д. Развиваются также навыки аккомпанемента, игры в ансамбле, умение подбирать по слуху, транспонировать, делать переложение или обработку. Психологи определяют творческость как мощный фактор развития личности, определяющий ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, что ведет к новым способам решения проблемы или новому способу выражения. Издавна известно, что научить творчеству невозможно, но научить творчески работать – вполне выполнимая задача. Творческое начало органически присуще детям в различной степени. Задача педагога – поддержать и развить эти задатки.

Взаимосвязь практикуемых на занятиях различных видов музыкально-творческой деятельности ведет к их взаимному обогащению и развитию. Так развитие навыков чтения нот с листа будет способствовать более быстрому разбору текста. Гармонический анализ, ведущий к развитию ладогармонического мышления и развитию внутреннего слуха, облегчит задачу приобщения ученика к импровизации и элементарному сочинению, позволит ему быстрее заучивать текст наизусть, опираясь не только на двигательную, но и на ладогармоническую память, ускорит формирование умения подбирать по слуху. Анализ музыкальной формы, анализ типов развития тематического материала расширит представление ученика о содержании музыкального произведения и, тем самым, заложит основу для поиска индивидуальной трактовки. Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогатит восприятие музыки и сделает ее интерпретацию более тонкой, эмоциональной и артистичной. Всесторонний музыкальный анализ изучаемых произведений, выполненный учеником, позволит освоить теоретические знания через практическую деятельность – что, в свою очередь, приведет к более осознанной работе над произведениями и повысит профессиональный уровень исполнительства, научит анализировать, обобщать, понимать закономерности и особенности музыкального языка.

Постоянной заботой должны быть окружены ученики со скромными музыкальными способностями, не склонные к профессиональной деятельности в музыкальной сфере. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникло ощущения своей неполноценности, так как это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя. Вне зависимости от того, насколько одарен ребенок, обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызовет у него желание действовать самостоятельно, искренне и непринужденно. Это не только позволяет сохранить интерес к занятиям (потеря интереса нередко связана с чисто исполнительской направленностью обучения), но и значительно повышает эффективность учебного процесса, который становится более разносторонним и интенсивным.

Систематическое воспитание в атмосфере музыкального творчества накладывает отпечаток и на исполнительство: дети играют более осознанно, так как сами умеют сочинять, анализировать, придумывать варианты, то есть им знакома «музыкальная кухня». В то же время их игра отличается и большей непринужденностью. Ученики музицируют с искренним удовольствием, свободнее оперируют музыкальными образами и настроениями. Наконец, они совсем иначе слушают музыку – активно и заинтересованно.

Ребенок девяти лет имеет достаточно высокий уровень сознания, а изучение учебного материала ему приходится начинать с тех же азов, что и детям младшего возраста. Через средства массовой информации (телевидение, радио, кино, звукозапись и пр.) он уже накопил в своей памяти довольно большое количество музыкальных представлений. Поэтому задача педагога – найти оптимальное соотношение индивидуальных особенностей развития учащегося и предлагаемого к обучению материала.

Методика обучения исполнительскому мастерству часто направлена на быстрое овладение инструментом в техническом плане. При этом формирование слуховых навыков может не успевать за техническими, что мешает творческому самовыражению ученика в исполняемой им музыке. С этой точки зрения принципиально важен вопрос, следует ли с самого начала учить ребенка играть по нотам. Ответ должен быть отрицательным. Сложная система знаков, пока еще ничего не говорящих маленькому ученику, может отвлечь его от музыки, увести от творчества, затруднить координацию моторных и слуховых навыков. Недаром такие крупные музыканты-педагоги прошлого, как Леопольд Моцарт и Фридрих Вик, начинали занятия со своими учениками, пользуясь слуховым методом, а не на основе нотной записи. В XX веке подобный подход получает все большее признание. В соответствии со слуховым методом ученик уже на самых первых порах руководствуется принципом «слышу – пою» или «слышу – играю» (точнее, подбираю). Чем скромнее данные ученика, тем дольше и настойчивее следует работать с ним таким образом. К нотному периоду лучше всего идти, постепенно формируя у ученика зрительные ориентиры в нотном тексте («графическое» восприятие), без монотонного заучивания. Отдавая предпочтение слуховому методу, в программе предусмотрена также возможность работы по более традиционной методике, ею могут пользоваться педагоги, с самого начала обучающие игре на инструменте по нотам.

Предмет «Музицирование» включает в себя освоение комплекса различных видов музыкальной деятельности, что ведет их к взаимному обогащению и развитию. Поэтому разделение содержания урока на «чтение с листа», «подбор по слуху» и «транспонирование», «игра в ансамбле» и др. является условным и разработано с целью методических рекомендаций для поэтапного освоения каждого из вышеперечисленных навыков.

Особый разговор – об электронных клавишах. Быстрое развитие электронных музыкальных инструментов, имеющих неограниченные возможности, привело к тому, что синтезатор становится не только популярным, но и незаменимым во многих случаях музыкальным инструментом. Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из видов музыкальной деятельности предмета «Музицирование» может приобрести иную форму. Творчество маленького музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно простым и продуктивным.

Для преподавателей синтезатор – это многофункциональный инструмент.


  • Имеет готовый музыкальный материал, что способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей.

  • Создает возможность ансамблевого музицирования (что отвечает интересам современных детей) с использованием всей оркестровой палитры средств.

  • Вызывает интерес к различным тембровым звучаниям, воспитывает тембровое мышление, способствует творческой деятельности учащегося, основу которой составляют аранжировки несложных произведений (музыка академических, массовых жанров, народная музыка).

  • Наличие автоаккомпанемента позволяет получать большее удовольствие от тренинговой работы, формирует умение управлять своими действиями упорядоченно во времени.

Современное развитие педагогики убедительно доказывает, что без хорошего знания детской психологии достичь высоких результатов в обучении невозможно. Именно ученик и его возрастные особенности диктуют применение конкретных методических приемов в обучении. Перед начинающим нельзя ставить сразу большое количество задач. Это нарушает основной дидактический принцип доступности и последовательности в обучении и приводит к отрицательным эмоциям со стороны обучающихся.
Игра (подбор) по слуху и транспонирование

Развитие навыков звуковысотного ощущения требует подготовительных упражнений. Сначала ученик показывает рукой движение мелодии (исполняемой преподавателем) и комментирует: вверх, вниз, через клавишу, стоит на месте, скачок вверх, скачок вниз. Затем поет (или играет) попевки на заданное «направление» мелодии (ученик и педагог могут поменяться ролями). Предлагая первые песенки для подбора и транспонирования, следите, чтобы мелодия была поступенной (в пределах 5-8 нот), с терцовыми ходами, затем – со скачком на квинту с заполнением, по звукам трезвучия, со скачками на 6, 7, 8. Подбор басовой линии – начало формирования аккомпанемента гармонического вида (когда мелодия и сопровождение звучат на фортепиано). Варианты аккомпанемента в левой руке усложняйте постепенно (исходя из индивидуальных особенностей ученика):



  1. основной тон;

  2. квинта или терция;

  3. квинта или октава в разном ритмическом оформлении в зависимости от размера, жанра, стиля.

  4. трезвучия главных ступеней;

  5. обращения трезвучий;

  6. чередование баса и аккорда (например, основной тон и терция);

  7. септаккорды и их обращения;

  8. различные виды арпеджио;

  9. аккомпанемент смешанного типа.

1. и т.д.


2. и т.д
3. и т.д.


4. и т.д.

5. и т.д.

6. и т.д.


7. и т.д.

8. и т.д.
Не ограничивайте детей в подборе всего, что им нравится. Для того чтобы подобрать аккомпанемент к любой песне, необходимо:


  1. хорошо выучить мелодию, несколько раз проиграть и пропеть ее;

  2. играя мелодию, определить, какие ее звуки аккордовые, требующие гармонической поддержки, а какие – неаккордовые;

  3. подобрать аккорды. Если возникнет трудность с каким-либо звуком, найти аккорды, имеющие его в своем составе, и выбрать из них наиболее подходящий;

  4. обратить внимание на альтерированные звуки, они могут быть признаком отклонения или модуляции;

  5. секвенция в мелодии может указывать на отклонения;

  6. при подборе аккордов используются не только основные виды, но и обращения, чтобы смена аккордов выглядела плавной и естественной.

Познакомьте ученика с необходимыми правилами гармонизации:

  1. смена аккордов происходит не слишком часто, обычно на сильных долях такта;

  2. в очень медленных темпах смена гармонии в мелодии возможна на каждую долю;

  3. затакт чаще всего не гармонизуется;

  4. по возможности следует избегать параллельных квинт и октав.

Следующий этап работы проводится с использованием любых детских сборников. Правая рука играет по нотам, левая рука – по буквенным обозначениям аккордов. Возможно применение клавишного синтезатора.

Как показывает практика, ученики быстрее запоминают обозначения аккордов, опираясь на порядок букв английского алфавита:



эй би си ди и эф джи

А В С D E F G



ля си до ре ми фа соль

То есть «отсчет» начинаем не с традиционного С (До мажора), а с А (Ля).

С самого начала обучения ребенку необходимо давать теоретические знания о гармонии в объеме разучиваемых произведений, чтобы он хорошо понимал, как образуется музыкальная ткань.

Очень полезна и необходима игра гармонических сеток (фактурный вид сопровождения), построенных на основных функциях лада с обращениями аккордов, освоение секвенций. Как предварительное упражнение для работы с учащимися первых и вторых классов, хорошо зарекомендовали себя музыкальные «орнаменты» (по Н.А.Бергер).

Орнамент строится на регулярном повторении равновеликих групп, состоящих из разных элементов. Сначала это могут быть палочки, затем – геометрические фигуры, буквы, зверюшки и т. д. Сочинить и обязательно раскрасить с учеником таких фактурных вариантов можно очень много, постепенно их усложняя.

Гармонические сетки усложняйте постепенно, исходя из целесообразности на данном этапе обучения и индивидуальных способностей учащегося:

Непонятно, что это. Случайно?

Гармонические сетки усложняйте постепенно, исходя из целесообразности данного этапа (выше говорится «на данном этапе») обучения и индивидуальных способностей учащегося:

Гармонические сетки усложняйте постепенно, исходя из целесообразности данного этапа обучения и индивидуальных способностей учащегося:


  1. трезвучия (трех- четырехголосные);

  2. трезвучия главных ступеней (I, IV, V);

  3. обращения трезвучий;

  4. уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие;

  5. секстаккорды главных ступеней;

  6. кадансовый квартсекстаккорд, доминантсептаккорд;

  7. кадансовые обороты с проходящими и вспомогательными хроматическими звуками;

  8. прерванный каданс (трезвучие VI ступени);

  9. доминантовый септаккорд и его обращения;

  10. септаккорд II ступени и его обращения;

  11. секстаккорд VII ступени;

  12. септаккорд VII ступени;

  13. двойная доминанта;

  14. доминантовый нонаккорд, доминанта с секстой, доминантовый септаккорд с секстой;

  15. альтерация в аккордах двойной доминанты (♭5,♭51,♭3);

  16. отклонение в тональности 1-й степени родства;

  17. модуляция в тональность 1-й степени родства;

  18. модуляция в тональность субдоминанты;

  19. эллипсис (кварто-квинтовая цепь доминантовых септаккордов).

Желательно, чтобы гармонические цепочки с применением новых для ученика аккордов, секвенций, отклонений были функционально схожими с аккомпанементом песен, которые поет или играет ребенок.

Для того, чтобы ученик лучше слышал аккорды как созвучия и легче ориентировался в подборе аккомпанемента, ему полезно привыкать к игре трезвучий, септаккордов и их обращений четырехголосно двумя руками, сначала в тесном, а затем в широком расположении (2 класс).

Следует специально поработать над воспитанием у учащихся ощущения тяготения к тонике (за роялем или без рояля – мысленно). Например, окончание учащимся незавершенного музыкального примера, данного педагогом. Тонику ученик может пропеть или сыграть. Чтобы выработать у ученика ощущение тяготения доминантсептаккорда в тонику, можно транспонировать предлагаемый оборот в разные тональности (ученик играет начальный мелодический оборот и тонику, а педагог – доминантсептаккорд).

Необходимость в развитии гармонического слуха с самого начала обучения вызвана не только тем, что гармонический слух медленно развивается. Внутренний мелодический слух (хотя бы в незначительной степени) имеет каждый учащийся, а гармоническим обладают немногие. Весь процесс развития гармонического слуха способствует одновременно развитию и мелодического, а изолированное развитие мелодического слуха развитию гармонического почти не помогает.

Говоря о развитии навыков подбора по слуху, необходимо остановиться и на таком методе как заучивание произведений наизусть. Рекомендуется с первых уроков предлагать ученику выучивать какую-либо мелодию наизусть методом подбора: сыграл одну фразу – подбери ее, сыграл одно предложение – подбери. По мере усложнения пьес (игра одной рукой, затем – двумя) будет развиваться и мелодический, и гармонический слух.

Уделите особое внимание обучению транспонированию по нотам. Именно транспонирование способствует закреплению навыка чтения с листа методом «графического восприятия», развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, пальцевую и др.), совершенствует слух, при этом осваиваются теоретические знания по гармонии в практической деятельности, появляются навыки свободного владения инструментом, без чего невозможно перейти к сочинению и импровизации.

Освоение навыка транспонирования по нотам начинайте с игры уже знакомых, выученных учеником пьес или песенок (в 2-3-х тональностях). Сначала мелодии должны быть простыми, с поступенным движением вниз или вверх в пределах пятипальцевой позиции. При транспонировании в другие тональности аппликатуру желательно не менять. Ученик может вначале транспонировать одной рукой, а педагог одновременно с ним будет играть партию другой руки. Для транспонирования, например, вниз на тон можно взять произведения для трубы и фортепиано. Партию трубы ученик может играть на синтезаторе, подобрав соответствующий тембр.

Параллельно включайте в работу выученные по нотам песни и транспонируйте их в хорошо проработанные тональности. Ключевые и случайные знаки на начальном этапе обучения можно подсказать. Перед началом работы обязательно следует сделать гармонический анализ песни (пьесы) и подписать карандашом буквенные обозначения аккордов новой тональности.


Игра в ансамбле

Изучение искусства совместной игры начинается с первых занятий. Игра даже одной ноты или исполнение метрической пульсации (ладошками, шагами, используя шумовые инструменты) вовлекает ученика в процесс совместного музицирования.

Начинать работу следует с простых обработок детских песен, пьес популярной, классической и современной музыки. То, что ученик играет песню или пьесу, которая у него «на слуху», побуждает его как можно лучше выполнять музыкальные задачи (подбор по слуху, чтение с листа, импровизация и т. д.). Ученик испытывает радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата, что повышает его самооценку и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.

При игре в ансамбле развивается такое важное качество как умение слышать не только себя, но и партнера, а также общее звучание всей фактуры пьесы; активизируются фантазия и творческое начало; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, или, когда это необходимо, подчиниться его интересам.

На начальном этапе обучения учащийся осваивает навыки ансамблевого музицирования в паре с педагогом. Затем, со второго класса (см. Пояснительную записку) – в коллективной игре. Игра в ансамбле в рамках предмета «Музицирование» представляет собой интересную форму учебной деятельности, открывающую благоприятные возможности для творческой активности как ученика, так и преподавателя. Это может быть (помимо произведений для фортепианного ансамбля) и чтение с листа, импровизация, подбор по слуху в ансамбле; и аккомпанирование (на фортепиано или синтезаторе) учащимся вокального, струнного, духового или народного отделений, и постановки совместных музыкальных представлений, и многое другое.

Глубокая заинтересованность учащихся и возникающий в результате положительный эмоциональный фон обеспечивают при творческом характере педагогического воздействия большие успехи и в чисто пианистической области.


Чтение с листа

Величайшие музыканты прошлого и современности придавали огромное значение чтению нот с листа. В своих воспоминаниях А.Буасье неоднократно упоминает о настойчивых рекомендациях Ф.Листа в этой области, а знаменитый афоризм Иосифа Гофмана – «Лучший способ научиться быстро читать - это как можно больше читать» – произносится как напутствие всем начинающим музыкантам. Действительно, ни один навык не может быть приобретен без постоянной тренировки. С психологической точки зрения, развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя. Навык чтения с листа складывается из нескольких основных моментов.



  1. Восприятие нотного текста:

  1. ускоренное («графическое») чтение;

  2. структурно-смысловая логика (восприятие по горизонтали и по вертикали);

  3. метроритмические и звуковысотные (внутренний слух) ощущения;

  4. зрительная память, развитие навыка чтения с листа на один такт вперед.

  1. Воспроизведение нотного текста:

  1. мгновенная двигательная реакция;

  2. ориентировка рук и пальцев на клавиатуре («слепой метод» игры);

  3. аппликатурная техника: аппликатурная реакция на горизонтальные (гаммообразные) и вертикальные (интервалы и аккорды) комплексы.

  1. Способность предвосхищать, предугадывать развертывание музыкального текста:

  1. структура текста (чем проще текст, тем легче предугадать его продолжение);

  2. музыкально-исполнительский опыт учащегося.

  1. Установка на неожиданное, психическая и физическая готовность к внезапным изменениям (ритмическим, фактурным, регистровым, ладотональным и т.д.) в развитии текста.

  2. Упрощение нотного текста.

Как правило, элементы, составляющие навык чтения с листа, развиты неодинаково, что обусловлено индивидуальными особенностями ребенка. Однако гибкость и пластичность человеческой психики обеспечивают функциональной системе возможность саморегуляции, при которой недостаточно развитые элементы компенсируются за счет других.

В настоящее время создано много методик развития навыков чтения с листа. Кратко остановимся на основных принципах его формирования и авторах методик развития того или иного навыка.


  1. Графическое восприятие нотной записи конкретно и очень последовательно изложено в методических рекомендациях Л.М.Баренбойма и Т.И.Смирновой. Навык структурного зрительно-слухового восприятия текста одновременно по нескольким параметрам не возникает сам собой, а требует направленного педагогического воздействия. Исполнению пьесы с листа обязательно должен предшествовать предварительный анализ: ладовая и метроритмическая основа произведения, аппликатура, штрихи, динамика, точные или варьированные повторы, вопросо-ответное соотношение фраз и т.д. Чтобы четко обозначить границы синтаксического членения, можно использовать вспомогательные знаки: запятые, фразировочные лиги и т.д.

  2. Воспитанием такого умения как ориентировка рук и пальцев на клавиатуре целесообразно заниматься заблаговременно, еще до того, как ученик встречается с нотными обозначениями. Выдающиеся педагоги XVIII столетия – Ф.Куперен, Ф.Марпург, Ф.-Э.Бах, Д.Тюрк – предлагали приемы, помогающие выработать свободную, независимо от зрения, осязательную ориентировку рук. Это разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз исполнителя клавиатурой, игра выученных наизусть пьес с закрытыми глазами и в темноте. Для ориентировки на клавиатуре очень полезны упражнения В.Кайльмана, аппликатурные упражнения Л.А.Баренбойма и Т.И.Смирновой.

  3. На определяющую роль предугадывания в процессе игры с листа указывал И.Гофман: «Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение книг». По мере расширения исполнительского опыта, приобретения навыков импровизации, подбора по слуху, в сознании ребенка накапливается сумма встречающихся элементов музыкальной речи (типы мелодического движения, ладовые структуры, наиболее часто встречающиеся ритмические обороты, принципы связи аккордов между собой, типы фактур, элементы жанровой типизации). На основе многократного повторения сходных явлений мозг отмечает и обобщает их типичные связи и отношения.

Далее предлагаются несколько музыкально-дидактических игр, которые развивают творческие способности учащегося (в частности, гармонический и мелодический слух). На основе этих игр вырабатывается способность к предвидению (предслышанию), музыкальная интуиция. Предложенные музыкальные задания можно проводить с учениками различного возраста (постепенно усложняя репертуар) как на фортепиано, так и на синтезаторе.

Музыкальные игры желательно выписать на карточках, красочно их оформив. Репертуар предложенных музыкальных игр:

Белорусская народная песня. «Перепелочка»

Березняк А. «Едет воз»

Васильев-Буглай Д., сл. Плещеева А. «Осенняя песенка»

Красев М., сл. Александровой З. «Елочка»

Качурбина М. «Мишка с куклой пляшут полечку»

Красев М. «Веселая дудочка»

Русская народная песня. «Как на тоненький ледок»

Русская народная песня. «Как под горкой»

Украинская народная песня. «Веселые гуси»

Эрнесакс Г., сл. Волгиной Т. «Едет, едет паровоз»





  1. В эмоционально-волевых моментах процесса чтения с листа приобретают особое значение подвижность и сила нервных процессов исполнителя.

  2. Навык чтения с листа упрощенного нотного текста можно воспитывать. Для этого, прежде всего, необходимо развить чувство дифференцированного подхода к нотному тексту. Ученик должен выделить в нем главное и второстепенное. В выработке этого навыка большую пользу оказывает систематически проводимый анализ фактуры произведения. Ученик должен уметь определять в нотном тексте мелодию, подголоски, аккомпанемент и его составные элементы – сначала в сочинениях, которые он играет, затем (без игры) по одному только нотному рисунку в пьесах, аналогичных тем, что входят в его репертуар. Далее ученику предлагается исполнить тот или иной элемент фактуры. Для этого выбирается произведение со сложной фактурой, и исполняется, например, мелодия в требуемом характере, с указанной артикуляцией. Рабочий принцип здесь таков: чем проще задача в одном отношении, тем она вправе быть сложнее в других отношениях. Например, при сложном ритмическом рисунке – спокойный темп, при сложной фактуре – пьесы с простым ритмом и т.п. Существует несколько типов упрощения. В процессе работы педагог легко найдет оптимальные варианты упрощения фактуры (игра крайних голосов с пропуском средних, исполнение в партии левой руки одних первых долей такта, минуя все остальные, соединение звуков (в «альбертиевых» басах) в единый аккорд).

следующая страница >>