страница 1
|
|
Похожие работы
|
Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ - страница №1/1
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» п.г.т. Зеленоборский Согласовано Утверждаю Педагогический Совет Директор МОУДОД протокол № «Детская школа искусств» «__»__________2010 г. п.г.т. Зеленоборский И.Н.Самарина «____»___________2010 г. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ художественно-эстетической направленности «Образовательная программа изобразительного искусства» Возраст обучающихся – 10 и после 10 лет Срок реализации программы – 4 года Составили: Афонина Е.Н., Яровикова Т.А. преподаватели отделения «Образовательная программа изобразительного искусства» п.г.т. Зеленоборский 2010 г. Пояснительная записка Данная образовательная программа является модифицированной и составлена на основе типовых программ: программа для изобразительных отделений детских школ искусств «Живопись» - М., 1989 г.; примерная учебная программа для детских художественных школ «Рисунок» - М.,2002 г.; программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств «Композиция» - М., 2003 г.; программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств «Скульптура» - М., 1989 г.; программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств «История изобразительного искусства» - М., 1986 г., утверждённых Министерством культуры Российской Федерации. Актуальность программы Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Преподавателю важен результат деятельности, а для обучающего первостепенное значение имеет процесс. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития обучающегося. Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и в искусстве, активная творческая деятельность каждого из обучающихся – вот какие задачи ставит перед собой преподаватель, готовясь к занятиям. - гармоническое развитие личности, приобщение обучающихся к эстетическим и художественным ценностям. Основные задачи Обучающие: - формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе; - формирование у обучающихся нравственно-эстетической действительности на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Развивающие: - развитие активного эстетического отношения к жизни и искусству, эмоциональной отзывчивости к художественно-творческой деятельности; - систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия цвета, композиции, пространственного мышления, фантазии, воображения. - воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности обучающихся. Программа «образовательная программа изобразительного искусства» является комплексной, т.к. включает в себя ряд предметов художественно-эстетической направленности: 2 - рисунок; - живопись; - композиция станковая; - композиция прикладная; - скульптура; - беседы об изобразительном искусстве. Также учащимся предоставляются предметы по выбору: -композиция станковая; -композиция прикладная; -скульптура; - бисероплетение; - рисунок. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Комплексный подход преподавания данной программы способствует углублению знаний и гармоничному развитию личности ребенка. Программа рассчитана на обучающихся, поступающих в детскую школу искусств в возрасте 10 лет. Построена с учетом возрастных и психологических способностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности. Организация образовательного процесса Программа «Образовательная программа изобразительного искусства» предназначена для комплексного изучения предметов художественно-эстетической направленности. Занятия по предметам: «Рисунок» - 1 раз в неделю по 3 урока (1-2 год обучения), 1 раз в неделю по 4 урока (3-4 год обучения); «Живопись» - 1 раз в неделю по 3 урока (1-4год обучения); «Композиция станковая» - 1 раз в неделю по 2 урока (1-4 год обучения); «Скульптура» - 1 раз в неделю по 1 уроку (1-4 год обучения); «Беседы об изобразительном искусстве» - 1 раз в неделю по 1 уроку (1-4 год обучения); «Композиция прикладная» - 1 раз в неделю по 1 уроку (1-4 год обучения). Предметы по выбору: «Композиция станковая, «Композиция прикладная», «Скульптура», « Бисероплетение», «Рисунок» - 1 раз в неделю по 1 уроку на протяжении 4-х лет обучения. Продолжительность занятий 45 минут включая непосредственно содержательный аспект, выбранный в соответствии с календарно-тематическим планированием, организационные и заключительные моменты занятия. На отделение «Образовательная программа изобразительного искусства» принимаются дети после получения письменного заявления родителей. По своей форме обучение делится на: - групповое; - индивидуальное. Формы проведения занятий - практические тематические занятия; - беседы; - пленэры; - выставки. 3 - дидактические материалы; - пособия, таблицы; - комплекты методической и теоретической литературы в соответствии с направлениями деятельности. Систематическая оценка усвоенных обучающимся знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, дает возможность не только определить уровень освоения программы каждым ребенком, но и обнаружить наиболее трудные для усвоения ее разделы и адаптировать их с учетом возможностей детей. В течение учебного года преподаватели отделения «Образовательная программа изобразительного искусства» проводят поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала: - первый этап (промежуточный) – выставка работ обучающихся; - второй этап (итоговый) – выставка работ обучающихся, на выходе – выпускной экзамен. - работать с натуральным материалом; - смысловое единство действия и окружения, цветовые и тональные средства выражения; - работать с натуральным материалом: наброски – обобщение; - различать цветовой контраст и цветовую гармонию; - знать принцип контраста: линий, форм, величин, тона, цвета; - уметь раскрывать смысл событий и идей через столкновение противоборствующих сил; - уметь последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения, передавать световоздушную среду, ставить творческие задачи; - владеть навыками передачи объема и формы, четкой конструкцией предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены; - уметь выражать свое индивидуальное мнение к изображаемому, передавать меру условности, видения работы, при этом техническая сторона должна соответствовать творческой; - уметь различать индивидуальный «подчерк» художника; - уметь улавливать стилевое единство в произведениях разных видов изобразительного искусства; - уметь выявлять средство выразительности, которыми пользуется художник; - свободно владеть разными художественными техниками. Условия реализации программы Для успешной реализации данной программы необходимо: 1.Материально-техническое обеспечение: - кабинет для занятий с детьми; - мольберты; -гипсовые фигуры, розетки; - гуашь, акварель, кисти, бумага, восковые мелки и т.д.; - глина, пластилин. 2.Кадровое обеспечение: - преподаватели дополнительного образования по изобразительному искусству. 4 Список литературы для преподавателей
Список литературы для обучающихся
|
|