Программа дисциплины «Стратегическое управление инфраструктурой корпорации» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Управление затратами и контроллинг обучение в Санкт-Петербурге 1 90.55kb.
Транспортный комплекс региона: системно-стратегическое управление 1 378.84kb.
Стратегическое управление и инновационная адаптация автомобильной... 2 727.37kb.
Программа дисциплины «Управление данными» 1 328.64kb.
Тематика курсовых работ по дисциплине «Стратегическое управление... 1 17.97kb.
Формирование сетевого окружения подразделений виртуальной корпорации 1 77.22kb.
Стратегическое управление Определение 3 889.7kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Всеобщее управление качеством»... 1 138.76kb.
Рабочая программа по учебной дисциплине Управление инвестициями 2 677.57kb.
Отчетность по практике 1 26.91kb.
Корпорация знания 1 179.26kb.
Федеральное государственное автономное образовательное 3 1035.43kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Стратегическое управление инфраструктурой корпорации» - страница №1/1


Государственный университет – Высшая школа экономики


Программа дисциплины «Стратегическое управление инфраструктурой корпорации» направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента



Программа дисциплины


Стратегическое управление инфраструктурой корпорации

для направления 080200.68 – «Менеджмент»

подготовки магистра

по программе «Стратегическое и корпоративное управление»


Автор программы:

Соловьев М.М., д.т.н., профессор, msoloviev@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического

менеджмента «___»____________ 2012 г
Зав. кафедрой Н.Б. Филинов ________________________

Рекомендована профессиональной коллегией УМС

по Управлению «___»____________ 20 г
Председатель Н.Л. Титова _________________________

Москва, 2012


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Резюме курса


Включение дисциплины «Стратегическое управление инфраструктурой корпорации» в состав элективных для магистров направления 080200.68 – «Менеджмент» вызвано возрастанием внимания к проблемам развития и управления инфраструктурой организаций всех видов, уровней и масштабов: государства и его регионов, транснациональных и отечественных корпораций, предприятий реального сектора экономики и учреждений.

В программе курса понятие инфраструктуры корпорации как сложной вещи, объекта гражданского права – имущественного комплекса, логически объединяющего (по целям, организации и технологии управления) множество движимых и недвижимых вещей, рассматривается в обобщающем прикладном контексте для организаций всех выше названных уровней. В своей совокупности – это пространственный ресурс, обеспечивающий жизнедеятельность организации, необходимую интеграцию ее целей, людей (персонала) и рабочего пространства. Подобный ресурс для организации является одним из общего ряда обеспечивающих ресурсов – наряду с финансовыми, человеческими, информационными, материально-техническими и т.д. ресурсами. Как результат его базовое назначение – обеспечение эффективного функционирования организации, ее устойчивого развития, конкурентоспособности и успешного продвижения на рынках товаров и услуг.

Курс – по выбору, рассчитан на один семестр 2-го года обучения в программе магистратуры «Стратегическое и корпоративное управление», соответствует 4 кредитам.

2. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины «Стратегическое управление инфраструктурой корпорации» устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 – «Менеджмент», обучающихся по магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление», изучающих дисциплину «Стратегическое управление инфраструктурой корпорации».

Программа разработана в соответствии

С Федеральными стандартами и стандартами НИУ ВШЭ, включая требования соответствия критериям EPAS, в том числе для учебных программ элективных курсов уровня магистратуры;

с общей образовательной программой направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление»;

рабочим учебным планом (РУП) университета и факультета менеджмента по направлению подготовки магистров специализации «Стратегическое и корпоративное управление», утвержденным в 2011/2012 гг.



3. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Стратегическое управление инфраструктурой корпорации» являются:

получение базовых знаний по основным компонентам теории и практики инфраструктурного развития и управления (для всех уровней и масштабов организаций – от общества / государства / региона в целом, крупных предпринимательских и производственных структур реального сектора экономики, до малых предприятий и учреждений) в увязке с проблематикой стратегического менеджмента и корпоративного управления;

понимание круга вопросов управления и развития применительно к объектам гражданского права в составе производственно-технологических, административных и др. видов имущественных комплексов организаций, мира бизнеса на рынках земельной и иной недвижимости коммерческого и социального назначения;

получение навыков самостоятельной аналитической работы в обширном информационном поле рассматриваемой проблематики, навыков аналитических обобщений получаемых результатов и их презентации, подготовки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности, консультаций в данной области, в аналитической работе с материалами проектов девелопмента (развития недвижимости) и инвестиционных проектов различного масштаба и назначения;

введение в круг вопросов и деловых взаимоотношений, с которыми выпускникам в своей профессиональной карьере предстоит встретиться при работе:


  1. в подразделениях организаций (корпораций, предприятий, учреждений), государственных и муниципальных структурах, связанных с управлением и развитием инфраструктуры, регулированием земельно-имущественных отношений,

  2. в банках и др. финансовых институтах, кредитующих крупномасштабные проекты инфраструктурного развития, операции с недвижимостью и иными имущественными комплексами и объектами;

  3. в профильных консультационных и управленческих компаниях, научно- исследовательских и информационно-аналитических центрах;

обеспечение профессионального взаимопонимания в международном контексте со специалистами, исследователями и практиками зарубежного бизнеса, в частности, по действующим профильным направлениям в системе профессионального образования, таким как: International Real Estate, Development & Project Management, Valuation and Development Business. Характерно, что подобные направления и включаемые в них курсы, как правило, сертифицированы ведущими международными и национальными ассоциациями, такими как признанный лидер - британское общество специалистов по недвижимости RICS (Royal Institution of Chartered Surveyors). Они включают в свои учебные программы международные стандарты профессиональной деятельности, такие как международные стандарты оценочной деятельности (International Valuation Standards), стандарты аудита, управления проектами и др.;

осознание глобальных тенденций инфраструктурного развития, поскольку темпы и уровень социально-экономического развития мирового сообщества, национальных экономик и отдельных хозяйствующих субъектов, корпоративное строительство и обеспечение современного уровня бизнес- и жизнедеятельности в значительной мере обеспечиваются состоянием и целенаправленным развитием инфраструктуры: производственной и социальной – в целом, инфраструктуры и имущественных комплексов функционирующих организаций всех уровней.



4. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:


- базовые концепции и принципы, методы и механизмы управления инфраструктурой организаций различных видов, уровней и масштабов во взаимосвязи с проблематикой стратегического менеджмента и корпоративного управления ими в целом;

- основной круг вопросов управления и развития инфраструктуры как объекта гражданского права, в том числе в составе производственно-технологических, административных и др. имущественных комплексов организаций различных видов, уровней и масштабов;

- содержание и характеристики глобальных и региональных тенденций инфраструктурного развития и взаимосвязей с темпами и уровнями социально-экономического развития мирового сообщества, национальных экономик и отдельных хозяйствующих субъектов, с решением задач обеспечения современного уровня жизнедеятельности населения;

уметь:


- исследовать и целенаправленным образом обобщать получаемые в области стратегического управления инфраструктурой корпораций результаты, систематизировать их и представлять в форме презентаций;

- устанавливать и исследовать взаимосвязи профильной деятельности и стратегического менеджмента широкого круга организаций и их подразделений с проблематикой управления и развития их материальной инфраструктуры, регулирования земельно-имущественных отношений;

- ориентироваться в мире бизнеса на рынках земельной и иной недвижимости коммерческого и социального назначения, рынках аренды и девелопмента;

иметь навыки (приобрести опыт)

- самостоятельной аналитической работы в информационном пространстве данных о планах и программах социально-экономического и инфраструктурного развития в масштабах страны, регионов, отраслей реального сектора экономики и конкретных хозяйствующих субъектов;

- работы с материалами статистической отчетности, аналитических данных и интернет - информации ведущих субъектов хозяйственной деятельности, выполняемых ими инфраструктурных проектов различного масштаба и назначения;

- подготовки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности, связанной с вероятностным характером рыночной среды.
В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции:


Компетенция

Код по

ФГОС/НИУ NC/NRU-HSE Code



Дескрипторы – основные признаки освоения, показатели достижения результата

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знать основные элементы процессов стратегического управления.

Уметь выявлять перспективные направления научных исследований, проводить прикладные исследования.



М.2/ПК-6,

ПК-8


Определяет системные взаимосвязи целей и задач управления (в том числе стратегического характера) организациями различных видов, уровней и масштабов с управлением и развитием их инфраструктуры как материального / пространственного обеспечивающего ресурса.

Лекции и обсуждение на семинарах при постановке задач самостоятельного исследования, подготовка и представление презентаций, выполненных по результатам работы

Владеть навыками самостоятельной научной и исследовательской деятельности.

М.2/ПК-6,

ПК-8


Демонстрирует способность проводить целенаправленную проблемно-ориентированную поисковую работу в среде интернет-источников.

Лекции и работа в компьютерном классе

Уметь выявлять перспективные направления исследований, научной и практической значимости исследуемой проблемы, проводить прикладные исследования.

Владеть навыками самостоятельной научной и исследовательской деятельности.



М.2/ПК-8

Владеет знаниями для формулирования задач управления и развития систем и объектов инфраструктуры организаций, определения путей и механизмов решения этих задач (в том числе по обеспечению стратегической мобильности инфраструктурных ресурсов в условиях меняющейся внешней среды и целей организации).

Лекции и обсуждение на семинарах при постановке задач самостоятельного исследования, подготовка и представление презентаций с результатами самостоятельного исследования

Знать основные элементы процессов стратегического управления.

Владеть навыками самостоятельной научной и исследовательской деятельности.



М.2/ПК-8

Выявляет и интерпретирует в соответствующем управленческом контексте положения и нормы законодательных и иных правовых документов, стандартов профессиональной деятельности, нацеленные на решение задач развития инфраструктурных систем организаций различного вида, уровня и масштаба.

Лекции и работа в компьютерном классе (индивидуальная и в группах – для сравнительного анализа данных различных стран, регионов, проектов)

Знать модели поведения экономических агентов и рынков.

Знать основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления.

Владеть навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений.


М.2/ПК-5,

ПК-6,


ПК-8

Владеет начальными навыками подготовки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности, связанной с вероятностным характером рыночной среды.

Деловая игра, имитирующая процессы подготовки и проведения аукциона по схеме механизма «Продажа – Обратная аренда» (Sale-Leaseback), использующая знания по оценке эффективности управления и развития, стратегий риска и экономии ресурсов.



Learning Outcomes

NN

ACADEMIC ACTIVITY (research and teaching)
Ability to present results of a study in a research report, academic article, executive summary or in oral presentation with multi-media presentation support tools; ability to promote research outcomes in various WWW formats (working papers, presentations, video clips, etc.)


PC-5


MANAGEERIAL and ENTREPRENEURAIL ACTIVITIES
Ability to be employed in managerial positions in small and medium-size companies or to work in corporate staff positions related to strategic tasks in large companies; readiness for promotion towards higher managerial ranks without substantial additional executive training
Ability to perform the job duties in a global context (e.g. global infrastructure) , including abilities to work in multi-cultural teams; eagerness to maintain high ethical standards of personal and company behavior in unfamiliar business milieus
Ability to develop organizational structures and processes, to carry out such activities as work flow analysis, tasks analysis, job re-design, organizational modeling, sketching new organizational schemes etc.


PC-10


PC-11

PC-13


CONSULTING ACTIVITY
Ability to propose effective solutions of the identified problems, to offer valuable recommendations and advice for a client


PC-18




5. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для магистерской программы «Стратегическое и корпоративное управление» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в результате изучения следующих дисциплин:

Стратегии в менеджменте (далее - по специализации выпускающей кафедры);

Методология научных исследований (далее – по специализации выпускающей кафедры).

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

использование в прикладных целях знаний основ менеджмента, методов исследования и механизмов управления.

применение знаний и умений по работе с аналитическими и статистическими данными о состоянии и развитии организаций, систематизации и обобщению получаемых результатов,

подготовка информации для обоснования принятия решений в условиях риска и неопределенности.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Современные проблемы менеджмента (далее – по специализации выпускающей кафедры).

Научный семинар «Современные проблемы корпоративного управления».

Диссертационные исследования в области стратегического менеджмента организаций реального сектора экономики.

8. Тематический план учебной дисциплины

«Стратегическое управление инфраструктурой корпорации»

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

NN Наименование тем Всего Аудиторные часы Самостоят.

часов Лекции Сем. и практ. работа

занятия

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Инфраструктура корпорации:

основные понятия и классификации.

Недвижимость в инфраструктуре

и бизнесе организаций 16 4 2** 10

2. Системная взаимосвязь стратегий

управления организацией и

управления инфраструктурой.

Стратегическая мобильность

пространственного ресурса 16 4 2** 10

3. Нормативно-правовая база, стандарты

корпоративного управления и

управления инфраструктурой 12 4 2* 6



  1. Развитие инфраструктуры.

Девелопмент и управление

инвестиционными проектами.

Градостроительное регулирование 18 4 6* 8

5. Риски инфраструктурного развития.

Методы анализа и оценки рисков 14 4 2*** 8

6 Современные модели и механизмы

в стратегическом управлении

и развитии инфраструктуры

организаций 16 4 2** 10

7. Проблема эффективности управления

инфраструктурой организаций.

Деловая игра «Продажа / Обратная

аренда» (Sale / Leaseback) 16 4 4 8

9. Итоговая конференция 4 4**

ЗАЧЕТ

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


ИТОГО 112 28 24 60

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* занятия в компьютерном классе

** постановка задачи, анализ и подведение итогов (презентации) домашнего

задания; продолжительность заключительной конференции определяется количеством участников элективного курса;

*** контрольная работа (письменная)


7. Формы контроля знаний студентов


Вид контроля

Форма контроля

№ занятия

(темы)


Параметры

Текущий

Работа на занятиях в аудитории (письменные ответы по вопросам темы)

По каждой теме или по совокупности двух-трех тем

До 100-200 слов – в зависимости от сложности вопроса.




Контрольная работа


На неделе после темы 5 (риски).

Письменная работа ~60 минут: решение задач и ответы на вопросы - до 400 слов.




Работа в компьютерном классе

На занятиях после тем 1, 3, 4

Экспресс-обработка данных, формирование папок с мини-презентациями (инфраструктура международных экономических и спортивных форумов, генеральные планы развития городов и территорий, стратегии развития отраслей инфраструктуы, мегапроекты)




Домашнее задание

Выбор и обсуждение тематики задания на семинарах по темам 1, 2.

Выступления – на заключительных занятиях



Исследования, подготовка материалов и выступление с презентацией




Деловая игра

На неделе после темы 7 (эффективность управления)

Активное (с пониманием политики риска и экономии) и правильное (без нарушения условий существования решений) участие в игре.

Промежуточный

Подведение промежуточных итогов – по накопительной схеме (если курс распределен учебной частью на два модуля).

Итоговый

ЗАЧЕТ



Письменное задание и/или по совокупности оценок текущего контроля.
    1. Критерии оценки знаний, навыков


Работа на занятиях. Поскольку подобные задания имеют место в заключительной части проводимых занятий и выполняются оперативно, главным является продемонстрировать понимание основ проходимой темы, связанных с нею аспектов стратегического управления, экономического анализа и т.д. и, соответственно, умение кратко изложить это знание.

Контрольная работа. Безошибочное решение задач вычислительного характера и полноценные ответы на поставленные вопросы с демонстрацией понимания основ заданной темы и связанных с нею аспектов стратегического управления, экономического анализа, методов расчета и т.д.

Работа в компьютерном классе. Демонстрация навыков самостоятельной аналитической работы по поиску и систематизации информации в среде интернет-источников.

Домашнее задание. Демонстрация умения выявлять перспективные направления научных исследований, теоретической и практической значимости исследуемой проблемы, проводить прикладные исследования. Владение навыками самостоятельной исследовательской деятельности, определения системных взаимосвязей целей и задач управления (в том числе стратегического характера) в организациях различных видов, уровней и масштабов с управлением и развитием их инфраструктуры как пространственного обеспечивающего ресурса и публичного представления полученных результатов

Деловая игра. Демонстрация знаний модели поведения экономических агентов и рынков, владения навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений. Активное (с пониманием политики риска и экономии) и правильное (без нарушения условий существования решений) участие в игре.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале.



8. Содержание дисциплины


К настоящему времени в мировом профессиональном сообществе достигнут существенный прогресс в выявлении места и роли инфраструктурных систем, объектов производственной и социальной инфраструктуры в стратегии организаций и их оперативном управлении, в достижении целей, конкурентных преимуществ, в создании и эффективном использовании современных механизмов управления. Эту проблематику развивают как неотъемлемый компонент процессов глобализации бизнеса в целом и бизнеса недвижимости, в частности, формирования общего мирового и регионального экономического и социального пространств жизнедеятельности организаций и общества в целом.

Тематику программы обучения можно представить состоящей из трех разделов: введение в проблематику управления инфраструктурой (темы 1-2), нормативно-правовые аспекты управления и развития инфраструктуры (темы 3-4), методы и механизмы управления и развития инфраструктуры (темы 5-7).

***

Тема 1. Инфраструктура корпорации: основные понятия и классификации.

Недвижимость в инфраструктуре и бизнесе организаций

Определение инфраструктуры корпорации (ее структуры и содержания) как материальной инфраструктуры организаций широкого спектра видов, уровней и масштабов. Анализ системы понятий: производственно-технологический комплекс, имущественный комплекс предприятия, ресурсы земельной и иной недвижимости, инфраструктура корпорации, пространственный ресурс предпринимательской деятельности для разных типов и масштабов организаций: корпораций, предприятий, учреждений, фирм. Три уровня инфраструктуры: макро-, мезо- и микро-инфраструктура организации.

Анализ примеров инфраструктурных систем различных видов, масштабов и уровней управления, в том числе инфраструктурных систем крупнейших международных экономических, спортивных и др. форумов.

Типология организаций; недвижимость в инфраструктуре и бизнесе организаций различного типа. Основные компоненты в управлении инфраструктурными ресурсами: функциональный, финансовый, физический и др.; их значение и взаимосвязи. Управление инфраструктурой организации как область профессиональной деятельности.



Объем аудиторных занятий: 4 ч. (лекции) и 2 ч. - семинар: обсуждение, выбор и постановка задач для самостоятельного исследования.
Тема 2. Системная взаимосвязь стратегий управления организацией

и управления инфраструктурой. Стратегическая мобильность

пространственного ресурса

Ресурсная модель в управлении организацией. Пространственный ресурс, инфраструктура организации и корпоративная недвижимость в стратегии ее управления. Обеспечение взаимодействия пространственного, технологического и человеческого ресурсов (Facility Management). Связь стратегии корпорации и операционного менеджмента ресурсов. Системы жизнеобеспечения и административно-хозяйственная деятельность.

Концепция стратегической гибкости / мобильности пространственного ресурса организации. Модель имущественного портфеля; способность к изменениям в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Типы имущественной мобильности, в том числе: функциональная, физическая и финансовая мобильность. Модель трех уровней мобильности имущественного портфеля организации.

Объем аудиторных занятий: 4 ч. (лекции) и 2ч. - семинар: выбор и постановка задач для самостоятельного исследования, демонстрация примеров.

Основная литература по темам 1-2:

1. Гровер Р., Соловьев М. Управление недвижимостью: международный учебный курс. – М.: ВШПП, 2007, стр. 9-36, 274-298.



Дополнительная литература по темам 1-2:

1. Коттс Д. Управление инфраструктурой организации (Facility Management) / Пер. с англ. – М.: ОАО «Тип. «Новости», 2001, стр. 18-41, 147-183, 253-316.

2. Захарченко В.В., Соловьев М.М. Недвижимость в корпоративной стратегии // «Управление собственностью», 2005, №1, стр. 12-20.


  1. Талонов А.В. Управление инфраструктурой организации. М.: ГУУ, 2000. – стр. 6-20, 31-32, 56.

  2. John Ratcliffe, Michael Stubbs. Urban Planning and Real Estate Development. – London: UCL Press Limited, 1996 (1st ed.), 550 p. (see new editions).

  3. Martin Avis. Introduction: The Development Process, in Property Development by D. Cadman & L. Austin-Crowe / ed. by R. Topping & M. Avis. - E & FN SPON, 1991, pp 1-18.

  4. Eric Too, Linda Too. Strategic infrastructure asset management: a conceptual framework to identify capabilities // Journal of Corporate Real Estate, Vol. 12 No. 3, 2010, pp. 196-208.

  1. Linda Too, Michael Harvey, Eric Too. Globalization and corporate real estate strategies // Journal of Corporate Real Estate, Vol. 12 No. 4, 2010, pp. 234-248.

  2. Greta S. Joshi, “Infrastructure Development Strategies for Inclusive Growth: India's 11th Plan”, Leadership & Management in Engineering; Apr 2010, Vol. 10, Issue 2, pр. 65-72.

  3. Johannes J.L. Scheffer, Bastian P. Singer, Marc C.C. Van Meerwijk. Enhancing the contribution of corporate real estate to corporate strategy // Journal of Corporate Real Estate, Vol. 8, No. 4, 2006, pp. 188-197.

  4. Bas P. Singer, Bart A.G. Bossink, Herman J.M. Vande Putte. Corporate real estate and competitive strategy // Journal of Corporate Real Estate, Vol. 9, No. 1, 2007, pp. 25-38.

***

Тема 3. Нормативно-правовая база, стандарты корпоративного управления

и управления инфраструктурой

Законодательная и иная нормативная правовая база развития корпоративного управления и управления инфраструктурой корпораций. Государственное регулирование земельно-имущественных и корпоративных отношений. Операции и сделки с корпоративными ресурсами недвижимости и иным имуществом; аналитический обзор законодательных и нормативных правовых документов. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Место и роль системы государственного учета и регистрации в развитии корпоративных отношений, обеспечении эффективности корпоративного управления. Профессиональные стандарты в управлении корпорацией и ее инфраструктурой.



Объем аудиторных занятий: 4 ч. (лекции) и 2 ч. - занятия в компьютерном классе – работа с законодательной и иной нормативной правовой документацией.
Тема 4. Развитие инфраструктуры. Девелопмент и управление инвестиционными

проектами. Градостроительное регулирование

Определение и основные понятия категории развития применительно к инфраструктуре организации и ее компонентам – ресурсам недвижимого имущества, имущественному комплексу организации. Жизненный цикл и потенциал развития недвижимости.

Проекты развития инфраструктуры (проекты девелопмента) и управление инвестиционными проектами: цели, критерии и показатели эффективности; бизнес-планирование. Стратегическая мобильность инфраструктуры, устойчивое развитие и концепция интеллектуального здания (sustainable development and building).

Основы градостроительного регулирования и развитие инфраструктуры организаций. Разрешительные механизмы развития в управлении отношениями собственников (всех форм собственности) и общества.



Объем аудиторных занятий: 4 ч. (лекции) и 6 ч. - занятия в компьютерном классе: генеральные планы развития городов и территорий, сбор и анализ информации о характерных проектах развития инфраструктуры.

Основная литература по темам 3-4:

1. Гровер Р., Соловьев М. Управление недвижимостью: международный учебный курс. – М.: ВШПП, 2007, стр. 80-139, 213-270.



Дополнительная литература по темам 3-4:

1. Коттс Д. Управление инфраструктурой организации (Facility Management) / Пер. с англ. – М.: ОАО «Тип. «Новости», 2001, стр.184-252.

2. Максимов С.Н. Девелопмент (развитие недвижимости). – СПб.: Питер. 2003, с. 12-121.

3. Завьялов А.А. Государственное управление оборотом недвижимого имущества: тенденции и перспективы. – М. Статут, 2007. – 246 с.

4. Кущенко В.В. Девелопмент: современная концепция развития недвижимости. – М.: Норма, 2005. – 368 с.

5. Кодексы и Законы РФ:

Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2: глава 2 (возникновение гражданских прав и обязанностей), глава 4 (юридические лица), глава 6 (объекты гражданских прав: общие положения), глава 9 (сделки), Раздел II “Право собственности и др. вещные права” главы 13-20; а также главы 23 (обеспечение исполнения обязательств), 30 (купля-продажа), 34 (аренда), 42 (заем и кредит), 53 (доверительное управление).

Земельный, Градостроительный и Налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, естественных монополиях, бухгалтерском учете, инвестиционной деятельности в форме капитальных вложениях, иностранных инвестициях, банкротстве, ипотеке, лизинге, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.

6. Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение в России / Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг / Под ред. Костикова И.В. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2003 г.

7. John Ratcliffe, Michael Stubbs. Urban Planning and Real Estate Development. – London: UCL Press Limited, 1996 (1st ed.), 550 p. (see new editions).

8. The Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK*- Guide). Project Management Institute, 2000. – 216 p. (see new editions).

9. International Valuation Standards (2011), IVSC - International Valuation Standards Committee, London, 2011.

***

Тема 5. Риски инфраструктурного развития. Методы анализа и оценки рисков

Риски развития и управления инфраструктурой организации: основные определения, виды и классификации рисков, факторы риска, вероятностная природа рисков, риски проектов развития и инвестиционных проектов. Методы анализа и оценки рисков: виды и классификации, обзор методов. Регулирование рисков, антирисковые политики. Предупреждение и снижение рисков в стратегии корпоративного управления и управления недвижимым имуществом, инфраструктурой организации.



Объем аудиторных занятий: 4 ч. (лекции) и 2 ч. – контрольная работа (решение задач по оценке риска и написание эссе по пройденной тематике).
Тема 6. Современные модели и механизмы в стратегическом управлении

и развитии инфраструктуры организаций

Направления развития моделей и механизмов стратегического управления инфраструктурными ресурсами организаций в зарубежной и отечественной практике. Виды систем управления – от автоматического регулирования до корпоративного управления: логика разделения и развития.

Внешняя и внутренняя интеграция функций инфраструктурного обслуживания (outsourcing, insourcing), частная финансовая инициатива (private financial initiative), партнерство общественного и частного сектора (public-private partnership), партнерство крупных собственников в сфере недвижимости (real estate partnership), недвижимые ресурсы в процессах слияний, поглощений, выделений и др. Прецеденты крупнейших сделок, связанных с имущественным перераспределением.

Объем аудиторных занятий: 4 ч. (лекции) и 2 ч семинар – обсуждение тем и состояния самостоятельной работы, прецеденты крупнейших проектов развития и имущественных сделок.
Тема 7. Проблема эффективности в управлении и развитии инфраструктуры

организаций. Деловая игра «Продажа / Обратная аренда» (Sale-Leaseback)

Эффективность бизнеса и эффективность управления инфраструктурой и ее развития. Вклад имущественных ресурсов в рост доходности и стоимости корпорации, в политику экономии затрат. Эффективность государственно-частного партнерства. Эффективность, качество, результативность и др. классификации критериального управления. Оптимизация структуры и состава инфраструктурных ресурсов организаций.

Арендные отношения и механизмы в управлении и развитии инфраструктуры организаций, ресурсов их недвижимого имущества. Современные модели и методы использования арендных механизмов: Sale-Leaseback, Lease-Leaseback и др. Деловая игра - «Продажа / Обратная аренда» - имитация аукционных торгов, принятие решений в вероятностной среде.

Объем аудиторных занятий: 4 ч. (лекции) и 4 ч. практическое занятие с проведением деловой игры.

Основная литература по темам 5-7:

1. Гровер Р., Соловьев М. Управление недвижимостью: международный учебный курс. – М.: ВШПП, 2007. - стр. 236-253, 271-328.



Дополнительная литература по темам 5-7:

1. Коттс Д. Управление инфраструктурой организации / Пер. с англ. – М.: ОАО Типография «Новости», 2001, стр. 347-458, 465-478, 501-502.

2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство. М.: ИМЭМО РАН, 2009. В 2-х томах. Том 2 – 192 с.

3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция) / Минэкономики РФ, Минфин РФ, Госкомитет РФ по строительству, архитектуре и жил. политике; рук. авт. кол.: Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. – М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. С.13-88.

4. Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002.- 272 с.

5. Соловьев М.М., Платонова В.Н. Моделирование развития нефтегазового комплекса удаленного региона на примере Республики Саха (Якутия) // в сб. трудов 1-ой Международной конференции "Управление развитием крупномасштабных систем", MLSD'2007, М.: изд. ИПУ РАН, 2007. – стр. 50-58.

6. Управление портфелем недвижимости. / Под ред. С.Г. Беляева. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. – 182 с.

6. Цвиркун А.Д., Акинфиев В.К. Анализ инвестиций и бизнес-план: методы и инструментальные средства. – М.: Изд. «Ось-89», 2002. – 288 с.

7. Bryan, B. The state of sale-leasebacks: What corporations can and should expect today, in: Journal of Corporate Real Estate, 2003, No. 6 (1), pp. 15-23.

8. John Ratcliffe, Michael Stubbs. Urban Planning and Real Estate Development. – London: UCL Press Limited, 1996 (1st ed.), 550 p. (see new editions).

9. Barkham R., Abraham U. Park. Lease versus buy decision for corporate real estate in the UK // Journal of Corporate Real Estate. Vol.13, 2011, No. 3, pp. 157-168.

10. Green Public-Private Partnership / Office of Government Commerce Report - www.hm-treasury.gov.uk., 2002. - 42 p.: pp. 2-18.

11. Lyons E. Toward global outsourcing: leveraging value for international portfolio // Journal of Corporate Real Estate. Vol. 2, 2001, No 3 (4), pp. 346-355.

12. Value for Money Assessment Guidance / Report of HM Treasury. - www.hm-treasury.gov.uk., 2004. - 41 p.



9. Образовательные технологии


Учебный курс является элективным и включает аудиторные занятия (лекционные и практические – на семинарах и в компьютерном классе) и самостоятельную работу по тематике курса. Комплекс презентаций читаемых лекций, базовый учебник и другие сопутствующие материалы предоставляются пользователям в электронном виде.

Процессе обучения включает, наряду с традиционной лекционной, следующие образовательные технологии:



  • занятия в компьютерном классе как накопление индивидуальной практики работы в интернет – пространстве для последовательного ознакомления с положениями

    • правовой базы, генеральными планами развития городов и территорий,

    • стратегиями инфраструктурного развития страны и регионов, лидеров бизнеса,

    • примерами крупных инвестиционных проектов инфраструктурного характера (подготовки и проведения международных экономических и культурных форумов, олимпиад и т.д.);

  • обсуждения на семинарах тематики заданий для самостоятельной работы и подготовки презентаций с демонстрацией примеров их исполнения;

  • проведение деловой игры для наработки навыков принятия решений в конкурентной среде, исходя из концепции эффективности реализуемого проекта в условиях информационной неопределенности, связанных с рыночным характером среды управления;

  • написание контрольной работы с решением задач вычислительного характера и эссе по пройденной тематике;

  • выступления каждого студента с презентациями (до 10-15 минут), связанными с выполнением самостоятельной работы.



9.1. Методические рекомендации преподавателю


1. Максимальное привлечение внимания к конкретным проектам развития материальной инфраструктуры организаций различных видов, уровней и масштабов, к принципиальной значимости инфраструктуры, производственно-технологических и иных имущественных комплексов как важнейшего обеспечивающего пространственного ресурса в деятельности организаций.

2. По возможности, целесообразным будет отражение на практических занятиях, в приводимых примерах и заданиях местных (локальных, региональных, национальных) проблем и планов, стратегий и программ инфраструктурного обеспечения и проектного развития.

3. С другой стороны, необходимо указывать и подчеркивать определенные параллели и контрасты, имеющие место в постановках и решении проблем управления и развития инфраструктуры в международном контексте, например, при согласованиях и реализации трансконтинентальных инфраструктурных проектов, в развитии и внедрении стандартов профессиональной деятельности.

    1. Методические указания студентам


1. Важно понять системное место изучаемого предмета – управления и развития инфраструктуры организаций в общей концепции стратегического управления, развития организаций и их бизнеса. Существенно, что предлагаемый комплекс знаний может открыть путь к современной высоко востребованной области профессиональной деятельности на различных сегментах рынков управленческих услуг, девелоперской деятельности и консалтинга.

2. На кафедре общего и стратегического менеджмента имеются в электронном виде учебники по данной тематике, а также накопленные за последние годы студенческие переводы из зарубежной периодической литературы и профессиональных стандартов оценки. Доступ к БД кафедры для студентов свободен. Поэтому, с одной стороны, возможно активное пользование этими материалами, как в учебных целях, так и для будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, собственную работу по переводам статей и рефератам (если таковые будут иметь место в рамках самостоятельной работы) рекомендуется выполнять на должном уровне и в форме, достойной для пополнения названной базы данных и последующего пользования ею.

3. Следует обратить внимание на качество подготавливаемых материалов по результатам работы в компьютерном классе и самостоятельной домашней работы для выступлений с презентациями. Выступления – это не только отчет о проделанной работе, но и хорошая тренировка в предъявлении полученных результатов, умении кратко, содержательно и интересно подать материалы, привлечь внимание к предмету исследования, сделать его результаты определенным достоянием профессионального сообщества.

10. Оценочные средства для текущего контроля

и аттестации студента


10.1. Тематика заданий текущего контроля

Примеры вопросов для текущего контроля знаний (в том числе написания ответов – эссе по пройденной и/или обсужденной на занятии тематике):

  1. Понятие инфраструктуры: объекты производственной и социальной инфраструктуры применительно к организациям различных видов, уровня и масштабов.

  2. Примеры трех основных уровней инфраструктуры организации.

  3. Понятие имущественного и производственно-технологического комплексов.

  4. Примеры (по 2-3 примера) операций с объектами инфраструктуры, объясняющих такие понятия, как ВЛАДЕНИЕ – ПОЛЬЗОВАНИЕ – РАСПОРЯЖЕНИЕ – БРЕМЯ СОДЕРЖАНИЯ.

  5. Основные фазы/стадии процесса развития имущественных объектов инфраструктуры (девелопмента). Укажите варианты распоряжения результатами развития - построенного многопользовательского объекта, предназначенного для арендного бизнеса? В чем особенность ситуации, если застройщик остается собственником объекта и сдает его в аренду?

  6. Что такое партнерство; общности и различия партнерства и договорных отношений. Государственно-частное партнерство: основные характеристики. Партнерство корпораций в управлении инфраструктурой.

  7. Понятие аутсорсинга: в целом и в применении к проблеме управления инфраструктурой организации.

Примеры заданий для подготовки презентаций по результатам работы

в компьютерном классе

  1. Инфраструктура крупномасштабных международных форумов (экономика, спорт)

  2. Стратегии развития производственной инфраструктуры РФ (а/д, ж/д, энергетика ...)

  3. Международные инфраструктурные проекты (трубопроводы, а/д, ж/д)

  4. Генеральные планы развития городов и территорий, освоения природных ресурсов (в РФ или за рубежом, как вариант – новый Генеральный план развития Москвы).

  5. Инфраструктура транснациональных компаний (реального сектора).

  6. По выбору: интеллектуальное здание, «зеленое» строительство, современные инженерные системы.

Примеры тем для самостоятельного исследования (домашнего задания)

Рекомендуется соответствие тематики самостоятельного исследования с выбранным профилем магистерской диссертации или планируемой студентом профессиональной карьеры, например, в следующих проблемных рамках:



  • Социальная ответственность корпораций в контексте участия в развитии инфраструктуры регионов своего хозяйствования.

  • Стратегии корпораций добывающих отраслей (в т.ч. в удаленных регионах) во взаимосвязи с требованиями развития инфраструктуры регионов добычи и транспортировки полезных ископаемых.

  • Партнерство корпораций частного сектора и государства в отраслях транспорта и энергетики, в социальной сфере (здравоохранении и др.).

  • Стратегии управления и развития, инновационные проекты и т.д. в компаниях, специализирующихся в бизнесе и управлении недвижимостью.

Допускается перевод материалов из актуальной зарубежной периодики с презентацией сущности рассмотренной проблемы и текста качественно выполненного перевода для включения в БД кафедры. Также в качестве темы самостоятельного исследования могут быть выбраны вопросы, рассматриваемые на занятиях в компьютерном классе и прорабатываемые более глубоко и разносторонне.

Примеры вопросов на зачете

  1. Иерархические уровни инфраструктуры организаций (макро-, мезо- и микро- уровни инфраструктуры): концепция, объектное содержание; назначение и особенности управления и развития.

  2. Взаимосвязь целей и задач стратегического управления организацией и ее инфраструктурой, ресурсами недвижимого имущества.

  3. Экономические, социальные и экологические (по выбору) аспекты стратегического развития инфраструктуры.

  4. Стандарты профессиональной деятельности в инфраструктурном управлении.

  5. Механизмы аутсорсинга в управлении инфраструктурой организации.

  6. Механизмы партнерства в управлении и развитии инфраструктуры организаций.

  7. Арендные механизмы в управлении инфраструктурой организации.

При отличных (удовлетворительных) оценках всех заданий текущего контроля и самостоятельного исследования допускается итоговая автоматическая оценка с высокими (соответствующими) баллами.


10.2. Порядок формирования оценок по дисциплине


Текущий контроль включает оценку преподавателем работы студентов при ответах на вопросы по пройденной тематике Оауд, на занятиях в компьютерном классе Окк, при выполнении контрольной работы Око, при проведении деловой игры Оди, обращая особое внимание на качество выполненного и представленного в форме презентации самостоятельного исследования Осам.

Высшие оценки за работу в аудитории будут при представлении оперативных ответов, выполненных в аудитории, по ≥80% тематических заданий. При выполнении этих заданий в домашнем режиме максимальная оценка не будет превышать 7-8 баллов.

Высшие оценки за работу в компьютерном классе будут выставлены при наличии тематических папок с краткими презентациями (порядка 5-6 слайдов) по каждому рассматриваемому на занятии заданию с включением цифровых и графических данных. При этом важно продемонстрировать понимание необходимости поиска и представления данных в динамике лет, охватывающих периоды стабильного и кризисного развития организаций, рынков и т.д.

Высшая оценка за контрольную работу проставляется при безошибочном решении задач вычислительного характера и полноценных ответах на поставленные вопросы с демонстрацией понимания основ заданной темы и связанных с нею аспектов стратегического управления, экономического анализа, методов расчета и т.д.

Максимальная оценка за участие в деловой игре выставляется при демонстрации навыков количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений, активном (с пониманием политики риска и экономии) и правильном (без нарушения условий существования решений) участии в игре.

Высшие оценки (до 30-40%) за самостоятельное исследование выставляется при объемах презентации порядка 15-20 слайдов, предоставлении текста по рассмотренной проблеме объемом порядка 4-5 страниц (~10 kb) и при интересной презентации, в том числе без зачитывания доклада по бумаге

Пропорции учета названных компонентов текущего контроля и оценки самостоятельного исследования таковы: для работ в аудитории – от 10 до 15% каждая, а для самостоятельного исследования – от 30 до 40%, исходя из того, чтобы общая сумма не превышала 90-95%.

Задания на стадии итогового контроля могут скорректировать оценку в сравнении с обобщенными данными текущего контроля не более чем на 1 балл. В исключительных случаях при выдаче дополнительных заданий возможно повышении оценки а 2 балла.



11. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины


Базовый учебник

Гровер Р., Соловьев М. Управление недвижимостью: международный учебный курс. – М.: ВШПП, 2007. – 374 с.

Учебник в полном объеме имеется в электронной версии в открытом доступе.

Дополнительная литература


  1. Коттс Д. Управление инфраструктурой организации (Facility Management) / Пер. с англ. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2001.

  2. Eric Too, Linda Too (2010). Strategic infrastructure asset management: a conceptual framework to identify capabilities, in Journal of Corporate Real Estate, Vol. 12 No. 3, p. 196-208.

  3. John Ratcliffe, Michael Stubbs (2009). Urban Planning and Real Estate Development. – Routledge.

  4. www.hm-treasury.gov.uk. Value for Money Assessment Guidance / Report of HM Treasury (2004). - 41 p.

Остальные дополнительные литературные источники, рекомендуемые для более глубокого освоения соответствующей проблематики, приведены выше (в разделе 8) при описании содержания дисциплины после каждой из тем.

В качестве дистанционной поддержки дисциплины лекционные материалы, по мере их прочтения в аудитории, вывешиваются для свободного использования на сайте в сети интернет.



12. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекционных занятий требуется комплекс технических средств, включающий персональный компьютер и проектор.

Для работы на практических занятиях с интернет – источниками требуется компьютерный класс с количеством рабочих мест, соответствующим количеству студентов, выбравших данный курс, то есть, от 10-15 до 30.



13. Академическая честность


Каждый студент обязан подчиняться правилам Политики академической честности Высшей школы экономики. Каждая работа, представленная в рамках данной дисциплины, должна быть выполнена студентом самостоятельно. При этом для отдельных заданий по их содержательной сущности допускается работа в группе до 2-3х человек, например: проведение сравнительного анализа на занятиях в компьютерном классе или выполнение домашнего задания с презентацией по теме комплексного или достаточно масштабного характера.

В Университете поощряется совместная работа студентов в виде обсуждения информации и знаний полученных во время лекции и семинарских занятий. Студент может оказывать или получать "консультативную" помощь от своих сокурсников. Однако подобное сотрудничество ни в коем случае не подразумевает заимствование выполненной другим студентом какой-либо части работы или целой работы будь-то в форме электронного письма, приложения к электронному письму, компьютерной дискеты или распечатанного на бумаге текста. В случае "списывания" оба студента получают оценку "0" за данное задание. За нарушение правил Университета студент может получить неудовлетворительную оценку за весь курс по данной дисциплине, а также понести иные дисциплинарные наказания.



Во время экзамена каждый студент выполняет свое задание самостоятельно. В это время запрещаются любые разговоры или обсуждение, сравнение выполненных заданий, "списывание" или иное любое взаимодействие с остальными студентами. Нарушение этих правил ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен и за весь курс по данной дисциплине, а также иным дисциплинарные наказания.

14. Обеспечение условий для студентов с ограниченными

возможностями


НИУ ВШЭ и факультет менеджмента обязуются предоставлять студентам с ограниченными возможностями равные условия для учебы на основе принципов обеспечения жизнедеятельности, доступности и неограниченности. Преподаватель создает все условия, которые могут быть необходимыми для обучения студентов с ограниченными возможностями. Запросы студентов с ограниченными возможностями относительно обеспечения условий для получения образования принимаются в течение трех недель с момента начала семестра (кроме экстренных случаев). Студенты могут зарегистрироваться в Учебной части факультета для того, чтобы удостоверить свою потребность в соответствующих условиях обучения.

Автор программы

Соловьев М.М., профессор, д.т.н.