Программа дисциплины «Социология профессий» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины социология образования для направления 521200... 1 215.22kb.
Программа дисциплины социология образования для направления 521200... 1 247.73kb.
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 106.23kb.
Рабочая программа дисциплины социология семьи блок «Общепрофессиональные... 1 235.7kb.
Программа дисциплины «Социология молодежи» 4 454.86kb.
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Программа дисциплины «Социология общественного мнения» 1 196.59kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 202.76kb.
Программа дисциплины «Социология города» Пояснительная записка Программа... 2 500.33kb.
Программа дисциплины «Социология рекламы» 2 331.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология образования 1 276.34kb.
Т. Н. Самсонова1 о гражданском воспитании нового поколения в современной... 1 188kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Социология профессий» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социология профессий»

для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии


Программа дисциплины

«Социология профессий»

для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра


Автор программы:

Абрамов Роман Николаевич, кандидат социологических наук, доцент (institutkafedra@mail.ru)
Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой И.Ф. Девятко


Рекомендована секцией УМС «Социология» «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина


Москва, 2011



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Тематический план учебной дисциплины



№№

п/п


Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Сам.работа







Лекции

Семинары и практические занятия



Тема 1. Вводная лекция

12

2

2

8



Тема 2. Социологическая классика о профессионализме

12

2

2

8



Тема 3. Современные социологические концепции профессионализма


12

2

2

8



Тема 4. Корректировка моделей профессионализма: профессиональный и менеджериальный проект

12

2

2

8



Тема 5. «Профессия» в контексте исторической социологии

12

2

2

8



Тема 6. Социология как профессиональный проект. Интеллигенты, интеллектуалы, «художники», журналисты: занятие, профессия или призвание?

12

2

2

8



Тема 7. Профессиональные практики и медицинская профессия как пример «классической» профессии

12

2

2

8



Тема 8. Позиции профессионалов в социальной структуре

12

2

2

8



Тема 9 . Социальное конструирование профессии

12

2

2

8



ИТОГО

108

18

18

72

2. Формы рубежного контроля

Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:



  • посещаемость (пороговое значение - не менее 75% аудиторных занятий)

  • участие в работе семинаров: выполнение домашних заданий, работа на занятиях, выступление с докладами (бонусные 10%)

  • оценка за реферат (1 тыс. слов) (бонусные 10%)

  • оценка за самостоятельную работу

  • итоговый письменный экзамен (50%).

Базовые учебники

  1. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: УРСС-КомКнига, 2005.


Методическое обеспечение курса: электронный ридер «Социология профессий» © Абрамов Роман Николаевич.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО РИДЕРА:

  1. Абрамов Р.Н. Трансформация методов социологического исследования под влиянием практики политического консалтинга: опыт включенного наблюдения// Рубеж, 2000, №15.

  2. Абрамов Р.Н.Толкотт Парсонс о профессионализме

  3. Бален Г. вам, Дормел М. ван Профессионалы системы здравоохранения и потребители

  4. Батыгин Г.С. Властители дум :Миссия интеллектуалов и реформирование социальных наук в России// http://2001.isras.ru/Publications/Batygin/Masters_of_thoughts.htm

  5. Батыгин Г.С., Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России (заметки эксперта)

  6. Бурдье П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля.//Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. ¾ М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. ¾ С. 125-166.)

  7. Бурдье П. Поле науки

  8. Вебер М. Наука как призвание и профессия. // Вебер М. Избранные произведения : Пер. с нем. Пер с нем./Сост.общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова М. Прогресс.1990.

  9. Вебер М.Политика как призвание и профессия.// Вебер М. Избранные произведения. Пер с нем./Сост.общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова. М.Прогресс.1990

  10. Гимпельсон В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда

  11. Гладарев Б.Трудовые стратегии и изменения повседневной жизни в трансформирующемся обществе//http://www.strana-oz.ru/?numid=12&article=574

  12. Джилас М. Новый класс

  13. Зомбарт В. Буржуа (Глава 27, Докапиталистическая профессиональная деятельность)

  14. Ильин В. «Белые воротнички» в современной России: новые средние слои или конторский пролетариат? //Рубеж №8-9. 1996

  15. Кастель Р. Конец эпохи постоянного найма: правда или вредный миф?//http://www.strana-oz.ru/?numid=12&article=554

  16. Киселева Е.А. От психологической классификации профессий к исторической

  17. Кодекс социолога // http://www.ispr.ru/CONFER/confer16-11.html

  18. Лукша О. В. Социология профессиональных групп: определение понятий// Профессиональные группы интеллигенции/Отв. ред. В.А.Мансуров.-М.:Изд-во Института социологии РАН,2003. С.61-79

  19. Мамонова О.Н. Теоретико-методологические проблемы идентификации профессиональной группы российских врачей: на примере социологического исследования.// Профессиональные группы интеллигенции/Отв. ред. В.А.Мансуров.- М.:Изд-во Института социологии РАН. 2003. С.104-118.

  20. Миллс Ч. Социологическое воображение

  21. Парсонс Т., Сторер Н.Научная дисциплина и дифференциация науки

  22. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов(избранные главы)//Новое литературное обозрение, № 53, 2002

  23. Романов П. Трансформация профессионализма //Человеческие ресурсы № 2. 2001

  24. Сакс М., Олсоп Дж. Социология профессий: государство, медицина и рынок в Великобритании.// Профессиональные группы интеллигенции/ Отв. ред. В.А.Мансуров.- М.:Изд-во Института социологии РАН. 2003.с. 79-104.

  25. Согомонов А. Тусобщество с правом на "вход" и на "выход".// Художественный журнал. № 25.200-203

  26. Тодд III Уильям М. Достоевский как профессиональный писатель: профессия, занятие, критика

  27. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью М.: Праксис, 2002. (Серия "Новая наука политики")

  28. Хантингтон С. Офицерская служба как профессия.

  29. Шумпетер Йозеф. Капитализм, социализм и демократия (глава XIII. Социология интеллекуталов, фрагменты).

  30. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России// СОЦИС,№3.2001

  31. Agre P. Institutions and the Entrepreneurial Self

  32. Dingwall R., Professions and Social Order in a Global Society

  33. Foth, Joseph H “Historical Perspectives”, abridged from Trade Associations, New York: The Roland Press, 1930, pp.4-7, 15-20

  34. Giddens A. “Power” in the Recent Writings of Talcott Parsons, Sociology, vol.2, 1968, pp.257-270

  35. Goffman E. Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates, Doubleday, 1961, pp. 3-12.

  36. Merton ,R.K. “The Machine , the Worker, and Engineer,” SC,105 (January 1947), 79-84.

  37. Pirenne, H “Guilds”, in Seligman, E.B.A., and Jonnson,A.(eds.) Ensyclopedia of the Social Sciences. New York: The Macmillan Co., 1949. Vol. 7.pp.208-214.

  38. Salz,A. Occupation. In Encyclopedia of the Social Science, Seligman, E.B.A.,and A. Jonson (eds), Vols.11-12. New York: The Macmillan Co.,1944

  39. Watkins,M. W. “Trade Associations”, in Seligman, E.B.A., and Johnson, A.(eds)Encyclopedia of the Social Sciences. New York: The Macmillan Co., 1934. Vol. 14.,pp.670-676

Аннотация курса

Учебный курс «социология профессий» является необходимым элементом специальной подготовки социологов на различных этапах высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, обучение специалистов-социологов).

Цель курса – познакомить слушателей с развитием концепций профессионализма в классической и современной социологии. В курсе рассматриваются основные исторические и социальные определения профессии, проводится социально-историографический анализ развития профессионализма в западном обществе и процесса профессионализации/депрофессионализации .

Важное место в курсе отводится теориям, моделям, и характеристикам профессионализма в социальных науках: обозначается различие в подходах к исследованию и описанию феномена профессии, демонстрируется связь концепций профессионализма с общесоциологическими парадигмами. Также обращается внимание на исследования профессиональных практик и роль профессионалов в социальной структуре индустриального и постиндустриального общества. Рассматриваются символические аспекты социального конструирования профессиональных сообществ: профессиональная идеология, этика, ритуалистика и т.п. Особое внимание уделяется социальным и институциональным аспектам становления профессиональных сообществ в России и СССР. Курс предполагает выполнение ряда практических заданий и реализации промежуточных форм контроля.

Учебный курс «социология профессий» ориентирован на развитие теоретических знаний и практических навыков у студентов-социологов, а также способствует успешной профессиональной социализации будущих специалистов.

Во-первых, курс предоставляет возможность изучения и применения основных классических и современных социологических теорий к анализу важнейшего института социетального общества – института профессий. В связи с этим необходимо отметить высокий интерес большинства крупнейших социологов-классиков (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс) к проблематике профессионализма. Кроме того, социология профессий имеет длительную самостоятельную теоретическую традицию, представленную работами Миллерсона, Абрахамсона, Карр-Саундерса, Виленски, Браверманна, Эбботта, Коллинза и др.

Во-вторых, знание основных характеристик профессии как социального института позволяют будущим специалистам-социологам формировать автономное эффективное профессиональное сообщество на принципах профессиональной этики и солидарности.

В-третьих, в процессе будущей профессиональной деятельности специалисты–социологи будут решать ряд практических задач (прикладные исследования, развитие общественных связей и т.д.) во взаимодействии с различными профессиональными сообществами. Владение аналитическими навыками реализации таких задач позволит решать их наилучшим образом.

В рамках учебного курса «социология профессий» предполагается сочетать занятия в форме лекций с практическими занятиями и семинарами. Важное место в учебном процессе занимает освоение аппарата теоретизирования посредством самостоятельного изучения аутентичных теоретических текстов. Также предполагается написание эссе и практических работ. Объем самостоятельной работы студента зависит от специфики каждой конкретной аудитории и ситуационных задач курса.



Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • знать основные теоретические подходы и концепции в классической и современной социологии, связанные с исследованием феномена профессий, профессионализма и профессионализации;

  • уметь использовать аналитический аппарат теоретизирования для решения задач в рамках своей практической профессиональной деятельности;

  • иметь представление о социальной истории, этапах развития, основных характеристиках, возможностях социологического анализа социального института профессий, в том числе о профессиональной этике, идеологии и т.п.

  • обладать навыками социологического анализа профессиональных сообществ на основе теоретических знаний об институте профессий.



Содержание программы
Блок I. История концепций профессионализма в социологии
Тема 1. Вводная лекция

Понятие профессии. Место исследований профессий в социологии. Обыденное и научное определение профессии. Профессии как социальный институт. Профессионал как социальная роль. Профессионалы как социальная группа. Социологические подходы к различению профессий (professions) и занятий (occupations).



Обязательная литература:

  1. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: УРСС-КомКнига, 2005.

  2. Goffman E. On the Characteristics of Total Institutions/Excerpts from Erving Goffman, Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates, Doubleday, 1961, pp. 3-12.

Дополнительная литература:

  1. Dingwall R., Professions and Social Order in a Global Society, 1996.


Тема 2. Социологическая классика о профессионализме

Интерес социологов к институту профессий. Место профессионалов в общественном разделении труда. (Э. Дюркгейм). Профессия ученого и политика (М. Вебер). «Чиновник» А. Вебера. Профессиональный этос (Т. Парсонс). Профессионал как социальный тип. Спенсеровский взгляд на институт профессий.



Обязательная литература:

  1. Вебер М. Наука как призвание и профессия / Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН, 2006, с.529-549.

  2. Вебер М. Политика как призвание и профессия / Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН, 2006, с.485-529.

  3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: КАНОН, 1996., с.5-39 (Предисловие ко второму изданию)


Дополнительная литература:

  1. Parsons T. The Professions and Social Structure (1939).// Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York The Free Press, 1966. p. 34-46.

  2. Вебер А. Чиновник // Социологические исследования, 1988. №6.


Тема 3. Современные социологические концепции профессионализма

Современная социологическая теория и подходы к изучению профессионализма. Теория черт (trait model) и структурно-функционалистский подход к определению профессии. Англо-американская и континентальная модель профессионализма. Различение занятия («occupation») и профессии («profession»): критерии профессионализма. «Полные профессионалы», «полупрофессионалы» и «новые профессионалы».


Обязательная литература:

  1. Сакс М., Олсоп Дж. Социология профессий: государство, медицина и рынок в Великобритании.// Профессиональные группы интеллигенции/ Отв. ред. В.А.Мансуров.- М.:Изд-во Института социологии РАН. 2003.с. 79-104.

  2. Беккер Г. Природа профессии.// Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР., Выпуск 3/94. Тюмень- Москва, 1994, с.82-90.

  3. Лукша О.В. Социология профессиональных групп: определение понятий.//Профессиональные группы интеллигенции./Отв.ред.В.А.Мансуров. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003, с. 61-79.


Дополнительная литература:

  1. Батыгин Г.С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР., Выпуск 3. Тюмень- Москва, 1994. с.9-19

  2. Millerson G., The Qualifying Associations: a Study in professionalisation., London: Routlege&Kegan Paul., 1964.

  3. Parsons T. Professions // International Encyclopedia of the Social Sciences., The Macmillan Company & The Free Press., 1968., pp. 536-547.


Тема 4. Корректировка моделей профессионализма: профессиональный и менеджериальный проект

Потребность в корректировке «классических» теорий профессионализма. Концепция профессионального проекта и менеджериального проекта (Лейта и Феннелл). Новый взгляд на социальный институт профессии. Профессионалы в современной организации: борьба за автономию. Типология организаций («профессиональная», «полупрофессиональная», «непрофессиональная») (Е. Гросс и А. Этциони). Процессы «деквалификации» (Г. Браверман) и депрофессионализации.



Обязательная литература:

  1. Романов П. Трансформация профессионализма //Человеческие ресурсы № 2. 2001

  2. Salz,A. Occupation. In Encyclopedia of the Social Science, Seligman, E.B.A.,and A. Jonson (eds), Vols.11-12. New York: The Macmillan Co.,1944

Дополнительная литература:

  1. Гимпельсон В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда

  2. Кастель Р. Конец эпохи постоянного найма: правда или вредный миф?//http://www.strana-oz.ru/?numid=12&article=554

  3. Gross E., Etzioni A., Organization in Society N.Y. 1975.

  4. Leiht K.T., Fennell M.L. Professional work. A sociological approach. Malden: Blackwell Publishers, 2001.


Блок 2. Профессиональные проекты: социальная история и современность
Тема 5. «Профессия» в контексте исторической социологии

Появление профессий в средневековой Европе. Внутренняя организация средневековой профессиональной корпорации: цеховая система. «Классические» профессии в средневековую эпоху: юристы, врачи, «академики». Появление профессии бюрократа. Связь профессиональной практики с теоретической подготовкой в университетах: начала символической легитимации профессионализма.



Обязательная литература:

  1. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: УРСС-КомКнига, 2005.

  2. Зомбарт В. Буржуа (Глава 27, Докапиталистическая профессиональная деятельность)

  3. Киселева Е.А. От психологической классификации профессий к исторической

  4. Pirenne, H “Guilds”, in Seligman, E.B.A., and Jonnson,A.(eds.) Ensyclopedia of the Social Sciences. New York: The Macmillan Co., 1949. Vol. 7.pp.208-214.

  5. Watkins,M. W. “Trade Associations”, in Seligman, E.B.A., and Johnson, A.(eds)Encyclopedia of the Social Sciences. New York: The Macmillan Co., 1934. Vol. 14.,pp.670-676

Дополнительная литература:

  1. Шумпетер Йозеф. Капитализм, социализм и демократия (глава XIII. Социология интеллекуталов, фрагменты).

  2. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.


Тема 6. Социология как профессиональный проект. Интеллигенты, интеллектуалы, «художники», журналисты: занятие, профессия или призвание?

Социология: путь профессионализации. Герои социологии: конструирование биографического проекта классиков. Социологическое знание и профессиональная практика социологов: способ легитимации или концептуальный gap? Профессиональные социологические сообщества и возможности самоконтроля. Профессиональная этика социолога. Образование для социологов: форпост профессии. Компаративный дефиницианистский анализ понятий «профессионал», «интеллигент», «интеллектуал». Социальные функции интеллектуалов. Занятия на перепутье идентичности: журналисты и литераторы. Проблема социологического анализа творческих профессий. Профессиональный спорт: другая профессия.



Обязательная литература:

  1. Батыгин Г.С. Властители дум :Миссия интеллектуалов и реформирование социальных наук в России// http://2001.isras.ru/Publications/Batygin/Masters_of_thoughts.htm

  2. Кодекс социолога // http://www.ispr.ru/CONFER/confer16-11.html

  3. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов(избранные главы)//Новое литературное обозрение, № 53, 2002

Дополнительная литература:

  1. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью М.: Праксис, 2002. (Серия "Новая наука политики")

  2. Бурдье П. Поле науки

  3. Ковалева М.С. Социальные науки в условиях тоталитарного режима: взаимоотношение науки, политики и мифа./Тоталитаризм и посттоталитаризм (статьи и подготовительные материалы), Кн.2. М.: ИС РАН, 1994, с. 201-216.

  4. Шумпетер Йозеф. Капитализм, социализм и демократия (глава XIII. Социология интеллектуалов, фрагменты)


Тема 7. Профессиональные практики и медицинская профессия как пример «классической» профессии

Медицинская профессия как пример «классической» профессии. Самоорганизация профессионалов и контроль в профессиональных сообществах. Профессионалы и дилетанты. Социальная роль профессионалов. Социальная политика в области медицины и изменение статуса врача.



Обязательная литература:

  1. Мамонова О.Н. Теоретико-методологические проблемы идентификации профессиональной группы российских врачей: на примере социологического исследования.// Профессиональные группы интеллигенции/Отв. ред. В.А.Мансуров.- М.:Изд-во Института социологии РАН. 2003. С.104-118.

  2. Бален Г. вам, Дормел М. ван Профессионалы системы здравоохранения и потребители

Дополнительная литература:

  1. Elston M.A. The politics of professional power: medicine in a changing health service./ The sociology of the health service. Ed. by Gabe J., Calman M., Bury M., Poutledge, 1991.pp. 58-89.

  2. Кульман Э. Разновидности профессионализма поздней современности: на примере немецкой системы здравоохранения/Профессии.doc Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007, с.41-57.

  3. Сакс М., Оллсоп Дж. Социология профессий: государство, медицина и рынок в Великобритании.//Профессиональные группы интеллигенции./Отв.ред.В.А.Мансуров. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003, с. 79-104.

  4. Фуко М. Рождение клиники. М.: 1998.


Блок 3. Позиции профессионалов в социальной структуре: стратификационный, экономический и организационный контексты
Тема 8. Позиции профессионалов в социальной структуре

Рост значения знания в современном обществе. Место профессионалов в концепциях технократического, постиндустриального и информационного общества. (Т. Веблен, Д. Белл, Д. Гелбрейт, П. Дракер, А. Тоффлер, М. Кастельс). Профессиональный статус и другие критерии стратификации. Вероятные трансформации профессионализма. Стратификационный анализ профессионализма. Технический прогресс и профессии.



Обязательная литература:

  1. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: УРСС-КомКнига, 2005.

  2. Гимпельсон В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда

  3. Согомонов А. Тусобщество с правом на "вход" и на "выход".// Художественный журнал. № 25.200-203

Дополнительная литература:

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.

  2. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.

  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ,2000

  4. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура М.: АСТ МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.782-797 (XIX. Машина, рабочий и инженер).

  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект-пресс, 2004, с.43-81; 81-130 и т.д.



Тема 9 . Социальное конструирование профессии

Легитимация профессиональной власти. Экспертное знание и власть дискурса (М. Фуко, А. Макинтайр). Использование символических средств борьбы за монополию на профессиональное знание: профессиональные идеологии. Профессиональные фреймы. Рутинная деятельность профессионалов и фоновые практики. Процесс профессионализации. Производство и воспроизводство профессионалов. Тенденции онаучивания («сантификация»   scientification) и академизации (academization) профессии.



Обязательная литература:

  1. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: УРСС-КомКнига, 2005.

  2. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью М.: Праксис, 2002. (Серия "Новая наука политики")


Дополнительная литература:

  1. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007, с.9-124.

  2. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2003.

  3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000.

  4. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  5. Шютц А. Хорошо информированный гражданин. Очерк о социальном распределении знания/Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии М.: ФОМ, 2003, с. 222-238.


Темы итоговой работы

Реферат по темам, обсуждавшимся в течение курса.



(Методические указания к написанию итоговой работы даны в конце программы.)


  1. Академическая профессия и научное сообщество как профессиональная корпорация.

  2. Развитие социологических исследований военной профессии

  3. Взаимодействие профессиональных сообществ с государством – проблема профессиональной автономии и регулирование деятельности профессионалов;

  4. Возможность применения инструментария социологии рынков к исследованию профессиональных сообществ в современной России;

  5. Групповой контроль в профессиональных группах

  6. Техника и профессии: трансформация профессионализма под влиянием НТР

  7. Динамика статуса профессионалов в контексте глобализации

  8. Закрепление профессиональной автономии посредством системы специального профессионального образования;

  9. Занятие, специальность, профессия: социологическое различение понятий

  10. Профессионализация социальной работы в России

  11. Исследование презентаций профессиональных сообществ в публичном дискурсе;

  12. Профессиональные идеологии как средство борьбы за легитимацию экспертной власти профессионалов.

  13. Профессиональные сообщества как корпоративные акторы и позиции профессионалов на рынке труда;

  14. Интеллектуалы и профессионалы: сравнительный теоретический анализ

  15. Профессиональные субкультуры: язык, традиции, ритуалы, герои и антигерои.

  16. Коммуникация в профессиональном сообществе;

  17. Концептуализация понятия «профессия» в классической социологии;

  18. Концепция профессионального проекта и менеджериального проекта (Лейта и Феннелл).

  19. Медицинская профессия как классический случай профессионализации

  20. Медицинская профессия как пример «классической» профессии. Альтруистические ценности профессионального служения.

  21. Место профессионалов в концепциях постиндустриального и информационального общества. (Д. Белл, Д. Гелбрейт, М. Кастельс).

  22. Немецкая традиция социологических исследований профессий;

  23. Организационные формы, степень и возможности влияния профессиональных сообществ (союзы, ассоциации и т.п.);

  24. Эксперты и профессионалы: власть и когнитивное доминирование

  25. Отношения профессиональных сообществ и государства: социологический анализ

  26. Американская традиция социологических исследований университетского сообщества профессионалов;

  27. Анализ профессиональных идеологий: теоретический и практический аспекты;

  28. Англо-американская и континентальная модель профессионализма.

  29. Британская традиция социологических исследований профессий;

  30. Поведение профессионалов на рынке труда

  31. Позиции профессионалов в современной деловой организации : социо-критический анализ

  32. Учитель как занятие и профессия: социологический анализ

  33. Формирование профессиональных сообществ в России в переходный период

  34. Художественные профессии в современной России: социологический анализ. Формат case-studies;

  35. Понятие профессии. Место исследований профессий в социологии. Профессии как социальный институт. Социологические интерпретации профессии.

  36. Появление профессий в средневековой Европе. Внутренняя организация средневековой профессиональной корпорации: цеховая система. «Классические» профессии в средневековую эпоху: юристы, врачи, «академики».

  37. Спорт как профессия: социологический анализ

  38. Претензии менеджеров на профессиональный статус и специфика менеджериального проекта.

  39. Принципы взаимодействия профессионалов и клиентов;

  40. Притязания и позиция профессионалов в экономическом и общественном пространствах;

  41. Современная социологическая теория и подходы к изучению профессионализма.

  42. Профессионализм как ресурс легитимации власти

  43. Профессионалы в контексте бизнес-организаций: конфликты и компромиссы;

  44. Профессиональная идеология как средство укрепления профессиональной власти;

  45. России

  46. Составляющие элементы профессиональных идеологий

  47. Профессиональный комплекс в понимании Т. Парсонса

  48. Теоретический аппарат анализа художественных профессий.

  49. Процессы «деквалификации» (Г. Браверман) и депрофессионализации.

  50. Процессы профессионализации и депрофессионализация в трансформирующейся Социальное неравенство и профессии: обзор социологических концепций

  51. Социально-экономические аспекты формирования статусу профессионала в Профессиональная этика: нормы и альтруистическое начало профессиональной деятельности, профессиональные ценности;

  52. Профессиональное знание как экспертное знание;

  53. Профессиональные группы и проблем социальной стратификации

  54. Роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в функционировании профессиональных сообществ

  55. Профессиональный дискурс как элемент уникальной групповой идентичности профессионалов

  56. современном обществе

  57. Становление этнографии занятий и профессий

  58. Социологическая концептуализация творческих профессий

  59. Социологические исследования занятий в СССР: социо-исторический обзор

  60. Социологический контекст реформирования школьного образования в современной России: роль социальной группы учителей;

  61. Способы легитимации профессиональной власти;

  62. Сравнительный анализ проектов реформирования российской системы образования;

  63. Статус и воспроизводство специалистов в Советском Союзе: инженерно-технические работники (ИТР) и рабочие (О.И. Шкаратан).

  64. Теоретическое и прикладное значение процессов депрофессионализации и деквалификации;

  65. Теория черт (trait model) и структурно-функционалистский подход к определению профессии.

  66. Мобильные телефоны как фактор организации деятельности профессионалов в информационную эпоху.

  67. Трансформация социального института профессий в индустриальных обществах: теоретический аспект;

  68. Тусобщество как модель функционирования профессионалов в современной России (А. Согомонов).

  69. Уровень профессионализации в современных обществах;

  70. Экспертное знание и власть дискурса (М. Фуко)

  71. Профессиональная идеология как средство укрепления профессиональной власти;

  72. Теоретическое и прикладное значение процессов депрофессионализации и деквалификации;

  73. Теория черт (trait model) и структурно-функционалистский подход к определению профессии.

  74. Трансформация социального института профессий в индустриальных обществах: теоретический аспект;

  75. Исследование презентаций профессиональных сообществ в публичном дискурсе;

  76. Маргинальные занятия: опыт включенного наблюдения

  77. Медицинская профессия как пример «классической» профессии. Альтруистические ценности профессионального служения.

  78. Место профессионалов в концепциях постиндустриального и информационального общества. (Д. Белл, Д. Гелбрейт, М. Кастельс).

  79. Различение занятия («occupation») и профессии («profession»): критерии профессионализма.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Дайте определение профессиональной группы и профессиональной морали по Э. Дюркгейму.

  2. Перечислите социальные группы, из которых по М. Веберу рекрутировались профессиональные политические чиновники.

  3. Какие три критерия были предложены Т.Парсонсом для характеристики профессиональной роли?

  4. Каким критериям по Т. Парсонсу должно соответствовать занятие, чтобы его можно было отнести к профессиональному комплексу?

  5. Дайте социологическое определение профессии по Е. Гринвуду.

  6. Воспроизведите ключевые составляющие модели профессионализма по Р. Павалко

  7. Сравните описание процессов профессионализации, предложенное Каплоу и Виленски.

  8. Дайте характеристику формам управленческого контроля, распространенным в современной организации по классификации Р. Эдвардса. Какая из этих форм чаще всего для контроля за работой профессионалов?

  9. Охарактеризуйте Континентальную модель профессионализма.

  10. Предложите терминологическое описание понятия «профессионализация» в социологии профессий.

  11. Что такое интрапрофессиональный статус и иерархия по А. Абботту

  12. Почему экзамен (диагноз) в интерпретации М. Фуко можно рассматривать универсальным механизмом реализации профессионально власти?

  13. В чем в интерпретации Г.С. Батыгина заключаются различия между социальной ролью интеллектуалов и профессионалов?

  14. Назовите три формы вторичной занятости советских специалистов, выявленных Б. Гладаревым в своем исследовании.

  15. Какие критерии профессионализма называются У. Гудом?

  16. Какие ключевые ограничения (дисфункции) процесса профессионализации социальной работы в России называет Е. Смирнова-Ярская?

  17. Какую роль, по мнению Сторера и Парсонса, играют научные журналы в функционировании академического сообщества?

  18. На каких принципах по Стореру и Парсонсу происходит внутренняя дифференциация академической профессии?

  19. Раскройте смысл метафоры «тусобщество», используемой А.Ю. Согомоновым для анализа профессиональных сообществ в современной России?

  20. В чем заключается суть немарксистской критики профессий по Саксу Дж.Олсопу?


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ

Для успешного написания итогового реферата необходима поэтапная работа над выбранной темой. Представляется целесообразным начинать предлагать студентам темы для самостоятельного исследования по мере изучения соответствующей темы. С этой целью в программу введены задания к темам. Эти задания являются естественным началом исследовательской деятельности, которая должна вылиться в итоговые рефераты. На каждый этап работы отводится 1-2 недели.

Творческая письменная работа (эссе), предполагает самостоятельную работу с литературой по указанной теме. Требования к работе:

А) Объем работы должен быть не менее 1500-1800 слов (см. опцию «Статистика» в Word) без библиографии. При параметрах страницы 2,5х2,5х2,5х2,5 текст набранный «Times New Roman», размер букв(«кегль») – 12, это соответствует 9-10 страницам текста (исключая пункты «титульный лист», «Содержание», «Использованная литература»).

Б) Структура:


  • Титульный лист   название работы, фамилия, преподаватель, т. е. в соответствии с принятыми стандартами.

  • Содержание – структура работы с указанием страниц.

  • Введение – дается обоснование теме в контексте современных социологических теорий, дается информация об ученых, о которых пойдет речь в основной части;

  • Основная часть – опираясь на изученную литературу, раскрывается тема работы. Основная часть составляет 2/3 от общего объема работы.

  • Заключение – даются основные выводы.

  • Использованная литература. В алфавитном порядке указывается литература, которая была использована при подготовке реферата. Внимание !!! В тексте при цитировании обязательны ссылки на литературу, заданные в следующем формате [1;34], где “1” – номер литературного источника из части “Использованная литература”, “34” – страница, откуда была взята цитата.

Реферат пишется самостоятельно, опираясь на первоисточники и рекомендуемую литературу. В случае обнаружения заимствований текста без соответствующих ссылок или если реферат носит компилятивный характер, то работа получает неудовлетворительную оценку



Абрамов Р.Н.