Программа дисциплины «Социология молодежи» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3страница 4
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.44kb.
Программы наименование дисциплины: «Социология молодежи» 1 92.42kb.
Перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины «Социология... 1 13.25kb.
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 106.23kb.
Рабочая программа дисциплины социология семьи блок «Общепрофессиональные... 1 235.7kb.
Социология молодежи В. Семенова Вводные замечания 1 370.27kb.
Программа дисциплины «Социология профессий» 1 238.55kb.
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Программа дисциплины «Социология общественного мнения» 1 196.59kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 202.76kb.
Программа дисциплины «Социология города» Пояснительная записка Программа... 2 500.33kb.
Учебная программа курса «Социология молодежи» 1 121.19kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Социология молодежи» - страница №3/4

Раздел 1. История «молодежного вопроса» и развитие научных подходов в отечественной социологии


Политико-идеологические и теоретические конструкты молодежи в СССР как строителей нового общества. Революционный конструкт молодежного вопроса. Молодежь как строители коммунизма. Историческое миссионерство. Учиться коммунизму. Классовая мораль - стержень новой идентичности.

Молодежь и строительство социализма. Комсомольское строительство молодежной идентичности. «Молодежь социалистическая»: поиск внутренних врагов. Молодежный вопрос в эпоху хрущевской оттепели: открытость миру и закрытость от Запада. Новые комсомольские фронты. Застой общества и расцвет отечественной социологии молодежи.



Постсоветские конструкты молодежного вопроса: от неформалов до маргиналов в обществе риска. Новые враги молодежи - «наследие застойного периода» и неорганизованный досуг. Молодежь как социальная проблема: новые прочтения и старые языки. Новые конструкты молодежного вопроса: откат и заимствования.
Основная литература:


  1. Громов А.В., Кузин О.С. (1990) Неформалы кто есть кто? - М.: Мысль, С. 18- 38.

  2. Ковалева А.И., Луков В.А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум.

  3. Кон И.С. (1965) Юность как социальная проблема // Бой идет за человека. – Ленинград.

  4. Левикова С.И. (2002) Молодежная культура. - М.: Вузовская книга.

  5. Мухамеджанов М.М. (1988) Молодежь в современном социалистическом обществе // Социализм и молодежь. - М.: Молодая гвардия.

  6. Чупров В.И. (1994) Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социс, № 6, С. 50-56.

  7. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. (2001) Молодежь в обществе риска. - М.: Наука.


Дополнительная литература:


  1. Давыдов Ю.Н. (1975) Эстетика нигилизма: искусство и «новые левые». - М.: Искусство.

  2. Запесоцкий А.С. (1996) Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб.: ИГУП.

  3. Запесоцкий А.С., Файн А.П. (1990) Эта непонятная молодежь...: проблемы неформальных молодежных объединений. - М.: ПРОФИЗДАТ.

  4. Зубок Ю.А. (1998) Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. - М.: Социум.

  5. Ильинский И.М. (1988) Молодежь СССР: достижения, проблемы, решения // Социализм и молодежь. - М.: Молодая гвардия.

  6. Кичигин А.С. (1998) Полет Яблока: невыдуманная повесть-калейдоскоп о «неформалах». - Киев: Молодь.

  7. Кон И.С. (1973) Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е издание, Т.16, с. 478.

  8. Кон И.С. (1979) Психология ранней юности. М.: Просвещение.

  9. Кон И.С. (1994) Эпоху не выбирают // Социологический журнал, № 2, С. 173-185.

  10. КПСС о комсомоле и молодежи (1962). - М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».

  11. Лапин Н.И. (1996) Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. № 5, С. 3–19.

  12. Лаумянскайте И. (1988) Проблема формирования субъектности молодежи// Молодежь: актуальные проблемы социального развития. Сборник научных трудов советских и чехословацких социологов. - М.: Институт Социологии Академии наук СССР и Институт философии и социологии Чехословацкой Академии наук.

  13. Левичева В.Ф. (1989) Молодежный Вавилон: размышления о неформальном движении. - М.: Молодая гвардия.

  14. Лейн Д. (1992) Поколенческие изменения // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. - М.: Российская академия наук Институт социологии, С.149-150.

  15. Ленин В.И. (1987) Задачи союзов молодежи: Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г. //Полн. Собр. соч., Т. 41. - М.: Мол. Гвардия, С. 298-318.

  16. Лисовский В.Т. (1968) Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. канд. дис.

  17. Магун В.С., Литвинцева А.З. (1993) Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. - М.: ИС РАН, ЦСО РАО.

  18. Митрохин С. (1992) Молодежь и политика в эпоху переоценки ценностей // Молодежь России на рубеже 90-х годов. - М.: Институт социологии РАН.

  19. Молодежь России на рубеже 1990-х годов. (1992). - М.: Институт социологии РАН.

  20. Молодежь России: социальное развитие (1992) / Отв. ред. В.И. Чупров. - М.: Наука.

  21. Молодежь России: Тенденции, перспективы (1993) / Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. - М.: Молодая Гвардия.

  22. Мухачев В.И. (1978) Участие рабочей молодежи в управлении производством // Социс, №1, C. 128–131.

  23. Неформалы: кто они? Куда зовут? (1990) / Под общей редакцией В.А. Печенева; ред.-сост. В.И. Вьюницкий. - М.: Политиздат.

  24. О взаимоотношениях Российского коммунистического союза молодежи и российской коммунистической партии (большевиков), август 1919 // КПСС о комсомоле и молодежи (1962). - М.: Изд-во ЦК ВДКСМ «Молодая гвардия», С.3.

  25. О Союзах молодежи (Резолюция VI съезда РСДРП(б)), июль-август 1917 // КПСС о комсомоле и молодежи (1962). - М.: Изд-во ЦК ВДКСМ «Молодая гвардия», С.3

  26. Пилкингтон Х. (1992) «Советская молодежь как «субъект» и «объект» строительства коммунизма // Молодежь России на рубеже 90-х годов. - М.: Институт социологии РАН, С. 169.

  27. Чупров В.И. (1996) Исторические и методологические проблемы социологии // Социология молодежи. Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, С. 12-40.


Семинар 1. Презентации молодежи в советском и постсоветском кинематографе.

Выбрать для анализа широко и/или малоизвестные фильмы о молодежи советского и постсоветского периода (1930-2011гг). Описать образы главных героев, сюжетную линию, основную идею фильма, социально-исторический момент создания и выхода фильма. Проанализировать формы презентации молодежи в фильмах.



Раздел 2. Концептуализация молодежи в западной научной традиции


Тема 1. Биополитические, психоаналитические и фрейдо-марксистские варианты прочтения молодежного вопроса
Основные вехи биополитического прочтения молодежного вопроса.С. Холл: подросток - полуживотное/получеловек. К. Маннгейм: поколенческая игра. Прочтение молодежного вопроса классиками функционализма. Т. Парсонс: мораторий молодежной культуры и социальная стабильность. Ш. Эйзенштадт: молодежная культура в контексте сверстников. Психоаналитические и фрейдистcко-марксистские варианты молодежного вопроса. Археология молодежной девиантности. Психодинамические концепции: Чикагская школа, функционализм, теории раннего распознавания преступника. Деконструкция делинквентной идентичности в рамках радикальной (критической) криминологии. Клинические девиантности. «Больная молодежь» и беспорядочность потребления. Особенности социологического подхода к молодежной девиантности. Трансакционизм, моральные паники и исследования молодежного вопроса. Работа и досуг, проблематизация молодежной активности.
Основная литература:


  1. Дюркгейм Э. (1991) О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука.

  2. Коен С. (2000) Народные бесы и моральные паники: возникновение Модов и Рокеров // Е. Омельченко Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Изд-во «Институт социологии РАН», С. 165-167.

  3. Мертон Р. (1992) Социальная структура и аномия // Социс, №2, С. 118-124; №3, С. 104-114; №4, С. 91-96.

  4. Фрис С. (2000) Социология молодежи // Е. Омельченко Молодежные культуры и субкультуры. - М.: ИС РАН, С. 168-185.


Дополнительная литература:


  1. Дюркгейм Э. (1994) Самоубийство. Социологический этюд. - М.: Мысль.

  2. Фрейд А. (1993) Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс.

  3. Фрейд З. (1989) Три очерка по теории сексуальности // Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. Произведений. - М.: Просвещение, С. 123-199.

  4. Abrams, M. (1959) The Teenage Consumer (London, Press Exchange).

  5. Alexander, C. (2000) The Asian Gang: Ethnicity, identity, masculinity (Oxford, Berg).

  6. Eisenstadt, S.N. (1956) From Generation to Generation, Age Groups and Social Structure (Glencoe, Ill., Free Press).

  7. Parsons, T. (1942) Age and sex in the social structure of the United States, in American Sociological Review, 7, pp. 604-616.

  8. Parsons, T. (1963) Youth in the Context of American Society, in E. Erikson (ed.) Youth: Change and Challenge (New York, Basic Books), pp. 155-182.

  9. Pearson, G. (1983) Hooligan. A History of Respectable Fears (London, Macmillan).



Тема 2. Современная повестка дня «молодежного вопроса» в западных исследованиях


Молодежный вопрос в фокусе культурной и структурной перспектив. Структурный подход: транзиция и воспроизводство классовой принадлежности. Постмодернистское прочтение молодежного вопроса. Идеи молодежной стилистики в контексте символического капита­ла и материальной культуры П. Уиллиса. Понятие гиперреальности С. Беста и Д Келнера. Поколение Нинтен­до или экранейджеров Б. Грина и Д. Рашкофа. Интерпретации молодежных идентичностей в рамках концепции риска М. Дугласа, У. Бека и Э. Гидденса.
Основная литература:


  1. Бек У. (2000) Общество риска. На пути к другому модерну/ Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. – М.: Прогресс-Традиция.

  2. Гидденс Э. (1999) Социология. - М.: Эдиториал УРСС.

  3. Beck, U. (1992) Risk Society: Towards a New Modernity (London, Sage).

  4. Beck, U. (2000) What is Globalization? (Cambridge, Polity).

  5. Beck, U., Giddens A., Lash S. (1994) Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order (Cambridge, Polity Press).

  6. Cohen, S. (1987) Folk Devils and Moral Panics. The creation of the mods and rockers (Oxford, Basil Blackwell).

  7. Giddens, A. (1976) New Rules of Sociological Method (London, Hutchinson).

  8. Giddens, A. (1991) Modernity and Self-Identity: Self and society in the late modern age (Cambridge, Polity Press).

  9. Parsons T. (1975) Deviant behavior, Social deviance (Philadelphia etc.: J.B.Lippincott), pp. 156–166.

  10. Rushkoff, D. (1997) Children of Chaos: Surviving the end of the world as we know it (London, Flamingo).

  11. Willis, P. (1977) Learning to Labour: How working class kids get working class jobs (London, Saxon House).

  12. Willis, P. (1990) Common Culture (Milton Keynes, Open University).

Дополнительная литература:



  1. Брейк М. (2000) Сравнительная молодежная культура// Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: ИС РАН.

  2. Гриффин К. (2000) Репрезентация молодежи: исследование молодежи и подростков в Британии и Америке// Е. Омельченко Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Изд-во Институт социологии РАН, С. 205-215.

  3. Салагаев А.Л. (1997) Молодежные правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий. - Казань: Экоцентр.

  4. Эриксон Э. (1996) Идентичность: юность и кризис: Пер. с анг. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Издат. группа «Прогресс».

  5. Best, S., Kellner, D. (1998) Beavis and Butt-Head: No future for postmodern youth, in J.S. Epstein (ed.) Youth Culture: Identity in a Postmodern World (Oxford, Blackwell), pp. 74-99.



Семинар 2. Основные позиции критики функционализма

Функционалистский подход к анализу молодежной культуры в отечественной и западной социологической традициях. Сравнение основных идей западных ученых-функционалистов с идеями отечественных теоретиков молодежи советского периода. Сущность классового подхода в объяснениях молодежной культуры. Общее и особенное в классовой научной парадигме в советской  и английской социологической литературе. Расшифровка стилей молодежных субкультур с точки зрения классового подхода. Радикальная критика функционального и классового подходов.


Семинар 3. Индивидуализация, глобализация и информатизация молодежи.
Опираясь на метод самоэтнографии написать индивидуальную историю включения в социальные сети, блоги, сообщества сайтов. Кто стал источником информации, каким образом произошло включение, с какой целью это было сделано, какие самые запоминающиеся приятные и неприятные моменты с этим связаны, контролируется ли время нахождения в сети, если да, то каким образом, насколько реальный круг общения совпадает, пересекается с виртуальным, каковы критерии успешной позиции, в рамках описываемого пространства. Индивидуальная история представляется в качестве презентации, после чего происходит обсуждение «молодежности» этого опыта.

<< предыдущая страница   следующая страница >>