Программа дисциплины сдм. 11 Историческая мысль в контексте различных цивилизации цели и задачи дисциплины - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа наименование дисциплины история религии 1 127.58kb.
Программы дисциплины «Введение в литературоведение» ( Б5), 032700. 1 39.37kb.
Абстрактная алгебра Цели и задачи освоения дисциплины. Целями изучения... 1 14.37kb.
Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History... 1 329.77kb.
Программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» 1 70.59kb.
Примерная программа по курсу технология редакционно-издательского... 1 120.34kb.
1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель... 1 223.2kb.
1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины является 1 29.21kb.
Программа дисциплины «Историческая текстология» 2 489.53kb.
Программы дисциплины «Профессиональная этика журналиста» Цели и задачи... 1 57.44kb.
Алгебра Цели освоения дисциплины 1 19.2kb.
Методическое пособие для изучающих курс Курс «Введение в библеистику» 1 155.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины сдм. 11 Историческая мысль в контексте различных цивилизации - страница №1/1


  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

  3. «Томский государственный педагогический университет»

  4. (ТГПУ)







  5. «УТВЕРЖДАЮ»

  6. Проректор (декан факультета)

  7. ________________________________

  8. «____»___________________2011 года













  9. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



  10. СДМ.11



  11. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИИ


1. Цели и задачи дисциплины


Цель дисциплины «Историческая мысль в контексте различных цивилизаций» - выработка у магистрантов понимания сущности понятий интеллектуальная культура, история и историческое мышление; а также того, что и цивилизации, и культуры, а, вместе с ними, и историческое мышление развиваются. У каждой цивилизации свой тип рациональности и, следовательно, оригинальная интеллектуальная культура, в которой положение исторического познания не одинаково и, стало быть, возможно успешное существование цивилизаций не нуждающихся в таком феномене как историческое мышление, а в остальных цивилизациях историческое мышление всегда специфично и в рамках культуры имеет не одинаковые смыслы, значение, положение. Формирование у студентов представления о важности учёта этих различий, а также того, что и в рамках одной цивилизации историческое мышление, постоянно развиваясь, становится иным.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины у магистрантов должно быть выработано системное представление о цивилизации и культуре, в том числе и об интеллектуальной культуре общества; о важности для цивилизации и культуры существования сильного исторического мышления, постоянно нуждающегося в развитии.

Магистранты должны получить знания об уникальности цивилизаций и культур, о специфике исторического мышления, принадлежащего разным цивилизациям, они должны приобрести понимание того, что в разных культурах историческое мышление имеет не одинаковую степень развития, в то время как оно должно быть адекватно миру.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные занятия

24

24

Лекции

-

-

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (Студент)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

24

24

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет


  1. 4. Содержание дисциплины

  2. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Тема


Число

Часов


Форма занятий

Лекц.

практ

Сам.

1. Вводное занятие.

4

2

-

2

2. Историческая мысль в контексте восточных цивилизаций.

8

4

-

4

3. Античная историческая мысль .


16

8




8

4. Историческая мысль Западноевропейской цивилизации.


12

6

-

6

5. Историческая мысль в России.

8

4

-

4

Итого:


24

24

-

24


4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Вводное занятие.

Предмет и задачи курса. Понятие цивилизации. Цивилизация и культура. Зарождение исторического сознания, формирование исторического познания и рождение исторической мысли. Отношения между понятиями «хроника», «анналы», «летопись», «историческое исследование». Обстоятельства и возможность формирования исторического мышления.



Тема 2. Историческая мысль в контексте восточных цивилизаций

Древнейшие хроники Древнего Ближнего Востока. Палермский камень, царские списки. Анналы Тутмоса III и других фараонов Нового царства, анналы ассирийских царей, исторические надписи царей Урарту. Осознание времени и временности человеческого существования и потребность сохранять память о прошлом. Исторические тексты Ветхого Завета. Древнейшие китайские летописи эпохи Раннего Чжоу: «Чуньцю», «Цзочжуань». «Шуцзин» или Книга истории с записями речей правителей и их приближённых. Конфуций и его редакция древних летописей. Сыма Цянь - первый историк Китая. Вопрос об уместности употребления в данном контексте термина «историк». «Исторические записки «Сыма Цяня. Бань Гу своей книгой «История династии Хань» продолжил дело Сыма Цяня и положил начало написанию «династийных хроник» - оригинальной форме китайского историописания времён традиционного общества. «История Сун» Шеня Юэ, «История Ци» Сяо Цзисяня, «История Мин» в 332 томах, повествовавшая о периоде с 1368 по 1644 год и т.д. Важнейшие черты «династийных хроник», отмечаемые в литературе, - обязательное и безусловное превосходство Китая над всем остальным миром варваров и неразличение мифа и эмпирической реальности. Древнеиндийская культура и очень долгое формирование исторического сознания. Древние пураны, «Кашмирская хроника» (13 в.) и др. средневековые хроники. Контакт с колонизаторами, рост национального самосознания и начало индийского историописания.



Тема 3. Античная историческая мысль.

Эллинские цивилизация и культура и эллинская историческая мысль. Архаические хроники и Старшие логографы. Гекатей Милетский. Геродот – отец истории. «История» Геродота – общие черты с логографами и новизна. Цель и задачи исследования, обстоятельства и история написания. Метод и стиль Геродота. Источники и принципы работы с ними. Фукидид: отказ от провиденциализма, начало исторической критики, строго аналитическая работа с источниками. Ориентация на естественно-научные способы исследования. Ученик Сократа Ксенофонт – стандарты исследования, методы, язык и стиль. Полибий – эллин пишущий историю Рима – заранее систематически продуманную всеохватывающую «Всеобщую историю». Теоретический аспект исследования Полибия.


Специфика древнеримского историописания. Особенности цивилизации Рима. Фундаментальная утилитарная установка римской культуры. Равнодушное отношение к мудрости, философии, глубокому знанию – решающие детерминативы римской истории. Фасты, анналы и анналисты. Римские историки 1 в. до н. э.. Гай Саллюстий Крисп. « О заговоре Катилины «. «Югуртинская война». Предмет, метод и стиль Саллюстия. Тит Ливий. «История Рима от основания города». Предмет и метод Ливия, цели и результат. Корнелий Тацит. Эпоха и характер сочинений Тацита, его предмет, метод и цели. Сравнительная характеристика эллинских и римских историков.


Тема 4. Историческая мысль Западноевропейской цивилизации.

Значение идей Августина Блаженного в истории развития средневековой историографии. Средневековая историография. Историки Возрождения. Исторические идеи Вико. Исторические идеи Гердера. Исторические идеи французских просветителей.

19 в. – расцвет западноевропейской классической историографии, обретение ею самой себя и полноты своих самобытных свойств. Её трансформации в течение следующих полутора веков и сохранение актуальными важнейших из них. О. Конт и образование позитивистского направления в исторической науке. Утверждение либеральной парадигмы исторического познания. Марксистская концепция истории и её историческое значение. Г. Б. Нибур – создание метода исторической критики, образцовый анализ документов. Т. Моммзен – исчерпывающая эрудиция, скрупулёзное отношение к деталям, системность в исследованиях. А. Валлон в «Истории рабства в древности» показывает историю как борьбу никогда не разрешаемых противоречий. Исторические взгляды Леопольда фон Ранке. Либеральная идеология и позитивистская методология А. де Токвиля и Ф. де Куланжа. Циклическая и модернизаторская концепция Э. Мейера конца 19 в.. Последовательная реализация модернизаторских принципов в работе Р. Пёльмана «История античного коммунизма и социализма», издававшаяся 1983 по 1901 г. Кризис западной исторической мысли на рубеже 20 в.

20 век – две основные историософские идеи: «локальных цивилизаций» и «Осевого времени». «Постижение истории» А. Тойнби и «Истоки истории и её цель» К. Ясперса.

«Анналы». «Апология истории» М. Блока. Грамматика цивилизации Ф. Броделя. Новые направления в историческом познании: Клиометрия или количественная история; история повседневности; психоистория.

Тема 5. Историческая мысль в России.

Российская историография 18 в. Татищев В. Н., Миллер, Шлецер, Ломоносов М. В. , Щербатов М. М., Болтин И. Н. - первые публикации важнейших отечественных источников, первые обобщающие труды по истории России. Н. М. Карамзин и его «История государства Российского». Предмет, метод и стиль автора, его цели и приоритеты. Развитие русской исторической мысли в 19 в. Значение Философического письма П. Я. Чаадаева. Историческое мышление С. М. Соловьёва. Исторические и историографические труды В. О. Ключевского, прежде всего «Лекции по русской историографии». Более интенсивное развитие русской исторической мысли в конце 19 – начале 20 в. П. Н. Милюков и его исследование «Главные течения русской исторической мысли».

Октябрьская социальная революция и революция культурная. Утверждение марксистко-ленинского миросозерцания 20 гг. М. Н. Покровский. Монополия идеологии «Краткого курса истории ВКП(б)» и пресечение органической русской мысли, в том числе и исторической. Послесталинская оттепель и постепенное восстановление утраченных смыслов, нарастание эклектичности культуры, так как не восстановив в должной мере традиционное мышление и не отменив диктат советской догматики (в позднесоветское время), культура столкнулась с разрушительной внешней экспансией (как западной, так и восточной) и оказалась и находится в странном, внутренне противоречивом состоянии. В то же время очевидны и несомненны позитивные точки роста интеллектуальной и духовной культуры.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М., 2008.

Могильницкий Б. Г. История исторической мысли ХХ в.: Курс лекций. Вып. 1-2. Томск, 2002-2008.

Репина Л. П. История исторического знания. М.: Дрофа, 2006.


б) дополнительная литература:

Блок М. Апология истории. М., 1986.

Борухович В. Г. Научное и литературное значение труда Геродота. //Геродот. История. Л., 1972.

Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. М., 1985.

Далин В. М. Историки Франции 19 – 20 вв. М., 1981.

Историческая наука и историческое сознание. Томск, 2000.

Ким С. Г. Историческая антропология в Германии: методологические искания и историографическая практика. Томск, 2002.

Ключевский В. О. Лекции по русской историографии. // Ключевский В. О. Сочинения. Т. 8. М., 1959.

Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. М., 1981.

Коллингвуд Р. Идея истории. М., 1980.

Конрад Н. И. Полибий и Сыма Цянь. // Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.

Кроль Ю. А. Сыма Цянь – историк. М., 1970.

Лосев А. Ф. Античная философия истории. М., 1977.

Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 2006.

Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 5. М., 1985.

Советская историография. М., 1996.

Строгецкий В. М. Возникновение и развитие исторической мысли в Древней Греции. Горький, 1985.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1995.

Фролов Э. Д. Факел Прометея. Л., 1991.

Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 1983.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины.
Рабочая программа по дисциплине «Историческая мысль в различных цивилизациях», составленная на кафедре Всеобщей истории Историко – географического факультета ТГПУ.

Видеоматериалы, иллюстрации.


7. Материально - техническое обеспечение дисциплины.

Видеомагнитофон, телевизор.


8. Методические рекомендации по организации дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам, так и выяснению специфических особенностей изучаемого феномена – исторической мысли в контексте различных мировых цивилизаций.

Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в письменной форме, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины (и ее компонентов - разных сфер жизнедеятельности западного общества в свете рассматриваемого феномена), знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований.

Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет, на котором проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, базовых понятий дисциплины.



8.2. Методические рекомендации для студентов.

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Социокультурный контекст и генезис историописания в конфуцианской и индийской цивилизациях.

Характер и историческое значение древнейших ближневосточных анналов.

Логографы и Геродот: общее и различное в их методе.

Сравнительная характеристика эллинских логографов и древнеримских анналистов.

Социокультурная обусловленность эллинского исторического мышления.

Русская летописная традиция и генезис русского исторического мышления.

Роль Н. М. Карамзина в истории русского историописания.

Развитие русской исторической мысли в 19 в.

Основополагающие принципы советской исторической науки

Основные этапы истории советской исторической науки.

Западноевропейское историческое мышление в раннее Новое время.

Кризис западноевропейской исторической мысли на рубеже 20 в.

Современное западноевропейское мышление и постмодернизм.

Проблемы и важнейшие перемены в западном историческом мышлении в начале 21 в.
8.2.2. Примерный перечень вопросов к зачету.

Древнеближневосточные царские анналы.

Великий китайский историк Сыма Цянь.

Китайские династийные летописи.

Генезис индийского исторического мышления.

Древнеэллинские логографы.

Специфика эллинского исторического мышления.

Геродот – основоположник исторического познания.

Фукидид и его метод исторического познания.

Особенности историописания Тита Ливия.

Тацит и его значение в истории античного исторического мышления.

Основные положения исторической концепции Августина Блаженного.

Основные идеи Вико и их значение в развитии исторического познания.

Исторические идеи французского просвещения.

Исторический материализм К. Маркса.

Либеральная теория и методология исторического познания.

Позитивистская программа исторических исследований 19 в.

Исторические взгляды Леопольда фон Ранке.

Исторические взгляды Ф. де Куланжа.

Концепция исторического познания Г. Риккерта.

Историческое мышление С. М. Соловьёва.

В. О. Ключевский и его концепция русской историографии.

П. Н. Милюков и его концепция русской истории.

Историческое мышление советских историков 20 -30 гг.

Эволюция советской исторической мысли в последние десятилетия 20 в.

Апология истории М. Блока.

Историческая концепция Ф. Броделя.

Современное историческое мышление в контексте культуры постмодернизма. .

Современная интеллектуальная история.

«История повседневности» конца 20 – начала 21 в..

Классическая и постнеклассическая парадигмы исторического познания.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 050400.68 Социально-экономическое образование программа магистерской подготовки Историческое образование


Программу составил доцент кафедры

всеобщей истории ТГПУ Ю. Н. Шевченко