Программа дисциплины «Революции и социальные движения: сравнительный анализ» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сравнительный анализ основных вариантов организации безостановочного... 1 264.89kb.
Программа дисциплины «Сравнительный анализ социально-экономических... 2 541.41kb.
Программа дисциплины «Сравнительный анализ хозяйственно-политических... 2 510.83kb.
Сравнительный анализ водных конфликтов в международных речных бассейнах 6 733.33kb.
Сравнительный анализ российских подходов к оценке деятельности высших... 5 1593.95kb.
1. Объект и предмет социологии. Функции социологии 3 773.13kb.
Программа дисциплины математический анализ Цикл ен. Ф. Специальность... 1 93.41kb.
Религиозно сословные противоречия в период исламской революции в... 1 89.11kb.
Программа дисциплины «Математический анализ» 1 172.97kb.
Программа дисциплины «прикладной политический анализ» 1 267.55kb.
Н. К. Рериха и «Гитанджали» Р. Тагора: сравнительный анализ некоторых... 1 106.34kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 " социальнаяпсихол... 1 257.29kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Революции и социальные движения: сравнительный анализ» - страница №1/1



Кафедра сравнительной политологии
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии

Программа дисциплины


«Революции и социальные движения: сравнительный анализ»
для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

Авторы программы:
Рой Д.А., droy@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры

сравнительной политологии
«___»____________ 2013 г.
Зав. кафедрой Мельвиль А.Ю.

Рекомендована секцией УМС «Политология»


«___»____________ 2013 г.
Председатель Урнов М.Ю.

Утверждена УС факультета прикладной политологии


«___»_____________2013 г.
Ученый секретарь Пильгун М.А. ________________________

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра (2 курс) выбравших факультатив «Революции и социальные движения: сравнительный анализ».


Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.



2Цели освоения дисциплины

Целями изучения факультатива есть:


  1. Вхождение в контекст субдисциплины и исследовательского поля сontention politics.

  2. Изучение и применение основных новаторских теорий коллективного действия в политическом анализе.

  3. Ознакомление с основными макросоциологическими теория социальными изменений

  4. Анализ изменений и развития протестных практик: историко-социологический аспект).

  5. Прочтение и ознакомление с основными авторами политической теории революций

  6. Нахождение причин и анализ социальных последствий революций

  7. Понять роль идентичности и символического измерения коллективного действия

  8. Анализировать сети участия, мобилизации индивидов и социальных групп в протестную деятельность.

  9. Строить и делать экспертизу организационной структуры социальных движений.

  10. Описывать и анализировать формы действия, репертуар и строить циклы протеста

  11. Понимать перспективы политизации протеста и социальных движений.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные понятия, категории, концепции, теории и революций и протестной политики, авторов этих концепций и основные школы и направления contention politics, а также иметь представление об методологических подходов для сравнительного анализа протестных, социальных движений и революций.

Уметь: использовать методы анализа протестных, социальных движений и революций.

Иметь навыки сбора методов сбора данных, особенно полевых исследований и последующего количественного и качественного анализа протестных, социальных движений и революций.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Системная

СК- Б 1

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

Системная

СК-Б4

Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

Системная

СК-Б6

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

Системная

СК-Б7

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

Системная

СК-Б11

Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде

Социально-личностная

СЛК –Б6

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе

Социально-личностная

СЛК –Б9

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


    Данный факультативный курс связан с такими дисциплинами, читаемыми на факультете прикладной политологии НИУ ВШЭ по направлению «Политология», как «Категории политической науки», «Введение в специальность» и др. Он служит своеобразным «трамплином» для наиболее мотивированных студентов первого года обучения, нацеленных на углубленное освоение ключевых профессиональных компетенций.


5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Contention politics, коллективное действие и социальные изменения




4

0

0




2

Изменения и развитие протестных практик




2

2

0




3

Политическая теория революций




2

2

0




4

Причины и социальные последствия революций




2

2

0




5

Идентичность и символическое измерение коллективного действия




2

2

0




6

Индивидуумы, сети и участие




2

0

2




7

Организационная структура социальных движений




2

2

0




8

Формы действия, репертуар и циклы протеста




2

0

2




9

Политизация протеста и перспективы для социальных движений




2

0

2




10

Демократизация и социальные движения




2

0

2






6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа










*
















Письменная работа 60 минут































Эссе










*
















Например: 1-2 тыс. слов

Реферат































Коллоквиум































Домашнее задание










*
















Подготовка презентации по выбранным кейсам

Промежу­точный

Зачет































Экзамен































Итоговый

Зачет












*
















Устный, презентация доклада



6.1Критерии оценки знаний, навыков



Критерии оценки работы на семинарах: активность в процессе обсуждения, содержательность комментариев.

Критерии оценки промежуточного теста: точность и полнота ответов на заданные вопросы.

Критерии оценки эссе: наличие исследовательской проблемы, связанной с тематикой курса, корректность и полнота ее раскрытия, обоснованность и оригинальность способа решения проблемы, эрудиция.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале.


Порядок формирования оценок по дисциплине
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на семинарах;

  • промежуточная контрольная;

  • эссе;

  • зачет.

Формула расчета результирующей оценки:

Орезульт = 0,5* Осем + 0,2*·Опр.контр. + 0,1*Оэссе. 0,3*Озачет

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический.


6.2

7Содержание дисциплины



Лекция 1. Contention politics, коллективное действие и социальные изменения (2 ч.)

«Писание истории» и социальные изменения. Интеллектуальные проекты и образы истории: исторический материализм и классовая теория (Маркс, Енгельс), героический романтизм, идеи как движущая сила изменений (Вебер), политическая модернизация (Хантингтон). Индивиды и массы. Социально-психологические модели объяснения феномена массы (Московичи, Канетти). Политэкономические модели коллективного действия (Олсон). Социологические модели коллективного действия (Тилли, Смелзер, Блумер). Исторические и марксистские модели описания коллективного действия (Томпсон, Хоббсбуам). Обзор основных исследований в области «политики спора» (contention politics) в англо-саксонкой традиции политической науки.



Литература:

  1. Штомпка, Социология социальных изменений, М., 1996.

  2. Джек Годстоун, К теории революций четвертого поколения // Литературно-философский журнал «Логос», 2(86), М., 2012

  3. McAdam, Doug, Sidney Tarrow and Charles Tilly, Contentious Politics, Cambridge University Press, 2001

  4. Neil J. Smelser, Theory of Collective Behavior, 1972

Лекция 2. Изменения и развитие протестных практик (2 ч.)

Архаичные формы протестных практик: «социальный бандитизм» (Хоббсбаум), восстания, перевороты. Институты протеста: тайные общества, религиозные ордены, политические клубы, мафия, рабочие секты, профсоюзы, социальные движения. Трансформации социальных движений в XIX и XX ст. Легитимация протеста в современных демократиях.



Литература:

  1. Eric Hobsbawm, Primitive Rebels: Studies in Archaic Forms of Social Movement in the 19th and 20th centuries, Manchester University Press, 1971

  2. Charles Tilly, Social movements, 1768-2004, Paradigm Publishers, 2004

Лекция 3. Политическая теория революций (2 ч.)

Насилие, политика и плебисцитарное управление Ж-Ж. Руссо. Старые (дореволюционные) и новые порядки А. де Токвиль. К. Маркс и революционная теория праксиса. Р. Люксембург о русской и немецкой революциях. В. Ленин «Государство и революция». Х. Арендт и потерянное наследство революционной традиции.



Литература:

  1. Ханна Арендт, О революции, М., 2010

  2. Алексис де Токвиль, Старый порядок и революция, СПб., 2008

  3. Заволько Г.А., Понятие революция в философии и общественных науках, М., 2005

  4. Роза Люксембург, О социализме и русской революции: Избранные статьи, речи, письма, М., 1991

  5. Карл Маркс, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 8, М., 1974

  6. Ленин В. И. Государство и революция: Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции: Ленин В. И. Полное собрание сочинений, М., 1974

Лекция 4. Причины и социальные последствия революций (2 ч.)
Структурная модели причин революций (Барингтон Мур, Тедда Скочпол). Старорежимные социально-экономические кризисы. Социальная статистика и демография перед революцией. Аграрные структуры и крестьянские восстания: радикализация крестьян в Росси, Китае, Франции. Почему крестьяне Вандей восстали против революции? Рабочие движения и подъем уровня жизни. Классовые договоренности (Маркс, Асемоглу, Робинсон). Изменялись ли элиты после революций? Рождение современных государств. Великие революционные проекты.
Литература:


  1. Питирим Сорокин, Социология революции, М., 2005

  2. Barrington Moore, Social Origins of Dictatorship and Democracy: Lord and Peasant in the Making of the Modern World, Boston, 1966.

  3. Theda Scocpol, States and Social Revolutions: A Comparative Analysis of France, Russia, and China, Cambridge University Press, 1979

Лекция 5. Идентичность и символическое измерение коллективного действия (2 ч.)
Культура и социальное действие: роль ценностей. Коллективное действие как «когнитивный праксис». Интерпретации фреймов и идеология: диагностический, прогностический и мотивационный элементы (Гофман). Конструирование фреймов. Создавая смыслы: соединяя ценности и фреймы. Как работают идентичности? Множественные идентичности. Способствуют ли идентичности политическому участию? Как создаются и воспроизводятся коллективные идентичности? Наречение идентичностью и самоидентификация коллективов. Создание идентичностей: символы, практики и ритуалы протестных групп.
Литература:


  1. Роджерс Брубейкер, Этничность без групп, М., 2012

  2. Donatella della Porta and Gianni Piazza, (with Gianni Piazza), Voices of the Valley, Voices of the Straits: How Protest Creates Communities, Berghahn Books, 2008, chap. 3.

  3. David A. Snow, Framing Processes, Ideology and Discoursive Fields, in David A. Snow, Sarah A. Soule & Hanspeter Kriesi (eds) The Blackwell Companion to Social Movements, Oxford, Blackwell, 2004

Лекция 6. Индивидуумы, сети и участие (2 ч.)
Почему люди участвуют в коллективном действии? Роль социальных сетей. Всегда ли социальные сети имеют значения? Индивиды и претесные организации: эксклюзивные и множественные аффилиации. Индивидуальное участие, субкультуры движения и виртуальные сети.

Литература:


  1. Osa, M. 2003, Networks in Opposition, in M. Diani and D. McAdam, eds. Social Movements and Networks, Oxford University Press, 77-104.

  2. Charles Tilly, Trust and Rule, Cambridge University Press, 2005

Лекция 7. Организационная структура социальных движений (2 ч.)
Организационные дилеммы в социальных движениях. Мобилизация людей или ресурсов? Иерархические или горизонтальные структуры? Челенджеры или «поставщики услуг»? Типы организации социальных движений: профессиональные, участия (массовые, низовые). Организационные изменения социальных движений: паттерны сдвигов. Институциональный фактор и организационные изменения. Организационные культуры и изменения. Модернизация, инновация и организационное изменение. От «движения-организации» к социальным «движениям-сетям».
Литература:

  1. Gerald Davis, Doug McAdam, W. Richard Scott, and Mayer N. Zald (ed.), Social Movements and Organizations, Cambridge University Press, 2005

  2. McAdam, Doug, Sidney Tarrow and Charles Tilly, Contentious Politics, Cambridge University Press, 2001

Лекция 8. Формы действия, репертуар и циклы протеста (2 ч.)
Коммуникационный процесс протеста. Репертуар действия. Логика и формы протеста: логика чисел, логика разрушений, логика «разъярённого свидетеля». Факторы влияющие на выбор протестного репертуара. Кросс-национальное распространение протеста. Циклы протеста, волны протеста и кампании протеста. Динамика развития протестного репертуара. Классовые, групповые специфики протестного репертуара.
Литература:

  1. McAdam, Doug, Sidney Tarrow and Charles Tilly, Contentious Politics, Cambridge University Press, 2001

  2. Richard Cobb, The Pattern of Popular Protest, 1795-1815, in: The Police and the People. French Popular Protest 1789-1820, Oxford 1970, pp. 85-117.

Лекция 9. Политизация протеста и перспективы для социальных движений (2 ч.)
Политические институты и социальные движения. Превалирующие стратегии социальных движений. Союзники, оппоненты и социальные движения. Мульти-организационные поле. Могут ли социальные движения перерасти в партии? Дискуссии о возможностях политического развития и медиа-системы.
Литература:


  1. Nella Van Dyke, Protest cycles and party politics: the effect of elite allies and antagonists on student protest in the United states: in Jack Goldstone (ed.) States, Parties, and Social Movements, Cambridge University Press, 2001

  2. Donatella della Porta and M. Diani, Social Movements: An Introduction, Oxford, Basil Blackwell, 2006 (chapters 8 and 9)

Лекция 10. Демократизация и социальные движения (2 ч.)
Стратегии и эффекты социальных движений в общественной политике. Схемы и примеры изменения общественной политики. Процедурные изменения. Социальные движения, демократическая теория и демократизация. Обратный эффект социальных движений: реакция и развал старых систем классовых договоренностей. Перспективы развития социальных движений.
Литература:


  1. Bermeo N., Myths of Moderation: Confrontation and Conflict during Democratic Transition, Comparative Politics (journal), 29: 205-322, 1997

  2. Slater Dan, Ordering Power. Contentious Politics and Authoritarian Leviathans in South-East Asia, Cambridge, Cambridge University Press, chaps. 1, 2, 9


8Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1Базовый учебник





  1. Donatella della Porta and M. Diani, Social Movements: An Introduction, Oxford, Basil Blackwell, 2006

  2. McAdam, Doug, Sidney Tarrow and Charles Tilly, Contentious Politics, Cambridge University Press, 2001



8.2Дополнительная литература (смтореть Ридер по курсу)





  1. Штомпка, Социология социальных изменений, М., 1996.

  2. Джек Годстоун, К теории революций четвертого поколения // Литературно-философский журнал «Логос», 2(86), М., 2012

  3. McAdam, Doug, Sidney Tarrow and Charles Tilly, Contentious Politics, Cambridge University Press, 2001

  4. Neil J. Smelser, Theory of Collective Behavior, 1974

  5. Eric Hobsbawm, Primitive Rebels: Studies in Archaic Forms of Social Movement in the 19th and 20th centuries, Manchester University Press, 1977

  6. Charles Tilly, Social movements, 1768-2004, Paradigm Publishers, 2004

  7. Ханна Арендт, О революции, М., 2010

  8. Алексис де Токвиль, Старый порядок и революция, СПб., 2008

  9. Заволько Г.А., Понятие революция в философии и общественных науках, М., 2005

  10. Роза Люксембург, О социализме и русской революции: Избранные статьи, речи, письма, М., 1991

  11. Карл Маркс, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 8, М., 1974

  12. Ленин В. И. Государство и революция: Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции: Ленин В. И. Полное собрание сочинений, М., 1974

  13. Питирим Сорокин, Социология революции, М., 2005

  14. Barrington Moore, Social Origins of Dictatorship and Democracy: Lord and Peasant in the Making of the Modern World, Boston, 1966.

  15. Theda Scocpol, States and Social Revolutions: A Comparative Analysis of France, Russia, and China, Cambridge University Press, 1979

  16. Роджерс Брубейкер, Этничность без групп, М., 2012

  17. Donatella della Porta and Gianni Piazza, (with Gianni Piazza), Voices of the Valley, Voices of the Straits: How Protest Creates Communities, Berghahn Books, 2008, chap. 3.

  18. David A. Snow, Framing Processes, Ideology and Discoursive Fields, in David A. Snow, Sarah A. Soule & Hanspeter Kriesi (eds) The Blackwell Companion to Social Movements, Oxford, Blackwell, 2004

  19. Osa, M. 2003, Networks in Opposition, in M. Diani and D. McAdam, eds. Social Movements and Networks, Oxford University Press, 77-104.

  20. Charles Tilly, Trust and Rule, Cambridge University Press, 2005

  21. Gerald Davis, Doug McAdam, W. Richard Scott, and Mayer N. Zald (ed.), Social Movements and Organizations, Cambridge University Press, 2005

  22. McAdam, Doug, Sidney Tarrow and Charles Tilly, Contentious Politics, Cambridge University Press, 2001

  23. McAdam, Doug, Sidney Tarrow and Charles Tilly, Contentious Politics, Cambridge University Press, 2001

  24. Richard Cobb, The Pattern of Popular Protest, 1795-1815, in: The Police and the People. French Popular Protest 1789-1820, Oxford 1970, pp. 85-117.

  25. Nella Van Dyke, Protest cycles and party politics: the effect of elite allies and antagonists on student protest in the United states: in Jack Goldstone (ed.) States, Parties, and Social Movements, Cambridge University Press, 2001

  26. Donatella della Porta and M. Diani, Social Movements: An Introduction, Oxford, Basil Blackwell, 2006 (chapters 8 and 9)

  27. Bermeo N., Myths of Moderation: Confrontation and Conflict during Democratic Transition, Comparative Politics (journal), 29: 205-322, 1997

  28. Slater Dan, Ordering Power. Contentious Politics and Authoritarian Leviathans in South-East Asia, Cambridge, Cambridge University Press, chaps. 1, 2, 9

Темы эссе и итоговых презентация на зачет

        1. Агарные структуры и радикализация крестьян в России: факторный анализ

        2. Сектантский протестный репертуар рабочего движения в Англии 19 ст.

        3. Протестный циклы и партийная политика в США/Франция/Великая Британия и т.д.

        4. Соотношения классового и структурного анализа протестной активности

        5. Способы мобилизация протестных масс в Китайской революции

        6. Когда научные теории не срабатывают: крестьянское восстание в Вандее

        7. Социальные сети проетсующих масс на примере «бело ленточного движения»

        8. Политическая экономия экологического движения в Германии

        9. Электронные сетевые технологии как способ протестной мобилизации: когда не работает?

        10. Конструирование протестной идентичности франзуских студентов 1968 года

        11. Революции и масштабные государственные проекты: истории успеха

        12. Механизмы рекрутинга революционной политической элиты (на примере)

        13. Фракционные конфликты и противостояние в революционных элитых (на примере): способы взаимной дискредитации

        14. Демографические факторы протестной активности: пример Палестины

        15. Территория без легитимного насилия: «республики» протестующих на примере студенческих протестов.