Программа дисциплины «Религия и культура» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Религия и культура» 4 551.92kb.
Реферат: Религия в философии Фейербаха 1 167.89kb.
Программа дисциплины «География и культура напитков» 1 136.04kb.
Примерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура... 1 252.42kb.
Colloquia Russica „Династические связи Рюриковичей: политика, обычаи... 1 29.13kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 050720. 65 Физическая... 1 237.63kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента специальности... 3 564kb.
Программа дисциплины духовная культура и интеллектуальная история... 1 133.56kb.
Программа «Культура Русского Севера» 1 103.79kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура... 1 235.76kb.
Программа «Физическая культура и спорт» 15 3762.42kb.
«Современные подходы римской католической церкви к проблемам войны... 3 764.27kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Религия и культура» - страница №1/4




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Религия и культура» для направления 030700.62

«Международные отношения» подготовки бакалавра







Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа дисциплины
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
для направления 030700.62 «Международные отношения»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Коваль Т. Б. , проф., д.и.н., (e-mail: t.b.koval@yandex.ru)


Одобрена на заседании кафедры мировой политики

«14» марта 2012 г.

И.о. зав. кафедрой М.В. Братерский _____________________
Рекомендована секцией УМС «Мировая экономика и мировая политика»

«29» марта 2012 г.

Председатель _________________________
Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики

«12» апреля 2012 г.

Ученый секретарь А.И. Суздальцев ________________________ [подпись]

Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030700.62 «Международные отношения», изучающих дисциплину «Религия и культура» на 1-ом курсе.
Программа разработана в соответствии с:


  • ФГОС-3/НИУ;

  • Образовательной программой подготовки бакалавров по направлению 030700.62 «Международные отношения»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030700.62 «Международные отношения», утвержденным в 2011 г.


2 Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Религия и культура» состоят в том, чтобы:

- в соответствии с требованиями обязательного государственного образовательного стандарта ознакомить студентов с основными категориями, проблемами и теоретико-методологическими подходами современного религиоведения и культурологи;

- на широком религиоведческом, историческом и культурологическом материале и с учетом новейших научных открытий дать студентам общие представления о развитии мировой религиозной культуры и искусства с древнейших времен до наших дней;

- рассмотреть наиболее крупные и значимые религии мира, их вероучение, представления о Боге, мире и человеке, смысле жизни и посмертном существовании;

- ознакомить студентов с этическими и эстетическими представлениями мировых религий;

- проследить историческое развитие основных религиозных традиций мира и их влияние на развитие культуры и цивилизации;

- расширить кругозор студентов, предоставив информацию об основных религиозных праздниках и обрядах, особенностях богослужения и устройстве храмов, религиозной архитектуре и изобразительном искусстве;

- дать представление об основных мифологических сюжетах и литературе древних цивилизаций, основных сакральных текстах различных религий;

- рассказать об особенностях монотеистических религий и подходов к культуре,

- рассмотреть основные этапы истории христианской религии и культуры, особенности византийской и западной средневековой культуры, культуры эпохи Возрождения и последующих эпох, а также современное религиозное искусство и храмовую архитектуру разных стран.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:





  • иметь представление о мировых религиях и их сакральных текстах, основных вероучительных постулатах;

  • знать основы этики монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), а также их особенности в подходах к вопросу о смысле и целях земной жизни, разбираться в основах вероучения православия, католицизма и протестантизма и их подходах к этике и эстетике;

  • разбираться в основных художественных, архитектурных и литературных формах выражения религиозных представлений, в том числе, типах храмов и храмового убранства различных религиозных традиций;

  • уметь ориентироваться в многообразии духовных и религиозных учений; вырабатывать свое собственное отношение к ним, уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей;

  • обладать навыками критической оценки различных религиозных текстов и проповедей, способностью отстаивать свои убеждения, самостоятельно мыслить.

  • Уметь активно использовать полученные знания на практике, самостоятельно работать с текстами и пользоваться учебной и научной литературой, справочниками, словарями.

  • Иметь навыки дискуссий на основе полученных данных и уметь самостоятельно критически оценивать аналитические и научные материалы, исторические факты и события современной жизни, связанной с религией.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

А. Аналитические компетенции


ОК-1

Студенты, успешно окончившие программу обучения, приобретут:

1. Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) благодаря анализу вероучений различных религий и их эстетических предпочтений;
2. Знание особенностей вероучений мировых религий и особенностей их этики;

3. Учет влияния религиозного фактора на современное культурное и цивилизационное развитие;



Лекционные занятия; обсуждение эссе студентов.
Работа на лекционных занятиях, которые проводятся в интерактивном режиме (в частности, на лекциях студентам предлагается отстоять свою точку зрения и высказать самостоятельные суждения по рассматривающимся вопросам). 

Индивидуальные и групповые консультации; 

Написание аналитического эссе.

Работа в составе группы:

Коллективное обсуждение эссе


В. Системные компетенции





1) Владеет навыками научного исследования

2) Уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей;




Поиск данных в Интернет ресурсах, библиотеках, базах данных,  у экспертов;

Работа с научной литературой и информацией.





С. Коммуникационные компетенции





1) Может привлекательно и живо вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения


Работа на семинарах, доклады и выступления перед группой.

Презентации эссе по группам.

Ролевые игры на семинаре: проигрывание роли ведущего на «международных симпозиумах»

Организация дебатов (группа разбивается на подгруппы и отстаивает различные точки зрения на проблему).  


 




4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общую гуманитарную подготовку.


Для студентов 1-го курса направления 030700.62 «Международные отношения» настоящая дисциплина является обязательной.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

    - Философия



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

«Религия и политика» - дисциплина для 3 курса (обязательная);



«Религия и экономика» - дисциплина для 3 курса (по выбору).


5 Тематический план учебной дисциплины








Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение в предмет.

2

2










2

Эпоха архаики: ранние формы религии. Первобытное искусство.

10

2







8

3

Древняя Месопотамия и Египет

12

4







8

4

Традиции Индии (индуизм, джайнизм, буддизм).

14

4







10

5

Китайские духовные традиции. Этические и эстетические принципы конфуцианства и даосизма.

15

3

2




10

6

Японская культура. Синтоизм

11

1







10

7

Мифология, этика и эстетика античности (Древняя Греция и Рим)

14

4







10

8

Библия: Ветхий Завет. Иудаизм.

18

4

2




12

9

Новый Завет. Раннее христианство. Эпоха неразделенной церкви (до 1054 г.)

18

4

2




12

10

Православная традиция. Византия: богословие в красках. Русское православие. Основы вероучения, особенности религиозного характера и эстетические предпочтения. Древнерусское искусство и иконопись. Основные этапы истории русской православной церкви. Храм и богослужение. Православие в современной России.


18

4

2




12

11

Католицизм. Основы вероучения. Основные этапы истории. Средневековая культура, этика и эстетика. Храмы. Религиозные сюжеты в изобразительном искусстве. Второй Ватиканский Собор (1962-1965) и его решения. Этническое многообразие католической культуры.

18

4

2




12

12

Протестантизм. Вероучение, этика и эстетика в лютеранстве и кальвинизме. Современная протестантская мысль о путях развития человеческой культуры и цивилизации.

14

2







12

13

Ислам. Основы вероучения и главные этапы истории. Особенности мусульманской индивидуальной и социальной этики. Законы Шариата. Ислам в жизни современного общества. Мусульманское искусство и архитектура.

16

2

2




12




Всего

180

40

12




128



следующая страница >>