Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 236.25kb.
Программа дисциплины «Адаптационный курс математики» 1 163.12kb.
Программа дисциплины Методы оптимизации для направления 080200. 1 192.8kb.
Программа дисциплины Конфликты в системе управления для направления... 1 279.88kb.
Программа дисциплины «Логика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» 1 124.72kb.
Программа дисциплины Институциональная экономика для направления... 1 168.31kb.
Программа дисциплины Экономика труда Для направления 080200. 1 239.46kb.
Рабочая программа дисциплины Организация коммерческой деятельности... 1 273.04kb.
Программа дисциплины Психология влияния для направления 080500. 1 201.53kb.
Программа дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика"... 1 210.26kb.
Программа дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» 3 411.38kb.
Романтизм в Германии Романтизм разрушает эстетику классицизма. 1 117.33kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» - страница №1/2

Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Психология»

для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Авторы: Перфильева Евгения Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент



Войлокова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент
Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «__» ____________2012 г.

Зав. кафедрой – Герасим Амирович Мкртычян


Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012 г.

Председатель Ю.В. Кузнецова


Утверждена УМС НИУ ВШЭ

Нижний - Новгород «___»_____________2012 г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________

Нижний Новгород, 2012


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология».

Программа разработана в соответствии с ОС НИУ ВШЭ по направлению «Менеджмент», образовательной программой 080200.62 «Менеджмент», рабочим учебным планом университета по направлению 080200.62 «Менеджмент», утвержденным в 2012 г.



Пояснительная записка

Курс «Психология» является одним из ключевых в общеобразовательной подготовке студентов-менеджеров первого года обучения. С него начинается введение в психологическое образование, на базе которого в следующие годы осуществляется овладение студентами психологическими знаниями и развитие психологической культуры.

В условиях реформирования высшего образования психология становится для специалистов в сфере управления важной профессионально значимой дисциплиной, предназначенной не только для их общей осведомлённости, но и для знакомства с основными психологическими технологиями и методами в профессиональной деятельности. «Психология» как учебная дисциплина в системе подготовки менеджеров связана со следующими общекультурными и психологическими дисциплинами учебного плана специальности: «Философия», «Социальная психология», «Организационная психология», «Культурология», «Организационное поведение».

Цель преподавания дисциплины «Психология» состоит в том, чтобы, опираясь на потребности и возможности студентов, способствовать развитию психологической культуры будущего менеджера.

Это определило образовательные задачи дисциплины:

- ознакомление с наиболее значительными теоретическими и методологическими основами современной психологии;

- формирование на этой основе навыков выявлять в окружающем мире психологические явления и события и умений объяснять их на языке психологии;

- развитие первичных навыков исследовательской работы и умений самостоятельной работы с психологической литературой;

- становление важных профессионально-значимых умений и навыков: самопознания и самооценки; способов познания других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Курс «Психология» состоит из трёх разделов: «Введение в психологию человека», «Мировые психологические школы» и «Основы психологии человека». Основное назначение первого раздела - ввести студентов в методологию изучения психологии: предметное поле, методы и язык научной психологии. Сложность решения этой задачи заключается в том, что студенты должны овладеть языком новой для них науки. У многих студентов первого года обучения представления об основных понятиях психологии, таких, как «личность», «индивидуальность», «характер», «возраст» и др., ни по полноте, ни по объёму не отражают сущностных характеристик. Поэтому при изучении первого раздела важно развитие специальных логических операций, необходимых для работы с понятиями.

Во втором разделе содержится краткий экскурс в историю психологии. В этом разделе курса представлены «имена наиболее крупных психологов прошлого и настоящего с отдельными моментами их личной и научной биографии» (Ю.Гиппенрейтер), а также на историко-культурном материале показаны возможности владения методами научного познания.

При проектировании содержания этого раздела мы руководствовались тем, что будущий специалист должен иметь культурно-исторический контекст понимания развития западноевропейской гуманитаристики, социальной теории и менеджмента. Знания в области мировой психологической мысли могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. Одновременно изучение классического психоанализа, необихевиоризма и гуманистической психологии может служить дополнением к общеобразовательным курсам по культурологии, социологии и философии (например, «Психоаналитические концепции культуры», «Психоанализ в бизнесе»).

Содержание третьего раздела основано на представлениях о гуманитарном характере психологического знания. Психология человека представлена как синтез психологических знаний о человеке из различных отраслей психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Панферов). Главная задача раздела состоит в выработке «целостного представления о психике человека как условии множественности психологических теорий» (В.М. Розин). Для решения этой задачи привлекаются представления о психическом мире человека из художественной литературы, живописи, киноискусства, метафорические понятия и аргументация по аналогии.

Разные научные психологические школы имеют различные подходы к психологии человека. Понятие о человеке дано в содержании раздела в соответствии с моделью Б.Г. Ананьева: человек-индивид, человек-личность, человек-субъект понимания, общения и труда, человек-индивидуальность

Концептуальная основа курса и принципы отбора содержания лекций и практических занятий сформированы на основе идей и теоретических взглядов Б.Г. Ананьева, В.А. Аверина, Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, В. А. Якунина.

Концепция курса может быть кратко представлена следующими позициями:

1. Главной теоретической основой лекционных занятий является психология человека, понимаемая как синтез психологических знаний о человеке из различных отраслей психологии.

2. Позиция студента в качестве субъекта познавательной деятельности определяет выбор активных форм организации обучения. Ведущей задачей семинаров и практических занятий становится в этом случае идея социального и профессионального становления личности студента, которую мы рассматриваем как форму психического развития.

3. Обучение рассматривается нами как организованная форма социального воздействия и поэтому может быть описано с позиций теории управления. Обучение складывается из целеполагания, информации, прогнозирования, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии.


ОК-1

Умеет анализировать и оценивать происходящие события и процессы с психологической точки зрения и занимает активную жизненную позицию.

Лекционный курс.

Разработка и решение задач, дискуссии, написание эссе, анализ произведений литературы и искусства.




Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями.


ОК -2

Умеет наблюдать, выявлять, и оценивать психологические события и факты, а также прогнозировать их развитие на основе психологических закономерностей


Лекционный курс.

Разработка и решение задач, дискуссии, написание эссе.




Умение анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире, и формирование активной гражданской позиции.


ОК - 3

Умеет анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию.

Лекционный курс

Разработка и решение задач.




Умение анализировать и оценивать исторические события и процессы.


ОК - 4

Умеет проследить и оценить развитие психологической науки, а также отдельные исторические факты, оказавшие влияние на ее становление.

Лекционный курс, подготовка докладов, написание эссе.

Владение культурой мышления, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.


ОК - 5

Способен подготавливать доклады и презентации по исследуемой тематике, умеет излагать материал для научных публикаций


Лекционный курс, проведение семинаров, тренингов, мозговых штурмов, круглых столов, подготовка эссе.


Владение навыками обучения в различных формах, включая самообразование, стремление к личностному и профессиональному саморазвитию в условиях пожизненного обучения и экономики знаний, умение критически оценивать личные достоинства и недостатки.


ОК - 7

Владеет навыками саморегуляции, способен к оценке, планированию, программированию и коррекции своих достоинств и недостатков.

Лекционный курс, психологическое тестирование, тренинги.

Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.


ОК - 9

Способен подготавливать доклады и презентации по исследуемой тематике, умеет излагать материал для научных публикаций, активно участвует в работе круглых столов, деловых играх, тренингах.

Проведение семинаров, лекций, тренингов, мозговых штурмов, круглых столов.



Способность налаживать и поддерживать социальные взаимоотношения в мультикультурной среде современного общества.

ОК - 13

Владеет знаниями основ теории этноса, этногенеза и этнической истории, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов, особенностей межэтничексой коммуникации, этнической картины мира, этнического сознания.

Лекционный курс, просмотр и анализ художественных фильмов.

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.


ПК - 2

Имеет представление об основных закономерностях управления профессиональной мотивацией и создании мотивирующих условий работы, владеет навыками самомотивации.

.


Лекционный курс, психологическое тестирование, тренинги.

Способность предложить организационно - управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений.


ПК - 3

Владеет навыками принятия управленческих решений и методиками анализа их последствий.

Написание контрольной работы и выполнение домашних заданий, решение кейсов.


Способность использовать знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности.


ПК - 5

Способен применять знания об индивидуальных различиях людей в работе, а также знания закономерностей группового взаимодействия.

Лекционный курс, тренинги, деловые игры, психологическая диагностика


Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций.

ПК - 11

Владеет инструментами анализа и проектирования эффективных коммуникационных потоков на разных уровнях: межличностном, групповом и организационном.

Лекционный курс, психологическое тестирование, решение кейсов по теме.

Владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций.


ПК - 12

Способен применять конструктивные методы при разрешении конфликтных ситуаций, знает закономерности управления конфликтами.

Лекционный курс, работа с кейсами, разрешение конфликтных ситуаций.

Владение правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез, использование методов моделирования в научных исследованиях, знание основных источников социально-экономической информации: базы данных, журналы, конференции.



ПК - 54

Способен самостоятельно изучить проблемное поле по исследуемому вопросу, сформулировать гипотезы исследования, а также создать модель психологического исследования.

Выполнение домашних заданий, контрольных работ, написание эссе, подготовка докладов и презентаций, написание курсовых работ.

Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач.



ПК - 56

Способен провести психологическое исследование на заданную тему, осуществить анализ и интерпретацию результатов и сделать необходимые выводы.

Выполнение домашних заданий, контрольных работ, написание эссе, подготовка докладов и презентаций, написание курсовых работ.


Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, и относится к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра.

Изучение курса психологических дисциплин в профессиональной подготовке современного специалиста по управлению предполагает наряду с развитием общей психологической культуры формирование общетеоретических основ изучения современной психологии и создание условий для выбора студентом гуманитарных технологий познавательной, а в будущем и профессиональной деятельности. Курс «Психология» в рамках внутри дисциплинарных связей в структуре образовательной программы взаимодействует с социальными и культурологическими дисциплинами (философией, культурологией, системой управленческих практикумов, спецкурсов и спецсеминаров).

Курс «Психология» - дисциплина теоретическая, что делает особо значимыми её межпредметные связи с социальной психологией и другими дисциплинами психологического содержания. Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении профессионально-предметных дисциплин: «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Психология лидерства», «Организационное поведение».



Тематический план учебной дисциплины

п\п



Наименование

разделов и тем



Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.занятия




Раздел 1. Введение в психологию человека













1

Психология в системе человекознания

14

4

4

6

2

Генезис психологии.

Психология как наука о душе



10

2

2

8

3

Ч Психология как наука о поведении: естественнонаучный идеал в психологии

12

2

2

8

4

Образ мира как объект психологии .

Психология как наука о внутреннем мире человека



12

4

2

6

5

Психология в современном мире. Психология и требования современной культуры

10

2

2

6

6

Методы научной и практической психологии Измерение в психологии.

16

4

4

10

7

Психология развития человека

10

2

2

8




Раздел 2. Мировые психологические школы













8

Психоаналитическая линия в психологии

14

4

4

6

9

Гуманитарный идеал в современной психологии: коммуникативный и экзистенциальный подходы

14

4

4

6

10

Бихевиоризм, его современные версии.

10

2

2

6




Раздел 3. Основы психологии человека













11

Подходы к изучению человека в отечественной психологии. Учение Б.Г. Ананьева о человеке.

10

2

2

6

12

Психологическая характеристика индивида: темперамент, конституция, психодинамические свойства

10

2

2

6

13

Психологическая характеристика личности: потребности, мотивы, способности, характер, самосознание

10

2

2

8

14

Психология человека как субъекта деятельности и общения

10

2

2

6

15

Психология индивидуальности.

10

2

2

6




Итого

180

38

40

102

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

3

4




Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*

4-5 неделя






Письменная работа (80 минут)

Эссе




*

10-12 неделя




3-4 тыс. слов




Домашнее задание




*

2-3


неделя

Домашнее задание

«Наблюдение и наблюдательность»



Итоговый

Экзамен





*


Итоговый тест (90 минут)

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях, оценку контрольной работы, оценку выполнения письменной работы в форме эссе (3-4 тыс. слов) (см. Приложение), домашнего задания. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется в зависимости от степени участия студента в обсуждении заданий, практических ситуаций, подготовки докладов.

Итоговый контроль – письменный экзамен (тест). По итогам написания тестового задания для получения оценки "10 баллов" студенту необходимо дать 90 % правильных ответов на вопросы теста. Для получения оценки "8-9 баллов" – не менее 80% правильных ответов. "7 баллов" – 70% правильных ответов. "5-6 баллов" – не менее 50% правильных ответов. Менее 50% правильных ответов – оценка ниже 5-ти баллов.

Работа на семинарских занятиях, выполнение контрольной работы, домашнего задания, написание эссе и экзаменационного теста оцениваются по 10-балльной шкале.



Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в психологию человека

Тема 1. Психология в системе наук о человеке.

Анализ понятия «психология». Проблема научного статуса психологии.

Основные классификации наук. Вклад философа Бонифатия Кедрова в разработку классификации наук. «Треугольник Б. Кедрова»: науки о природе, науки об обществе, гуманитарные науки. Место психологии в этой классификации Психология в системе антропологических наук , её связь с другими науками. Житейская и научная психология, их отличия и взаимоотношения. Практическая психология.

Представления о предмете психологии. Психология как наука о проявлениях и механизмах психики. Система психологического знания. Отрасли психологии. Функции психологической науки. Развитие психологии как самостоятельной дисциплины.

Психологические факты и психические явления и состояния.

Понятие «психологическая культура» и его трактовки. Составляющие психологической культуры. Понятие элитарной и массовой психологической культуры. Особенности психологической культуры менеджера.



Основные понятия: парадигма, психология, психические явления состояния и процессы, научная психология, экспериментальная психология, отрасль психологии, направление в психологии, предметная область, психологическая культура.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое место занимает психология в общей системе наук и почему?

  2. Как вы думаете, в чём основное различие научной и обыденной психологии?

  3. Что скрывает наш разум под словом «психология»?

  4. Опишите природу и функции психологической культуры.

  5. Какие проблемы решают психология как наука, профессиональная деятельность и практика?

  6. Чем объясняется, что в психологии до сих пор не произошло размежевания научного, околонаучного и псевдонаучного знания?

Базовый учебник

Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. (Под общей ред. В.Н. Дружинина). – СПб.: Питер -2009. – Главы 1, 2, 4, 5, 8, 16, 17. (есть электронная версия)



Основная литература

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, ОМЕГА-Л, МПСИ, 2006.

  2. Розин, В. М. Психология : наука и практика: учеб. Пособие.– 2-е изд. стер. – М. : Омега – Л. 2008. – С. 8-24

Дополнительная литература

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. – СПб.: Питер, 2010.-С. 3-33

  2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – С. 12-43

  3. Глейтман и др. Основы психологии: Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2001. –С. 17-27

  4. Малашкина, М.М. Популярная история психологии. – М.: Вече, 2002. – С.10-55

  5. Общая психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

  6. Сосланд А.И. О психологократии. \\ МПЖ № 1 (52). 2007. – С.192 -199

  7. Шадриков, В.Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. - М. : Изд-во Институт психологии РАН», 2009. –С.69-95.

Тема 2. Генезис психологии. Психология как наука о душе

Предыстория психологической науки. Представления древних о душе (Аристотель, Платон). Предназначение человека в понимании античных философов и христианства. Вопрос о природе души (Декарт). Проблема взаимоотношения души и тела. Этические вопросы: проблема совести. Образ человека в научной и христианской психологии. Соотношение субъектных и объектных признаков человека.

Соматические свойства человека. Конституциональные теории личности (Э, Кречмер). Анализ образов сказки Братьев Гримм «Дух в бутылке» (по Юнгу).

Развитие психология как науки о сознании. Определение базовых понятий. Понятие о бессознательных процессах. Сон и бодрствование. Сновидения и их функции. Самосознание: структура и функции. Нарушение сознания.



Основные понятия: душа, душевность и духовность, телесность, сознание, психика, бессознательное, совесть, смысл жизни, психология любовь, этика и психология, сознание и бессознательное, самосознание, метод интроспекции, периферия сознания, фокус сознания, сны и сновидения, подсознание, самосознание, Я - образ, Я-концепция.

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите основные черты образа человека в христианской психологии.

  2. Согласны ли вы с тем, что духовная жажда – исключительная черта человека?

  3. Как определяется смысл жизни и отношение к смерти в русской классической литературе?

  4. Согласны ли вы, что творчество есть способ осмысления жизни?

  5. Какие проблемы человека обсуждали древние философы?

  6. Согласны ли вы с тем, что мифы и легенды служат предысторией психологической науки о человеке?

  7. Для чего нам нужен сон?

  8. Выполняют ли сновидения какую-либо функцию?

  9. Обучение во время сна: миф или возможность?


Основная литература

  1. Розин, В. М. Психология : наука и практика: учеб. Пособие.– 2-е изд. стер. – М. : Омега – Л. 2008. – С. 27-118.

  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, ОМЕГА-Л, МПСИ, 2006. – С.88-98

  3. Глейтман и др. Основы психологии: Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2001. –С.120-128

Дополнительная литература

  1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – С. 43-59

  2. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий. М.: Канон, 1996.- С.8-17.

  3. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. / Перевод с англ.; Предисловие П.С. Гуревича. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  4. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. – глава 3. – С.106-151.

Тема 3. Психология как наука о поведении: естественнонаучный идеал в психологии

Три основные познавательные парадигмы в психологии: естественнонаучная, гуманитарная и практикоориентированная. Дискуссия 1990 гг. в отечественной психологии о соотношении естественнонаучной и гуманитарной парадигм. Естественнонаучный идеал построения психологии. Идея интроспекции.

Факты поведения. Основная единица поведения. Требования объективного метода в изучении поведения. Инструментальные приёмы исследования поведения. Этические проблемы психологического эксперимента. Основные типы экспериментов (по Р.Готтсданкеру). Эксперимент в школе К.Левина.

Основные понятия: познавательная парадигма, факты поведения, единица поведения, экспериментальная программа, этика, бихевиоризм в психологии.

Вопросы для обсуждения:


  1. Как сторонники поведенческой психологии объясняют различия между людьми?

  2. Может ли каждый человек стать кем угодно с помощью соответствующей тренировки?

  3. Теория социального научения в практике бизнеса.

  4. Зачем проводятся эксперименты, дублирующие реальный мир?

  5. В связи с тем, что в искусственных экспериментах редко воспроизводятся стрессовые условия реальной жизни, можно ли сделать вывод о их соответствии?

Основная литература

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. – СПб.: Питер, 2010.- 288 с. (глава 1, С.26-36)

  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, ОМЕГА-Л, МПСИ, 2006. – С.51-66

  3. Розин, В. М. Психология : наука и практика: учеб. пособие /В. М. Розин. – 2-е изд. стер. – М. : Омега – Л. 2008. – С. 37-46

Дополнительная литература:

  1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: учеб. Пособие. Пер. с англ. – М.: Изд-во моск.ун-та,1982. – С.16-46; 94-137.

  2. Столяренко, Л.Д. Психология: учебник. – СПб.: Питер, 2008. – С.205-216.

  3. Малашкина, М.М. Популярная история психологии. – М.: Вече, 2002. – С.10-55.

  4. Социальная психология. 7-е изд. /Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. – С.564-589.

Тема 4 . Образ мира как объект изучения психологии. Психология как наука о внутреннем мире человека

Определение понятий. Вопрос о предмете психологии. Категория «образ мира». Образ мира как объект психологии.

В.Д. Шадриков о внутреннем мире как предмете психологии. Внутренний мир как синоним души. Доказательства существования реальной внутренней жизни. Возрастные периоды формирования внутреннего мира. Многообразие языков внутреннего мира. Законы функционирования внутреннего мира.

Основные понятия: образ мира, мир внутренней жизни человека, законы внутреннего мира, зарождение внутреннего мира, языки внутреннего мира.

Вопросы для обсуждения:


  1. Находит ли эмпирическое подтверждение существование внутреннего мира человека?

  2. Как соотносятся внутренний мир и душа человека?

  3. Современные учения о душе и многообразие языков внутреннего мира.

  4. Переведите на язык психологии выражение: «богатый внутренний мир».

  5. Опишите индивидуальные проявления своей внутренней жизни.

  6. Сравните мир внутренней жизни человека на примере героев рассказа А.П. Чехова «Чёрный монах»

Основная литература

  1. Шадриков, В.Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. - М. : Изд-во Институт психологии Ран», 2009. –С. 113-123.

  2. Шадриков , В.Д. Введение в психологию. М., 2002. –С.10-27.

  3. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий. М.: Канон, 1996.- С.8-17.

Дополнительная литература

  1. Смирнов С.Д. Образ мира как объект психологического исследования. //Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – С.157-174

  2. Чехов А.П. Моя жизнь, Дом с мезонином. Чёрный монах. Т. 10 -Собрание сочинений :В 15 т. – М.: Книжный клуб Книговек, 2010.

  3. Толстой Л.Н. Семейное счастье: Роман, повести. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 384 с.

  4. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе

  5. Юнг Карл Густав и др. Человек и его символы. – М.: Медков С.Б.,»Серебряные нити», 2012. – С.14-152

Тема 5. Психология в современном мире.

Изменения представлений о человеке в современной науке. Изменения социальной ситуации и ценностных ориентаций современного общества. Актуализация проблемы влияния культуры на личность. Психология и требования современной культуры. Психология и постмодернизм.

Современное состояние психологии. Основные направления развития психологической науки: развитие существующих направлений, новые парадигмы (гуманистическая психология), новые объяснительные принципы, междисциплинарные связи.

Психологическая наука и психологическая практика. Сферы практического применения психологического знания. Психологическое обеспечение деятельности предприятия. Методы практической психологии: диагностика, консультирование, тренинг.



Основные понятия: идея неопределённости, постмодернизм, толерантность, объяснительный принцип, практическая психология, психологическое консультирование, диагностика, организационное консультирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Как мифы и склонности психологов влияют на роль психологии в современном мире?

2. Что может подсказать современная психология менеджеру?

3. В чем суть идеи неопределённости как основного признака постмодернизма?

4. Перечислите характерные признаки постмодернизма. Какие из них можно отнести к психологическим явлениям?

Основная литература


  1. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. (Под общей ред. В.Н. Дружинина). – СПб.: Питер -2009. – Главы 1, 2.

  2. Шадриков В.Д. Введение в психологию. М., 2002. –С.10-27.

Дополнительная литература

  1. Ковриженко М. Креатив в рекламе. – СПб.: Питер, 2004. – С. 10-89

  2. Пендикова И.Г. Архетип и символ в рекламе: учебное пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – Гл.1-4

  3. Юнг Карл Густав и др. Человек и его символы. – М.: Медков С.Б.,»Серебряные нити», 2012. – С.14-152.


Тема 6. Методы научной психологии

Вопросы методологии. Понятие парадигмы (Т.Кун). Критерии зрелости теоретических дисциплин. Классификация наук по уровню зрелости: описание неживой природы, живой природы, личности и общества.

Понятие научного метода. Классификация методов. Методы исследования в психологии. Основные и вспомогательные методы. Наблюдение – древнейший метод познания. Особенности научного наблюдения. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Эксперимент в психологии. Виды экспериментов. Измерение в психологии. История психодиагностики.

Основные понятия: парадигма, метод, психодиагностика, наблюдение, самонаблюдение, тесты и опросники, валидность, эксперимент, зависимая и независимая переменные, экспериментальные гипотезы.

Вопросы для обсуждения:


  1. Согласны ли вы с утверждением, что наблюдение лучший метод познания человека?

  2. Почему психодиагностика с момента появления была ориентирована на измерение интеллекта?

  3. Перечислите обязательные этические правила психологического эксперимента.

  4. Какие этические проблемы возникают при психологическом тестировании?

Основная литература

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, ОМЕГА-Л, МПСИ, 2006. – С.51-66

  2. Розин, В. М. Психология : наука и практика: учеб. пособие /В. М. Розин. – 2-е изд. стер. – М. : Омега – Л. 2008. – С.257-262

  3. Бурлачук , Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов, 2 изд. – СПб.: Питер, 2008. -384 с. (главы 1, 2)

Дополнительная литература

  1. Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2007 . Гриф УМО

  2. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. — СПб.: Питер, 2001. — 176 с. — (Серия «Практикум по психологии»).

  3. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – 336 с. (С.67-92).

Тема 7. Психология развития человека

Понятие «развитие» как ключевое понятие психологии развития. Различение понятий развитие и созревание. Виды психического развития: филогенетическое, онтогенетическое и функциональное. Проблема детерминант психического развития человека. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии. Понятие психологического возраста.



Основные понятия: развитие, рост, созревание, психологический возраст, филогенез, онтогенез, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, новообразования, кризис, «акме», акмеология, геронтогенез, госпитализм, деформация поведения, жизненный путь, жизненный сценарий, самоактуализация, сенситивный период.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как связаны между собой понятия развитие, созревание и рост?

  2. Опишите влияние ведущих детерминант на развитие человека (наследственность, среда и активность).

  3. Что составляет сущность кризиса развития? Назовите основные кризисы развития человека и их характеристики.

  4. Формирование основ эмоциональной культуры в период юности.

  5. Специфика взаимовлияния особенностей личности и характера интеллектуального развития в студенческом возрасте.

Основная литература

Психология человека от рождения до смерти /под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.



Дополнительная литература

  1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов / Сост. И науч. ред. В.С. Мухина, А.А, Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия, 2003. – 624 с.

  2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.- 496 с.

  3. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. – 688 с.

  4. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Раздел 2. Мировые психологические школы.

Тема 8. Психоаналитическая линия в психологии

Истоки психоанализа. З, Фрейд и психоанализ. Психоанализ и культура. Окна в бессознательное. Биология или социум? Оценка вклада З. Фрейда в психологию. Ученики и последователи Фрейда ( А.Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм). Концепции психоанализа в повседневной жизни. Последние достижения в психоаналитической терапии.



Основные понятия: психоанализ, фрейдизм, бессознательные конфликты, Эдипов комплекс, ид, эго, суперэго, агрессия, защитные механизм, неофрейдизм.

Вопросы для обсуждения:

  1. Согласны ли вы с Фрейдом в том, что половое влечение и агрессия – два основных мотива, лежащих в основе человеческого поведения?

  2. Как вы думаете, какие из защитных механизмом, описанных в психоанализе, чаще действуют у вас?

  3. Как вы могли бы объяснить поведение чрезмерно пунктуального и опрятного человека, используя фрейдовскую модель психосексуального развития?

  4. Представьте, что вы лежите на кушетке и разговариваете с психоаналитиком. Какие сферы вашей жизни вы больше всего хотели бы обсудить?

Основная литература

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, ОМЕГА-Л, МПСИ, 2006. – С.88-99

  2. Глейтман и др. Основы психологии: Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2001. –С.804-830

  3. Фрейд З. Введение в психоанализ. Сборник произведений. М., 1989

Дополнительная литература

  1. Осборн Р. Фрейд для начинающих /Пер. с англ. – Мн., «Попурри», 2004. – 176с.

  2. Малашкина, М.М. Популярная история психологии. – М.: Вече, 2002. – (главы 5, 6).

Тема 9. Гуманитарная линия в современной психологии

Гуманистическая психология как движение протеста. Критика естественнонаучного идеала в психологии. Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970). Позитивный взгляд на человеческую мотивацию. Что такое самоактуализация. Оценка самоактуализации («Опросник личностной ориентации»). Гуманистическая перспектива в отечественной психологии. Экзистенциальная психология. Логотерапия (В. Франкл). Место экзистенциальной психологии среди других психологических подходов.



Основные понятия: самоактуализация, Я-концепция, человекоцентрированный подход, конгруэнтность, мотивация, иерархия потребностей.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чём заключается гуманистический подход к личности?

  2. Чем понятие мотивации в трактовке Маслоу отличается от того, что под ним понимают психоаналитики и бихевиористы?

  3. Что Маслоу подразумевал под самоактуализацией?

  4. Для чего нам экзистенциальная психология?

Основная литература

  1. Розин, В. М. Психология : наука и практика: учеб. пособие /В. М. Розин. – 2-е изд. стер. – М. : Омега – Л. 2008.- (глава 4)

  2. Экзистенциальная психология /Перевод с английского.- Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2005 – 160 с.

  3. Роджерс К. К науке о личности/ История зарубежной психологии. Тексты М., 1986.

  4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.

Дополнительная литература

Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – 336 с. (С.40-41;67-92).


следующая страница >>