страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» - страница №1/2
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины «Психология» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Авторы: Перфильева Евгения Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент Войлокова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «__» ____________2012 г. Зав. кафедрой – Герасим Амирович Мкртычян Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012 г. Председатель Ю.В. Кузнецова Утверждена УМС НИУ ВШЭ Нижний - Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин ________________________ Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология». Программа разработана в соответствии с ОС НИУ ВШЭ по направлению «Менеджмент», образовательной программой 080200.62 «Менеджмент», рабочим учебным планом университета по направлению 080200.62 «Менеджмент», утвержденным в 2012 г. Пояснительная записка Курс «Психология» является одним из ключевых в общеобразовательной подготовке студентов-менеджеров первого года обучения. С него начинается введение в психологическое образование, на базе которого в следующие годы осуществляется овладение студентами психологическими знаниями и развитие психологической культуры. В условиях реформирования высшего образования психология становится для специалистов в сфере управления важной профессионально значимой дисциплиной, предназначенной не только для их общей осведомлённости, но и для знакомства с основными психологическими технологиями и методами в профессиональной деятельности. «Психология» как учебная дисциплина в системе подготовки менеджеров связана со следующими общекультурными и психологическими дисциплинами учебного плана специальности: «Философия», «Социальная психология», «Организационная психология», «Культурология», «Организационное поведение». Это определило образовательные задачи дисциплины: - ознакомление с наиболее значительными теоретическими и методологическими основами современной психологии; - формирование на этой основе навыков выявлять в окружающем мире психологические явления и события и умений объяснять их на языке психологии; - развитие первичных навыков исследовательской работы и умений самостоятельной работы с психологической литературой; - становление важных профессионально-значимых умений и навыков: самопознания и самооценки; способов познания других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями, общением. Курс «Психология» состоит из трёх разделов: «Введение в психологию человека», «Мировые психологические школы» и «Основы психологии человека». Основное назначение первого раздела - ввести студентов в методологию изучения психологии: предметное поле, методы и язык научной психологии. Сложность решения этой задачи заключается в том, что студенты должны овладеть языком новой для них науки. У многих студентов первого года обучения представления об основных понятиях психологии, таких, как «личность», «индивидуальность», «характер», «возраст» и др., ни по полноте, ни по объёму не отражают сущностных характеристик. Поэтому при изучении первого раздела важно развитие специальных логических операций, необходимых для работы с понятиями. При проектировании содержания этого раздела мы руководствовались тем, что будущий специалист должен иметь культурно-исторический контекст понимания развития западноевропейской гуманитаристики, социальной теории и менеджмента. Знания в области мировой психологической мысли могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. Одновременно изучение классического психоанализа, необихевиоризма и гуманистической психологии может служить дополнением к общеобразовательным курсам по культурологии, социологии и философии (например, «Психоаналитические концепции культуры», «Психоанализ в бизнесе»). Содержание третьего раздела основано на представлениях о гуманитарном характере психологического знания. Психология человека представлена как синтез психологических знаний о человеке из различных отраслей психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Панферов). Главная задача раздела состоит в выработке «целостного представления о психике человека как условии множественности психологических теорий» (В.М. Розин). Для решения этой задачи привлекаются представления о психическом мире человека из художественной литературы, живописи, киноискусства, метафорические понятия и аргументация по аналогии. Разные научные психологические школы имеют различные подходы к психологии человека. Понятие о человеке дано в содержании раздела в соответствии с моделью Б.Г. Ананьева: человек-индивид, человек-личность, человек-субъект понимания, общения и труда, человек-индивидуальность Концептуальная основа курса и принципы отбора содержания лекций и практических занятий сформированы на основе идей и теоретических взглядов Б.Г. Ананьева, В.А. Аверина, Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, В. А. Якунина. 1. Главной теоретической основой лекционных занятий является психология человека, понимаемая как синтез психологических знаний о человеке из различных отраслей психологии. 2. Позиция студента в качестве субъекта познавательной деятельности определяет выбор активных форм организации обучения. Ведущей задачей семинаров и практических занятий становится в этом случае идея социального и профессионального становления личности студента, которую мы рассматриваем как форму психического развития. 3. Обучение рассматривается нами как организованная форма социального воздействия и поэтому может быть описано с позиций теории управления. Обучение складывается из целеполагания, информации, прогнозирования, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, и относится к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Изучение курса психологических дисциплин в профессиональной подготовке современного специалиста по управлению предполагает наряду с развитием общей психологической культуры формирование общетеоретических основ изучения современной психологии и создание условий для выбора студентом гуманитарных технологий познавательной, а в будущем и профессиональной деятельности. Курс «Психология» в рамках внутри дисциплинарных связей в структуре образовательной программы взаимодействует с социальными и культурологическими дисциплинами (философией, культурологией, системой управленческих практикумов, спецкурсов и спецсеминаров). Курс «Психология» - дисциплина теоретическая, что делает особо значимыми её межпредметные связи с социальной психологией и другими дисциплинами психологического содержания. Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении профессионально-предметных дисциплин: «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Психология лидерства», «Организационное поведение». Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля знаний студентов
Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях, оценку контрольной работы, оценку выполнения письменной работы в форме эссе (3-4 тыс. слов) (см. Приложение), домашнего задания. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется в зависимости от степени участия студента в обсуждении заданий, практических ситуаций, подготовки докладов. Итоговый контроль – письменный экзамен (тест). По итогам написания тестового задания для получения оценки "10 баллов" студенту необходимо дать 90 % правильных ответов на вопросы теста. Для получения оценки "8-9 баллов" – не менее 80% правильных ответов. "7 баллов" – 70% правильных ответов. "5-6 баллов" – не менее 50% правильных ответов. Менее 50% правильных ответов – оценка ниже 5-ти баллов. Работа на семинарских занятиях, выполнение контрольной работы, домашнего задания, написание эссе и экзаменационного теста оцениваются по 10-балльной шкале. Содержание дисциплины Раздел 1. Введение в психологию человека Тема 1. Психология в системе наук о человеке. Анализ понятия «психология». Проблема научного статуса психологии. Основные классификации наук. Вклад философа Бонифатия Кедрова в разработку классификации наук. «Треугольник Б. Кедрова»: науки о природе, науки об обществе, гуманитарные науки. Место психологии в этой классификации Психология в системе антропологических наук , её связь с другими науками. Житейская и научная психология, их отличия и взаимоотношения. Практическая психология. Представления о предмете психологии. Психология как наука о проявлениях и механизмах психики. Система психологического знания. Отрасли психологии. Функции психологической науки. Развитие психологии как самостоятельной дисциплины. Психологические факты и психические явления и состояния. Понятие «психологическая культура» и его трактовки. Составляющие психологической культуры. Понятие элитарной и массовой психологической культуры. Особенности психологической культуры менеджера. Основные понятия: парадигма, психология, психические явления состояния и процессы, научная психология, экспериментальная психология, отрасль психологии, направление в психологии, предметная область, психологическая культура. Вопросы для обсуждения:
Базовый учебник Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. (Под общей ред. В.Н. Дружинина). – СПб.: Питер -2009. – Главы 1, 2, 4, 5, 8, 16, 17. (есть электронная версия) Основная литература
Дополнительная литература
Тема 2. Генезис психологии. Психология как наука о душе Предыстория психологической науки. Представления древних о душе (Аристотель, Платон). Предназначение человека в понимании античных философов и христианства. Вопрос о природе души (Декарт). Проблема взаимоотношения души и тела. Этические вопросы: проблема совести. Образ человека в научной и христианской психологии. Соотношение субъектных и объектных признаков человека. Соматические свойства человека. Конституциональные теории личности (Э, Кречмер). Анализ образов сказки Братьев Гримм «Дух в бутылке» (по Юнгу). Развитие психология как науки о сознании. Определение базовых понятий. Понятие о бессознательных процессах. Сон и бодрствование. Сновидения и их функции. Самосознание: структура и функции. Нарушение сознания. Основные понятия: душа, душевность и духовность, телесность, сознание, психика, бессознательное, совесть, смысл жизни, психология любовь, этика и психология, сознание и бессознательное, самосознание, метод интроспекции, периферия сознания, фокус сознания, сны и сновидения, подсознание, самосознание, Я - образ, Я-концепция. Вопросы для обсуждения:
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 3. Психология как наука о поведении: естественнонаучный идеал в психологии Три основные познавательные парадигмы в психологии: естественнонаучная, гуманитарная и практикоориентированная. Дискуссия 1990 гг. в отечественной психологии о соотношении естественнонаучной и гуманитарной парадигм. Естественнонаучный идеал построения психологии. Идея интроспекции. Факты поведения. Основная единица поведения. Требования объективного метода в изучении поведения. Инструментальные приёмы исследования поведения. Этические проблемы психологического эксперимента. Основные типы экспериментов (по Р.Готтсданкеру). Эксперимент в школе К.Левина.
Основная литература
Дополнительная литература:
Тема 4 . Образ мира как объект изучения психологии. Психология как наука о внутреннем мире человека Определение понятий. Вопрос о предмете психологии. Категория «образ мира». Образ мира как объект психологии. В.Д. Шадриков о внутреннем мире как предмете психологии. Внутренний мир как синоним души. Доказательства существования реальной внутренней жизни. Возрастные периоды формирования внутреннего мира. Многообразие языков внутреннего мира. Законы функционирования внутреннего мира.
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 5. Психология в современном мире. Изменения представлений о человеке в современной науке. Изменения социальной ситуации и ценностных ориентаций современного общества. Актуализация проблемы влияния культуры на личность. Психология и требования современной культуры. Психология и постмодернизм. Современное состояние психологии. Основные направления развития психологической науки: развитие существующих направлений, новые парадигмы (гуманистическая психология), новые объяснительные принципы, междисциплинарные связи. Психологическая наука и психологическая практика. Сферы практического применения психологического знания. Психологическое обеспечение деятельности предприятия. Методы практической психологии: диагностика, консультирование, тренинг. Основные понятия: идея неопределённости, постмодернизм, толерантность, объяснительный принцип, практическая психология, психологическое консультирование, диагностика, организационное консультирование. Вопросы для обсуждения: 1. Как мифы и склонности психологов влияют на роль психологии в современном мире? 2. Что может подсказать современная психология менеджеру? 3. В чем суть идеи неопределённости как основного признака постмодернизма? 4. Перечислите характерные признаки постмодернизма. Какие из них можно отнести к психологическим явлениям?
Дополнительная литература
Тема 6. Методы научной психологии Вопросы методологии. Понятие парадигмы (Т.Кун). Критерии зрелости теоретических дисциплин. Классификация наук по уровню зрелости: описание неживой природы, живой природы, личности и общества. Понятие научного метода. Классификация методов. Методы исследования в психологии. Основные и вспомогательные методы. Наблюдение – древнейший метод познания. Особенности научного наблюдения. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Эксперимент в психологии. Виды экспериментов. Измерение в психологии. История психодиагностики.
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 7. Психология развития человека Понятие «развитие» как ключевое понятие психологии развития. Различение понятий развитие и созревание. Виды психического развития: филогенетическое, онтогенетическое и функциональное. Проблема детерминант психического развития человека. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии. Понятие психологического возраста. Основные понятия: развитие, рост, созревание, психологический возраст, филогенез, онтогенез, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, новообразования, кризис, «акме», акмеология, геронтогенез, госпитализм, деформация поведения, жизненный путь, жизненный сценарий, самоактуализация, сенситивный период. Вопросы для обсуждения:
Основная литература Психология человека от рождения до смерти /под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с. Дополнительная литература
Раздел 2. Мировые психологические школы. Тема 8. Психоаналитическая линия в психологии Истоки психоанализа. З, Фрейд и психоанализ. Психоанализ и культура. Окна в бессознательное. Биология или социум? Оценка вклада З. Фрейда в психологию. Ученики и последователи Фрейда ( А.Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм). Концепции психоанализа в повседневной жизни. Последние достижения в психоаналитической терапии. Основные понятия: психоанализ, фрейдизм, бессознательные конфликты, Эдипов комплекс, ид, эго, суперэго, агрессия, защитные механизм, неофрейдизм. Вопросы для обсуждения:
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 9. Гуманитарная линия в современной психологии Гуманистическая психология как движение протеста. Критика естественнонаучного идеала в психологии. Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970). Позитивный взгляд на человеческую мотивацию. Что такое самоактуализация. Оценка самоактуализации («Опросник личностной ориентации»). Гуманистическая перспектива в отечественной психологии. Экзистенциальная психология. Логотерапия (В. Франкл). Место экзистенциальной психологии среди других психологических подходов. Основные понятия: самоактуализация, Я-концепция, человекоцентрированный подход, конгруэнтность, мотивация, иерархия потребностей. Вопросы для обсуждения:
Основная литература
Дополнительная литература Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – 336 с. (С.40-41;67-92). следующая страница >> |
|