Программа дисциплины «Проектирование интерфейсов» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Проектирование в дизайне среды» 4 670.02kb.
1 Определение интерфейса. Актуальность стандартизации. Классификация... 20 2360.01kb.
Программа дисциплины «Социальное проектирование» 1 245.07kb.
Программа дисциплины "проектирование информационных систем" Рекомендуется... 1 120.07kb.
Программа учебной дисциплины "Проектирование корпоративных информационных... 1 195.42kb.
37. Проектирование баз данных. Проектирование с использованием метода... 1 209.07kb.
Программа дисциплины Проектирование и архитектуры программных систем... 1 289.19kb.
Программа развития информационной среды общеобразовательного учреждения... 4 754.62kb.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Проектирование и архитектура... 1 155.26kb.
Программа дисциплины сфрагистика и геральдика 1 98.99kb.
Дипломное проектирование 4 541.89kb.
Программа дисциплины «Языки программирования» 1 195.02kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Проектирование интерфейсов» - страница №1/1

Министерство образования и науки РФ

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Факультет Информационных систем и технологий

Кафедра Прикладной математики и вычислительной техники

Утверждаю:

Декан_____________(В.В. Козлов)

«___» ________2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Проектирование интерфейсов»
Индекс дисциплины по учебному плану Б2.В.4

Код (ОКСО) 230400

Наименование направления Информационные системы и технологии

Наименование профиля подготовки Информационные системы и технологии

Форма обучения очная

Всего часов по дисциплине 180

в том числе:

аудиторные 90

самостоятельная работа студента 90

Форма итогового контроля - экзамен

Курс обучения 3

Семестр обучения 6


Самара 2012г.


Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО, утвержденного Министерством образования и науки РФ по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) "бакалавр") (Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 25) и учебного плана СГАСУ.
Рабочая программа разработана кафедрой ПМ и ВТ

Доцент, к.т.н. В.Козлов

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ПМ и ВТ
протокол №___от «__»_________20__ г.
Зав. кафедрой ПМ и ВТ,

профессор, д.т.н. С.Пиявский

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии
по направлению 230400 профиль Информационные системы и технологии
профиль Информационные системы и технологии
_________ протокол № __ от «___» _________ 20 __ г.
Председатель методической комиссии

зав. кафедрой ПМ и ВТ,

профессор, д.т.н. С.Пиявский

1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является формирование, совместно с другими дисциплинами учебного плана и всеми формами образовательного процесса в вузе, у выпускника компетенций, знаний, умений и навыков, определяемых требованиями ФГОС, изложенными в п.3 настоящей рабочей программы.

Задачами, решаемыми при преподавании дисциплины для достижения указанной цели, являются:

- освоение студентами теоретического материала, включенного в цикл лекций,

- выполнение студентами предусмотренных рабочей программой лабораторных работ, курсовых работ и проектов,

- активное участие студентов в практических занятиях и семинарах,

- активная самостоятельная работа студентов, включая выполнение домашних заданий, других учебных заданий,

- своевременный контроль текущей и промежуточной успеваемости и принятие необходимых мер по его итогам.

В результате изучения дисциплины студент должен освоить методику технического проектирования, овладеть методами рабочего проектирования, обрести способность создавать законченные информационные системы с завершенным интерфейсом пользователя, обладающим высоким юзабилити. Научиться использовать графические библиотеки для организации человеко-машинного взаимодействия. Научиться проектировать межмашинный интерфейс.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Формируемые дисциплиной базовые знания указаны в п.3. Изучение дисциплины требует входных компетенций, знаний, умений и навыков, предусмотренных следующими курсами:



  • Информационные технологии

  • Теория информационных процессов и систем

  • Архитектура информационных систем

  • Технологии программирования

  • Управление данными

  • Инфокоммуникационные системы и сети

  • Операционные системы

  • Компьютерная графика

  • Моделирование информационных систем

  • Интернет технологии

  • Сетевые технологии

Сама же она необходима для следующих дисциплин учебного плана:

  • Информационный поиск и систематизация знаний

  • Обработка и анализ экспериментальных данных

  • Моделирование и исследования с использованием прикладных программ

  • Системный анализ

  • Спецглавы математики

  • Методы оптимизации

  • Численные методы

  • Информационные технологии

  • Интеллектуальные системы и технологии

  • Вычислительная математика

  • Методы и средства проектирования информационных систем и технологий

  • Моделирование информационных систем

  • Корпоративные информационные системы

  • Моделирование и исследование с разработкой программных продуктов

  • Разработка инновационных информационных систем и технологий

  • Реализация инновационных систем и технологий

  • Информационные системы и технологии статистической обработки информации


3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (см. ФГОС ВПО):



№ п/п

Индекс компетенции

Содержание компетенции

(или ее части)



В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:










Знать

Уметь

Владеть

1

2

3

4

5

6

1

ПК-2


Способность проводить техническое проектирование

Методику технического проектирования, способы

рабочего проектирования

технологии разработки объектов профессиональной деятельности, в областях.

Методы осуществления инсталляции, отладки программных и настройки технических средств для ввода информационных систем в промышленную эксплуатацию



проводить техническое проектирование, рабочее проектирование;

применять

базовые и прикладные информационные технологии;

использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности, в областях;

осуществлять инсталляцию, отладку программных и настройку технических средств для ввода информационных систем в промышленную эксплуатацию


Способностью проводить рабочее проектирование

способность к, проектирование базовых и прикладных информационных технологий,

разрабатывать средства реализации информационных технологий, использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности, в областях,

осуществлять инсталляцию, отладку программных и настройку технических средств для ввода информационных систем в промышленную эксплуатацию






ПК-3

Способность проводить рабочее проектирование










2

ПК-11

способность к проектированию базовых и прикладных информационных технологий










3

ПК-12

способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные)










4

ПК-18

Способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности, в областях.










5

ПК-31

Способность к осуществлению инсталляции, отладки программных и настройки технических средств для ввода информационных систем в промышленную эксплуатацию










4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы


Виды учебной работы

Семестры, количество часов в семестре

Всего часов

Всего зач.ед.




1

2

3

4

5

6

7

8

9













Общая трудоёмкость
















180
















180

5

Аудиторные занятия:
















90
















90

2.5

Лекции
















36
















36

1

Практические занятия








































Семинары








































Лабораторные работы
















54
















54

1.5

Самостоятельная работа:








































Курсовой проект (работа)
















54
















54




Расчетно-графические работы








































Реферат








































Другие виды самостоятельной работы








































Экзамен
















36
















36

1

Зачет с оценкой








































Зачет








































5. Тематика лекционных занятий (с указанием наименования и краткого содержаний лекций, количество часов).

раздела курса

лекции

лекции

Тема лекции, содержание лекции

Кол-во часов

1. Человеко-машинное взаимодейстие

 

 



 

1

Введение в предметную область человеко-машинного интерфейса

Понятие интерфейса. Виды интерфейсов. Субъекты и объекты интерфейса. История человеко-машинного интерфейса.

2




2

Виды человеко-машинного интерфейса

Консольный (текстовый интерфейс), традиционный графический интерфейс, тач-скрин графический интерфейс.

2




3

Проектирование человеко-машинного интерфейса

Концептуальный дизайн, графический дизайн, промышленный дизайн. Адаптация дизайна к техническим возможностям аппаратуры.

2




4

Построение модели пользователя

Ментальная, конгнитивная, концептуальная и системная модель пользователя. Связь модели пользователя с моделью интерфейса.

2

2. Межпрограммное взаимодействие

 

 



 

5

Виды межпрограммного интерфейса

История межпрограммного интерфейса. Обоснование необходимости межпрограммного обмена данными. Форматы данных при межпрограммном обмене. Способы организации межпрограммного интерфейса. Организация обмена данными через общие файлы. Организация полнодуплексного обмена данными через общую (разделяемую память). Организация полудуплексного обмена данными через очередь сообщений.

2




6

Проектирование межпрограммного интерфейса

Введение понятий клиента и сервера как ролей программ при межпрограммном обмене данными. Поддержка межпрограммного обмена со стороны операционной системы: именованные блоки памяти, сокеты, мьютексы и семафоры.

2




7

Клиент-серверный межпрограммный интерфейс

Проектирование клиентской и серверной части. Понятие протокола обмена данными. Форматы данных. Вопросы безопасности.

2




8

Обмен данными через именованные блоки памяти

Понятие именованного блока памяти (канала). Понятие блокировки. Синхронизация доступа: мьютексы и семафоры. Вопросы безопасности.

2

3. Оконный интерфейс

 

 



 

 

 



9

Введение в предметную область классического оконного интерфейса

Понятие окна. Понятие графического примитива. Понятие оконного примитива. Поддержка диалоговых примитивов со стороны операционной системы и графических библиотек. Понятие «родного интерфейса».

2




10

Основные оконные примитивы

Простое окно, кнопка (простая, выбора, переключателя), текстовые поля, текстовые области, списки.

2




11

Составные оконные примитивы

Счетчики, календари, стандартные диалоги (например, выбор файлов и каталогов), ввод специфической информации (например, IP адреса).

2




12

Модель-представление

Понятие модели и представления. Примитивы, работающие по схеме модель-представление (например, таблицы). Понятие модельного индекса и привязка данных. Ленивые модели.

2




13

Сложные элементы управления

Понятие дерева. Методы представления деревьев. Обход дерева. Отражение дерева через модель-представление.

2




14

Комбинирование оконных элементов

Вложенность окон. Автоматического расположение элементов. Элемент управления типа «вкладка». Стековые (накладываемые) элементы управления. Создание собственных элементов управления.

2

4. Модели данных

 

 



15

Введение в предметную область интерфейса программы с внешними источниками данных

Понятие внешнего источника данных. Базы данных как реляционный внешний источник. Язык SQL ка унифицированный язык для организации обмена данными с базой. Подключение к базе данных.

2




16

Объектно ориентированный подход к БД

Переход от реляционной модели к объектной. Выбор формата представления данных (XML, JSON). Проектирование объектного доступа. Вопросы блокировок доступа при организации многопоточной работы.

2




17

Клиент-серверный доступ к реляционным источникам

Классический метод подключения к сетевой БД. Выделение ядра системы. Выбор способа сетевого взаимодействия. Проблема многопоточного доступа к данным. Вопросы безопасности.

2

5. Документирование интерфейса

18

Документирование интерфейса

 

 



6. Тематика лабораторных занятий (с указанием наименования и краткого содержания, количество часов).

раздела курса и темы лекционного курса

лабораторной работы

Наименование лабораторной работы

Количество часов

1.1

1

Анализ задачи на разработку интерфейса.

Построение расширенного описание. Составление перечня требований.



2

1.2

2

Проектирование взаимодействия.

Выявление исходных данных. Проектирование порядка человека-машинного взаимодействия. Разработка диалоговых форм.



4

1.3, 1.4

3

Модель взаимодействия.

Построение модели взаимодействия как совокупности входных и выходных данных, диалоговых форм. Оформление модели как технического задания для разработки интерфейса.



4

2.5, 2.6, 2.7

4

Клиент-серверная модель

Построение серверной и клиентской части на сокетах. Отработка взаимодействия. Анализ производительности, надежности, безопасности и расширяемости интерфейса.



4

2.5, 2.6, 2.8

5

Взаимодействие через именованные блоки памяти

Построение серверной и клиентской части. Отработка взаимодействия. Анализ производительности, надежности, безопасности и расширяемости интерфейса.



4

3.10

6

Простые оконные элементы

кнопка (простая, выбора, переключателя), текстовые поля, текстовые области



4

3.11

7

Составные оконные примитивы

Стандартные диалоги



4

3.12

8

Модель-представление для списков и таблиц

4

3.13

9

Модель-представление для деревьев

4

3.14

10

Комбинирование элементов

4

3.14

11

Подчиненные формы

4

3.14

12

Создание сложной формы

4

4.15, 4.16

13

Перевод реляционного источника в объектно-ориентированный локальный интерфейс

4

4.15, 4.17

14

Перевод реляционного источника в объектно-ориентированный клиент-серверный интерфейс

4

Всего







54


7. Тематика практических (семинарских) занятий (с указанием наименования и краткого содержания, количество часов).НЕТ
8. Тематика самостоятельной работы (с указанием наименования разделов, тем, сроки выполнения, количество часов).

раздела курса и темы самостоятельного изучения

Содержание вопросов и заданий для самостоятельного изучения

Сроки выполнения (неделя, месяц и т.п.)

Количество часов

1. Человеко-машинное взаимодейстие

Введение в предметную область человеко-машинного интерфейса

Виды человеко-машинного интерфейса

Проектирование человеко-машинного интерфейса

Построение модели пользователя



1-2 неделю

12

2. Межпрограммное взаимодействие

Виды межпрограммного интерфейса

Проектирование межпрограммного интерфейса

Клиент-серверный межпрограммный интерфейс

Обмен данными через именованные блоки памяти



3-12 неделю

20

3. Оконный интерфейс

Введение в предметную область классического оконного интерфейса

Основные оконные примитивы

Составные оконные примитивы

Модель-представление

Сложные элементы управления

Комбинирование оконных элементов



5-16 неделю

34

4. Модели данных

Введение в предметную область интерфейса программы с внешними источниками данных

Объектно ориентированный подход к БД

Клиент-серверный доступ к реляционным источникам


10-16 неделю

20

5. Документирование интерфейса

Документирование интерфейса

17-18 неделю

4

9. Тематика рефератов. НЕТ

10. Тематика курсовых проектов (работ).

Разработка индивидуального бригадного задания по проектированию законченного программного продукта с графическим интерфейсом, включающего в себя клиент-серверную технологию, работу с базами данных и формирование отчета в формате pdf или html. При выборе темы отдается предпочтение образовательной тематике.



11. Формы текущего контроля.

Формы контроля (тесты, контрольные работы, опрос и т. п.)

Сроки проведения

Раздел, тема

Контрольная работа

4 неделя

Человеко-машинное взаимодейстие

Контрольная работа

8 неделя

Межпрограммное взаимодействие

Контрольная работа

14 неделя

Оконный интерфейс

Контрольная работа

17 неделя

Модели данных


12. Вопросы к экзамену и (или) к зачету.

  1. Введение в предметную область человеко-машинного интерфейса

  2. Виды человеко-машинного интерфейса

  3. Проектирование человеко-машинного интерфейса

  4. Построение модели пользователя

  5. Виды межпрограммного интерфейса

  6. Проектирование межпрограммного интерфейса

  7. Клиент-серверный межпрограммный интерфейс

  8. Обмен данными через именованные блоки памяти

  9. Введение в предметную область классического оконного интерфейса

  10. Основные оконные примитивы

  11. Составные оконные примитивы

  12. Модель-представление

  13. Сложные элементы управления

  14. Комбинирование оконных элементов

  15. Введение в предметную область интерфейса программы с внешними источниками данных

  16. Объектно ориентированный подход к БД

  17. Клиент-серверный доступ к реляционным источникам

  18. Документирование интерфейса

13. Перечень технических средства обеспечения дисциплины (оборудование, раздаточный материал и т. п.).

  • аудитория, оборудованная мультимедиа;

  • класс ПК (не менее 1 ПК на 2 х студентов);

  • постоянное подключение к Internet.

14. Перечень программных средств для обучения студентов и контроля остаточных знаний (компьютерные программы, иллюстративный материал, видеофильмы и т. д.)

  • операционная система Windows или Linux;

  • компилятор C++ (gcc);

  • среда программирования (codeblock или qtcreator)

  • СУБД.


15. Учебно-методические обеспечение дисциплины.

15.1 Список основной литературы по дисциплине (с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания, количество экземпляров в библиотеке университета).

  1. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия", ISBN: 978-5-93286-132-5, издательство "Символ-Плюс", 2009г. - 688 стр.

  2. Тидвелл Дж. Разработка пользовательских интерфейсов. 2-е издание, ISBN: 978-5-459-00434-2, издательство "Питер", 2011г. - 470 стр.

  3. Шлее М. Qt 4.5. Профессиональное программирование на C++. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 896с.

  4. Дизайн пользовательского интерфейса: искусство мыть слона. Влад В. Головач. http://www.usethics.ru, 2010г.

15.2 Список дополнительной литературы по дисциплине (с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания).

  1. Философия C++. Введение в стандартный C++. Эккель Б. СПб. Питер, 2004

  2. Язык программирования С++. Страуcтрап Б., Москва «Вильямс», 2001г.

  3. Абстракция данных и решение задач на C++. Фрэнк М. Каррано, Джанет Дж. Причард, Москва «Вильямс», 2003г.

  4. STL для программистов на С++. Леен Аммерааль. Москва ДМК, 1999

  5. Руководство по стандартной библиотеке шаблонов (STL). Александр Степанов, Менг Ли. Москва 1999

  6. Язык программирования Си для персонального компьютера. Бочков С. О., Субботин Д. М., Москва: Диалог, Радио и связь, 1990г.

  7. Язык программирования Си. Керниган Б., Ритчи Д., Пер. с англ., 3-е изд., испр. —СПб.: "Невский Диалект", 2001

  8. C/C++. Программирование на языке высокого уровня. Павловская Т.А., Учебник для ВУЗов, Издательство: Питер- 2003г.

15.3 Список методических указаний к лабораторным занятиям, практическим и семинарским занятиям, самостоятельной работе по дисциплине (с указанием автора, наименования, года издания, издательство (за последние 5 лет)). НЕТ

15.4 Интернет-ресурсы используемые при изучении дисциплины (сайты).

  1. Язык программирования C++ для профессионалов. Б. Страуструп. http://www.intuit.ru/department/pl/cpp/

  2. Язык программирования C++. А.Л. Фридман. http://www.intuit.ru/department/pl/cpp/

  3. Основы программирования на языке C. Н.А. Калинина, Н.И. Костюкова, http://www.intuit.ru/department/pl/c/

  4. GNU Compiler Collection. http://gcc.gnu.org/

  5. GNU Compiler Collection(GCC) под Microsoft Windows. http://www.mingw.org/

  6. Среда программирования Code::Blocks. http://www.codeblocks.org/

  7. Среда программирования QtCreator. http://www.qt.nokia.com/

  8. Google C++ Style Guide. http://google-styleguide.googlecode.com/svn/trunk/cppguide.xml


16. Методы преподавания. (традиционные и (или) инновационные). ИННОВАЦИОННЫЕ
Перечень используемых инновационных методов и разработок

Электронная рабочая программа и журнал преподавателя в Интернет

Рейтинговая система учета академической активности студентов при изучении дисциплины

Тестовая система ФИСТ

Индивидуальное взаимодействие со студентами по электронной почте для предварительного ознакомления с их разработками при подготовке к аудиторным занятиям

Использование на лекциях и лабораторных занятиях мультимедийного оборудования для демонстрации электронных документов, презентаций, работы программ и пр.

Включение в лабораторные работы индивидуального поиска, систематизации и анализа информации через Интернет. Авторские презентации к лекциям

Методические рекомендации преподавателю дисциплины

Основными видами обучения студентов являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа студентов.

При чтении лекций особое внимание следует уделить выработке у студентов понимания того, что в современном информационном обществе все сколь-нибудь значимые решения должны приниматься на основе многовариантного выбора, причем, по возможности, с использованием широкого спектра формализованных методов. Компьютерные технологии создают для этого наилучшие возможности. Необходимо широко использовать мультимедийную технику, демонстрировать не только статичные иллюстрационные материалы, но и вести непосредственно компьютерное моделирование, обсуждая с аудиторией его ход и результаты.

Лабораторный практикум ориентируется на использование умения студентов програмировать под контролем преподавателя. Необходимо, чтобы студенты самостоятельно реализовывали изучаемые алгоритмы оптимизации и принятия решений на том языке программирования, который для них наиболее удобен. Очень важно, чтобы результаты каждого занятия оформлялись в соответствии с обычными требованиями и сохранялись студентами до завершения всего курса.

Если студент проявляет недостаточный уровень владения программированием, следует настоятельно порекомендовать ему срочно усилить свою программистскую подготовку, возможно, путем репетиционных занятий с квалифицированным преподавателем.

Самостоятельная работа ориентирована на домашнюю или классную работу как с компьютером, так и без него. Студенты должны систематически работать с литературой и конспектом лекций, с материалами Интернет. Оценка самостоятельной работы должна входить в оценку контрольных точек практикума с учётом контроля остаточных знаний по тестовым вопросам.



Методические указания для студентов

Основными методами обучения являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа. При этом самостоятельная работа является ведущей.

При прослушивании и проработке лекций особое внимание следует уделить терминологии, используемой в дисциплине, и основным понятиям. Записывать следует только основные положения, формулируемые преподавателем и ссылки на информационные источники, которые вы проработаете самостоятельно. Необходимо активно участвовать в обсуждении предлагаемых преподавателем тем, высказывать собственные соображения.

На практических занятиях необходимо осваивать соответствующие методы в бескомпьютерном, «ручном» варианте, приучаясь при этом грамотно оформлять промежуточные расчеты.

При подготовке к лабораторному практикуму необходимо по заданию сделать заготовки к будущему занятию и согласовать их в начале занятия с преподавателем, чтобы не терять время на переделки и доработки программы. Если в размещенной в Интернете технологической карте указано, что вы должны до занятия отправить преподавателю информацию по электронной почте, нужно сделать это не в последний момент, а заблаговременно, чтобы преподаватель успел с нею ознакомиться.

Следует учесть, что без самостоятельной работы по подготовке выполнить график лабораторного практикума практически невозможно, так как работы достаточно трудоемки, особенно для тех, кто еще не выработал достаточные навыки программирования. Кроме того, лабораторные работы включают элемент творчества и исследований, а не просто демонстрируют возможности какой-либо системы.

Документирование и формирование итоговой отчётности следует начинать заблаговременно и вести в соответствии со стандартами оформления учебных документов и научно-исследовательских отчётов. Без предоставления отчётов студенты не могут быть аттестованы по дисциплине в целом.

Важной частью промежуточной аттестации является контроль остаточных знаний, соответствующие вопросы следует попросить у преподавателя заранее и самостоятельно к ним подготовиться.