страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины "проектирование информационных систем" Рекомендуется Министерством - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования ____________Л. С. Гребнев “___”_____________ 2001 г. Рекомендуется Министерством образования РФ для направления подготовки дипломированных специалистов 654700 “Информационные системы” по специальности 071900 “Информационные системы и технологии” 2001 г.
Цель преподавания данной дисциплины заключается в том, чтобы на основе изученных дисциплин учебного плана дать студентам завершающие знания в области современных научных и практических методов проектирования и сопровождения информационных систем (ИС) различного масштаба для разных предметных областей. Основной задачей преподавания данной дисциплины является системное представление основных этапов проектирования информационных систем, основанного на объектном подходе с использованием промышленных стандартизированных решений, опирающихся на современные технологии Internet, Intranet, CORBA и др. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. (требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины) Студент должен знать методы, средства и технологию: анализа информационных ресурсов предметных областей; разработки различных моделей данных и ИС; конструирования программых модулей ИС; анализа проектных решений ИС, сопровождения ИС. Студент должен уметь осуществлять проектирование информационных систем от этапа постановки задачи до программной реализации. Изучение дисциплины основано на предварительном изучении следующих исциплин: Информационные технологии, Теория информационных процессов и систем, Управление данными, Информационные сети, Моделирование систем и др. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1.Общая характеристика процесса проектирования ИС Исходные данные для проектирования ИС. Методы управления ресурсами, процессами, корпоративными знаниями (коммуникациями), как основа для проектирования ИС. Поддержка информационными технологиями методов управления: СУБД, стандарты ассоциации Workflow Management Coalition, Intranet. Риск проекта ИС. Компоненты проектирования. Стадии разработки, модели представления, уровни детализации Тема 2.Информационно-логическая модель ИС Общая схема информационно-логической модели, графовая основа модели представления, определение структуры ИС. Модели представления ИС. Графические средства описания различных моделей представления ИС, ЕСПД: типы документов для представления проектных решений; графическое представление элементов; схемы классификации/детализации: схемы формирования вторичных элементов; схемы организационно-функциональной структуры; схемы требований; схемы потоков. Тема 3.Функциональная модель ИС Описание функциональной модели. Стратегии построения схем требований действий. Основные схемы декомпозиции действий и данных функциональной модели: декомпозиция действий на основе состава выходных данных; декомпозиция действий на основе входных данных; декомпозиция действий на основе представлений о промежуточных результатах; декомпозиция действий на основе представлений о фазах обработки; декомпозиция действий на основе представлений об альтернативных действиях. Варианты преобразования функциональной модели. Общая схема разработки функциональной модели. Функциональная модель существующей технологии обработки данных. Тема 4.Модели данных Иерархия моделей данных; определения модели данных; уровни представления (концептуальный, логический, физический); локальная (внешняя) модель; композиционная модель данных. Некоторые концептуальные модели данных; реляционная модель данных; ER - модель; функциональная модель данных; модель данных КОДАСИЛ; модель с классификацией информационных объектов (модель Смиттов). Нормализация концептуальной модели данных и целостность данных: нормальные формы концептуальной модели данных; параметризация модели данных; ссылочная целостность. Агрегирование объектов в предметные базы данных. Сравнение различных моделей данных концептуального уровня. Методики конструирования моделей данных: методика построения локальных моделей данных на основе выделения баэовых действий; методика построения локальных моделей данных на основе выделения баэовых объектов; методика раэработки СУБД ориентированных схем данных на основе нормалиэованной модели данных; методика раэработки типов данных на основе синтаксиса языка управления эаданиями. Диаграммы потоков действий-данных (модель де-Марко). Тема 5. Объектно-ориентированная модель предметной области (проект расширенной концептуальной модели) Основные компоненты объектно-ориентированной модели предметной области: метаобъект, объект, определение атрибута, связи. Спецификация атрибутов: простые первичные показатели, ссылки, копии; категории; ключи; вычисляемые показатели; вычисляемые связи. Траектории движения объекта в пространстве параметров. Специальные объекты: состояния, события, работы (операции). Обеспечение синхронности данных. Регламент. Тема 6. Программно-ориентированные модели представления ИС Визуальное программирование. GUI (Graphical User Interface , Графический интерфейс пользователя), MS Windows. Программирование, управляемое событиями. Обработчики событий (Evant Handler) Классы, объекты и события. свойства классов. Платформа клиент-сервер. Согласованное управление: транзакции и серверы баз данных, уровни разграничения транзакций, переход от запросов к хранимым процедурам Тема 7. Структура модулей Типы данных. Описание структуры модулей. Процедуры. Пакеты. Задачи. Обмены. Классы. Компоненты. Пользовательский интерфейс: объектный подход к организации пользовательского интерфейса. Приемы структурирования для последовательных управлящих структур: метод дублирования кодов; метод введения переменной состояния; метод введения флагов состояния. Таблицы решений. Вычислительные схемы. Тема 9. Проектирование логики на основе асинхронных взаимодействий Базовые варианты обработки точек входа. Логика асинхронных взаимодействий, доступ к переменнным состояния и событиям. Моделирования классических механизмов взаимодействия средствами обменов. Доступ к нескольким ресурсам. Организация коллективного выполнения производственных заданий в среде ИС. Тема 10. Логический анализ структур ИС Типизированные множества и отношения: основные операции. Прочность и сцепление компонентов ИС. Анализ информационной связности действий. Анализ информационной связности систем. Анализ функциональной связности данных. Анализ функциональной связности систем. Тема 11. Распределение обработки данных на основе анализа структур ИС Формы распределенных данных. Организация синхронности данных. Компоновка распределенной обработки. Доступ к данным в локальной сети. Тема 12. Анализ производительности ИС Временной аналиэ блок-схем. Представление СМО в виде вэаимодействующих эадач. Модель М/G/1 - FIFO. Сравнение моделей с зкспоненциальным и постояннаым распределением временами обслуживания. Оценка вероятности превышения эаданного времени ответа в ИС. Выбор емкости буферного накопителя. Замкнутая модель массового обслуживания с конечным числом источников. Циклическое обслуживание с квантованием. Оценка производительности и времени отклика. Субъективная производительность ИС. Тема 13. Управление проектами ИС Принятие решения руководителем (подготовка, принятие и реализация решения). Психологические аспекты принятия решений в процессе проектирования. Организационные формы управления проектами: структуры управления проектами, функции участников проекта. Инвестиционный проект. Типы и основные группы инвестиций основные группы инвестиций. Структура технико-экономических исследований проекта. Структура прединвестиционных исследований проектов. Оценка инвестиционной привлекательности проекта. Источники и формы финансирования проектов. Отбор и сертификация проектов. 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендуемая литература. а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Специализированные пакеты проектирования и исследования ИС. Сетевой компьютерный класс. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 071900 “Информационные системы и технологии” направления 654700 “Информационные системы” Программу составили: - Дубенецкий В.А., к.т.н., доцент, СПбГЭТУ "ЛЭТИ" - Цехановский В.В., к.т.н., доцент, СПбГЭТУ "ЛЭТИ Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии Учебно-методического объединения вузов по университетскому политехническому образованию на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана по специальности 071900 – “Информационные системы и технологии” “___” _________ 2001 г., протокол №____. Председатель УМК по специальности 071900 – “Информационные системы и технологии” Б. Я. Советов Председатель совета УМО по университетскому политехническому образованию И. Б. Фёдоров |
|